6. Кирилова Г.И., Кит Ю.В., Кузьмина Л.П., Фарзан Т.О., Читалин H.A. Фундамента-лизация обучения естественно-математическим дисциплинам в ССУЗ. (Особенности фун-даментализации в профессиональной школе) / Под ред. H.A. Читалина, Часть II. - Казань, ИСПО РАО, - 2000. - 116 с.
7. Читалин H.A., Кит Ю.В. Фундамента-лизация математического образования в средней профессиональной школе. // Среднее про-
фессиональное образование, 2001, № 10, С. 36-39.
8. Преемственность в обучении математике. Пособие для учителей. Сборник статей. Сост. A.M. Пышкало. М., «Просвещение», 1978. - 239с.
9. Куваев М.Р. К вопросу о воспитании математической культуры студентов // Математика. Сб. научн. - метод. статей. - М, 1989 -С. 10 - 26.
динамическая непрерывная подготовка к информационной деятельности в профессиональной школе
Г.И. Кирилова, доктор педагогических наук,
зав. лаб. информатизации ПО ИПППО РАО
Теоретические аспекты проектирования и реализации динамической непрерывной подготовки к информационной деятельности в профессиональной школе раскрываются в исследованиях лаборатории информатизации профессионального образования ИПП ПО РАО (научный руководитель - д.п.н. Г.И. Кирилова, старший научный сотрудник - к.п.н. О.В. Федорова, научный сотрудник - E.C. Васильева) в рамках комплексной программы РАО, соответственно по темам, связанным с проектированием содержания информационно -ориентированных дисциплин общеобразовательного цикла в 2001-2004 гг. и общепрофессионального цикла в 2005-2007 гг.
Базовая позиция лаборатории строится с учетом стремительного развития информационной сферы, когда надо готовить специалиста к информационной деятельности, занимающей ведущую позицию в современном обществе, которая включает информационные процессы: а) продуцирования или создания новой информации, б) сбора, сохранения, поиска и систематизации информации, в) обработки, переработки информации, г) передачи, распространения, использования информации. Информационные процессы направлены на информационные объекты и функционально осуществляются посредством информационных технологий.
Жизненный цикл информационных технологий в постиндустриальном обществе весьма динамичен и включает следующие группы процессов: а) создание информационных технологий, оснащение их технической и методической документацией;
б) дальнейшее совершенствование информационных технологий, адаптация к новым сферам применения, создание новых версий компьютерных программ;
в) их освоение специалистами различных сфер деятельности, как управляемое преподавателем, так и самостоятельное;
г) использование в профессиональной деятельности, в учебном процессе или в быту.
Обозначим основные понятия и термины, положенные в основу разработки данного круга проблем.
Информационная подготовка рассматривается нами как процесс и результат формирования информационной культуры, связанной с исторически целесообразным выбором и использованием с одной стороны информационных технологий и с другой стороны компьютерных средств, необходимых современному, конкурентоспособному специалисту.
Информационную технологию можно понимать как целенаправленную, конкретно и методично координируемую систему организации информационной деятельности, позволяющую закреплять в
52
Казанский педагогический журнал 4'2005
виде знаний в информационной среде автоматизированные способы выработки, хранения, передачи и использования информации.
Компьютерные средства обеспечения информационной деятельности понимаются как способы закрепления и использования информационных знаний в технических устройствах компьютера и его программном обеспечении.
На методологическом уровне исследования опираются на многомерный подход, разработанный в лаборатории методологии профессионального образования (научный руководитель - чл. корр., д.п.н. Г.И. Ибрагимов)
Динамическая непрерывная подготовка к информационной деятельности в данной статье раскрывается в рамках многомерного подхода, сочетающего динамику во времени и в пространстве, объектную и функциональную специфику информационной деятельности, а также учет непрерывности как внешних, так и внутренних для учебного процесса информационных потоков.
Динамичность информационной подготовки во времени с объектной стороны связывается с мобильностью объектов, на которые направлена информационная деятельность, а с функциональной стороны с процессом ее обеспечения в рамках непрерывного обновления компонентов подготовки. Динамичность подготовки к информационной деятельности раскрывается, во-первых, в переносе механизмов освоения и применения информационных технологий на новые объекты и в новые ситуации. Динамичность подготовки к информационной деятельности с функциональной стороны раскрывается в рамках освоения новых методов работы с информацией и в рамках внедрения новых информационных технологий.
Информационные технологии характеризуются изменениями не только во времени, но и распространением в пространстве. Процесс автоматизации на местах и не может быть реализован в отрыве от конкретных специфических условий реальной жизнедеятельности и
функционирования образовательных учреждений, образовательного процесса, без детального учета профессиональной специфики отрасли, для которой ведется подготовка и др. Таким образом, раскрытие пространственной динамичности подготовки к информационной деятельности осуществляется через объекты специфичные для регионов и отраслей и функции.
