Научная статья на тему 'Паспортно-регистрационный режим в системе административно-правовых режимов'

Паспортно-регистрационный режим в системе административно-правовых режимов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2772
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ПАСПОРТНЫЙ РЕЖИМ / ПАСПОРТНО-РЕГИСТРАЦИОННЫЙ РЕЖИМ / РЕЖИМ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ / LEGAL REGIME / ADMINISTRATIVE-LEGAL REGIME / PASSPORT REGIME / PASSPORT REGISTRATION REGIME / REGIME OF THE CLOSED ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL FORMATION / FRONTIER REGIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дудаев Анатолий Борисович, Никулин Алексей Иванович

В статье рассматриваются понятие, особенности и виды паспортно-регистрационных режимов, их основного назначения и роли в системе административно-правовых режимов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The passport and registration mode in system of administrative legal regimes

The article deals with the concept, features and kinds of passport registration regimes, their basic purpose and role in the system of administrative-legal regimes.

Текст научной работы на тему «Паспортно-регистрационный режим в системе административно-правовых режимов»

УДК 342.9

А. Б. Дудаев, А. И. Никулин

Паспортно-регистрационный режим в системе административно-правовых режимов

В статье рассматриваются понятие, особенности и виды паспортно-регистрационных режимов, их основного назначения и роли в системе административно-правовых режимов.

The article deals with the concept, features and kinds of passport registration regimes, their basic purpose and role in the system of administrative-legal regimes.

Ключевые слова: правовой режим, административно-правовой режим, паспортный режим, паспортно-регистрационный режим, режим закрытого административно-территориального образования, пограничный режим.

Key words: legal regime, administrative-legal regime, passport regime, passport registration regime, regime of the closed administrative-territorial formation, frontier regime.

В сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства используются различные способы и средства регулирования управленческих общественных отношений, к которым можно отнести и административно-правовые режимы.

В юридической науке термин «правовой режим» рассматривается с различных позиций. Д.Н. Бахрах определяет данную категорию как комплекс общественных отношений некоторого объекта, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационных средств [1, с. 279].

И.С. Розанов высказывает мнение о том, что правовой режим представляет собой совокупность юридических средств и организационно-технических мер, устанавливаемых и обеспечиваемых государством в целях урегулирования конкретных общественных отношений [1, с. 84].

Н.И. Матузов и А.В. Малько характеризуют правовой режим как совокупность юридических средств, устанавливаемых и обеспечиваемых государством в целях урегулирования конкретных общественных отношений путем

© Дудаев А.Б., Никулин А.И., 2016

ограничения одних и стимулирования других сторон деятельности отдельных субъектов права [3, с. 63].

Таким образом, при определении правового режима, как правило, выделяются три его составляющие: правовая, организационная и материально-техническая.

Конечной целью правового режима является создание наиболее благоприятных условий для развития соответствующих общественных отношений, их упорядочение, урегулирование, организованность, защита от нарушений и неблагоприятных тенденций. Правовой режим следует рассматривать как сложное, многогранное явление, тесно связанное с различными видами общественных отношений. Каждой отрасли права соответствует свой особый правовой режим [4, с. 18]. Каждый из правовых режимов содержит набор правил поведения в соответствующей сфере. После юридического оформления эти правила приобретают юридическую силу и становятся правовыми нормами.

Особенности административно-правовых режимов определяются спецификой методов административного права. В настоящее время административно-правовые режимы регулируются нормами федеральных конституционных законов и федеральных законов. Данное обстоятельство подчеркивает их значение в сфере государственного управления. Анализ законодательства позволяет выделить некоторые особенности административно-правовых режимов.

Д.Н. Бахрах в качестве административно-правового режима рассматривает сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия, которое выражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически неравные позиции [5, с. 390]. Таким образом, одной из особенностей административно-правового режима следует считать обязательное наличие субъекта исполнительной власти как стороны возникающих правоотношений. Соответственно и метод управления в таких правоотношениях характеризуется неравенством сторон. Субъект управления (управляющая система) наделяется полномочиями по применению в необходимых случаях мер государственного принуждения по отношению к физическим и юридическим лицам.

Для административно-правовых режимов характерны отношения власти-подчинения. В качестве способов регулирования административно-правовых режимов преобладают запреты, предписания и обязательства [6, с. 9]. Вместе с тем паспортно-регистрационный режим предусматривает так-

201

же дозволения в виде права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации [7, ст. 1227].

Общеотраслевой административно-правовой режим является базовым для всех остальных административно-правовых режимов, наличие широкого спектра которых обусловливает их классификацию по различным основаниям. В общем виде выделяют две группы административно-правовых режимов: общие и специальные [5, с. 391].

