Научная статья на тему 'Модернизация государственной службы и защита прав человека'

Модернизация государственной службы и защита прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ПРИНЦИПЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ИННОВАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПРОБЛЕМАТИКА (КОНЦЕПЦИЯ) РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ОСОБЕННОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ СЛУЖАЩИХ / ГРАЖДАН И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОРГАНОВ / INNOVATION AND LEGAL ISSUES (CONCEPT) DEVELOPMENT OF PUBLIC SERVICE / MODERNIZATION OF THE CIVIL SERVICE / THE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS / THE PRINCIPLES OF PERSONNEL POLICY / INTERNAL AFFAIRS BODIES / PARTICULARLY LEGISLATION ON PROTECTION OF THE RIGHTS OF EMPLOYEES / CITIZENS AND ADMINISTRATIVE AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комахин Б. Н.

Раскрывается сущность стабильности и модернизации государственной службы в контексте защиты прав человека, отмечается недопустимость циничной подмены нормальных человеческих отношений между служащими и гражданами. Формулируются критерии и признаки бюрократических проявлений в процессе осуществления кадровой политики, анализируется их негативное влияние на формирование инновационного государства, исследуются трудности реализации права граждан на равный доступ к государственной службе, предлагается авторское видение основных путей инноватизации профессиональной служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERNIZATION OF PUBLIC SERVICE AND PROTECTION OF HUMAN RIGHTS

This article reveals the essence of stability and modernization of public service in the context of human rights, there is the inadmissibility of cynical substitution of normal human relations between officials and citizens. The author formulates the criteria and features of bureaucratic manifestations in the implementation of personnel policies, analyze their negative influence on the innovation state explores the difficulties of the right of citizens to equal access to public service, offers his vision of the main ways innovatization professional performance.

Текст научной работы на тему «Модернизация государственной службы и защита прав человека»

-ii.^'fe-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

случае гражданин права свободно выезжать за пределы РФ в период оформления нового заграничного паспорта?

Для оформления паспорта к заявлению установленного образца должны быть приложены следующие документы: основной документ, удостоверяющий личность гражданина, личные фотографии, документы об уплате государственной пошлины (в случае оформления паспорта на территории РФ) или консульского сбора (в случае оформления паспорта за пределами территории РФ) за оформление паспорта, а также документ об оплате стоимости бланка паспорта. Срок оформления паспорта не должен превышать один месяц со дня подачи заявления об оформлении паспорта по месту жительства; в случае подачи заявления об оформлении паспорта по месту пребывания срок оформления паспорта не должен превышать четыре месяца со дня подачи заявления; при наличии документально подтвержденных обстоятельств, связанных с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или смертью близкого

родственника и требующих выезда из РФ, срок оформления паспорта не должен превышать трех рабочих дней со дня подачи заявления.

Таким образом, указанные положения не предусматривают ни обязанность гражданина сдавать действующий заграничный паспорт, ни право должностных лиц изымать такой паспорт непосредственно при подаче заявления об оформлении нового паспорта.

В заключении отметим, что законодательством не решен вопрос о возвращении гражданину незаконно изъятого у него паспорта. А выдача нового паспорта или временного удостоверения в таких случаях не предусмотрена. В результате, если у гражданина спрятали и не отдают загранпаспорт, реализовать свое право на выезд за пределы РФ будет проблематично.

Кроме того, угроза конституционному праву гражданина на свободное передвижение исходит не только и не столько от необеспеченности федеральной нормативной базы эффективными механизмами реализации прав, но и от самодеятельности органов власти и управления субъектов Федерации.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Б.Н. КОМАХИН,

кандидат юридических наук, докторант Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

E-mail: komakhin@yandex.ru

Аннотация. Раскрывается сущность стабильности и модернизации государственной службы в контексте защиты прав человека, отмечается недопустимость циничной подмены нормальных человеческих отношений между служащими и гражданами. Формулируются критерии и признаки бюрократических проявлений в процессе осуществления кадровой политики, анализируется их негативное влияние на формирование инновационного государства, исследуются трудности реализации права граждан на равный доступ к государственной службе, предлагается авторское видение основных путей инноватизации профессиональной служебной деятельности.