Непрерывность подготовки к информационной деятельности в данной статье, так же как ее динамичность рассматривается в рамках многомерного подхода с позиции изменений в пространстве и во времени и раскрывается через непрерывность информационных потоков, нацеленных как на внешние, так и на внутренние проблемы управления.
С внешней стороны ставится и решается задача непрерывных информационных потоков, обеспечивающих управление образовательными учреждениями.
С внутренней стороны непрерывность подготовки связывается с тем, что информационные технологии проникают во все сферы деятельности, во все аспекты образовательного процесса, во все учебные дисциплины и сопровождаются качественным переходом от знаниевой дисциплинарно-ориентированной модели образования к компетентностной, междисциплинарной модели, способствующей реализации творчества, активности и самостоятельности будущего специалиста.
Каждому из аспектов рассматриваемой проблемы посвящены труды сотрудников ИПППО РАО.
В исследованиях доказано, что только на основе систематически выстроенной информационно-образовательной инфраструктуры может быть обеспечено соответствие информационной подготовки специалистов современным требованиям общества. Информационно-образовательная инфраструктура строится на различных уровнях: на уровне государства и социума в целом, на уровне региона, города, на уровне учебного заведения, на уровне учебного предмета.
На уровне государства и социума в целом на первый план выходит обеспече-
Казанский педагогический журнал 4'2005
53
ние направленности на формирование информационно-образовательной инфраструктуры социума. Здесь нами выделяется принцип динамизации, предложенный и обоснованный Г.И. Кириловой [1] как специфический принцип, ориентированный на оптимально управляемую динамику активных информационных ресурсов и информационных потребностей.
В рамках построения теоретических основ динамической оптимизации содержания и процесса информационной подготовки правомерно ставить качественные и процессуальные задачи, во-первых, о наилучшем качестве - то есть об ее оптимальности и, во-вторых, о пути, на котором достигается это качество, - то есть о процессе оптимизации. Для определения наиболее подходящих характеристик по каждой из двух названных задач: качественной и процессуальной выделены две группы критериев критерии оптимальности и критерии оптимизации.
Критерии оптимальности содержания и процесса информационной подготовки задают его качественные характеристики. Оптимальность содержания и процесса информационной подготовки рассматривается нами на стратегическом и на тактическом уровнях. Стратегический уровень связан с динамичным содержанием и процессом информационной подготовки с точки зрения социума, а тактический - с точки зрения личности.
Реализовать динамичное содержание информационной подготовки в соответствии с критериями оптимальности можно разными путями. Таким образом, вторая группа критериев связана с выбором наилучшего пути обеспечения оптимальности - это критерии оптимизации.
Критерии оптимизации содержания и процесса информационной подготовки с позиции уровня организации динамического процесса в рамках системы и ее структурных взаимосвязей. Стратегически динамическая оптимизация содержания и процесса информационной подготовки реализуется за счет баланса стремительного развития информационных ресурсов в обществе и целенаправленного формирования в педагогическом
процессе социально значимых аспектов информационной культуры. Тактически динамическая оптимизация содержания и процесса реализуется за счет равновесия фундаментального и прикладного компонентов информационной подготовки в интересах личности будущего специалиста.
В рамках принципа динамизации формируется прогноз дальнейшего информационного развития отраслей производства, учебных заведений и учебных дисциплин. Основаниями такого прогноза служат оценочные суждения об уровне информационного развития соседних уровней образования, схожих отраслей производства, общие тенденции, отмечаемые в научно-информационном развитии информационной области знаний.
На уровне региона и города речь идет об ориентации на непрерывное повышение информационной культуры, которое обеспечивается в средовом подходе к распространению информационных инноваций в системе школа-ССУЗ-вуз. В настоящее время констатируется неравномерность процессов информатизации в образовании, а также общее отставание процессов информатизации сферы образования от других сфер. Такое отставание усугубляется недостаточным изучением и учетом имеющихся достижений, ошибок и просчетов, и тем, что процесс информатизации осуществляется как совокупность разовых мероприятий. На современном этапе повсеместно декларируется и раскрывается на теоретическом уровне необходимость информационных инноваций, накапливается опыт конкретных инноваций, формируется более или менее единый взгляд на проблемы, связанные с их классификацией и распространением.
Необходима постоянная и планомерная теоретическая и организационно-методическая работа, направленная на разработку и внедрение инновационного научно-методического обеспечения.
