5. Саати Т. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети. Пер. с англ. / Науч. ред. А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. М.: Издательство ЛКИ, 2008.
6. Покровский А.М. Методологические аспекты моделирования и управления инновационными проектами в условиях неопределенности и риска // Вестник Московского экономического института. Вып.2. 2009.
7. Батин Б.А. Иерархия экспертно-аналитических моделей оценки риска инвестиционных проектов промышленного предприятия // Вестник НИИРПО. Серия «Экономика и управление». Вып.1. М.: Изд-во НИИРПО, 2008.
8. Кузнецов А.И., Шуметов В.Г. Expert Decide для Windows 95, 98, NT, 2000, Me. Версия 2.2. Руководство пользователя. Орел: ОРАГС, 2001.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Мошкова Л.Е., к.э.н, доцент кафедры менеджмента Тверского государственного университета
Принципы корпоративного управления выявили свою эффективность и способствовали модернизации во всем мире, в том числе -ускоренной модернизации в ряде стран Юго-Восточной Азии. Учеными рассматривается вопрос перенесения принципов корпоративизма на уровень региона, понимаемого как квази-корпорация. В России также существует опыт использования набора принципов корпоративного управления применительно к управлению регионом. В том числе - для осуществления эффективной перестройки экономической структуры в целях широкой модернизации. В качестве такого примера рассмотрен опыт Тверской области, добившейся серьезных успехов в повышении инвестиционной привлекательности региона.
Ключевые слова: агломерация, инвестиции, корпоративизм, модели управления, модернизация, регион.
THE INVESTMENT ATTRACTION IN THE SYSTEM OF THE CORPORATIVE MANAGEMENT: THE REGIONAL ASPECT
Moshkova L., Ph.D., assistant professor, management chair, Tver State University
The principles of the corporative management have discovered their effectiveness and have promoted the modernization in the whole world. Also they have promoted the rapid modernization in the South - East Asia countries. The question about the transfer principles of the corporative management to the regional level are considered by the scientists. This question are understood as the quazy - corporation. People in Russia have had the experience of the utilization the set principles of the corporative management in conformity to the management of the region. People have used these principles for the realization effective reorganization of the economic structure for the broad modernization. For example, Tver Region has achieved the serious progress in the increase investment attraction of the region.
Reywords: the agglomeration, the investments, the corporatism, the models of the management, the modernization, the region.
В ходе преобразовательных процессов последних двадцати лет была полностью разрушена существовавшая прежде система управления экономикой и обществом. Им на смену пришли другие управленческие модели, в основе своей - заимствованные на Западе, но претерпевшие при этом более или менее значительные трансформации. Симптоматично, что с наибольшим трудом российская экономическая действительность адаптировала наиболее эффективные, признанные в мире самыми важными для успеха национальной экономики формы. Это - малый (семейный) бизнес и корпоративизм. В последнее десятилетие в России предприняты серьезные шаги на пути распространения новых моделей управления и внедрения в связи с этим идей и моделей корпоративизма. Не в последнюю очередь это связано с необходимостью привлечения инвестиций и более тесного сотрудничества с зарубежными компаниями, которые требуют от российских партнеров привычной для них транспарентности.
Важно, что процесс постепенного распространения принципов корпоративного управления в нашей стране осуществляется не усилиями внешнего регулятора, а в первую очередь самим корпоративным сектором экономики. Достаточно бурные события последних лет в финансово-экономической сфере объективно подталкивают компании к структурной модернизации и совершенствованию управленческих механизмов, к все более активному участию в совершенствовании корпоративного законодательства.
Особенность корпорации, как сложноорганизованной структуры, состоит в необходимости согласования интересов множества групп индивидуумов. Эти группы включают в себя различные категории лиц: акционеров компании; потребителей ее продукции и (или) услуг; поставщиков; кредиторов; государственные органы, имеющие отношение к регулированию деятельности корпорации; профсоюзы работников компании; общественные организации, напрямую не связанные с корпорацией - общества защиты прав потребителей, экологические организации и т.д. Возникающие при
этом взаимные обязательства, формализованные в договорах, или не носящие формально юридического характера, создают в совокупности определенный объем обязательств, из которых складывается социальная ответственность корпорации. Как отмечает исследователь данной проблемы, корпорация не может считать своей целью исключительно защиту «интересов какой-нибудь одной группы акционеров за счет какой бы то ни было из остальных. Ее цель -служить всем им путем увеличения их возможностей добиваться своих целей все более и более эффективно»1.
