Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПОЗИЦИЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА'

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПОЗИЦИЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / СУБЪЕКТ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ / SUBJECT OF INTERCULTURAL RELATIONS / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / CULTUROLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайсина Гузель Иншаровна, Шалгынбаева Кадиша Кадыровна

Представлен обобщенный анализ выполненных авторами научных исследований по проблеме реализации культурологического подхода в воспитании;раскрыты принципы культурологического подхода к задачам воспитания личности как субъекта межкультурных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайсина Гузель Иншаровна, Шалгынбаева Кадиша Кадыровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE EDUCATION OF THE INDIVIDUAL AS THE SUBJECT OF INTERCULTURAL RELATIONS FROM THE STANDPOINT OF CULTURAL APPROACH

The analysis made by the authors of scientific studies on the implementation of cultural approach in education is represented. The principles of cultural approach to the problem of individuality education as the subject of intercultural relations are explained.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПОЗИЦИЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА»

Г.И. Гайсина (РФ), К.К. Шалгынбаева (Казахстан)

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПОЗИЦИЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Ключевые слова: поликультурное воспитание, субъект межкультурных отношений, культурологический подход.

Аннотация: Представлен обобщенный анализ выполненных авторами научных исследований по проблеме реализации культурологического подхода в воспитании; раскрыты принципы культурологического подхода к задачам воспитания личности как субъекта межкультурных отношений.

В соответствии с Договором о сотрудничестве между Башкирским государственным педагогическим университетом имени М. Акмуллы и Евразийским национальным университетом имени Л.Н. Гумилева кафедра социальной педагогики (БГПУ) в лице заведующей кафедрой, доктором педагогических наук, профессором Гайсиной Гузель Иншаровной, с одной стороны, и кафедра социальной педагогики и самопознания (ЕНУ) в лице заведующей кафедрой доктором педагогических наук, профессором Шалгынбаевой Кадишой Кадыровной, с другой стороны, подписали Рабочую программу образовательного и научного сотрудничества на 2014-2016 годы. Представленная статья отражает единство научно-педагогических подходов авторов к проблеме реализации культурологического подхода в теории и практике современного образования.

Осознание культуры как важнейшего фактора становления, стимула и духовно-практического основания социального развития обусловило появление нового фундаментального метода научного познания, получившего наименование «культурологический подход». Суть метода состоит в том, что при изучении объектов, процессов и явлений общественного или личностного плана акцентированно выявляются и анализируются наиболее характерные для них культурные аспекты. Культурологический подход предполагает рассмотрение феномена культуры в качестве стержневого в понимании и объяснении особенностей человека, его сознания и жизнедеятельности. Так, данный культурологический подход в изучении человека определяет его видение через призму понятия культуры, что позволяет рассматривать человека как свободную, активную личность, способную к самодетерминации в результате общения с другими личностями, соприкосновения с иными культурами. Он позволяет трактовать усвоение культуры как процесс личностного открытия, создания собственного мира культуры, участия в диалоге культур, при котором осуществляется индивидуально-личностная актуализация заложенных в ней смыслов. Таким образом, культурологический подход - это, прежде всего, принципиальная гуманистическая позиция, признания человека субъектом культуры, ее главным действующим лицом.

Особенность культурологических моделей образования, по справедливому мнению Р. Башарулы, состоит в том, что они регулируются не тоталитарным государством и свободным рынком, а культурой. При реализации таких моделей отечественная культура рассматривается как образовательное пространство, где национальный духовный опыт есть составляющая мировой культуры; где развивается поликультурный, продуцирующий диалог народов и этносов [2, 205]. В педагогических исследованиях также наблюдается возрастающая тенденция к изучению культурологических аспектов образования. Ученые-педагоги рассматривают культуру, в том числе национальную, в качестве базовой составляющей воспитания и обучения, играющей возрастающую роль в формировании личности при угрозе нарастания бездуховности и падения нравственных устоев в обществе. Культурологический подход к образованию и воспитанию, в частности, позволяет рассматривать педагогические явления на широком социокультурном фоне, представляющем собой совокупность субъектов - носителей культуры разных уровневых организаций - от общества в целом и социальных слоев до малых контактных групп и личности. Он ориентирует образовательно-воспитательный процесс на диалог культур, их самобытную оригинальность и многообразие

педагогический журнал спшкортостпнп м з(5В), 2015 аежааз

и, в то же время, единство и равноценность в контексте развития мировой цивилизации; усиливает тенденцию гуманитаризации системы образования и воспитания.

