Научная статья на тему 'Меж двух столиц себя не потерять: социальноэкономический портрет и перспективы развития Тверской области'

Меж двух столиц себя не потерять: социальноэкономический портрет и перспективы развития Тверской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1913
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / TVER REGION / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / DEVELOPMENT PROSPECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чебанова Лидия Алексеевна, Сухинин Сергей Александрович

Дается комплексная характеристика и выявляются перспективы социальноэкономического развития Тверской области на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Between two capitals not to lose itself: social and economic portrait and prospects of development of Tver region

There the complex characteristic and prospects of social and economic development of Tver region at the present stage is given.

Текст научной работы на тему «Меж двух столиц себя не потерять: социальноэкономический портрет и перспективы развития Тверской области»

ЭКОНОМИКА И ОБЩЕСТВО

Л. А. Чебанова, С. А. Сухинин

МЕЖ ДВУХ СТОЛИЦ СЕБЯ НЕ ПОТЕРЯТЬ: СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Дается комплексная характеристика и выявляются перспективы социальноэкономического развития Тверской области на современном этапе.

There the complex characteristic and prospects of social and economic development of Tver region at the present stage is given.

Ключевые слова: Тверская область, социально-экономическое развитие, перспективы развития.

Key words: Tver region, social and economic development, development prospects.

Своеобразие региона и основные этапы его развития

Тверская область расположена на западной окраине России и является самым крупным по площади регионом в составе Центрального федерального округа (ЦФО), занимая территорию 84,2 тыс. кв.км. Находясь между Москвой и С.-Петербургом, она представляет собой транзитную территорию, связывающую Центр с северо-западными и северными регионами Европейской России, странами Балтии и Скандинавии. Особое географическое поло-

жение Тверской области относительно крупнейших политических и экономических центров России всегда определяли ее историческую роль и функции в архитектонике государства (рис. 1).

Тверская область относится к числу ста-роосвоенных территорий и является одним из ключевых исторических центров российской государственности. Основы хозяйства, системы расселения, производственной специализации Тверской области сформировались в ходе индустриализации XIX-XX вв., но опирались на наследие аграрного этапа развития региона предыдущих веков. Во времена Домосковской Руси Тверское княжество было одним из политических и торговых центров, конкурировавшим за политическое первенство. Вслед за взлетом политического влияния Твери, закончившимся во второй половине XV в., пришел период формирования централизованного Московского государства. С этого момента складывается парадигма развития территории Тверского края, в котором доминировал фактор близости к столице.

С момента создания империи и основания С.-Петербурга Тверской край приобрел

Рис. 1. Основные социальные и экономические вехи развития Тверской земли [2].

мощную транзитную функцию, актуальную до настоящего времени. Со временем трансформировалась лишь форма этой функции - начиная с Вышневолоцкого водного канала, построенного Петром I, затем уступившего место Николаевской железной дороге, и заканчивая проектами строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) и скоростной платной автодороги (СПАД) Москва - С.-Петербург. Развитие льноводства и первых мануфактур определило хозяйственную специализацию области и закрепило густую систему расселения, необходимую для массового возделывания льна. Уже в ХУШ в. лен приобрел значение стратегического экспортного товара, в некоторые периоды более значимого, чем хлеб и мех, благодаря чему хозяйственное значение Тверской области оставалось высоким. В первой половине XX в. сложились железнодорожное машиностроение и торфяная энергетика. Развитие экономики в послевоенное время (19501960-е гг.) характеризовалось диверсификацией структуры промышленного производства и появлением таких новых отраслей как химия,

полиграфия, строительные материалы, стекольное производство и производство электроаппаратуры [1; 2].

В силу растущих энергетических потребностей промышленности Центрального региона и развития технологий торфяная энергетика постепенно отходит на второй план, уступая место теплоэнергетике (строительство Конаковской ГРЭС в первой половине 1960-х гг.) и атомной энергетике (Калининская АЭС, вторая половина 1980-х гг.).

Демографическое сжатие пространства

Население Тверской области на 1 января 2010 г. составляло 1 млн. 360 тыс. чел.* Область является одним из наиболее пострадавших регионов вследствие оттока населения за последние 80 лет. Благодаря урбанизации (как внутриобластной, так и в Москве, С.-Петербурге, а затем Ленинграде и других центрах) и интенсивной индустриализации, пережившим пик в 1920-1930-е гг и продолжавшимся в послевоенное время, население Тверской области сократилось почти на 2 млн. чел. (с более чем 2,5 млн. чел. в начале XX в. до 1,3 млн. чел. в начале XXI в.).

* здесь и далее - официальные данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат)

Если естественная убыль населения в Тверской области фиксируется, начиная с середины 1960-х гг, то миграционный отток начался с 19451950-х гг., что еще более усугубило демографическую ситуацию. Таким образом, во второй половине ХХ в. (после "демографической ямы" 1945-1950 гг) прослеживается явная тенденция к сокращению численности постоянного населения Тверской области (рис. 2), при этом одновременно с количественным происходит качественное изменение состава населения - центры влияния (Москва и С. -Петербург) отттягива-

Высокий уровень естественной убыли населения Тверской области (в 2009 г - -8,9%о, по сравнению с -1,8% в среднем по России и -4,7% в среднем по ЦФО) обусловлен сверхвысокой смертностью населения (20%), прежде всего в трудоспособном возрасте - показатели смертности населения области, в том числе и в трудоспособном возрасте, в 1,4 раза превышают средние по ЦФО и РФ и занимает печальное третье место в стране. Уровень рождаемости (11,1%) в целом соответствует среднему по России и ЦФО, средняя ожидаемая продолжительность жизни на 2009 г. составила

ют наиболее квалифицированную и активную часть населения - прежде всего молодежь, что приводит к значительному старению населения (доля населения старше трудоспособного возраста в области составляет 25,7%, по сравнению с 21,6% в среднем по стране). В итоге, на протяжении всего XX в. Тверская область выступала донором человеческих ресурсов для растущих городов и промышленных центров. Регион продолжал терять население в силу оттока молодежи в города и за пределы региона, система расселения слабела.

