Научная статья на тему 'Процесс воспитания этнической толерантности студентов во внеучебное время'

Процесс воспитания этнической толерантности студентов во внеучебное время Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ETHNIC TOLERANCE / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / POLY-CULTURAL ENVIRONMENT / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / POLY-CULTURAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Утегенов Ж. М.

В статье рассматриваются сущность и структура этнической толерантности, обоснована программа воспитания этнической толерантности студентов во внеучебное время, представлены средства, формы и результаты воспитания этнической толерантности студентов во внеучебное время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING UNIVERSITY STUDENTS ETHNIC TOLERANCE OUT OF CLASSROOM

The article examines the essence and structure of ethnic tolerance, explains the students out-of-classroom ethnic tolerance development program, presents means, education forms, and results of developing ethnic tolerance of students out of classroom

Текст научной работы на тему «Процесс воспитания этнической толерантности студентов во внеучебное время»

6. Смирнова Н. Л. Имплицитные концепции интеллекта: представления об умном человеке в обыденном сознании: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1995. - 120 с.

7. Попова Л. В., Фи Тхи Хиеу. Отношение и представления об одаренных детях во Вьетнаме // Психология человека в современном мире: Матер. Всерос. юбилейной науч. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна. - Т. 2. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009. - С. 379-385.

8. Nguyen Van Háo. Phát hiên và bôi duong hoc sinh có nang khiêu âm nhac trong truàng tiêu hoc và trung hoc co só // Tap chí Giáo duc . - So. 115. - Tr.: 37-38. - 2005 (на вьетн. яз.).

9. Nguyen Anh Tuyêt. Bac trung tâm ly cùa trè em có nang khiêu tho. Luán án Phó tiên sî Tâm ly hoc. - Hà Nôi, 1979 (на вьетн. яз.).

10. Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 368 с.

11. Renzulli J. The Three-ring Conception of Gift-edness: Its Implication for Understanding the Nature of Innovation // International Handbook on Innovation. - L.: Elsevier Science, 2003. - P. 79-96.

12. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С.29-33.

13. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. -М., 1997.

ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

developing university students' ethnic tolerance out of classroom

Ж. М. Утегенов

В статье рассматриваются сущность и структура этнической толерантности, обоснована программа воспитания этнической толерантности студентов во внеучебное время, представлены средства, формы и результаты воспитания этнической толерантности студентов во внеучебное время.

Ключевые слова: этническая толерантность, этнокультурное воспитание, поликультурная среда, поликультурное воспитание.

Zh. M. Utegenov

The article examines the essence and structure of ethnic tolerance, explains the students' out-of-classroom ethnic tolerance development program, presents means, education forms, and results of developing ethnic tolerance of students out of classroom.

Keywords: ethnic tolerance, ethno-cultural education, poly-cultural environment, poly-cultural education.

Воспитание этнической толерантности предполагает культурный рост личности и межкультурное взаимопонимание, которые стали одной из главных задач в поликультурной среде. Воспитания этнической толерантности требует этнокультурное и поликультурное воспитание. В нашем исследовании мы опираемся на концепции поликультурного воспитания А. Н. Джурин-ского. По его утверждению, поликультурное и этнокультурное воспитание соприкасаются, если складывается общность субъектов педагогического воздействия. А это возможно, если этнопедагогика сквозь призму межэтнического диалога опирается на гуманистический потенциал народной педагогической традиции [1, с. 64-65].

Этническая толерантность предполагает следующие характеристики: наличие знаний о других культурах и проявление интереса к ним с целью обогащения своего мировоззрения; признание ценностей, норм и форм поведения,

свойственных другим культурам; активная позиция, необходимая в межкультурных отношениях. Для формирования этнической толерантности необходима выработка таких качеств, как открытость, общительность, ориентация на общечеловеческие ценности. Эмоциональная составляющая этнической толерантности - уверенность в своей позиции, эмоциональная устойчивость, сочувствие, сопереживание, позволяющие снижать напряженность во взаимоотношениях, эмпатия к людям иных культур, уважительное отношение к ценностям других этнических групп. На деятельностном уровне это сотрудничество, компромисс и приспособляемость в поликультурной среде, которые определяют умения и навыки взаимодействия с другой культурой, способствуют успешной интеграции и взаимовлиянию культур. Раскрытие качественной и действенной стороны этнической толерантности выступает предпосылкой потребности в саморазвитии личности, способности к сохранению своего

«Я», идентичности со своей культурой. Таким образом, понятие «этническая толерантность» справедливо рассматривать как нравственную позицию и как важный фактор взаимопонимания в поликультурной среде.

