Е.А. Демидов, Л.Ю. Мухаметзянова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНТЕГРАТ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ
В Концепции модернизации российского образования первостепенным приоритетом выступает воспитание. Необходимо обеспечение педагогом достижения общей цели, комплексное решение задач обучения, развития и воспитания, единство воспитания и самовоспитания. Социокультурный интеграт считается базовым началом интеграции профессиональной подготовки учащихся. Ведётся разработка интегрированной проектно-созидательной модели обучения для реализации идей гуманизации и гуманитаризации, развития и саморазвития индивидуализации личности будущего специалиста.
Ключевые слова: социокультурный интеграт, проектно-созидатель-ный подход, хореографическое образование.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определяется, что первостепенным приоритетом в образовании выступает воспитание, которое «должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития», обеспечивающий «самостоятельную деятельность обучащегося», его индивидуальность1.
Цели и задачи, стоящие перед образовательными учреждениями нового типа, предъявляют особые требования к организации учебно-воспитательного процесса в хореографическом училище. Наиболее полно им будет отвечать процесс с высокой степенью целостности. Рассмотрение процесса обучения и воспитания с этой позиции предполагает опору на концепцию В.С. Ильина, согласно которой целостность педагогического процесса представляет некоторое его совершенство, высокий уровень развития и функционирования. Сущность целостности педагогического процесса состоит в подчиненности всех его частей и функций основной задаче - формированию целостной
личности педагога. Целостный подход к организации учебно-воспитательного процесса заключается в следующем векторном обеспечении.
Во-первых, в том, чтобы каждый педагог работал на общую цель - не содействовал, а обеспечивал достижение общей цели. Во-вторых, в комплексном решении задач обучения, развития и воспитания. В-третьих, в единстве воспитания и самовоспитания, образования и саморазвития. В-четвертых, не просто в совместной деятельности, а в активной взаимной деятельности (педагогическое взаимодействие). Взаимодействие - установление связей между элементами педагогической системы, таких, как:
- информационные связи (обмен информацией);
- организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.
Таким образом, целостность учебно-воспитательного процесса характеризуется его внутренним единством, связанностью, качественной определенностью, высокими результатами в развитии, обучении и воспитании студентов. Целостность процесса должна проявляться в единстве его сторон. Сторонами учебно-воспитательного процесса в учебном заведении социокультурного профиля являются:
- содержательная (что развивать и воспитывать, чему учить);
- операционно-процессуальная (как развивать, обучать и воспитывать);
- мотивационная (как осуществлять мотивационное обеспечение педагогического процесса);
- организационная (какие предусмотреть формы организации деятельности учащихся).
В современной психолого-педагогической науке существуют различные подходы к исследованию целостности педагогического процесса. Эти подходы мы отразили в следующей структурно-логической схеме (см. схема 1).
Схема 1
Подходы к изучению целостности педагогического процесса
Воспитывающие возможности содержания образования З.И. Васильева, B.C. Ильин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин
Единство процесса обучения и воспитания Организация воспитывающей коллективной познавательной деятельности М.Д. Виноградова, И.Б. Первин
Включение форм организации воспитательной работы в учебный процесс В.М. Коротов
Единство воспитания и обучения как единство «частных» учебно-воспитательных воздействий
Построение не множества, а единой целостной системы воспитания, подчиненной единой логике Б.Т. Лихачев, В.М. Коротов, Ю.Л. Сокольников
Характер взаимодействия педагога и студента Единство отношений педагогов со студентами и студентов между собой Н.Д. Хмель
Единство «алгоритмов управления» и «алгоритмов функционирования» В.П. Беспалько
Специально регулируемое взаимодействие на основе личностных отношений Н.Ф. Родионова
Мы провели опрос студентов старших курсов КГХУ с целью выявления их отношения к образовательному пространству учебного заведения и получили следующие результаты
Что наиболее полезного для своего профессионализма Вы можете выделить в образовательном пространстве Вашего учебного заведения?
