J.^ib. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^
Актуальные проблемы административного права
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПАСПОРТНОГО РЕЖИМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д.В. ЗОЛОТУХИН,
адъюнкт ФПНПиНК Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
E-mail: [email protected]
Научный руководитель: кандидат юридических наук, профессор, начальник кафедры административного права
Московского университета МВД России, полковник полиции С.Н. Бочаров
Аннотация. Раскрываются особенности административно-правового регулирования паспортного режима в РФ. Ключевые слова: паспортный режим; административно-правовой режим; специальный административно-правовой режим; паспорт.
ON THE NATURE OF THE PASSPORT REGIME IN THE RUSSIAN FEDERATION
D.V. ZOLOTUKHIN,
graduated in a military academy FPNPINK Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
Annotation. This article describes the peculiarities of administrative and legal regulation of the passport regime in the Russian Federation.
Keywords: passport regime, administrative and legal regime, a special legal and administrative regime; passport.
Часть 2 ст. 27 Конституции РФ1 гласит: «Каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ». Административно-правовые гарантии этого права установлены ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»2.
Различные нормативные правовые акты, в том числе постановления Правительства РФ, приказы МВД РФ, УФМС РФ образуют административно-правовую основу реализации российскими гражданами права на свободу покидать страну и возвращаться в нее из-за границы.
С одной стороны, все четыре вида заграничных паспортов, являются основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ за ее пределами, а с другой, — документами на право выезда из России в любую страну мира.
Паспорт, выдаваемый гражданину на общих условия, принято называть общегражданским. Три других вида заграничных паспортов (дипломатический, служебный, паспорт моряка) являются специальными, так как связаны с работой конкретного лица. Представляется, что право на заграничный паспорт относится к числу тех прав, которые сопровождаются реализацией определенных обязанностей, возложенных на граждан. А именно, чтобы реализовать право на выезд из РФ, гражданин обязан получить заграничный паспорт, выдача которого является необходимым условием свободного выезда гражданина РФ за ее пределы.
Однако, говоря о данном праве, следует учитывать его относительность. Так, право гражданина РФ покинуть ее может быть временно ограничено в случаях, установленных законом3:
1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне;
2) в соответствии с законодательством РФ гражданин призван на военную службу — до окончания военной службы;
3) гражданин задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
4) гражданин осужден за совершение преступления, — до отбытия наказания или до освобождения от наказания;
5) лицо уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
6) гражданин сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ, — до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.
1 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (в посл. ред. от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 225.
2 ФЗ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» (в посл. ред. от 18 июля 2011 г. № 241-ФЗ) // СЗ РФ. 19996. № 34. Ст. 4029.
3 Там же.
- -я.¿¿¿Ь'-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
Как следует из перечисленных обстоятельств, позволяющих отказать гражданину в выезде за пределы РФ, они обусловлены обеспечением интереса государства и иных граждан. В то же время, в целях соблюдения законных прав и интересов лиц, обращающихся за выдачей заграничного паспорта, действующее законодательство предусматривает ряд организационно-правовых гарантий.
Так, во всех случаях временного ограничения прав на выезд из России орган внутренних дел выдает гражданину уведомление, в котором указываются основания и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из России.
Кроме того, отказ в праве на выезд может быть обжалован в вышестоящий ОВД или непосредственно в суд, а решение об ограничении этого права гражданина, обжалуется ими в Межведомственной комиссии по рассмотрению обращений граждан РФ.
Заграничный паспорт дает гражданину право не только покинуть РФ, но и возвратиться обратно. В случае если гражданин РФ утратил заграничный паспорт, находясь в другой стране, ему выдается свидетельство на въезд (возвращение) в РФ.
Особый порядок оформления документов установлен для отдельных категорий граждан, которые в силу объективных причин не в состоянии в полной мере реализовывать свои права и законные интересы.
При организованном выезде групп несовершеннолетних граждан РФ без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей обязанности законных представителей несовершеннолетних несут руководители выезжающих групп.
Гражданин России, признанный судом недееспособным, по ходатайству родителей, усыновителей или опекунов может выехать из РФ в сопровождении совершеннолетнего лица, способного обеспечить его безопасность и безопасность окружающих людей4.
Совокупность прав, обязанностей, гарантий, возникающих в процессе оформления, хранения, использования заграничного паспорта допустимо рассматривать как самостоятельный паспортный режим.
Данный паспортный режим возлагает на граждан следующие главные обязанности: иметь паспорт, обеспечивать его сохранность и соблюдать правила регистрационного учета, в том числе своевременную
сдачу. Реализация данных обязанностей обеспечивается организационной деятельностью органов ФМС по выдаче и замене паспортов.
Обязанность получить может быть первичной; она возникает при желании гражданина выехать за пределы РФ. Эта обязанность становится вторичной в случае утраты паспорта самим гражданином, лицами, его изъявшими, иными субъектами.
