Научная статья на тему 'Модернизационные подходы в подготовке специалистов нового формата в социальной сфере в Республике Казахстан'

Модернизационные подходы в подготовке специалистов нового формата в социальной сфере в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОМОГАЮЩИЕ ПРОФЕССИИ / HELPING PROFESSIONS / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / SOCIAL PEDAGOGUE / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / SOCIAL WORKER / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / INTEGRATIVE APPROACH / СИНТЕЗ / SYNTHESIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерьязданова Хорлан Токтамысовна, Аралбаева Рысжамал Кадыровна

Рассматриваются проблемы реформирования высшего социального образования.Дается анализ подготовки социальных работников и социальных педагогов в Республике Казахстан, чья профессиональная деятельность связана с изучением и развитием человека. Выделены основные условия модернизации социальной работы.The article reveals the problems of reforming of higher social education. There are given the analysis of the training of social workers and social pedagogues in the Republic of Kazakhstan, whose professional activity is related with human perception «human studies», human knowledge «anthropology», psychological accompaniment of human activity and his acme development, that show up a sustainable trend. Allocated the basic conditions of the modernization of social work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шерьязданова Хорлан Токтамысовна, Аралбаева Рысжамал Кадыровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизационные подходы в подготовке специалистов нового формата в социальной сфере в Республике Казахстан»

УДК 378

Х.Т. Шерьязданова,

Казахский государственный женский педагогический университет Р.К. Аралбаева,

Жетысуский государственный университет имени И. Жансугурова

Модернизационные подходы в подготовке специалистов нового формата в социальной сфере в Республике Казахстан

Жетысуский государственный университет имени И. Жансугурова

В Казахстане принимаются практические меры по модернизации и реформированию социальной сферы.

В 2008 году принят закон «О специальных социальных услугах», в соответствии с которым на гарантированный объем специальных социальных услуг имеет право 10 категорий населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: сироты, дети, оставшиеся без попечения роди-

© Шерьязданова Х.Т, Аралбаева Р. К., 2015

телей, с нарушением поведения и в конфликте с законом, дети до трех лет с высоким риском нарушений развития, инвалиды с нарушениями физических и психических функций, престарелые, нуждающиеся в уходе, лица, страдающие болезнями, представляющими опасность для окружающих, жертвы насилия, лица без определенного места жительства, лица, вышедшие из мест заключения [2]. Следует иметь в виду, что

каждая из перечисленных категорий населения имеет свою специфику, предполагающую разное содержание деятельности по их поддержке. Развитие социальных услуг потребует подготовки и повышения квалификации специалистов разного профиля.

Более того, законом установлено, что для оценки потребностей этих групп населения вводятся должности социальных работников, обладающих знаниями

ХОРЛАН

ТОКТАМЫСОВНА Я • ШЕРЬЯЗДАНОВА

В доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и практической I психологии Казахского I государственного женского педагогического университета. Сфера научных интересов: психология, педагогическая и возрастная психология, психология общения. Автор более 150 публикаций

в области законодательства, профессиональной квалификацией и практическими навыками, которые требуют серьезной подготовки и повышения квалификации.

В 2008 году подписана Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, принято законодательство о развитии системы ювенальной юстиции, где социальные службы и работники нового типа введены в систему пеницитарных учреждений. В государственной программе образования на 2011-2020 годы разработаны ведущие направления инклюзивного образования, нацеленные на обеспечение прав детей с органиченными возможностями и инвалидов на качественное образование. Были приняты изменения в правила организации учебного процесса, в его технологическое и материально-техническое обеспечение, проведена переподготовка и повышение квалификации педагогов и персонала учебных заведений [6].

Для решения социальных проблем детей в школах введены

РЫСЖАМАЛ

КАДЫРОВНА

АРАЛБАЕВА

кандидат педагогических наук, доктор социологических наук, профессор кафедры возрастной педагогики и психологии Жеты-суского государственного университета им. И. Жансугурова. Сфера научных интересов: психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе, социальное образование. Автор 160 публикаций

должности социальных педагогов и социальных работников со знанием законодательства, психологии развития, коррекционной педагогики, конфликтологии, имеющих практические навыки индивидуальной и групповой работы. Правительством Республики Казахстан при утверждении национального плана действий были достигнуты результаты по модернизации и реформированию института профессиональной социальной работы и социальных услуг, что является инструментом реализации прав уязвимых слоев населения и способствует гармонизации отношений и стабильности в обществе.

