Научная статья на тему 'Качество профессиональной подготовки и социальное партнерство: проблемы взаимодействия'

Качество профессиональной подготовки и социальное партнерство: проблемы взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчагин Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество профессиональной подготовки и социальное партнерство: проблемы взаимодействия»

КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Е.А. Корчагин, д.п.н., зав. лабораторией ИПП ПО РАО

Социальное партнерство рассматривается в педагогической литературе чаще всего как условие или как фактор повышения качества профессионального образования. При этом под социальными партнерами имеют ввиду обычно рынок труда в лице промышленных предприятий и рынок образовательных услуг в лице учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов, удовлетворяющих требованиям рынка труда. Одним из критериев качества подготовки является следующий: если выпускник учебного заведения удовлетворяет требованиям предприятия, значит подготовка качественная, если не удовлетворяет, - некачественная. Но эта оценка со стороны предприятия носит условный субъективный характер, и, на наш взгляд, недостаточна. Например, хорошо известно такое явление, как «работа не по специальности». То есть выпускник в учебном заведении получил одну профессию или специальность, а работает на предприятии - по другой, по которой он не учился. И, тем не менее, справляется с работой, т.е. удовлетворяет требованиям предприятия. Выходит, что требования предприятия так низки, что им без особой подготовки может удовлетворять любой желающий, имеющий хоть какое-то образование. Можно ли в данном случае удовлетворение требованиям предприятия выдвигать в качестве критерия качества подготовки специалистов? Наверное, можно, но это будет очень низкое качество.

Кстати, с явлением работы не по специальности связаны реальный и требуемый заказы на специалистов. Например, согласно данным Минтруда предприятиям требуется 27 экономистов, а обследование предприятий показывает, что более 40% экономических должностей занимают люди без экономического образования. Такая картина наблюдается

практически во всех отраслях и свидетельствует о недооценке профессиональной подготовки и, как следствие, - объясняет непрофессионализм и низкое качество изготавливаемой продукции в сфере производства.

Сами предприятия по своему технико-технологическому потенциалу отличаются друг от друга. Есть предприятия передовые, развивающиеся, на которых применяются новые технологии; организация, содержание и характер труда отвечают современным требованиям. Производство здесь наукоемкое и высокотехнологичное. Соответственно и требования к специалистам высокие. Профессиональная подготовка специалистов для таких предприятий требует инновационных подходов и реализуется в условиях развивающегося учебного заведения. Но есть также предприятия, работающие более или менее устойчиво, но без всяких инноваций, традиционно. И, наконец, имеются предприятия, не имеющие заказов, выпускающие неконкурентноспособную продукцию.

Как правило, каждое многопрофильное учебное заведение взаимодействует со всеми названными типами предприятий, поэтому оценка качества подготовки специалистов по критерию «соответствие требованиям производства» будет неоднозначной, поскольку у каждого предприятия своя шкала оценки качества профессиональной подготовки.

Посмотрим теперь на отечественные предприятия со стороны международного рынка труда. Хорошо известно, что многие из них, даже лучшие - неконкурентноспособны, например, на европейском рынке труда. Тем не менее, наша профессиональная школа ориентируется на требования отечественного, а в связи с регионализацией образования - регионального рынка труда. В то же время отечественная, в частности практикоориентиро-

42

Казанский педагогический журнал 4'2005

ванная профессиональная школа, в соответствии с Копенгагенским процессом стремится в европейское образовательное пространство. В таком случае и качество профессиональной подготовки должно удовлетворять европейским меркам. Возникает вопрос: требованиям какого рынка труда, какого предприятия должна удовлетворять профессиональная подготовка: отечественного или европейского? В большинстве случаев ответ следующий: того, на котором предстоит работать выпускникам.

