Научная статья на тему 'Дизайн-проектирование библиотек: от хранилища к информационно-коммуникационной среде'

Дизайн-проектирование библиотек: от хранилища к информационно-коммуникационной среде Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3284
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / БИБЛИОТЕКА / ЗДАНИЕ / ИНТЕРЬЕР / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИЯ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / DESIGN / LIBRARY / BUILDING / INTERIOR / CULTURAL ENVIRONMENT / INFORMATION / MODERN SOCIETY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Салахов Расых Фарукович, Салахова Рада Инсафовна, Асхадуллина Алина Габбасовна

В современных условиях библиотеки меняют свою роль, превращаясь из традиционных «хранилищ знаний» в своеобразные информационно-библиотечные центры, что обуславливает внимание к их архитектурной среде. Данная статья направлена на представление опыта организации библиотечного пространства с целью создания позитивного имиджа библиотеки и позиционирования ее как общезначимого социокультурного, информационного и образовательного центра, места общественных практик, инструмента взаимодействия с обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Салахов Расых Фарукович, Салахова Рада Инсафовна, Асхадуллина Алина Габбасовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING LIBRARIES: FROM STORAGE TO INFORMATIONAL AND COMMUNICATIVE ENVIRONMENT

Under modern conditions libraries change transforming themselves from the traditional “storages of knowledge” into a kind of library-information centers, which stipulates attention to their architectural environment. The article aims to introduce the experience of organizing library space with a view to create a positive image of the library and to position it as a generally valid sociocultural informational-educational center, a place of social practices, an instrument to interact with the society.

Текст научной работы на тему «Дизайн-проектирование библиотек: от хранилища к информационно-коммуникационной среде»

Салахов Расых Фарукович, Салахова Рада Инсафовна, Асхадуллина Алина Габбасовна ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕК: ОТ ХРАНИЛИЩА К ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЕ

В современных условиях библиотеки меняют свою роль, превращаясь из традиционных "хранилищ знаний" в своеобразные информационно-библиотечные центры, что обуславливает внимание к их архитектурной среде. Данная статья направлена на представление опыта организации библиотечного пространства с целью создания позитивного имиджа библиотеки и позиционирования ее как общезначимого социокультурного, информационного и образовательного центра, места общественных практик, инструмента взаимодействия с обществом. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/7-2/42.11^1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 7(69): в 2-х ч. Ч. 2. C. 162-164. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/7-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

УДК 727.8 Искусствоведение

В современных условиях библиотеки меняют свою роль, превращаясь из традиционных «хранилищ знаний» в своеобразные информационно-библиотечные центры, что обуславливает внимание к их архитектурной среде. Данная статья направлена на представление опыта организации библиотечного пространства с целью создания позитивного имиджа библиотеки и позиционирования ее как общезначимого социокультурного, информационного и образовательного центра, места общественных практик, инструмента взаимодействия с обществом.

Ключевые слова и фразы: дизайн; библиотека; здание; интерьер; культурная среда; информация; современное общество.

Салахов Расых Фарукович, к. пед. н. Салахова Рада Инсафовна, к. пед. н. Асхадуллина Алина Габбасовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет rasih@mail.ru; rada_salahova@mail.ru; redhotalin@mail.ru

ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕК: ОТ ХРАНИЛИЩА К ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Требования читателей на сегодняшний день к условиям трудовой и досуговой деятельности значительно возросли. Общественные представления о современной библиотеке включают уже не только возможность удовлетворения информационных, коммуникационных потребностей, но и ее выразительный облик, и достаточный уровень комфорта [7, с. 14].

Однако до настоящего времени материально-техническое библиотековедение, объектом которого выступает предметно-пространственная среда, является одной из наименее изученных дисциплин. Системно-структурный подход к библиотеке невозможен без учета материальной стороны ее деятельности. Не признаваемая в теории материально-техническая база библиотек на практике оборачивалась стойким игнорированием таких вопросов, как проектирование библиотечных зданий, производство библиотечной мебели и оборудования и т.д. Итог простой и закономерный: по разным оценкам, до 80% библиотечных зданий в России находятся в аварийном состоянии [4, с. 121], только 3% городских библиотек имеют приспособленное под библиотечные нужды помещение [8, с. 160].

