Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNISATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATION / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INTERNATIONALISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исламова Зульхиза Исмагиловна

Статья посвящена модернизационным процессам современного вуза в контексте интеграции, кластеризация, информатизации и интернационализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исламова Зульхиза Исмагиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNISATION HIGH SCHOOL DEVELOPMENTS IN THE CONTEXT OF INTEGRATION, INFORMATION AND VOCATIONAL TRAINING INTERNATIONALIZATION

Article is devoted modernisation to processes of modern high school in an integration context, clustering, information and internationalisations.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

З.И. Исламова

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: модернизация, интеграция, кластеризация, информатизация, интернационализация.

Аннотация: Статья посвящена модернизационным процессам современного вуза в контексте интеграции, кластеризация, информатизации и интернационализации.

В настоящее время профессиональное образование претерпевает объективные преобразовательные процессы, вызванные глобальной конкуренцией, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки социально-экономических, социокультурных и образовательных инноваций, развития человеческого потенциала. В этом русле вполне оправданно, что модернизационные и интеграционные тенденции региона ориентированы, прежде всего, на реализацию основных стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Башкортостан, связанных с инновационным развитием таких конкурентных отраслей, как нефтепереработка, химическое и нефтехимическое производства, машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, агропромышленный и строительный комплексы, транспортная инфраструктура [8].

При этом важно отметить, что для формирования инновационного технополиса, способного генерировать и внедрять новшества в нефтехимию, нанотехнологии, приборостроение, биотехнологию, телекоммуникации и другие высокотехнологичные и конкурентные области производства региона, создана и эффективно функционирует сеть образовательных кластеров под эгидой Уфимского государственного нефтяного технического университета, Уфимского государственного авиационного технического университета, Башкирского государственного аграрного университета. Отрадно, что ведущим условием инновационного развития образовательных кластеров республики является направленность на успешную подготовку высококвалифицированных специалистов, компетентных в своей отрасли экономики, производства и бизнеса.

Однако, как свидетельствует анализ стратегий, вызовов и рисков социально-экономического развития регионов Поволжья, основными барьерами в инновационном развитии региона выступают такие проблемы, как узковедомственная специализация высших учебных заведений; низкий уровень взаимодействия между образованием, производством, наукой и бизнесом; низкая эффективность функционирования социальной инфраструктуры и недостаточный уровень развития человеческого потенциала. Особые опасения, безусловно, вызывают риски, связанные с низким уровнем развития человеческого потенциала как основного фактора преобразования общества. Между тем, большинство ученых, социологов и менеджеров в сфере образования и экономики [6, 1] сходятся во мнении, что уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Регион действительно нуждается в усилении социального сегмента экономики и объединении в этом русле ресурсов образования, науки, производства и бизнеса.

Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность организационно-экономических и социально-культурных механизмов развития в условиях рыночной экономики региона предопределила необходимость создания еще одного образовательного

кластера, способного осуществлять поиск, диагностику, прогнозирование, проектирование, конструирование и внедрение механизмов и технологий, обеспечивающих инновационное развитие общества в целом и личности человека в частности. Внешний бенчмаркинг мировых образовательных сообществ подтверждает правомерность данного утверждения. Так, в рамках мировых концепций развития глобального общества уже внедряются социально-образовательные технологии, преобразующие сознание обывателя-потребителя. Социальное пространство регионов и городов наполняется такими инициациями, как «Образование для всех», «Доступная среда», «Образование без границ», «Электронное обучение», «Зеленые города», «Экологическое производство», «Экологический транспорт» и др. Это свидетельствует о том, что в инновационном развитии развитых стран усиливается социальный контекст экономических и социокультурных преобразований.