В современном глобализирующемся мире корпорации оказывают влияние не только на своих непосредственных партнеров и потребителей. На них возлагаются социальные обязательства и определенная моральная ответственность. Как отмечал швейцарский экономист и политолог В.Хиль, с корпорациями «связывают ожидания полезных вкладов в удовлетворение потребностей, высоких стандартов надежности продукции и производственных процессов, честного поведения по отношению к своему персоналу, субпоставщикам и конкурентам, усилий по сбережению природных ресурсов, а также открытой информационной политики и готовности к переговорам»2.
Таким образом, современная корпорация не может самоустраниться от выполнения социальных функций по отношению к членам своего коллектива: от обеспечения при любых условиях гарантированного минимума заработной платы, сохранения на должном уровне необходимой коллективу социальной инфраструктуры, защиты предпринимательской деятельности от административного и криминального рэкета, поддержания уровня занятости, помощи в социальном страховании и обеспечении. Но этим социальная роль корпорации не исчерпывается. Важным компонентом ее делового успеха является проявление социальной ответственности за пределами собственно корпорации, что служит утверждению легитимности в глазах общества и положительной оценке общественным мнением. Речь идет об участии в решении насущных проблем здра-
1 Акофф, Р. Планирование будущей корпорации: пер. с англ. / Р. Акофф. - М.: Прогресс, 1985. - 327 с.
2 Хиль, В. Акционерный капитал и группы, заинтересованные в успехе предприятия / В. Хиль // Проблемы теории и практики управления. - 1997. - № 5. - С. 95-100.
воохранения, образования, развития местных инфраструктур.
В России предприниматели и руководители корпораций, принимающие принципы социальной ответственности, пока что существуют в меньшинстве. Прочие находят оправдание в аргументации ряда экономистов либертаристской и монетаристской ориентации. Основной довод сводится к тому, что социальная ответственность, предполагающая направление части ресурсов на социальные нужды, нарушает основополагающий принцип предпринимательства - принцип максимизации прибыли, поскольку увеличиваются издержки предприятия.
Этот спор выходит далеко за рамки экономической теории, поскольку в мире социальная ответственность бизнеса рассматривается как добровольный отклик на социальные проблемы, как проявление гражданственности, патриотизма, как форма религиозной практики. Сторонники социальной ответственности бизнеса убеждены, что, поскольку любое предприятие, любая корпорация являются интегральной частью общества, возникает обязанность неукоснительного соблюдения существующих в обществе морально-этических норм. Тем более, что как социальный институт корпорации все более непосредственно влияют на состояние гражданского общества и установление единого миропорядка, которые немыслимы без поддержания достаточного уровня признанных единых моральных критериев.
Резюмируя, можно констатировать, что в настоящее время корпоративизм - это такая форма социальной организации, которая выдвинула наиболее адекватные современному общественному развитию способ понимания, метод и подход к анализу новейших феноменов экономической и социально-политической жизни. Юридическое определение современной корпорации: организация, поставившая перед собой определенные цели, действующая на общественное благо, обладающая определенными правами, являющаяся юридическим лицом, работающая на постоянной основе и несущая ограниченную ответственность. В ней происходит процесс согласования интересов многих групп и индивидуумов, она служит не только для организации, но и для самоуправления. Показателями корпоративного успеха являются прибыль и производительность.