Ключевые слова: модернизация государственной службы, защита прав человека, принципы кадровой политики, органы внутренних дел, инновационно-правовая проблематика (концепция) развития государственной службы, особенность законодательства о защите прав служащих, граждан и управленческих органов.

THE MODERNIZATION OF PUBLIC SERVICE AND PROTECTION

OF HUMAN RIGHTS

B.N. KOMAKHIN,

the candidate of jurisprudence, doctoral candidate of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. This article reveals the essence of stability and modernization of public service in the context of human rights, there is the inadmissibility of cynical substitution of normal human relations between officials and citizens. The author formulates the criteria and features of bureaucratic manifestations in the implementation of personnel policies, analyze their negative influence on the innovation state explores the difficulties of the right of citizens to equal access to public service, offers his vision of the main ways innovatization professional performance.

Keywords: modernization of the civil service, the protection of human rights, the principles of personnel policy, internal affairs bodies, innovation and legal issues (concept) development of public service, particularly legislation on protection of the rights of employees, citizens and administrative authorities.

- -Jt. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

-G/Hi^jflb'

Развитие России в системе глобальных трансформаций ставит в центр жизнедеятельности государства и информационного общества, наряду с другими, проблему реализации прав и свобод человека и гражданина в сфере государственной службы.

В РФ признано необходимым осмысление по-новому, с позиции модернизации и формирования инновационного государства, внедрение новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы посредством укрепления связи между конституционным правом граждан на равный доступ к государственной службе и их правом на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ).

Поэтому исключительно актуальной является любая попытка рассмотреть эти права, их защиту во взаимосвязи и взаимодействии, обосновать методологический подход к стратегическому выбору ииновацион-ных средств правового обеспечения развития государственной службы в контексте защиты прав и свобод человека и гражданина.

Прежде всего, необходимы уточненные понятия, категории, институты закрепляющие сущность инноваций на госслужбе, инновационные стратегии развития участия на паритетных началах граждан, общественности, представителей общественных советов при органах государственной власти в деятельности конкурсных и аттестационных комиссий этих органов. Ибо их значимость для развития теории и практики государственного управления постоянно возрастает. Правительством РФ разрабатываются предложения по совершенствованию практики участия граждан в деятельности государственной службы, системы оплаты труда служащих, позволяющей стимулировать их антикоррупционное поведение.

Новые принципы кадровой политики предусматривают создание объективных и прозрачных механизмов конкурсного отбора граждан для прохождения государственной службы, включая формирование единой базы вакансий, компетентностный подход и механизм ротации. В этом случае участие граждан в управлении делами государства не только в нормативной форме, но и по результатам рассматривается как целенаправленный и демократический процесс воздействия граждан основного субъекта управления на объекты управления — различные явления и процессы: социальные общности, службы и служащие, механизмы инновационно-правового пространства РФ, в

котором взаимодействуют права и свободы граждан, непосредственно отражают потребность в развитии данных прав и свобод, равно как и служебно-правовой и управленческо-правовой системы в целом.

Модернизация государственной службы, проведение административной реформы, являющиеся частью становления инновационного государства, затрагивают многие аспекты административно-правового обеспечения защиты прав, свобод человека и гражданина, его права на равный доступ к государственной службе. Причем модернизация предполагает в качестве исходного начала активное поведение самих граждан как участников служебных, управленческих отношений. Поведение граждан со стороны модерни-зационного процесса — действия, имеющие побудительный мотив для обновления законодательства России, регулирующего инновационно-правовые отношения граждан по поводу оценки деятельности государственных служащих.