№№ Содержание ответов %
п /п кол-во
1 Доверительное отношение к студентам 25 %
2 Раскрытие творческого потенциала студентов 35 %
3 Интерес к педагогическим инновациям 12 %
4 Атмосфера гуманности 17 %
5 Воспитание чувства коллективизма 11 %
6 Мотивация педагогической эрудиции 12 %
7 Ничего полезного для себя не вижу 7 %
8 Не задумываюсь об этом 5 %
Материалы дайной таблицы свидетельствуют о выделении доверительных отношений педагогов и студентов в образовательном пространстве вуза одним из главных, стержневых условий для формирования педагогического профессионализма (25 %).
Удовлетворяет ли Вас стиль организации учебно-воспитательного процесса в Вашем учебном заведении?
№№, п/п Содержание ответов %, кол-во
1 Да 33 %
2 Больше да, чем нет 50 %
3 Больше нет, чем да 17 %
4 Нет -
5 Не думаю об этом -
Материалы данной таблицы свидетельствуют о том, что все опрошенные задумываются о стиле учебно-воспитательного процесса в своем вузе, 50 % больше удовлетворены, чем не удовлетворены стилем организации учебно-воспитательного процесса.
Наиважнейшей функцией процесса обучения в хореографическом училище следует признать стимулирование развития основных профессиональных сфер будущего специалиста и его личностных качеств. Эта функция является интегративной. Ин-тегративная сущность учебно-воспитательного процесса обусловливает необходимость рассмотрения интегративного подхода.
Теоретические проблемы интеграции активно исследуются учеными (А.П. Беляева, М.Н. Берулава, Л.А. Волович, Б.С. Гершунский, Б.М. Кедров, А.А. Кирсанов, Н.Д. Никандров, Ю.С. Тюнников). Большинство исследователей сходятся во мнении, что дифференциально-интегративные процессы в современную эпоху обладают существенной спецификой, которая связана не только с внутренними процессами, но и со многими социокультурными явлениями, развернувшейся научно-технологической революцией, с развитием индустриальной базы науки. Вопрос об интеграции научного знания как методологическая проблема актуализируется в конце XX столетия, вследствие глубокого сдвига в понимании взаимообусловленности и взаимосвязей явлений материального мира, возникновения тенденции к постижению предмета исследования в его системной целостности2.
А.А. Кирсанов, говоря о сущности интеграции, выделяет ряд связанных с ней понятий: интегральный потенциал, интегра-тивное качество. С одной стороны, интеграция имеет место в различных отраслях науки и поэтому носит характер объективной тенденции, с другой - не менее значимой оказывается множественность и разнонаправленность путей интеграции3.
Принцип множественности оснований интеграции означает, что практическая педагогическая интеграция производится по нескольким основаниям, что позволяет получить наибольший педагогический эффект. При этом одно из оснований, определенное в соответствии с поставленной целью интеграции, должно иметь доминирующее значение.
Базовым началом интеграции профессиональной подготовки учащихся мы считаем социокультурный интеграт. Социокультурный интеграт - это особый раздел учебной темы по любому предмету, фрагмент учебного материала, в котором на основе органического соединения различных компонентов, имеющих социокультурную прерогативу, создается принципиально новая его версия, придающая привычному его прочтению неординарный характер. Это не просто упоминание, ссылка или
перечисление составных частей. Это новое качество учебного материала. И такое упоминание, и ссылку на родственные признаки, и предметную аргументацию следует рассматривать как этапы перехода к конечному его статусу - интегративности с его базовыми образованиями в виде социокультурных интегратов.
Социокультурный интеграт, в котором синтезированы основные идеи, придает как прилив интереса будущего педагога к программному учебному материалу, так и их творческой инициативы. Это касается, как замечает Л.А. Волович, всех специалистов, в том числе и студентов учебных заведений социокультурной сферы. Возможности учебно-воспитательного процесса для включения в него социокультурной компоненты несомненно велики4.
В настоящее время существуют два направления развития профессиионального образования - традиционное и инновационное.
Традиционному образованию присуща дисциплинарная модель обучения, своеобразный предметоцентризм, являющийся тормозом для полноценного развития будущего педагога. При этом дисциплины перегружены избыточной информацией, слишком наукообразны. Обучение сводится к предметному накоплению типовых способов решения учебно-педагогических задач, знаний, умений, навыков и их дальнейшему совершенствованию. Студент, выполняя задание, контролирует деятельность педагога, что не создает условий для общего развития будущих специалистов, не обеспечивает предпосылок их профессионального роста. Сущностные противоречия традиционного образования можно рассмотреть в следующей структурно-логической схеме (см. схема 2).