Жесткая ориентация профессиональной подготовки специалистов на потребности работодателя, с глубокой адаптацией образовательного учреждения ко всем изменениям этих требований, характерна для маркетингового подхода. Маркетинговый подход к профессиональной подготовке реализуется как динамичный процесс целенаправленной подготовки специалистов определенной квалификации по заказам различных предприятий, чтобы удовлетворить их потребности в рабочей силе. Этот процесс осуществляется на базе мониторинга рынка труда. В условиях рыночной экономики, и маркетинговая, и мониторинговая деятельности в области профессиональной подготовки должны быть подчинены общим экономическим требованиям. То есть стоимость подготовки квалифицированной рабочей силы, расходы по процессу приобретения квалификации должны подробно анализироваться и определяться с тем, чтобы ввести их в образовательные нормативные механизмы.

Другим, на наш взгляд, более объективным критерием качества подготовки является ее удовлетворение требованиям ГОС к выпускнику. Во-первых, эти требования носят обобщенный характер и отражают специфику всей отрасли, а не отдельных предприятий. Во-вторых, эти требования учитывают возможности:

- профессионального роста специалиста, связанного с повышением в должности;

- смены профиля производства, отрасли промышленности;

- освоения новой техники и технологии производства при сохранении прежнего места работы;

- результативной творческой деятельности;

- самостоятельного принятия решений в производственных ситуациях;

- правильной оценки своей профессиональной деятельности в системе выполнения трудовых обязанностей совместно с другими людьми, взаимодействия с ними в процессе регулирования своей и их деятельности.

Ключевым компонентом ГОС 1-го и 2-го поколения является квалификация, или степень подготовленности выпускника к профессиональной деятельности, которая характеризуется ступенью и уровнем.

Ступень квалификации - это этап профессиональной подготовки в системе непрерывного образования, завершаемый получением соответствующего документа (сертификата, диплома, аттестата). Ступень определяется соотношением уровня общего и профессионального образования.

Уровень квалификации характеризует профессиональное мастерство в рамках данной ступени. Существенными характеристиками уровня квалификации являются: диапазон знаний и умений, качество знаний и умений, способность рационально организовывать и планировать работу, способность быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда.

В европейских странах принята поливалентная квалификация, характерными чертами которой являются:

- широкий профиль подготовки, позволяющий совмещать специальности;

- интеллектуализация, обеспечивающая высокий уровень общей и профессиональной культуры специалиста;

- динамизм, предполагающий непрерывное обновление знаний и умений и приведение их в соответствие с развитием техники и технологии.

Очевидно (что и наблюдается на практике) о качестве профессионального образования можно судить по получаемой студентом квалификации.

Диагностика качества профессиональной подготовки, построенной в соответствии с квалификационным подходом предполагает измерение и оценку уров-

Казанский педагогический журнал 4'2005

43

ней усвоения студентами знаний, умений и навыков. Для этого разработаны соответствующие критерии и показатели, методы и средства диагностики.

Наряду с квалификационным в последнее время широкое распространение получает компетентностный подход. В отличие от квалификационного, который, в основном, носит функциональный характер, компетентностный подход, наряду с функциональным имеет и личностный аспект. Появление компетентност-ного подхода является следствием замены технократической парадигмы образования на гуманистическую. Безусловно, необходимость формирования у студентов наряду с профессиональными знаниями, умениями и навыками таких личностных свойств, как самостоятельность, коммуникативность, стремление и готовность к саморазвитию, добросовестность ответственность, творческие способности и др. не вызывает сомнений.

Для формирования профессионально значимых личностных качеств большими возможностями располагает производственный коллектив. И формирование таких качеств является одной из задач социального партнерства учебного заведения с предприятием.

Трудности возникают при диагностике личностных качеств. Критерии и показатели, методы и средства для их измерения разработаны недостаточно.

Но, тем не менее, формирование наряду с квалификацией, наряду со знаниями, умениями и навыками профессионально значимых личностных качеств специалиста в том числе, посредством социального партнерства безусловно повышает качество профессиональной подготовки будущих специалистов.

Другая задача социального партнерства, решение которой способствует повышению качества профессиональной подготовки, обусловлена усилением интеграции науки и производства, появлением наукоемких технологий.