Становится реальностью применение системы комплексной оценки деятельности, в первую очередь, государственных гражданских служащих с использованием ключевых показателей эффективности и общественной оценки их деятельности, в том числе на базе социальных сетей и с учетом мнения граждан, представителей общественности и сетевых сообществ.

Возникла потребность в выделении понятия «правозащитное инновационное развитие государственной службы», отличительной особенностью которого является его нацеленность на выработку и применение новых, обоснованных, прогрессивных и нестандартных управленческих решений и технологий относительно правового обеспечения комплекса службы, действующих и в центре, и в регионах, и на местах1.

Отдельные исследователи-административисты видят главную проблему управления в том, чтобы урегулировать лишь внутриорганизационные отношения или отделить региональные органы управления, их служащих от федеральных органов государственной власти. Однако, при этом возникают вопросы: что станет в будущем с защитой права служащих на достойную оплату труда, на доступ к опыту профессионалов, как будет развиваться жизнедеятельность служащих на государственной службе, связанных с

1 Гаюров Ш.К. Свобода информации и личное информационное право граждан: теория и практика: моногр. М., 2009; Куняев Н.Н. От освоения информационно-коммуникационных технологий к становлению информационного общества: сб. ст. М., 2009.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

коррупционными рисками, как будут гарантироваться другие информационно-обеспеченные права и свободы личности служащего? Эти вопросы, к сожалению, неполно ставятся в правовых исследованиях2.

Однако, принятие, например, Концепции кадровой политики МВД России (на период 2020 г.), равно как и аналогичные меры в других федеральных министерствах, является основой для разработки нормативных правовых документов, ведомственных программ и планов, касающихся различных аспектов кадровой политики. В МВД РФ разработан комплекс идей, принципов и норм, регулирующих деятельность руководителей органов, организаций и подразделений МВД РФ по управлению сотрудниками, федеральными гражданскими служащими, работниками ОВД.

Как и в других органах, управленческая практика нуждается в установлении справедливого порядка оплаты труда государственных служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной деятельности и выполнения особо важных и сложных заданий. Необходимо продолжить совершенствование системы материальной и моральной мотивации труда служащих, имея в виду защиту прав работников на стимулирование их трудовой активности.

Наряду с этим получает развитие институт наставничества и введение на государственной службе системы профессионально-функциональных групп. Нуждается в расширении сфера внедрения системы мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками.

В этих условиях является правомерным постановка вопроса об активизации процесса защиты прав граждан на службу в процессе дальнейшей модернизации государственной службы, затрагивающей инно-в ационно -пр авовую, администр ативно -упр авленчес-кую и трудо-правовую проблематику.

Чтобы сделать реальностью защиту прав граждан на равный доступ к государственной службе в формируемом инновационном государстве предстоит упорядочить, а лучше всего, создать новую, информационно-развитую систему норматворчества об управлении по результатам в органах представительной (законодательной) и исполнительной власти, включая законодательство о государственной службе и служащих.

Вместе с тем, нужно уяснить сущность функции инновационного развития государства, роль информации в публичном служебном праве, его взаимодействии с частным правом. Последнее должно применяться для обеспечения свободной и надлежащей реализации субъективного права граждан на равный доступ к государственной службе как к способу участия в управлении делами государства.

Такое развитие российской правовой системы, сближение национального законодательства с европейским правом3 на информационной основе позволяют расширить объем законодательной защиты и инновационно-правовых служебных отношений в управленческой системе РФ.

