Научная статья на тему 'Особенности формирования библиотечного пространства: дизайн интерьера'

Особенности формирования библиотечного пространства: дизайн интерьера Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5170
570
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДИЗАЙН / ИНТЕРЬЕР / БИБЛИОТЕЧНЫЙ ИНТЕРЬЕР / ЧИТА-ТЕЛЬСКАЯ ЗОНА БИБЛИОТЕКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Балашова Е.В.

Организация библиотечного пространства в последнее десятилетие признается приоритетным направлением библиотечной политики. Жизнедеятельность человека в искусственной среде связана со светом, цветом, теплом, воздухом, звуком и др. Эти функционально-технологические факторы оказыва-ют определенное влияние на организацию интерьера. Большое значение при оформлении интерьера библиотеки уделяется подбору мебели и оборудования. Новые технологии вместе с дизайном, психоло-гически определяют степень респектабельности самой библиотеки, ее привлекательности для пользова-телей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Балашова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования библиотечного пространства: дизайн интерьера»

Раздел 3

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

УДК 022:721. 012. 8

Е. В. Балашова

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ПРОСТРАНСТВА:

ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА

Организация библиотечного пространства в последнее десятилетие признается приоритетным направлением библиотечной политики. Жизнедеятельность человека в искусственной среде связана со светом, цветом, теплом, воздухом, звуком и др. Эти функционально-технологические факторы оказывают определенное влияние на организацию интерьера. Большое значение при оформлении интерьера библиотеки уделяется подбору мебели и оборудования. Новые технологии вместе с дизайном, психологически определяют степень респектабельности самой библиотеки, ее привлекательности для пользователей.

Ключевые слова: Библиотечное пространство, дизайн, интерьер, библиотечный интерьер, читательская зона библиотеки.

E. V. Balashova Altai State Institute of Culture,

Barnaul, Russia

FEATURES OF FORMATION OF LIBRARY SPACE: INTERIOR DESIGN

Organization of library space in the last decade recognized the priority of library policy. Human activity in an artificial environment is associated with light, color, warmth, air, sound, etc., These functional and technological factors have their own physical properties and have a definite impact on the organization of the interior. Of great importance in the interior of the library is given to selection of furniture and equipment. New technologies along with design, psychologically determine the degree of respectability to the library, its attractiveness to users.

Keywords: library space design, interior design, library interior, reading area of the library.

Организация библиотечного пространства в последнее десятилетие все чаще признается приоритетным направлением библиотечной политики. Это связано с глобальными процессами трансформации, затронувшими этот социальный институт.

Сегодня специалисты определяют библиотечное пространство как синтез архитектурно-строительных, профессионально-библиотечных решений. Е. В. Калинина в это понятие включает архитектуру здания, дизайн интерьеров, эстетическую составляющую, комфортность обслуживания и виртуальное пространство библиотеки [11].

В предшествующие периоды библиотечной истории, отмечает Л. З. Амлинский, основное место в проектировании библиотек занимал книжный фонд (его формирование, организация, размещение, хранение, пропаганда). Сегодня первоочередным фактором при проектировании библиотеки должно быть удобство предоставления и получения библиотечной услуги, в это понятие входит и дружелюбная по отношению к читателю организация библиотечного пространства [2, с. 101].

В концепции пространства современной библиотеки большинство отечественных и зарубежных специалистов отмечают значимость четкого разделения помещений библиотеки на зоны.

Зона библиотеки (библиотечная зона) - это укрупненная группировка совокупности отдельных помещений, имеющих законченный технологический цикл и связанных единством пространственного процесса или процесса обслуживания [1, с. 207].

Многие исследователи выделяют следующие зоны библиотеки функционально и служебно-обособленные: читательская, фондохранилищная, служебно-производственная, зона отдыха читателя [5].

Отличительные особенности формирования интерьера имеет каждая созданная зона в библиотеке. Отличия одной зоны от другой связаны с размещением зоны в общей структуре здания, ее назначении, типом оборудования, требованиями к освещенности и т. д.

