Научная статья на тему 'Модернизация экономики и стратегические направления развития региона'

Модернизация экономики и стратегические направления развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
194
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЛОМЕРАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КОРПОРАТИВИЗМ / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕГИОН / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / AGGLOMERATION / INVESTMENTS / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / CORPORATISM / MANAGEMENT MODELS / MODERNIZATION / REGION / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мошкова Л. Е.

Целью данной работы является определение роли и значения модернизации в формировании стратегических приоритетов развития региона. Проведен анализ и оценка достигнутого уровня и систематизированы подходы к сценарному плану модернизации региона. Сделан вывод о том, что как в России, так и в регионе необходимы такие модернизационные процессы, которые максимально раскрывают и используют человеческий капитал, выступающий и целью, и средством исполнения данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE ECONOMY AND THE STRATEGIC DIRECTIONS OF REGIONAL DEVELOPMENT

The purpose of this article is to estimate the role and importance of modernization in the forming of strategic priorities for the region. The author made an analysis and evaluation of the modernization level achieved in the region and systematized existing approaches to the scenario plan of its further modernization. It was concluded that modernization processes leading to the development and efficient usage of human capital are indispensible for both the region and Russia in general.

Текст научной работы на тему «Модернизация экономики и стратегические направления развития региона»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Мошкова Л.Е., к.э.н, доцент, декан факультета управления и социологии Тверского государственного университета

Целью данной работы является определение роли и значения модернизации в формировании стратегических приоритетов развития региона. Проведен анализ и оценка достигнутого уровня и систематизированы подходы к сценарному плану модернизации региона. Сделан вывод о том, что как в России, так и в регионе необходимы такие модернизационные процессы, которые максимально раскрывают и используют человеческий капитал, выступающий и целью, и средством исполнения данного процесса.

Ключевые слова: агломерация, инвестиции, инновационная инфраструктура, корпоративизм, модели управления, модернизация, регион, человеческий капитал.

MODERNIZATION OF THE ECONOMY AND THE STRATEGIC DIRECTIONS OF REGIONAL DEVELOPMENT

Moshkova L., Ph.D., docent, dean of the management and sociology faculty, Tver State University

The purpose of this article is to estimate the role and importance of modernization in the forming of strategic priorities for the region. The author made an analysis and evaluation of the modernization level achieved in the region and systematized existing approaches to the scenario plan of its further modernization. It was concluded that modernization processes leading to the development and efficient usage of human capital are indispensible for both the region and Russia in general.

Keywords: agglomeration, investments, innovative infrastructure, corporatism, management models, modernization, region, human capital.

Будучи в XIII-XIV вв. одним из крупных по тем временам экономических и культурных центров, боровшимся за влияние с Москвой и Новгородом, во второй половине XV века Тверское княжество уступило лидерство и превратилось в провинцию Московского царства.

В начале XVIII столетия, с основанием Санкт-Петербурга, регион обрел транзитную функцию, что оказало значительное влияние на его экономику. Со временем это влияние то ослабевало, то вновь усиливалось, и продолжает до сих пор оставаться существенным фактором развития со своими плюсами и минусами. В первые десятилетия после провозглашения Петром I Российской империи область получила свою хозяйственную специализацию. Это были кожевенное производство (что требовало развитого животноводства и использования водных ресурсов, которыми богата территория), но прежде всего - выращивание и обработка льна, как стратегического, в том числе важного экспортного товара. Поскольку тогдашние технологии льнопроизводства требовали массы рабочих рук, в губернии сложилась густая система расселения. Впоследствии, в период первой модернизации, связанной с реформами Александра II, на территории губернии появились сначала текстильные предприятия, а затем и машиностроительные производства, крупнейшим из которых до сих пор остается основанный в конце XIX века Тверской вагоностроительный завод.

