Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАГИСТРАНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА'

СРАВНИТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАГИСТРАНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ ШОС / МАГИСТРАТУРА / СРАВНИТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SCO UNIVERSITY / MASTER'S PROGRAMS / COMPARATIVE PEDAGOGICAL RESEARCH / INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION / MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Галина Павловна, Логвинова Ольга Константиновна

В статье представлен анализ основных направлений сравнительно-педагогических исследований, проводимых в рамках магистратуры Университета Шанхайской организации сотрудничества. Обосновывается актуальность изучения национальной специфики и общих тенденций развития образования в странах-партнерах, а также своевременность выявления эффективных способов решения проблем, связанных с развитием процесса интернационализации высшего образования и формированием поликультурного образовательного пространства современного вуза. Показаны особенности бинарных компаративных исследований, посвященных вопросам формирования культуры межнационального общения, воспитания таких важных качеств у российских и казахских студентов, как толерантность и патриотизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY AREAS OF COMPARATIVE RESEARCH WITHIN THE FRAMEWORK OF MASTER’S PEDAGOGICAL PROGRAMS IN SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION UNIVERSITY (SCO UNIVERSITY)

The article deals with the key areas of comparative research carried out as a part of the master’s pedagogical programs in Shanghai Cooperation Organization University. The authors highlight such urgent problem as the investigation of national specific features and general trends in the development of education in the partner countries. Main attention is focused on the analyses of binary comparative research devoted to the problems of international communication, multicultural education, tolerance and patriotism development within the context of internationalization of higher education.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАГИСТРАНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА»

педагогический журнпл епшнортостпнп м з(вя). яо19

направленность администрации на поддержку учредителя, тем ниже уважение к нему коллег, и наоборот.

Девятый и десятый факторы также касаются мотивации администрации и не связаны с личной мотивацией - это «Осознание социальной значимости труда» (4,5%) и «Стремление утвердиться и проявиться в профессии» (4,4%). Как видим, для женской половины педагогов более важным является стремление, а не просто осознание, позитивная оценка их деятельности работодателем, а не коллективом. У них собственная мотивация педагогической деятельности детерминирована действиями работодателя, имеет ярко выраженный эмоциональный фон.

Табица 1. Матрица факторных нагрузок по выборке (общая)

Мотивы Факторы

1 2 3 4 5 6 7 8

Процент объясняемой дисперсии 30,7 15,2 7,4 6,4 5,3 4,8 4,6 4,4

Стремление к Значимые для меня -0,8 -0,0 0,4 -0.2 -0,2 -0,1 -0,1 -0,2

достижению Ведущие в нашем -0,0 -0,0 -0,8 0,0 0,1 0,1 0,1 0,1

профессиональных коллективе

успехов Требуемые администрацией 0,9 0,0 0,2 0,1 0,2 -0,0 0,0 0,1

Осознание Значимые для меня -0,5 0,4 -0,0 -0,1 -0,1 0,1 -0,1 -0,6

социальной Ведущие в нашем 0,1 -0,5 -0,6 -0,0 -0,1 -0,1 0,1 0,2

значимости коллективе

педагогического труда Требуемые администрацией 0,5 -0,0 0,5 -0,6 0,1 0,0 0,0 0,5

Стремление Значимые для меня 0,4 0,3 0,2 0,5 -0,4 0,7 0,0 -0,6

проявиться себя и Ведущие в нашем 0,2 -0,0 -0,2 0,2 0,1 -0,7 0,2 0,1

утвердиться в коллективе

профессии Требуемые администрацией 0,2 0,3 -0,4 -0,2 0,3 0,5 -0,2 0,6

Хорошее отношение; Значимые для меня 0,2 -0,1 0,0 -0,1 -0,7 0,6 0,2 -0,3

профессиональное Ведущие в нашем -0,1 0,1 -0,1 0,2 0,3 -0,2 -0,1 0,0

взаимоотношение с коллективе

коллегами Требуемые администрацией 0,4 0,0 0,2 -0,4 0,7 -0,2 -0,1 0,4

Желание проявить Значимые для меня -0,4 0,3 0,1 0,0 0,1 0,1 -0,2 -0,2

творчество в работе Ведущие в нашем коллективе 0,0 -0,8 -0,2 -0,1 0,7 0,2 0,1 0,1

