Научная статья на тему 'Предпосылки модернизации библиотек в кампусах вузов'

Предпосылки модернизации библиотек в кампусах вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
библиотечные пространства / модернизация / технологичность / мобильность / экологичность. / library spaces / modernization / adaptability / mobility / ecological safety.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самылова Ирина Сергеевна

Статья посвящена архитектуре библиотек при высших учебных заведениях. На современном этапе проблема модернизации пространств библиотек стоит очень остро в связи с изменением средств и инструментов обучения. В приведенном исследовании рассматриваются наиболее интересные действующие библиотечные центры в мировой практике. Приведена классификация библиотек: по назначению, расположению, планировке и др. Сформулированы основные направления и принципы формирования современного и комфортного научно-образовательного пространства высших учебных заведений на базе существующих помещений библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preconditions of modernization of libraries in the campuses of universities

The article is devoted to the architecture of libraries at higher educational institutions. At the present stage, the problem of modernization of library spaces is very acute in connection with the change of tools and teaching tools. The most interesting existing library centers in the world are examined in this study. Classification of libraries: the purpose, location, layout etc. the basic directions and principles of a modern and comfortable research and education space of higher educational institutions on the existing premises of the library are formulated.

Текст научной работы на тему «Предпосылки модернизации библиотек в кампусах вузов»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ TECHNICAL SCIENCE

Предпосылки модернизации библиотек в кампусах вузов Preconditions of modernization of libraries in the campuses of universities

УДК 721

Самылова Ирина Сергеевна,

студент магистратуры, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26

Samylova I.P.,

Samylova.1994@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена архитектуре библиотек при высших учебных заведениях. На современном этапе проблема модернизации пространств библиотек стоит очень остро в связи с изменением средств и инструментов обучения.

В приведенном исследовании рассматриваются наиболее интересные действующие библиотечные центры в мировой практике. Приведена классификация библиотек: по назначению, расположению, планировке и др. Сформулированы основные направления и принципы формирования современного и комфортного научно-образовательного пространства высших учебных заведений на базе существующих помещений библиотек.

Summary. The article is devoted to the architecture of libraries at higher educational institutions. At the present stage, the problem of modernization of library spaces is very acute in connection with the change of tools and teaching tools.

The most interesting existing library centers in the world are examined in this study. Classification of libraries: the purpose, location, layout etc. the basic directions and principles of a modern and comfortable research and education space of higher educational institutions on the existing premises of the library are formulated.

Ключевые слова: библиотечные пространства; модернизация; технологичность; мобильность; экологичность.

Keywords: library spaces; modernization; adaptability; mobility; ecological safety.

Острым вызовом современности является необходимость модернизация библиотечных пространств в связи с изменением средств и инструментов передачи знаний. В век высоких технологий библиотека перестала быть основным источником получения наиболее полной информации о любом интересующем человека предмете, печатная литература быстро вытесняется электронными носителями. Важно также заметить, что в корне меняется восприятие библиотеки исключительно, как места для получения какой-либо информации. Стоит рассматривать ее, как место для полезного, комфортного и приятного места времяпрепровождения. Комфортного для посещения, как взрослыми и детьми, так и маломобильными группам населения. В передовых странах уже несколько десятилетий с переменным успехом стараются решить проблему модернизации и адаптации к современным требованиям пространств библиотек. Стоит также отметить, что в современных условиях следует проектировать библиотеку как самодостаточный культурный комплекс, а не брать за основу существующие традиции организации такого пространства. Представляется интересным остановить свое внимание на специализированных библиотеках высших учебных заведений и особый акцент сделать на модернизации именно многочисленных существующих библиотечных пространств. В данных учебных заведениях библиотека может стать «форумом идей» за как за счет специализированной, детализированной информации, отвечающей интересам различных групп обучающихся и преподавателей, так и за счет особой создания особой среды комфортной для современного научного и образовательного труда.

Таким образом, для решения проблемы модернизации университетских библиотечных пространств в России.

Во-первых, создать подробную классификацию библиотек.

Во-вторых, рассмотреть зарубежный опыт формирования университетских библиотечных пространств

В-третьих, изучить нормативную базу и программы модернизации библиотечных пространств на территории России.

В-четвертых, сформулировать общие рекомендации по модернизации университетских библиотечных пространств в России.

