Научная статья на тему 'ИДЕИ ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УШОС'

ИДЕИ ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УШОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСТВО / EURASIANISM / ЕВРАЗИЙСКИЙ ПРОЕКТ / EURASIAN PROJECT / ЕВРАЗИЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EURASIAN EDUCATIONAL SPACE / УНИВЕРСИТЕТ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА / UNIVERSITY OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исламова Зульхиза Исмагиловна, Семенова Галина Емельяновна, Саитова Лира Рашитовна

В статье рассмотрены основные идеи классического евразийства, возможности их реализации в современном социокультурном и социально-образовательном пространстве Евразии. УШОС рассматривается как условие формирования евразийского образовательного пространства; отмечаются основные направления деятельности в рамках «Педагогики» Университета ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исламова Зульхиза Исмагиловна, Семенова Галина Емельяновна, Саитова Лира Рашитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF THE EURASIAN PROJECT IN THE EDUCATIONAL SPACE OF UNIVERSITY

The article considers the basic ideas of classical Eurasianism, the possibility of their realization in modern socio-cultural and socio-educational space of Eurasia. USCO is considered as a condition for the formation of the Eurasian educational space; marked the main activities in the framework of the "Pedagogy" of the SCO University.

Текст научной работы на тему «ИДЕИ ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УШОС»

З.И. Исламова, Г.Е. Семенова, Л.Р. Саитова (РФ)

ИДЕИ ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УШОС

Ключевые слова: евразийство, евразийский проект, евразийское образовательное пространство, Университет Шанхайской организации сотрудничества.

Аннотация: В статье рассмотрены основные идеи классического евразийства, возможности их реализации в современном социокультурном и социально-образовательном пространстве Евразии. УШОС рассматривается как условие формирования евразийского образовательного пространства; отмечаются основные направления деятельности в рамках «Педагогики» Университета ШОС.

Поиск эффективных путей трансформации мировых общественных отношений обусловил разработку различных концепций развития общества - от парадигм в контексте национализма до идей в русле глобализма. С позиций националистического видения этого процесса критерием успешности цивилизационного развития общества выступает благополучие и расцвет национальных государств, а с позиций глобалистического видения успешность развития цивилизации зависит от сформированности на основе транснационализации и регионализации общемирового финансово-экономического, политического и культурного пространства.

Компромиссным вариантом, позволяющим уйти от диаметрально противоположных концептуальных позиций, выступает Евразийский проект развития цивилизации. Ведущие философы евразийского вектора цивилизации исходят из того, что интеграция славянотюркских элементов традиционно осуществляется по нескольким направлениям: по пути экуменизации (объединения людей независимо от религии, что на современном этапе цивилизационного развития человечества весьма затруднено); в русле секуляризации (отстранения от религиозных контекстов, перехода к светскому сознанию, что в эпоху национально-религиозного возрождения этносов практически невозможно); и, наконец, по пути сублимации (перехода к особому гуманитарному «метаязыку», в котором энергетика религиозных, национально-религиозных импульсов не подавлялась бы, а сублимировалась, трансформировалась в специфические цивилизационные формы). Последнее направление действительно, как отмечают многие философы-евразийцы, позволяет создавать межнациональные, межрелигиозные союзы на основе нового способа отношений [3].

В генезисе евразийского проекта можно выделить два периода развития: эпоху становления классического евразийства в начале ХХ века и период формирования неоевразийства со второй половины 80-х годов по настоящее время.