Требуемые 0,4 0,4 0,0 -0,1 -0,5 0,0 0,1 -0,2

администрацией

Возможность Значимые для меня -0,1 0,3 -0,1 -0,8 -0,1 0,0 0,1 0,1

самостоятельно Ведущие в нашем 0,0 -0,7 0,0 -0,2 0,5 -0,0 0,1 0,2

планировать свою коллективе

деятельность Требуемые администрацией 0,1 0,2 0,1 0,9 -0,2 -0,2 -0,2 -0,1

Уважение и Значимые для меня -0,1 -0,2 -0,1 0,1 0,2 0,1 0,2 -0,8

поддержка со стороны Ведущие в нашем 0,1 0,1 0,2 -0,1 0,1 0,2 0,8 -0,5

администрации коллективе

Требуемые 0,0 0,1 0,1 0,1 -0,6 0,0 -0,4 0,8

администрацией

Стремление к Значимые для меня -0,1 -0,5 0,0 -0,1 0.6 0,0 0,3 -0,2

получению большого Ведущие в нашем -0,1 0,3 -0,1 0,0 -0,2 0,0 0,3 0,6

материального коллективе

вознаграждения Требуемые администрацией 0,3 0,3 0,1 0,0 0,2 0,2 0,3 0,6

Для мужчин-педагогов большую роль играет личное осознанное отношение к профессии, чем просто стремление, материальное стимулирование работы и проявление самостоятельности в ней. Следует отметить высокую рациональную составляющую

sssssg§§§§ss§ss§sss§§sss£ проблемы современной психологии и пеапгогини

мотивации труда у мужчин, меньшую, чем у женщин, зависимость от действий администрации, наличие желания творить на работе.

Объединяет обе выборки низкий уровень самостоятельности, стремления к самоутверждению, высокая зависимость от других и категоричность в оценках своих коллег и администрации.

Результаты нашего исследования подтверждают данные различных трудов российских ученых сорокалетней давности. Таким образом, можно утверждать, что мотивация труда современных учителей во многом аналогична той, что была и у предыдущих поколений педагогов.

Также результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что стимулирование мотивации профессиональной деятельности педагогов должно носить коллективный характер, так как они (педагоги) всегда ориентированы на мнение окружающих. Мотивация деятельности должна осуществляться непосредственно руководителем, то есть личная мотивация труда учителя зависит от действий директора школы. Кроме того, при выборе стимулов труда учителя необходимо учитывать гендерные характеристики. В таблице 1 приведены сведения о факторных нагрузках по выборке (общая):

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / под ред. А.Г. Асмолова. - Москва : Просвещение, 2010. - 159 с.

2. Безюлюва, Г.В., Бондырева, С.К. Социально-психологические риски в поликультурном профессиональном образовании / Г.В. Безюлюва, С.К. Бондырева, Н.Н. Бушмарина, Н.И. Клименко. - Москва : НОУ ВПО МПСИ, 1994. - 194 с.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997. -

480с.

4. Казанская, В.Г. Педагогическая психология. - Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 336с.

5. Кузьмина, Н.В., Реан, А.А. Профессионализм педагогической деятельности. - Санкт-Петербург : 1993. - 263 с.

6. Маркова, А.К. Психология труда учителя. - Москва, 1993.

7. Молодцова, Н.Г. Практикум по педагогической психологии. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 208 с.

8. Фромм, Э. Психоанализ и этика. Человек для самого себя. - Москва : Изд-во «Республика», 1993. - 414 с.

9. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие. - Москва : Изд-во «Логос», 1996. - 320 с.

10. Hankis, N.E., Clark, H. Seft-actulization: Do teachers need it? // J. Hum. Behav fnd learn. - 1989.- V.6 -№2. - P.7-12.

Г.П. Иванова, О.К. Логвинова

СРАВНИТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАГИСТРАНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Ключевые слова: Университет ШОС, магистратура, сравнительно-педагогические исследования, интернационализация высшего образования, поликультурное образовательное пространство.