Специальный режим характеризуют особые (специальные) меры исполнительной деятельности, осуществляемой на строго определенной территории, в отношении определенного объекта или предмета. К таким мерам можно отнести: режим чрезвычайного положения, режим контртеррористической операции, режим Государственной границы Российской Федерации. К этой группе также относится административно-правовой режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Общий административно-правовой режим рассчитан на повседневную деятельность органов государственной власти и типичные социально-управленческие отношения, и состоит из ряда обособленных частей: режим законности деятельности государственных органов, режим государственной службы и др. В юридической литературе предпринимались попытки и более детальной классификации административно-правовых режимов [2, с. 87-88, 8, с. 126].

Не затрагивая сущностной характеристики всех видов административно-правовых режимов, остановимся на классификации, предложенной И.С. Розановым: режимы, предназначенные для обеспечения интересов государственной безопасности страны; режимы, преследующие интересы, предусматривающие обеспечение безопасности государства и охраны общественного порядка. К данной группе автор относит административно-правовой режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ; режимы, ориентированные преимущественно на охрану общественного порядка (разрешительные режимы приобретения оружия и хранения оружия, паспортный режим и др.); режимы, призванные обеспечить достижение целей и задач отраслей управления (среди них таможенный, санитарный и др.); комплексные режимы (административно-правовой режим военного положения, чрезвычайного положения и др.) [2, с. 87-88].

Главная цель административно-правовых режимов, на наш взгляд, сформулирована С.А. Старостиным, который справедливо считает, что необходимость административно-правовых режимов обусловливается, прежде

202

всего, обеспечением интересов общественной безопасности и безопасности государства в целом, подверженной воздействию внешних и внутренних угроз [9, с. 487].

Термин «паспортный режим» широко использовался в советский период до принятия Закона РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Так в 1932 г. было принято «Положение о паспортах», в котором отмечалось, что все граждане в возрасте 16 лет, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, районных центрах, обязаны иметь паспорта. В дальнейшем был закреплен институт прописки.

Первоначально функции прописки осуществлялись местными исполнительными органами. Затем Постановлением СНК СССР от 4 октября 1935 г. «О передаче в ведение НКВД и его местных органов иностранных отделов и паспортных столов исполнительных комитетов» было положено начало создания в Главном управлении милиции, в управлениях республик, краев, областей паспортных столов и групп виз и регистраций иностранных граждан (ОВИР) [10, с. 110-115].

Институт прописки носил разрешительный характер, так как гражданину нужно было получить разрешение органов внутренних дел, для того чтобы прописаться по месту жительства.

На наш взгляд, этому периоду в большей степени соответствовал термин «паспортный режим», поскольку режим всегда предполагает определенные ограничения (например, режимы чрезвычайного положения, военного положения и др.), а также получения разрешений (например, лицензионно-разрешительный режим).

С принятием Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» были осуществлены меры по дополнительной демократизации паспортно-регистрационных правил, отменено ограничение в передвижении людей и выборе ими места жительства, упразднен институт разрешительной прописки. Законом установлен уведомительный характер регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства.

Вместе с тем ст. 8 данного закона устанавливает, что это право граждан России на передвижение может быть ограничено только в соответствии с федеральными законами: в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности

203

распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Кроме того ст. 16 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» предусматривает установление пограничного режима, включающего отдельные ограничения в пограничной зоне на въезд (проход), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств [11, ст. 594].

Таким образом, исходя из смысла названных выше законов, можно выделить три вида паспортно-регистрационных режимов: общий, особый и пограничный.

Общий - действующий режим на большей части территории России, для него характерно отсутствие каких-либо ограничений при регистрации граждан по месту пребывания или жительства. Особый - режим, который устанавливается в закрытых военных городках и административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, в местностях, где введено чрезвычайное или военное положение и других, перечисленных в ст. 8 Закона о местностях.

Рассмотрим действие особого паспортного режима на территории закрытого административно-территориального образования. Правовое регулирование данного режима осуществляется Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» [12] и Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1998 г. №655 «Об утверждении положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации» [13, ст. 3180].

Въезд и проживание граждан на территории закрытого образования ограничиваются в соответствии с условиями особого режима. Разрешается производить регистрацию граждан согласно законодательству РФ. Въезд граждан для постоянного проживания или временного пребывания на территории закрытого образования согласовывается с органом федеральной службы безопасности. При необходимости ознакомления въезжающих граждан со сведениями, составляющими государственную тайну, или в случае их допуска на территорию объекта на указанных граждан в порядке, установленном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, оформляется допуск к государственной тайне.