65,3 лет, что ниже среднего по РФ и ЦФО показателей (68,7 и 69,4 лет соответственно). Миграция не компенсирует потери в численности населения: наибольший миграционный приток в регион фиксировался в начале-середине 1990х гг., за счет возвратной миграции из стран СНГ и переселенцев с Севера. Далее миграционная привлекательность региона стремительно снижается, в 2000-2001 гг. миграционное сальдо становится вновь отрицательным и начинает расти с 2003 г., прежде всего за счет миграционных потоков из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркменистана, Армении, Азербай-

Рис. 2. Демографические процессы в Тверской области в 1990-2000-е гг. и за последние 150 лет [2].

джана, Украины и Молдовы. По состоянию на 2009 г. сальдо миграции по Тверской области составляло 22%, при этом сальдо межрегиональной миграции являлось отрицательным и составляло -22,5%.

В итоге, естественная убыль населения, отрицательное сальдо межрегиональной миграции, долгосрочный тренд оттока населения из Тверской области в Петербургскую и Московскую агломерации негативно сказываются на социально-экономическом развитии региона в целом и являются одним из наиболее значимых факторов, тормозящих активный экономический рост.

Упадок сельского хозяйства, в особенности льноводства, характеризующегося высокой трудоемкостью, привел к высвобождению трудоспособного населения в периферийных районах с большой долей сельского населения и миграционному оттоку людей в направлении Твери, Торжка, Ржева, Конаковского и Кимрс-

кого района, а также за пределы области. Привлекательность Твери и других центров притяжения обусловлена в т.ч. и тем, что новые рабочие места создаются именно в этом ареале. Средняя плотность населения в Тверской области одна из самых низких в ЦФО - 16,3 чел./ кв. км (для ЦФО - 57 чел./кв. км), хотя регион относится к зоне комфортных для жизни и отдыха климатических условий.

Тверская область относится к среднеурбанизированным регионам Российской Федерации. Доля городского населения на 1 января 2010 г. составляла 74,5% (+3,2% по сравнению с уровнем 1990 г.). Система расселения характеризуется моноцентричностью (около 30,1% всего населения и около 41,4% городского населения области проживает в г. Тверь) с наличием крупного расселенческого центра -г. Тверь и сети мелких подцентров, связанных между собой капиллярной сетью дорог (около 15,3% всего и 20,6% городского населения об-

Рис. 3. Трансформация системы расселения Тверской области [2].

ласти проживает в крупных городах: Ржев, Вышний Волочек, Кимры, Торжок), ориентированных на главный центр расселения области, а также на Московскую агломерацию [1].

Всего Тверская область включает в себя 51 (23 города и 28 поселков городского типа) городское и 318 сельских поселений. В Тверской области стремительно разрушается сложившаяся сельская система расселения, что обусловлено сменой экономической функции региона и сворачиванием сельского хозяйства, как в общественном, так и в частном секторе, а также массовым оттоком населения в индустриальные центры. Только горожане-дачники (агрорекреанты) продолжают активную сезонную сельскохозяйственную деятельность в сельских поселениях, в том числе в пустующих деревнях.

Для области характерны высокая степень концентрации населения в обращенной к Москве юго-восточной части и в полосе вдоль федеральной трассы Москва - С.-Петербург, а также наличие большого количества пустующих (либо сезонно обитаемых сел и деревень). В среднесрочной перспективе столица региона и локальная тверская система расселения могут рассматриваться как крупный городской центр в рамках Большой Московской агломерации. В этом случае привлекательность Твери для внешних мигрантов резко возрастет. Это приведет к росту численности населения и увеличению нагрузки на основные инженерные и социальные инфраструктуры.

В 2000-е гг. существенным изменениям подвергся рынок труда Тверской области. С одной стороны они были вызваны феноменом массовизации высшего образования, а с другой стороны - дисбалансом спроса и предложения трудовых ресурсов низкой и средней квалификации. Численность студентов вузов в 2009 г составила 44 тыс., увеличившись по сравнению с 2000 г. на 17 тыс. и более чем в 2 раза больше по сравнению с 1990 г., что укладывается в общенациональный феномен массови-зации высшего образования. В результате, доля работников с высшим профессиональным образованием выросла с 12,7% в 1992 г. до 19,9% в 2009 г., а число работающих "не по специальности" сотрудников - расширилось. Основную роль играли семьи, стимулировавшие детей к получению высшего образования, символизи-

ровавшего успех и большие возможности, а также крупнейшие вузы - Тверской государственный университет, Тверской государственный технический университет и Государственная медицинская академия - резко повысившие доступность высшего образования и собственные образовательные возможности [2].