Аннотация: В статье представлен анализ основных направлений сравнительно-педагогических исследований, проводимых в рамках магистратуры Университета Шанхайской организации сотрудничества. Обосновывается актуальность изучения национальной специфики и общих тенденций развития образования в странах-партнерах, а также своевременность выявления эффективных способов решения проблем, связанных с развитием процесса интернационализации высшего образования и формированием поликультурного образовательного пространства современного вуза. Показаны особенности бинарных компаративных исследований, посвященных вопросам формирования культуры межнационального общения, воспитания таких важных качеств у российских и казахских студентов, как толерантность и патриотизм.

Университет Шанхайской организации сотрудничества (УШОС) - уникальный проект и пример успешного партнерства в области образования на евразийском пространстве. Концепция сетевого университета, положившая начало сотрудничеству ведущих вузов государств-членов ШОС, была подписана в 2008 году. За прошедшие десять лет Университет ШОС стал эффективным инструментом интернационализации высшего образования в странах-партнерах. Специалисты справедливо отмечают его гуманитарное значение и вклад в повышение статуса ШОС на международной арене [1; 2; 4].

Для плодотворного взаимодействия в рамках Университета ШОС, расширения спектра совместных программ необходим непрерывный обмен опытом в сфере образования, изучение исторически сложившихся национальных образовательных традиций, этнокультурных особенностей обучающихся из стран-партнеров. В связи с этим открытие в Университете ШОС магистерских программ по направлению подготовки «Педагогика» не только придает новый импульс сотрудничеству в сфере образования, но и способствует развитию единого евразийского образовательного пространства. Научные исследования магистрантов, обучающихся по программам «Педагогика и психология», «Педагогика и психология высшего образования», «Социальная педагогика» вносят существенный вклад в осмысление постоянно возникающих нестандартных проблем в условиях поликультурной образовательной среды вузов-партнеров, стимулируют поиск научно-обоснованных подходов к их решению.

Целью данной работы является выявление и обоснование актуальных направлений сравнительно-педагогических исследований, проводимых магистрантами УШОС на базе Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева (Астана, Казахстан) и Российского университета дружбы народов (Москва, Российская Федерация).

Методы исследования. В процессе исследования применялся комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ современных нормативно-правовых и программных документов, регламентирующих реализацию образовательных программ УШОС по направлению подготовки «Педагогика», сравнительный анализ магистерских исследований, обобщение опыта вузов-партнеров, интервьюирование студентов, обучающихся в РУДН по направлению «Педагогика» в рамках УШОс.

Результаты исследования. Одной из приоритетных задач магистерских программ УШОС по направлению подготовки «Педагогика» является формирование у студентов открытого педагогического мышления, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития образования в современном мире и в евразийском пространстве [6]. В процессе научно-исследовательской деятельности у магистрантов развиваются умения самостоятельно осуществлять сравнительный анализ проблем образования, при этом приоритет отдается бинарным компаративным исследованиям развития образования в странах-партнерах, а также выявлению и анализу проблем современного евразийского

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и пеапгогики

образовательного пространства. Уникальность программ состоит в том, что магистранты получают возможность проведения исследования в рамках двух научных школ, на базе двух университетов. Бинарные исследования, выполненные под руководством ведущих ученых из вузов-партнеров, позволили глубже осмыслить изучаемые феномены, уточнить детали общих и специфических процессов, переосмыслить существующие национальные педагогические традиции.

Анализ научной литературы и реальной практики реализации программы подготовки «Педагогика и психология» на базе Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева и Российского университета дружбы народов позволил определить приоритетные направления сравнительно-педагогических магистерских исследований.

1. Теория и практика интернационализации в условиях образовательного пространства УШОС. В современном мире процесс интернационализации становится одним из ключевых факторов развития систем высшего образования. Динамичный и необратимый, данный процесс рассматривается в качестве эффективного пути повышения конкурентоспособности национальных систем высшего образования, их интеграции в мировое образовательное пространство.

В магистерских исследованиях определяются основные направления процесса интернационализации образования в странах-партнерах, изучаются вариативные подходы к пониманию его сущности. В качестве приоритетного выделяется подход, который предполагает создание интернациональной культуры в образовательном пространстве вуза, включение студентов в межкультурный диалог.

2. Поликультурное образование студентов в вузах-партнерах УШОС. Поликультурное образование является необходимой составляющей современного образовательного процесса, оно призвано не только решить задачу подготовки подрастающего поколения к жизни в поликультурной среде, но и обеспечивать представителям разных культурных групп равные образовательные возможности.