Следующим этапом модернизации - в ее ускоренном и неполном варианте - стал период советской индустриализации. С ним связаны появление новых предприятий, «обвальная» урбанизация и мощный отток сельского населения (Тверская область к середине 20-х гг. прошлого века с более чем 2,6 млн. населения являлась классическим образцом аграрной перенаселенности), сохранение и даже усиление роли льноводства в хозяйстве региона. Плановое развитие 50-60-х годов принесло завершение электрификации области, появление крупного производителя энергии - Конаковской ГРЭС, ввод в эксплуатацию предприятий новых для области отраслей, производящих химическую, полиграфическую продукцию, стройматериалы и строительные механизмы, электроаппаратуру. Это произвело серьезную диверсификацию структуры промышленного производства, еще более усилившуюся в 80-е гг. в связи с вводом в строй Калининской АЭС в г. Удомля и превращением региона в крупнейшего поставщика энергии среди областей Центра России.

В то же время начался и постепенно становился все более очевидным упадок льноводства, как ведущей сельскохозяйственной отрасли, в связи с резким уменьшением количества рабочих рук на селе. Вследствие процессов урбанизации население региона сократилось за 80 лет в два раза и составило к концу первого десятиле-

В буквальном смысле слово «модернизация», согласно словарным дефинициям, означает «изменение, усовершенствование, отвечающие современным требованиям»1, «достижение соответствия современным потребностям или нравам, освоение современных способов действия, современных представлений».2 Можно утверждать, что современное общество в целом и его компоненты перманентно модернизируются. Каждый этап этого постоянного обновления представляет из себя социально - экономическо-техноло-гическую революцию, которая радикально меняет всю жизнь общества. Конкретно-историческое понимание модернизации - это «тип социальных перемен, имеющий корни в английской индустриальной и французской политической революциях; он заключается в экономическом и политическом прогрессе отдельных обществ-первопроходцев и последующих переменах у отстающих».3 Таким образом, можно прийти к выводу, что модернизация - обязательное условие исторического существования любого социума, любого государственного образования в Новое и Новейшее время. Это - выход на уровень экономического развития, сопоставимый с уровнем более богатых и передовых в научно-техническом плане государств.

Модернизация, ставшая сегодня определяющим вектором государственной политики, требует учета не только состояния общества и его готовности принять предлагаемую парадигму модерни-зационного процесса, но и учета региональноых особенностей развития. Особенно в такой стране, как Россия - с огромными пространствами и различиями природно-климатического, национально-культурного и экономического характера.

Мы предлагаем рассмотреть ситуацию с региональными особенностями процесса модернизации на примере Тверской области. В советскую эпоху это был типичный по многим показателям регион со среднеразвитой промышленностью и также свойственной почти всем областям Нечерноземья сложной ситуацией в аграрном секторе. В конце 80-х и 90-е годы область перешла в число так называемых проблемных регионов - с кризисными ситуациями в промышленном секторе и фактическим развалом существовавшей системы сельскохозяйственного производства.

Тверская область, находящаяся в историческом «ядре» средневековой российской государственности, практически совпадает в своих границах с административными границами дореволюционной Тверской губернии и почти полностью занимает территории, на которых располагалось в период своего существования Тверское княжество. Это старожильческая территория, специфические особенности которой сформировались под влиянием не только географических и исторических, но также политических факторов.

1 Советский энциклопедический словарь. - 3-е изд. - М.,1984. - С.817

2 The Pocket Oxford Dictionary of Modern English. - Oxford ,1978. - P.562

3 Цапф В. Теория модернизации и различие путей общественного развития // Социс. 1998. №8. С. 15.

тия XXI века 1,3 млн. человек. Плотность населения уменьшилась до 17 человек на один квадратный километр (по ЦФО в среднем -63 чел/кв. км.). Возникли проблемы с поддержанием инфраструктуры сельских районов. Пришлось отказаться от использования внутри региона речного и воздушного транспорта.

Демографический кризис, вызванный урбанизацией и оттоком активного населения в столицы и другие крупные города, привел к изменению в худшую сторону демографической структуры, повышенную относительно большинства других регионов Российской Федерации долю лиц старших возрастов, низкие показатели рождаемости и детности.