В своем исследовании Ж. Гаскюэль отмечает, что библиотека может привлекать к себе, приглашать войти; может остаться незамеченной, а может даже оттолкнуть от себя слабо мотивированного читателя. Интерьер библиотеки будет вызывать у посетителей те или иные реакции, провоцировать тот или иной тип поведения, и поэтому первейшая забота тех, кто создает проект библиотеки, - предвидеть эти реакции и заранее определить, какой тип поведения читателей они хотели бы стимулировать, а также точно знать, каким содержанием будет наполнено строящееся здание, каждая его часть [8, с. 14].

Интерьер от французского слова (ш-гёпеиг), а также латинского (шЧепог) переводится как «внутренний вид» - оформление, украшение внутреннего пространства здания; архитектурный и художественный подход, обеспечивающий человеку эстетическое восприятие и комфортные условия жизнедеятельности.

Интерьеры (помещения, коридоры и т. п.) представляют собой не только внутренние объемы зданий. Они окрашиваются и облицовываются, украшаются различными элементами, в том числе скульптурами и картинами, в них размещают мебель и различное оборудование. Все эти компоненты имеют отношение к дизайну интерьеров, так как суммарно создают соответствующие вид и атмосферу отдыха, творчества, реализации других целей, для которых и предназначены конкретные помещения [10].

Библиотечный интерьер - это внутренняя объемно-планировочная организация библиотечных помещений и комплексов библиотечного оборудования, соответствующая их функциональному назначению.

По мнению Т. Филипповой, визуальная среда - один из главных компонентов жизнеобеспечения человека. Господство темно-серого цвета, огромное количество больших плоских поверхностей, преобладание прямых линий и прямых углов, статичность больших объектов - все это негативно воздействует на человека, на его настроение и работоспособность. Если к этому добавить унылые потолки, пыльные фикусы и кружевные занавески - то настроение посетителя такой библиотеки будет испорчено окончательно [15, с. 1].

По словам Л. И. Алешина, любые помещения требуют оформления внутреннего пространства. Первоначально оформление интерьеров библиотек не отличалось от использованного во дворцах и храмах. Читальные залы древних библиотек украшались бюстами и статуями богов. Последние, чтобы не мешать читателям, обычно устанавливали в нишах. Одна из древнейших - Пергамская библиотека (создана в г. Пергам примерно в 190-годы до н. э.) состояла из книгохранилища, в нишах мраморных стенах которого, выложенных кедром, хранилось двести тысяч документов, а также из малого и большого читальных залов. А библиотеки Древнего Рима (I век до н. э.) обычно размещались в мраморных портиках вблизи храмов или в храмах и дворцах. Главные их фасады обращали на восток, поскольку в библиотеках принято было заниматься в светлое время суток, кроме того, таким образом преграждался путь вредным для рукописей влажным южным и западным ветрам. Примерно в 1Х-Х вв. в Передней Азии славилась библиотека правителя Адуд-ад-Даула, которая называлась «Дом мудрости». Она занимала длинный сводный зал с пристроенными к нему боковыми помещениями и большим вестибюлем. В дальнейшем оформление библиотек претерпевало значительные изменения, но и в модернистских проектах можно встретить элементы парадности, присущие архитектуре прошлых веков [1, с. 91-92].

Исследовательской группой кафедры менеджмента информационных ресурсов Алтайского государственного института культуры был проведен выборочный опрос читателей АКУНБ им. В. Я. Шишкова с целью проанализировать особенности восприятия дизайна читательской зоны библиотеки. Всего было опрошено 64 (100 %) человека, среди них 51 (79,7 %) женщин и 13 (20,3 %) мужчин. Большинство опрошенных (42 (66,6 %) человек) относятся к возрастной группе от 22 до 24 лет, 12 (18,7 %) среднего возраста и 10 (15,7 %) пожилого возраста.

66,7 % опрошенных читателей обращают внимание на дизайн библиотеки. 80 % респондентов считают оформление серым, «времен СССР», старым, скучным, мрачным; им не нравится «серая шуба» на стенах. Лишь 2 респондента, пенсионного возраста, констатировали, что для них оформление вполне приемлемое и не так важно. И один респондент (молодой человек, 24 г., студент) считает вполне нормальным дизайн «времен СССР» - это, по его мнению - «ретро стиль».

