Научная статья на тему 'Модернизация библиотек вузов на примере НИУ МГСУ'

Модернизация библиотек вузов на примере НИУ МГСУ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
481
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
библиотечные пространства / модернизация / технологичность / мобильность / экологичность. / library spaces / modernization / adaptability / mobility / ecological safety.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Самылова Ирина Сергеевна

Предметом исследования являются библиотеки высших учебных заведений. В статье рассматриваются передовые библиотечные центры в кампусах ведущих высших учебных заведений. На основе разработанных автором принципов организации современного библиотечного пространства даются предложения и рекомендации по формированию современных библиотечных центров в структуре российских вузов. А также предлагается проект модернизации научно-технической библиотеки НИУ МГСУ (Московского государственного строительного университета) на основе указанных выше принципов и рекомендаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of university libraries for EXAMPLE NRU MGSU

The subject of the research are the libraries of higher educational institutions. Advanced library centers in the campuses of leading higher educational institutions are considered in the article. On the basis of the developed by the author principles of the organization of modern library space offers and recommendations on the formation of modern library centers in the structure of Russian universities are given. And also the project of modernization of scientific and technical library of NRU MGSU (National research Moscow state construction University) on the basis of the above principles and recommendations is offered.

Текст научной работы на тему «Модернизация библиотек вузов на примере НИУ МГСУ»

Модернизация библиотек вузов на примере НИУ МГСУ Modernization of university libraries for EXAMPLE NRU MGSU

УДК 721

Самылова Ирина Сергеевна,

студент магистратуры,Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26

Samylova I.P.,

Samylova.1994@mail.ru

Аннотация: Предметом исследования являются библиотеки высших учебных заведений. В статье рассматриваются передовые библиотечные центры в кампусах ведущих высших учебных заведений. На основе разработанных автором принципов организации современного библиотечного пространства даются предложения и рекомендации по формированию современных библиотечных центров в структуре российских вузов. А также предлагается проект модернизации научно-технической библиотеки НИУ МГСУ (Московского государственного строительного университета) на основе указанных выше принципов и рекомендаций.

Summary. The subject of the research are the libraries of higher educational institutions. Advanced library centers in the campuses of leading higher educational institutions are considered in the article. On the basis of the developed by the author principles of the organization of modern library space offers and recommendations on the formation of modern library centers in the structure of Russian universities are given. And also the project of modernization of scientific and technical library of NRU MGSU (National research Moscow state construction University) on the basis of the above principles and recommendations is offered.

Ключевые слова: библиотечные пространства; модернизация; технологичность; мобильность; экологичность.

Keywords: library spaces; modernization; adaptability; mobility; ecological safety.

Рассмотрим функциональные зоны современных библиотечных пространств. Во-первых входная зона, зона-фойе, зона расположения стойки администратора, во-вторых, зона читального зала, возможно здесь имеет смысл разделять книги по специализации, но опять же в зоне единого пространства, в-третьих, зона групповой работы, где следует

использовать трансформируемую мебель или просто мобильную мебель (на колесиках) для возможности удобного расположения групп студентов разной численности, эта зона должна быть обеспечена интерактивными досками для работы, которые могут и выполнять разграничительную роль. В-четвертых, зона свободного чтения, это зона отдыха, где студенты могут с комфортом провести время уже не за столами, а, например, на диванах, пуфах. В-пятых, компьютерная зона, для работы с фондами различных библиотек мира, обеспеченная средствами мультимедиа. В-шестых, конференц-зона. В-седьмых, зона кафетерия или зона вейдинговых автоматов, чтобы создать комфортные условия для работы. (Брандербургский технический университет, Германия, Рис.2, университет Вестерн Сити, Сидней, Рис. 1).