В результате, в короткий промежуток времени в Тверской области, преимущественно в городе Твери, сформировался широкий класс молодых специалистов с высокой квалификацией (особенно по инженерно-техническим и медицинским специальностям), требованиями к среде проживания, новым для старопромышленного уклада образом жизни и высокой профессиональной и пространственной мобильностью. Однако, наиболее талантливые молодые тверичи - выпускники вузов, не находя необходимых условий и перспектив самореализации, покидают малую родину, включаясь в рынки труда Москвы и, в меньшей степени, С.-Петербурга.

Дисбаланс на рынке труда низкой и средней квалификации стал следствием двух разнонаправленных процессов: с одной стороны, в результате упадка сельского хозяйства и старой промышленности высвободились значительные массы людей низкой и средней квалификации. С другой стороны, в обновляющемся производственном секторе и расширяющемся секторе "простых" платных услуг создавалось относительно большое количество рабочих мест. Компании, модернизирующие производства и бизнес-процессы, открывающие новые заводы или офисы, включаясь в принципиально новую деятельность (например, логистику, секторы деловых услуг, ритейл и прочее), выдвинули запросы на относительно недорогие трудовые ресурсы, но с современными квалификациями - навыками работы с автоматизированными производственными линиями, современной оргтехникой, начальные коммуникативные навыки.

Кризис системы начального и среднеспециального профессионального образования не позволил безболезненно преодолеть диспропорции, обеспечив быстрое и эффективное переобучение. Результатом диспропорций стала парадоксальная ситуация формального избытка трудовых ресурсов и реального дефицита кадров под создаваемые рабочие места.

Пространственная структура рынка труда также изменяется, стимулируя долгосрочные изменения в системе расселения. Новые рабочие места в 2000-е гг. создавались преимущественно в зоне инвестиционного подъема - вдоль транспортного коридора Москва - С.-Петербург до Торжка - и в городе Твери, ставшем основным центром становления сектора услуг.

Ухудшающаяся половозрастная структура населения, даже в условиях "слома" нисходящего демографического тренда в среднесрочной перспективе, будет создавать дополнительную нагрузку на бюджет региона. Уже сегодня коэффициент демографической нагрузки в области составляет 676, по сравнению с 624 чел. по ЦФО и 606 в среднем по России; особенно высок это показатель для населения старше трудоспособного возраста - в области он равен 430, в ЦФО - 398, а по РФ в целом - 347.

Современные особенности социальноэкономического развития Тверской области

В XXI в. Тверская область вступила как индустриально развитый старопромышленный регион, экономика которого начиная с 2003-2004 гг. переживает модернизацию производственного сектора, появляются новые сектора и предприятия, опережающим образом развивается сектор услуг. Основу хозяйственной специализации Тверской области традиционно составляли промышленный сектор и сельское хозяйство. Специализация по отдельным видам промышленного производства была обусловлена политикой размещения производительных сил, реализуемой СССР, и экономико-географическим положением. Так, пищевая промышленность получила развитие благодаря близости к Москве и С.-Петербургу и традиционно развитому сельскому хозяйству, в то время как Тверской вагоностроительный завод - крупнейшее предприятие на территории России, специализирующееся на производстве пассажирских вагонов дальнего следования, создано более ста лет назад в период зарождения отрасли транспортного машиностроения в России и усилено превращено во флагман отрасли в советский период. Экономический спад 1990-х гг. был, прежде всего, обусловлен коллапсом традиционных связей тверских предприятий с потребителями и поставщиками, сложившихся в рамках плановой экономической системы.

Многие существовавшие промышленные и сельскохозяйственные предприятия не смогли эффективно работать в рыночных условиях и их производственная активность сошла на нет. Другие к 2000-м гг. выжили и восстановили позиции на рынках главным образом за счет интеграции в крупные холдинги и корпорации, например: ОАО "Тверской вагоностроительный завод" вошел в "Трансмашхолдинг", имеющий ОАО РЖД в составе акционеров; Группа ГАЗ (Базовый элемент) приобрела ОАО "Тверской экскаватор"; а Группа "Бородино" - "Конаковский завод механического инструмента". Ведущие предприятия энергетики - Конаковская ГРЭС и Калининская АЭС - также оказались интегрированы в крупные корпорации ОАО "Энел ОГК-5" и ГК "Росатом" соответственно. Такие предприятия восстановили объемы выпуска в годы экономического бума, провели модернизацию основных фондов, зачастую сопряженную с изменением требований к квалификации сотрудников и оптимизацией числа занятых, а также приступили к созданию новых видов продукции и внедрению новых технологий [3].

Показательным в этом отношении является пример Конаковской ГРЭС. Она является производственным филиалом ОАО "Энел ОГК-5" - первой компании, выделенной в ходе реформы электроэнергетики из состава РАО "ЕЭС России" в 2007 г. и осуществившей IPO, привлекшей иностранные инвестиции (доля итальянской компании Enel в уставном капитале составляет 55,86%) в модернизацию технологического оборудования и реструктуризацию производства. В качестве основных направлений начавшегося в 2004 г. техперевоо-ружения были определены модернизация энергоблоков первой очереди для продления их индивидуального ресурса на 15-20 лет и реконструкция энергоблоков второй очереди с использованием технологий парогазовых установок, внедрение автоматизированной информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии и управления технологическими процессами, регулирования частоты и мощности и автоматического управления горелками на энергоблоках. Станция сократила расход топлива (примерно на 650 млн. куб. м в год), увеличила КПД (по 22,5% в расчете на каждый энергоблок), сокра-

тила объемы выбросов и стоков, снизила во-допотребление, на 60 МВт увеличилась установленная мощность ГРЭС за счет модернизации трех энергоблоков. За период 2003-2008 гг. выработка электроэнергии на станции выросла в 1,26 раза, тепла сократилась в 1,22 раза. Всего за период 2002-2008 гг. на техперевоору-жение Конаковской ГРЭС было направлено около 2,7 млрд. руб. [2].