Может быть представлена следующая концепция модернизации государственной службы в процессе инновационно-правового обеспечения деятельности служащих в контексте защиты прав человека:

♦ методология решения общих иннвационно-пра-вовых проблем модернизации государственной службы (закономерность ее построения действия; общие, специфические и частные принципы развития системы государственной службы; характеристика федеральной и региональной организации развития государственной службы как средство управления делами государства; ее обновленная нормативная модель);

♦ концептуальные основы проведения административно-правовой модернизации видов государственной службы в аппарате государственного управления, включая процесс поддержки прогрессивных тенденций развития общих и специфических принципов защиты профессиональной деятельности служащих; создание современных нормативных моделей «служащие для граждан», «правовая защита служащих», их реализация;

♦ повышение эффективности информационной системы управления процессами защиты прав на поступление и прохождение государственной службы; управление по результатам осуществления права

2 УстиновичЕ.С., Бледнова Е.М. Доступ к информации и государственное информационное обслуживание населения // Государственное управление в XXI в.: традиции и инновации: мат-лы 7-й межд. науч.-практ. конф. фак-та гос. управления МГУ им. Ломоносова, 27—29 мая. М., 2009; Червяков-ский А.В. Регулирование доступа граждан к правовой информации, размещенной на официальной сайтах федеральных органов исполнительной власти // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 4. С. 24—28.

3 Марченко М.Н. Понятие и основные особенности источников права Европейского союза // Вестник Московского университета: сер. 11. «Право». 2009. №2.

- -J* . -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

граждан не только на равный доступ к государственной службе, но и на участие в управлении делами государства и управлении кадровыми службами;

♦ углубление стратегического содержания процесса защиты права граждан на равный доступ к государственной службе и на участие в управлении делами государства;

♦ рациональность отношений между гражданами, службами, служащими в ходе правозащитных действий органов государственного управления.

Благодаря применению и реализации этих прав граждан и правозащитных процессов система народовластия способна инновационно поддерживать, координировать, субординировать и направлять в нужное русло отношения управляемых объектов, равно как и собственное движение к заранее запрограммированной цели. Используемые здесь такие институты как «адаптация», «эволюция», «целенаправленность на модернизацию» выражают цели и поведение субъектов настоящей системы отношений правовой защиты статуса государственного служащего.

Уточнение категориальной сущности и определения стратегии развития государственной службы показало, что отсутствие четкого определения инновационного развития служебной деятельности и ее правовой защиты сдерживает объективный, матери-

ально-правовой и процессуально-правовой подходы к организации эффективной системы правозащиты профессиональной служебной деятельности в единстве с защитой прав человека.

Определять инновационную стратегию развития системы участия самих служащих в защите прав человека целесообразно в двух аспектах. Во-первых, как информационно-целенаправленную деятельность по установлению приоритетов инновационного развития службы, достижению обоснованных прогрессивных и не стандартных управленческих решений. Во-вторых, как стратегию, ориентированную на использование и развитие инновационных ресурсов защиты ее субъектов службы в России в целом. В результате такого двухаспектного исследования могут быть выявлены служебно-правовые особенности становления законодательства о защите и профессиональной служебной деятельности и права граждан на анализ этой деятельности.

Положительные черты процесса защиты прав человека в этой системе, а также устойчивое повышение эффективности, профессионализма и компетентности служащих, свидетельствует о стабильном развитии государственной службы в интересах осуществления прав и свобод граждан, которое не должно нарушать права и свободы других лиц.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ

М.В. САУДАХАНОВ,

кандидат юридических наук

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

E-mail: marat.sv@mail.ru

Аннотация. Исследуется система местного самоуправления Франции; проводится анализ этой системы; делаются соответствующие выводы.

Ключевые слова: местное самоуправление, административное право, Франция.

LOCAL GOVERNMENT IN FRANCE

M. V. SA UDAKHANOV,

candidate of jurisprudence

Annotation. In this article we explore the local government system of France. The author makes the analysis and gives the conclusions.

Keywords: local government, administrative law, France.

Вместо независимых органов, выполняющих функции, возложенные на них парламентом, во Франции, традиционно, существовала прямая передача власти центром местным органам, действую-

щим от имени или под наблюдением Министерств в Париже. Однако, городские советы (еще до реформ 1982 г.) имели общую юрисдикцию по местным вопросам. Сегодня Франция управляется, по большей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.