Рис. 1 Университет Вестерн Сити. Сидней, компьютерная

Рис. 2 Брандербургский технический университет

Библиотека должна иметь узнаваемую атмосферу и свое «лицо». Следует использовать различные отделочные материалы и решения, но в зонах работы с литературой предпочтительны теплые и светлые, нюансные оттенки. В зонах групповой работы,

напротив, допустимы контрастные сочетания. (Вильдау университет, Рис.4) (Библиотека экономического университета, Вена, Рис. 3).

Рнс. 3 Библиотека экономического университета. Вена

Рис. 4 Вильдау университет

Предпочтительно использование сплошного остекления и второго света, что помимо достаточного освещения создает ощущение открытости библиотеки. Визуально увеличивается пространство, виден функционал помещения, человек адаптируется к пространству, испытывает желание посетить библиотеку. (Мюнхенский технический университет, Германия, библиотека университета Хельсинки Рис.5)

Рис. 5 Библиотека университета Хельсинки. Финляндия панорамное остекление, авторский состав Selina Anttinen + Vesa Oiva, Anttinen Oiva Architects (AOA)

Гибкость пространства достигается за счет многофункциональной мебели, позволяющей решить ряд пространственных, функциональных и эстетических задач организации среды. Стеллаж для книг — место для отдыха и сидения - разделяющие зоны. (Студенческая библиотека университета Хосео Банг Кын Ю в Сеуле, Рис.6).

Рис. 6 Студенческая библиотека университета Хосео Банг Кын Ю в

Сеуле, горка делит зоны отдыха н читальную

В университетских библиотеках необходимо активное внедрение

высокотехнологичных и мультимедийных инструментов работы с информацией (библиотека Джилонга, Рис.7), точки сканирования на каждом этаже, системы вертикальной транспортировки книг (библиотека Штутдарта).

Доступность среды должна обеспечиваться в т.ч. за счет оборудованных мест для МГН (библиотека Свободного университета, Рис.8), использования контрастных цветов для ориентирования в интерьере(библиотека Бранденбургского университета), звукового оповещения, тактильных полосы, систем светового оповещения (мигающие знаки над дверными поемами) и др.

Рис.8 Библиотека Свободного университета. Германия. Норман

Фостер. места, оборудованные для МГН

Модернизация должна проходить в системе устойчивого развития. Можно минимизировать затраты энергии на обогрев и охлаждение здания с помощью системы

теплого пола, использования солнечных энергии батарей для отопления здания, системы сбора и очистки дождевой воды (для отдельно стоящих зданий), поступление свежего воздуха через форточки может регулировать компьютер. (библиотека Свободного университета)

Большие карнизы, мозаичные фасадные панели неправильной формы и сплошное остекление помогают контролировать солнечную нагрузку на фасады здания. Крыша здания, покрытая газоном, служит изолятором: она противодействует чрезмерным колебаниям температуры, поглощает дождевую воду и остается при этом отличным местом, чтобы просто отдохнуть и позагорать на солнце. (Библиотека Делфтского технического университета, Рис.9).

Рис. 9 Библиотека Делфтского технического университета, эксплуатируемая зеленая кровля

Можно сформулировать 10 принципов создания современного университетского библиотечного пространства:

1. Гибкость пространства (способность менять конфигурацию помещений);

2. Многофункциональность (многофункциональность мебели и предметов интерьера);

3. Открытость (максимум остекления и свободы передвижения);

4. Концептуальность и узнаваемость (уникальный интерьер помещений);

5. Бюджетность (достижение приятного внешнего облика не за счет уникальных предметов интерьер и дорогих материалов, а сочетанием различных фактур и цветов);

6. Технологичность;

7. Доступность (для всех социальных групп);

8. Экологичность (модернизация с учетом устойчивого развития).

Таким образом, в данной работе удалось рассмотреть основные проблемы модернизации университетских библиотечных пространств и пути их решения.

