Научная статья на тему 'Опыт и проблемы подготовки педагогов и педагогов-психологов к работе в ситуации новых вызовов'

Опыт и проблемы подготовки педагогов и педагогов-психологов к работе в ситуации новых вызовов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / FORMS AND METHODS OF VOCATIONAL TRAINING / ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / PROBLEMS OF VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна

В статье представлены результаты анализа накопленного опыта подготовки педагогов и педагогов психологов с точки зрения подготовки обучающихся вуза к реализации актуальной в настоящее время технологии сопровождения обучающихся в образовательных учреждениях; сформулированы проблемы, снижающие результативность подготовки студентов к ее реализации в непосредственной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE AND PROBLEMS OF PREPARATION OF TEACHERS AND TEACHERS-PSYCHOLOGISTS TO WORK IN THE SITUATION OF NEW CHALLENGES

The article presents the results of the analysis of the accumulated experience of training teachers and teachers psychologists from the point of view of preparing the students of the university for the implementation of the current technology of accompanying students in educational institutions; problems that reduce the effectiveness of the preparation of students for its implementation in direct professional activity are formulated.

Текст научной работы на тему «Опыт и проблемы подготовки педагогов и педагогов-психологов к работе в ситуации новых вызовов»

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук, доцент Милькевич Оксана Анатольевна

Соликамский государственный педагогический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (г. Соликамск)

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ И ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ В

СИТУАЦИИ НОВЫХ ВЫЗОВОВ

Аннотация. В статье представлены результаты анализа накопленного опыта подготовки педагогов и педагогов - психологов с точки зрения подготовки обучающихся вуза к реализации актуальной в настоящее время технологии сопровождения обучающихся в образовательных учреждениях; сформулированы проблемы, снижающие результативность подготовки студентов к ее реализации в непосредственной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, формы и методы профессиональной подготовки, проблемы профессиональной подготовки.

Annotation. The article presents the results of the analysis of the accumulated experience of training teachers and teachers - psychologists from the point of view of preparing the students of the university for the implementation of the current technology of accompanying students in educational institutions; problems that reduce the effectiveness of the preparation of students for its implementation in direct professional activity are formulated.

Keywords: vocational training, forms and methods of vocational training, problems of vocational training.

Введение. Новые вызовы, предъявляемые к педагогам изменившейся социально-культурной ситуацией, объективно требуют новых решений в практике подготовки. Обострение детской жестокости, стремление школьников к публичности в совершении антиобщественных поступков предъявляют высокие требования к уровню психолого-педагогической и личностной готовности специалистов общеобразовательных учреждений к работе с такими детьми, предупреждению подобных проявлений в детской среде. При этом, к работе с нетипичными проявлениями в поведении детей, с различными формами нарушений социализации должны быть готовы не только школьные психологи и социальные педагоги, но и учителя-предметники, учителя начальных классов, педагоги-организаторы, педагоги учреждений дошкольного образования - все специалисты.

Изложение основного материала статьи. Проблема профессиональной подготовки педагогов представлена в трудах А.С.Бермус, Г.В.Белой, В.А.Козырева, А.П.Тряпицыной, Н.Н.Суртаевой и др. Однако недостаточно изученным и методически разработанным является вопрос о формировании у студентов вузов тех или иных групп компетенций, в частности - компетенций, направленных на обеспечение сопровождения обучающихся в образовательных учреждениях.

На базе Соликамского государственного педагогического института (филиал) Пермского государственного национального исследовательского университета осуществляется профессиональная подготовка по таким направлениям УГНС 44.00.00, как: Педагогическое образование (профили - Математика и экономика, Безопасность жизнедеятельности, Обществознание, Информатика, Начальное образование, Дошкольное образование, Дошкольное и начальное образование (два профиля), Психолого-педагогическое образование, Специальное (дефектологическое) образование (профили - Логопедия, Образование лиц с задержкой психического развития) / уровень бакалавриата; Педагогическое образование (профиль - Среднее образование)/ уровень магистратуры.

Подготовка педагогов и педагогов-психологов в рамках реализации образовательных программ по обозначенным направлениям включает в себя предусмотренные учебным планом формы организации образовательного процесса, в том числе - аудиторные занятия (лекционные и практические), самостоятельную работу студентов, подготовку и защиту курсовых работ, прохождение различных видов практик.

