Модернизационные процессы в контексте стратегических направлений развития (на примере Тверской области)
JI. Е. Мошкова
Определена роль модернизации в формировании стратегических приоритетов развития региона. Оценен достигнутый уровень, развития, систематизированы подходы к сценарному плану модернизации региона. Как Россия, так и область нуждаются в таких модернизационных процессах, которые максимально раскрывают и используют человеческий капитал, выступающий и целью, и средством достижения цели.
Ключевые слова: агломерация, инвестиции, инновационная инфраструктура, корпоративизм, модели управления, модернизация, регион, человеческий капитал.
Modernization Processes in the Context of Strategic Directions of Regional Development (Case Study of Tver Region)
L. E. Moshkova
The purpose of this article is to estimate the role and importance of modernization in the forming of strategic priorities for the region. The author made an analysis of the modernization level achieved in the region and systematized existing approaches to the scenario plan of its further modernization. It was concluded that modernization processes leading to the development and efficient usage of human capital (which is both the goal and means to achieve it) are indispensiblefor both the region and Russia in general.
Key words: agglomeration, investments, innovative infrastructure, corporatism, management models, modernization, region, human capital.
Понятие «модернизация» означает «изменение, усовершенствование, отвечающие современным требованиям» [1]. Конкретно-исторический смысл модернизации связан с «типом социальных перемен, имеющих корни в английской индустриальной и французской политической революциях; он заключается в экономическом и политическом прогрессе отдельных обществ-первопроходцев и последующих переменах у отстающих» [2].
Модернизация — обязательное условие исторического существования любого социума, лю-
бого государственного образования в новое и новейшее время. Став главным вектором государственной политики, модернизация требует учета не только состояния общества и его готовности принять изменения, но и особенностей развития территорий. Особенно в такой стране, как Россия, с ее различиями экономического, природно-климатического и национально-культурного характера.
Рассмотрим региональные особенности процесса модернизации на примере Тверской области. Это так называемая старожильческая
Лариса Евгеньевна Мошкова - кандидат экономических наук, доцент, декан факультета управления и социологии Тверского государственного университета. Е-шай: [email protected]
территория, сформированная под влиянием не только географических и исторических факторов, но и политических обстоятельств. В XIII— XIV веках Тверское княжество было одним из крупных культурно-экономических центров, боровшихся за влияние с Москвой и Новгородом, но во второй половине XV века уступило лидерство, превратившись в провинцию Московского царства.
После основания Санкт-Петербурга регион приобрел транзитную функцию, что заметно повлияло и продолжает влиять на его развитие, причем как со знаком «плюс», так и с явным «минусом».
Советский этап модернизации — индустриализация — связан с появлением новых предприятий, а затем «обвальной» урбанизацией и мощным оттоком сельского населения.
Сегодня это типичный по многим показателям регион: среднеразвитая промышленность, сложная ситуация в аграрном секторе. Рыночные реформы 1990-х годов провели «естественный отбор» предприятий, сумевших восстановить свои позиции на рынке, интегрироваться в холдинги и корпорации. Так, Тверской вагоностроительный завод стал частью «Трансмашхолдинга», Тверской экскаваторный завод вошел в состав группы ГАЗ («Базовый элемент»), в крупные корпорации вошли и энергетические гиганты — Конаковская ГРЭС и Калининская АЭС. В годы экономического подъема предприятия восстановили объемы выпуска продукции, сумели обновить основные фонды и приступить к освоению новых технологий.
Временем устойчивого развития стали для Тверской области 1999-2007 годы. Валовой региональный продукт вырос с 35,3 млрд руб. в 2000 году до 158,9 млрд в предкризисном 2007 году. При этом динамика роста экономики не превышала среднероссийских показателей, а то и отставала от них. Удельный вес тверской экономики в российском ВВП за 8 лет несколько сократился — с 0,614 % в 2000 году до 0,56 % в 2007 году. В результате затяжного кризиса в аграрном секторе его доля в ВВП страны за этот же период уменьшилась с 1,18 % до 0,74 %.