Сущностными характеристиками культурологического подхода в образовании выступают:

- отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию;

- отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности;

- отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личностные смыслы, диалог и сотрудничество в достижении целей культурного саморазвития;

- отношение к образовательной организации как целостному культурно-образовательному пространству.

В трудах современных ученых России и Казахстана обстоятельно раскрываются идеи о культурообразующем начале личности, о воспитании субъекта культуры, которые особенно актуальны для сегодняшней системы образования и воспитания - Г.К. Ахметова, Р. Башарулы, О.С. Газман, Ж.Ж. Наурызбай, С.А. Узакбаева, Р.К. Дюсембинова, Н.Б. Крылова, Е.В. Бондаревская, Г.В. Палаткина, Н.Е. Щуркова, Ш.М. Мухтарова, С.К. Абилдина и другие ученые.

Культурологический подход, являясь системообразующим фактором интеграции социально-гуманитарного образования, становится доминирующим при построении научных гуманитарных систем современности. Это относится ко всей образовательной системе в общем и к воспитанию личности как субъекта межкультурных отношений в частности. На современном этапе развития мирового сообщества особую значимость в межнациональном и межкультурном общении приобрели такие ценностные основания культуры, как культура межэтнических отношений, этнотолерантность, межкультурный полилог (диалог). Межкультурные отношения представляют собой междисциплинарный феномен, являющийся объектом многих гуманитарных наук: политологии, культурологии, социологии, этнографии, педагогики, психологии и других. К сожалению, в педагогической науке данное понятие находится лишь на начальной стадии разработки, что значительно затрудняет решение проблемы воспитания личности как субъекта данных отношений. Педагогическое значение культурологического подхода к воспитанию культуры межнациональных отношений заключается в том, что межнациональное общение людей, в соответствии с ним, рассматривается как способ и средство восприятия, познания, передачи и усвоения нравственно-культурных достижений разных народов, в результате чего и происходит взаимопроникновение культур.

Актуальность проблемы воспитания личности как субъекта межкультурных отношений обусловлена усиливающимися в настоящее время такими тенденциями, как процессы глобализации и информатизации; увеличение миграционных потоков; расширение международных контактов на разных уровнях носителей различных культур; формирование единого мирового экономического, информационного, культурного и образовательного пространства. Усиление культурного многообразия общества потребовало пересмотра глобальных человеческих ценностей, необходимости разработки продуктивных способов обучения и воспитания молодого поколения, в том числе и в области межкультурных отношений. Способность личности выступать субъектом межкультурных отношений рассматривается нами как социальная компетентность, которая может рассматриваться в качестве одного из критериев социальной зрелости, в основе которой - осознанно усвоенные социальные знания, воспитанные социальные чувства и сформированные социальные компетенции. В широком понимании социальная компетентность определяется как корректная деятельность в социальном пространстве; отстаивание собственных прав и интересов; следование правилам совместного функционирования; толерантное отношение к социальным и культурным различиям.

педагогический журнал спшкортостпнп м з(5В), 2015 аежааз

На поведенческом уровне социальная компетентность может выражаться в таких составляющих, как позитивное мышление; способность конструктивно решать проблемы; способность действовать гибко и конструктивно; способность разрешать конфликты цивилизованными способами; способность к межкультурной и межгендерной коммуникации; способность к групповому сотрудничеству и другие. В связи с этим необходимо отметить, что решение проблемы формирования социальной компетентности учащейся молодежи требует расширения традиционного перечня направлений воспитательной работы за счет достаточно новых, но весьма актуальных сегодня видов воспитания, а именно: психологического, правового, поликультурного, профилактического.

Воспитание межкультурных отношений школьников в поликультурном образовательном пространстве охватывает широкий спектр направлений работы педагога: развитие аксиологических установок личности посредством обогащения ее сознания этноспецифическими ценностями различных культур; этнопедагогическое просвещение с целью углубления этнокультурных представлений; формирование этнотолерантности, мировоззренческих установок в области межкультурных и межнациональных взаимоотношений, направленных на создание гармонии в межкультурном взаимодействии. Однако в практике воспитания эти вопросы часто решаются бессистемно, без достаточного научного и методического обоснования, что актуализирует использование системного и целостного подходов к решению проблемы воспитания личности как субъекта межкультурных отношений.

Результаты научно-педагогических исследований последних лет свидетельствуют о том, что культурологический подход к проблеме воспитания личности как субъекта межкультурных отношений является основой наиболее конструктивной теоретическо-методологической концепции, отличающейся своей культурно-ценностной ориентацией; основой для построения аксиологической модели приобщения молодого поколения к общечеловеческим и этнокультурным ценностям. При этом культурологическое осмысление человеческих отношений исходит не только из понимания культуры как результата материальной и духовной деятельности, но и доминирующего признания культуры как преобразующей силы, изменяющей, совершенствующей, преобразующей человеческие отношения и поведение. Подобное понимание культуры наиболее адекватно соотносится с сущностью воспитательной деятельности, так как само воспитание выступает выразителем соционормативной культуры общества.