Ретроспективный анализ свидетельствует, что классическое Евразийское движение зародилось в среде русской эмиграции в Европе: в число его основателей входили видные представители интеллигенции - Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, П.П. Сувчинский, Г.В. Флоровский, Г.В. Вернадский, Н.Н. Алексеев, В.Н. Ильин, Д. Святополк-Мирский, Эрен-жен Хара-Даван. Классические евразийцы противопоставили себя одновременно тоталитарному коллективизму большевиков и фашистов и либеральному индивидуализму демократических стран Запада. Будучи представителями различных сфер деятельности, «евразийцы-классики» стремились к переустройству и улучшению во всех областях: в культуре, во внешней политике, в экономике, в административном устройстве, в политической и правовой системах, в социальной, в религиозной и духовной сферах. Еще раз подчеркнем: суть идеологии классического евразийства - «золотая середина» между противоборствующими понятиями «либерализм - консерватизм», «социализм - капитализм», «интересы личности - общества - государства», «интересы больших - малых народов», «традиции - прогресс» и прочее. Основополагающие положения евразийского проекта нашли отражение в трудах Л.Н. Гумилева, который более полувека выступал активным последователем идей Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В. Флоровского, Г.В. Вернадского.

Термин «неоевразийство» все чаще звучит в общественно-гуманитарном пространстве, актуализируя евразийскую традицию с учетом принципиально иной историче-

педагогический журнал спшкортостпнп м з(5В), 2015 аежааз

ской обстановки, новых тенденций развития, продиктованных современностью. Сегодня евразийство представляет собой планетарную стратегию, которая признает объективность глобализации и, соответственно, конец эпохи «национальных государств», но, вместе с тем, предлагает качественно иной, оригинальный сценарий глобализации: не однополярный мир и не единое мировое государство с единым мировым правительством, а несколько глобальных зон - полюсов [6].

Актуальность евразийского проекта повысилась в связи с коренными изменениями, вызванными распадом СССР, поставившим РФ и другие постсоветские республики перед сложной и ответственной задачей - выжить, перестроить свои экономики и найти достойное место в мировом цивилизационном процессе. Эволюция международных отношений в начале XXI века и необходимость укрепления государств евразийского пространства заставила переосмыслить приоритеты внешней политики с учетом возросшей роли стран и повышения ответственности за события в мире. На повестку дня встал вопрос об укреплении отношений добрососедства, взаимного доверия, дружбы и сотрудничества между пятью соседними странами - Китаем, Казахстаном, Россией, Таджикистаном и Кыргызстаном. В 1996 и 1997 годах главы пяти государств на встречах в Шанхае и Москве подписали «Соглашение об укреплении доверия в военной области в приграничных районах» и «Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах», что стало важным историческим этапом, приведшим к запуску механизма под названием «Шанхайская пятерка». Взаимодействие между странами осуществлялось в формате ежегодных встреч, содержание которых постепенно расширялось от обсуждения вопросов укрепления доверия в приграничных районах до развития всестороннего взаимовыгодного сотрудничества в сфере политики, безопасности, дипломатии, а также торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других областях.

В такой обстановке оказались актуальными и востребованными альтернативные подходы к осмыслению истории и современности. Поэтому совсем не случайно в интеллектуальном сообществе таких стран, как Россия и Казахстан, занимающих срединное положение в Евразии, произошло закономерное возрождение евразийских идей. В силу географического местоположения и исторических особенностей развития, Евразия была и остается своеобразной геополитической площадкой, где сосуществуют сообщества разных национальностей, культур и конфессий. Мы согласны с последователями евразийства, что его историко-генетическое предназначение - включиться в реализацию евразийского проекта и продолжить социальный эксперимент по созданию своеобразной Ойкумены - организации, где страны объединены независимо от религиозных и национально-культурных особенностей.

В настоящее время мы становимся свидетелями того, как высокие темпы развития науки и техники, экономическая глобализация приводят к тому, что все страны мира стремятся к региональному сотрудничеству, дабы воспользоваться историческим шансом на мир и развитие, снижение различных рисков и вызовов. В то же время активность террористических, сепаратистских и экстремистских сил в Центральноазиатском регионе нарастает день ото дня, угрожая безопасности и стабильности государств. Китай, Россия и государства Центральной Азии выполняют важную миссию обеспечения региональной безопасности и стабильности, защиты мира, не посупаясь приоритетом развития собственных экономик и национального возрождения. Возникли условия для возрождения идеи евразийства и формирования международной программы развития на основе добрососедства, дружбы и сотрудничества. В связи с этим, в июне 2001 года главы государств-членов «Шанхайской пятерки» и Президент Республики Узбекистан на встрече в Шанхае подписали Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и объявили о рождении новой организации регионального сотрудничества - ШОС.