К 2010 году по сравнению с 2009-м среднедушевые денежные доходы населения области выросли в на 3,8 %, что обеспечило передвижение области с 17-го на 9-е место среди областей
ЦФО и с 70-го на 48-е в России. Во время кризисного спада эти показатели несколько ухудшились, но тренд очевиден.
Доходы бюджета в 2010 году составили 32,7 млрд руб., при этом собственные доходы вышли на уровень 95,3 %. Доля налоговых поступлений в консолидированном бюджете — 79,8 %, превысила средний показатель по ЦФО (60 %). Область не имеет просроченной нерегулируемой задолженности по долговым обязательствам.
По показателю программных расходов бюджета (97 %) Тверская область — лидер как среди областей ЦФО, так и по Российской Федерации. Тем не менее есть проблема поддержания на должном уровне социальной инфраструктуры, прежде всего в малонаселенных сельских районах, далеких от транспортного коридора Москва-Санкт-Петербург.
Период до кризиса 2009-2010 годов можно считать временем протомодернизации. В эти годы экономика Тверской области, как и России, модернизировалась прежде всего структурно, приобретая более современные параметры. Доля занятых в промышленном производстве сокращалась, а число работающих в сфере услуг и торговли росло. В экономике Тверского региона доля этого сектора увеличилась до 46 %. Другой важный признак модернизации в этот период — растущая производительность труда в промышленности за счет использования нового зарубежного оборудования и современных технологий, а также возникновения новых предприятий. Оба этих признака характерны практически для всех российских регионов.
Согласно принятой антикризисной программе действий, работа администрации Тверской области в экономической сфере сконцентрирована на четырех главных направлениях:
• реализация инвестиционной политики, направленной на приток капитала в регион и создание новых рабочих мест;
• помощь предприятиям и организациям в преодолении негативного влияния мирового экономического кризиса;
• реализация дополнительных мер поощрения занятости в экономике;
• поддержка малого и среднего бизнеса.
Позитивным итогом работы администрации области с инвесторами стало открытие
ряда новых предприятий: дилерского центра продаж и обслуживания автомобилей Nissan, крупнейшего в Восточной Европе операцион-но-логистического комплекса OZON.ru, линии по производству компанией «Джейбл» телевизоров марки Sony, завода «Шидель» и др. Появилось более 1700 новых рабочих мест, что не защитило экономику от кризиса, но смягчило его воздействие.
Позитивные изменения заметны и в малом и среднем бизнесе. Доля занятых в этом секторе заметно выросла, превысив 35 % от общего числа работающих в экономике. Число вновь зарегистрированных в 2010 году субъектов малого и среднего предпринимательства выросло вдвое, достигнув почти 2,5 тыс. Этому способствовали мероприятия долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства Тверской области на 2009-2013 годы» и активная работа Фонда содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства.
Благодаря принятым мерам Тверская область вошла в немногочисленную группу субъектов Федерации, чьи собственные доходы в кризисный год не только не сократились, но увеличились на 0,7 %.
В 2010 году создана единая торговая площадка, благодаря чему число участников размещения заказов выросло почти вдвое и составило более 12,5 тыс. Конкуренция позволила сэкономить бюджетные средства.
Область активно участвует в федеральных программах капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Полученные через Фонд содействия реформированию ЖКХ средства реализуются в виде трёх региональных адресных программ капитального ремонта многоквартирных домов, а также по пяти программам переселения граждан из аварийного жилья. В программах участвует более 40 муниципальных образований.
По итогам 2010 года Тверская область заняла первое место в ЦФО по переходу на цифровые технологии связи. Подведение ко всем районным центрам области волоконно-оптических линий связи позволило в десятки раз увеличить скорость передачи данных и выполнить ряд социально значимых проектов. Больницы, школы и органы местного самоуправления получили высокоскоростной доступ в Интернет.
В рабочем состоянии сохранен строительный комплекс. В сферу жилищного строительства привлечены крупные инвестиционные компании — «Группа компаний СУ-155» и «Финанс Инвест». На четверть выросло за 2010 год индивидуальное жилищное строительство.