Суда следует включить, во-первых, информационное обеспечение ядром которого является создание сайтов в Интернет и постоянное освещение региональных проблем развития информаци-
54
Казанский педагогический журнал 4'2005
онных процессов на виртуальных форумах, конференциях, отражение наиболее актуальной информации в поисковых системах. Вопросы создания подобных информационных ресурсов рассматриваются, например, в статьях Н.Л. Зиньки-ной [2, С. 35-39], в которых делается акцент на работе творческих информационно-аналитических групп студентов.
Во-вторых, организационное обеспечение, к которому относится научно-методическое обеспечение систематических мероприятий (конкурсов методических разработок преподавателей, программ курсов повышения квалификации руководителей и преподавателей различных дисциплин и уровней). Данные вопросы раскрываются Л.Д. Кирилловой [2, С. 52- 54], в статьях которой показано, что эффективность введения в учебный процесс инноваций, направленных на достижение целей формирования информационной культуры преподавателей и студентов, достигается в процессе деятельности единой общественной структуры - методического объединения преподавателей информатики. Отдельное внимание конкурсу компьютерного творчества, как эффективной форме организации внеурочной деятельности учащейся молодёжи, имеющей дидактический потенциал, адекватный целям формирования информационной культуры студентов уделено в работах О.Н. Волик [3]. Здесь следует отметить обоснованные организационно-педагогические условия реализации конкурса компьютерного творчества учащейся молодёжи. Организационно-педагогические условия раскрываются по трем направлениям, соответствующим каждому из этапов конкурса. Во-первых, на этапе разработки конкурсных проектов наиболее значимым представляется выделение ведущей формы взаимодействия субъектов конкурса, заключающейся в обеспечении сотворчества преподавателей, студентов и организаторов конкурса. Во-вторых, на этапе защиты и внедрения проектов наиболее значимым представляется обеспечение социализации участников, которая рассматривается с позиции перехода взаимо-
действия субъектов конкурса в социуме на новый уровень. В-третьих, на этапе творческого осмысления итогов конкурса наиболее значимым представляется обеспечение развития конкурса как педагогической системы с ориентацией на ряд конкурсов, последовательно реализованных во времени.
В рамках этого направления показано также, что функционирование профессиональной и учебно-ориентированной информационной среды зависит от особенностей информационного развития конкретного малого, среднего или большого города. Соответствующие вопросы раскрываются В.В. Зиновьевым [2, С. 2935]. Так в малых городах такая информационная инфраструктура почти полностью отсутствует. Поэтому учреждения среднего профессионального образования вынуждены моделировать элементы профессиональной среды по профилю подготовки специалистов, а учреждения общего среднего образования - элементы общекультурной среды. Для средних городов характерна фрагментарность внешней информационной инфраструктуры. Для больших городов характерно наличие внешней информационной инфраструктуры. Основной задачей информатизации образовательного учреждения является ориентация на социально значимые и личностно значимые цели и ценности в соответствии с логикой непрерывного образования человека.
На уровне учебного заведения речь идет об автоматизации управления учебным заведением, рассматриваемой в системном и кибернетическом подходе. Здесь раскрываются вопросы построения и внедрения научно-методического обеспечения, направленного на формирование информационной среды учебного заведения. Суда относится разработка информационных потоков учебного заведения и совершенствование системы управления, обеспечиваемые за счет автоматизации. Вопросы управления учебным заведением связанные с развитием информационной среды среднего профессионального образования с внешней позиции рассматриваются в работах В.М.Демина [2, С.23-
Казанский педагогический журнал 4'2005
55
29], в которых раскрываются федеральные и региональные нормативные доку-ментовы, то есть административные, учебные и правовые документов, регламентирующие деятельность учебного заведения. Внешняя сторона управления тесно взаимосвязана с распространением информационных инноваций в рамках всего учебного заведения. Соответственно следует говорить о методических материалах, регламентирующих использование автоматизированных средств для педагогов и для студентов, об описании опыта подготовки соответствующих специалистов, осуществленного с позиции анализа поля будущей профессиональной деятельности в условиях автоматизации.
По вопросам автоматизации управления с внутренней позиции следует отметить работы Э.Н.Насибуллина [2, 5863], в которых управление учебным заведением рассматривается с позиции достижения прогнозируемых для каждого студента результатов обучения. Соответственно, рассматриваются такие аспекты информационной среды учебного заведения, как личностная информация и статистические материалы, включающие сведения административного характера о каждом студенте, информацию о динамике учебного процесса и персональные результаты обучения, результаты индивидуального психологического тестирования, медицинские данные из личной карты и т.п. Эти аспекты информационной среды рассматриваются в тесной взаимосвязи с информацией о роли каждого студента в социальном окружении. Для каждого студента составляется план-прогноз его личных достижений на весь период обучения. Корректировка учебно-воспитательного процесса и корректировка самого прогноза осуществляется в зависимости от соблюдения сроков, заложенных в плане-прогнозе и качества выполнения этого плана.