Для современной России чрезвычайно важным представляется давно осознанная в мире роль корпоративного управления как высокоэффективного инструмента осуществления модернизации. Особенно явно эта роль проявилась (в силу ментальных особенностей населения и социальных традиций) при модернизационных «скачках» так называемых «азиатских тигров» - Южной Кореи, Малайзии, Сингапура. Поэтому для российской корпоративной практики необходимо изучение и возрождение в новом качестве собственных ценностей, которые способны «работать» на модернизацию. Рассматривая опыт успешной модернизации, проведенной в названных государствах и ряде других стран мира, следует обратить внимание на то, что там принципы корпоративизма распространились на всю экономическую, общественную и политическую жизнь. Регионы страны и в целом государство рассматриваются там в качестве квази-корпораций, способных и даже обязанных применять принципы корпоративного управления в своей управленческой практике.
Регион обладает всеми признаками системы, в первую очередь
- свойством целостности. Являясь субъектом Федерации, область, край, республика обладают определенными полномочиями в экономической, финансовой и правовой сферах. В качестве социальной конструкции регион выступает как активный субъект хозяй-ствования3. Территория является в таком случае лишь одной из ряда черт его совокупной характеристики.
Регион как территория не выдерживает сравнения с фирмой (корпорацией). Напротив, регион, как социальная конструкция, позволяет провести массу таких аналогий. Причем, исходя из различных концепций фирм (микроэкономического подхода, технологической концепции, стратегической концепции и т.п.) можно по-
разному рассматривать сущность региона, как своеобразной корпорации. При этом в литературе по данному вопросу выделяются четыре парадигмы: регион как квазигосударство, регион как специфическая корпорация, регион - рынок (рыночный ареал) и регион - социум.
Регион как квазигосударство представляет относительно обособленную подсистему государства в национальной экономике. Во многих странах такие регионы аккумулируют все больше функций и финансовых ресурсов, принадлежавших ранее центру (процессы федерализации и децентрализации)4.
Регион как корпорация - крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. В таком качестве регион выступает участником конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала. Как экономический субъект взаимодействует с национальными и транснациональными корпорациями. Размещение штаб-квартир и филиалов корпораций, их механизмы ценообразования, распределения рабочих мест и заказов, трансфертов доходов, уплаты налогов и др. оказывают сильное влияние на экономическое положение регионов. В такой же степени, что и современные корпорации, регионы обладают значительным ресурсным потенциалом для саморазвития.
Подход к региону как рынку, имеющему определенные границы, акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности (предпринимательском климате) и особенностях региональных рынков товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов и т.д.
Наконец, регион как социум (общность людей, живущих на определенной территории) выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни (населения и трудовых ресурсов, образования, культуры, здравоохранения, окружающей среды и т.д.) и развитие системы расселения.
Таким образом, понятие «регион» объективно включает определенный набор функций, присущих административно-территориальному образованию. Важнейшая из этих функций - экономическая.
Определяя ее роль, В.С.Бильчак и В.Ф.Захаров отмечают: «В приложении к региональной экономике функцией является служебная роль (назначение) экономики региона по отношению к другим регионам, экономике страны в целом и элементам, составляющим региональную экономику. Причем для всей этой системы характерна такая взаимозависимость, при которой изменения на одном уровне являются производными (функциями) от изменения в другой»5.
Эти же авторы представляют целостную функциональную систему региона, различая в ней региональные функции спроса и предложения, функцию региональной активности и специализации, регионального управления, а также демографическую, экологическую и социально-бытовую функции. Все эти функции связаны с региональной экономикой как целостной хозяйственной системой, локализованной административно-территориальными границами и региональным рынком6.
Новым словом в этом смысле стало появление в странах Европейского Союза в последнее десятилетие истекшего века так называемых «регионов-предпринимателей». Под этим не совсем удачным термином подразумеваются регионы, которые формируют достаточно самостоятельную, стратегически выверенную экономическую и социальную политику, активно используя местные социальные, политические и экономические ресурсы, объединяя их в связный организационный комплекс, то есть в единый корпоративный организм.