Сокращение сроков разработки и усвоения технологических новинок и изобретений приводит к непрерывной перестройке производства, быстрому изменению его материально-технической базы, модернизации предприятий. Однако про-

фессиональная школа не в состоянии быстро переоснащать свою производственную базу. Успешно решать задачи профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов она может, только опираясь на производственно-техническую базу предприятий.

Лидирующее положение предприятия в социальном партнерстве с учебным заведением обусловлено не только его материально-производственными, кадровыми и финансовыми возможностями, но и тем, что предприятия наиболее оперативно реагируют на быстро изменяющуюся профессионально-квалификационную структуру производства, формируют модель специалиста, отвечающего требованиям этого производства. Поэтому участие предприятия как социального партнера в формировании содержания обучения, в работе аттестационных и экзаменационных комиссий, в практической подготовке будущих специалистов -насущная необходимость как предприятия, поскольку оно получает требуемых специалистов, так и учебного заведения, так как повышается качество профессиональной подготовки выпускников.

При всей очевидной необходимости социального партнерства практическое решение этой проблемы оказывается делом непростым. Объясняется это, прежде всего, кардинальным отличием новых целей предприятия, а, следовательно, и критериев, на основании которых оценивается эффективность его деятельности. Здесь бесспорно на первое место выступают показатели, характеризующие производство продукции и получение прибыли.

А вопросы подготовки новых специалистов, в том числе и вопросы качества этой подготовки, часто оказываются вне поля зрения руководителей предприятий. Дело усугубляется еще и тем, что многие предприятия из-за отсутствия заказов вынуждены сокращать или отправлять в неоплачиваемые отпуска своих сотрудников, вследствие чего отпадает необходимость не только в новых специалистах, но и в их подготовке. Тем более, что за воротами предприятия, на рынке труда, их всегда можно найти и получить даром.

44

Казанский педагогический журнал 4'2005

Но, тем не менее, учебное заведение представляет собой исполнителя запрашиваемой заказчиком услуги - подготовки специалиста, имеющего эксклюзивные свойства, требуемые именно данным предприятием.

Взаимодействие социальных партнеров можно рассматривать как некоммерческое в том смысле, что оно не имеет основной целью получение прибыли.

Традиционно взаимодействие учебного заведения и предприятия чаще всего ограничивается рамками производственной практики. Социальное партнерство отличается от традиционных форм связи тем, что оно выступает как целостность, что его содержание не огранивается рамками производственной практики, а затрагивает все стороны профессиональной подготовки. Взаимодействие, лежащее в основе связей и отношений социальных партнеров, в рыночных условиях хозяйствования приобретает новый характер. Если прежде эти связи и отношения носили преимущественно шефский характер и определялись материально-производственными возможностями предприятия и практическими потребностями учебного заведения, то рынок с его конкуренцией требует от предприятий не просто помощи учебным заведениям в оборудовании учебных мастерских или предоставления мест практики или рабочих мест, а участия в самом процессе профессиональной подготовки специалистов, которые бы после окончания учебного заведения обеспечили конкурентоспособность предприятия. Таким образом, целью социального партнерства в новых условиях является обеспечение интенсивного влияния производства и учебного заведения на социальное и профессиональное становление специалиста. При этом каждый из партнеров решает в этом процессе взаимодействия и свои специфические задачи.

Предприятие ставит перед собой задачу воспроизводства рабочей силы, обеспечивающего успешность его функционирования и развития. При этом ему нужны специалисты, готовые полноценно работать с первого рабочего дня.

Учебное заведение заинтересовано в том, чтобы обеспечить высокое качество

профессиональной подготовки выпускников, поскольку это влияет на его имидж и на выживаемость в рыночных условиях.

При реализации социального партнерства важны координация действий партнеров, их целенаправленность, учет факторов, влияющих на формирование личности специалиста, на его профессиональное и социальное становление, особенностей конкретной специальности и конкретного производства. Эти задачи должен решать, на наш взгляд, Совет социальных партнеров. В его состав должны войти заместитель руководителя предприятия по кадрам (руководитель совета), представители отдела технического обучения, директор учебного заведения и его заместители.