Экскурс во внутривузовский бенчмаркинг достижений университета дает основание утверждать, что БГПУ имени М. Акмуллы обладает достаточными ресурсами (многоуровневые модели развития профессионального образования, сетевые научно-исследовательские проекты, многопрофильные основные образовательные программы, информационно-образовательный портал, депозитарий социально-профессиональных технологий и др.), обеспечивающими инновационное развитие вуза в направлении подготовки не только педагогических кадров, но и специалистов в социокультурной и социально-экономической областях. Можно с уверенностью констатировать, что на сегодняшний день университет имеет все предпосылки не только для осуществления миссии подготовки высококвалифицированных кадров для образовательной сферы региона, но и возможности комплексного влияния на его социокультурную сферу в целом.

В этом контексте ученые вуза на протяжении многих лет неоднократно выдвигали задачи и разрабатывали научно-методические механизмы трансформации миссии вуза как кузницы педагогических кадров в миссию интегратора науки, производства и образования в рамках деятельности Российской академии наук, Академии наук Республики Башкортостан, Башкирского государственного научно-образовательного центра Уральского отделения Российской академии наук, Аналитико-прогностического центра Республики Башкортостан и других научно-образовательных центров [1, 4]. Уже тогда была обозначена объективная необходимость в создании единого межотраслевого ресурсного центра подготовки, переподготовки, повышения квалификации и его научно-методического сопровождения в системе многоуровневого многопрофильного профессионального образования региона, ориентированного на устранение недостатков, проявляющихся в несоответствии объема и структуры профессиональной подготовки существующим и перспективным направлениям социально-экономического развития региона; дисбалансе направлений профессиональной подготовки; недостаточном научно-методическом сопровождении системного прогнозирования кадровых потребностей республики; несоответствии между востребованностью ряда профессий на региональном рынке труда и непривлекательностью основных образовательных программ, осуществляющих эту подготовку в системе профессиональных учреждений и др. [3].

Представленные в трудах педагогов-ученых и педагогов-практиков ценностно-целевые, содержательные и организационно-процессуальные основания деятельности вуза как координатора подобного ресурсного центра ориентированы на аккумуляцию и концентрацию интеллектуальных, материальных, экономических, информационных и научных ресурсов профессионально-образовательного пространства для реализации проектов, способствующих социально-экономическому и социально-культурному развитию региона [2, 4]. В них последовательно прослеживаются положения о том, что в развитии вуза нового типа важно исходить из необходимости осуществления следующих мероприятий:

1. Создание эффективной территориально-отраслевой организации в системе профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда.

2. Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда.

3. Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования.

4. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования.

5. Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования.

6. Мониторинг реализации региональной комплексной программы развития профессионального образования и социально-экономической сферы региона [8].

Таким образом, ретроанализ ретроанализ, стратегический и тактический форсайты вуза позволяют выделить одну из перспективнейших моделей дальнейшего развития -создание ресурсного центра для подготовки профессионалов в области социальной инженерии, обеспечивающих преобразование организационных структур региона в русле повышения их социально-гуманитарного потенциала (рис.1).

Вуз кпк ресурсный центр социальной инженерии региона

Вуз как центр подготовки специалистов психолого-педагогической и сощюкультурной направленности

Вуз как центр подготовки педагогических кадров региона

Рис.1. Трансформация вуза в социально-образовательном и социокультурном пространстве региона

В многоуровневом развитии вуза нового типа ведущую роль призваны играть вузовские кафедры, обеспечивающие многообразие профилей и специальностей, отвечающих современному рынку труда (рис.2). Надо признать, что анализ основных образовательных программ (ООП) вуза показывает, что большинство из них приобретает в настоящее время ярко выраженную социально-профессиональную и социокультурную направленность. Для этого достаточно отследить динамику расширения профилей по направлению «Профессиональное обучение», в рамках которого в течение текущего десятилетия планомерно осуществляется подготовка специалистов для работы в социокультурной и социально-образовательной сферах по следующим отраслям: «Информатика, информационные технологии и вычислительная техника», «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», «Управление и экономика», «Право и правоохранительная деятельность», «Технологии управления профессиональным развитием персонала», «Менеджмент среднего профессионального образования», «Менеджмент в исламском образовании» и др. (рис. 2).

