Научная статья на тему 'Развитие личности студента ведущая стратегия модернизации качества высшего образования'

Развитие личности студента ведущая стратегия модернизации качества высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие личности студента ведущая стратегия модернизации качества высшего образования»

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА - ВЕДУЩАЯ СТРАТЕГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г.В. Мухаметзянова, директор ИПППО РАО, академик РАО,

доктор педагогических наук, профессор

Будучи ключевым звеном развития экономики, высшая школа обеспечивает решение задач, связанных с подготовкой высококвалифицированных кадров для массовых сфер производства и обслуживания; формированием профессионально подготовленной научно-технической и управленческой элиты; выполнением функции научно-технического обслуживания производства и сферы управления; обеспечением и стимулированием инновационных процессов.

Модернизация высшего образования предполагает обновление содержания структуры подготовки специалиста с учетом потребностей и опережающего роста наукоемких отраслей, задач развития производительных сил страны в целом, то есть, на первый план выступает личность студента - будущего специалиста современной генерации.

Каков он, студент ХХ1-го столетия, что его тревожит в условиях разрушения прежней системы духовного самовоспроизводства общества (отказ от коммунистической идеологии, сложившихся принципов образования, воспитания, традиционных институтов социализации и механизмов культурной преемственности), кризиса индентичности, вызванного размыванием национальной специфики российской культуры, снижения ее духовной роли в общемировом цивилизаци-онном процессе, расширения числа социально-уязвимых групп молодежи (в силу отсутствия реальных условий для профессионального становления, получения полноценного среднего и высшего образования), формирования у студенческой молодежи ощущения социальной бесперспективности, стимулирующего асоциальные формы протеста?

Анализ ценностных ориентации современной студенческой молодежи по обширному кругу проблем, связанных с получением высшего образования, позволяет определить приоритетность следующих факторов, оказывающих воздействие на эти ориентации:

- молодежь, получившая первичную социализацию в семье и школе, проходит ее вторично в условиях транзитивной действительности России - радикальной смены ценностных систем, культурных норм и идеалов;

- значительным фактором вторичной социализации являются российские ментальные ценности и социальные представления, существенно влияющие на сознание студенческой молодежи;

- социализация проходит не только в условиях кризиса, но и на фоне крайне низкого достатка, отражающегося на всех сторонах жизни, в том числе и на системе ценностей;

- доминирующее влияние на процесс изменения ценностных ориентации в условиях современной нестабильности общества оказывает социальная идентичность;

- ликвидация в высшей школе системы коммунистического воспитания создала вакуум, быстро заполнившийся религиозными, уфологическими, развлекательными и др. организациями;

- мощным и доминирующим средством разрушения типичных для российских студентов ценностных ориентации стали СМИ.

Сегодня они трансформировались не только в «фабрику звезд и грез», но и в создателей новых мифов, носителей не социальной, а виртуальной реальности, в ее иллюзорном виде.

Казанский педагогический журнал 4'2005

3

Аккредитационный мониторинг высшей школы, проводившийся Управлением лицензирования, аккредитации и аттестации Министерства науки и образования Российской Федерации в 20032004 годах, кроме образовательных проблем, включал изучение влияния СМИ на ценностные ориентации студенческой молодежи. Эти исследования показали, что 63,2% респондентов считают СМИ необъективными. Лишь 6% отрицают возможность обмана.

Но со всей очевидностью можно считать, что СМИ, внедряя в сознание молодежи конъюнктурную информацию, добились успеха в искажении актуальных проблем, волнующих студентов. Примером, подтверждающим эту тенденцию, является рейтинг ответов на вопрос о том, какие проблемы сегодня наиболее актуальны для молодежи: наркомания -около 80%; алкоголизм - около 50%; трудоустройство - около 47%; образование -43%.

Значительно уступают им такие проблемы, как невозможность стать материально обеспеченными - около 31%; отсутствие смысла жизни - около 21%; унижение достоинства граждан РФ - около 15% и правовая незащищенность -около 15%.