В агропромышленном комплексе области приоритетом стала поддержка малых форм хозяйствования, обеспечивающие от 2,5 до 11,5 % годового темпа прироста продукции. Для гарантированного сбыта продукции без посредников создается сеть сельскохозяйственных кооперативных рынков. Организуются молокоприемные пункты, оснащенные современным технологическим оборудованием. Это поможет увеличить объемы производства молока и повысить закупочные цены.
В целом объем привлеченных в сельское хозяйство Тверской области инвестиционных кредитов в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился до 2,5 млрд рублей, или в 1,8 раза. Объемы субсидирования по сравнению с 2009 годом выросли в 1,5 раза, и в 4 раза по сравнению с 2008 годом.
Реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Тверской области на 2009-2013 годы». Впервые в рамках одного документа сформулированы стратегические цели, определены задачи и мероприятия по созданию условий для развития науки, техники и технологий в интересах устойчивого развития региона. Важным шагом стало создание некоммерческой организации, связанной с государственной политикой модернизации экономики страны и поддержки инноваций — Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере.
Основной особенностью развития Тверской области в эти годы стало ее вхождение в зону влияния Московской агломерации. Южные районы области стали частью московского земельного рынка и рынка загородного жилья. С каждым годом нарастает капитализация рекреационного потенциала территории области, расширяется ее туристическо-рекреационный комплекс. Область стала удобным местом для вывода из столицы некоторых сервисов новой потребительской экономики. Это связано с развитием телекоммуникационных рынков,
ритейла, банковского и страхового секторов. В Твери появились корпоративные контакт-центры крупных операторов телекоммуникационных рынков, банков и страховых компаний, сложился кластер компаний, поставляющих услуги контакт-центра по аутсорсингу. Все чаще крупные международные корпорации, выходящие на российский рынок (Nokia, Hewlett-Packard), рассматривают Тверь как возможную площадку для размещения своих удаленных центров. Заинтересованная в приходе крупных клиентов территория стремится обеспечить им необходимые условия: создавать рынок качественной деловой и коммерческой недвижимости, рынок жилья и трудовых ресурсов. Это происходит не только по стихийным законам рынка, но и в результате целенаправленной политики властей области по повышению ее инвестиционной привлекательности.
Новым позитивным веяниям пока с трудом поддается агропромышленный комплекс области. Отрасль, 250 лет определявшая хозяйственную роль региона, за последние 50 лет сократила производство льноволокна и площади под эту культуру почти в 10 раз. Подобное и в сходных пропорциях произошло во всех льносеющих областях РФ. Развитие льноводства в стране и области связано с ситуацией на мировом рынке и способностью России вновь войти в число крупнейших акторов этого рынка. Но устаревшая технологическая платформа делает перспективы отрасли туманными, хотя она обладает хорошим потенциалом импор-тозамещения и при условии технологической и структурной модернизации может дать значительный экономический эффект. Сегодня в качестве альтернативы развивается мясо-молочное животноводство, ориентированное на московский и санкт-петербургский рынки, а также на обеспечение непостоянного, проводящего в области летние месяцы, населения.
Необходимость более интенсивной и глубокой модернизации остро ставит вопрос о ресурсах. При отсутствии запасов ценных руд и углеводородов главным ресурсом Тверской области остается человеческий капитал — основа инвестиционной привлекательности и возможностей развития бизнеса. Его дополняют земельные ресурсы, которые можно использовать под коммерческую застройку (жилую и промышленную), а также сочетание природ-
ных ландшафтов (рек, озер, лесов) с культурно-историческим наследием, имеющим туристическое значение. На территории региона находятся свыше 1,5 тыс. памятников истории, около 3 тыс. архитектурных памятников, а также экологически чистые природные массивы, пригодные для оздоровления, охоты, рыбалки и других видов активного отдыха.