Лишь 27 % опрошенных отметили, что им комфортно находиться в библиотеке, несмотря на то, что «дизайн помещений выглядит обычным». Остальные же 73 % ощущают дискомфорт, находясь в библиотеке, «серые стены на них давят», «невозможно сосредоточиться, из-за скрипящих дверей и жужжания лампочек», «мебель и прочие вещи отталкивают».

Планировку читательской зоны библиотеки признали удобной 86,7 %; неудобной - 13,3 % пользователей (рис. 1).

Рис. 1. Планировка читательской зоны библиотеки

Говоря о цветовой гамме библиотеки, 67 % респондентов высказали мнение о том, что цветовая гамма их отталкивает, угнетает, и в ней нет какой-то необычности, нет изюминки. Остальные 33 % опрошенных считают такую цветовую гамму вполне приемлемой, «нормальной», «нейтральной». При этом 40 % опрошенных, высказали желания: «хочется яркости», «светлее бы что-то, бледные пастельные тона», «песочные цвета», «яркие красочные цвета», «нейтральные, бежевые цвета с яркими элементами» (рис. 2).

Рис. 2. Устраивает ли Вас цветовая гамма читательской зоны библиотеки?

Для окраски стен опрошенные пользователи выбрали бежевую - 33,3 %; сине-голубую - 20 %; зеленую - 40 %; другую - 6,7 % цветовую гамму. Один из пользователей в варианте «другое» предложил светло-розовую гамму (рис. 3). Таким образом, большинство респондентов отдают предпочтение бежевой и зеленой гамме для окраски стен в читательской зоне.

пользователи

I

^ «ар

/ * / /

пользователи

8

Рис. 3. Какую бы Вы выбрали цветовую гамму для окраски стен?

При оформлении окон 86,7 % опрошенных предпочитают использовать жалюзи; 13,3 % - шторы.

Говоря об удобстве предложенной пользователям мебели, 60 % опрошенных высказали негативные мнения, они считают мебель неудобной, жесткой - «жесткие стулья и после них болит спина, так что долго на них не посидишь, хочется встать и уйти». Оставшиеся 40 % разделились поровну: 20 % считают мебель удобной и 20 % говорят, что она вполне нормальная.

В итоге 27 % респондентов высказали мнение о том, что дизайн нужно менять полностью: «Да там все менять надо, там устаревший стиль, никому не нравится», «Обстановку, всю». 40 % говорили о мебели, 20 % изменили бы цветовую гамму, 20 % предложили сделать залы тематическими и лишь один респондент ничего бы не менял.

Часть респондентов, понимая, что средств у библиотеки не так много, говорили о том, что достаточно было бы просто заменить цвет стен на более приятный для глаз, другие же говорили, что достаточно заменить мебель. Но большинство опрошенных все-таки хотят, чтобы смена дизайна была произведена полностью.

Жизнедеятельность человека в искусственной среде связана со светом, цветом, теплом, воздухом, звуком и др. Эти функционально-технологические факторы обладают своими физическими свойствами и оказывают определенное влияние на организацию интерьера.

Важным аспектом интерьеров, по мнению Л. И. Алешина, является их световое и цветовое решение. Цветовое и световое оформление соответствующих помещений способствует концентрации или рассеиванию внимания посетителей библиотеки. Так, например, уровень освещенности повышается при использовании светлых тонов в интерьерах [1, с. 138-139].

Неприятное впечатление производят темные помещения библиотеки. Помещения библиотеки, где долго пребывают посетители, должны иметь естественное освещение, которое подразделяется на боковое, верхнее и верхнебоковое. Для полноценной деятельности человека при отсутствии или недостатке естественного света применяется искусственное освещение. Дополнительные источники света также должны иметь помещения, отведенные для экспозиций.

