Научная статья на тему 'Модернизация гуманитарной подготовки педагогов нового поколения: сегодня и завтра'

Модернизация гуманитарной подготовки педагогов нового поколения: сегодня и завтра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация гуманитарной подготовки педагогов нового поколения: сегодня и завтра»

Следует заметить, что в настоящее время уже имеются педагогические технологии партнерского общения, коммуникаций преподавателя и студента, позволяющие и преподавателю, и студенту быть субъектами учебной деятельности. То есть, уже созданы условия для развития полиреальностей студента. Преподаватели осведомлены о существовании таких технологий, но на практике они занимаются коррекцией ими порожденных конфликтов - падение активности у студента, снижение мотивации к обучению, значительный «отсев» среди студентов. Создается впечатление, что преподаватели вечно решают одни и те же проблемы повышения активности и самостоятельности студента, являющиеся показателями соответствия учебной деятельности формирующейся у них реальности воли.

Поскольку виртуальный конфликт -явление психологическое, он не имеет внешне выраженных признаков (противо-

стояние, напряжение, столкновение интересов, соответствующее конфликту чувство враждебности и др.), поэтому он не воспринимается участниками образовательного процесса как конфликт. Ни студенты, ни преподаватели не осознают ситуацию как состояние конфликта. Но порожденное обладает таким же статусом реальности и истинности, как и порождающее: временность существования не делает событие менее существенным, чем породившее его начало. То есть, виртуальный конфликт в условиях модернизации качества высшего образования - феномен, требующий пристального и корректного изучения. В противном случае незадействованные реальности личности и воли студента будут вновь и вновь порождать проблемы в обучении, а на личностном уровне - нежелание учиться, проблемы с посещаемостью и успеваемостью и в будущем - отторжение профессии, к которой его готовили в вузе.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ: СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Л.А. Волович, главный научный сотрудник ИПППО РАО,

член-корр. РАО, доктор филос. наук, профессор

Педагогическая профессия ныне, увы, находится на уровне критического состояния. Отсутствие последовательной и настойчивой государственной поддержки материального и духовного статуса учительства в нашем отечестве очевидно и откровенно. Возникают вопросы, что нужно сделать, чтобы поднять престиж профессии, чтобы резко повысить мотивацию ее выбора в жизни нового поколения российских граждан.

Запрограммированная в общем контексте до 2010 года модернизация системы непрерывного профессионального образования не может и не должна происходить спонтанно. Ее доминантный фактор - гуманитарная культура всего профессионально-педагогического кадрового контингента, что и должно являться

стержневой идееи государственной социальной политики ее духовно-личностной прерогативой.

В течение последних десяти лет нами ведется комплексное научное исследование и экспериментальная отработка их версий по проблеме формирования гуманитарной культуры специалиста в системе непрерывного профессионального образования. Закономерным стал выход на гуманитарное образование педагогических кадров на уровне допрофессио-нальной подготовки и, далее, средней, высшей школы, а также учебных заведений дополнительного педагогического образования. Именно в этой связи в качестве опорных были выстроены следующие направления исследования, получившие полную поддержку практиков.

Казанский педагогический журнал 4'2005

9

А. Базовые концептуальные идеи:

а) анализ теоретико-прикладных и исторических предпосылок непрерывного развития и обогащения педагогики как гуманитарной науки во всех ее генеративных, а также функционально-ролевых ипостасях;

б) актуальность педагогики как стержневой версии эффективной государственной образовательной политики в условиях неизбежной модернизации российского общества в целом и в каждом из его этно-территориальных субъектов;

в) педагогика как целостный, комплексный интеграт науки и образовательной практики;

г) новые тенденции в развитии российской системы образования с опорой на опережающую стратегию во всех ее генерациях, а также с обязательным вычленением передового опыта разного типа;

д) общественное мнение как обязательное и вероятностное основание развития и обогащения ценностной базы интеграции науки и образования.