В минувшее десятилетие росла роль Тверской области как инфраструктурного коридора между двумя столицами. Скорость железнодорожного сообщения Москва-Санкт-Петербург к концу 90-х сократилась до 6 часов, а с пуском в 2010 году скоростного поезда «Сапсан» — почти до часа. С полной загрузкой работает и автомагистраль «Россия». По территории области проходит вторая по значению в регионе трасса Москва-Рига «Балтия», а также пролегли маршруты экспортных поставок углеводородов. Растет и значение региона как важного элемента энергосистемы центральной части России, который имеет энергетический профицит, еще более выросший после ввода в эксплуатацию третьего энергоблока Калининской АЭС и завершения модернизации Конаковской ГРЭС. Близится к концу строительство четвертого блока АЭС.
Стимулом для реализации ресурсных преимуществ Тверской области станет ряд инфраструктурных проектов общероссийского значения: строительство новой скоростной платной автодороги (СПАД) между Москвой и Санкт-Петербургом, в более отдаленной перспективе — высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ). В начале 90-х этот проект не прошел экологическую экспертизу и был заморожен. Сейчас вопрос о строительстве ВСМ вновь прорабатывается, но уже с учетом замечаний.
Превращению из минуса в плюс географического положения Тверской области между двумя российскими мегаполисами поможет развитие современных информационных технологий.
Таким образом, отток экономически активного населения может сменить направление движения на обратное, если власти и бизнес будут активнее проводить модернизацию.
По прогнозам, в ближайшие годы Москва и Санкт-Петербург будут развиваться с учетом ситуации в сопредельных регионах. Основным станет освоение территорий вокруг связываю-
1 о о
щего их транспортного коридора, значительная часть которого проходит по территории Тверской области. Модернизация средств наземного сообщения решит проблему транспортной доступности. А окружающие этот коридор районы области, обладающие высоким туристическим и рекреационным потенциалом, станут дополнительным привлекающим моментом для формирования новой системы поселений, строительства современных экономических объектов.
Главная задача регионального руководства — реализовать такой план модернизации региона, который интегрирует его в новую структуру экономики России, прежде всего, путем укрепления многообразных связей с обеими столицами и включения области в Большую московскую агломерацию.
Еще в 2005 году авторы доклада Министерства регионального развития РФ «Стратегия регионального развития России» включили Тверскую область в число зон технологического трансферта. Созданные руководством области инвестиционные возможности, заключение ряда перспективных контрактов на строительство новых предприятий, а также протоколов о намерениях с солидными отечественными и зарубежными инвесторами дали старт именно такому сценарию социо-экономического развития.
В докладе Минэкономразвития отмечено, что повышение инвестиционной привлекательности области связано с избранием в конце 2003 годы губернатора Д. В. Зеленина, команда которого пересмотрела политику региональных органов исполнительной власти в привлечении внешних инвестиций.
Тверская область одна из первых в России стала создавать для потенциальных инвесторов промышленные площадки для быстрого развертывания новых производств, обеспеченных всей необходимой инфраструктурой и трудовыми ресурсами. Возникают возможности для быстрого обновления хозяйства региона, создания технологически передовых предприятий, тесно связанных с перспективными товарными рынками. Конкуренция за рабочую силу стимулирует техническую модернизацию старых производств, их развитие, что благоприятно сказывается на социальной ситуации, делает регион более привлекательным для трудовой миграции.
Вхождение Тверской области в Большую московскую агломерацию еще более поднимет инвестиционную привлекательность региона. Это означает выход предприятий области на столичные рынки, что повысит ее статус.
Процесс модернизации требует, чтобы агломерация начала развиваться как полицентрическая структура, иначе темпы развития будут снижаться, а число проблем — расти. Это подтверждает опыт многих городских агломераций в западных странах и Японии. Для них характерна многополюсная структура, позволяющая решить такие острые проблемы крупных моногородов, как распределение транспортных потоков, гармонизация экономики.
Для Тверской области важно стать самостоятельным центром в этой сложной структуре. Такой вариант возможен, если Тверь и область в целом смогут закрепить за собой новые функции. Этот процесс уже идет, но требует дополнительных усилий со стороны руководства области.