Неравномерное освещение приводит к появлению в поле зрения пользователей сильных контрастов. О. Б. Климкина предлагает постоянно находящиеся в поле зрения поверхности больших размеров окрашивать в малонасыщенные цвета с относительно большим коэффициентом отражения. Другие же элементы интерьера должны быть насыщеннее и активнее. Для равномерного освещения поверхностей необходимо отрегулировать систему искусственного освещения, правильно расставить оборудование относительно источников света, подобрать подходящие цвета и фактуры отделочных материалов [12].

Большое значение в интерьере имеет цветовое решение. Цвет отделки помещения, цвет мебели, дополнительные элементы декора - все должно соответствовать общему архитектурно-композиционному решению интерьера и способствовать улучшению освещения помещений. Это достигается использованием светлых тонов, имеющих более высокий коэффициент отражения. Например, для окраски стен в читальном зале можно использовать малонасыщенные тона одной гаммы. Тона насыщенные и даже контрастные лучше всего использовать на абонементе, в холлах и на лестничных проемах.

Именно цвет придет интерьеру индивидуальный облик.

Определенная цветовая гамма не только влияет на пространственное устройство помещения, но и может способствовать изменению самочувствия и настроения человека. Клинические наблюдения цветового воздействия на человека, а также данные психологии цвета позволяют дать основным цветам следующие психофизические и психофизиологические характеристики: «красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирующий все функции организма; желтый - тонизирующий, стимулирующий деятельность центральной нервной системы; зеленый -успокаивающий, снимающий напряжение; синий - замедляющий сердечную деятельность, действующий седативно» [4, с. 50-51].

Н. Королева, специалист из Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества делится опытом: «Желтый цвет, который преобладает в окраске помещений Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества - это цвет, который создает ощущения тепла, поднимает настроение. Успокаивает, способствует творчеству. Вообще желтый цвет является антиподом негативных ощущений. Еще одно важное его преимущество - он оптически не изменяет размера помещения. Любые сочетание этого цвета хорошо подходят для детских помещений.

Зеленый цвет является символом роста, движения. Он благотворно влияет на зрение, не вызывает чрезмерной активности или, напротив, упадка сил, создает хорошие условия для отдыха и часто используется для мебели и отделки помещений. Современный дизайн и сочетание желтовато-зеленых оттенков стеллажей на Абонементе подростков и молодежного чтения создает атмосферу уюта и располагает к комфортному чтению.

Голубой и синие цвета успокаивают, от них исходит особая свежесть. Мы привыкли к чисто-белым потолкам, однако именно светло-голубые потолки в нашей библиотеке визуально делают помещение выше и просторнее.

Оттенки синего цвета особенно хороши для небольших помещений. Присутствие синего цвета в интерьере Абонемента подростков и молодежного чтения придает помещению изысканность и благородство, положительно влияет на настроение читателей» [13, с. 109-110].

Сотрудники Центральной детской библиотеки г. Йошкар-Олы сделали выбор в пользу персиково-розовых стен в библиотеке. По их мнению, этот цвет - теплый, легкий, волнующий - создает чувство радости и хорошее настроение [14, с. 42].

Большое значение при оформлении интерьера библиотеки уделяется подбору мебели и оборудования. Многие специалисты констатируют, что мебель вносит существенный вклад в создание образа современной библиотеки. Столы, стулья, выставочные витрины, книжные шкафы, стеллажи не только нужны для организации технических процессов, но и являются важным элементом интерьера библиотеки.

Многие специалисты делают акцент на развитии секционных и блокировочных типов мебели, обладающих функциональной и композиционной гибкостью, многовариантностью сочетаний и группировок [6; 7 и др.].