Заграничный паспорт, содержащий электронный носитель информации, подлежит замене по истечении десяти лет с момента его выдачи. Кроме того, если деятельность гражданина РФ связана с регулярными (не реже чем один раз в течение месяца) выездами за пределы территории РФ, а данный гражданин не имеет права на получение дипломатического или служебного паспорта, ему, по ходатайству организации, направляющей его за пределы территории РФ, может быть оформлен и выдан второй паспорт, при этом во втором паспорте днем окончания срока действия паспорта указывается день окончания срока действия ранее выданного паспорта.
Помимо этого, заграничный паспорт подлежит замене в случае, если:
♦ у гражданина легально изменились фамилия, имя, отчество, сведения о дате и/или месте рождения;
♦ изменился пол;
♦ непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;
♦ обнаружены неточности или ошибки произведенных в паспорте записей;
♦ изменилась внешность.
Таким образом, обязанность гражданина России в указанной сфере включает в себя обязанности:
♦ получать паспорт при реализации своего права на выезд за пределы РФ, а также повторно при утрате;
♦ менять паспорт по истечении срока его действия;
♦ хранить паспорт, не допуская порчи или потери;
♦ сдавать паспорт при выходе из гражданства РФ и в иных установленных случаях.
Следует обратить внимание, что получая новый паспорт, лицо обязано сдать старый паспорт лишь в том случае, если у него не истек срок действия. В противном случае, выдача нового паспорта не допускается. Возникает вопрос — не лишается ли в данном
4 Душаков Л.А., Чепурнов Н.М. Административное право. М., 2008. С. 318.
128
Вестник Московского университета МВД России
№ 7 / 2012
-ii.^'fe-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
случае гражданин права свободно выезжать за пределы РФ в период оформления нового заграничного паспорта?
Для оформления паспорта к заявлению установленного образца должны быть приложены следующие документы: основной документ, удостоверяющий личность гражданина, личные фотографии, документы об уплате государственной пошлины (в случае оформления паспорта на территории РФ) или консульского сбора (в случае оформления паспорта за пределами территории РФ) за оформление паспорта, а также документ об оплате стоимости бланка паспорта. Срок оформления паспорта не должен превышать один месяц со дня подачи заявления об оформлении паспорта по месту жительства; в случае подачи заявления об оформлении паспорта по месту пребывания срок оформления паспорта не должен превышать четыре месяца со дня подачи заявления; при наличии документально подтвержденных обстоятельств, связанных с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или смертью близкого
родственника и требующих выезда из РФ, срок оформления паспорта не должен превышать трех рабочих дней со дня подачи заявления.
Таким образом, указанные положения не предусматривают ни обязанность гражданина сдавать действующий заграничный паспорт, ни право должностных лиц изымать такой паспорт непосредственно при подаче заявления об оформлении нового паспорта.
В заключении отметим, что законодательством не решен вопрос о возвращении гражданину незаконно изъятого у него паспорта. А выдача нового паспорта или временного удостоверения в таких случаях не предусмотрена. В результате, если у гражданина спрятали и не отдают загранпаспорт, реализовать свое право на выезд за пределы РФ будет проблематично.
Кроме того, угроза конституционному праву гражданина на свободное передвижение исходит не только и не столько от необеспеченности федеральной нормативной базы эффективными механизмами реализации прав, но и от самодеятельности органов власти и управления субъектов Федерации.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Б.Н. КОМАХИН,
кандидат юридических наук, докторант Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
E-mail: [email protected]
Аннотация. Раскрывается сущность стабильности и модернизации государственной службы в контексте защиты прав человека, отмечается недопустимость циничной подмены нормальных человеческих отношений между служащими и гражданами. Формулируются критерии и признаки бюрократических проявлений в процессе осуществления кадровой политики, анализируется их негативное влияние на формирование инновационного государства, исследуются трудности реализации права граждан на равный доступ к государственной службе, предлагается авторское видение основных путей инноватизации профессиональной служебной деятельности.
Ключевые слова: модернизация государственной службы, защита прав человека, принципы кадровой политики, органы внутренних дел, инновационно-правовая проблематика (концепция) развития государственной службы, особенность законодательства о защите прав служащих, граждан и управленческих органов.
THE MODERNIZATION OF PUBLIC SERVICE AND PROTECTION
OF HUMAN RIGHTS
B.N. KOMAKHIN,
the candidate of jurisprudence, doctoral candidate of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. This article reveals the essence of stability and modernization of public service in the context of human rights, there is the inadmissibility of cynical substitution of normal human relations between officials and citizens. The author formulates the criteria and features of bureaucratic manifestations in the implementation of personnel policies, analyze their negative influence on the innovation state explores the difficulties of the right of citizens to equal access to public service, offers his vision of the main ways innovatization professional performance.
Keywords: modernization of the civil service, the protection of human rights, the principles of personnel policy, internal affairs bodies, innovation and legal issues (concept) development of public service, particularly legislation on protection of the rights of employees, citizens and administrative authorities.