Научная статья на тему 'Современные проблемы обновления содержания социального образования в Республике Казахстан'

Современные проблемы обновления содержания социального образования в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЯ / SKILLS / СПОСОБНОСТИ / ABILITIES / ПОДХОД / APPROACH / МОДУЛЬ / MODULE / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / САМОПОЗНАНИЕ / SELF-KNOWLEDGE / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / FUTURE SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапаргалиева Айжан Жанисовна, Рысбеков Кадыр Койшибекович, Аралбаева Рысжамал Кадыровна, Шерьязданова Хорлан Токтамысовна

Рассматриваются особенности обновления содержания высшего социального образования. Освещается формирование профессиональных умений и значимых личностных качеств у будущих специалистов помогающих профессий, которые имеют большое значение для эффективного применения полученных теоретических знаний на практике в такой требующей высочайшей ответственности профессиональной сфере, как социальная педагогика.The article considers the peculiarities update the content of higher social education. Highlights skills development and significant personal qualities of future specialists of helping professions, which are of great importance for the effective application of the theoretical knowledge in practice, requiring the highest responsibility of the professional field as social pedagogy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сапаргалиева Айжан Жанисовна, Рысбеков Кадыр Койшибекович, Аралбаева Рысжамал Кадыровна, Шерьязданова Хорлан Токтамысовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы обновления содержания социального образования в Республике Казахстан»

УДК 316.334:378 (574)

А.Ж. Сапаргалиева, Р.К. Аралбаева, К.К. Рысбеков,

Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова (Республика Казахстан) Х.Т. Шерьязданова,

Казахский государственный женский педагогический университет (г. Алматы)

Современные проблемы обновления содержания социального образования в Республике Казахстан

Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова

Одним из шести приоритетов стратегии развития Республики Казахстан на современном этапе является национальная система высшего образования. Демократическая основа реформ определила уровень развития высшей школы, что дает возможность выявить степень автономности вузов, образовательную и кадровую политику, внедрить систему менеджмента качества, новые технологии обучения. Укрепление ресурсной базы, расширение практической составляющей научной и образовательной деятельности потребуют инвестиций

в сохранение и развитие человеческого капитала, который является главным приоритетом государственной программы образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

В послании президента страны и лидера нации Н.А. Назарбаева «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» содержится обоснованная концепция очередного этапа развития отечественного образования, ориентированного на подготовку специалистов новой формации, умеющих применять знания и технологии в раз-

личных сферах деятельности, мотивированных на постоянное самообразование [2].

Модернизационные процессы, предпринятые в последние десятилетия, можно обозначить как инновационный прорыв в образовании [1].

В Республике Казахстан обучение в высшей школе осуществляется по государственным стандартам образования, которые были введены в учебный процесс в 2001 году, а затем постоянно обновлялись в 2004, 2006, 2008, 2010, 2012 годах. Изменить государственный стандарт обра-

© Сапаргалиева А.Ж., Аралбаева Р.К., Рысбеков К.К., Шерьязданова Х.Т., 2014

АЙЖАН

ЖАНИСОВНА

САПАРГАЛИЕВА

докторант кафедры педагогики и психологии Жетысуского государственного университета им. И. Жансугурова (Республика Казахстан). Сфера научных интересов: профессиональное образование специалистов помогающих профессий, социальное образование, духовно-нравственное образование. Автор 20 публикаций

КАДЫР

КОЙШИБЕКОВИЧ РЫСБЕКОВ

кандидат философских наук, заведующий кафедрой политологии и философии Жетысуского государственного университета им. И. Жансугурова (Республика Казахстан). Сфера научных интересов: философия образования, духовно-нравственное воспитание, подготовка специалистов в вузе. Автор 30 публикаций

зования нельзя, но внести изменения в содержательную часть можно, введя новые элективные курсы или обновив разделы преж-ных дисциплин. На ступенях подготовки кадров по направлению «Социальная педагогика и самопознание» (5В012300) возможны вкрапления в базовые профессиональные дисциплины «Общая психология», «Детская психология», «Практическая психология», ибо детство - это период интенсивного и целенаправленного развития, формирования физического, интеллектуального, психического, нравственного и социального в человеке. Напряженность процессов роста и развития - это сущ-

РЫСЖАМАЛ

КАДЫРОВНА

АРАЛБАЕВА

кандидат педагогических наук, доктор социологических наук, профессор кафедры возрастной педагогики и психологии Жетысуского государственного университета им.И. Жансугурова (Республика Казахстан). Сфера научных интересов: психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе, социальное образование. Автор 130 публикаций

ХОРЛАН

ТОКТАМЫСОВНА ШЕРЬЯЗДАНОВА

доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой теоретической и практической психологии Казахского государственного женского педагогического университета (г. Алматы). Сфера научных интересов: педагогическая психология, психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе, социальное образование. Автор 145 публикаций

ность детского организма, все это делает его уязвимым и чувствительным к неблагоприятным воздействиям. В новых государственных стандартах по направлению «Образование» выделены инновационные технологии, разработанные в Республике Казахстан. Так, государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан по направлению «Социальная педагогика и самопознание», утвержденный 6 августа 2012 года, включает ряд таких дисциплин психологического цикла, как «Психология и развитие человека» (базовая дисциплина) и «Детская психология» (курсы по выбору или элективные кур-

сы). Но для современной системы образования этого недостаточно. Чтобы подготовить кадры для системы социального образования в современных условиях, необходимо усилить психологическую часть учебного процесса путем внедрения новых дисциплин в образовательное пространство высшей школы. В качестве примера можно привести дисциплину «Самопознание», разработанную в Республике Казахстан за последние десять лет как интегративный инновационный курс.