Стандарты ИФЛА/ЮНЕСКО определяют основные параметры библиотечных зданий публичных библиотек. Библиотеки должны располагать не только возможностью размещения фондов и оборудования, но и свободным - от 15 до 25% от общей площади - пространством с учетом увеличения фондов, числа читателей и т.д.

Предметно-пространственная среда - важнейший канал невербальной коммуникации. Воспринимая физическое пространство библиотеки, читатель формирует свое представление о ней, опираясь на разбросанные повсюду знаки. Библиотека «говорит» с нами, мы «читаем» язык ее дизайна, пространственных форм, звуков и цветовой гаммы [6, с. 79-81].

Здание, интерьер, оборудование объединены в таком феномене, как библиотечная культурная среда. Библиотечная культурная среда - это культурно-досуговая среда, характеризующаяся множественностью форм культурного сервиса, многообразием микросред в ее структуре, подчиненных единым целям - созданием условий для индивидуального выбора занятий. Мерилом ее качества выступает комфорт пользователей и сотрудников [4, с. 123].

Библиотека должна развиваться как пространство, аккумулирующее контакты пользователей между собой. Задача архитектора - обеспечить все условия для установления и максимального продления межличностных контактов и создать среду для того, чтобы сохранить информационное поле для гармоничного развития личности в пространстве библиотеки. Не менее важной становится стилевая, образная составляющая архитектуры библиотечного здания, которая непосредственно зависит от архитектора [1, с. 105; 3, с. 204].

Попытки создания пространства нового характера вызвали к жизни такие типы библиотечных зданий, как полифункциональный библиотечный агломерат, «культурная фабрика знаний» - массовое «производство» и распространение культуры, «библиотека-архив», характеризующиеся приоритетом той или иной функции библиотеки, что неминуемо находит отражение в архитектуре.

Сегодня большинству публичных библиотек как учреждениям культуры не хватает оригинальности, «собственного лица». Показательным является факт, что библиотеку постоянно с чем-то сравнивают: не с храмом, так с кладбищем; не с кладбищем, так с лабиринтом; не с лабиринтом, так с супермаркетом («особыми» в библиотеке могут быть разве что тишина и пыль) [7, с. 15].

Понимание того, что деятельность библиотеки без читателя лишена смысла, ведет отсчет только с XIX века. Концепция библиотеки, представляющей собой систему, состоящую из двух элементов: книга - читатель, утверждалась с огромным трудом, она потеснила привычный образ библиотеки-книгохранилища. Это повлияло на понимание сути библиотеки, вызвав к жизни «возмутительное» словосочетание «библиотека-читальня», что отразилось на архитектуре библиотек: наряду с хранилищами стали строить читальные залы. Хранилища имеют узкие окна, темные помещения, а читальные залы - просторные высокие помещения с большими окнами [3, с. 224].

Общие требования к библиотечному зданию остаются неизменными в течение десятилетий. Здание библиотеки должно быть расположено в центре города (района или населенного пункта); библиотека должна быть

ISSN 1997-292X

№ 7 (69) 2016, часть 2

163

доступна для всех пользователей, нуждающихся в информации, соответствующей профилю ее фондов; библиотека должна стремиться создавать максимально высокий уровень комфорта для читателей [2, с. 148; 5, с. 274].

Конструкционные и функциональные особенности помещений библиотеки должны быть проработаны во всех деталях с учетом специфики их использования, предполагаемого количества обрабатываемых или хранимых в них документов, тары, оборудования, числа посетителей и т.д.

Стремление к оперативности обслуживания и комфорту читателей требует постоянного обновления библиотечных зданий и внедрения современных технологий. В начале нынешнего века в США построено или реконструировано более 1,3 тыс. вузовских и публичных библиотек, в том числе главных зданий центральных библиотек в больших городах [2, с. 167], дизайн которых направлен на создание в них наилучших условий для интеллектуальной и коммуникативной деятельности.

Дизайн и материальная культура вместе образуют основу предметно-пространственного окружения -«второй природы», которую человек создает вокруг себя. Стремление к упорядоченности форм окружения отражает присущую человеку эстетическую потребность, через материальные предметы человек овеществляет свой эстетический идеал. Объектами дизайнерской деятельности могут выступать и вещи, и культурная среда. Проектируя культурную среду, дизайнер основное внимание уделяет не столько предметам, сколько атмосфере. Критериями правильной культурной среды являются ее неотчужденность, ассоциативная узнаваемость, родственность традиционной для человека (группы, этноса) культуре [10].