Сознание студента советского периода целиком и полностью было ориентировано на миф о построении коммунизма. Сознание же современного студента жестко концентрируется на мифе о «великой американской мечте», агрессивно внедряемой по всей планете, - рыночное общество североамериканского образца. При этом, как правило, речь идет только о позитивных аспектах этой «мечты». Трудности, лишения и трагедии, сопровождающие становление рыночных отношений в США, остаются за границами внедряемого мифа. То же самое относится и к этическим принципам индивидуализма, достаточно высоко оцениваемом студентами и активно рекламируемом в России как источник личного успеха, приоритет развития экономики и основа интеллектуального потенциала страны. При этом авторитетами являются

буржуазные западные государства. И снова забываются такие основополагающие тенденции развития западной экономики, как сохранение национальных традиций, в том числе и корпоративных, культурных.

Но российский студент в большинстве своем, как это ни странно для идеологов пиаркомпаний СМИ, с трудом поддается мифологической обработке. Попытки СМИ внедрить в его сознание представление о том, что жизненный успех - прежде всего материальное благополучие - не оказались удачными. Так, нынешние студенты российских вузов из предложенных 10 позиций понимания «успеха в жизни» и представлений о том, что «жизнь удалась», выбрали три главных - семья, дети, любовь (47%); интересная работа (41%); материальное благосостояние (30%). К слову сказать, эти тенденции были присущи поколению студенческой молодежи 80-90-х годов XX века.

В процессе аккредитационного мониторинга было выявлено, что у 61% современных студентов сформирован нравственный идеал, составными компонентами которого являются: семья, созданная на основе зарегистрированного брака (61%); ее безопасность, как основа личной безопасности, своеобразный личностный «тыл» (31%); отторжение политики отметили 69%, - интересуются ею в общих чертах. Все выявленные компоненты относятся к элементам частной жизни, связаны с повседневной культурой. Можно со всей очевидностью отнести их к традиционным российским базовым ценностям.

Исследования семьи как социального института позволяют определить и выявить ряд отрицательных тенденций: нестабильность, ненадежность, неравенство в быту. Однако большинство обследуемых (около 70%) свою родительскую семью считают дружной и сплоченной; около 80 % отметили, что ощущают себя комфортно лишь в собственной родительской семье.

Традиционная для молодежи проблема «отцов и детей» кажется актуальной в современной России для 63% опрошенных,

4

Казанский педагогический журнал 4'2005

причем половина студентов считают ее актуальной лично для себя. Вместе с тем более 66% отмечают, что они выступают как со стороны «отцов», так и со стороны «детей», потому что они осуществляют свой выбор в зависимости от ситуации.

В ответах студентов прослеживается традиционный для российского менталитета стереотип: большинство ответов распадаются на две или три равноценные группы. Отвечая на вопрос об угрозе независимости России, ее реальности в связи с драматическими событиями в Беслане, признали 78%; отсутствие безопасности - 8%; затруднились с ответом - 4%.

Одним из факторов, оказывающих влияние на становление новых ценностных ориентации студента в современной России, являются трансформация социальной, экономической и культурной идентичности.

Подтверждением этого являются ответы на вопрос: «Являются ли интересы студенческой молодежи смыслом деятельности государства?». Отрицательно ответили 71% и только 7% ответили положительно. Эти ответы заметно отличаются от ответов студентов 80-90-х годов, считавших государство своим главным защитником. Современные студенты рассчитывают прежде всего на свои собственные силы, о чем свидетельствует мотивация получения высшего образования (желание проверить себя, свои возможности, улучшить свой статус, статус семьи, материальное благосостояние и др.), предпочтение характеристик качеств, которыми должны обладать студенты (независимость суждений, самостоятельность действий, умение принимать решения и др.).

Недоверие к политическим институтам и партиям проявляется в том, что на вопрос: «Хотели бы Вы принадлежать к политическим структурам?» - положительно ответили только 6,1% опрошенных. Более того, студенты убеждены в том, что ни одна из современных российских политических партий не отражает и не защищает их интересы. Правда 1,3% студентов выделяют партию «Единство», как символ реализации их ожиданий.

В процессе исследования была установлена тенденция сформированное™ прагматично-утилитарного представления студента о моральных нормах: оценка респондентами такого средства добывания средств, как платное написание дипломных и курсовых работ, диссертаций, нормальным явлением считают лишь около 15%. Но к альтернативному мнению «так делать безнравственно, но в тяжелую ситуацию можно» положительно отнеслись 63% опрошенных. Относительно возможности участия студентов в криминальных сообществах ответы распределились следующим образом: неприемлемым для себя участие в криминалитете считают более 75%, «если жизнь вынудит, возможен такой вариант» - 24,1%.