Таким образом, модернизация и реформирование социальной работы создало условия для:

- развития законодательства, технологий, правил организации услуг и методического обеспечения для оказания специальных социальных услуг разным категориям населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- подготовки, повышения квалификации и специализации со-

циальных работников, социальных педагогов, психологов и других специалистов, развития их теоретических знаний и практических навыков обслуживания разных категорий населения в трудной жизненной ситуации;

- структурного развития социальной сферы, появления новых типов учреждений, деинституци-ализации учреждений интернатного типа в системе образования, социальной защиты и здравоохранения;

- создания новых механизмов обеспечения специальных социальных услуг, которые позволят более эффективно использовать средства государственного бюджета для оказания гарантированного объема помощи, создадут условия для развития рыночных механизмов и конкуренции в области оказания гарантированного объема специальных социальных услуг и включения негосударственного сектора в эту деятельность.

Социальная работа как профессия обрела авторитетный статус в Республике Казахстан сравнительно недавно - в 1990-е годы. В настоящее время социальная работа переживает период активного становления, анализа и обобщения как зарубежного, так и российского опыта. У нас в стране получает распространение как профессиональная, так и непрофессиональная социальная работа, когда функции социальных работников выполняют как педагоги, психологи, так и работники культуры и спорта.

За рубежом, учитывая высокую социальную значимость социальных работников, их подготовка профилируется с учетом специфики разных уровней государственного управления и разных категорий населения и ведет-ся,как правило, по грантам.

Подготовка специалистов по социальной работе и социальных работников по уходу за рубежом регулируется Международ-

Рассматриваются проблемы реформирования высшего социального образования. Дается анализ подготовки социальных работников и социальных педагогов в Республике Казахстан, чья профессиональная деятельность связана с изучением и развитием человека. Выделены основные условия модернизации социальной работы. Ключевые слова: помогающие профессии, социальный педагог, социальный работник, интегративный подход, синтез.

The article reveals the problems of reforming of higher social education. There are given the analysis of the training of social workers and social pedagogues in the Republic of Kazakhstan, whose professional activity is related with human perception «human studies», human knowledge «anthropology», psychological accompaniment of human activity and his acme development, that show up a sustainable trend. Allocated the basic conditions of the modernization of social work.

Key words: helping professions, social pedagogue, social worker, integrative approach, the synthesis.

ной федерацией школ социальной работы и предусматривает широкий спектр знаний по правовым, гуманитарным, биологическим, психологическим, коммуникативным направлениям. Последние двадцать лет за рубежом социальная работа строится в рамках социальной модели поддержки и направлена не только на личность человека в трудной ситуации, семьи или группы, но и на изменение среды жизнедеятельности, устранение причин, проблем.

То есть парадигма социальной работы в большей степени направлена на предупреждение проблем, устранение барьеров. Поэтому и подготовка кадров направлена на обучение таким навыкам и умениям, используя которые социальный работник сможет применять законодательство и вносить изменения в среду жизнедеятельности лиц, нуждающихся в социальной поддержке.

Социальный работник призван решать проблемы, опираясь на потенциал личности и сильные стороны человека, вовлекать в их решение самого клиента, человеческие и материальные ресурсы сообщества и государства, использовать культурно-исторические традиции и международный опыт. Он должен уметь провести диагностику социальной ситуации, оценить потребности в социальной поддержке, планировать ее, помогать человеку, семье, группе или сообществу преодолевать и предупреждать трудные жизненные ситуации, уметь действовать в команде, разрешать кризисные ситуации и конфликты, развивать способность клиента самостоятельно решать проблемы и жить независимо. Он должен быть готов общаться с разными категориями людей, работать с документами, решать межведомственные проблемы и устранять барьеры для участия и интеграции институционального, психологического и физического характера.

Зарубежный опыт свидетельствует, что государство заинтересовано в получении квалифицированных социальных работников с навыками для работы с определенными категориями населения. Поэтому опытные социальные работники изучают социальную ситуацию и проблемы, осуществляют заказ на подготовку нового пополнения социальных работников с определенной специализацией. Признано, что теоретическая и практическая подготовка специалистов по социальной работе - это результат совместной деятельности преподавателей вузов и специалистов социальных учреждений.