Б. Модель и логическая диверси-фикативность интеграции науки и образования:

а) концепция интеграции гуманитарной культуры и профессиональной подготовки специалиста как прерогатива обновления цели, смыслов, содержания, технологий образовательной политики;

б) личность как объект и субъект интеграции науки, образовательной стратегии и тактики в учебных заведениях всех профилей, в первую очередь, педагогического. Интеллигентность как интегратив-ное качество личности педагога нового поколения;

в) интеграционная диверсификатив-ность как отклик на социально-государственный заказ. Именно в этом контексте делается, должен и будет делаться акцент на модернизации как стержневой идее продуктивного развития образования, педагогической науки и их интегра-тивной взаимосвязи;

г) непрерывная и оперативная коррекция места и роли ГОС гуманитарной

подготовки в системе непрерывного профессионального образования, в первую очередь, в учебных заведениях педагогического профиля. В этом контексте особо актуальный смысл приобретает новая версия интеграции гуманитарных наук и гуманитарных учебных дисциплин;

д) опережающая эффективность интеграции науки и образовательной практики с использованием поэтапных стилевых процедур (перечислительность, сум-мативность, синтез и, наконец, интегра-тивность).

При опоре на интегративность как генеральную идею модернизации образовательной политики на первый план выводится личность педагога как проводника-инициатора, конструктора, идеолога и лидера всех этих процессов.

В. Опытно-экспериментальная отработка научных профессионально-педагогических идей, замыслов, решений, рекомендаций:

а) акцент на проектировании, реализации и, наконец, на мотивации, стимулировании ценностной парадигмы динамического социокультурного стереотипа личности специалиста с опорой на поливариативную логику интеграции науки во всех ее видах, типах и образовательной практики. Базовый критерий - доверие как со стороны этой личности, так и к ней;

б) функционально-интеграционная отработка новых версий учебников, учебных, методических пособий, программ лабораторного авторства по серии предметов - История Отечества, риторика, русский язык, татарский язык, русская литература, зарубежная литература, педагогическая культурология, культурологический практикум, английский язык, логика, физическая подготовка и др.;

в) включенность коллективов учебных заведений различных типов и профилей в реализацию лабораторного замысла о продуктивности опоры на прямую и обратную связь всех актуализированных субъектов процесса, а именно -педагогов, студентов, лидеров, потребителей и исполнителей социальной поли-

10

Казанский педагогический журнал 4'2005

тики, модернизации производства как ее опоры и базы;

г) гармонизация полиэтнокультурных традиций как опоры интеграции образовательной практики, науки с ее педагогическим приоритетом и кадровой политики;

д) актуализация, создание, проверка и внедрение принципиально новых учебных курсов для высших педагогических учебных заведений и ИПКРО по пробле-

мам стратегии и логике модернизации отечественной российской системы образования.

Гуманитарная подготовка специалиста в системе непрерывного педагогического образования объективно выходит на уровень стратегической задачи первоочередной значимости. Именно в этом стратегическом контексте мы определяем базу всей исследовательской логики. Суть ее, с нашей точки зрения, такова.

Стратегия модернизации содержания и технологий гуманитарной подготовки педагогов нового поколения в системе непрерывного профессионального образования

Главное противоречие - объективная необходимость гармонизации лично-стно-социального и функционально-ролевого статуса педагогов и учащихся (студентов), с одной стороны, и фактическая дисгармония в стиле их субъектно-гуманитарных взаимоотношений, с другой стороны.

Главная проблема - каковы опорные факторы и механизмы модернизации гуманитарной подготовки специалистов в системе непрерывного педагогического образования, призванной обеспечить новый социокультурный стиль взаимоотношений обоих новых поколений - педагогов и учащихся (студентов).

Главный объект усилий - новый смысл гуманизации и гуманитаризации в подготовке педагогических кадров как лидеров социально-образовательной государственной политики.

Главная движущая сила - органы законодательной, исполнительной власти, руководители учебных заведений всех типов, профилей и их педагогические коллективы.

Главные признаки эффективности:

1) атмосфера взаимного доверия, уважения, сотрудничества в каждом учебном творческом коллективе;

2) возрастающая творческая инициатива преподавателей и студентов (учащихся), направленная на углубленное изучение гуманитарных предметов и непрерывно обогащающийся выбор ими гуманитарных ценностей;

3) осмысленная адаптация ценностей и традиций гуманитарной культуры к реальному или к потенциальному выбору профессионального, интеллектуального, жизненно значимого интереса;

4) углубленная интеграция гуманитарного, естественно-математического, общепрофессионального и специального раздела образования;

5) прогнозная интеграция идей, ценностей, выводов науки и реальной образовательной практики во всех типах и видах учебных педагогических заведений.