На уровне учебного предмета динамическая непрерывная подготовка к информационной деятельности в профессиональной школе проектируется при учете единства фундаментального и прикладного характера информатики,
реализация которой осуществляется с акцентом на творчество, самостоятельность и исследовательскую активность.
В исследованиях доказано, что только на основе систематически выстроенной информационно-образовательной инфраструктуры информационно-ориентированных дисциплин может быть обеспечено соответствие информационной подготовки специалистов современным требованиям общества.
В состав научно-методического обеспечения проектирования и реализации динамической непрерывной подготовки к информационной деятельности в профессиональной школе в рамках инновационного динамически обновляемого блока включены компоненты, отражающие современное видение формирования и повышение уровня информационной культуры студентов.
В первую очередь следует отметить инвариантный блок информационно-компьютерной подготовки, нацеленный на повышение уровня информационной культуры за счет последовательного и постепенного введения в учебный процесс заданий творческого характера. Здесь следует отметить разработку и внедрение системы творческих заданий, которые раскрываются в работах О.В. Федоровой [2, 76-85]. Творческую деятельность следует включать во все информационно-ориентированные дисциплины, включенные в структуру непрерывной подготовки современного специалиста в системе школа-ССУЗ-ВУЗ.
Далее необходимо выделить профессионально ориентированный блок информационно-компьютерной подготовки, в рамках которого специалиста следует готовить к оптимальной информационной деятельности, которая основана на владении необходимыми информационными процессами и их ориентацией на значимые в профессиональной области объекты, и дающая достаточную свободу для своевременного принятия необходимых решений в условиях информатизации за счет освоения информационных технологий и методов работы с информацией.
56
Казанский педагогический журнал 4'2005
Проектирование и реализация профессионально ориентированного блока информационно-компьютерной подготовки строится с ориентацией на исследовательскую и самостоятельную деятельность. Соответственно ориентации на исследовательской деятельности Л.Б. Мингалеева [2, С. 54-58] на примере подготовки специалистов для отрасли машиностроения раскрыла структуру и состав исследовательских умений, а также дидактические условия формирования исследовательских умений студентов при освоении информационных технологий. Соответственно ориентации на самостоятельной деятельности Е.С. Васильева [2, С. 8-13] с опорой на последовательное создание и использование фрагментов электронных учебных пособий раскрыла вопросы научно-методического обеспечения реализации самостоятельной подготовки к информационной деятельности в профессиональной школе.
И наконец, говоря об информационно-ориентированной подготовке в целом, строящейся при учете единства фундаментального и прикладного характера информатики, разработаны модели интеграции информатики с дисциплинами общеобразовательного, общепрофессионального и специального цикла дисциплин. Данные вопросы раскрываются, например, в работах Н.Р. Нурмеевой [2,
С. 65-68], в которых теоретически и экспериментально обоснованы дидактические условия проектирования интегрированного урока, направленного на формирование опыта информационной деятельности в процессе обучения. Обоснованны модели интегрированных уроков информатики и естественно-научных и гуманитарных дисциплин, опирающиеся на системные знания и обобщенные умения.
Для информационно-ориентированной подготовки в целом характерно параллельное достижение целей информационных дисциплин и целей дисциплин общеобразовательного, общепрофессионального и специального цикла, обеспечиваемое за счет технологических путей их реализации.
Литература:
1. Кирилова Г.И. Динамическая оптимизация информационной подготовки специалиста // Профессиональное образование в России: методология и теория. - М.ВЛАДОС; Казань: ИПППО РАО, 2005. - С. 113-138.
2. Специфика информационной подготовки специалиста постиндустриального общества в средней профессиональной школе. Сборник статей // Под ред. Г.И Кириловой. -г. Казань: ИПП ПО РАО, 2004. - 88 с.
3. Волик О.Н. Проектирование и реализация конкурса компьютерного творчества учащейся молодежи. - авт. канд. дисс. - Казань: ИПППИ РАО, 2005. - 22 с.
зарубежный опыт развития профессиональных
учебных заведений и его использование в отечественной теории и практике профессионального образования
Т.М. Трегубова, зав. лабораторией изучения зарубежного опыта
профессионального образования, д.п.н., профессор
Россия с началом демократических обучения в учебных заведениях, создание
реформ стала активно интегрироваться в предпосылок для взаимного признания
мировое образовательное пространство документов о профессиональном образо-
через вхождение в планетарную сеть вании.
учебных заведений, интернационализа- Современная ситуация позволяет го-
цию связей, гармонизацию программ ворить о наличии международного рынка
Казанский педагогический журнал 4'2005
57