В ключе решаемой проблемы мы рассматриваем соотношение образования, воспитания и культуры через сохранение культурно-образовательных традиций этноса, нации и воспитание личности как субъекта межкультурных отношений. Культурологический подход способствует пониманию этнопедагогических явлений как совокупности культурных компонентов на широком социокультурном фоне (с учетом культурной ситуации), а изучаемые объекты - как феномены этнокультуры. В тесной взаимосвязи с системным, этнопедагогическим, этнопсихологическим, личностно-деятельностным, аксиологическим и средовым методологическими подходами культурологический подход образует основание для разработки комплексной программы воспитания личности как субъекта межкультурных отношений. Концептуальной основой разработки такой программы являются стратегия, определенная в Послании Главы государства НА Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050»: «Единая цель, единые интересы, единое будущее» - национальная идея нашего общеказахстанского дома» [4]; а также философские, социологические, культурологические и психолого-педагогические теории, выбор которых обусловлен социокультурной ситуацией в стране и современными подходами к решению данной проблемы.

На основе анализа проблемы, изучения трудов российских и казахских ученых, а также современного состояния практики воспитания личности как субъекта межкультурных отношений были выработаны ведущие теоретические положения комплексной программы воспитания личности как субъекта межкультурных отношений:

педагогический журнал спшкортостпнп м з(5в), 201 s äogsSas

- воспитание реализуется в рамках комплексной программы на основе интеграции межкультурного потенциала воспитательных мероприятий с содержанием образования школьников;

- в содержание образования вводится поликультурный компонент (этно- и поликультурные знания, компетенции, кросс-культурная грамотность и т. д.);

- воспитание строится на основе технологии формирования культуры межнационального взаимодействия, толерантности, интеллекта межнациональных отношений, межкультурных компетенций;

- развитые значимые личностные качества способствуют формированию культуры понимания, толерантности, готовности к плодотворному межкультурному диалогу.

Предложенная программа опирается на идею поликультурности в воспитании и основывается на следующих принципах: культуросообразности, природосообразности, этнопреемственности поколениями культурных ценностей семьи и общества, этнокоммуникативной потребности, этнотолерантности, инкультурации, аккультурации, интеллекта межнациональных отношений, полиязычия. Рассмотрим в общих чертах сущность и пути реализации указанных принципов.

Принцип культуросообразности в соответствии с целями воспитания и с позиций культурологического подхода становится определяющим для современных концепций развития личности. Под культуросообразностью понимается эффект соотнесенности и соотносимости образования с культурой как множеством социальных пространств, его включенности в разнообразные текущие культурные процессы (и соответствие их особенностям). Современная интерпретация принципа культуросообразности воспитания в педагогике определяет не только отношение между воспитанием и культурой как средой, влияющей на развитие личности, но и отношение воспитания к человеку как носителю этнической культуры.

Принцип природосообразности как этнопедагогическая закономерность рассматривается в трудах многих ученых: Г.Н. Волкова, Р.К. Дюсембиновой, С. Габбасова, Ш.И. Джанзаковой, А.С. Магауовой, М.Б. Кожановой, С.А. Узакбаевой, К.Ж. Кожахметовой, Ш.М. Мухтаровой, К.К. Шалгынбаевой, С.К. Абильдиной, П.П. Козловой, К.А. Оразбековой, С.А. Узакбаевой, Ф.Г. Ялалова, А.В. Мудрика. Так, последний из вышеупомянутых предложил современную трактовку принципа природосообразности, основанную на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, связи ноосферы и жизнедеятельности сообществ [3]. Природосообразное воспитание в условиях глобализации должно способствовать тому, чтобы человек не замыкался на частных случаях гармонии с природой, а осознавал себя гражданином Вселенной, понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы.

Принцип этнопреемственности поколениями культурных ценностей семьи и общества. Он является системообразующим, с ним соотносятся и координируются другие принципы, раскрывающие и обеспечивающие его реализацию. Принцип связан с необходимостью сохранения культуры и передачи культурной информации последующим поколениям.

Принцип этнокоммуникативной потребности. Данный принцип требует учета характера мотивации и потребности личности при ее включении в процесс межкультурных отношений в поликультурном пространстве. При этом в широком понимании он опирается на идею, что ни один народ не может полноценно развиваться без общения и многостороннего взаимодействия с другими народами.