Позитивным является опыт подготовки будущих педагогов-психологов по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (профиль Психология и социальная педагогика) к реализации компетенций, направленных на обеспечение психолого-педагогического сопровождения обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Формирование предусмотренных ФГОС ВО по данному направлению компетенций ОПК - 3 (готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса), ПК-14 (способность эффективно взаимодействовать с родителями (законными представителями), педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития учеников) происходит поэтапно:

1 этап нацелен на формирование знаний об онтогенезе на разных этапах развития, происхождении периодов детства, о механизмах и движущих силах психического развития, основных этапах развития психики в онтогенезе, различных психологических учениях, о сущности технологии сопровождения; умения применять теоретические знания на практике.

Достижение данной цели обеспечивается ключевой дисциплиной «Психология детей дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста» посредством дискуссий, круглых столов, выступления с докладами и оппонирования, выполнения заданий СРС и индивидуальных заданий (обследование игровой деятельности детей различных возрастных групп - на выбор).

На этом же этапе в рамках факультатива «Технология социально-педагогического сопровождения развития детей» студенты получают знания о сущности технологии сопровождения, о специфике видов сопровождения (в т.ч. и психологического) посредством первичного ознакомления с опытом и накопленной практикой сопровождения (публикации в журналах, сборниках научных конференций), анализа представленных в литературе программ сопровождения, обсуждения в группе.

В рамках дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика с психолого-педагогическим практикумом» происходит ознакомление с возможными методами и методиками диагностики особенностей развития личности ребенка и особенностями их применения посредством лекционных и практических

занятий, где, кроме обсуждения, объяснения, применяется метод показа, упражнения (студенты проводят обследование на группах студентов), у студентов формируются методические копилки в электронном виде с различными видами диагностик и упражнениями, направленными на развитие определенных психических процессов, функций.

2 этап нацелен на формирование и закрепление умения применять на практике знания о сущности и специфике технологии сопровождения, проектировать различные формы и методы психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся. Это обеспечивается содержанием психолого-педагогической практики, в рамках которой студенты в общеобразовательных учреждениях: проводят обследование обучающихся; составляют характеристику на ребенка; изучают категории детей, с которыми взаимодействует социальный педагог и психолог, применяемые с ними методы и приемы работы специалистов; самостоятельно разрабатывают мероприятие для одной и категорий детей, проводят его, делают самоанализ и анализируют проведенное мероприятие совместно с методистом по практике.

3 этап нацелен на расширение опыта студентов в организации психологического сопровождения обучающихся, что обеспечивается психолого-педагогической, комплексной психолого-педагогической практикой, где студенты не только взаимодействуют в детьми, но и выстраивают взаимодействие с родителями ребенка, с другими специалистами, способными помочь в решении его проблем; готовят рекомендации по разрешению проблемы ребенка.

Кафедрой педагогики и психологии регулярно проводится Неделя профессионального мастерства, в рамках которой организуется посещение студентами мастер-классов, проводимыми лучшими специалистами учреждений образования, в том числе по проблемам психологического сопровождения, коррекции нарушений развития ребенка. Студентам предоставляется возможность стать объектами профессиональной деятельности социальных педагогов, психологов в рамках ролевого позиционирования и моделируемых ситуаций, выполняемых психокоррекционных упражнений.

4 этап нацелен на самостоятельное, творческое осмысление студентами проблем современного детства и возможностей психологического сопровождения в их разрешении. Данный этап предполагает проектирование студентами собственных программ сопровождения, разработки элементов тренинговых занятий и коррекционно-развивающих программ для различных категорий детей для участия в конкурсах методических разработок внутри и за пределами вуза. Важным является включение проблемы сопровождения различных категорий детей в круг научного поиска студентов, итогом которого выступают публикации и выступления с докладами в рамках научно-практических конференций.

На направлениях УГНС 44.00.00, профиль которых не связан с психологической подготовкой, согласно базовой части учебного плана реализуются дисциплины («Педагогика», «Психология», «Основы специальной педагогики и психологии»). Эти дисциплины формируют общее представление об особенностях развития детей различных групп, специфике их воспитания и обучения и не ориентированы напрямую на формирование компетенций, направленных на обеспечение психологического сопровождения обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Виды заданий, выполняемые студентами в рамках этих дисциплин (дискуссии, деловые игры, проектирование различных форм организации обучения и воспитания, проигрывание и анализ педагогических ситуаций, анализ коррекционных программ и др.), позволяют формировать общее представление и понимание сущности сопровождения, возможных форм и методов работы с детьми различных групп.