Дух евразийства и опора на его основополагающие идеи предопределили ведущие принципы взаимодействия стран-партнеров Шанхайской организации сотрудничества:

педагогический журнал спшкортостпнп м з(5В), 2015 аежааз

- принцип взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, ненападения, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях, отказа от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах;

- принцип равноправия всех государств-членов, поиска совместных точек зрения на основе взаимопонимания и уважения мнений каждого из них;

- принцип поэтапного осуществления совместных действий в сферах общего интереса;

- принцип мирного разрешения разногласий между государствами-членами;

- принцип ненаправленности ШОС против других государств и международных организаций;

- принцип недопущения любых противоправных действий, направленных против интересов ШОС;

- принцип добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из Хартии и других документов, принятых в рамках ШОС [5].

Важно отметить, что Шанхайская организация сотрудничества реализует не только интеграционный аспект современного евразийства в целом, но и осуществляет цивилиза-ционный подход к решению многих общечеловеческих проблем в частности - это вопросы, связанные с эдукологией в евразийском пространстве, модернизацией систем высшего образования, повышением конкурентоспособности национальных систем образования. В связи с этим, мы исходим из того, что образование играет фундаментальную интегрирующую роль не только в социально-культурологическом аспекте, в рамках которого воспроизводится кадровый потенциал для евразийской образовательной среды, но и в социально-экономическом, где оно, в конечном счете, формирует современную политику и новую экономику (экономику знаний) в геополитическом пространстве евразийских государств. Безусловно, единое образовательное пространство в рамках Шанхайской организации сотрудничества призвано способствовать формированию благоприятной среды социализации и гармонизации человека, народов и цивилизаций интегрируемого сообщества, стать эффективным средством защиты от негативных процессов глобализации. шОс как пространство активного многостороннего взаимодействия, пространство поиска совместных решений и инновационных форм сотрудничества нуждается в первую очередь в подготовке высококвалифицированных кадров. Для достижения приоритетных целей в областях экономического, научно-образовательного, технического и культурного сотрудничества государств в 2007 году был сформирован на базе головных и базовых вузов стран-участниц Университет ШОС, создание которого стало одним из масштабных образовательных проектов не только в регионе ШОС, но и в мире [4].

В настоящее время Университет ШОС расширился до восьмидесяти двух вузов-партнеров, которые ориентированы на реализацию приоритетных направлений экономического и социально-культурного развития евразийского ареала: регионоведение, экология, энергетика, /Т-технологии, нанотехнологии. Жизнь показывает, что для формирования инновационного технополиса, способного генерировать и внедрять новшества в высокотехнологичные и конкурентные области экономики, производства и бизнеса, необходим высокий уровень подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров. В связи с этим на заседании совета ректоров головных (базовых) вузов Университета ШОС в мае 2013 года было принято решение о включении направлений «Экономика» и «Педагогика». В социально-образовательном контексте последнее направление приобретает особую значимость, свидетельствуя о том, что Университет ШОС вышел на более высокий уровень -психолого-педагогического сопровождения приоритетных направлений УШОС.

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (БГПУ имени М. Акмуллы) является одним из немногих педагогических университетов Рос-

педагогический журнал спшкортостпнп м з(5в), 2015 аежааз

сии, которые смогли стать участниками программы по направлению «Педагогика». Университет, ясно осознавая ответственность за подготовку молодого поколения, видит свою миссию в развитии направления «Педагогика» - системного интегратора сетевого взаимодействия образовательных организаций стран-участниц ШОС. С этой целью специалисты в области академической мобильности ведущих казахских и башкирских вузов (Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы и другие) организовали серию встреч и совещаний для разработки и согласования нормативных документов по многостороннему взаимодействию в контексте толерантности и содружества евразийских стран. Этому же способствовали такие инициации и мероприятия, как круглый стол ученых и координаторов вузов по направлению «Педагогика» УШОс в рамках секции международных Акмуллинских чтений, а также проведенная седьмая неделя образования государств-членов ШОС на базе БГПУ имени М. Акмуллы.