Мнение о сфере трудовой деятельности: большинство студентов считает, что учреждения и предприятия не нуждаются в специалистах, обладающих профессионализмом, глубокими знаниями. Поэтому они сами также недооценивают эти факторы. В течение учебных семестров 50% студентов занимаются время от времени, около 5% устойчиво игнорируют занятия. Вместе с тем, 52% учатся на «хорошо» и «отлично», 25% - на «хорошо» и «удовлетворительно», а около 5% - «удовлетворительно». При таких тенденциях парадоксальными кажутся установки студентов на достижимость личных планов (64%). Лишь 10% высказывают опасение в возможности их реализации.

Оценивая деятельность системы высшего образования, 60% опрошенных считают советскую систему одной из лучших в мире.

Объективно оценивая работу современной высшей школы, студенты в качестве положительных отмечают следующие показатели: профессионализм преподавателей (около 70%) и качество получаемых знаний (около 65%). Негативно оцениваются техническая оснащенность учебного процесса, лабораторная и информационная база (77%); условия учебы (65%); организация внутривузовской жизни (63%); санитарно-гигиенические условия (70%); более половины опрошенных (54,3%) считают недостаточным и общекультурный уровень

Казанский педагогический журнал 4'2005

5

нет устойчивого мнения по поводу того, будут ли они работать по избранной специальности.

Студенческая молодежь имеет сложившиеся представления о возможных направлениях модернизации качества высшего образования, Едином государственном экзамене (48 % опрошенных убеждены в том, что ЕГЭ не сделает прием в вузы более объективным и справедливым). Но самое примечательное в том, что 78% студентов считают, что Россия должна вернуться ко всеобщему, обязательному и бесплатному среднему и высшему образованию.

Проведенный аккредитационный мониторинг позволяет считать, что система ценностных ориентации студентов высшей школы мозаична и противоречива. В ее динамике наметились тенденции, детерминированные адаптацией студентов к условно обозначаемым в обществе «рыночным ценностям». В то же время устойчиво сохраняется приоритет традиционных, базовых для российского менталитета приоритетов.

Выявленные ценностные приоритеты студента современной высшей школы качественно видоизменили структуру компонентов, составляющих базовое ядро личности будущего специалиста (См. табл. 1).

Таблица 1

Модель базовых компонентов личности будущего специалиста с высшим образованием

Компонент 1. Структура личностной культуры специалиста:

- мышление: способы осуществления мыслительных операций, умение их применять в различных стандартных и нестандартных ситуациях;

- эмоционально-волевые показатели: эмоции, волевые аспекты, способы их выражения и достижения, характерные для данной деятельности и конкретного сообщества;

- ценности и ценностные ориентации: традиционные, базовые, приоритетные, «рыночные», зарождающиеся на современном планетарном уровне;

- знания: факты, закономерности, законы в области фундаментальной общегуманитарной, естественно-научной и профессиональной подготовки, обеспечивающие принятие оптимальных решений (науки и научные дисциплины);

- опыт (отечественный, зарубежный, исторический, современный): решение личностных, общечеловеческих и профессиональных проблем;

- традиции, нормы: связаны с историческими способами жизнедеятельности человека, семьи, социума, государства, мирового сообщества.

Компонент 2. Личностные качества будущего специалиста:

- психологические: эмпатия (способность к сопереживанию), эмоциональность (в пределах нормы для студенческого коллектива, профессии), аутентичность, открытость (по отношению к другим и новому явлению, процессу), терпимость, развитость интуиции, стрес-соустойчивость, оптимизм как философия жизни, развитость восприятия, воля;

своих сокурсников. Плохо обстоит дело с учебниками и учебными пособиями, об этом говорят 79% студентов. Эти показатели говорят об устойчивой тенденции противоречий между модернизацией учебных курсов и программ при острой нехватке учебных пособий, это безусловно сказывается на общем уровне подготовки студентов.

Чрезвычайно актуальным для обследуемых представляется приобщение к современным информационным технологиям. Более 90% из них считают, что им необходим компьютер, но у 59% личного компьютера нет, К тому же в большинстве вузов компьютерная база оставляет желать лучшего.