Эти процессы совпали по времени с экономическим спадом 1990-х годов, который в значительной степени был вызван разрушением существовавших в советский период связей предприятий с поставщиками и потребителями, и прекращением государственного планирования. В ходе рыночных реформ прошел период «естественного отбора», преодолевшие его предприятия восстановили постепенно свои позиции на рынке. Как правило, это те предприятия, которые сумели интегрироваться в крупнейшие холдинги и корпорации. Тверской вагоностроительный завод стал частью «Трансмашхолдинга», Тверской экскаваторный завод вошел в состав группы ГАЗ (Базовый элемент), в крупные корпорации оказались включены и энергетические гиганты - Конаковская ГРЭС и Калининская АЭС. Все эти предприятия смогли выжить, в годы экономического подъема восстановили объемы выпуска продукции (или хотя бы приблизились к доперестроечным показателям), сумели обновить свои основные фонды и приступили к освоению новых технологий для выпуска продукции.

Как и для большинства других российских регионов, период 1999-2007 гг. стал для Тверской области временем устойчивой положительной динамики развития. Валовой региональный продукт вырос с 35,3 млрд. руб. в 2000 г. до 158,9 млрд. в предкризисном 2007 г. Но при этом динамика расширения экономики не превышала среднероссийские показатели, а то и отставала от них. В результате удельный вес тверской экономики в российском ВВП за эти 8 лет даже несколько сократился - с 0,614 % в 2000 г. до 0,56 % в

2007 г. Это стало следствием комплекса причин, в том числе затяжного кризиса аграрного сектора области, чья доля в ВВП страны за этот же период уменьшилась с 1,18 % до 0,74%. Продолжавшаяся убыль населения, сокращение доли экономически активных жителей региона стали основными сдерживающими факторами для более высоких темпов увеличения ВРП, которое достигалось в основном за счет прироста производительности труда.

К 2007 г. по сравнению с 2000-м среднедушевые денежные доходы населения выросли в области с 1254 до 8592 руб., что обеспечило передвижение области с 17-го на 9-е место среди областей ЦФО и с 70-го на 48-е в России. Площадь вводимого ежегодно жилья выросли с 142 кв. м. на тысячу человек населения до 302. В ходе преодоления кризисного спада эти показатели, естественно, несколько ухудшились, но тренд показателен.

Стабильно рос в рассматриваемый период бюджет региона. В

2008 г. доходы бюджета составили 29,5 млрд. руб., при этом собственные доходы вышли на уровень 95,3%. Доля налоговых поступлений в консолидированном бюджете - 77,8%, превысила средний показатель по ЦФО (60%). Бюджетная обеспеченность на одного жителя составила 23,4 тыс. руб. доходов консолидированного бюджета и 21,4 тыс. руб. - доходов регионального бюджета на одного жителя (6-е место по ЦФО). В области стабильно не выявляется фактов несоблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, не имеет область и просроченной нерегулируемой задолженности по долговым обязательствам.

Бюджетный процесс в регионе строится по программному принципу бюджетного управления и планирования. По показателю программных расходов бюджета (97%) Тверская область является лидером как среди областей ЦФО, так и по Российской Федерации. Учитывая сложившуюся в регионе систему расселения, расходы на поддержание бюджетной сети требуют оптимизации. И в последние годы этого удалось достичь благодаря таким программам, как «Семейный врач», «Школьный автобус» и «Базовые школы с информационными центрами», а также переходу к подушевому финансированию расходов в образовании. Тем не менее, проблема поддержания на должном уровне социальной инфраструктуры, прежде всего в малонаселенных сельских районах, далеко отстоящих от транспортного коридора Москва-Санкт-Петербург, остается в числе наиболее острых.

С этой проблемой напрямую связаны ограниченные возможности создания т.н. «бюджета развития». Действующие в настоящее время в системе межбюджетных отношений ограничения сковывают возможности региональных органов исполнительной власти в части стимулирования экономического роста за счет инвестиций в базовые инфраструктуры и новые проекты развития. Когда 58% бюджетных расходов являются связанными, то есть — решения по ним принимаются на федеральном уровне и эти расходы представляют пакет жестко зафиксированных обязательств, риски в использовании бюджетных возможностей для целей модернизации на перспективных направлениях и для инвестирования в ключевые проекты могут стать слишком большими, а возможности применения бюджетных средств - весьма ограниченными.