Так, 12 декабря 2013 года в БГПУ имени М. Акмуллы, в рамках Международных дней М. Акмуллы, прошел круглый стол «Формирование единого образовательного пространства в условиях глобализации: проблемы и перспективы». В нем приняли участие представители девяти вузов стран ШОС: были рассмотрены современные тренды международного сотрудничества в образовании и информационно-методическое сопровождение сетевого взаимодействия в рамках УШОС; особое внимание было уделено таким направлениям, как развитие интернационализации вузов, усиление сетевого научно-образовательного взаимодействия и создание информационно-методического сопровождения УШОС.

Важным мероприятием, направленным на решение стоящих перед УШОС задач, стала организация в Уфе Недели образования государств-членов ШОС «Образование без границ» в формате Международного научно-образовательного форума 21-22 мая 2014 года. VII неделя образования проводилась в рамках председательства России в ШОС и внесла достойный вклад в дело углубления интеграционных процессов в сфере образования в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

В качестве ценностно-целевых оснований проведения VII недели образования были определены следующие задачи УШОС:

- развитие межгосударственного сотрудничества в сфере образования и науки в рамках направления «Педагогика»;

- развитие системы подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для формирования евразийского образовательного пространства;

- содействие качественной подготовке педагогических работников для многоуровневой модели образования - бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, послевузовское профессиональное образование;

- реализация совместных научно-исследовательских программ и проектов.

С целью расширения концептуально-содержательных оснований направления «Педагогика» УШОС при участии кафедры педагогики и психологии профессионального образования БГПУ имени М. Акмуллы был организован круглый стол «Модернизация процесса подготовки педагогических кадров в системе высшего образования евразийского пространства».

В программно-методическом плане развития УШОС (направлени «Педагогика») представителями и координаторами вузов-партнеров был согласован перечень магистерских программ. Отметим, что БГПУ имени М. Акмуллы более двух лет сотрудничает с ЕНУ имени Л.Н. Гумилева - вузом-координатором (направление «Педагогика») по согласованию магистерских программ и аннотаций магистерских курсов; разработке единых требований к количеству академических часов и образовательных кредитов; формированию рабочих учебных планов, перечня материалов учебно-методического комплекта дисциплин; выбору

педагогический журнал спшкортостпнп м з(5в), 2015 аежааз

тем магистерских диссертаций; разработке УМК по приоритетным рекомендуемым курсам. С вузом-партнером подписано соглашение о совместной подготовке квалифицированных кадров в рамках согласованных образовательных программ подготовки магистрантов по направлению «Педагогика и психология» УШОС.

В контексте научно-сетевого взаимодействия ученых и педагогов вузов-партнеров выполняется исследование аксиологических основ формирования евразийской культуры педагога УШОС. [Понимая под евразийской культурой систему ценностей, формируемых в силу единства интересов различных этнических групп региона; признания традиций, обычаев и особенностей национальной психологии различных этнических общностей; присвоения лучшего в социальном опыте всех этносов данного региона, необходимо помнить, что она -основа формирования социально-этических норм поведения человека с высокой культурой межнационального общения и межнациональных отношений.]

Формирование евразийской культуры выстраивается с учетом философской триады «общее - особенное - индивидуальное», что позволяет педагогу проектировать формирование евразийской культуры в последовательности: от индивидуально-этнической, через национально-региональную - к евразийской культуре. Условие успеха здесь - высокий уровень сформированности педагогической культуры преподавателя УШОС, которому отведена благородная миссия приобщения будущего поколения к культурным ценностям евразийского региона, сохранения собственной этнической культуры и формирования этнического самосознания обучающихся.