В поисках путей обновления содержания учебно-воспитательного процесса все больше исследователей склоняется к тому, что из задач реального развития личности специалиста социокультурной сферы школа решает две простейшие: передачу опыта знаний и опыта навыков. Две же другие: передачу творческого опыта и опыта эмоционально-ценностного отношения к профессии - она не решает. «Развитая профессиональная
Схема 2
Традиционное обучение: суть, достоинства и недостатки
Традиционное обучение
1. Студенты усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства и их истины.
2. Предполагает усвоение и воспроизведение знания и их применение по аналогии.
Достоинства
Позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить студентов знаниями основ наук и образцами способов деятельности.
Обеспечивает прочность усвоения знаний и формирование практических навыков.
Негосударственное управление процессом усвоения знаний и навыков. Коллективный характер усвоения позволяет выявить типичные ошибки и ориентирует на их устранение
Недостатки
Ориентировано больше на память, чем на мышление («школа памяти»). Мало способствует развитию творчества, самостоятельности.
Недостаточно учитываются индивидуальные особенности студентов.
Превалирует субъектно-объектный стиль отношений между педагогом и студентами.
Особенности методики
Позиция студента Студент - подчиненный объект обучающих воздействий
Позиция педагога Педагог - командир, единственное инициативное лицо («всегда прав»)
Методы усвоения знаний Основывается на: - сообщении готовых знаний; - обучении по образцу; - индуктивной логике; - механической памяти; - вербальном изложении; - репродуктивном изложении
чувственность» - базис формирования нравственно-ценностных основ личности студента хореографического училища не наследуется через знания и навыки. «Здесь нужен особый педагогический инструментарий! И он есть. Для решения проблемы развития человеческой чувственности, кроме научности, необходимо предусмотреть еще и художественность, как равнозначный дидактический принцип общей педагогики»5.
Новые исследования на стыке психологии и физиологии показали несостоятельность представлений о полярности двух полушарий головного мозга и утвердили представление об его функционировании как целостной единой системы, в которой вне развития правого полушария, ведающего фантазией, воображением, творчеством, немыслима и активизация левого полушария, властвующего над миром анализа, логики, теоретических мыслительных навыков. «Прямой» путь увеличения комплекса изучаемых наук и новых, непрерывно умножающихся знаний, бесперспективен, он блокирует мыслительный потенциал будущего педагога. В новаторских трудах отечественных педагогов В.Ф. Базарного, В.М. Бронникова и других идея органичного единства интеллектуального и эмоционального развития личности получила неопровержимое подтверждение.
Профессор В. Разумный определяет: «Ныне необходим встречный путь просвещенцев к такому единству для высвобождения учебного времени, скажу более резко, - для выделения не менее одной трети его для эмоционального развития личности обучаемого. Конструктивный путь видится в интеграции предметов, а отнюдь не в межпредметных связях. Я неоднократно писал о возможности интеграции литературы, истории, курса мировой художественной культуры в единый предмет, способный убрать из голов логическую сумятицу»6.
Сегодня многие ученые приходят к выводу о том, что знание, полученное в процессе обучения, может быть полноценным только при включении механизмов развития личности. При этом они критикуют традиционный логико-рационалистический подход к проблемам учебно-воспитательного процесса в высшей
педагогической школе, при котором «<.„> на обучаемого наваливается зачастую насильно навязываемый ему груз малопонятных знаний, которые не присваиваются личностью, а отторгаются ею или остаются мертвым знанием, эпизодически всплывающим в памяти в виде обрывков, механически заученных формулировок»7. Совершенно прав драматург Виктор Розов, который во время своего выступления в телепередаче «Тема» 1 июня 1993 года сравнил знания с камнями, стукающими человека по голове и убивающими в нем личность, вместо того, чтобы ложиться ему под ноги, формируя гору, на которую он должен взобраться. Это прекрасный образ, удачно отображающий описываемую типичную ситуацию и хорошо согласующийся с предлагаемым ниже противопоставлением мертвого знания живому знанию, ставшему достоянием личности, базой для ее дальнейшего профессионального и духовного роста.