Опытно-экспериментальная работа на базе Кызылор-динского государственного университета им. Коркыт Ата (г. Кызылорда) проходила в три этапа:

1) констатирующий «срез», который дал возможность выявить исходный уровень воспитанности этнической толерантности студентов;

2) эксперимент (работа по воспитанию этнической толерантности);

3) итоговый срез.

Исследование охватило 80 студентов второго курса по специальностям «Педагогика и психология», «Казахский язык и литература», «История и право».

До проведения работы по воспитанию этнической толерантности выявлены уровни мировоззренческого, эмоционального и деятельностного компонентов этнической толерантности (низкий, средний, высокий) и сравнивались с итоговым срезом исследования. Их сравнение определяло уровни воспитанности этнической толерантности студентов во внеучебное время.

Программа «Организация воспитания этнической толерантности студентов во внеучебное время» включала теоретические знания о значении поликультурной среды, ее функционирования, ценностях иных культур, формах организации взаимодействия с представителями иных культур. Это помогало студентам усвоить знания и развить умения и навыки, необходимые для будущей социальной и личной жизни.

Особенностью реализации программы являлась нацеленность работы педагога на возрождение этнопедаго-гических традиций казахского народа, приобретение и совершенствование навыков народной педагогики, способствующих успешному взаимодействию иных культур; на важность поликультурной среды, на приобретение знаний о культуре общения с представителями других культур, взаимодействия с ними.

Содержание программы было ориентировано на основополагающие общечеловеческие ценности: любовь, уважение, взаимопонимание, ответственность, нравственность и др. Оно охватило такие темы, как уважительное отношение к собственным культурным ценностям и ценностям других культур, значение и функции межкультурного общения, поликультурной среды, мотивы межкультурного согласия, актуальные проблемы социальной стабилизации.

Цели программы: обеспечить осознание студентами социальной и этнической сущности межкультурного взаимопонимания, ее роли в жизнедеятельности человека; воспитание студентов в духе народной культуры; приобщение к сотрудничеству в поликультурной среде, приобретение и совершенствование навыков межкультурного диалога; формирование убеждения в том, что поликультурная среда является естественной сферой жизнедеятельности любого человека.

Задачи программы: вооружить студентов основными знаниями народной педагогики, способствующими взаимопониманию в общении с представителями иных культур, сформировать понятия этнической толерантности, рассказать о ценностях других культур и способах межкультурных отношений в поликультурной среде; сформировать оценочные суждения, основанные на народной педагогике, о межкультурных взаимодействиях; выработать практические навыки, необходимые студентам в межкультурных отношениях, для решения конфликтных проблем и сохранения баланса в поликультурной среде.

Программа, разработанная на основе этнопедагогиче-ского, аксиологического, культурологического, системного подходов, принципов гуманизма в социализации, дает возможность освоить народную национальную культуру, привить гуманное отношение к ценностям других культур в условиях современного мира, улучшить взаимопонимание между этносами. Программа предполагает изучение этнопедагогики и особенностей поликультурной среды в единой системе.

Программа состоит из теоретического и практического блоков, привлекает студентов к самостоятельной работе практико-ориентированной направленности проблемно-поисковым методом. Самостоятельная работа включала четыре направления: осмысление значимости ценности своей культуры и других культур на основе взаимопонимания; осмысление межкультурных отношений; осмысление понятия этнической толерантности, необходимые знания о поликультурной среде, межкультурных отношениях; воспитание и самовоспитание качеств и умений, необходимых в межкультурных отношениях.

Теоретический блок включал информацию, формирующую представления о рациональном и эффективном поведении, основанном на этнопедагогических особенностях (в том числе формирование психолого-педагогических, социально-правовых знаний с учетом национальных традиций и общечеловеческих ценностей); о поликультурной среде (ее особенностях, формах существования, способах функционирования и т. п.), об организации традиций, о ценностях других культур, их сходстве и различиях.

В практическом блоке студенты осваивали сущность народных традиций и поликультурной среды. В ней выделена рубрика «Атадан калган асыл соз» («Жемчужина народной мудрости»). Ее цель - подбор, анализ, обсуждение народных пословиц и поговорок. На занятиях студенты работали с этнопедагогическим материалом, в котором отражено неисчерпаемое богатство народной мудрости. В пословицах и поговорках кратко и образно выражаются мысли о воспитании, формировании личности, о наилучших качествах человека, любви к родине, народной культуре, способствующих успешности межкультурного отношения [2].