Главное в работе Совета - умело, эффективно использовать производственный и педагогический потенциал социальных партнеров.

Этот потенциал реализуется, в основном, за счет следующих мер: адаптации варьируемой части учебного плана и программ дисциплин, их элективной и факультативной части применительно к особенностям предприятия; выполнением курсовых и дипломных проектов по реальной тематике предприятия; проведением всех видов учебных практик на предприятии; привлечением ведущих специалистов предприятия к преподаванию части дисциплин специальности и специализации, с организацией при необходимости филиалов лабораторий; проведением стажировок штатных преподавателей учебного заведения на предприятии.

Базовое предприятие является заказчиком и потребителем молодых специалистов, подготовленных в учебном заведении. Перечень специальностей и специализаций, по которым готовят молодых специалистов, устанавливается и корректируется согласованным решением Совета социальных партнеров. Непрерывная или распределенная практика, в которую входит и выполнение курсовых проектов по реальной тематике с использованием нормативно-технической документации и

Казанский педагогический журнал 4'2005

45

разработок предприятия как прототипов, дает возможность студенту учиться в процессе профессиональной деятельности. Последняя может протекать, например, в виде выполнения пусть небольших по объему, но реальных конкретных заданий, что развивает навыки профессионально ориентированного взаимодействия, вербализации интуитивно принимаемых решений, защиты своей точки зрения на техническую или этическую проблему.

В зависимости от конкретной ситуации реализуются различные графики практики (в одном случае это 2 дня в неделю на 1-3 курсах, в другом - практика на 1-3 курсах - в специальном учебном подразделении завода, с оформлением или без оформления практиканта в штат предприятия на время практики и т.д.) и формы взаимодействия, например, в виде руководства проектированием штатным преподавателем учебного заведения, а консультации этого же проекта - работником базового предприятия.

Разнообразие адаптируемых к конкретной ситуации форм взаимодействия учебного заведения и предприятия позволяет наиболее полно реализовать образовательный потенциал предприятия и учебного заведения.

Обучение в процессе практической работы имеет особое значение для студента с сильной познавательной мотивацией, особенно если он решил остаться после окончания учебного заведения на базовом предприятии. В процессе такого встроенного в производственный процесс обучения происходит наиболее полная передача студенту знаний, умений, навыков и формирование качеств специалиста, необходимых именно этому предприятию.

Таким образом, качество профессиональной подготовки, под которым мы понимаем функциональную и личностную подготовленность (в широком смысле) выпускника учебного заведения к профессиональной деятельности на предприятии зависит от взаимодействия социальных партнеров, обеспечивающих эту подготовку. С другой стороны, взаимодействие социальных партнеров как основное условие подготовки качественной рабочей силы нуждается в разработке нормативно-правовых, педагогических, финансовых механизмов, в создании ресурсного, кадрового, методического обеспечения социального партнерства.

ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ПОДГОТОВКИ

В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(на примере подготовки специалистов нефтяного профиля)

H.A. Читалин, к.пед.н., в.н.с. ИПППО РАО; Т.А. Городничева, аспирант ИПППО РАО

В условиях быстрого развития техники и технологии, науки и культуры практические знания, связанные с конкретными условиями труда, устаревают быстро и нуждаются в постоянном обновлении. На этапе формирования рынка труда повышаются требования к профессиональной мобильности специалистов, что связано с расширением профиля их деятельности и возможной сменой про-

фессии. В связи с этим, специалисты среднего и высшего звена должны иметь более высокий уровень фундаментального образования и общего развития, обладать умением принимать самостоятельные решения, работать в коллективе с высоким уровнем коммуникабельности и компетентности, готовности к самообразованию. Для достижения этих задач нужна такая система образования, кото-

46

Казанский педагогический журнал 4'2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.