Особенно примечательным, с нашей точки зрения, является нацеленность основных образовательных программ на подготовку специалистов, способных реализовывать

социальные проблемы информационного общества. Например, только кафедрой педагогики и психологии профессионального образования в рамках отрасли «Информатика» (направление «Профессиональное обучение») планируется открыть ряд профилей («Социальная информатика», «Технологии взаимодействия с социально-информационной средой», «Инжиниринг в области дистанционного образования», «Подготовка комьюнити-менеджеров в медиасреде» и др.), которые призваны обеспечить реализацию таких проблем информационного общества, как виртуальная реальность, информационная безопасность, интернет-зависимость, искусственный интеллект, компьютерная этика, сетевое общество и, наконец, проблемы личности в информационном обществе.

Динамика развития кафедры профессионального образования по отраслям направления "Профессиональное обучение"

Отрасль по направлению подготовки

Профили подготовки

Информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии

Информатика

Технологии взаимодействуя в социально-информационном среде

Социальная информатика_

|Инжинирин^^6лас^

Технологии управления профессиональным развитием персонала

Менеджмент в профессиональном образовании

Менеджмент в исламском образовании

Менеджмент

[технологии управления развитием бережливого производства [технологии реализации образовательных сред

Логистика и управление образовательным маркетингом

Управление системой безопасности образовав организации

Управление финансами в образовательной организации

Педагогика и психология высшего образования

[технологии подготовки волонтеров в сфере молодежных движении

Образование

Стандартизация и сертификация образовательных услуг

Подготовка кадров в сфере государственной молодежной политики_

Подготовка бренд-менеджеров в сфере профессионального образованиия

Профессиональное обучение и аттестация на производстве

Политология в сфере образования

|Сервис"

Музыкально-компьютерные технологии в сфере образования [Технологии обучения трейдеров

Сервис

| Туризм""

|Парикмахерское искусство, визаж, паИ-аП

¡Подготовка комьюнити-менеджеров в медиасреде

Туризм

Социальный туризм

Социальная работа

Социальные технологии профилактики девиантности молодежи

Технологии работы детской комнаты в полиции

Дизайн

Декоративно прикладное искусство и дизайн

Экномика

Экономика и управление

|Экономический менеджмент предприятий

Право

Право и правоохранительная деятельность

Технологии нормативно-правового взаимодействия миграционных потоков

2014

2019

2017

2019

З-С

Рис. 2. Динамика развития кафедры профессионального образования по отраслям направления «Профессиональное обучение»

Кроме этого кафедральная деятельность должна быть направлена на создание так называемых базовых кафедр для привлечения в университет практиков из ведущих

образовательных организаций, хозяйственных корпораций, бизнеса и органов государственной власти. В рамках базовых кафедр сотрудники организаций, корпораций и государственных учреждений вовлекаются в учебный процесс, читая регулярные курсы, проводя консультации и мастер-классы. Они также отбирают студентов для производственной практики, а лучшим из них предлагают участвовать в реальных практических проектах уже на своих площадках [7].

Резюмируя вышесказанное, важно подчеркнуть, что успешность трансформации учреждения в вуз нового типа во многом зависит от того, как кафедра реализует себя в позициях:

- интегратора административно-управленческих, образовательных, научно-методических, технико-технологических ресурсов кафедры, факультета, опытно-экспериментальных площадок и баз практик, направленных на подготовку компетентного специалиста нового типа в условиях развития информационного общества и современной экономики знаний;

- модератора преобразовательных процессов в регионе, обеспечивающих разработку и проектирование информационно-образовательных систем и технологий в многоуровневой интеграции образовательных учреждений профессионального образования;

- координатора потенциалов и ресурсов информационно-коммуникационного обеспечения двудипломного образования с зарубежными вузами-партнерами посредством разработки и внедрения информационных технологий для дистанционного обучения, маркетинга и консалтинга, экспертиз качества и сертификации, прогнозирования и оценки значимости рисков в области экономики, технологий и социальных отношений;

- провайдера информационно-коммуникационных ресурсов, включающих электронные курсы, инструменты для организации и проведения вебинаров и виртуальных классов, инструменты для проведения онлайн встреч и совместной работы в режиме реального времени с помощью веб-камер;

- координатора научно-методических ресурсов по разработке и внедрению сетевых проектов в контексте исследования проблем человека и общества в русле информатизации.