В международном сообществе свыше 20 категорий населения являются клиентами социальной работы. В соответствии с этой спецификой и региональными потребностями осуществляется базовая специализация социальных работников. Только половина учебного плана отводится на занятия в аудиториях. Вторая половина осуществляется в социальных службах разного профиля, с которыми университеты заключают договора о создании баз для проведения практических занятий, производственной практики, интернатуры или о размещении подразделений выпускающих кафедр. Опытные специалисты базовых социальных служб привлекаются к процессу практического обучения студентов в качестве преподавателей, наставников (тьюторов), руководителей производственной практики и интернатуры. Университет обеспечивает наставников повышением квалификации, а их работу - финансами. Студенты уже на втором курсе выбирают свою специализацию, а с третьего года обучения практические занятия проводятся в социальных службах по избранному ими профилю. В соответствии с учебным планом вместе с преподавателями и наставниками они

участвуют в обследовании, оценке потребностей, планировании, оказании услуг реальным клиентам и на этом материале готовят эссе, курсовые и дипломные работы.

В Казахстане социальных работников начали готовить с 1994 года, когда была введена специализация «Социальный работник» для среднего звена в ряде колледжей, а затем и вузы открыли эту специализацию на кафедрах социологии. Принятый в 2006 году государственный общеобразовательный стандарт по социальной работе определил требования к практическим навыкам специалиста. Это прежде всего умение владеть аналитическими, прогнозными, диагностическими, посредническими, консультационными, психолого-педагогическими, организационными, воспитательными, правовыми, медико-социальными и другими методами и технологиями социальной работы, используемыми в комплексе. Однако студенты социальных факультетов не имеют шансов получить хорошие теоретические знания и практические навыки, не все выпускники готовы оказать поддержку лицам в трудной жизненной ситуации, некоторые боятся идти в социальные службы.

Это объясняется отсутствием в вузах условий для реализации государственной социальной политики, слабой учебно-методической базой, отсутствием повышения квалификации по социальной работе преподавателей, недостаточной связью обучения с практикой. Так, ни в одном вузе нет самостоятельной кафедры социальной работы, нет преподавателей, имеющих степень по социальной работе, и, как правило, отсутствует практический опыт.

Поэтому выпуск социальных работников закреплен за кафедрами социологии. Содержание лекций смещено в сторону знаний, которыми владеют препо-

Будущие социальные работники на занятиях

даватели, и касается теоретических вопросов, в учебных планах все дисциплины по выбору имеют крен в сторону педагогики, психологии или социологии (педагогика общения, педагогика, возрастная педагогика и др.). На кафедрах практически нет преподавателей с ученой степенью по социальной работе, нет государственного заказа на разработку группой авторов учебников по социальной работе и их издание, экспертов в области социальной работы, а для отдельных вузов в силу известных причин это все непосильная задача. В результате за 18 лет вузами не издано ни одного учебника по социальной работе, а разработанные преподавателями в рамках подготовки к защите диссертации пособия по технологиям социальной работы изданы малыми тиражами и не получили распространения в других вузах. Поэтому студенты с русским языком обучения пользуются российским учебниками, а у студентов с казахским -нет и этой возможности. Однако социальная работа основана на местных законах, черпает ресурсы из местных структур, решает местные социальные проблемы в культурно-историческом контексте и традициях.

Подготовка специалистов в вузах на недостаточно проработанной технологической и методиче-

ской базе, без учебников, при отсутствии помощи подготовленных наставников или инструкторов-практиков, без учета опыта учебных заведений начального профессионального образования, реализовавших пилотные проекты по оказанию социальных услуг, привела к неэффективному использованию средств, а в ряде случаев и к профанации учебного процесса.

Размытость поля деятельности социального работника в классическом понимании привела к тому, что появилось новое направление - социальная педагогика, призванная решать проблемы в системе образования. В обоих случаях социальный работник и социальный педагог требуют соблюдения субъектно-субъектных ролевых границ, так как специфика запроса и особенности их работы направлены на постоянный процесс активного приспособления к социальной среде.

Основной задачей практической социальной педагогики является оказание содействия в социальной адаптации отдельной личности, семей и групп населения в социальной среде. Поэтому в методологии и практике социальной педагогики заложена идея синтеза психологического и социального, которая прослеживается в постановке целей и задач помощи,

в квалификационных требованиях и должностных обязанностях, государственных образовательных стандартах подготовки специалистов по социальной педагогике. Интегративный подход заложен фактически и в нормативных документах о деятельности социальных служб и должностных обязанностях социальных педагогов. С психологической стороны социальный педагог в сфере образования оказывает квалифицированную социально-психологическую помощь в виде консультирования в конфликтных и психотравмиру-ющих ситуациях, решении возникающих проблем, преодолении различного рода трудностей, выходе из кризисных состояний, стимулировании самоуважения и уверенности личности в себе.