В качестве российского аналога рассмотрим опыт Тверской области - далеко не самого экономически успешного региона Российской Федерации. Руководство Тверской области с начала 2004 г. предприняло ряд последовательных шагов, направленных на изменение стратегии управления регионом, используя при этом принципы и опыт корпоративизма. Власть стала более открытой, при администрации области начали работать советы по актуальным
3 См., например: Барбаков, О. М. Регион как объект управления / О. М. Барбаков // Социол. исслед. - 2002. - № 7. - С. 96-100; Гаврилов, А. И. Региональная экономика и управление: учеб. пособие / А. И. Гаврилов. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 239 с.; Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / под ред. Ю. К. Перского, Н. Я. Колюжновой. - М.: ТЕИС, 2003. - 472 с.
4 См.: Туровский, Р. Баланс отношений «центр - регионы» как основа территориально-государственного строительства / Р. Туровский // Мир экономики и международные отношения. - 2003. - № 12. - С. 54-65.
5 Бильчак, В. С. Региональная экономика: студентам вузов, обучающихся по экон. спец. / В. С. Бильчак, В. Ф. Захаров. - Калининград: Янтар. Сказ., 1998. - 314 с.
6 Там же. С.36-47.
проблемам развития региона, в которые вошли успешные предприниматели, ученые, представители общественных организаций. Была введена строгая экономия бюджета, открытые тендеры на все региональные и муниципальные заказы. Было подписано соглашение с ведущей в регионе организацией предпринимателей - Тверским отделением РСПП, проведен ряд экономических и социальных форумов, на которых обсуждались и вырабатывались региональные кодексы социальной ответственности бизнеса, проекты, направленные на улучшение социального климата в области и создание устойчивой социальной базы для экономических преобразований.
Настойчиво подчеркивалась мысль об исчерпанности возможностей экстенсивного роста и необходимости для области использовать весь спектр возможностей для обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий и области в целом. Отправным компонентом при этом провозглашена инвестиционная политика, основанная на формировании функционального профиля области по следующим параметрам:
- природно-ресурсному и экономическому потенциалу, которым область уже располагает;
- по структуре потребностей в долгосрочной перспективе с ориентацией как на полное насыщение внутрирегионального рынка, так и на поиск новых рынков в других регионах и за пределами страны.
Еще одно важное направление, которому уделяется большое внимание - реализация потенциала области в сфере туризма и развития рекреационной сферы. Программа развития этой отрасли предусматривает значительный рост предприятий малого бизнеса, которому в этих проектах отводится ведущая роль.
Администрацией области многое сделано на федеральном и международном уровнях, чтобы заявить о Тверской области, как о регионе, перспективном для инвестирования. В первую очередь были приняты меры по увеличению прозрачности в сотрудничестве с деловыми кругами, искоренению коррупции, чему способствовала введённая в практику система открытых конкурсных торгов. Проводилась работа по созданию привлекательного инвестиционного имиджа региона. Были организованы презентации инвестиционных возможностей и конкретных проектов в Москве, в Американской торговой палате и посольстве ФРГ, состоялся ряд «круглых столов» с бизнесменами из ФРГ, США, других стран, переговоры с послами и делегациями деловых кругов Индии, Великобритании, Люксембурга, Финляндии. Подписаны соглашения о сотрудничестве с представительством ООН в Российской Федерации и с Фондом развития регионов ЦФО, заключены рамочные соглашения с известными консалтинговыми и инвестиционными компаниями.
Впервые со времени начала реформ взаимодействие Администрации как с инвесторами, так и с предприятиями области стало обходиться без промежуточных звеньев. Так, наиболее важные проекты теперь курируют руководители департаментов Администрации или лично губернатор, что для инвесторов означает значительное снижение рисков. Внимание региональной власти и глав крупных муниципалитетов в последние годы направлялось к наиболее очевидному условию достижения высоких объемов роста производства и создания предпосылок его наращивания - к формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе. Это внимание вылилось в ряд серьезных и последовательных шагов законодательного порядка.