С некоторыми оговорками период до кризиса 2008-2009 гг., на наш взгляд, можно считать временем протомодернизации. В эти 8

- 9 лет экономика в Российской Федерации модернизировалась прежде всего структурно, приобретая более современные параметры. Сокращалась доля занятых в промышленном производстве, росло число работающих в сфере услуг и торговли. В частности, доля этого сектора в экономике Тверского региона выросла до 43 %.

Второй признак этого периода, позволяющий говорить о тенденции к модернизации - растущая производительность труда в промышленности за счет использования нового зарубежного оборудования и современных технологий, а также за счет возникновения новых предприятий, как правило, относящихся к категории средних. Оба этих признака характерны практически для всех российских регионов.

Особенностью развития именно Тверской области в эти годы стало ее окончательное вхождение в зону влияния Московской агломерации. Южные районы области стали частью московского земельного рынка и рынка загородного жилья. По той же причине с каждым годом нарастает капитализация рекреационного потенциала территории области, расширяется ее туристическо-рекреационный комплекс.

Тверская область стала также удобным местом для «выноса» из столицы некоторых сервисов новой потребительской экономики, что связано с развитием телекоммуникационных рынков, ритейла, банковского и страхового секторов. В Твери появились корпоративные контакт-центры крупных операторов телекоммуникационных рынков, банков и страховых компаний, сложился кластер компаний, поставляющих услуги контакт-центра по аутсорсингу. Тверь рассматривают как возможную площадку для размещения своих удаленных ресурсных центров крупные международные корпорации, выходящие на российский рынок (Nokia, Hewlett-Packard). Заинтересованная в приходе таких крупных «клиентов» территория должна, привлекая их, обеспечивать необходимые условия: энергично создавать рынок качественной деловой и коммерческой недвижимости, рынок жилья, кадровые агентства и структуры подготовки кадров для современных качественных услуг. Все эти процессы, дающие положительный эффект для региона, происходят не только по стихийным законам рынка, но и в силу целенаправленной политики повышения инвестиционной привлекательности региона.

В то же время агропромышленный комплекс области остается кризисной зоной, с трудом поддающейся новым положительным тенденциям. В отрасли, определявшей хозяйственную роль региона около 250 лет, производство льноволокна и площади под эту культуру за последние полвека сократились на порядок, при том, что доля Тверской области среди регионов-льнопроизводителей России остается почти на одном и том же уровне. Т.е. эти же процессы и в сходных пропорциях произошли во всех льносеющих областях РФ. Вопрос дальнейшего развития льноводства в стране и в области связан с ситуацией на мировом рынке этой продукции и с возможностями России вновь войти на равных в число крупнейших акторов этого рынка. Существующее де-факто сохранение отрасли на технологической платформе 50-60-летней давности делает перспективы льноводства проблематичными. При этом отрасль обладает значительным потенциалом импортозамещения и при проведении необходимой технологической и структурной модернизации может давать значительный экономический эффект. В настоящее время в качестве альтернативного пути региональной аграрной специализации в области используется мясо-молочное животноводство, продукция которого ориентирована на московский и санкт-петербургский рынки, а также для обеспечения все возрастающего непостоянного населения, проводящего в области летние месяцы.

Вступление в новый, более интенсивный и глубокий процесс модернизации неизбежно ставит вопрос о ресурсах для ее проведения. В Тверской области, где отсутствуют запасы ценных руд и углеводородов, главным ресурсом может являться только человеческий капитал территории, как основа инвестиционной привлекательности и возможностей развития бизнеса. Вспомогательными ресурсами выступают земельные ресурсы, возможности их использования под коммерческую застройку (жилую и промышленную), а также сочетание природных ландшафтов - рек, озер, лесов - со значительным культурно-историческим наследием, имеющим туристическое значение (свыше 1,5 тыс. памятников истории, около 3 тысяч архитектурных памятников), и наличием обширных экологически чистых природных массивов, пригодных для оздоровления, охоты, рыбалки, других видов активного отдыха.