Гражданину может быть отказано в допуске по основаниям, указанным в Законе Российской Федерации «О государственной тайне».

Руководитель органа местного самоуправления закрытого образования по согласованию с органом федеральной службы безопасности имеет право разрешать в порядке, определяемом данным Положением, въезд граждан на территорию закрытого образования, за исключением въезда на территорию объекта.

Для постоянного проживания на территории закрытого образования разрешается въезд следующим гражданам: а) лицам, заключившим трудовой договор с администрацией объекта или организациями - юридическими лицами, расположенными на территории контролируемой зоны закрытого образования; б) военнослужащим, проходящим службу в воинских частях, расположенных на территории закрытого образования; в) сотрудникам органов внутренних дел, обеспечивающих охрану правопорядка и противопожарную безопасность на территории закрытого образования; г) членам семей и родственникам указанных граждан; д) лицам, постоянно проживающим в населенных пунктах, входящих в состав закрытого образования.

Въезд граждан, не проживающих постоянно на территории закрытого образования, но заключивших трудовой договор с администрацией объекта или организациями - юридическими лицами, расположенными на территории контролируемой зоны закрытого образования, разрешается в порядке, установленном инструкцией о пропускном режиме. Въезд граждан для воссоединения семей может разрешаться в установленном порядке при наличии близких родственников, постоянно проживающих на территории закрытого образования. Наличие собственности на территории закрытого образования может служить основанием для въезда и проживания владельца при условии оформления допуска в установленном порядке. Въезд граждан, не имеющих допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, на территорию закрытого образования в случае производственной необходимости или для удовлетворения социально-культурных и иных потребностей жителей осуществляется на основании разрешения начальника объекта и руководителя органа местного самоуправления закрытого образования с предварительным уведомлением органа федеральной службы безопасности, а на территорию объекта - на основании разрешения начальника объекта в сопровождении представителей, назначаемых начальником объекта.

Въезд на территорию закрытого образования иностранных граждан осуществляется по решению Министерства обороны РФ, согласованному с

Федеральной службой безопасности РФ или территориальным органом безопасности по месту нахождения закрытого образования.

Граждане, утратившие производственную связь с объектом или организацией - юридическим лицом, расположенной на территории закрытого образования, могут быть переселены в соответствии с законодательством РФ за пределы закрытого образования.

Пограничный - режим, по которому в соответствии со ст. 17 закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Российской Федерации», въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств [11, ст. 594].

Следует согласиться с тем что, регламентируя порядок пребывания и регистрации граждан в пограничных местностях и запретных зонах, паспортная система в значительной мере способствует обеспечению государственной безопасности. Вместе с тем она не препятствует реализации права граждан на свободу передвижения, а только упорядочивает миграцию населения с помощью специальных правил проживания в различных местностях и переезда на жительство в другие районы [14, с. 10].

Таким образом, можно сделать вывод, что основной целью паспортно-регистрационного режима является обеспечение безопасности государства, общественной безопасности, а также охрана общественного порядка.

Список литературы

1. Бахрах Д.Н. Административное право: учеб. - М.: НОРМА, 2000.

2. Розанов И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура // Гос-во и право. - 1996. - № 9.

3. Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты // Общественные науки и современность. - 1997. - № 1.

4. Алексеев С.С. Отрасли советского права: проблемы, исходные положения // Сов. гос-во и право. - 1979. - № 9.

5. Бахрах Д.Н. Административное право России: учеб. - 6-е изд. перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2011.

6. Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы: моногр. - М.: Щит-М,

2000.

7. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 28.11.2015) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 12.08.1993. -№ 32. - Ст. 1.

8. Маилян С.С. О классификации административно-правовых режимов // Административное и административно-процессуальное право: Актуальные проблемы / И. Ш. Килясханов, Ю. Н. Старилов, Ю. А. Тихомиров и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.

9. Административное право России. Общая часть: учеб. / под ред. С.А. Старостина. - М.: ИНФРА-М, 2010.

10. Дибель В. Правовое обеспечение паспортно-визовой системы // Обозрева-тель-Observer. - 2004. - № 8.

11. О Государственной границе Российской Федерации: закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. - 29.04.1993. - № 17.

12. О закрытом административно-территориальном образовании: закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. №3297-1 // Рос. газета. - 26.08.1992. - № 190.

13. Об утверждении положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1998 г. № 655 // СЗ РФ. - 1998. - № 27.

14. Паспортно-визовая служба ОВД: курс лекций / О.Е. Ерохин, А.И. Олейников. - Екатеринбург: Изд-во Уральск. юрид. ин-та МВД России, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.