Благодаря этим целенаправленным усилиям, годы, предшествовавшие кризису 2008-2009 гг., в Тверской области можно характеризовать, как период протомодернизации. Экономика региона модернизировалась прежде всего структурно, приобретая более современные параметры. Сокращалась доля занятых в промышленном производстве, росло число работающих в сфере услуг и торговли. В частности, доля этого сектора в Тверской области выросла до 43 %. Второй определяющий признак периода, говорящий об объективно складывающихся тенденциях к модернизации - растущая производительность труда в промышленности за счет использования нового зарубежного оборудования и современных технологий, а также за счет возникновения новых предприятий, как правило, относящихся к категории средних. Оба этих признака характерны практически для всех российских регионов. Но Тверская область выявила в эти годы протомодернизации собственные особенности развития, которые имеют чрезвычайно важное значение для перспектив проведения модернизации, дальнейших структурных изменений и смены инвестиционных приоритетов по сравне-
нию со всем предыдущим периодом индустриального развития и временем преодоления наиболее тяжелых последствий экономического спада 90-х годов прошлого века.
Важнейшей, итоговой особенностью этого исторического периода стало окончательное вхождение Тверской области в зону влияния Московской агломерации. Южные районы Тверского региона стали к концу 90-х частью московского земельного рынка и рынка загородного жилья. По той же причине с каждым годом продолжается нарастание капитализации рекреационного потенциала территории области, расширяется ее туристическо-рекреационный комплекс.
Тверская область превратилась за последние годы в одно из самых удобных и привлекательных для потенциальных инвесторов мест для «выноса» из столицы некоторых сервисов новой потребительской экономики, что связано с развитием телекоммуникационных рынков, ритейла, банковского и страхового секторов. В Твери появились корпоративные контакт-центры крупных операторов телекоммуникационных рынков, банков и страховых компаний, сложился кластер компаний, поставляющих услуги контакт-центра по аутсорсингу. В настоящее время (осень 2010 г.) Тверь, как возможную площадку для размещения удаленных ресурсных центров рассматривают такие международные корпорации, как Nokia и Hewlett-Packard. Заинтересованная в приходе таких крупных «клиентов» территория должна, привлекая их, обеспечивать необходимые условия: энергично создавать рынок качественной деловой и коммерческой недвижимости, рынок жилья, кадровые агентства и структуры подготовки кадров для современных качественных услуг. Все эти процессы, дающие положительный эффект для региона, происходят в силу целенаправленной политики повышения инвестиционной привлекательности региона.
Наиболее амбициозный проект в этом плане представляет начатое в 2009 году проектирование и строительство в Конаковском районе города Большое Завидово на берегу Иваньковского водохранилища, в экологически чистом районе, в непосредственной близости от резиденции «Русь» Президента России. В городе не планируется создание промышленных предприятий, кроме тех, которые необходимы для обслуживания повседневных нужд горожан. Рассчитанный на комфортное проживание 30 тысяч человек, он предполагает размещение предприятий постиндустриальной экономики: информационных и сервисных центров, отделений финансовых структур, компаний связи, логистических центров. Место для строительства выбрано в непосредственной близости и от действующей автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, и от проектирующейся трассы ее будущего дублера - скоростной автодороги. Предусмотрено также использование авиационной (вертолетной) связи с Москвой и Тверью.
Вхождение в Московскую агломерацию поставило вопрос усиленного привлечения инвестиций в сельское хозяйство региона с тем, чтобы использовать возможности Тверской области для выхода ее сельхозтоваропроизводителей на рынки двух крупнейших мегаполисов и обеспечения качественной продукцией все возрастающего «летнего» населения. В настоящее время агропромышленный комплекс области остается кризисной зоной, с трудом поддающейся новым положительным тенденциям. В качестве прорывного пути региональной аграрной специализации избрано мясомолочное животноводство, продукция которого ориентирована на московский и санкт-петербургский рынки, а также обеспечение возрастающего непостоянного населения. При этом важным направлением политики областной администрации в стимулировании инвестиций в данную отрасль является проведение ее скорейшей модернизации, использования новейших достижений мировой аграрной технологии.