На протяжении 1990-2000-х годов возрастала роль Тверской области как инфраструктурного коридора между двумя столицами. Во-первых, скорость железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом к концу 90-х сократилась до 6 часов. С пуском скоростного поезда «Сапсан» в 2010 г. скорость движения поездов возросла до 160-200 км. в час.

Во-вторых, с полной загрузкой работает автомагистраль «Россия», которая постоянно улучшается и оснащается новыми системами безопасности. Кроме того, по территории области проходит трасса Москва-Рига «Балтия». Несмотря на необходимость ее реконструкции, она остается второй по значению автомагистралью региона, по которой проходит мощный транзитный двухсторонний поток грузовых экспортно-импортных перевозок между балтийскими портами и московским регионом.

В-третьих, через территорию области пролегли новые важнейшие коридоры экспортных поставок углеводородов. К сооружениям советского времени (магистральные газопроводы в направлении Санкт-Петербурга и западных границ РФ) добавились участок магистрального газопровода «Ямал-Европа» и завершенная в 2006 г. Балтийская трубопроводная система, обеспечивающая танкерный экспорт нефти через новый терминал в порту Приморска. Планируется строительство второй очереди Балтийской трубопроводной системы.

Повышается и значимость региона как важнейшего элемента энергосистемы центральной части России. Тверская область - регион с энергетическим профицитом, который еще более возрос после введения в эксплуатацию третьего энергоблока Калининской АЭС (2005) и завершения модернизации Конаковской ГРЭС (2007). Ведется строительство четвертого блока АЭС.

Следующим толчком к реализации ресурсных преимуществ Тверской области станет ряд инфраструктурных проектов общероссийского значения. Это осуществление планируемого в настоящее время строительства новой скоростной платной автодороги (СПАД) между Москвой и Санкт-Петербургом, реализация в более отдаленной перспективе планов строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали - ВСМ (первые решения о необходимости создания в СССР такого современного вида железнодорожного транспорта были приняты еще в 1964 г., возвращены к жизни в начале 90-х, но тогда проект был «заморожен» т.к. предложенный вариант будущей трассы не прошел экологическую экспертизу; в настоящее время вопрос о строительстве ВСМ вновь разрабатывается проектировщиками с учетом высказанных замечаний). В свете этих проектов шансы области на осуществление модернизации не только экономики, но и всего социального комплекса, на превращение региона в привлекательную территорию как для инвесторов, так и для русскоязычных переселенцев из республик бывшего СССР, значительно повышаются.

Развитие современных информационных технологий также может способствовать превращению географического положения Тверской области между двумя российскими мегаполисами из минуса в плюс. Продолжавшийся много десятилетий (и наблюдающийся до настоящего времени) отток наиболее экономически активного населения может смениться движением в обратном направлении. Примеры аналогичных процессов известны за рубежом

- например крупнейшая городская агломерация на Атлантическом побережье США — т.н. «большое яблоко» — включает один мегаполис - Нью-Йорк, и окружающую зону малых и средних городов и поселков, жители которых избавлены от недостатков проживания в перенаселенном городе, но при этом имеют весь необходимый современному человеку набор удобств. В том числе возможность жить и работать в условиях более привлекательной малоэтаж-

ной застройки в непосредственной близости от природных ландшафтов. При этом контакт с ядром агломерации — с его деловыми, торговыми и культурными центрами — не превращается в проблему благодаря наличию скоростных дорог и развитого воздушного (вертолетного) сообщения.

По прогнозам, Москва и Санкт-Петербург в будущем будут развиваться в таком же ключе. Естественным «направлением движения» станет «освоение» территорий вокруг связывающего их транспортного коридора, значительная часть которого проходит по территории Тверской области. Этот коридор с модернизацией существующих средств наземного сообщения решит проблему транспортной доступности. А окружающие его районы Тверской области, имеющие серьезный туристический и рекреационный потенциал, явятся существенным дополнительно привлекающим моментом в формировании новой системы поселений с возможностями функционирования в них самых современных экономических объектов.