Модернизация и превращение унаследованных производств в относительно современные процессинговые центры крупных успешных корпораций способствовало удержанию

сложившейся специализации, отраслевой и пространственной структуры хозяйства Тверской области. Однако под воздействием мощных внешних факторов - таких как развитие "форматной" торговли и рынков потребительских товаров в Москве и С. -Петербурге в начале 2000-х гг., расширение зоны влияния Москвы и формирование агломерации, национальный экономический подъем (рост благосостояния россиян и подъем в строительном секторе) и появление новых секторов высокотехнологичных услуг - структурные изменения были неизбежны (рис. 4).

Рис. 4. Новые инвестиции в промышленном секторе и транспортной логистике [2].

На территории Тверской области, удачно расположенной на границе Московского региона и на транспортно-коммуникационной связке "двух столиц", появилось большое число новых предприятий, связанных с поставками и обслуживанием московских рынков. Крупнейшими проектами являются комплекс предприятий деревянного сборного домостроения СТОД, завод керамического кирпича компании Тверская керамика, производство стеклохолста компании Ahlstrem, типографский комплекс Парето-Принт, офисно-складской комплекс Логопартс, логистические центры интернет-магазина OZON и почтовой компании PromoPost, производство сайдинга TECO и др.

Заявлено строительство производства смазочных масел Shell-нефть, завод OSB-плиты компании СТОД, производство полимерных волокон ГЕОТЕКС, производство упаковки Омни-пак и прочие проекты. Новые предприятия сконцентрированы вдоль международного транспортного коридора (МТК №9) - трассы М-10 , преимущественно в Твери, Конаковском и Торжокском районах. Для размещения новых проектов в Тверской области работает 3 и открывается еще 3 современных промышленных парка [1; 2].

Большое число новых производств, характеризующихся использованием современного зарубежного технологического оборудо-

вания и высокой автоматизацией, вместе с модернизацией унаследованных промышленных активов, обеспечило основной вклад в рост производительности труда в экономике Тверс-

Расширение географической зоны влияния Московской агломерации во второй половине 2000-х гг привело к тому, что приграничные с Московской областью районы Тверского региона попали в зону регулярных посещений москвичей, а рынок земли, HORECA (с англ: hotels, restaurants and catering - отели, рестораны, заведения общепита) и загородного жилья был включен в московский рынок (рис. 6). Этому способствовало наличие уникальных природно-рекреационных объектов (прежде всего, Иваньковское водохранилище, леса Верхневолжья, озеро Селигер), богатая история и наличие развитой транспортной инфраструктуры в направлении Москвы. Результатом стала капитализация природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала территории, расширение девелопмента и туристическо-рекреационного комплекса, в частности: развитие Комплекса отдыха "Завидово"; развертывание сети поселков загородного жилья в Конаковском районе; запуск масштабного девелоперского проекта "Большое Завидово" и прочие [2].

Следствием развития новой потребительской экономики Москвы и модернизации и расширения телекоммуникационных рынков, ритейла, банковского и страхового секторов стало постепенное вынесение некоторых "сервисов", таких как кол-центры (контакт-центры), программирование, ресурсные и дата-центры, на аутсорсинг в т.ч. в город Тверь. В Твери уже

кой области. Следуя общей для России тенденции, экономика Тверской области к концу 2000х гг. нарастила долю сектора услуг и торговли до 57,6% в объеме ВРП в 2008 г (рис. 5).

размещены корпоративные контакт-центры

"Билайн", МТС, страховой компании "Ренессанс Страхование", интернет-магазина OZON, банка "Русфинанс" и др., а также сложился мощный кластер компаний, поставляющих услуги контакт-центра по аутсорсингу - СДК (торговая марка "Телеконтакт"), Direct Star (ныне Teleperfomance), "Аудиотеле". Возможности размещения своих ресурсных центров в Твери изучают крупные международные корпорации, такие как Accenture, Nokia и Hewlett-Packard. Удаленные ресурсные центры представляют собой новый вид деятельности не только для Твери, но и для России в целом [2].

Несмотря на то, что Тверская область может претендовать на то, чтобы стать главной площадкой для размещения таких современных и высокотехнологичных "сервисных" функций, этому будет препятствовать целый ряд серьезных ограничений, среди которых:

- несфокусированность рынка труда на подготовке кадров, необходимых для полномасштабного выполнения новых функций, выделяемых из Московской агломерации;

- недостаток офисных площадей - для размещения 25-30 тыс. офисных работников потребуется не менее 250-300 тыс. кв. м офисных площадей, причем они должны быть современными (специализированные офисные здания с открытой планировкой и оснащенные необходимыми инфраструктурами, в т.ч. телекоммуникациями), принадлежать и/или нахо-

структура ВРП:

31.3%

2007

42.9%

промышленность Ц торговля и услуги

сельское хозяйство Li прочее

структура занятости в обр. пром.: 17.4%

10.6%

51.0%

12.5%

18.4% 18.4%

IÍ 14.9%

33.4% ■

Ï 20.8%

2.7%

2000

2007

лесная и целлюлозо-бумажная | I Ц прочее машиностроение

ж/д машиностроение, Ц Ц прочие традиц. отрасли

производство электро, электронных

и опт. приборов Щ прочие обрабат. производства

структура расходов д/х:

30.8%

продовольственные покупка алкоголя

товары

■ Щ оплата услуг тиары Ц питание вне дом.