Изменения в современном обществе, повлекшие за собой новый подход к пониманию проблемы подготовки специалистов «помогающих профессий» (психологов, социальных работников, педагогов и др.), ставят перед казахстанской наукой сложные проблемы.

Социальная работа, как и социальная педагогика, относится к «помогающим профессиям». Такое новое направление в Республике Казахстан, как социальная педагогика, приобрело значение как культурно санкционирован-

ный метод адаптации к социальным институтам. Существующие «помогающие профессии» должны помочь справиться со стрессовыми состояниями и жизненными проблемами, поэтому в настоящее время необходимо различать социальную работу и социальную педагогику.

В Республике Казахстан социальная работа осуществляется в рамках направления «Гуманитарные науки», поэтому в государственные стандарты в рамках подготовки специалистов в большей мере включены дисциплины социального направления, нежели чем педагогического профиля. В подготовке специалистов профиля «Социальная работа» предусмотрено изучение дисциплин, направленных на становление и развитие сервисной службы, поэтому в большей степени типовые правила в этом направлении шли по пути разработки практических навыков помощи страдающим людям. Подобный подход мы видим и в странах, где существуют уже различные сложившиеся формы социальной работы. Имеются в виду Великобритания, Германия, Франция, страны Скандинавии: Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия.

В конце XX и начале XXI веков произошли изменения глобального характера, так как глобализация коснулась всех стран и народов. Поиск и формирование адекватной социальной парадигмы становления и развития в Казахстане системы высшего образования позволили определить пути реформирования в модернизации высшего образования [6]. Сегодня наша система высшего образования претерпевает большие сложности, вызванные сменой экономических и социокультурных условий существования на основе Болонского процесса, поддержанного большинством участников образовательного процесса в Республике Казахстан.

Социальная педагогика относится к группе направления «Образование». Специальность «Социальная педагогика и самопознание» была разработана коллективом педагогов Казахского государственного женского педагогического университета в 2009 году, выпуск специалистов в ряде высших учебных заведений впервые по этому направлению состоялся в 2013 году, а государственный стандарт образования специальности претерпел изменения в 2013 году. Это было связано с постановкой социальной работы, которая распространена практически во всех странах, а социальная педагогика как профессиональная деятельность направлена только на сферу образования. Общее для обеих специальностей - нарастание в обществе социального неблагополучия и необходимость введения института социальной защиты и поддержки человека, ибо рост бедности, безработицы, преступности, дестабилизация общественной жизни ставят перед государством задачи социальной поддержки наиболее уязвимых социальных групп.

Мировой опыт социальной работы концентрируется в двух направлениях. Первое, где основные функции по организации и оказанию профессиональной помощи взяло на себя государство. И второе, где государство передало право социальной поддержки общественным организациям (в нашей стране - различным неправительственным организациям). В Республике Казахстан в принципе проблемы социального неблагополучия решаются как первым, так и вторым путем.

В условиях рыночных реформ качество жизни большинства граждан страны в значительной степени зависит от системы социальной работы, от уровня подготовки специалистов, работающих в этой сфере. В настоящее

время в Республике Казахстан на рынке труда востребованы как специалисты социальной работы, так и социальные педагоги. Это связано с изменением приоритетов в государственной политике, динамичным развитием социальной сферы, реализацией национальных проектов, нашедших отражение в Государственной программе образования и ежегодных посланиях президента страны - лидера нации Н.А. Назарбаева [1].

В настояшее время эффективность практики социальной педагогики тесно связана с разработкой единой теории. Актуальны разработка категориального аппарата теории социальной педагогики, анализ и обобщение моделей и методов ее практики. Коллектив авторов Казахского государственного женского педагогического университета в 2012 году выпустил в свет учебник «Социальная педагогика» на казахском языке [4]. Рассматривая социальную педагогику как интегративную прикладную науку, предметом которой является профессиональная помощь нуждающимся, авторы статьи подготовили в 2014 году новый учебник «Социальная педагогика» для образовательной дисциплины, связанной с появлением социального образования в области подготовки специалистов социальной сферы [5].