Если развитие агломерации пойдет в моноцентрическом режиме, территория Тверской области будет использоваться только как вспомогательная для столичного ядра агломерации— для размещения производств, логистических центров. Такая роль не отвечает интересам области и его жителей, Тверь и область выпадают из ряда активно модернизирующихся регионов.
Основными направлениями действий региональных органов исполнительной власти Тверской области в осуществлении общенациональной стратегии модернизации должны стать:
• создание новых, на базе современных технологий, секторов экономики, вовлекающих в оборот местные ресурсы и возможности;
• закрепление за Тверью и регионом лидерских позиций на высокотехнологичных рынках, возникающих в результате глобальных трендов развития экономики и технологий;
• формирование в области нового качества и образа жизни, отвечающего трендам комфорта и поведенческих стереотипов современного общества;
• повышение уровня и качества образовательных услуг (повышение качества человеческого капитала).
— 10 1 —
Именно это может стать основой конкурентоспособности Тверской области. По прогнозам, при таком варианте за второе десятилетие XXI века доля услуг и торговли в ВРП может достичь 55 %.
Согласно стратегии развития региона к 2020 году, динамичную структуру экономики Тверской области должны составлять:
• инновационные виды деятельности, связанные с рынками информационных технологий и информационного контента, индустрии здоровья, новой энергетики, ресурсной эффективности;
• модернизированные традиционные секторы промышленности и переведенное на современные технологии сельское хозяйство;
• развитые секторы производства быстро-обращающихся потребительских товаров (легкой и пищевой промышленности), транспортной логистики и аутсорсинга деловых сервисов, обслуживающих столичное ядро Большой московской агломерации.
Хорошим потенциалом обладают такие секторы, как оффшорное программирование, офисы удаленной техподдержки и колл-центры, производство веб-контента, инжиниринг систем управления, логистика всех направлений деятельности, архитектура и дизайн городской и сельской среды, малые и средние инженерные, сервисные и производственные компании, разрабатывающие концепции «умного дома», энергоаудита и энергосервиса. В ближайшее время следует уделить внимание созданию на базе Тверской государственной медицинской академии медицинского технопарка, а также сети оздоровительных центров и клиник в благоприятных природно-климатических условиях Верхневолжья с учетом разведанных запасов ценных минеральных вод.
Ведущими субъектами развития городов и региональной экономики должны стать университеты и образовательные кластеры.
Роль Твери, как представителя урбанистической организации жизненного пространства, следует поделить с историческими городами Верхневолжья — Ржевом, Торжком и Кимрами. Новое урбанистическое пространство появится в результате строительства рядом с автомагистралью Москва-Санкт-Петербург суперсовременного жилого центра «Большое
Завидово», использующего природно-ланд-шафтный потенциал Иваньковского водохранилища. На всей территории области должен применяться системный и бережный подход к природно-климатическим комплексам и историко-культурному наследию, осуществляться переход на новую технологическую платформу развития и управления городской инфраструктурой.
Большинство экспертов считает, что сегодня Тверская область готова к реализации крупных проектов. В рейтинге десяти наиболее благоприятных для бизнеса и инвестирования регионов, составленном экспертами Всемирного банка, Тверская область заняла 2-е место в России. Словом, подготовлена почва для глубокой модернизации, реализации наиболее перспективного варианта социально-экономического развития области. Еще десять лет назад считавшаяся проблемной, малопривлекательной для крупных инвестиций, в последние годы область довольно продуктивно ведет работу с инвесторами, целенаправленно, с нарастающим эффектом используя особенности региона. Вхождение экономики области в зону действия Большой московской агломерации позволит активнее использовать особенности Тверской области для ее успешного развития, повышения качества жизни населения.
Литература
1. Советский энциклопедический словарь. -3-е изд. - М.,1984. - С. 817
2. Цапф В. Теория модернизации и различие путей общественного развития. // Социс. 1998. №8. С. 15.
1 02