Рис. 5. Структурные изменения в экономике Тверской области [2].

Рис. 6. Зоны и границы влияния Московской агломерации [2].

диться в профессиональном управлении, а значительная их часть - сдаваться в аренду;

- неразвитость рынка жилой недвижимости: объем ежегодного ввода жилья в Твери, его качество и отсутствие на рынке крупных риэлторских фирм, готовых к сотрудничеству с крупными корпорациями, не позволяет быстро и эффективно решить вопросы размещения персонала аутсорсинговых компаний;

- условия и разнообразие жизни в г Твери не отвечает стандартам, предъявляемым к современному городу.

Современное экономическое развитие Тверской области характеризуется кризисом сельского хозяйства и сельских поселений, связанный упадком важнейшего сектора - льноводства, устаревшей технологической платформой (фактически, начала ХХ в.) во всех отраслях сельского хозяйства, и проблем с построением новых каналов продаж и включением в цепочки поставок на рынки Москвы, С.-Петербурга и других крупных городов через систему торговых сетей. Занятость в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве сократилась с 114,34 тыс. чел. в 1998 г (18% от общей занятости) до 68,8 тыс. чел. (11,5% от общей занятости).

Льноводческая специализация Тверской области складывалась в периоды благоприятной конъюнктуры на внешних рынках. В начале ХХ в. территории, преимущественно входящие сегодня в Тверскую область, а именно

район Ржевско-Зубцовско-Сычевский с окружающими уездами и Бежецко-Кашинско-Уг-личский район, становятся основным и крупнейшим в России льноводным массивом. В 1950-1960-е гг Калининская область была самым значимым из 7 крупнейших льноводческих регионов страны. В настоящее время в Тверской области насчитывается около 20 льноперерабатывающих предприятий. Большинство из них находятся в кризисе, поскольку они были ориентированы на значительно большие объемы сырья. Масштабное возрождение отрасли и возвращение к историческим максимумам не стоит на повестке дня в среднесрочной перспективе. Ежегодный объем поддерживающего субсидирования льноводства составляет порядка 30-35 млн. руб. Один из успешных инвестпроектов в льноводстве последних лет - ООО "Магрико-Бежецк" (2006 г), вошедшее в московскую холдинговую компанию MAGGRICOM (Тверская, Костромская и Нижегородская области). Проект предполагает создание агротехнопарка нечерноземной зоны. В составе производственного комплекса на базе льнозавода в пос. Красный Холм вводится несколько производственных модулей. Объем инвестиций на первоначальном этапе 377,6 млн. руб. Другие значимые для региона льноперерабатывающие предприятия - ЗАО "Вышневолоцкий льнозавод", ООО "Северный лен-Старица". Бежецкий район области остается крупнейшим производителем льноволок-

на (1,4 тыс. т в 2007 г.), за ним следуют Стариц-кий и Торжокский (0,96 и 0,93 тыс. т соответственно в 2007 г.). В 19 из 36 районов области выращивается лен [2; 3].

Наиболее перспективным сектором АПК в Тверской области является молочно-мясное животноводство - регион занимает третье место по производству молока и мяса в ЦФО. Среди крупнейших производителей - межрегиональный холдинг Агропромкомплектация, с 1998 г, осуществляющий экспансию в регионе на базе предприятий в Твери и в Конаковском районе. Племзавод "Заволжское", ОАО "Птицефабрика Верхневолжская" и Вышневолоцкий мясокомбинат в последние годы входили в рейтинг крупнейших сельскохозяйственных предприятий России АГРО-300.

Высокий потенциал имеют рыбоводство

- лидерами являются Конаковский завод товарного осетроводства и колхоз "Восход" (разведение карповых, Калининский район) - и выращивание рапса и других культур для производства био-дизеля.

Для Тверской области характерен высокий уровень оснащенности основными инженерными инфраструктурами, развернутыми преимущественно в створе основных транзитных коридоров и в границах основной городской системы, и мощная внешняя транзитная и энергетическая функция. В 1990-2000-е гг. роль Тверской области как инфраструктурного коридора только возрастала.

Автодорожная сеть области - более 16 тыс. км (93,2% из которых - с твердым покрытием - 179 км на 1000 кв. км территории, в то время как аналогичный показатель по России составляет 31 км, по ЦФО - 179). 32 районных центра из 36 соединены между собой железнодорожной линией. На территории области расположены такие крупные железнодорожные узлы как Бологое, Ржев и Сонково. Эксплуатационная длина железнодорожных путей составляет 1800 км. Протяженность внутренних судоходных путей составляет 384 км. Из 36 районов области газифицировано 16. Уровень газификации в регионе составляет 52%, в том числе в городах и поселках 69%, в сельской местности 18% (средний показатель газификации по ЦФО - около 82,3%). Основная часть расположена на р. Волга, ее притоках и оз. Селигер. Имеется два аэропорта - Змеево и Ми-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

галово. Первый способен принимать и отправлять вертолеты всех типов, а также самолеты малой авиации. Второй принимает Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ил-76 и используется Министерством обороны, МЧС и ГТК "Россия" для перевозки официальных лиц и делегаций [1].

