Научная статья на тему 'Прохождение и принципы государственной службы в системе органов лесного хозяйства РФ'

Прохождение и принципы государственной службы в системе органов лесного хозяйства РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
825
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРИНЦИПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / PUBLIC SERVICE / FORESTRY / PRINCIPLES OF CIVIL SERVICE / CIVIL SERVANT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбунова Надежда Алексеевна

Государственная лесохозяйственная служба создана как публичный институт в интересах всех граждан Российской Федерации. Она обеспечивает реализацию государственной власти, аккумулирует соблюдение законных прав и интересов граждан в сфере лесного хозяйства России. Это важнейший социальный институт, который носит демократический характер. Государственные служащие в сфере лесного хозяйства функционирует посредством исполнения соответствующих полномочий государства, системы лесохозяйственных органов, решающих экологические и социальные задачи в интересах граждан. Государственная служба в сфере лесного хозяйства России развивается и формируется как организационно-правовой институт. Государственные служащие действуют на основе законов и других нормативно-правовых актов. Госслужащие признаны осуществлять эффективное функционирование системы органов лесного хозяйства Российской Федерации. Деятельность государственных служащих является профессиональной. Государственная служба в системе лесного хозяйства является инструментом преобразований в социальной сфере, экологии. Государственная служба в системе государственных органов лесного хозяйства является формой организации государственного управления в этой сфере. Демократическая сущность и социальная роль российского государства позволяют понимать государственную службу в системе лесного хозяйства как публичный институт, действующий в экологической, экономической сферах общества в интересах всех граждан, как целостную систему, реализующую экологические и экономические цели и задачи государства, выражающую и объединяющую интересы и потребности граждан России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Passage and principles of public service in the forestry authorities of the Russian Federation

The state forestry service created as a public institution for the benefit of all citizens of the Russian Federation. It provides an implementation of the government, accumulates compliance with the legitimate rights and interests of citizens, in the field of forestry in Russia. This is an important social institution, which is democratic. Civil servants in the field of forestry functions by executing the relevant powers of the state, the system of forest authorities, solving environmental and social problems in the interests of citizens. Public Service of Russian forestry develops and is formed as an organizational-legal institution. Civil servants are based on the laws and other legal acts. Civil servants found to carry the effective functioning of forestry authorities of the Russian Federation. Work of civil servants is a professional. Public service in the forestry sector is the instrument of change in the social sphere, and ecology. Public service in the government system of forestry is a form of organization of government in this area. Democratic nature and social role of the Russian state allows to understand the public service in the forestry sector, as a public institution operating in the environmental, economic sphere of society in the interests of all citizens, as an integrated system that implements the environmental and economic goals and objectives of the state, expressing and combining interests and needs of the citizens of Russia.

Текст научной работы на тему «Прохождение и принципы государственной службы в системе органов лесного хозяйства РФ»

36. Serebryakov Y. V. Zashchitnik v proizvodstve po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah: avtoref. dis. ... na soiskanie uchenoj stepeni kandidata yuridicheskih nauk [Defender in the procedure on administrative offences affairs: autoref. dis. ... on competition of a scientific degree of Candidate of legal Sciences]. Omsk. 2003. P. 24.

37. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu Tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. 2nd ed., corr. and amended. Moscow. Prospect. 1994. P. 356.

38. Resolution of the First Arbitration Court of appeal dated 18.09.2009 in case No. A43 19547/2009. Access from ref.-the legal system [ConsultantPlus]. (in Russ.)

УДК 346:630

Н. А. Горбунова

Прохождение и принципы государственной службы в системе органов лесного хозяйства РФ

Государственная лесохозяйственная служба создана как публичный институт в интересах всех граждан Российской Федерации. Она обеспечивает реализацию государственной власти, аккумулирует соблюдение законных прав и интересов граждан в сфере лесного хозяйства России. Это важнейший социальный институт, который носит демократический характер. Государственные служащие в сфере лесного хозяйства функционирует посредством исполнения соответствующих полномочий государства, системы лесохозяйст-венных органов, решающих экологические и социальные задачи в интересах граждан. Государственная служба в сфере лесного хозяйства России развивается и формируется как организационно-правовой институт. Государственные служащие действуют на основе законов и других нормативно-правовых актов. Госслужащие признаны осуществлять эффективное функционирование системы органов лесного хозяйства Российской Федерации. Деятельность государственных служащих является профессиональной. Государственная служба в системе лесного хозяйства является инструментом преобразований в социальной сфере, экологии. Государственная служба в системе государственных органов лесного хозяйства является формой организации государственного управления в этой сфере. Демократическая сущность и социальная роль российского государства позволяют понимать государственную службу в системе лесного хозяйства как публичный институт, действующий в экологической, экономической сферах общества в интересах всех граждан, как целостную систему, реализующую экологические и экономические цели и задачи государства, выражающую и объединяющую интересы и потребности граждан России.