Развитие поликультурного образования - актуальная проблема для стран-членов ШОС, в частности для Российской Федерации и Республики Казахстан - крупнейших государств на постсоветском пространстве, где после распада Советского Союза и краха идеи «новой исторической общности - советского народа» - активизировались процессы этнокультурного самоопределения, увеличилось количество противоречий, связанных с этническими, религиозными и языковыми факторами.

Как в России, так и в Казахстане поликультурное образование относится к достаточно новой области педагогического знания и практически является альтернативой интернациональному воспитанию, которое считалось в СССР одним из условий идеологического единения общества. В рамках магистерских сравнительно-педагогических исследований изучаются теоретические основы поликультурного образования, закономерности образовательного процесса в поликультурной среде, выявляются пути повышения академической успеваемости обучающихся в условиях языкового и этнического многообразия. Значительное внимание уделяется исследованию методов и приемов организации межкультурного диалога и взаимодействия в поликультурном социуме, разрабатываются технологии психолого-педагогического и социального сопровождения и поддержки личности в поликультурной образовательной среде.

В результате сравнительно-педагогического исследования, проведенного на базе Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева и Российского университета дружбы народов в 2016-2017 годах было установлено, что как в российской, так и в казахстанской педагогической теории и практике поликультурное образование рассматривается в основном в контексте этнического, языкового и религиозного разнообразия современного социума, что способствует более четкому пониманию данного явления, целенаправленной разработке концептуальных основ, методик и технологий. В

педагогический журнпл спшкортостпнп м з(вя). яо19

Республике Казахстан, в отличие от Российской Федерации, развитие поликультурного образования во многом определяется особенностями языковой ситуации, важная особенность которой - исторически сложившееся казахско-русское двуязычие, а также современная языковая политика, предполагающая полиязычное образование. Полиязычие рассматривается как основа формирования поликультурной личности, как эффективный инструмент подготовки молодого поколения к жизни в современном мире [10].

Перспективы развития поликультурного образования в странах-партнерах исследователи связывают с комплексом политических, социальных и педагогических условий, таких как активизация деятельности государства в данной сфере, осуществление эффективного педагогического образования, совершенствование теоретических основ поликультурного образования и технологического обеспечения преподавателей с учетом меняющихся социокультурных реалий.

3. Развитие толерантности как интегративного качества личности. Одной из приоритетных задач поликультурного образования является развитие толерантности как интегративного качества личности. Толерантность - сложное, противоречивое понятие, концептуальные споры вокруг которого ведутся не одно десятилетие, дискуссии касаются проблемы границ толерантности, соотношения толерантных и интолерантных черт личности.

Сложность феномена обусловливает необходимость выделения различных видов толерантности и описания различных аспектов ее проявления в деятельности человека. Исследователи определяют такие разновидности толерантности, как этническая, коммуникативная, социальная, политическая, гендерная, возрастная и другие.

В рамках сравнительно-педагогических магистерских исследований в настоящее время решаются задачи, связанные с развитием этнической и коммуникативной толерантности студентов в условиях интернационализации высшего образования.

Проведенные эмпирические исследования подтверждают необходимость поиска психолого-педагогических методик и технологий, учитывающих индивидуальные особенности студентов, специфику их будущей профессиональной деятельности, а также специфику образовательного пространства вуза. Важным условием успешного развития как этнической, так и коммуникативной толерантности студентов называется применение интерактивных методов в учебном процессе и внеучебной деятельности.

Перспективным является проведение эмпирических исследований с привлечением широкого круга количественных и качественных методов на базе нескольких вузов-партнеров, что позволит получить объективные данные об уровнях этнической и коммуникативной толерантности современных студентов Университета ШОС и условиях ее развития.

4. Формирование культуры межнационального общения. В условиях становления единого евразийского образовательного пространства и расширения сетевых университетов особую остроту приобретает проблема формирования культуры межнационального общения [3;5]. Культура межнационального общения определяется в современных исследованиях как совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и во взаимодействии представителей различных этнических общностей, позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах [7].

В опытно-экспериментальном сравнительном исследовании, проведенном в 2017-2018 годах на базе Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева и Российского университета дружбы народов, культура межнационального общения рассматривается в единстве мотивационно-целевого, когнитивно-содержательного, операционно-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов. Автор включает в содержание понятия:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.