Мы ясно осознаем, что для инновационного развития региона нужна когорта экспертов, менеджеров, маркетологов, адвайзеров и провайдеров, способных преобразовывать не только образовательную среду, но и все сегменты жизнедеятельности человека.

В этом контексте уместно подчеркнуть, что широко обсуждаемый в республиканских научно-образовательных кругах, на телевидении и в прессе процесс объединения двух вузов (Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы и Уфимский государственный университет экономики и сервиса) представляется нам как закономерный и последовательный этап в генезисе развития республиканского высшего образования. Ведь коллективом Уфимского государственного университета экономики и сервиса за пятидесятилетний период деятельности также накоплен огромный потенциал по кадровому, научно-методическому сопровождению социально-экономической сферы Республики Башкортостан. Слияние социально-гуманитарного и социально-экономического потенциалов двух вузов придает тот синергетический смысл развитию, который ожидается регионом в плане создания единой инновационной платформы по подготовке специалистов нового типа.

Интеграционные процессы высшего образования предполагают обширную совокупность векторов, включающих в первую очередь кластеризацию образовательных организаций в русле многоуровневой интеграции, информатизацию и интернационализацию вуза нового типа. Здесь нелишним будет подчеркнуть, что интеграция в профессиональном образовании выступает не как формальное объединение структур в количественном укрупнении, а как нахождение новой формы сопряжения их

потенциалов в целях качественной подготовки будущих специалистов, способных обеспечить социально-экономическое и социально-культурное развитие региона. Мы едины во мнении со сторонниками многоуровневой интеграции в том, что в современной экономике, особенно в условиях глобализации, на первое место выходят кластеры -системы взаимосвязей форм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей. Образовательный кластер понимается нами как устойчивое объединение муниципальных образований, разноуровневых учебных заведений региона и значимых субъектов современной экономики вокруг интеллектуального мозгового центра - вуза, консолидирующего указанные структуры в единый организм на основе общности целей, связанных с подготовкой квалифицированных кадров, и сбалансированного представления интересов всех его элементов. Наше видение адекватно согласуется с прогнозом развития вуза как «холдинга», включающего научно-академические команды, состоящие из студентов, преподавателей, работодателей, социальных и социально-экономических структур региона [6].

Опыт кластерного развития БГПУ имени М. Акмуллы как результат инновационной деятельности Педагогической Ассоциации образовательных учреждений республики (2005г.) позволяет выделить следующие задачи в русле интеграционных процессов вуза нового типа:

- создание единого образовательного пространства подготовки, переподготовки и информационно-методического сопровождения системы профессионального образования, нацеленной на развитие социокультурной и социально-экономической сфер региона;

- координация и управление развитием системы профессионального образования региона;

- интеграция науки, образования и рынка труда в условиях формирующейся инновационной экономики знаний Республики Башкортостан;

- прогнозирование и мониторинг регионального рынка труда в целях инновационного развития республики;

- создание депозитария инновационных социально-технологических и информационно-образовательных ресурсов;

- создание системы профориентации и популяризации профессий, наиболее востребованных региональным рынком труда;

- создание специализированного центра подготовки и переподготовки кадрового потенциала системы профессионального образования;

- создание консалтинговой службы сопровождения и развития профессиональной компетентности и мобильности субъектов профессионального образования;

- информатизация социально-экономического, социокультурного и научно-

образовательного пространства в условиях многоуровневой интеграции.