В связи с отсутствием необходимых учебников, учебных пособий и необходимого электронно-информационного обеспечения у большинства опрошенных студентов затруднено приобщение к их будущей специальности. Этими объективными условиями детерминировано их отношение к выбранному вузу, выражающееся в ответах на вопрос: «Повторили бы Вы свой выбор профессии?» Более 50% ответили «не знаю», «нет», более 40% ответили «нет». То есть можно предположить, что у студентов

6

Казанский педагогический журнал 4'2005

- мыслительные: аналитичность, рефлексивность, быстрота реакции, креативность, наблюдательность, критичность мышления, целостность мышления;

- поведенческие: коммуникабельность, инициативность, предприимчивость, способность к импровизации, способность к релаксации, способность идти на риск, способность руководить и подчиняться, ответственность.

Компонент 3. Умения, навыки и способы деятельности.

1. Объект применения - люди, межличностные роли:

- организовать процесс коммуникации;

- диагностировать;

- создавать положительные эмоциональные формы при общении с людьми;

- мотивировать, воодушевлять людей;

- регулировать конфликты;

- проводить переговоры.

2. Деятельность, управленческие роли, принятие решений:

- организовать собственную деятельность;

- организовывать совместную ежедневную и инновационную деятельность; .

- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях;

- адекватно вести себя в условиях конкуренции;

- применять социокультурные технологии;

- распределять и оценивать ресурсы для реализации поставленных целей.

3. Информация, информационные роли:

- прогнозировать развитие;

- планировать и проектировать деятельность (собственную и коллективную);

- формировать цели;

- проводить анализ, экспертизу;

- разрабатывать и применять документацию, необходимую для профессиональной деятельности;

- интегрировать новые идеи;

- анализировать, применять информацию;

- развивать и совершенствовать творческий потенциал;

- использовать современные информационные (электронные и технические) средства.

Таким образом очевидно, что базовое ядро личности современного студента высшей школы пронизано сознанием, открытого новым смыслам жизни. И втоже время вся социокультурная ментальность отечественного высшего образования до сегодняшнего дня упорно не учитывает эти сущностные характеристики личности студента, позволяющие ему существовать в полиреальности, обладать способностями жить во многих реальностях одновременно. Это противоречие в практике высшего образования скрывается в нетрадиционном для обыденного понимания сущности его проблем виртуальном конфликте. Согласно С. Асадулли-ной, виртуальный конфликт в вузовском образовании порожден тем, что в обучении студентов задействованы только реальности сознания и телесности, а сформированные реальности личности и воли

не только не задействованы, но и подменены волей преподавателей. Эти незадей-ствованные реальности личности и воли и порождают проблемы в обучении, а следствием возникшего виртуального конфликта является отсутствие мотивации, падение интереса к учебе, снижение активности, ответственности, отсутствие самостоятельности и инициативы. Далее конфликт, обусловленный реальностью воли, проявляет себя на уровне реальности личности и ее сознания (нежелание учиться, проблемы с посещаемостью и успеваемостью и др.). Источником возникновения виртуального конфликта в первую очередь является противоречие между совокупностью уже сформированных у студентов реальностей (с точки зрения возрастных норм) и особенностей образовательного процесса в вузе.

Каковы же пути разрешения вирту-

Казанский педагогический журнал 4'2005

7

ального конфликта в условиях модернизации качества высшего образования? И необходимо ли его разрешать?

Как свидетельствуют результаты исследований Н. Носова реальности человека формируются в онтогенезе в определенной последовательности. У студента вуза по возрастным нормам уже должны быть сформированы реальности телесности, сознания, личности и воли. И хотя последняя пока находится в стадии фор-

Виртуалъные реальности студента

мирования, именно она является самой важной. С ней связан наибольший потенциал развития студента. Но традиционное обучение в высшей школе структурировано так, что студента обучают как в общеобразовательной школе с опорой на реальность сознания, не принимая в расчет юношеский возраст, рассчитанный на формирующуюся реальность воли (См. табл. 2).

Таблица 2 проблемы обучения е высшей школе

Реальности студента Проблемы обучения в вузе, обусловленные виртуальным конфликтом

Виртуальные Реализующиеся в вузе

Телесность +

Сознание +

Личность - Отсутствие мотивации, активности, интереса к учебе

Воля - Отсутствие ответственности, самостоятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица наглядно показывает, что в высшей школе традиционное обучение в основном исповедует и реализует элементарную трансляцию информационных моделей.