Блок самостоятельной работы студентов реализуется: в работе с книгой (словари, энциклопедии, художественная литература, сборники законодательных актов, статьи в педагогической и психологической печати); в письменных работах (сочинения, доклады, ответы на вопросы); в наблюдениях (театральные спектакли, фильмы, посещение музеев, выставок, просмотр телепередач с последующим

вопросы психологии и воспитания -

Таблица 1

Воспитание этнической толерантности студентов во внеучебное время

№ Тема Цель Методы Форма проведения

1 Этнотолерантность - залог мира! Формирование научных понятий об этнической толерантности, о ее роли в межкультурных отношениях Убеждение, объяснение, проблемный Лекция-беседа

2 Основы поликультурного воспитания Передача особенностей взаимоотношений в поликультурной среде, ее научные основы, взаимосвязь с народными традициями Убеждение, словесный метод Лекция-семинар

3 Человек в культурах этноса Передача знаний о человеке как ценности, о природе жизнедеятельности разных культур, воспитание уважительного отношения Объяснение, лекция, рассказ Лекция-семинар

4 Факторы конфликтов в межкультурных отношениях Передача знаний о конфликтологии, информации о факторах конфликтов, позиции личности в конфликтных ситуациях Объяснение, словесный метод Лекция-беседа

5 Мы - казахстанцы! Воспитание взаимопомощи, уравновешенности, осознание себя как гражданина общего государства, развитие представлений о других культурах, проживающих в одной стране, умение общаться с представителями других культур Рассказ, метод примера, объяснение Воспитательный час

6 Наш общий дом -Казахстан Воспитание патриотизма, признание общечеловеческих ценностей, открытость к взаимоотношениям, уважение к ценностям других культур, этика общения, необходимость сотрудничества Рассказ, объяснение, метод наглядности Круглый стол, Беседа с представителями разных этнических групп

Традиция и толерантность Воспитание нравственности с использованием народных традиций, определение взаимосвязи традиций и толерантности, углубление понятия «толерантность» Объяснение, метод примера Дискуссия

7 Экскурсия в областной музей Воспитание патриотизма, межнационального взаимопонимания, уважение к другим культурам Беседа, наблюдение Обсуждение после экскурсии, круглый стол

8 Экскурсия в районный музей Воспитание патриотизма, формирование уважения к ценностям других культур, эмоциональной устойчивости, активности Метод примера, беседа, наблюдение Обсуждение после экскурсии, круглый стол

9 Поликультурность - наша среда Понимание важности поликультурной среды, видение мира в его разнообразии, уважение к представителям других культур Метод проблемного изложения, диспут Дискуссия

10 Бумажный бум Воспитание неагрессивного поведения, развитие навыков конструктивного взаимодействия Игровой метод, упражнение Тренинг-игра

11 Этнос Воспитание межкультурного взаимопонимания Игровой метод Тренинг-игра

обсуждением); в самостоятельной работе практического характера, с помощью которой приобретаются навыки взаимодействия с представителями других культур.

Использовались разнообразные типы воспитательной работы: лекции, комбинированные занятия (беседа преподавателя с субъектами воспитательного процесса в сочетании с высказываниями студентов, ролевые игры и т. д.), дискуссия, беседа, социально-педагогический тренинг, тестирование, встреча за круглым столом и др. [3]. Для регулирования воспитательной работы создавались специальные заготовки по темам, которые предлагались студентам для обсуждения, анализировались их результаты. Дискуссия широко использовалась при изучении тем «Традиция и толерантность», «Поликультурность - наша среда», где выступления студента показывали уровень их знаний по рассматриваемой теме, давали возможность донести до окру-

жающих свой опыт, переживания, мысли, сомнения и т. д. Проведение воспитательного мероприятия «Мы - казах-станцы!» давало возможность овладеть знаниями о других культурах, их ценностях, об истории народов, живущих в Казахстане, способствовало принятию их ценностей, вырабатывало стремление к дружелюбию, патриотизму, миролюбию, развитию навыков сотрудничества, взаимодействия, сопереживания, общительности, активности.