В. В. Зверевич анализирует особенности расстановки стеллажей в открытом доступе. Чаще всего стеллажи в отделах обслуживания расставляются последовательными рядами, но такая традиционная расстановка стеллажей не всегда «срабатывает», считает автор. Стеллажи, расставленные под прямым углом к окнам, параллельными рядами, при высоких потолках и искусственном освещении, смотрятся неуютно, создавая унылую атмосферу. Поэтому, предлагает В. В. Зверевич, необходимо уходить от плохо воспринимаемых людьми «острых углов» создающих унылую атмосферу, и расставлять стеллажи зигзагообразно - с закруглениями, что визуально как бы «распахивает» пространство библиотеки. Могут быть и другие решения: тот же волнообразный, закругленный зигзаг создают по периметру абонемента, оставляя середину помещения свободной от стеллажей. Оригинальна расстановка стеллажей в виде звездочки: стеллажи поставлены торцами друг к другу, в результате появляется возможность побыть наедине с книгой, читатели равномерно распределены в «звездочке» и не мешают друг другу. Не совсем экономичной, с точки зрения вместимости стеллажей, представляется расстановка полукругом или в форме широкого пологого, просматривающегося снаружи цилиндра, внутри которого размещают места для отдыха или индивидуальных игр, но это функционально и конструктивно [9].

Кафедры выдачи в форме удлиненного овала позволяют избежать неприятного ощущения, возникающего, когда люди вынуждены смотреть в спины впереди стоящих. Столы овальной или круглой формы удобны для просмотра подшивок газет. Совмещение столов помогает, когда несколько пользователей вынуждены работать с одним источником или, например, выполняют коллективный проект. Прием расстановки столов не рядом, как в школе, а в шахматном порядке снимает визуальную напряженность, монотонность, но не экономичен, делает помещение менее вместительным.

Зоны отдыха для читателей, сочетающие некоторую уединенность и комфорт, организуют с помощью умело размещенных (часто зигзагообразных) стеллажей свободного доступа. Можно поставить уголки с мягкой мебелью, иногда их отделяют от основного помещения небольшим возвышением.

Свой подход по оформлению читательской зоны у Л. З. Амлинского - асимметрия расположения мебели в читательской зоне, выделение подзон (от наиболее плотной до малонасыщенной, почти уединённой); ориентирование групп читательских столов в разных направлениях. Плотность расстановки столов должна быть различной: от максимальной в наиболее оживлённой части зала до минимальной. Отдельные группы столов следует устанавливать ассиметрично и ориентировать в разных направлениях с тем, чтобы, с одной стороны, иметь планировочный резерв для увеличения числа читательских мест (асимметрия создаёт для этого необходимую свободу поиска вариантов расстановки мебели) и с другой - уйти от однообразия ракурсов наблюдения читателями внутреннего пространства читательской зоны.

Как только читатель занял место в читальном зале, он воспринимает его как своё личное пространство. Любая попытка ограничить это пространство воспринимается читателем как ущемление его прав и привносит дискомфорт. Поэтому на читательском столе должны быть, считает Л. З. Амлинский, разграничительные перегородки. Наилучшее решение - одноместные читательские столы [3].

Растения в интерьере библиотеки не только украшают его, но и способствуют поддержанию устойчивого микроклимата. По мнению О. Б. Климкиной, размещение растений может влиять на восприятие пространства, как по горизонтали, так и по вертикали. Вьющиеся растения, направленные вверх, могут создавать ощущения более высоких потолков. Как правило, такие растения располагают в холлах и вестибюлях. Размещать растения, считает автор, следует на специальных настольных подставках различной формы или кадках. Нельзя использовать для их размещения библиотечную мебель или оборудование. В библиотеках могут применяться комнатные растения различных климатических зон - влажных тропических лесов (бальзамин, бегония, жасмин и др.); растения субтропиков (араукария, аспарагус, инжир, калла, камелия и др.); растения пустынь (кактусы, алоэ, агава и др.); водные растения (в основном аквариумные). Растения в библиотеке не только украшают интерьер, но и увлажняют и очищают воздушную среду, но, по мнению автора, следует осторожно подходить к выбору цветущих комнатных растений, так как они иногда плохо воспринимаются людьми склонными к аллергии [12].

Наличие аквариума в библиотеке в сочетании с соответствующим подбором растений также создает особый неповторимый декор и хорошо вписывается в интерьер библиотеки.