Но в обучении студентов вуза сохраняется стереотип использования реальности телесности и сознания, а имеющиеся у них реальности личности и воли не только не задействованы, но и подменены волей преподавателя. Эти неиспользованные резервы личности и воли и порождают проблемы в обучении.

Таким образом, обучение в первую очередь должно быть направлено на развитие волевой реальности студентов, в которой они осознают и принимают полную ответственность не только за собственное обучение, но и за будущую профессию, проявляют самостоятельность уже с первого года обучения.

Пока что можно отметить однозначную тенденцию - в большинстве обследованных вузов в обучении устойчиво используются два вида сформированных реальностей - телесности и сознания. Практически не используются реальности

личностных и волевых качеств студентов. Причина этого заключается в том, что учебная деятельность преподавателей и студентов, как партнерская коммуникация, в которой есть смыслообразование, целеполагание, планирование и оценка, рефлексия находятся в стадии становления. Более того, можно со всей уверенностью считать их отчужденными от студентов. На практике студенты не имеют представлений о своем учебном плане, не участвуют в обсуждении учебных программ, критериев оценки знаний и т.д. Обязанность студента - переписать расписание, планы семинарских занятий, выполнить их, подготовиться и сдать экзамен.

Другими словами, студенты с первого курса находятся в ситуации виртуального конфликта: с них требуют, чтобы они учились, но реальность обучения присвоена и принадлежит преподавателю. Как следствие - постоянный внутренний конфликт с самим собой, преподавателем, будущей профессией, обществом, производством и т.д.

8

Казанский педагогический журнал 4'2005

Следует заметить, что в настоящее время уже имеются педагогические технологии партнерского общения, коммуникаций преподавателя и студента, позволяющие и преподавателю, и студенту быть субъектами учебной деятельности. То есть, уже созданы условия для развития полиреальностей студента. Преподаватели осведомлены о существовании таких технологий, но на практике они занимаются коррекцией ими порожденных конфликтов - падение активности у студента, снижение мотивации к обучению, значительный «отсев» среди студентов. Создается впечатление, что преподаватели вечно решают одни и те же проблемы повышения активности и самостоятельности студента, являющиеся показателями соответствия учебной деятельности формирующейся у них реальности воли.

Поскольку виртуальный конфликт -явление психологическое, он не имеет внешне выраженных признаков (противо-

стояние, напряжение, столкновение интересов, соответствующее конфликту чувство враждебности и др.), поэтому он не воспринимается участниками образовательного процесса как конфликт. Ни студенты, ни преподаватели не осознают ситуацию как состояние конфликта. Но порожденное обладает таким же статусом реальности и истинности, как и порождающее: временность существования не делает событие менее существенным, чем породившее его начало. То есть, виртуальный конфликт в условиях модернизации качества высшего образования - феномен, требующий пристального и корректного изучения. В противном случае незадействованные реальности личности и воли студента будут вновь и вновь порождать проблемы в обучении, а на личностном уровне - нежелание учиться, проблемы с посещаемостью и успеваемостью и в будущем - отторжение профессии, к которой его готовили в вузе.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ: СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Л.А. Волович, главный научный сотрудник ИПППО РАО,

член-корр. РАО, доктор филос. наук, профессор

Педагогическая профессия ныне, увы, находится на уровне критического состояния. Отсутствие последовательной и настойчивой государственной поддержки материального и духовного статуса учительства в нашем отечестве очевидно и откровенно. Возникают вопросы, что нужно сделать, чтобы поднять престиж профессии, чтобы резко повысить мотивацию ее выбора в жизни нового поколения российских граждан.

Запрограммированная в общем контексте до 2010 года модернизация системы непрерывного профессионального образования не может и не должна происходить спонтанно. Ее доминантный фактор - гуманитарная культура всего профессионально-педагогического кадрового контингента, что и должно являться

стержневой идееи государственной социальной политики ее духовно-личностной прерогативой.

В течение последних десяти лет нами ведется комплексное научное исследование и экспериментальная отработка их версий по проблеме формирования гуманитарной культуры специалиста в системе непрерывного профессионального образования. Закономерным стал выход на гуманитарное образование педагогических кадров на уровне допрофессио-нальной подготовки и, далее, средней, высшей школы, а также учебных заведений дополнительного педагогического образования. Именно в этой связи в качестве опорных были выстроены следующие направления исследования, получившие полную поддержку практиков.

Казанский педагогический журнал 4'2005

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.