Попробуем применить сформулированные принципы для модернизации библиотеки НИИ «Московского государственного строительного университета». (рис.10) Научно-техническая библиотека МГСУ основана в 1921 году, является одной из крупнейших вузовских библиотек. Фонд библиотеки составляет более 1,8 млн печатных единиц. Расположена в обособленном 3-х этажном, соединенном с основным корпусом. На карте-схеме показана красным цветом.

Рис. 10 Комплекс зданий МГСУ

По рассмотренной выше классификации по положению в пространстве является пристроенной, по планировке центрической, в центре комплекса имеется 2-хэтажный атриум (Рис.12, Рис.13), выполняющий функцию зоны отдыха. Вокруг него формируются помещения библиотеки (рис.15). На 1-м этаже книгохранилище площадью 2000 м2, абонементы учебной литературы (Рис.14), внутренние отделы библиотеки. На 2 этаже расположены компьютерный зал, научный абонемент, зал катологов и справочно-информационных изданий, читальный зал младших курсов. На 3-м этаже читальный зал старших курсов, зал художественной литературы, институт дистанционного образования, администрация, центр электронных образовательных технологий. В ноябре 2018 года была произведена фото фиксация помещений библиотеки. Оценим состояние библиотеки по степени соответствия вышеизложенным принципам.

К положительным сторонам можно отнести открытость пространства, большое использование остекления, панорамные окна, наличие внутренних остекленных двориков, в отделке использованы натуральные каменные материалы, создается чуть строгое, но приятное впечатление от пребывания в библиотеки. Преобладание строгих прямоугольных форм в интерьере.

К отрицательным сторонам можно отнести организацию пространства — большая часть отведена буферно-рекреационному пространству, которое фактически не используется, зона отдыха не является местом притяжения студентов, лаконичность в оформлении помещений, мебель выполняет исключительно утилитарную функцию, преобладание серого камня делает пространство холодным, слабо выражена зональность, нет универсальных пространств для проектной групповой работы, недостаточная оснащенность мультимедийными устройствами.

Рис. 12 Атриум (авторское фото)

Рис. 13 Вход в читальный зал (авторское фото)

Предложения по модернизации библиотечного пространства в уровне 2-го этажа. 1. Для обеспечения мобильности пространства предлагается объединить ряд помещений, перейти к системе свободной планировки. Создать зону вейдинговых автоматов, зону отдыха, зону групповой работы, зону конференц-зала, читальную зону, компьютерную зону.

2. Провести техническое переоснащение библиотеки. Интерактивные дисплеи на рабочих столах, точки сканирования книг, в открытых дворах можно устроить солнечные батареи и использовать их энергию для отопления помещений, интерактивные доски, смарт-столы.

3. Многофункциональность мебели, столы мобильные с возможностью объединения и разъединения, ширмы.

4. Использовать экологически чистые материалы в интерьере, светлые тона, древесину, подсветку, добавить различные группы освещения.

5. Для доступности МГН добавить контраст в интерьер, приспособленные рабочие места.

6. Концептуальности пространства можно достичь за счет использования разных фактур: покраска, декоративная штукатурка для рабочих зон. Это будет довольно бюджетный вид изменения пространства.

Рнс. 16 Схема перепланировки библиотеки. Авторская схема.

Список использованной литературы

1. Попов А.В., Финогенов А.И., Самылова И.С. Архитектурно-планировочные аспекты формирования современных библиотечных центров в структуре комплексов высших учебных заведений // Инновации и Инвестиции 2019. №3. с.255-258

2. Алешин Л.И. Проектирование зданий библиотек. Учебно-практическое пособие. -М.:Либерея-бибинформ, 2008. - 250 с

3. Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек. - СПб.: Профессия, 2004. - 432 с.

4. Амлинский Л.З. Композиционно-планировочные решения и техническое оснащение научных библиотек: библиотековедческий аспект / Л.З. Амлинский. — Киев : Наукова думка, 1988. — 295 с. — ISBN 5-12-000161-0 : Б. ц. Библиогр.: с. 279-294

5. Пащенко Ф.Н. Архитектура и строительство библиотечных зданий. - М.: Гос. арх. изд-воАкад. Архитектуры СССР, 1941. - 296 с.