В русле интеграции высшего образования приоритетную значимость приобретает информатизация образовательного процесса вуза. Ученые БГПУ имени М. Акмуллы вносят существенный вклад в изучении основных аспектов данной проблемы: создание медиасреды в вузе (З.И. Исламова, И.В. Кудинов), формирование воспитательной медиасреды вуза (А.Р. Айдагулова, З.И. Исламова), разработка и внедрение информационно-образовательного портала (И.В. Кудинов, О.Ш. Мавлютова, Е.А. Яшин), использование информационно-коммуникативных технологий в профессиональном образовании (Л.В. Вахидова, Д.С. Занин, Н.Н. Пояркова, Л.Р. Саитова).

Между тем, теоретики и практики в области информатизации отдают себе отчет в том, что усиление информационно-коммуникационного сопровождения образовательного процесса является лишь промежуточным этапом на пути к созданию электронного университета. Осознавая все преимущества открытого электронного университета в плане

повышении мобильности знаний и человеческих ресурсов, мы признаем также и возможные риски его внедрения: от снижения привлекательности традиционного образования и ухода студентов в онлайн обучение, до потери студентов с высокой мотивацией и соответственно снижения качества знаний. Несмотря на риски открытого электронного университета, мы для себя не только выработали однозначно положительную установку на создание электронного университета, но и делаем в этом направлении серьезные практические шаги. Так, на базе нашего университета создан и успешно функционирует электронный информационно-образовательный портал Республики Башкортостан, который представляет собой систему управления и обеспечения образовательного процесса информационно-цифровыми ресурсами (LMS - Learning Management System). Главная цель портала заключается в аккумулировании передового педагогического опыта и статистической информации в едином информационном пространстве для учителей, обучающихся, родителей, а также органов управления образованием. На протяжении ряда лет апробации и внедрения образовательного портала накоплено значительное информационно-техническое обеспечение дистанционного обучения, олимпиад и конкурсов, видеосвязи, онлайн тестирования, сайтообразования и блогосистемы вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем, весьма значим для нас информационно-методический потенциал образовательного портала в масштабе республики, так как именно он дал возможность учителям, обучающимся и их родителям, методистам и менеджерам республиканского образования обмениваться широкими информационными ресурсами в виде методических разработок, видео лекций золотых лекторов вуза, баз данных электронного учебно-методического комплекса, электронных пособий, являясь мостиком для создания СМАРТ-региона. Образовательный портал стал системообразующим звеном информационно-методического сопровождения образования на всех уровнях и наибольшую актуальность приобретает сейчас, на этапе перехода к созданию университета нового типа. Это ставит нас перед необходимостью дальнейшей модернизации образовательного портала и расширения границ его информационно-образовательного пространства. Именно ему предстоит реализовать возможность виртуального общения преподавателей и студентов, обмениваться достижениями посредством stype-конференций, разрабатывать и сопрягать основные образовательные программы в онлайн и оффлайн режиме, делиться лекциями из золотого фонда лучших профессоров вузов-партнеров, обмениваться студенческими проблемами на международном форуме.

В контексте его модернизации работает ряд проектных групп, объединяющий научно-технический потенциал студентов, магистрантов, аспирантов и ученых-разработчиков в рамках сетевых научных проектов по информационно-методическому сопровождению образовательной деятельности:

- Разработка технической платформы удаленного взаимодействия участников образовательного процесса.

- Разработка модуля опосредованного обмена учебно-методической информации пользователей интернет-ресурса.

- Разработка корпоративного стиля академического сообщества.

- Разработка среды видео-взаимодействия пользователей интернет-ресурса.

- Технология реализации сопряженных образовательных программ с применением технологий дистанционного образования в деятельности.