Главные тенденции:

1) востребованность на жизненно-значимые и устоявшиеся ценные гуманитарные знания как духовную подпитку личностного потенциала специалиста различных педагогических профилей;

2) воспитание патриотизма и гражданственности педагогов нового поколения как лидеров духовного процветания Отечества.

Главная мотивация:

1) проникновение в богатый социально-исторический опыт России как авторитетной державы;

2) углубление межэтнического родства и братства;

3) пробуждение ресурса творческой интеллектуальной интуиции в работе с учащимися всех категорий;

4) интерес к углубленному изучению произведений литературы и искусства.

Направление главного удара - создание государственной комиссии, объединяющей представителей органов обра-

Казанский педагогический журнал 4'2005

11

зования, педагогов-практиков, научных работников гуманитарного профиля, ориентированной на динамизацию и индивидуализацию содержания, технологий, оценочных модулей гуманитарной подготовки учащихся, студентов, слушателей дополнительного образования.

Главное звено - динамический социокультурный стереотип личности учащегося, студента каждого из учебных заведений педагогического профиля как опорный интеграт системы гуманитарной подготовки специалиста нового типа.

Главное средство - выработка системного понятийно -терминологического набора, органически обеспечивающего содержание и технологии гуманитарной подготовки по всем предметам цикла.

Главное поле действия - целостная система гуманитарной подготовки в учебных заведениях педагогического профиля, включающая собственно гуманитарные учебные предметы, а также гуманитарную компоненту всех звеньев специализации.

Главный стимул(ятор) - непрерывный рост качества, динамики гражданственности и личностной ориентированности гуманитарной подготовки педагогов нового поколения в системе ССУЗ - ВУЗ - ИПКРО.

Главный критерий оценки эффективности - повышение качества гуманитарной подготовки студенчества и гуманитарной культуры как отдельного педагога, так и всего педагогического сообщества.

Главный координатор - попечительский совет межведомственного уровня, концентрирующий в новом статусе новый уровень гуманитарной культуры воспитанников педагогических учебных заведений.

Главные ресурсы (резервы):

1) допрофессиональные педагогические учебные структуры (школы, гимназии);

2) новый, высокий уровень требований к педагогическим кадрам вузов, ССУЗов, ИПКРО с учеными степенями и без них;

3) материальное стимулирование, повышение заработной платы педагогическим кадрам, адекватной возросшему уровню требований к ним за новый уровень культурного потенциала воспитанников.

Главные коррекционные механизмы:

1) конкурсная система по региональной и федеральной оценке качества педагогической деятельности в гуманитарной подготовке студентов педагогического профиля;

2) инициативные группы студенческой молодежи по монопредметным и полипредметным версиям гуманитарной подготовки.

Главные факторы:

1) компетентное и здоровое общественное мнение;

2) студенческие версии учебных предметов, базовых модулей по гуманитарным предметам;

3) открытость системы педагогического образования по внедрению идей качественной модернизации гуманитарной подготовки.

Реализация нашей стратегической установки определяет 5 маршрутов, обеспечивающих максимально запрограммированную продуктивность гуманитарной подготовки педагогических кадров всех уровней.

Маршрут первый - система непрерывного педагогического образования как социально-профессиональное пространство становления, развития и духовного обогащения педагогов всех поколений. Без какой бы то степени наивности выделим следующий ряд компонентов данного рода системы:

1) профильные школы с предварительной педагогической установкой их воспитанников. Именно здесь закладывается в сознание и подсознание учащихся необходимость, возможность, вероятность и неизбежность продуктивной гуманитарной подготовки как базы необратимой профессиональной судьбы;

12

Казанский педагогический журнал 4'2005

2) педагогические училища и колледжи всех сложившихся разновидностей;

3) педагогические институты и университеты с учетом их полиэтнокультурной специфики;

4) институты и центры непрерывного повышения квалификации работников образования с выделением их предметно-цикловой специфики;

5) аспирантура, докторантура, соискательство реально действующих педагогических учебных заведений с подготовкой диссертационных работ особо одаренных специалистов;

6) центры дополнительного педагогического образования на базе средних и высших технических учебных заведений с гуманитарной компонентой;

7) гуманитарное самообразование педагогов всех категорий с формированием у них здорового художественно-эстетического вкуса и ценностных ориен-таций.