Культурная среда - предметно-пространственное окружение человека, его ввод в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих условия его культурного развития [4, с. 121].

На уровне проектирования культурной среды архитектор и дизайнер решают проблему моделирования объекта и моделирования предполагаемой ситуации. В связи с этим возникает необходимость в типизации восприятия культурной среды: ситуативной, эстетизированной, прагматической, профессиональной.

Библиотека активизирует всевозможные невербальные средства коммуникации: дизайн, организацию пространства, цветовые решения, цель которых - погрузить человека в мир многозначности, мир культуры, сосуществования различных культурных смыслов, с тем, чтобы он «привык» к возможности подобного миропорядка и не испытывал культурного шока от встречи с ним в реальности [9, с. 108].

Зарубежный опыт показывает, что в создании дизайн-проекта библиотечной среды одинаково важны роли и дизайнера, и библиотекаря. Библиотекарь прекрасно осведомлен о наиболее часто происходящих в библиотеке видах деятельности - чтении, общении, творчестве и т.д., их локализации, а дизайнер владеет технологией создания условий для любой деятельности, совершаемой по законам красоты. Именно дизайнер может гармонизировать такие важнейшие характеристики интерьера, как «характер пространственного решения», «материалы», «оборудование», «свет», «цвет», «элементы изобразительного искусства», «визуальная информация», «озеленение». Эти элементы позволяют расчленить библиотечное пространство на отдельные функционально-планировочные зоны. Необходимость этого в публичной библиотеке особенно остра, поскольку читатель приходит туда с самыми разными целями: заняться интеллектуальной деятельностью, пообщаться с библиотекарем или читателями, насладиться искусством, отдохнуть. Важно, чтобы каждый имел возможность реализовать свои цели, не причиняя неудобств другому. Материально-техническая база библиотеки - планировочная структура, коммуникационные узлы, мебель, декор, включение в интерьер окружающего ландшафта и т.д. - должна быть гибкой, способной отвечать самому разному состоянию -глубокой интеллектуальной работы, информационно бедному, но эмоционально насыщенному общению, прекрасному «ничегонеделанию» среди лучших произведений художественной литературы и литературы по искусству. Таким образом, чаще всего дизайнер в качестве цели проектирования избирает не интерьер, а культурную среду по принципу свободного пространства, трансформируемого в зависимости от ситуации.

Именно проектирование культурной среды было взято нами как основа изменения интерьера отдела искусств Центральной городской библиотеки г. Казани. Информационная функция публичных библиотек в условиях интернет-технологий значительно снижена, следовательно, привлечение читателей должно основываться на иных целях посещения - эстетических, коммуникационных, досуговых и т.д. Место, где находится библиотека, прежде называлось Академической слободой, здесь жили преподаватели Духовной академии и Казанского университета. Этот район тесно связан с гимназическими и студенческими годами поэта Велимира Хлебникова. Поэтому логичным представляется решение выбрать идеей для проектирования интерьера стиль его творчества. Авангардизм творчества поэта воплотили красно-бело-черный колорит мебели, текстиля и декора, острые угловатые формы мебели, нестандартная ее расстановка. Помещение, в зависимости от расстановки мебели, способно выступить и конференц-залом, и литературным кафе, и пространством с разными локусами в виде дискуссионных площадок, театрализованных представлений и т.д.

Излишне удлиненное помещение отдела позволило визуально зонировать его на три части: эстетизиро-ванная зона авангарда, предназначенная для общения, творчества; читательская зона, оборудованная всем необходимым для интеллектуальной деятельности, и функционально-служебная зона, где разместились стеллажи с литературой и рабочее место библиотекаря. Такое деление помещения отдела, подчеркнутое цветом, набором мебели, позволило сделать помещение более гармоничным и визуально подчеркнуть назначение каждой зоны. Кроме того, разделение вытянутого помещения на три части приводит к тому, что соотношение сторон каждой части приближается к соотношению 1:1, а это считается наиболее оптимальным для любого - жилого, учебного, производственного - помещения. В исходном варианте, когда соотношение сторон было примерно 1:3, помещение невольно стимулировало передвижение читателя вдоль его оси, что не согласуется с состоянием человека во время интеллектуальной деятельности или отдыха.