Одним из приоритетных направлений научных исследований в стране должно стать изучение путей и возможностей радикальной переориентации системы образования на формирование живого знания как обязательного условия и средства подготовки активного деятеля8. В контексте этого положения активный специалист - это специалист, способный к плодотворному эвристическому поиску, быстрому принятию оригинальных решений в нестандартных ситуациях, испытывающий эмоциональный комфорт от успешности применения своих знаний и от возможности генерировать новое знание, пользуясь освоенными способами и приемами оперирования внутренними личностными ресурсами.
Формированию «живого знания» способствует стратегия инновационного обучения, которая изменяет позицию ученика в процессе обучения, которая переориентируется с результата усвоения, с получения оценки на самостоятельную работу над своим образованием (самообразованием).
В условиях рассмотрения «живого знания» как социокультурного интеграта все явственнее наблюдается переход от дисциплинарно ориентированной системы обучения к проектно-
созидательной. Основой учебно-воспитательного процесса становится развитие индивидуальных способностей учащихся. Этот подход отвергает бесполезные знания ради знаний, навыки ради навыков.
Свойства инновационного обучения по отношению к традиционному обучению можно рассмотреть в следующей структурно-логической схеме (см. схема 3).
В настоящее время ведется разработка интегрированной проектно-созидательной модели обучения в социокультурной школе. Логика образовательного процесса базируется на идее познания окружающего мира: проектирования,
Схема 3
Свойства инновационного обучения
_Инновационное обучение
Целенаправленно проектируемый, осознанно организуемый процесс обучения, управление которым осуществляется на основе использования научных и культурно-логических знаний
Целенаправленно организованная социальная ситуация развития личности, способной принять вызов будущего (смысло- и целеполагание); процесс достижения готовности к участию в его осуществлении_
оделирования, конструирования, исследования и всесторонней оценки результатов завершенного проекта с точки зрения «вживания в окружающий мир». В новой проектной системе знания рассматриваются не как цель обучения, а как средство развития индивидуальности обучаемого. К этой цели позволяет приблизиться проектно-созидательный подход, при котором готовое знание сосуществует со знанием, синтезированным самим студентом. В этом случае меняется само понятие образования: оно определяется как построение образа окружающего мира.
При проектно-созидательном подходе меняется представление об учебно-воспитательной социокультурной среде. Это не просто образовательная среда, а специально организованное пространство для освоения разных видов и форм деятельности, где студент овладевает научными знаниями, опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, как бы раскрывает себя миру, не противостоит ему только как «познаватель». Такая учебно-воспитательная среда является развивающей. Она не навязывает студентам путь развития через нормативное построение его деятельности, а создает более свободные условия, предоставляя студенту возможность самому определить траекторию индивидуального развития.
В целом, интегрированный проектно-созидательный подход к учебно-воспитательному процессу в хореографическом училище основан на реализации идей гуманизации и гуманитаризации, когда целью и смыслом образовательного процесса являются развитие и саморазвитие индивидуализации, самоактуализации личности будущего специалиста, формирование его профессиональной компетентности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ министерства образования Российской Федерации № 323 от 01.12.2002 г. - С. 22.
2 Кирсанов А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста. - Казань: Изд-во КГТУ, 2000. - С. 116.
3 Там же. - С. 122.
4 Волович Л.А. Педагогическая культурология. - Казань: Изд-во КГПУ, 1995. - С. 45.
5 Неменский Б.М. Пути очеловечивания школы // Новое педагогическое мышления / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1989. - С. 104.
6 Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика. - 1998. № 5. - С. 20.
7 Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие // Вопросы психологии. - 1994. №№ 2. - С. 60.
8 Залевская А.А. Концепция «живого» знания. - Тверь, 1995. - С. 25.
Abstract.
In the modern concept of the Russian education the priority is given to the upbringing. Teacher has to ensure the common aim achievement, complex solution of the training issues, development and upbringing, upbringing and self-education integrity. The sociocultural integrity is the beginning of the students' professional training integration. Development of the training constructive blueprint aimed at humanization and humanization concept realization, development and self-development, prospective specialist personality individualization is being carried on.