Роль преподавателя становится гуманитарно упреждающей, пропедевтической. Особенно это касается работы в сети Интернет при обилии информации разной направленности и разной степени моральной и культурной ценности. Тут роль преподавателя - выработать у студентов критическое мышление и сформировать высокие нравственные ориентиры.

Маршрут второй - гуманитарная культура и гуманитарная подготовка студентов и слушателей в педагогических учебных заведениях. Если культуру в целом понимать как систему материальных и духовных ценностей, создававшихся и создаваемых за всю человеческую историю, к тому же включающих как результат этой творческой деятельности, так и ее процесс, то культура гуманитарного статуса есть духовная составляющая данного рода целостности. И если, к тому же учесть, что сама категория гуманности (гуманизма, гуманизации) связана с целостной природой человека, с его интеллектом, ментальностью, чувственно-эмоциональной наполненностью, то без дальних отклонений можно и следует прийти к заключению о том, что собственно гумани-

тарная культура и есть тот опорный феномен, который определяет смысловую парадигму формирования личности педагога.

Для более глубокого понимания природы предстоящей профессиональной деятельности будущего педагога и ее ориентации на личность учащейся молодежи чрезвычайно важно понять и принять полиэтнокультурный веер системы гуманитарных ценностей, а также придать данного рода ценностной прописке поливекторный характер.

Одной из ведущих современных тенденций развития содержания и смысла гуманитарной подготовки педагога нового поколения - его стандартизация, обусловленная объективными обстоятельствами. Прежде всего - это необходимость создания в стране целостного педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень гуманитарной подготовки, получаемый студентами разных типов педагогических учреждений. Стандартизация и непрерывная, динамическая коррекция содержания гуманитарной подготовки студента - будущего педагога обусловлена также проблемами вхождения России в систему мировой культуры, опять же опосредованного Болонским процессом, что требует учета тенденций развития содержания гуманитарной подготовки в международной образовательной практике.

Маршрут третий - методологическая оснастка гуманитарной подготовки в учебных заведениях педагогического профиля.

Мы исходим из единой генеральной установки на то, что в системе гуманитарной подготовки, а не только в подготовке естественно-математической есть, не могут не быть и должны быть учтены фундаментальные идеи. В качестве базовых мы определяем три такие идеи:

1) личность будущего педагога, наделенная чертами и качествами грамотности, интеллигентности, духовной зрелости, оперативного мышления аналитика, программиста;

2) гражданин Отечества, патриот, уважительно относящийся к историче-

Казанский педагогический журнал 4'2005

13

скому опыту страны, своего и других народов, наделенный чувством межнационального согласия и братства;

3) труженик с осмысленным и здравым пониманием своего места и роли в нынешнем социальном опыте РФ, знающий как это качество реализовать в своей профессиональной деятельности педагога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чрезвычайно важно исходить из тезиса о том, что вовлеченность будущего педагога в систему гуманитарных ценностей должна базироваться на гармонии межнаучных и метанаучных оснований методологии образовательного действа. Отсюда и серия методологических критериев эффективности гуманитарной подготовки как целостности, как системы. Они, эти критерии, таковы:

а) отражение социально-политической реальности во всех ее функционально-ролевых ипостасях;

б) опора гуманитарных предметов -базовые гуманитарные науки и их инте-гративная прерогатива;

в) набор учебных гуманитарных предметов, отражающих своеобразие региона, профиля и опыта данного учебного заведения;

г) здоровое и компетентное общественное мнение - от конкретного учебного заведения до органов власти и управленческих структур системы образования;

д) непременный социально-политический опыт страны, народа как платформа создания гуманитарной культуры, становящейся своеобразной визитной карточкой этого опыта;

е) государственные образовательные стандарты по всем предметам общественно-гуманитарного цикла.