Более того, наличие в библиотеке уголка Хлебникова с антикварной мебелью и предметами быта 20-х гг. прошлого века способно привлечь в библиотеку всех, кто интересуется прошлым Казани, включая туристов. Современное оборудование, в частности осветительные приборы, также выполнены в стилистике авангарда, продолговатые потолочные светильники поддержаны деревянными балками того же объема и формы. Контрастное сочетание материалов - дерева и металла, цвета - белого и коричневого визуально воплощают рваный ритм поэтического творчества Велимира Хлебникова.

Таким образом, проектирование интерьера отдела искусств ориентировано на решение основных задач библиотечного дизайна: индивидуализации имиджа, расширения круга пользователей, визуального распределения функциональных зон и повышения качества культурной среды.

Список литературы

1. Азарова В. А. Обслуживание читателей: техника профессионального поведения библиотекаря: монография. Самара, 1998. 146 с.

2. Балашова Е. В., Тищенко М. Н., Ванеев А. Н. Библиотечный дизайн: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2004. 288 с.

3. Библиотека и библиотечное дело США: комплексный подход / Р. С. Гиляревский, Ю. П. Нюкша, Б. П. Каневский и др.; под ред. В. В. Попова. М.: Издательская фирма «Логос», 1992. 296 с.

4. Бородина С. Д. Предметно-пространственная среда как средство достижения целей профессиональной деятельности библиотечно-информационных специалистов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2. С. 121-123.

5. Гаскюэль Ж. Пространство для книги. М.: Рудомино, 1995. 303 с.

6. Гениева Е. Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. 208 с.

7. Матвеев М. Ю. Имидж библиотеки и «вечные» проблемы библиотечной профессии // Вестник СПбГУКИ. 2004. № 1. С. 12-28.

8. Петрова Л. И. Комфортная библиотечная среда и ее функции // Проблемы национальных библиотек и региональных библиотечных центров: сб. науч. тр. / Рос. нац. б-ка. СПб., 1994. Вып. 3. С. 143-164.

9. Степачев Л. М. Здание библиотеки как фактор сохранности библиотечных фондов // Библиотеки за рубежом: сборник ВГБИЛ. М.: Рудомино, 2002. С. 107-129.

10. Трубецков К. Е. Анализ развития архитектурной топологии современных зарубежных библиотек [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов. 2006. № 13. URL: http://archvuz.ru/2006_1/4 (дата обращения: 25.04.2016).

DESIGNING LIBRARIES: FROM STORAGE TO INFORMATIONAL AND COMMUNICATIVE ENVIRONMENT

Salakhov Rasykh Farukovich, Ph. D. in Pedagogy Salakhova Rada Insafovna, Ph. D. in Pedagogy Askhadullina Alina Gabbasovna

Kazan (Volga Region) Federal University rasih@mail.ru; rada_salahova@mail.ru; redhotalin@mail.ru

Under modern conditions libraries change transforming themselves from the traditional "storages of knowledge" into a kind of library-information centers, which stipulates attention to their architectural environment. The article aims to introduce the experience of organizing library space with a view to create a positive image of the library and to position it as a generally valid sociocultural informational-educational center, a place of social practices, an instrument to interact with the society.

Key words and phrases: design; library; building; interior; cultural environment; information; modern society.

УДК 7; 398.89

Искусствоведение

В статье рассматриваются проблемы бытования жанра частушки в Тамбовской области, исторические предпосылки возникновения жанра и его роль в системе обрядов и праздников региона. Автором приводится пример стилевых особенностей исполнения на основе анализа локального частушечного наигрыша «Канарейка». Также в ходе работы освещается вопрос о существовании и развитии жанра в регионе на современном этапе и отношении к нему в исполнительской среде в настоящее время.

Ключевые слова и фразы: Тамбовский регион; частушка; история изучения; особенности музыкального стиля; наигрыш «Канарейка».

Семьянинов Ярослав Валерьевич

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова jarfolkk@gmail. сот

ТАМБОВСКАЯ ЧАСТУШКА КАК ИДЕНТИФИКАЦИОННОЕ ЯДРО ЛОКАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Тамбовская область является одним из немногих регионов России, где частушка стала одним из самых распространённых жанров фольклора. Это в первую очередь связанно с историческими процессами,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.