Так какой же должна быть современная библиотека? Однозначно, что современная библиотека должна представлять собой следующую качественную ступень развития данного типа учреждений.

Рассмотрим классификацию данных видов учреждения по назначению:

1) территориальные — национальные, региональные (городская библиотека Джилонга, Австралия);

2) публичные — детские, юношеские, взрослые (детская библиотека им. Гайдара);

3) частные

4) специальные — университетские, медицинские, научные, туристические (библиотека экономического университета Вена)

Отметим, что специализация библиотеки накладывает определенные особенности к ее восприятию посетителями, требования к планировочной структуре, технической оснащенности и т.д. Поэтому в основу классификации в первую очередь был положен данный критерий.

К вопросу о восприятии. Например, в Южной Корее , в Сеуле, существует прекрасная туристическая библиотека Hyundai Card Travel Library студии Wonderwall (Рис 1., Рис. 2) В основу концепции положена идея о посещении библиотеки туристами. Так идею путешествия передают книги на полках на различных языках. Книжные полки разрушают пространство библиотеки, стены и потолок стали единым пространством. И собственно возможность хранения такого большого объёма книг можно рассматривать как опыт человечества.

Рис.1. Hyundai Card Travel Library студии Wonderwall в Сеуле (фото: TsTaeasa

& Partners Inc)

Рис.2 Hyundai Card Travel Library студии Wonderwall б Сеуле (фото: Nacäsa & Partners Inc)

Пример интересной небольшой муниципальной библиотеки Seashore Library в округе Циньхуандао, провинции Хэбэй (Китай), студия Vector Architects (Рис. 3). Здание находится на побережье. Основная цель авторов- единение посетителей с окружающей средой. Панорамное остекление позволит посетителям любоваться морем, форма здания, его цвет органично вписывается в побережье, напоминая булыжник.

Рис. 3. Библиотека Seashore Library в округе Циньхуандао, провинции Хэбэй (Китай), студня Vector Architects (фото Не Bin)

Рассматривая предмет исследования - библиотеки вузов, можно выделить следующие типы по положению в пространстве:

- отдельно стоящие (библиотека Калифорнийского университета , США, библиотека университета Хельсинки, библиотека Брандербургского университета, Рис. 4)

- пристроенные (библиотека Свободного Университета, Германия, Рис. 5)

- в составе учебных корпусов (библиотека Гарварда, Англия, библиотека Маастрихского университета, Германия)

Отметим положительные стороны отдельно стоящих библиотек. Главное преимущество — широкие архитектурно-планировочные возможности, использование нестандартных приемов оформления фасадов, большое количество остекления и др. Из минусов можно отметить неудобства использования библиотеки в зимний период, необходим ряд специальных помещений (входная группа, гардероб и т.д.) и систем,

обеспечивающих автономное функционирование, что может повлиять на удобство пользования и стоимость возведения и эксплуатации объекта.

Пристроенные библиотеки лишены ряда вышеописанных недостатков, их главное преимущество в непосредственной внеуличной связи с остальными корпусами вуза, а значит комфортное использование в зимнее время, также как правило новый объект помещают внутри открытого двора, это позволяет рационально использовать пространство. Из минусов можно отметить скупые возможности формообразования, строгие рамки технического задания, ограниченную площадь застройки, необходимость жестко вписывать новый объект в существующий комплекс.

Наиболее же распространенные — это библиотеки в составе учебного корпуса. Существует большой ряд ограничений при модернизации, сложно увеличить площадь библиотеки, создать новые пространства, большая часть изменений касается планировочной структуры и интерьерных решений. Положительным является экономический аспект модернизации, удобства взаимосвязи пространства.

Рис. 4 Библиотека экономического университета, автор Норман Фоетер

Рис. 5 Библиотека Бранденоургского университета в Коттоусе, авторский коллектив Herzog & de Meuron.

Рассмотрим основные типы планировки библиотеки. Можно выделить три основных типа планировочных решений.