6. Эрнст Нойферд Строительное проектирование. Библиотеки. Читальные залы.38-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Архитектура-С, 2009. — 560 с.

7. Попов А.В. Особенности архитектурной организации и характерные параметры зданий общежитий и домов студента ... // Перспективы науки. 2018. № 8 (107). С. 39-45.

8. Попов А.В. Примеры наиболее характерных проектных решений зданий студенческого жилища ... // Перспективы науки. 2018. № 10 (109). С. 37-43.

9. Попов А.В. Уникальные и экспериментальные проекты зданий и комплексов студенческого жилища ... // Перспективы науки. 2018. № 11 (110). С. 67-74.

10. Родионовская И.С. Инновационные направления развития системы архитектурно-строительного образования на современном этапе // Экология урбанизированных территорий. 2009. № 3. С. 102-104.

11. Попов А.В. Особенности архитектурной организации комплексов студенческого жилища — студенческих городков ... // Перспективы науки. 2018. № 12 (111). С. 88-94

12. Попов А.В. Особенности архитектурной организации жилых комнат студенческих общежитий ... // Перспективы науки. 2019. № 1 (112). С. 79-86.

13. Попов А.В. Особенности архитектурной организации системы обслуживающих помещений студенческих общежитий ... // Перспективы науки. 2019. № 2 (113). С. 86-92.

14. Сорокоумова ТВ., Акимова АН. ВЛИЯНИЕ УРБОСРЕДЫ НА ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА // СТРОИТЕЛЬСТВО — ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ сборник материалов XIX Международной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет». 2016. С. 178-190.

15. Сорокоумова ТВ. «ЗЕЛЕНЫЕ СТАНДАРТЫ» ЗА РУБЕЖОМ // Дни студенческой науки Сборник докладов научно-технической конференции по итогам научно-исследовательских работ студентов института строительства и архитектуры. 2017. С. 733735.

16. Сорокоумова ТВ. ЗЕЛЕНЫЕ ЗДАНИЯ ДЛЯ ДЕТСКОЙ РЕКРЕАЦИИ // Строительство — формирование среды жизнедеятельности Сборник трудов Восемнадцатой Международной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. 2015. С. 139-142.

17. Попов А.В., Сорокоумова Т.В. Экспериментальный расчет затрат времени студенческой молодежи на функциональные процессы, связанные с учебой, бытом и отдыхом на примере общежитий студенческого городка (кампуса) НИУ МГСУ // Наука и бизнес: пути развития. 2018. № 10 (88). С. 66-72.

18. Попов А.В. Принципы формирования архитектуры студенческого жилища высших учебных заведений: дисс. ... канд. архитектуры/А.В. Попов. -М., 2014. -274 с.

19. Попов А.В., Казарян Р.А. Социологические аспекты архитектурного формирования жилища студенческой молодежи, социализация личности // Перспективы науки. 2018. № 4 (103). С. 46-52.

20. Саркисова И.С. Конвергенция научно-методических форм знаний, как системная основа подготовки архитектора // Архитектура и строительство России. 2014. № 11. С. 2027.

21. V. Popov, Architectural Examination of Student Accommodation in Russia and the CIS // Amazonia Investiga Vol. 8, Núm. 19 (2019) рр. 179-190.

22. V. Popov, Historical Development Stages of the Student Youth Accommodation Architecture from Dormitories Prototypes to Post-industrial University Campuses // International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET), 9(11), 2018, pp. 2526-2536.

23. V. Popov. The impact of architectural and space-planning design of student accommodation (dormitories, campuses) on the time budget of the student youth // IJEAT-BEIESP Volume-8, Issue-3, February 2019 pp.128-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.