Принцип толерантности. Он гласит, что в системе ценностно-целевых приоритетов социального образования важнейшее место по праву принадлежит толерантности. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО (1995), подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностными, религиозными и политическими ориентирами может быть достигнуто путем выработки норм толерантного

педагогический журнал спшкортостпнп м з(5в), 2015 аежааз

поведения и формирования навыков межкультурного взаимодействия. Так, формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им приобрело для многонациональной и многоконфессиональной России особую актуальность (это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе; продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами; ростом национального экстремизма, всплесками ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма). Согласно документам ООН и ЮНЕСКО, обучение культуре мира означает построение и развитие социальных отношений, основанных на принципах свободы, справедливости, демократии, терпимости и солидарности, отказа от любых видов насилия. При этом толерантность выражает активную нравственную позицию и психологическую готовность к взаимопониманию, позитивному взаимодействию с людьми иной культуры, национальной, религиозной и социальной среды. Реализация данного принципа предполагает воспитание толерантного отношения к человеку другой национальности, которое выражается в принятии и понимании представителей иных культур; воспитании индифферентности / терпимости к чужому мнению и верованию; формировании культуры межнациональных отношений.

Принцип инкультурации предполагает процесс вхождения человека в культуру своего народа (который начинается с момента рождения), с постепенного освоения ценностей национальной культуры, включения в окружающий мир культуры (и продолжается всю жизнь).

Принцип аккультурации представляет процесс вхождения человека в иную культуру и реализуется в контексте воспитания личности как субъекта межкультурных отношений; способствует формированию умений понимать, принимать и уважать культурные различия; развитию культурного плюрализма.

Принцип интеллекта межнациональных отношений раскрывается через гармонию взаимодействия субъектов разных национальностей. Межнациональные отношения включают «интеллект отношений» - совокупность благоразумия, рациональности и осмотрительности, которые толерантная личность использует в поведении, межкультурных отношениях и межнациональном общении. Такие личности способны увлекать и мотивировать людей благодаря опыту поведения, так как «интеллект отношений» - это готовность и способность обеих сторон к конструктивному межнациональному общению.

Принцип полиязычия в Республике Казахстан реализуется в рамках стратегического проекта - триединства языков, инициированного Президентом страны Н.А. Назарбаевым. Реализация полиязычного образования осуществляются в процессе воспитания поликультурной личности; полиязычие создает плодотворную среду в процессе воспитания личности как субъекта межкультурных отношений, обеспечивая не только развитие гуманистических общечеловеческих качеств личности, но и возможность реализации ее этнокультурных потребностей.

Ведущая идея концепции предложенной для разработки комплексной программы культуросообразного воспитания заключается в том, что воспитание личности как субъекта межкультурных отношений должно представлять собой целостную систему, цели, задачи, содержание, принципы и технологии которой отличаются интегративным и гуманно-личностно-ориентированным характером. Структурные компоненты программы воспитания влияют на сознание воспитуемых, формируя позитивный опыт культуросообразного и куль-туротворческого поведения на высоком уровне межкультурных отношений, толерантности, межкультурной компетентности, сформированности личностных качеств человека культуры. Единство и целостность комплексной программы воспитания личности как субъекта межкультурных отношений обеспечиваются многофункциональностью и вариативностью ее структуры; взаимосвязанные компоненты (цель, задачи, содержание, средства, методы, принципы, ожидаемые результаты) позволяют проектировать и корректировать процесс воспитания, прогнозировать конечный результат и корректировать промежуточные этапы.

педагогический журнал Башкортостана м з(5В), 2015 аеЖааз

Таким образом, ведущие положения культурологического подхода в образовании позволяют теоретически обосновать пути решения актуальной проблемы воспитания личности как субъекта межкультурных отношений и реализовать программу его реализации.

1. Асанова, Ч.А. Научно-педагогические основы формирования культуры межнационального общения школьников. Монография / Ч.А.Асанова. - Бишкек : Издательство «Ишим», 1994. -108 с.

2. Башарулы, Р. Методология развития поликультурного образования в Казахстане. Монография / Р.Башарулы. - Алматы: Гылым, 2002. - 236 с.

3. Мудрик, А.В. Теоретические основы процесса социализации личности / А.В.Мудрик // Социализация личности в процессе обучения и воспитания. Матер. Международ. научно-практ. конф. - Ульяновск, 2007. - С. 4-12.

4. Назарбаев, Н.А. «Казахстанский путь - 2050: «Единая цель, единые интересы, единое будущее». Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г. - http://www.akorda.kz.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.