Таким образом, в настоящее время задачи освоения библиотечного и особенно внутрибиблиотечно-го пространства решаются иначе, чем десятилетия назад. Современный читатель оценивает не только информационный потенциал, технологии и скорость информационного обслуживания библиотеки, но и интерьер, комфорт. Новые технологии вместе с дизайном, психологически определяют степень респектабельности самой библиотеки, ее привлекательности для пользователей. Все элементы оформления пространства читательской зоны обслуживания должны оптимально сочетаться между собой и способствовать комфортному пребыванию пользователя в библиотеке.

Список литературы

1. Алешин, Л. И. Проектирование зданий библиотек : учеб.-практич. пособие / Л. И. Алешин. -Москва : Либерия-Бибинформ, 2008. - 240 с.

2. Амлинский, Л. З. Научная библиотека: пространство для читателя и библиотекаря / Л. З. Амлинский // Науч. и техн. библиотеки. - 2013. - № 1. - С. 100-107.

3. Амлинский, Л. З. Организация внутреннего пространства научных библиотек информационного общества / Л. З. Амлинский [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ellib. gpntb. ru/subscribe/index. php?journal=ntb&year=2011&num=8&art=2. - (дата обращения: 8. 04. 2017).

4. Базыма, Б. А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. -205 с.

5. Балашова, Е. В. Библиотечный дизайн : учеб. пособие / Е. В. Балашова, М. Н. Тищенко, А. Н. Ванеев. - Москва : Гадарики, 2006. - 288 с.

6. Варианты зонирования пространства [Электронный ресурс] // Stroymart : строительный портал. - Режим доступа: http://www. stroymart. com. ua/ru/publications/16405. - Загл. с экрана - (дата обращения: 04.05.2017).

7. Волженина, С. Ю. Круглый стол «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства» / С. Ю. Волженина // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2013. -№ 67. - С. 87-88.

8. Гаскюэль, Ж. Пространство для книги: руководство для всех тех, кто строит, оборудует и обновляет библиотеку / Ж. Гаскюэль. - Москва : Рудомино, 1995. - 304 с.

9. Зверевич, В. В. Пространство современной библиотеки: понятие, организация, развитие [Электронный ресурс] / В. В. Зверевич // Школьная библиотека. - 2011. - № 6/7. - С. 118-121. - Режим доступа: http://www. rusla. ru/rsba Журнал «Школьные библиотеки». - (Дата обращения: 11.03.2017).

10. Интерьер [Электронный ресурс] // Строительный портал : Строим дом от А до Я. - Режим доступа : http://stroy-aid. ru/interer-chto-oznachaet-interer-chto-takoe-interer-v-literature. html. - Загл. с экрана - (дата обращения: 04.05.2017).

11. Калинина, Е. В. Библиотечное пространство: теория, история, практика / Е. В. Калинина // Библио-течно-информационные коммуникации в пространстве региона : науч.-информ. сб. / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - Ростов-на-Дону, 2008. - Вып. 2.- 98 с.

12. Климкина, О. Б. Зонирование пространства современной библиотеки с целью привлечения читателей разных возрастов и сфер интересов [Электронный ресурс] / О. Б. Климкина // Справочник руководителя учреждений культуры: Электронный журнал для руководителей учреждений культуры. - 2015. - № 5. - С. 47. - Режим доступа: http://www. cultmanager. ru/magazine/archive/163/3898/. -Загл. с экрана - (дата обращения: 16.02.2017).

13. Королева, Н. Внутрибиблиотечный дизайн библиотеки: идеи и решения / Н. Королева // Ваша библиотека. - 2013. - № 23-24. - С. 108-112.

14. Нигматзянова, Э. Островок детства / Э. Нигматзянова // Библиотека. - 2012. - № 7. - С. 42-44.

15. Филлипова, Т. От Кремля - до Коммунарки / Т. Филлипова // Библиотечное дело. - 2014. - № 21. - С. 1.

УДК 37. 018. 15:027. 52(571. 150)

Ю. К. Барсукова

Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова,

Барнаул, Россия

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛ ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

В статье раскрыты методы продвижения культуры семейных отношений и формирования ответственного родительства в молодежной среде посредством создания на базе муниципальных библиотек Алтайского края информационно-методических ресурсных центров по вопросам укрепления семьи, возрождения семейных ценностей и воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.