Первый тип более всего близок к анфиладной планировочной схеме, однако отличается от нее в чистом виде, условно назовем его «цепным» типом планировки. Характерна следующая последовательная связь помещений, фойе и читальный зал-стойка библиотекаря, выдача книг, закрытое книгохранилище, служебно-производственные помещения. У данного типа библиотек четкие габариты помещений, тяготение к прямоугольным формам, деление на закрытое книгохранилище и собственно читальный зал, правила размещения объектов, размеры строго нормированы, требования к размещению оборудования, подходит для размещения в зданиях, первоначально не приспособленных для хранения книг. (например, размещение на 1 -х этажах жилых домов, торговых центров) Получил большое распространение в России.

Минусом данного типа планировки является слабо развитая досуговая зона, часто читальный зал не имел связи с книгохранилищем, стойка выдачи книг могла быть расположена в самой темной части здания, большая часть отводилась административной части, недостаточное освещение читального зала. (Оренбургская областная юношеская библиотека, Рис.7)

Рис. 6 Оренбургская центральная областная юношеская библиотека, план

В качестве второго типа можно выделить центрические библиотеки. Ядром такого комплекса является стойка библиотекаря с пунктом выдачи книг, вокруг нее располагаются другие помещения, расположен читальный зал или залы, книгохранилище (в т.ч. со свободным доступом), иногда в центре размещается книгохранилище и вокруг него формировались остальные помещения (библиотека в Кливленде, библиотека в Бирмингеме, Рис.9). Библиотеки данного типа часто тяготеют к форме круга. (проект библиотека для Вены Тейса, библиотека РНФ) Причем книгохранилище могло быть расположено на цокольном этаже. (публичная библиотека Манчестера ,Англия,Рис.8)

ыпш

Рис. 7 Публичная библиотека Манчестера 1927 (Илл. из книги Пащенко Ф.Н. Архитектура и строительство библиотечных зданий)

Рис. 8 библиотека в Бирмннгаме (Илл. из книги Пащенко Ф.Н. Архитектура и строительство библиотечных зданий)

Плюсом такой планировки является свобода передвижения персонала и посетителей, рациональное использование пространства, возможность активного использования второго света.

Указанные типы сформировались исторически. Третий тип еще только формируется — это библиотеки свободной планировки. В таких библиотеках зонирование не явное, все зоны плавно перетекают одна в другую, сложно там выделить смысловой центр. Формируются следующие зоны: зона групповой работы, компьютерная зона, кафетерий, зона отдыха, детская зона, читальный зал, конференц-зона.( Marmalade library, CША.Рис 10;, городская библиотека Джилонга). Как и во времена античности библиотека вновь становится общественно-досуговым комплексом. Обеспечивается полная свобода передвижения, хотя в открытом пространстве, иногда затруднительно изолировать отдельные зон (для мероприятий, работы с литературой и т.д.) .

Рис. 10 Marmalade library, США (иллюстрация с сайта https: \\^\4v.williamsburg.lib.ia.us library- information NewLib)

Для библиотек вузов в последнее время наблюдается тенденция увеличения доли третьего планировочного типа. Однако очень важно обеспечить гибкость пространства, для этого возможно предусмотреть активное использование мобильных перегородок, досок, различных арт-ширм. Та же входная зона может быть предусмотрена и для проведения мероприятий, например, мастер классов.

В заключении, можно сформулировать 10 принципов создания современного университетского библиотечного пространства:

1. Гибкость пространства (способность менять конфигурацию помещений);

2. Многофункциональность (многофункциональность мебели и предметов интерьера);

3. Открытость (максимум остекления и свободы передвижения);

4. Концептуальность и узнаваемость (уникальный интерьер помещений);

5. Бюджетность (достижение приятного внешнего облика не за счет уникальных предметов интерьер и дорогих материалов, а сочетанием различных фактур и цветов);

6. Технологичность;

7. Доступность (для всех социальных групп);

8. Экологичность (модернизация с учетом устойчивого развития).

Таким образом, в данной работе удалось рассмотреть основные проблемы модернизации университетских библиотечных пространств и пути их решения.

Список использованной литературы

1. Попов А.В., Финогенов А.И., Самылова И.С. Архитектурно-планировочные аспекты формирования современных библиотечных центров в структуре комплексов высших учебных заведений // Инновации и Инвестиции 2019. №3. с.255-258

2. Алешин Л.И. Проектирование зданий библиотек. Учебно-практическое пособие. -М.:Либерея-бибинформ, 2008. - 250 с

3. Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек. - СПб.: Профессия, 2004. - 432 с.