Реализации этнопедагогических идей, рассматривающих человека как ценность, способствовали отбор и обработка произведений устного творчества, побуждающих к уважению и пониманию людей разнообразных культур. С этой целью обсуждались фрагменты из таких произведений, как «Кутты билик» Жусипа Баласагуна, «Книга слов» Абая Кунанбаева, эпос легендарного тюркского поэта и философа Коркыта.

Таблица 2

Уровни сформированности компонентов этнической толерантности студентов (в %)

Компоненты Контрольная группа Экспериментальная группа

Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

до после до после до после до после до после до после

Мировоззренческий 17,5 10 70 72,5 12,5 17,5 15 - 71 67,5 14 32,5

Эмоциональный 15 12,5 72,5 70 12,5 17,5 12,5 - 75 65 12,5 35

Деятельност-ный 12,5 10 80 77,5 7,5 12,5 12,5 - 82,5 77,5 5 22,5

Экскурсия дает возможность изучать предметы и явления в естественной обстановке (кинотеатр, исторические места, музей, выставки и др.) [4]. Сообразно этому были организованы экскурсии в этнографический музей и выставочный зал при университете им. Коркыт Ата, городской исторический музей. Это позволило студентам расширить кругозор, научиться рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи и взаимодействии, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы.

В программу были включены занятия по развитию эмпатии игровыми методами: проводились игры «Бумажный бум» (снижение агрессии по отношению к другим людям), «Этнос» (знакомство с новыми словами и названиями, принадлежащими другой культуре, проявлению к ней положительного отношения). В результате появлялась возможность оперативно и гибко корректировать проведение занятия, делать соответствующие выводы, необходимые для дальнейшей работы.

Содержание программы отражено в воспитательно-тематическом плане и имеет структуру, отраженную в табл. 1.

Ожидаемые результаты освоения программы определялись формированием системы знаний, норм, ценностей на основе этнопедагогики казахов и поликультурного воспитания в их связи с общечеловеческими ценностями; приобретением и совершенствованием необходимых знаний о ценностях других культур; развитием социальных качеств; осознанием ответственности во взаимоотношениях с людьми иной культуры.

Воспитательная деятельность студентов создает благоприятные условия для эффективного развития межкультурных отношений, этнической толерантности, что объясняется актуальностью поставленной проблемы и спецификой молодежной студенческой среды. В итоговом срезе выявлены изменения уровней всех компонентов этнической толерантности студентов.

В мировоззренческом компоненте до начала эксперимента высокий уровень имели 14% студентов экспериментальной группы, а по его окончании - 32,5% студентов. Кроме того, к концу эксперимента низкий уровень этого компонента не показал ни один студент. Студенты проявили повышенный интерес к знаниям народной педагогики и особенностям поликультурного воспитания, к ценностям других культур, ими было осмыслено значение взаимопонимания в поликультурной среде, роли межкультурного отношения.

Что касается эмоционального компонента этнической толерантности, здесь студенты также проявили высокий нравственный уровень в отношении к представителям других культур, уважение к их ценностям. Если в констатирующем срезе высокий уровень эмоционального компонента был обнаружен лишь у 12,5%, то в итоговом срезе - у 35% студентов.

Среди студентов экспериментальной группы высокий уровень деятельностного компонента в начальном срезе показали 5% студентов, а низкий уровень - 12,5%. В итоговом срезе высокий уровень показали 22,5%, а низкий уровень не был выявлен ни у одного студента. Студенты стали увереннее представлять жизнь в поликультурной среде и свои функции в ней, проявили способности к сотрудничеству, приспособляемости и умению найти компромиссное решение в сложных ситуациях, осознали необходимость совершенствования себя как будущего гражданина и патриота страны, с высокой моральной установкой (табл. 2).

Таким образом, по завершении эксперимента получены сравнительные результаты анализа, которые свидетельствуют об эффективности избранных нами условий, форм и методов воспитания с использованием народных традиций и обоснованием роли поликультурного воспитания студентов в формировании их этнической толерантности. В ходе реализации воспитательной программы «Воспитание этнической толерантности студентов во внеучебное время» студенты осознали важность проявления этнической толерантности в поликультурной среде для успешной жизнедеятельности в ней и необходимость повышения общей культуры для эффективного общения с представителями иных культур.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Джуринский А. Н. Концепции и реалии мульти-культурного воспитания: сравнительное исследование. - М., 2008. - 304 с.

2. Измайлов А. Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. - М., 1991. - 256 с.

3. Батышев С. Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. - М.: Высшая школа, 1980. - 155 с.

4. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. - 720 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.