The state forestry service created as a public institution for the benefit of all citizens of the Russian Federation. It provides an implementation of the government, accumulates compliance with the legitimate rights and interests of citizens, in the field of forestry in Russia. This is an important social institution, which is democratic. Civil servants in the field of forestry functions by executing the relevant powers of the state, the system of forest authorities, solving environmental and social problems in the interests of citizens. Public Service of Russian forestry develops and is formed as an organizational-legal institution. Civil servants are based on the laws and other legal acts. Civil servants found to carry the effective functioning of forestry authorities of the Russian Federation. Work of civil servants is a professional. Public service in the forestry sector is the instrument of change in the social sphere, and ecology. Public service in the government system of forestry is a form of organization of government in this area. Democratic nature and social role of the Russian state allows to understand the public service in the forestry sector, as a public institution operating in the environmental, economic sphere of society in the interests of all citizens, as an integrated system that implements the environmental and economic goals and objectives of the state, expressing and combining interests and needs of the citizens of Russia.

Ключевые слова: государственная служба, лесное хозяйство, принципы прохождения государственной службы, государственный служащий.

Keywords: public service, forestry, principles of civil service, civil servant.

Государственная служба в системе органов лесного хозяйства РФ является публичным институтом, который обеспечивает реализацию государственной власти в этой области, соблюдение экологических прав и свобод граждан РФ. В то же время необходимо отметить, что государственная служба в системе лесного хозяйства - это и организационно-правовой институт. Государствен-

© Горбунова Н. А., 2014

ные служащие системы органов лесного хозяйства действуют, исполняя нормативно-правовые акты РФ. Государственное управление в сфере лесного хозяйства упорядочивается и эффективно осуществляются благодаря сформулированному институту государственной службы.

Государственная служба как публично-правовой институт отличается рядом существенных черт, которые определяют административно-правовой статус и профессиональные характеристики государственных служащих в системе органов лесного хозяйства.

Государственная служба в системе органов лесного хозяйства России - это прежде всего система публично-правовых отношений, которые характеризуются открытостью, профессиональностью государственных служащих, являются социальными и соответствуют духовно-культурным, экологическим, социально-историческим потребностям общества.

Государственная служба в сфере лесного хозяйства России - это особая подсистема единой системы государственного управления, институционально урегулированная профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов лесного хозяйства в пределах установленной компетенции, которая представляет собой совокупность органически связанных между собой трудовых комплектов государственных служащих органов лесного хозяйства. Данная подсистема иерархична, устойчива, структурирована. Организационно-кадровый состав подсистемы - граждане, поступившие на государственную службу, прошедшие отбор, профессиональную подготовку и замещающие государственные должности государственной службы органов системы лесного хозяйства, содержащиеся за счет соответствующих бюджетов: либо федерального, либо субъекта федерации.

Публично-правовой статус государственных служащих, их компетенцию, порядок прохождения их службы определяют различные нормы и правила, регламенты на основе принципа законности, внепартийности социального равенства граждан на предмет доступа граждан к государственной службе в системе органов лесного хозяйства.

Таким образом, понятие «государственная служба» в системе государственных органов лесного хозяйства России можно представить как публичный институт административно-правового регулирования, направленный на реализацию, запрет экологических, экономических, социальных прав и свобод граждан, прав на благоприятную окружающую среду, пользования лесом в культурных, оздоровительных и социальных целях.

Государственная служба в системе органов лесного хозяйства России как публично-правовой институт государства направлена на реализацию задач и функций государства прежде всего в экономической сфере. Эти задачи государства решаются в интересах всего общества, без их решения государство не может существовать.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы в РФ» устанавливает, что государственная служба в РФ - это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; Федеральных органов государственной власти; иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ; иных государственных органов субъектов РФ и др.

Система государственной службы РФ включает в себя государственную гражданскую службу; военную службу; правоохранительную службу.

В системе органов лесного хозяйства России действует государственная гражданская служба, хотя в некотором смысле можно говорить о том, что некоторые государственные служащие выполняют в силу занимаемых должностей функции по охране лесов, наделены административной юрисдикцией.

Государственная гражданская служба в органах лесного хозяйства представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы Федерального агентства лесного хозяйства по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ.

Это прежде всего профессиональная деятельность. Служебная деятельность по управлению личным фондом, охране и воспроизводству лесов является основной, осуществляется на основе специальных лесохозяйственных знаний и навыков.

В системе органов лесного хозяйства на государственной гражданской службе могут служить только граждане РФ. Исключения из данного положения могут быть установлены международным законодательством.