Задачей для регионального руководства является осуществление такого плана (сценария) модернизации региона, который интегрирует его в новую структуру экономики России прежде всего через укрепление многообразных связей с обеими столицами и включение в Большую московскую агломерацию. Уже в 2005 г. разработчики доклада Министерства регионального развития РФ «Стратегия регионального развития России» включили Тверскую область в число зон технологического трансферта. Основанием для этого послужили реально созданные руководством области инвестиционные возможности и заключение на тот момент ряда перспективных контрактов на строительство новых предприятий на территории области, а также протоколов о намерениях с солидными отечественными и зарубежными инвесторами.

Тверская область одна из первых в России пошла путем создания для потенциальных инвесторов промышленных площадок, подготовленных для быстрого развертывания новых производств, обеспеченных всей необходимой инфраструктурой и расположенных в районах с наличием трудовых ресурсов. Такое решение создает возможности для быстрого обновления хозяйства региона, появления в нем технологически передовых предприятий, тесно связанных с наиболее динамично развивающимися перспективными товарными рынками. На новых предприятиях, что существенно, работники получают более высокие заработки, чем на старых производствах. Конкуренция за рабочую силу подталкивает процессы технической модернизации старых производств, их развитие. В целом это благоприятно сказывается на социальном состоянии региона и делает его более привлекательным для трудовой миграции.

Включение Тверской области в Большую московскую агломерацию поднимет инвестиционную привлекательность региона на новую ступень, поскольку будет означать полноправное участие предприятий области, в первую очередь тех, что находятся или будут созданы в дальнейшем в непосредственной близости от транспортного коридора, на столичных рынках непосредственно, что дополнительно повысит статус всей области.

Поскольку процесс модернизации, все более охватывая страну, потребуется, чтобы агломерация начала развиваться как полицент-рическая структура (в противном случае темпы развития будут сокращаться, а количество проблем - возрастать). Закономерности такого развития подтверждаются опытом образования и существования многих городских агломераций в западных странах и Японии. Для всех них характерна многополюсная структура, которая позволяет снять наиболее острые проблемы крупных моногородов

- распределения транспортных потоков, гармонизации развития экономики, распределения по территориальному принципу имущественных различий домохозяйств.

Вот почему для Тверской области важно стать в рамках этой сложной агломерационной структуры самостоятельным центром. Такой вариант повышения статуса Тверской области возможен, если а) Тверь и регион в целом сумеют принять и закрепить за собой спектр новых функций (этот процесс уже фактически идет, но требует дополнительных усилий со стороны руководства региона), и, кроме того, б) если совместными усилиями власти, бизнеса и общества на территории, прилегающей к транспортному коридору и в зонах рекреационного назначения будут обеспечены новое качество жизни, а в целом по области - возможности функционирования и развития современной «умной», открытой и конкурентной экономики. В противном случае, если развитие агломерации пойдет все-таки в моноцентрическом режиме, территория Тверской

области будет использоваться только как вспомогательная для столичного ядра агломерации, как территория размещения производств, логистических центров и «третьих домов» жителей ядра (роль так называемого «хинтерланда»). Подобная роль не отвечает интересам региона и его жителей, поскольку при таком варианте развития событий Тверь и область «выпадают» из ряда наиболее активно модернизирующихся регионов страны. Этот вариант противоречит также стратегии модернизации, задаваемой для Российской Федерации в целом, поскольку при нем не может быть использован в полную силу потенциал города Твери и человеческий капитал Тверской области в рамках инновационной стратегии развития страны. Он также серьезно затруднит реализацию в полном объеме задач социального развития Российской Федерации, поставленных на общегосударственном уровне.

Таким образом, ключевыми для тактики действий региональных органов исполнительной власти Тверской области в рамках осуществления общенациональной стратегии модернизации должны стать следующие направления развития:

- закрепление за Тверью и регионом лидерских позиций на тех высокотехнологичных рынках, которые формируются в результате глобальных трендов развития экономики и технологий;

- формирование в регионе нового качества и образа жизни, отвечающего трендам комфорта и поведенческих стереотипов современного общества;

- повышения уровня и качества образовательных услуг (повышение качества человеческого капитала, которым будет располагать область);

- создание новых секторов экономики, построенных на знании, использующих новейшие технологии и в том числе - вовлекающих в оборот местные ресурсы и возможности.