Она включена в базовый цикл государственного стандарта образования в классификаторе педагогических специальностей. Первым важным инновационным моментом явилось использование 4 «Т» как духовной составляющей жизни человека. 4 «Т» -это траст - доверие, в котором нуждается каждый человек; тра-дишн - традиции, основанные на принципах и ценностях человечества; транспаренси - транспарентность, отражающая открытость и конструктивность в общении; толеранс - толерантность как составляющая межкультурного и цивилизованного диалога. Решающим фактором при этом является воспитание этнической толерантности, культуры межнационального общения, поэтому 4 «Т», предложенные президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, становятся приоритетом программы «Самопознание» в высшей школе.

На основе 4 «Т» построена модульная часть дисциплины «Самопознание», которая включает разделы «Основы самопознания», «Философию взаимопонимания», «Опыт человечества» и «Профессия педагог - это призвание». Новая дисциплина создает условия для того, чтобы каждый человек мог осознать свою идентичность и свое предназначение, сформировать линию и систему ценностей, согласующихся с общечеловеческими идеалами, общенациональ-

Рассматриваются особенности обновления содержания высшего социального образования. Освещается формирование профессиональных умений и значимых личностных качеств у будущих специалистов помогающих профессий, которые имеют большое значение для эффективного применения полученных теоретических знаний на практике в такой требующей высочайшей ответственности профессиональной сфере, как социальная педагогика.

Ключевые слова: умения, способности, подход, модуль, компетенции, самопознание, будущие специалисты.

The article considers the peculiarities update the content of higher social education. Highlights skills development and significant personal qualities of future specialists of helping professions, which are of great importance for the effective application of the theoretical knowledge in practice, requiring the highest responsibility of the professional field as social pedagogy.

Key words: skills, abilities, approach, module, competence, self-knowledge, future specialists.

ной идеей и собственной уникальностью [3].

Нами учтены новые подходы к формированию образовательной программы «Самопознание» на основе Болонского процесса. Это прежде всего учет компетент-ностного подхода, который согласуется с результатами обучения. Компетенции - это динамическое сочетание знания, понимания, навыков и способностей. Различают как общие, так и специфические (предметные) компетенции для направлений специальностей государственного общеобязательного стандарта «Образование», что является вторым достоинством образовательной технологии.

В общих и специфических (предметных) компетенциях можно выделить три вида: инструментальные, межличностные и системные. К инструментальным общим компетенциям относятся:

- когнитивные умения: способность понимать и использовать идеи и соображения;

- методологические навыки: способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем;

- технологические способности: умения, связанные с использованием техники, компьютерных программ и информационным управлением.

Что касается инструментальных компетенций, то они включают:

- способности к анализу, синтезу, организации и планированию;

- базовые общие знания и знания по специальности;

- коммуникативные навыки на родном и иностранном языке;

- элементарные компьютерные навыки, умение управлять информацией;

- способность извлекать, анализировать информацию из раз-

личных источников, умение решать проблемы.

К общим межличностным (или коммуникативным) компетенциям относятся:

- индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением, со способностью к самокритике;

- социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества;

- умение работать в группах, принимать социальные и этические обязательства.

Предметные межличностные компетенции включают:

- способность к критике и самокритике, работать в команде;

- межличностные навыки: способность работать в междисциплинарной команде;

- способность взаимодействовать с экспертами из других предметных областей, работать в международном контексте;

- способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия;

- приверженность к этическим ценностям.

К общим системным компетенциям относятся:

- сочетание понимания отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе;

- способность планировать с целью совершенствования систем и конструирования новых.

Системные предметные компетенции включают:

- способность применять знания на практике, к обучению;

- исследовательские способности: способность к творчеству, разработке проектов и управлению ими;

- способности адаптации к новым ситуациям, лидерству, умение работать автономно;

- понимание культур и обычаев других стран.

Реализация методологических идей, направленных на развитие социального образования, потребовала разработки образовательных технологий, которые выпускник может использовать в своей профессиональной деятельности.

Третьим важным достоинством инновационной программы «Самопознание» является разработка модулей. Нами выделено четыре модуля - предмета обсуждения в типовой программе образования: «Основы самопознания», «Философия взаимопонимания», «Опыт человечества», «Профессия педагог - это призвание» [3].