Базовым началом интеграции профессионально-педагогической подготовки будущего педагога мы считаем социокультурный интеграт. Социокультурный интеграт - это особый раздел учебной темы по любому предмету, фрагмент учебного материала, в котором на основе органического соединения различных компонентов, имеющих социокультурную прерогативу, создается принципиально новая его версия, придающая при-

вычному его прочтению неординарный характер. Это не просто упоминание, ссылка или перечисление составных частей. Это новое качество учебного материала. И такое упоминание, и ссылка на родственные признаки, и предметную аргументацию следует рассматривать как этапы перехода к конечному его статусу -интегративности с его базовыми образованиями в виде социокультурных инте-гратов.

В целом, интегрированный проект-но-созидательный подход к учебно-воспитательному процессу в педагогическом вузе, ссузе основан на реализации идей гуманизации и гуманитаризации, когда целью и смыслом образовательного процесса являются развитие и саморазвитие индивидуализации, самоактуализации личности будущего педагога. Ключевым становится решение студентом педагогических проблем, формирование его профессиональной компетенции.

При этом меняется роль педагога: он перестает быть единоличным хранителем истины и знаний. На смену авторитарной педагогике приходит педагогика фасили-тации (сотрудничества):

- основной акцент делается на организации активных видов учебной деятельности;

- педагог не просто передает учебную информацию, а выступает в роли режиссера обучения;

- учебная информация используется как средство организации учебно-воспитательного процесса, а не как цель обучения;

- будущий педагог выступает в качестве субъекта деятельности, а развитие его самостоятельной деятельности и индивидуальности выступает как одна из главных образовательных целей.

Маршрут четвертый - сложившиеся закономерности гуманитарной подготовки в учебных заведениях непрерывного педагогического образования и ее статус сегодня.

Мониторинговая схема нашей диагностики уровня и состояния гуманитарной подготовки студентов в педагогических учебных заведениях дает основание

14

Казанский педагогический журнал 4'2005

утверждать, что ее эффективность, увы, пока еще низкая. Не удалось преодолеть ту заформализованность, хоть и в иной форме, что в течение многих десятилетий обуревала нашу отечественную систему общего, государственного, а также среднего, высшего педагогического образования. Увы, структурно- содержательная традиция стандартизации предметов гуманитарного цикла, хоть она и подверглась первой стадии коррекции, еще не привела к успеху.

Маршрут пятый - новая диверси-фикативность и непрерывное обновление гуманитарной подготовки в учебных заведениях непрерывного педагогического образования.

Мы предлагаем трехблочную модель, смысловая парадигма которой определяется правом свободного выбора учебных предметов. Блоки эти таковы.

Блок I - обязательные предметы без права их выбора и подмены. Это - философия, политология, психология, педагогика, иностранный язык. В данной модели происходит распределение предметов по курсам с учетом их курсового объема. Итого 3 учебных предмета на один учебный год со сдачей итогового экзамена.

Блок II - набор дополнительных учебных предметов следующего статуса: экономика, культурология, профессиональная этика, национальная культура, история края, мировая история, отечественное искусство, второй иностранный язык, русский язык и литература, риторика, педагогическая культурология, дизайн, возрастная физиология, философия и социология образования. Из данного набора на каждом курсе делается выбор студентами дополнительных трех учебных курсов, становящихся для них обязательным. Судя по объему часов этот комплекс может быть значительно расширен, но объем в целом - до трех предметных дисциплин (по учебным часам).

Итак, общий объем обязательных гуманитарных предметов должен быть доведен до традиционных шести на каждом курсе. Но все это - обязательные учебные предметы.

Блок III - свободный выбор по интересам как преподавателей-авторов этих

учебных курсов, так и самих студентов. Объем и сроки, отнюдь, не ограничены. Их может не быть вовсе. Но смысл этого рода учебных курсов должен состоять в том, чтоб все партнеры педагогического труда и сегодня и завтра пробудили в себе интерес не только к спецкурсу, но и друг к другу. Кстати, авторами этого рода учебных курсов могут быть и сами студенты.