Государственная гражданская служба в системе органов лесного хозяйства организуется с целью обеспечения полномочий федеральных государственных органов лесного хозяйства и государственных органов по управлению лесного хозяйства субъектов РФ. Государственные органы лесного хозяйства создаются государством в установленном порядке, наделяются компетенцией и правами юридические лица, представляют собой часть государственного аппарата РФ. Они осуществляют свою деятельность по управлению лесного хозяйства и по поручению государства. 102

Государственная гражданская служба в системе государственных органов лесного хозяйства сохраняется в соответствии с определенными принципами, они носят правовой характер в самой природе административного и служебного права. Законодательство и государственная служба напрямую зависит от правовых принципов, закрепляет и развивает их. К принципам государственной службы относят приоритет прав и свобод человека и гражданина; единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ; равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждениям, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего, профессионализм и компетентность в гражданских ситуациях; стабильность гражданской службы, доступность информации о гражданской службе; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами, защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина базируется на ст. 2 Конституции РФ. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Реализация экологических, социальных прав человека и гражданина, его прав как лесопользователя во многом зависит от деятельности государственных служащих государственных органов лесного хозяйства, ибо они практически связаны с их осуществлением. Ст. 18 Конституции РФ нацеливает на то, что именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность государственных органов, в том числе и государственных органов системы лесного хозяйства. Единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ указывает на то, что государственная служба в системе органов лесного хозяйства является единым целым, что определяется их едиными целями и задачами, функциями по управлению лесного хозяйства России. Законодательством установлен приоритет федерации по установлению правовых основ государственной гражданской службы.

Принцип равного доступа граждан к гражданской службе в системе государственных органов лесного хозяйства основывается также на ст. 32 ч. 4 Конституции РФ. Для осуществления принципа равного доступа граждан к государственной службе Закон РФ «О государственной гражданской службе РФ» от 27 мая 2004 г. установил норму, в соответствии с которой поступление гражданина на гражданскую службу осуществляется по результатам конкурса, который проводят конкурсная комиссия. Части 2-4 ст. 22 данного Закона предусматривают ограниченный перечень исключений, который носит исчерпывающий характер. Данные положения полностью распространяются и на государственных служащих государственных органов лесного хозяйства.

Профессионализм и компетентность гражданских служащих как принцип означает, что и в государственных органах лесного хозяйства РФ государственная гражданская служба является профессиональной деятельностью, которая предполагает специальные знания и навыки. Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» предусмотрел требования к уровню образования, его виду, профессиональному стажу, знаниям и навыкам лиц, претендующих на занятие должностной государственной гражданской службы (ст. 12 закона].

Принцип стабильности государственной гражданской службы является необходимым для функционирования института государственной службы в сфере лесного хозяйства. Эффективное исполнение функций государственным гражданским служащим зависит от уверенности его позитивной деятельности, будущих перспективах продвижения по службе, справедливой оценки своей деятельности со стороны государства и общества. Реализацией данного принципа в деятельности государственного гражданского служащего служит установление исчерпывающего перечня случаев заключения срочного служебного контракта (ст. 25]; закрепление правил о переводе государственных гражданских служащих (ст. 28] об изменении существенных условий служебного контракта (ст. 29]; определение гарантий для государственных гражданских служащих при реорганизации или ликвидации государственого органа либо сокращение должности государственной гражданской службы (ст. 31].

Принцип доступности информации о государственной гражданской службе базируется на ст. 24 ч. 2 Конституции РФ, которая устанавливает, что органы власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иные не предусмотрены законом.

Государственная гражданская служба в сфере лесного хозяйства должна быть открытой, ибо она непосредственно связана с выполнением должностными лицами контрольно-надзорных и юрисдикционных функций.

Государственная гражданская служба в системе государственных органов лесного хозяйства предполагает тесное взаимодействие с общественными объединениями, гражданами. Формирование экологического сознания у членов гражданского общества, его структур предполагает экологические функции государства. Охрана природы, бережное отношение к природным ресурсам, охрана лесов от пожаров, вредителей и болезней невозможны без участия в этой деятельности граждан, их общественных объединений.

Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную и служебную деятельность в системе федерального агентства лесного хозяйства России предполагает, что государствееные служащие действуют только в пределах предоставленных им полномочий и имеют право на защиту от неправомерных действий в связи с исполнением должностных обязанностей.

В РФ сформирована и действует нормативно-правовая база государственной службы. Действие нормативно-правовых актов РФ полностью с учетом специфических особенностей распространяется на государственную гражданскую службу в системе государственных органов лесного хозяйства РФ.

Конституционные положения закрепляют основы единства системы государственной власти (ст. 5); разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10), равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32) Конституции РФ.

Основным нормативно-правовым актом для государственной службы в системе органов лесного хозяйства является Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ». Закон устанавливает виды государственной службы: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу. В законе установлены общие положения о государственной службе, основы ее управления и формирования.