Модули - это учебные единицы, которые являются сегментами учебной программы и представляют собой завершенные по времени и содержанию блоки. Они не только состоят из занятий, посещаемых студентами, но и включают самостоятельную работу студентов по материалам этих занятий. Модули делятся на основные, поддерживающие, специализированные и переносимые. В бакалавриате и магистратуре процентное соотношение видов модулей различное. Так, основной модуль по психологическим дисциплинам представлен двумя предметами: «Психология и развитие человека» (три кредита) и «Самопознание» (два кредита), что составляет 40% всех других дисциплин. Поддерживающий модуль представлен предметом «Детская психология» (два кредита), что равно 25% общего объема обучения. Предмет «Технология преподавания "Самопознание" в дошкольном учреждении (в общеобразовательной школе)» представлен на специализированном уровне и составляет всего 10%. Переносимый уровень представлен двумя элективными курсами: «Практическая психология в дошкольном образовательном уч-

реждении» (три кредита) и «Новые технологии в образовательном учреждении» (два кредита), что составляет 25% общего объема дисциплин. Итого модули охватывают 100% дисциплин базового, профилирующего, профессиональных направлений государственного общеобязательного стандарта «Образование» по направлению «Социальная педагогика и самопознание».

Таким образом, выпускник бакалавриата по направлению «Социальная педагогика и самопознание» освоит образовательные технологии и овладеет современными методами исследования в каждой конкретной области знаний. Эти знания он сумеет применить на профессиональном уровне и сможет решить с их помощью проблемы как в области психологии, так и педагогики. Если выпускник обладает критическим и аналитическим мышлением, то он способен генерировать новые идеи и решать задачи в новых условиях в междисциплинарном контексте, а затем планировать процесс исследований и показать свои достижения как научному сообществу, так и широкой общественности.

Важное значение в профессиональной деятельности специалиста помогающих профессий (медицина, психология, социальная работа и др.) и учителя дисциплины «Самопознание» имеет их управленческая культура. Это обусловлено тем, что социально-педагогическая деятельность представляет собой управление процессами развития личности, группы и сама выступает как управляемый элемент в структуре конкретного учреждения. Формированию управленческих компетенций способствует модуль по выбору специальности «Организационно-управленческие основы социально-педагогической работы».

Формирование профессиональных умений, профессионально значимых личностных качеств у будущих специалистов помогающих профессий и учителей курса «Самопознание» имеет важное значение, так как без умения эффективно применять полученные теоретические знания на практике в такой сложной, требующей высочайшей ответственности профессиональной сфере, как социальная педагогика, специалист не может состояться. Приобрести такие умения только в процессе изучения теоретических дисциплин невозможно. Решение этой важной образовательной задачи должно обеспечиваться учебной практикой. В соответствии с государственной программой развития образования на 2012-2020 годы в Республике Казахстан с целью обеспечения устойчивого роста экономики поставлена задача повышения престижа профессии педагога, организации его карьеры и развития его профессиональной компетентности. Для педагогических работников вузов сотрудниками кафедры теоретической и практической психологии разработан спецкурс «Статус педагога: ресурсы, рост и развитие» (два кредита). Он содержит расширенный теоретический материал по педагогической деятельности педагога, его функциям и принципам, механизмам развития на современном этапе. Курс включает практические занятия, содержащие активные и интерактивные методы, способствующие эффективному и интенсивному освоению техники саморазвития. Студенты вооружаются новыми знаниями в моделировании собственной личности как профессионала, создании личного профессионального порт-фолио, овладевают новыми инструментами публичного выступления, закрепляют принципы,

ценности, достоинства профессии педагога [4].

На основе такого инновационного подхода к обучению студентов будет усовершенствована трехступенчатая модель (бакалавриат - магистратура -докторантура) подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов с академическими степенями согласно требованиям Болонско-го процесса. Благодаря унификации учебного процесса намного повышается привлекательность отечественных образовательных программ в мировом образовательном пространстве. Основные результаты внедрения такого подхода обеспечат не просто соответствие образовательной программы запросам рынка труда и работодателей, но и повысят эффективность, а также профессионализм современного специалиста помогающих профессий.

Литература

1. Аралбаева Р.К., Сапаргалиева А.Ж., Рысбеков К.К. Модерниза-ционные процессы высшего образования как социального института в Казахстане. Талдыкорган, 2011.

2. Послание Президента Н.А. Назарбаева - лидера нации народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана // Казахстанская правда. 2012. № 32 (26851).

3. Типовая учебная программа «Самопознание» для специальностей группы «Образование» / А.К. Байз-драхманова, С.Т. Бапаева, Ж.Ж. Бей-сенова и др. Алматы: ННПООЗЦ «Бо-бек», 2012.

4. Учебно-методический комплекс дисциплины «Самопознание для специальностей группы "Образование"» / А.К. Байздрахманова, М.К. Бапаева, Ж.Ж. Бейсенова и др. Алматы: ННПООЗЦ «Бобек», 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.