Без совместных усилий вузов-партнеров оно не будет обладать той мощностью и доступностью, которые необходимы открытому университету в формате международного взаимодействия и сотрудничества. Здесь важно отметить, что инициирован научно-сетевой проект по проблемам медиаобразования с учеными Евразийского национального университета Республики Казахстан и по проблемам медиавоспитания с учеными Технологического вуза Республики Таджикистан. В рамках научно-сетевого проекта

заявлены такие актуальные для вузовского образования темы, как: «Интерактивные воспитательные технологии в контексте УШОС» (З.И. Исламова, Л.Р. Саитова, Н.Н. Пояркова), «Формирование воспитательной медиасреды в техническом вузе» (А.Р. Айдагулова), «Проектирование персонифицированной информационно-образовательной среды в системе профессионального образования» (В.Э. Штейнберг, Л.В. Вахидова). Мы осознаем, что успех, может быть достигнут только совместными усилиями по разработке информационного ресурса, позволяющего обмениваться электронными пособиями, видеокопилками, инновационными формами дистанционного обучения и компьютерного контроля. Реальное общение, подкрепленное информационно-коммуникационными технологиями, - это тот симбиоз, что гарантирует успешность формирования конкурентоспособного, мобильного, компетентного специалиста, который почерпнув все самое лучшее из ресурсов вузов-партнеров, обогатит информационно-технологический потенциал своего региона.

Мировая практика образования выдвигает еще один важный критериальный показатель эффективности развития современного вуза - рейтинг в системе международной академической мобильности и двудипломного образования. В связи с этим особую актуальность приобретает интернационализация как реакция системы высшего образования на процесс глобализации, выражающаяся в практике межгосударственных обменов учебными правами и программами, студентами, преподавателями и другое. Это убедительно подтверждает внешний бенчмаркинг вузов-лидеров, показателями успешности которых на международном рынке становятся:

- международная репутация;

- трансфер достижений учебной и научной работы;

- профессорско-преподавательский состав на уровне мировых стандартов;

- численность иностранных студентов и преподавателей.

Статистика показывает, что в мировом образовании наибольшим успехом и конкурентоспособностью обладают международные вузовские сообщества, объединенные вузы, вузы-сообщества и вузы-ассоциации. Это позволило нам выделить приоритеты содружества с такими академическими сообществами, как Университет Шанхайской организации содружества (6 стран мира, 53 ведущих университета стран-участниц ШОС), Международная ассоциация университетов ЮНЕСКО (вузы 150 стран мира, в том числе 23 российских университета), Евразийская ассоциация университетов (128 университетов Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Молдовы, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины.), Ассоциация европейских университетов, European University Association (более 850 вузов из 47 стран), Ассоциация федеральных университетов России (9 федеральных университетов и ведущие национальные исследовательские университеты), Ассоциация педагогических вузов Казахстана и России.

В формате международного сотрудничества и взаимодействия вуз успешно преодолевает границы и социально-культурные барьеры по пути осуществления широкомасштабных договоров и соглашений между ведущими вузами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Китая. Это позволяет вузу выйти на качественно новый уровень сетевого взаимодействия, обеспечивающего многостороннюю интеграцию, инклюзию, процветание и устойчивое развитие стран Шанхайской организации содружества. Вуз, ясно осознавая всю ответственность за подготовку молодого поколения в мировом масштабе, видит свою миссию в развитии направления «Педагогика» как системообразующего звена сетевого взаимодействия образовательных организаций стран - участниц ШОС. Этому способствует ряд таких инициаций и мероприятий, как организация круглого стола ученых и координаторов вузов по направлению «Педагогика» УШОС в рамках секции международных Акмуллинских чтений, проведение седьмой недели

образования государств - членов ШОС на базе БГПУ имени М. Акмуллы. Вуз инициативно взял на себя функцию разработки информационного сопровождения сетевого взаимодействия вузов-партнеров по направлению «Педагогика» в рамках внедренного информационно-образовательного портала. Мы убеждены, что только при таком подходе возможно создание своеобразных научно-сетевых «ойкумен» или сообществ, наполненных этико-нравственным потенциалом китайского мыслителя Конфуция, евразийским духом русского философа Л.Н. Гумилева, аксиологическими смыслами башкирского народного педагога-мыслителя М. Акмуллы и др.