Вступление в новый, более интенсивный и глубокий процесс модернизации неизбежно ставит вопрос о ресурсах для ее проведения. В Тверской области, где отсутствуют запасы ценных руд и углеводородов, главным ресурсом может являться только человеческий капитал территории, как основа инвестиционной привлекательности и возможностей развития бизнеса. Вспомогательными ресурсами выступают земельные ресурсы, возможности их использования под коммерческую застройку (жилую и промышленную), а также сочетание природных ландшафтов - рек, озер, лесов - со значительным культурно-историческим наследием, имеющим туристическое значение (свыше 1,5 тыс. памятников истории, около 3 тысяч архитектурных памятников), и наличием обширных экологически чистых природных массивов, пригодных для оздоровления,
охоты, рыбалки, других видов активного отдыха.
Толчком к более активному использованию этих ресурсных преимуществ должны стать несколько крупных инфраструктурных проектов общероссийского значения. Это уже упомянутое выше строительство новой скоростной платной автодороги (СПАД) между Москвой и Санкт-Петербургом, а также введение между ними скоростного режима железнодорожного сообщения с остановкой в Твери (поезда серии «Сапсан»), реализация в более отдаленной перспективе планов строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали. В свете этих проектов шансы области на осуществление модернизации не только экономики, но и всего социального комплекса, на превращение региона в еще более привлекательную территорию как для инвесторов, так и для русскоязычных переселенцев из республик бывшего СССР, значительно повышаются.
Работа Администрации Тверской области последовательно способствует превращению географического положения Тверской области между двумя российскими мегаполисами из минуса (отток населения, концентрация капиталов в столице, снижавшая инвестиционную привлекательность) в плюс (лучшая, чем в мегаполисах, экология, богатые рекреационные возможности в сочетании с удобствами инфраструктуры и современным уровнем бытового комфорта и использованием современных информационных технологий). Одна из целей модернизационной и инвестиционной политики Администрации Тверской области заключается в стимулировании процесса притока населения в регион не только за счет привлечения мигрантов, но и началом центростремительного процесса переноса жилой и рабочей зоны агломерации с центра на ее окраинные зоны. Они предоставляют возможность жить и работать в условиях более привлекательной малоэтажной застройки в непосредственной близости от природных ландшафтов. При этом контакт с ядром агломерации - с его деловыми, торговыми и культурными центрами - не превращается в проблему благодаря развитой современной инфраструктуре.
Уже в 2005 г. разработчики доклада Министерства регионального развития РФ «Стратегия регионального развития России» включили Тверскую область в число зон технологического трансферта. Основанием для этого послужили реально созданные руководством области инвестиционные возможности и заключение на тот момент ряда перспективных контрактов на строительство новых предприятий на территории области, а также протоколов о намерениях с солидными отечественными и зарубежными инвесторами.
Тверская область одна из первых в России пошла путем создания для потенциальных инвесторов промышленных площадок, подготовленных для быстрого развертывания новых производств, обеспеченных всей необходимой инфраструктурой и расположенных в районах с наличием трудовых ресурсов. Такое решение создает возможности для быстрого обновления хозяйства региона, появления в нем технологически передовых предприятий, тесно связанных с наиболее динамично развивающимися перспективными товарными рынками. На новых предприятиях, что существенно, работники получают более высокие заработки, чем на старых производствах. Конкуренция за рабочую силу подталкивает процессы технической модернизации старых производств, их развитие. В целом это благоприятно сказывается на социальном состоянии региона и делает его более привлекательным для трудовой миграции.
Вхождение Тверской области в московскую агломерацию поднимает инвестиционную привлекательность региона на новую ступень, поскольку означает полноправное участие предприятий области на столичных рынках товаров и услуг. Это возможно при условии существования региона в рамках агломерации как самостоятельного центра. Такой вариант повышения статуса Тверской области возможен, если:
а) Тверь и регион в целом сумеют принять и закрепить за собой спектр новых функций (этот процесс уже фактически идет, но требует дополнительных усилий со стороны руководства региона);
б) если совместными усилиями власти, бизнеса и общества на территории, прилегающей к транспортному коридору и в зонах рекреационного назначения будут обеспечены новое качество жизни, а в целом по области - возможности функционирования и развития современной «умной», открытой и конкурентной экономики.