В настоящее время массовая подготовка таких кадров осуществляется во всех высших образовательных учреждениях Республики Казахстан. Общепрофессиональным багажом социального педагога является понимание места социальной работы в системе социально-гуманитарного знания и общественных отношений. Специалисту социального профиля необходимо овладеть умениями использовать в работе общие и частные технологии, где диагностика и реабили-

тация, коррекция и профилактика, терапия и экспертиза, прогнозирование и консультирование, а также социальная защита как формы профессиональной социально-психологической подготовки стоят во главе угла. Таким образом, социальная педагогика требует не только умения компетентно решать социальные проблемы, но и высокого уровня психологической готовности к социальной деятельности.

Сфера образования включает все виды и формы обучения, где социальный педагог играет роль посредника во взаимодействии личности, семьи, общества, призванного способствовать повышению педагогической культуры родителей, воспитателей, учителей; обеспечивать защиту прав ребенка и семьи. На современном этапе развития в Республике Казахстан происходят глубокие социально-экономические преобра-

зования, которые требуют новых подходов к системе профессионального образования. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в программе «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ большое внимание уделяет развитию науки и образования. Особый акцент при этом сделан именно на повышение конкурентоспособности выпускаемых кадров и рост экспортного образовательного сектора.

В связи с этим одной из определяющих задач высшей школы является укрепление ресурсной базы, расширение практической составляющей научно-образовательной деятельности, рост инвестиций в сохранение и развитие человеческого капитала, который является главным приоритетом Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

Все более очевидной становится потребность в специалистах, способных продуктивно организовать взаимодействие и взаимоотношение в системе «человек - человек». В этой связи востребованность специалистов «человековедческих» профессий, чья профессиональная деятельность связана с психологией, антропологией, психологическим сопровождением деятельности человека, укреплением его здоровья и увеличением продолжительности жизни,является устойчивой тенденцией.

Сложившаяся в Казахстане социально-экономическая обстановка также определяет заказ на специалистов этого профиля, обладающих качествами и навыками деятельности в этой сфере, что требует модернизации подготовки кадров по всему спектру специальностей высшего социального образования.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы от 7 декабря 2010 года №1118 Министерства образования и науки Республики Казахстан.

2. Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года № 114-^ «О специальных социальных услугах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18 февраля 2014 года).

3. Правила организации учебного процесса, технологическое и материально-техническое обеспечение, проведение переподготовки и повышения квалификации педагогов и персонала учебных заведений Министерства образования и науки Республики Казахстан: сборник

нормативных документов Министерства образования и науки Республики Казахстан. Астана, 2011.

4. Социальная педагогика: учебник / под ред. Л.В. Марда-хаева, Ш.К. Беркимбаевой и др. Алматы: «Полиграфия-сервисс К», 2012. 340 с.

5. Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. Р.К. Аралбаевой, Н.М. Платоновой, А. Сапаргалиевой, Х.Т. Шерьяздановой. Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова, 2014. 192 с.

6. Стратегия «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее». Послание Президента страны - лидера нации Н.А. Назарбаева от 17 января 2014 года.

LITERATURA

1. Gosudarstvennajа programma rnzvitp оЬгагоуапуа v Respublike Kazahstan na 2011-2020 gody ot 7 dekabj 2010 goda №1118 Ministerstva obrazovanijа i nauki Respubliki Kazahstan.

2. Zakon Respubliki Kazahstan ot 29 dekabj 2008 goda № 114-IV «O special'nyh social'nyh uslugah» (s izmenenijаmi i dopolnenijаmi po sostojаniyu na 18 fevraljа 2014 goda).

3. Pravila organizacii uchebnogo processa, tehnologicheskoe i material'no-tehnicheskoe obespechenie, provedenie perepodgotovki i povyshenijа kvalifikacii pedagogov i personala uchebnyh zavedenij Ministerstva obrazovanijа i nauki Respubliki Kazahstan: sbornik normativnyh

dokumentov Ministerstva obrazovanija i nauki Respubliki Kazahstan. Astana, 2011.

4. Social'naja pedagogika: uchebnik / pod red. L.V. Mardahaeva, Sh.K. Berkimbaevoj i dr. Almaty: «Poligrafija-serviss K», 2012. 340 s.

5. Social'naja pedagogika: ucheb. posobie / pod red. R.K. Aralbaevoj, N.M. Platonovoj, A. Sapargalievoj, H.T. SHer'jazdanovoj. Zhetysuskij gosudarstvennyj universitet im. I. Zhansugurova, 2014. 192 s.

6. Strategija «Kazahstanskij put' - 2050: edinaja cel', edinye interesy, edinoe budushhee». Poslanie Prezidenta strany -lidera nacii N.A. Nazarbaeva ot 17 janvarja 2014 goda.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.