4. Амлинский Л.З. Композиционно-планировочные решения и техническое оснащение научных библиотек: библиотековедческий аспект / Л.З. Амлинский. — Киев : Наукова думка, 1988. — 295 с. — ISBN 5-12-000161-0 : Б. ц. Библиогр.: с. 279-294

5. Пащенко Ф.Н. Архитектура и строительство библиотечных зданий. - М.: Гос. арх. изд-воАкад. Архитектуры СССР, 1941. - 296 с.

6. Эрнст Нойферд Строительное проектирование. Библиотеки. Читальные залы.38-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Архитектура-С, 2009. — 560 с.

7. Попов А.В. Особенности архитектурной организации и характерные параметры зданий общежитий и домов студента ... // Перспективы науки. 2018. № 8 (107). С. 39-45.

8. Попов А.В. Примеры наиболее характерных проектных решений зданий студенческого жилища ... // Перспективы науки. 2018. № 10 (109). С. 37-43.

9. Попов А.В. Уникальные и экспериментальные проекты зданий и комплексов студенческого жилища ... // Перспективы науки. 2018. № 11 (110). С. 67-74.

10. Родионовская И.С. Инновационные направления развития системы архитектурно-строительного образования на современном этапе // Экология урбанизированных территорий. 2009. № 3. С. 102-104.

11. Родионовская И.С. Жилая среда для инвалидов. Озеленение пространства // Строительные материалы. 1999. № 7-8. С. 52.

12. Попов А.В. Особенности архитектурной организации комплексов студенческого жилища — студенческих городков ... // Перспективы науки. 2018. № 12 (111). С. 88-94

13. Попов А.В. Особенности архитектурной организации жилых комнат студенческих общежитий ... // Перспективы науки. 2019. № 1 (112). С. 79-86.

14. Попов А.В. Особенности архитектурной организации системы обслуживающих помещений студенческих общежитий ... // Перспективы науки. 2019. № 2 (113). С. 86-92.

15. Сорокоумова ТВ., Акимова АН. ВЛИЯНИЕ УРБОСРЕДЫ НА ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА // СТРОИТЕЛЬСТВО — ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ сборник материалов XIX Международной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет». 2016. С. 178-190.

16. Сорокоумова Т В. «ЗЕЛЕНЫЕ СТАНДАРТЫ» ЗА РУБЕЖОМ // Дни студенческой науки Сборник докладов научно-технической конференции по итогам научно-исследовательских работ студентов института строительства и архитектуры. 2017. С. 733735.

17. Сорокоумова Т В. ЗЕЛЕНЫЕ ЗДАНИЯ ДЛЯ ДЕТСКОЙ РЕКРЕАЦИИ // Строительство — формирование среды жизнедеятельности Сборник трудов Восемнадцатой Международной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. 2015. С. 139-142.

18. Попов А.В., Сорокоумова Т.В. Экспериментальный расчет затрат времени студенческой молодежи на функциональные процессы, связанные с учебой, бытом и отдыхом на примере общежитий студенческого городка (кампуса) НИУ МГСУ // Наука и бизнес: пути развития. 2018. № 10 (88). С. 66-72.

19. Попов А.В. Принципы формирования архитектуры студенческого жилища высших учебных заведений: дисс. ... канд. архитектуры/А.В. Попов. -М., 2014. -274 с.

20. Попов А.В., Казарян Р.А. Социологические аспекты архитектурного формирования жилища студенческой молодежи, социализация личности // Перспективы науки. 2018. № 4 (103). С. 46-52.

21. Саркисова И.С. Конвергенция научно-методических форм знаний, как системная основа подготовки архитектора // Архитектура и строительство России. 2014. № 11. С. 2027.

22. V. Popov, Architectural Examination of Student Accommodation in Russia and the CIS // Amazonia Investiga Vol. 8, Núm. 19 (2019) рр. 179-190.

23. V. Popov, Historical Development Stages of the Student Youth Accommodation Architecture from Dormitories Prototypes to Post-industrial University Campuses // International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET), 9(11), 2018, pp. 2526-2536.

24. V. Popov. The impact of architectural and space-planning design of student accommodation (dormitories, campuses) on the time budget of the student youth // IJEAT-BEIESP Volume-8, Issue-3, February 2019 pp.128-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.