Версий учебных курсов по третьему блоку может быть много. К примеру, «Образ педагога в художественной литературе», «Реклама СМИ: за и против», «Династии педагогов родного города», «Земляки - в мире», «Производство родного края», «Досуг педагога», «Скандал в классе», «Портрет учителя в истории мирового изобразительного искусства», «Углубленное прочтение одной из тем базового курса» и т.д.

В этом контексте мы намерены в очередной раз заявить о том, что коррекция государственных образовательных стандартов - дело не только ученых из поля базовых гуманитарных наук. Следует, наконец-то, доверить эту коррекцию и ассоциациям педагогов-практиков, что потребует выдачу им доверия на творческую инициативу и необычайно продуктивный рост их личностного творческого потенциала, подтверждающего гаранти-рованность интеграции науки и образовательной политики.

Наконец-то мы подтвердим мысль А.П. Чехова, записанную А.М.Горьким, о том, что наш российский учитель - это главная фигура страны.

Еще одна небольшая добавка. Следует подтвердить гарантию продуктивности обновления модели гуманитарной подготовки педагогов нового поколения в системе непрерывного профессионально-педагогического образования на базе всего объема и масштаба научных, научно-прикладных исследований, проводимых педагогами всех категорий. Это и члены РАО, и работники высшей педагогической школы, действующие как исследователи по кафедральному плану и графику, и диссертанты обоих уровней, и носители обывательского мнения, в том числе родители будущих педагогов. Вот

Казанский педагогический журнал 4'2005

15

он, пока еще небольшой набор их имен: В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, Г.А. Бор-довский, A.A. Вербицкий, Л.А. Вербицкая, Г.Н. Волков, В.М. Жураковский, В.А. Кара-ковский, A.A. Кирсанов, B.C. Леднев, В.А. Матросов, Г.В. Мухаметзянова,

З.Г. Нигматов.

Ну, и, разумеется, коллектив сотрудников лаборатории гуманитарной подго-

товки Института - М.П. Архипова, Г.М. Ба-гавиева, Н.Г. Гараева, Ф.М. Кадырова, Л.Ю. Мухаметзянова, Л.П. Тихонова.

Список может быть и будет продолжен, ибо отношение к каждому из представленных в нем лиц достойно полной поддержки и почитания.

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.Ш. Масленникова, зав. лабораторией профессионального воспитания и

социальной педагогики, д.п.н., профессор

Лаборатория профессионального воспитания и социальной педагогики работает над проблемой теоретического обоснования проектирования и реализации модели социально-ориентированной личности студента и его профессионального воспитания. В процессе исследования разработаны содержание, структура модели социально-ориентированной личности выпускника ССУЗ-ВУЗ. На основании экспертных оценок и определения понятия «социально-ориентированной личности» выявлены доминирующие качества социально-ориентированной личности студента и их диагностические признаки. Осуществлено теоретическое моделирование процесса профессионального воспитания студента системы профессионального образования, включающая в себя содержание, принципы, условия и факторы, внешние и внутренние критерии эффективности профессионального воспитания.

Актуальность исследования обусловливается тем, что переход к новым социально-экономическим отношениям в нашей стране привели к нестабильности социальных ориентиров и прежде всего молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. В своем большинстве молодежь оказалась не в состоянии трезво оценить специфику переходного периода,

выбрать правильные жизненные ориентиры, соотнести свои возможности с желаниями, осознать роль и значение в личной жизни квалифицированного труда, профессионального образования.

Начальное, среднее и высшее профессиональное образование, ориентированное на минимум знаний гуманитарного характера и в основном на специальную подготовку обучающихся в конкретном виде профессиональной деятельности, оставляет вне поля своего внимания некоторые стороны социальной жизни будущего специалиста, где трудовая функция является одной из многих социальных функций, которые приходится выполнять человеку на протяжении всей жизни. Это приводит к тому, что во-первых, выпускники учебных заведений вследствие увеличивающихся сроков обучения все в большей степени подвержены социальному инфантилизму, во-вторых, имеют смутные представления о социальных реалиях, ожидающих их после получения диплома, и, в-третьих, что более всего затрудняет процесс их дальнейшей социализации, не владеют необходимыми умениями и навыками, способствующих эффективному выполнению основных социальных ролей, в том числе и профессиональной.

16

Казанский педагогический журнал 4'2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.