Форсайт-прогноз развития вуза в контексте интернационализации позволяет выделить мероприятия, обеспечивающие повышение международной репутации и международного рейтинга. Это, прежде всего, подготовка и поддержка «элитных» преподавателей, способных преподавать в престижных вузах-партнерах за рубежом; реализация магистерских программ, целевой группой которых могут быть иностранцы; привлечение специалистов из-за рубежа; создание программ, читаемых на английском языке, которые способны значительно расширить целевую аудиторию потенциальных покупателей образовательных услуг вуза; проведение международных многоуровневых исследовательских проектов, в том числе научно-сетевых; публикации статей в зарубежных реферируемых журналах; обмен студентами, преподавателями и исследователями в рамках реализации программ двойных дипломов, академической мобильности вузов-партнеров УШОС, БРИКС, ТЮРКСОЙ и др.; проведение трансграничных исследований, выездных школ, семинаров, круглых столов и конференций.

Как видим, интернационализация принципиально меняет дискурс вуза нового типа: в реальной практике вузов студенты будут использовать пространство вуза как ресурс саморазвития в профессиональной и бизнес-деятельности; педагоги-профессионалы международного формата будут подбирать под себя команды; большинство вузов выступят как международные «холдинги» студентов.

Резюмируя рассуждения относительно преобразовательных процессов в регионе, позволим себе выделить основные положения: модернизация развития Республики Башкортостан в условиях рыночной экономики нуждается в создании образовательного кластера, способного осуществлять поиск, диагностику, прогнозирование, проектирование, конструирование и внедрение механизмов и технологий, обеспечивающих инновационное развитие общества в целом и личности человека, в частности; интеграция рассматривается нами как оптимальный путь развития учреждений профессионального образования в условиях информационного общества; БГПУ имени М. Акмуллы и УГУЭС обладают необходимым социально-образовательным и социально-экономическим потенциалом, обеспечивающим синергетический контекст развития вуза нового типа; социально-технологический образовательный кластер как многоуровневая модель интеграции должен быть нацелен на осуществление триединой миссии: развития социально-культурной и социально-экономической сфер региона в условиях экономики знаний; развития социально-технологической составляющей системы профессионального образования региона; подготовку высококвалифицированных специалистов для социально-культурной и социально-экономической сфер региона.

1. Асадуллин, Р.М. и др. Трансформация регионального образовательного пространства [Текст] / Р.М. Асадуллин, А.Ф. Мустаев, Л.А. Амирова, И.В. Кудинов, Е.В. Ефимова, А.И. Кортунов // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. № 4. С. 27-55.

2. Вахидова, Л.В. Повышение качества профессиональной подготовки студентов в вузе средствами современных информационных технологий [Текст] / Л.В. Вахидова // Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте». - 2012. - Т.13. Вып. №2. - С. 32-35.

3. Исламова З.И. Информатизация и технологизация воспитательной среды педвуза [Текст] / З.И Исламова // Профессиональное образование. Столица. - 2013. - №5. -С. 10-12.

4. Исламова, З.И. Профессиональное мастерство работников профессиональных учреждений - гарантия компетентности будущих специалистов [Текст] / З.И Исламова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2010. - №1 (26). - С.141-148.

5. Исламова, З.И. Совершенствование психологической подготовки педагога профессионального обучения в компетентностном формате [Текст] / З.И Исламова, А.Р. Габидуллина, Л.Р. Саитова, Д.С. Занин // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 5 (36). - С. 178-189.

6. Олейникова, О.Н. Интернационализация высшего образования в Российской Федерации и программа Темпус. [Текст] / О.Н, Олейникова // Вестник ТвГУ. Серия : Педагогика и психология (4). С. 8-14. ISSN 1999-4133.

7. Песков, Д.С. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу [Электронный ресурс] / Д.С. Песков. - Режим доступа : http://mon.gov.ru/work/nti/dok/str/08.12.18-prog.ntr.pdf. Дата обращения : 14.02.2014.

8. Радаев, В.В. Новые формы организации учебного процесса (на примере ГУВШЭ) [Текст] / В.В. Радаев // Вопросы образования. - 2006. - № 1. - С. 328-346.

9. Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.pfo.ru/?id=37359. Дата обращения : 12.02.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.