Успех такой политики должен привести к эффективному использованию возможностей региона как для дальнейшего размещения на его территории современных производств и логистических центров, так и для превращения Тверской области в территорию для размещения информационных и деловых сервисов, максимального развития индустрии здоровья, туристических и рекреационных услуг, а также центров высшего образования. Именно этот «набор» с наибольшим эффектом может стать ядром конкурентоспособности Тверской области в рамках ЦФО и Федерации в целом. При таком варианте в течение второго десятилетия XXI века доля услуг и торговли в ВРП должна приблизиться к 55%.

Разумеется, реализации именно такого сценария развития, наиболее благоприятного для Тверской области и ее жителей, неизбежно будет сталкиваться с возможностями неблагоприятных внешних воздействий, а то и с прямым противодействием. Но новые вызовы, вытекающих из внешних для региона тенденций, могут и должны быть трансформированы в новые возможности развития, нивелируя при этом возникающие риски. С точки зрения инвестиций и мобилизации организационных возможностей органов исполнительной власти региона подобный сценарий явится более напряженным, чем другие, менее амбициозные варианты, не предполагающие осуществления «линейки» масштабных проектов и повышения роли и статуса Тверской области в Российской Федерации. Но зато он позволит существенно поднять уровень и качество жизни в регионе, широко используя в целях модернизации уникальные преимущества и ресурсы Тверской области.

К 2020 году динамичную структуру экономики Тверской области должны составлять:

- модернизированные традиционные сектора промышленности и переведенное на современные технологии сельское хозяйство;

- развитые секторы производства быстрообращающихся потребительских товаров (легкой и пищевой промышленности), транспортной логистики и аутсорсинга деловых сервисов, обслуживающих столичное ядро Большой московской агломерации;

- новые инновационные виды деятельности, связанные с рынками информационных технологий и информационного контента, индустрии здоровья, новой энергетики, ресурсной эффективности.

Наибольшим потенциалом для региона обладают такие сектора экономики, как индустрия оффшорного программирования, дата-центры, офисы удаленной техподдержки и колл-центры, производство web-контента, инжиниринг систем управления, логистические компании всех направлений деятельности, архитектура и дизайн городской и сельской среды, малые и средние инженерные, сервисные и производственные компании, разрабатывающие концепции «умного дома», энергоаудита и энергосервиса. Особую роль

следует в ближайшее время придать созданию на базе Тверской государственной медакадемии медицинского технопарка и стимулированию появления сети оздоровительных центров и клиник в благоприятных природно-климатических условиях Верхневолжья, обладающего к тому же значительными разведанными запасами полезных и ценных минеральных вод.

В качестве ведущих субъектов развития городов и региональной экономики должны будут выступать университеты и образовательные кластеры. Роль Твери как практически единоличного представителя урбанистической современной организации жизненного пространства должна быть в значительной мере поделена с рядом исторических городов Верхневолжья - Ржевом, Торжком и Кимрами, а также с новым современным урбанистическим пространством, которое появится в результате реализации проекта «Большое Завидово» — строительство суперсовременного жилого центра поблизости от автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, но при этом использующего природно-ландшафтный потенциал побережья Иваньковского водохранилища. На всей территории региона принципом должен стать системный и бережный подход к природноклиматическим комплексам и историко-культурному наследию. Наконец, должен быть осуществлен переход на новую технологическую платформу развития и управления инфраструктурой - прежде всего городской инфраструктурой и инфраструктурой энергетики.

Таким образом, Тверская область в настоящее время готова к реализации крупных современных проектов, чему способствует сложившийся за последние годы в целом положительный имидж региона, который открыт для инвесторов, в котором осуществляется успешное администрирование, а административные издержки снижены до минимума. В рейтинге десяти наиболее благоприятных для бизнеса и инвестирования регионов России, составленном экспертами Всемирного банка, Тверская область заняла второе место.

Литература:

1. Советский энциклопедический словарь. - 3-е изд. - М.,1984. -С.817

2. The Pocket Oxford Dictionary of Modern English. - Oxford, 1978. - P.562

3. Цапф В. Теория модернизации и различие путей общественного развития // Социс. 1998. №8. С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.