Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ УШОС'

ИЗ ОПЫТА ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ УШОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА / UNIVERSITY OF THE SHANGHAI ORGANIZATION OF COOPERATION / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY / ПАРТНЕРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PARTNERSHIPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалгынбаева Кадиша Кадыровна, Калкеева Камарияш Райхановна, Абдыкалыкова Жазира Есенкелдиевна

В статье приводятся практические результаты создания механизмов важных образовательных связей в рамках университета Шанхайской организации сотрудничества;рассматриваются основные векторыдеятель-ности Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилеваврамкахнаправления «Педагогика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалгынбаева Кадиша Кадыровна, Калкеева Камарияш Райхановна, Абдыкалыкова Жазира Есенкелдиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE OF PARTNERSHIP WITHIN USCO

This article discusses the practical results of the creation of the mechanisms of educational ties within the University of the Shanghai cooperation organization, the main activities of the Eurasian National University named after L.N. Gumilev in the field of "Pedagogy" of University of the Shanghai cooperation organization.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ УШОС»

К САММИТУ ШОС:

вести педагогических университетов

К.К. Шалгынбаева, К.Р. Калкеева, Ж.Е. Абдыкалыкова (Казахстан) ИЗ ОПЫТА ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ УШОС

Ключевые слова: Университет Шанхайской организации сотрудничества, академическая мобильность, партнерское взаимодействие.

Аннотация: В статье приводятся практические результаты создания механизмов важных образовательных связей в рамках университета Шанхайской организации сотрудничества; рассматриваются основные векторы деятельности Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева в рамках направления «Педагогика».

Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2050». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде: Президентом Казахстана была поставлена задача о вхождении республики в число тридцати конкурентоспособных стран мира, и совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. В Республике Казахстан прогрессивное развитие и модернизация образования стали возможными благодаря тому, что руководство страны осознает необходимость развития человеческого капитала и всесторонней поддержки при инициировании и проведении реформ в сфере образования. Продукт образования -качественно новый рабочий корпус с высоким уровнем квалификации, способный к сложному и высокопроизводительному труду, поэтому профессиональное образование и обучение представляют собой ключевые факторы роста человеческого капитала и его конкурентоспособности. Отметим, что Казахстан занимает выигрышные позиции в различных международных рейтингах благодаря высокому уровню грамотности населения и активному участию молодежи в различных образовательных программах.

На Бухарестской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса в 2010 году состоялось официальное присоединение Республики Казахстан, и, таким образом, Казахстан стал первым Центрально-Азиатским государством - членом Болонской декларации и полноправным участником европейского образовательного пространства. Присоединившись к Болонскому процессу, страны-участники, как правило, принимают на себя обязательства по выполнению его основных параметров: как известно, Болонский процесс имеет параметры, носящие обязательный, рекомендательный и факультативный характер.

Еще одной важной задачей государственной политики в области образования являются создание и развитие международного образовательного пространства: один из таких примеров международного университетского комплекса - Университет Шанхайской организации сотрудничества (УШОС). В рамках Университета ШОС от Казахстана по данному направлению участвуют три вуза: Евразийский национальный университет имени Льва Николаевича Гумилева, Казахский национальный университет имени аль-Фараби и Казахский экономический университет имени Турара Рыскулова. Первые два -классические многопрофильные университеты, готовящие кадры по самым разным направлениям науки; КазЭУ - экономический вуз, в рамках которого специалистов-регионоведов не готовят.

Казахстан с самого создания Шанхайской организации сотрудничества был и одним из самых ее активных участников, и инициатором многих идей, проектов и программ в рамках ШОС и в области образования. Главная цель, ради которой вузы Казахстана активно

педагогический журнал спшкортостпнп м з(5В), 201 s äogsSas

включаются в интеграционные процессы на территории ШОС - участие в едином образовательном пространстве и обеспечение соответствия казахстанского высшего образования мировым стандартам. Создание Шанхайской организации сотрудничества для Евразийского национального унивесритета имени Л.Н. Гумилева предоставило возможность эффективного взаимодействия и установления интеграционных образовательных систем, разработки социокультурных проектов, способствующих становлению общих направлений деятельности.

В Казахстане более пяти лет ведется целенаправленная работа по созданию сетевого Университета ШОС. Разработанная концепция Университета ШОС поставила задачу создания модели, которая должна быть положена в основу новой реальной структуры, функционирующей в интеграционном пространстве, созданном усилиями стран-участниц организации. Данная структура призвана способствовать сохранению цивилизационных и духовных нитей; взаимодействию культур; освоению разностороннего опыта этносоциумов; развитию духовно-нравственного единства народов евразийского пространства и межкультурного, межконфессионального сотрудничества; повышению толерантности на евразийском пространстве.

В соответствии с избранной моделью Университет ШОС, где представлена сеть высших учебных заведений пяти стран-участниц организации, с согласованной программой обучения вошел ЕНУ имени Л.Н. Гумилева. Евразийским национальным университетом подписаны двусторонние и многосторонние Соглашения о реализации магистерских программ; согласованы совместные образовательные программы подготовки магистров, рабочие учебные планы образовательных программ (для университета ШОС), типовые аннотированные магистерские программы, спецификация магистерских программ, перечень приоритетных курсов по направлениям; разработаны новые учебные планы; согласуются темы и назначаются руководители научных направлений.

Рассмотрим практические результаты работы механизмов единых образовательных связей в рамках шОс по следующим направлениям.

- Содержание обязательных параметров европейского высшего образования как первостепенное условие для создания мирового образовательного пространства: трехуровневая система высшего образования; академические кредиты ECTS; академическая мобильность студентов, магистрантов, преподавателей и административного персонала вузов; европейское приложение к диплому; контроль за качеством высшего образования; создание единого европейского исследовательского пространства.