Железнодорожный а автомобильный транзит по направлению Москва - С.-Петербург обеспечивается благодаря Европейскому транспортному коридору №9, включающему железнодорожный маршрут С.-Петербург -Тверь - Москва и автомагистраль "Россия" Москва - С.-Петербург (М-10). В конце1990-х гг. продолжительность путешествия Москва -С.-Петербург сократилась до 6 часов и появились вечерние скоростные поезда. Трасса постоянно модернизируется и уже в 2010 г. скорость движения поездов доведена до 160-200 км/час. Автомагистраль также постоянно улучшается и оборудуется новыми системами безопасности. Трасса Москва - Рига "Балтия" является второй по значению автодорогой региона - она обеспечивает преимущественно грузовые экспортно-импортные перевозки, связывающие московский регион с портами Латвии и Литвы [2].

Новые важнейшие коридоры экспортных поставок углеводородов пролегли по территории области - к построенным в советские годы магистральным газопроводам в направлении Санкт-Петербурга добавился участок системы магистрального газопровода "Ямал-Европа" мощностью 33 млрд. куб. м. В 2000-2006 гг. была построена и выведена на полную мощность (74 млн. т) Балтийская трубопроводная система (БТС), обеспечивающая экспорт нефти морем через новых российский терминал в Приморске. Запланировано расширение системы МНП за счет строительства БТС-2 (рис. 7).

Значимость Тверской области как важнейшего элемента энергосистемы центральной части России постоянно повышается. Тверская область традиционно относится к числу регионов с энергетическим профицитом, т.к. основу энергетики составляют Конаковская ГРЭС (2,4 ГВт) и Калининская АЭС. В 2005 г в промышленную эксплуатацию был сдан третий энергоблок КАЭС, а Конаковская ГРЭС в 2006-2007 гг. прошла модернизацию. Ведется строительство четвертого энергоблока КАЭС и изучаются возможности строительства Тверской АЭС.

Внутренняя социально-экономическая дифференциация

Несмотря на высокие темпы роста и качество инвестиций в Тверскую область по сравнению с другими регионами Центрального федерального округа в целом, практически по всем ключевым параметрам (ВРП на душу населения, темпы роста ВРП, уровень доходов и объем инвестиций на душу населения, промышленное производство на душу населения и проч.) наблюдается отставание области от Московского региона. Это процесс носит устойчивый характер и связан с закреплением за Тверской областью статуса периферийной относительно Московской агломерации территорией (хотя и одной из самых перспективных благодаря своему экономико-географическому положению, историческому наследию и природно-рекреационным комплексам).

Одновременно, динамика и качество процессов развития экономики в г.Твери и районах, попадающих в зону непосредственного влияния Москвы, и на остальных территориях сильно различаются. Традиционно сельские районы с развитым льноводческим комплексом, постепенно деградируют в экономическом отношении, что сопровождается оттоком населения в крупные города. Слабость городской системы региона (отсутствие городов-стотысячников и один город с населением свыше 50 тыс. - Ржев) не позволяет обеспечивать устойчивость рас-

селенческого каркаса. В результате, рынки труда сельских районов и райцентров очень ограниченны и, в большинстве случаев, не позволяют разместить масштабные и даже средние современные промышленные производства. В результате наблюдается высокая инвестиционная активность компаний (в том числе новых для региона, в том числе иностранных) в г. Твери и одном из наиболее густонаселенных Конаковском районе и трудности с привлечением инвесторов на другие территории.

Таким образом, неравномерность экономического роста в ЦФО и в самой области ставит Тверской регион перед вызовами:

1) закрепления за территорией статуса периферии (т.е. хинтерланда) относительно Москвы и ее городской агломерации с вытекающими из этого ограничениями в части функций и проектов, на которые регион в целом может претендовать;

2) снижения уровня освоенности территории, "омертвления" значительных ресурсов развития и нарастания проблем социального характера - социальная устойчивость будет нарушаться на деградирующих территориях, а уровень социальной нагрузки на бюджет - нарастать. Использование территории буде носить неоптимальный характер.

В Тверской области традиционно были сосредоточены производства, которые

Рис. 7. Тверская область как часть федеральных инфраструктурных коридоров [2].

предъявляли достаточно специфичные требования к навыкам и умениям рабочих (льноводство, фарфорово-стекольная промышленность, легкая промышленность и др.). В результате кризиса начального и среднего профобразования в 1990-х гг., а также закрытия большинства вышеуказанных производств, сложилась ситуация, при которой высвобождавшиеся работники этих отраслей не смогли быстро и относительно безболезненно переквалифицироваться и "встроиться" в другие (растущие) сегменты рынка труда.

Одновременно наступило действие второго негативного фактора - близость Московской агломерации: в условиях невозможности быстро найти работу и обеспечить необходимый доход в Тверской области, большинство работников предпочло уехать в столицу, либо в С.-Петербург - в регионы, чей широкий рынок труда был в состоянии поглотить прибывающую рабочую силу, не требуя ее переквалификации. Таким образом, наблюдалась высокая пространственная мобильность при одновременной низкой квалификации. Похожая ситуация складывается и с выпускниками вузов за тем исключением, что квалификационная мобильность осуществляется в форме "работы не по специальности", а переезд в Москву или С.-Петербург осуществляется чаще без смены квалификации.