Мы согласны с тем, что педагогическая культура представляет собой необходимый уровень сформированности у педагога современных общекультурных и профессиональных способностей, позволяющих организовать педагогическую деятельность в соответствии с этническими особенностями и культурными традициями педагогики и психологии тех или иных этнических групп и общностей евразийского региона [3]. Педагогическая культура характеризуется двойственностью: оно - средство формировании личности педагога УШОС (этническое самосознание, способность к самоопределению в культуре, стремление к самообразованию и т. д.) и оно же - условие, позволяющее педагогически целесообразно организовать образовательный процесс в евразийской среде.

Технологический аспект формирования ценностной сферы в системе педагогического образования включает, прежде всего, восхождение студентов к универсальным ценностям, таким как Истина, Красота, Добро. Кроме того, содержательный аспект аксиологического образования студентов подразумевает признание доминирующих ценностей евразийской культуры, таких как Человек, Жизнь, Отечество, Труд, Толерантность. И, наконец, с позиций особенного, общего и специфического усваивается еще одна группа - профессионально значимые ценности.

На операционально-технологическом уровне формирование евразийской культуры предполагает следующие этапы: осознание студентами общекультурных ценностей, ценностей евразийской культуры и приоритетных ценностей педагогической деятельности; признание и присвоение этой системы ценностей; преобразование себя на основе приобретенной системы ценностей; овладение технологией формирования ценностей в образовательном процессе вуза-партнера УШОС [2].

Формирование педагога с развитыми универсальными (в том числе евразийской направленности) способностями - одна из важных задач реализации евразийского проекта в системе высшего педагогического образования. В образовательном процессе вузов-партнеров УШОС студенту должна предоставляться возможность погружаться в пространство родной культуры с последующим выходом в российское и евразийское культурное пространство. Благодаря такой специфике образования возможна идентификация личности будущего педагога на общероссийском, евразийском и мировом уровнях. Мы убеждены, что только на основе изложенного в статье подхода возможно создание своеобразных научно-

педагогический журнал Башкортостана м з(5В), 2015 аеЖааз

сетевых «ойкумен», или сообществ, наполненных этико-нравственным духом китайского мыслителя Конфуция, евразийским духом русского философа Л.Н. Гумилева, аксиологическими смыслами народного педагога-мыслителя М. Акмуллы и др.[4]. Только в рамках направления «Педагогика» УШОС возможны дальнейшее развитие мировых педагогических идей в евразийском контексте; модернизация процесса подготовки профессиональных кадров для многоуровневой модели педагогического образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, дополнительное образование); реализация модели полифункционального преподавателя вуза нового типа, способного обеспечить научно-сетевое проектное взаимодействие субъектов образовательного процесса вузов-партнеров в евразийском пространстве.

1. Гумилев, Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М., 1989.

2. Исламова, З.И. Интернационализация высшего образования в контексте Университета ШОС по направлению «Педагогика» / З.И. Исламова, Л.Р. Саитова, Г.Е. Семенова, Р.Р. Ихсанова // Педагогика. №8. 2014 - С. 68-77

3. Исламова, З.И. Реализация идей евразийского проекта в образовательном пространстве вуза // Евразийское сознание : формирование мировоззренческой парадигмы в образовательном пространстве современной России / Материалы круглого стола : в 2 ч. - Уфа : БГПУ, 2002. - Ч. 2. - 210 с. - С.85-89.

4. Исламова, З.И. Ценностно-целевые и организационно-содержательные основания развития УШОС в рамках направления «Педагогика» / З.И. Исламова, Г.Е. Семенова // Культура и образование [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции - Уфа : Изд-во БГПУ, 2014. - С. 71-75.

5. Хартия Шанхайской организации сотрудничества [Текст]. - СПб., 2002.

6. Центральный интернет-портал Шанхайской организации сотрудничества [Электронный ресурс]. -Режим доступа : ИНр:/Ам№и.1пк18Ио8.ги/ги/?|[п= 11935 (Дата обращения : 17.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.