Базовым нормативно-правовым актом для государственной гражданской службы служит Федеральный закон от 27 июня 2004 г. № 70-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Необходимо отметить, что законодательством допускается принятие федеральных законов и нормативно-правовых актов, которые могут регулировать особенности прохождения отдельных видов государственной гражданской службы.

На государственных гражданских служащих помимо указанных законов действует и трудовое законодательство. В системе органов лесного хозяйства государственная гражданская служба является особым видом трудовой деятельности. Государственные служащие в системе органов лесного хозяйства одновременно являются и гражданами, которые поступают на государственную службу и выполняют за трудовые вознаграждения свои трудовые функции и также занимают должность государственной службы и реализуют цели, задачи и функции государства и действуют как представители государственной власти, принимая решения обязательного государственно-властного характера Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ». Устанавливают приоритет специального законодательства о государственно гражданской службе по отношению к трудовому законодательству, указывая, что трудовое законодательство регулирует отношения в сфере государственной гражданской службы лишь в той мере, если они не урегулированы ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Таким образом, наблюдается приоритет законодательства о государственной гражданской службе и в области государственной службы в сфере лесного хозяйства. В случае возникновения коллизий между нормами трудового административного законодательства будут применяться нормы административного законодательства, регулирующие гражданскую службу. В случае отсутствия последних будут применяться нормы трудового права.

В сфере организации государственной гражданской службы в лесном хозяйстве действуют нормативно-правовые акты подзаконного характера. Приняты указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, детализирующие и развивающие положения ФЗ «О государственной гражданской службе», которые полностью распространяются на деятельность государственных служащих в сфере лесного хозяйства РФ. Это указы Президента РФ от 1 августа 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ», от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещающие вакантные должности государственной гражданской службы РФ», от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих», от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими РФ и оценки знаний, навыков и умений», от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государствен-104

ной гражданской службы РФ федеральным государственным гражданским служащим», от 16 февраля 2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ», от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела», от 27 сентября 2005 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих».

УДК 347.965.33

Л. П. Ижнина, Н. В. Путихина Профессионализм как признак понятия «адвокат-защитник»

В данной статье раскрывается сущность профессионализма как признака понятия «адвокат-защитник», а также его составляющие элементы. В работе рассматривается профессия адвоката, которая предполагает высокий профессионализм, высокий уровень психологической компетенции, обладание знаниями индивидуально-психологических особенностей личности, культурой умственной деятельности, что в совокупности является обязательными составляющими его профессионального мастерства. Анализируется закон об адвокатуре, который более прагматичен и при этом обязывает адвоката постоянно совершенствовать свои знания, повышать квалификацию, соблюдать кодекс профессиональной этики. Анализируемые в статье нормы в значительной мере раскрывают и содержание профессионального долга адвоката. Только работа профессионального защитника, каковым является адвокат, может способствовать достижению целей уголовного судопроизводства, равноправию сторон по делу.

This article reveals the essence of professionalism as a characteristic of the concept of «lawyer-defender», as well as its constituent elements. The paper considers the legal profession, which requires high professionalism, high level of psychological competence, knowledge of individual psychological characteristics of personality, culture, intellectual activity, which all together is obligatory components of his professional skill. This article examines the Law on advocacy, which is more pragmatic, and requires the lawyer to constantly improve their knowledge, improve skills, to comply with the code of professional ethics. Having analyzed the norms largely open and the contents of the professional duty of a lawyer. Only the work of a professional defender, which is a lawyer, can contribute to the achievement of the objectives of criminal justice, the equality of the parties in the case.

Ключевые слова: адвокат-защитник, профессионализм, защита по уголовным делам, квалификация.

Keywords: defense counsel, professionalism, criminal defense, qualification.

«Любой вид деятельности... должен осуществляться именно профессионально, а не дилетантски, не случайными, мало что знающими и еще меньше умеющими людьми.. Признак профессионализма деятельности означает осуществление деятельности по принятым методикам; соблюдение требований к ее процессу и результатам; возмездность деятельности; влияние субъекта на осуществляемую им работу» [1].

Статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Квалифицированность предполагает безусловное наличие специальных знаний и высокий уровень подготовленности. Исходя из вышеизложенного можно заключить, что профессионализм как необходимый признак адвокатской деятельности закреплен на уровне основного закона нашего государства [2].

Профессионализм - это один из самых основных признаков понятия «адвокат-защитник» и его деятельности, в свою очередь данный признак имеет следующие элементы.

1. Процесс приобретения статуса адвоката является определенной гарантией признака профессионализма и квалифицированности юридической помощи, оказываемой адвокатом. К гражданину, желающему стать адвокатом, обоснованно предъявляются высокие требования.

© Ижнина Л. П., Путихина Н. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.