Перспективы и стратегии развития

Пространство между Москвой и С.-Петербургом продолжает сжиматься - формирующееся единое, самое крупное экономическое пространство, объединенное рынками труда, недвижимости, потребления и смыслов, а также представлениями о комфортнее и качестве жизни. Для Твери все более очевидным становится риск "исключения" из этого пространства.

Ожидается резкое "сжатие" расстояния между Москвой и С.-Петербургом благодаря реализации двух транспортных проектов.

Между Москвой и С.-Петербургом будут построены новая скоростная платная автомагистраль (СПАД), по которой будет возможно движение со скоростью, превышающей ныне установленный предельный скоростной режим, и высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ), обеспечивающая движение поездов со скоростью до 350 км/час. Технологическая платформа МТК №9 будет полнос-

тью обновлена, что создает для Тверской области и ее центра новые возможности реализации потенциала выгодного экономико-географического положения [1].

В тоже время развитие МТК №9 закладывает существенные риски, связанные с возможной "исключенностью" отдельных территорий и возникновением новых мощных предпосылок для корректировки системы расселения и функционального использования территории. Наличие или отсутствие регулярной остановки поездов ВСМ в Твери определит "близость" или даже интеграцию экономического центра области в быстро сливающееся социальное, культурное, информационное и экономическое пространство Москва - С.-Петербург. ОАО РЖД приняло обязательства обеспечить регулярную остановку поездов ВСМ в Твери [2].

Мощное авиасообщение между двумя городами, где помимо обычных авиаперевозчиков уже начали работать авиакомпании "ло-укостеры", такие как Sky Express, и скоростные сидячие поезда ("Невский экспресс", ЭР-200 и "Аврора"), обеспечивающие доставку пассажиров из центра в центр за 4,5 часа, уже позволили перейти к исчислению расстояния между двумя столицами в часах, а не в километрах. Поезда ВСМ доставят пассажира из С.-Петербурга в Москву за 2,5 часа, т.е. единицей измерения станут минуты.

Сформировались единые для двух столиц стандарты потребления и качества жизни. Рынок двух городов буквально пронизан брендами и сетями одних и тех же компаний-лидеров, например: Кофе-Хауз, Шоколадница и Coffee Shop, Рив Гош и Л'Этуаль, Карусель и Ашан, М-Видео и Эльдорадо, OZON и DHL, рестораны Ginza Project и McDonalds проч. Сопоставимый уровень цен на недвижимость, как жилую, так и коммерческую, офисную и производственно-логистическую, и ее классификация на основе единых стандартов, поддерживаемых крупными консультантами Jones Lang LaSalle, Knight Frank и Colliers, свидетельствует о высокой степени интеграции рынка недвижимых активов и едином пространстве обеспечения их ликвидности и наполнения капиталами. Единое пространство общения формируется уже не только (и не столько) сетями мобильной телефонии компаний МТС, Билайн, Мегафон и СкайЛинк, но также быстро уплотняющимися сетя-

ми точек и зон беспроводного доступа в интернет WiFi и 4G доступом к интернету в рамках технологии WiMAX, возможным в любой точке Москвы, С.-Петербурга и их пригородов благодаря развитию проекта Yota [2].

Единый рынок труда в "верхнем" сегменте. Процесс перемещения штаб-квартир и ключевых государственных учреждений из однонаправленного (в пользу Москвы) постепенно превратился в двухсторонний - в С-Петербурге перерегистрировались банк ВТБ, компании Газпром-Нефть, Русский стандарт, Трансаэро, переведен Конституционный суд РФ. Строительство новой глобальной штаб-квартиры Газпрома (Охта-Центр) является символом интеграции рынков труда, по крайней мере в сегментах гуру, управленческого персонала, сотрудников офисов и специалистов-носителей уникальных компетенций. Уже в 2007 г. средний ежесуточный поток пассажиров по линии Москва - С.-Петербург превышал 25,2 тыс. чел. (9,2 млн. за год) - фактически, речь идет исключительно о деловых поездках и туристах.

Близкое к Москве и на пути в С.-Петербург расположение Тверской области обеспечивает предприятиям, разместившимся на ее территории - доступ к двум крупнейшим и наиболее развитым потребительским рынкам в РФ и включенность в процессы развития Московской агломерации - большой высоколиквидный и капитализированный рынок земли и недвижимости, рекреационных услуг, труда, перемещение части функций и размещение производств и видов деятельности. Экономико-географическое положение и потенциал развития МТК .№9 определяют возможности капитализации природно-рекреационного и культурноисторического потенциала Тверской области, ее земельных ресурсов и человеческого потенциала, а также поселений, как мест удобного размещения предприятий. В то же время, город Тверь в настоящее время выпадает из темпа интеграции экономического пространства Москвы и С.-Петербурга. Однако близость к Москве (без сомнения, более мощному полюсу), обязательства ОАО РЖД сделать в Твери остановку ВСМ и то, что на первом этапе развития СПАД свяжет Москву с Большим Завидово и Тверью, обеспечивает Тверской области новые шансы включиться в этот быстро складывающийся основной и наиболее развитый экономический и культурный "архипелаг" стра-

ны. СПАД будет строиться в соответствие с последними достижениями индустрии. Следствием ее технических параметров для Тверской и Новгородской областей станут следующие проблемы:

1) фактическое "разрезание" территорий регионов на две части, сообщение между которыми будет затруднено и сможет проходить лишь по малочисленным автомобильным развязкам и пешеходным переходам над трассой;

2) выгоды для экономического развития прилегающих территорий будут крайне неравномерными. Они напрямую связаны с наличием или отсутствием в непосредственной близости съездов/заездов с трассы (а их число ограничено по проекту -20 на территории Тверской области).