- Модульное обучение, модульная структура образовательных программ, наряду с компетентностным подходом и кредитной системой обучения - ECTS, - важные принципы Болонской декларации (к которой Казахстан, как известно, присоединился в 2010 году).

- Модульный принцип построения образовательных программ наряду с кредитной системой обучения играет важную роль в обеспечении международной академической мобильности и двудипломного образования в рамках интеграционных процессов, происходящих в мире.

К настоящему времени накоплен определенный опыт сотрудничества в рамках ШОС. В частности, на кафедре социальной педагогики и самопознания создана рабочая группа для согласования с Башкирским государственным педагогическим университетом имени Мифтахетдина Акмуллы учебных программ (и их содержания) по направлению «Педагогика» магистерской подготовки.

От ЕНУ имени Л.Н. Гумилева в рабочую группу вошли доктора педагогических наук, профессора К.К. Шалгынбаева, К.Р. Калкеева, П.Б. Сейтказы; кандидаты педагогических наук, доценты Р.Х. Аймагамбетова, М.П. Асылбекова, С.С. Байсарина и доктор PhD Ж.Е. Абдыкалыкова. БГПУ имени М. Акмуллы представляли доктор филологических наук,

педагогический журнал спшкортостпнп м з(5В), 2015 аежааз

заведующая кафедрой иностранных языков Т.А. Буркова; директор института педагогики, кандидат педагогических наук, профессор З.И. Исламова; кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Л.Р. Саитова; доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики Г.И. Гайсина; кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Трофимова.

Рабочие группы проводят свои заседания на встречах и в онлайновом режиме, в том числе в рамках проведения ежегодных конференций «Образования без границ»: так, 20-23 мая 2014 года в Уфе состоялась VII Неделя образования государств-членов Шанхайской организации сотрудничества «Образование без границ». По программе данного мероприятия был организован круглый стол «Модернизация системы высшего образования по подготовке педагогических кадров в Евразийском пространстве», на котором участники обсудили и согласовали перечень приоритетных направлений сетевых научных исследований вузов-партнеров УШОС в области педагогических наук. К ним, в первую очередь, относятся следующие темы.

- Развитие интеграционных процессов в образовательном пространстве Университета ШОС.

- Исторический генезис просветительства в Евразийском пространстве.

- Социализация студенчества в вузах-партнерах УШОС.

- Теория и практика интернационализации в условиях образовательного пространства УШОС.

- Социально-воспитательный подход к организации академической мобильности студентов УШОС.

- Теория и практика медиаобразования в УШОС.

В настоящее время кафедры университетов проводят большую работу по обучению магистрантов (направление «Педагогика»), подтвердившую принципиальную возможность сотрудничества вузов разных стран в деле совместной подготовки высококвалифицированных кадров. Направление студентов на обучение осуществлялось на основании двусторонних договоров о сотрудничестве и финансировалось национальными ведомствами, отвечающими за развитие образования.

Международное сотрудничество в рамках программ УШОС способствует интеграции лучших методических, кадровых, лабораторных и иных ресурсов; позволяет обмениваться опытом и знаниями с целью обеспечения высокого качества реализации совместных образовательных программ и построения индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с интегрированным учебным планом; предоставляет возможность приобретения уникальных компетенций благодаря получению дополнительных знаний, умений и навыков, благодаря рациональному использованию финансовых средств.

Рабочая группа определила модульную программу обучения и содержание; сроки пребывания и количество, которые соответствуют продолжительности обучения и общему количеству часов, необходимых для получения документа об образовании в том или ином вузе. При этом рекомендованный срок обучения - не менее одного семестра; набор студентов осуществляется на основе взаимосогласованных квот на прием студентов в университеты по линии Университета ШОС. Так, в 2013/2014 учебном году два студента третьего курса (специальность 5В012300 - «Социальная педагогика и самопознание») -М. Айсанова и А. Шакиртова - по программе академической мобильности обучались в БГПУ имени М. Акмуллы; в то же время студенты третьего курса (специальность «Социальная педагогика») вуза-партнера - А. Мишина, Р. Адиева и Т. Самойлова - обучались в ЕНУ имени Л.Н.Гумилева.

В 2014/2015 учебном году в рамках УШОС осуществлен прием на основе грантового финансирования в магистратуру по специальности 6М010300 - «Педагогика и психология». Обучение проводится по интегрированной образовательной программе, разработанной

педагогический журнал спшкортостпнп м з(5в), 2015 аежааз

рабочей группой двух вузов-партнеров. Такие квоты предуматриваются и в новом, 2015/2016 учебном году, то есть ежегодно, и только для студентов, обучение которых финансируется из бюджета Университета ШОС.

Открытие направления «Педагогика» способствует успешному формированию социально-образовательных условий реализации Концепции УШОС: в рамках вышеназванных направлений видится дальнейшее развитие мировых педагогических идей в евразийском контексте и модернизация подготовки профессиональных кадров для многоуровневой модели педагогического образования (бакалавриат, магистратура). Последовательное наращивание эффективного взаимодействия опирается на постоянный обмен опытом в области модернизации систем образования и скоординированные усилия по всему спектру проблем в данной важнейшей сфере.

1. Концепция международного евразийского гуманистического форума, 2015.

2. Аналитический доклад : университет ШОС как инструмент интеграции образовательных систем государств-членов ШОС.

3. Материалы VII Недели образования государств-членов Шанхайской организации сотрудничества «Образование без границ». «Образования без границ». 20-23 мая 2014 год, Уфа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.