Очевидно, что ключевыми для тактики действий региональных органов исполнительной власти Тверской области в рамках осуществления общенациональной стратегии модернизации должны стать
следующие направления развития:
- закрепление за Тверью и регионом лидерских позиций на тех высокотехнологичных рынках, которые формируются в результате глобальных трендов развития экономики и технологий;
- формирование в регионе нового качества и образа жизни, отвечающего трендам комфорта и поведенческих стереотипов современного общества;
- повышения уровня и качества образовательных услуг (повышение качества человеческого капитала, которым будет располагать область);
- создание новых секторов экономики, построенных на знании, использующих новейшие технологии и в том числе - вовлекающих в оборот местные ресурсы и возможности.
Перечисленные направления развития непосредственно работают на повышение инвестиционной привлекательности региона. В осуществлении данных направлений развития важную роль играет фактор времени, т. е. насколько быстро удастся осуществить в регионе реальные сдвиги по этим направлениям, чтобы добавить себе преимуществ в конкуренции на рынке инвестиций.
Успех такой политики должен привести к эффективному использованию возможностей региона как для дальнейшего размещения на его территории современных производств и логистических центров, так и для превращения Тверской области в регион размещения информационных и деловых сервисов, максимального развития индустрии здоровья, туристических и рекреационных услуг, а также центров высшего образования. Именно этот «набор» с наибольшим эффектом может стать ядром конкурентоспособности Тверской области в рамках ЦФО и Федерации в целом. При таком варианте в течение второго десятилетия XXI века доля услуг и торговли в ВРП Тверского региона должна приблизиться к 55%.
В то же время регион не должен потерять статус промышленного, одного из крупных поставщиков электроэнергии в ЦФО (строящиеся новые блоки Калининской атомной электростанции, реконструированная Конаковская ГРЭС), развитого центра машиностроения (тверской и Торжокский вагоностроительные заводы, Ржевский завод по производству строительных кранов, строительство в 2011-2012 гг. нового крупного экскаваторного завода компании «Хитачи» в районе Твери и др.).
Осуществляемый в Тверской области сценарий развития на предстоящее десятилетие полностью отвечает провозглашенному Президентом РФ стремлению России изменить сырьевой профиль экономики на инновационный, при котором в основе будут лежать знания, технологии и жизненные установки новых поколений граждан России.
На наш взгляд, Тверская область в настоящее время готова к реализации крупных современных проектов, чему способствует сложившийся за последние годы в целом положительный имидж региона, который открыт для инвесторов, в котором осуществляется успешное администрирование, а административные издержки снижены до минимума. В рейтинге десяти наиболее благоприятных для бизнеса и инвестирования регионов России, составленном экспертами Всемирного банка, Тверская область заняла второе место.
Литература:
1. Акофф, Р. Планирование будущей корпорации: пер. с англ. / Р. Акофф. - М.: Прогресс, 1985. - 327 с.
2. Хиль, В. Акционерный капитал и группы, заинтересованные в успехе предприятия / В. Хиль // Проблемы теории и практики управления. - 1997. - № 5. - С. 95-100.
3. Барбаков, О. М. Регион как объект управления / О. М. Бар-баков // Социологические исследования - 2002. - № 7. - С. 96-100.
4. Гаврилов, А. И. Региональная экономика и управление: учеб. пособие / А. И. Гаврилов. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 239 с.
5. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / под ред. Ю. К. Перского, Н. Я. Колюжновой. - М.: ТЕИС, 2003. - 472 с.
6. Туровский, Р. Баланс отношений «центр - регионы» как основа территориально-государственного строительства / Р. Туровский // Мир экономики и международные отношения. - 2003. - № 12. - С. 54-65.
7. Бильчак, В. С. Региональная экономика: студентам вузов, обучающихся по экономическим специальностям. / В. С. Бильчак, В. Ф. Захаров. - Калининград: Янтар. Сказ., 1998. - 314 с.