Тверская область обладает ограниченной минерально-сырьевой базой. В ее основе лежат крупные запасы торфа и строительные материалы (строительным пескам, карбонатным породам для различного использования и кирпичным глинам). Имеются значительные лесные ресурсы (средняя лесистость - 54%; лесной фонд 751 млн. куб.м), однако большая часть лесов имеет водоохранное, средоформирующее, средозащитное, санитарно-гигиеническое и рекреационное значение, что существенным образом ограничивает возможности их промышленного использования.

В связи с этим, наиболее важными компонентами ресурсного потенциала Тверской области являются:

1) человеческий капитал территории, как основа инвестиционной привлекательности и возможностей развития бизнеса в регионе;

2) земельные ресурсы в разрезе их возможного использования под жилую, промышленную и иную коммерческую застройку;

3) природа и ландшафты, главным образом сочетание лесов и системы рек и озер, и культурно-историческое наследие, выступающие в качестве основы рекреационного и туристического потенциала региона.

Все три составляющие подвергаются существенной переоценки - в сторону повышения значимости - по мере роста влияния московской агломерации, поскольку все больше вовлекаются в оборот мощных рынков труда, земли, недвижимости, отдыха и развлечений Москвы.

В Тверской области выделяются следующие районы, потенциально привлекательные

для развития туризма: в первую очередь бассейн озера Селигер и Валдайская возвышенность (Осташковский, Пеновский и Селижаровский районы), бассейн Волги (Кашинский, Калязин-ский районы), во-вторых, зоны с созданными искусственно природными объектами такие, как Конаковский район с Иваньковским водохранилищем (или Московским морем), Весье-гонский район, примыкающий к Рыбинскому водохранилищу, площадью 4 580 кв. км., - самому большому искусственному озеру в мире, Кашинский район (Угличское водохранилище), Вышневолоцкой район (Вышневолоцкое водохранилище). Старицкий район может быть интересен для туристов "Старицкими катакомбами" - пещерами, образовавшимися после добычи известняка, который использовался для строительства всех окрестных древнерусских городов. Естественные карстовые пещеры расположены в западной части области - на Валдайской возвышенности (Отсашковский, Пено-вский, Селижаровский районы) [1; 2].

Кроме уникальных природных объектов, Тверская область имеет богатое историко-культурное наследие, включающее более чем 5 тыс. памятников археологии, около 1,5 тыс. памятников истории и 3 тыс. памятников архитектуры. Четырнадцать городов области имеют статус "памятник градостроительства", однако историческая часть внесенного в этот список города Весьегонска была полностью затоплена при создании Рыбинского водохранилища. Наиболее привлекательными для культурного туризма являются Старицкий, Торжокский и Калининский районы - зоны, с наибольшей плотностью историко-культурных памятников таких, как Свято-успенский Старицкий монастырь, Борисово-Глебский Новоторжский монастырь, города-архитектурные памятники Торжок, Старица и Тверь, многочисленные усадебные комплексы - места проживания русского дворянства. Административные центры

Кашинского и Калязинского районов входят в экскурсионный маршрут "Золотое кольцо России". Вышневолоцкой район является столицей водной системы - каналы, мосты, набережные, шлюзы и другие элементы системы, датируемые начиная с XVII в., представляют собой памятник инженерному искусству петровского периода. В Осташковском районе на острове на озере Селигер находится Нило-столбенс-кая пустынь - мужской монастырь XV в. [1].

По сумме факторов, способствующих развитию туристской отрасли (обеспеченность дорогами, плотность и уникальность культурно-исторических памятников, наличие уникальных природных памятников), к перспективным можно отнести Старицкий, Вышневолоцкий, Осташковский, Конаковский, Кашинско-Каля-зинский, Калининский и Торжокский районы.

Таким образом, главными перспективными направлениями модернизации экономики Тверской области с целью повышения ее конкурентоспособности являются: поддержка отраслей реального сектора экономики; повышение качества и стимулирование работы традиционных секторов экономики; развитие инноваций в сфере экономики; реализация инфраструктурных проектов в энергетике и транспорте; сохранение высокого уровня деловой. Удобная транспортная сеть и выгодное географическое положение обеспечивает конкурентные преимущества для развития экономики области и придает предприятиям, разместившимся на ее территории - доступ к двум крупнейшим и наиболее развитым потребительским рынкам в РФ, открывает большой высоколиквидный и капитализированный рынок земли и недвижимости, рекреационных услуг, труда и позволяет более активно модернизировать хозяйственный комплекс, создает возможности капитализации природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала, ее земельных ресурсов и трудовых ресурсов.

Литература

1. Скатерщиков С. В., Чистобаев А. И. Территориальное планирование Тверской области: мероприятия и пути их реализации // Региональные исследования, 2009. № 2. С. 35-42.

2. Стратегия социально-экономического развития Тверской области на долгосрочную перспективу. С.-Петербург-Тверь: Фонд "Центр стратегических разработок "Северо-Запад", 2009.

3. Чебанова Л. А., Сухинин С. А. Своеобразие социально-экономического развития Тверской области // Мир и Россия: регионализм в условиях глобализации: Материалы Ш Международной научно-практической конференции. Часть 2. М.: РУДН, 2010. С. 275-284.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.