Согласно требования ФГОС ВО по каждому из направлений подготовки УГСН 44.00.00, в результате освоения программы бакалавриата и/или магистратуры у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. В целях обеспечения реализации данного требования, в СГПИ филиал ПГНИУ формируется Фонд оценочных средств по каждому направлению. В рамках рассматриваемой проблематики оценочные средства, используемые для оценки сформированности компетенций студентов по программам педагогических направлений (на примере компетенций, связанных с обеспечением психологического сопровождения обучающихся в образовательных организациях) можно представить следующим образом (табл. 1).:

Таблица 1

Описание оценочных средств, направленных на оценку сформированности компетенций студентов, связанных с обеспечением психологического сопровождения обучающихся

Проверяемые элементы компетенции Учебная дисциплина УП Примеры заданий Оценочные средства

44.03.02 Психолого-педагогическое образование, ПК-14 Способность эффективно взаимодействовать с родителями (законными представителями), педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития учеников

Знать: принципы профессиональной деятельности психолога; виды коррекционных программ. Уметь: использовать знания для решения широкого круга психологических проблем. Владеть: современными психоконсультативны ми и психокоррекционным и технологиями, связанными с разрешением проблем личностного и профессионального развития. Психоконсульти рование и психокоррекция Тематика заданий: 1. Разработка коррекционно-развивающего занятия (проблематика определяется совместно с преподавателем). 2. Разработка мероприятия с применением одного из методов коррекции (выбранный метод коррекции согласуется с преподавателем). 3. Подбор и разработка коррекционно-развивающей программы по выбранной проблематике . 4. Разработка коррекционно-развивающего маршрута Письменное контрольное мероприятие.

Конкурс методических разработок. Защищаемое контрольное мероприятие

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль Дошкольное и начальное образование ОПК-3 - готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса

Знать: базовые категории педагогики; теоретические методы исследования; Уметь: применять теоретические методы в педагогических исследования. Педагогика Перечень заданий для СРС (может быть выполнено в подгруппах): - составить аннотированный список публикаций, посвященных сущности психолого-педагогического сопровождения; - заполнить таблицу «Типичные проблемы обучающихся на различных ступенях образования, формы и методы психолого-педагогического сопровождения»; - создать методическую копилку форм и методов психолого-педагогического сопровождения обучающихся (в электронном виде; формы и методы - из таблицы). Итог: написание эссе «Эффективность психолого-педагогического сопровождения в решении проблем обучающихся на определенной ступени образования (на выбор): за и против». Письменное контрольное мероприятие.

44.03.01 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование, ОПК-3 - готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса

Знать: структуру цели и задачи психолого-педагогического сопровождения детей и челнов их семей; Уметь: взаимодействовать с другими специалистами, оказывающими помощь семьям и детям; владеть: основными коррекционно- развивающими Формы и методы психолого- педагогического сопровождения семей воспитанников ДОУ Конкурс метод.разработок Написание эссе: (тема - на выбор) 1 .Социальное партнерство образовательного учреждения и семьи: проблемы и пути их решения. 2.Сопровождение семьи с открытой формой неблагополучия. 3. Сопровождение семьи со скрытой формой неблагополучия. 4.Типичные ошибки родителей в воспитании детей. Защищаемое контрольное мероприятие Письменное контрольное мероприятие

приемами, методами, технологиями Задания СРС (к выступлению на семинарах) 1. Составьте психологический портрет семьи как объекта психолого-педагогического сопровождения. 2. Составьте программу психологической поддержки семьи на основе диагностики и запроса родителей.

Знать: различные варианты нарушений психического развития, характеристику их проявлений; Уметь: определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизиологическо го развития; Владеть: навыками психолого-педагогического сопровождения, разработки рекомендаций и консультирования Методика психолого- педагогического обследования в образовательных учреждениях Диагностика психических процессов, функций, состояний: 1. Подготовка диагностического материала и проведение диагностики. 2. Подготовка презентаций. 3. Подготовка родительского собрания на тему: «Особенности определенного процесса, состояния, психических функций (на выбор студента). 4. Подготовка папки с диагностическим материалом Письменное контрольное мероприятие

Анализ публикаций различных авторов (Р.К.Аралбаева, В.А.Березина, К.С.Сабанова, А.Ж.Сапаргалиева, В.З.Течиева и др. ) и опыта, накопленного в вузе, позволяет сформулировать проблемы подготовки педагогов и педагогов-психологов по обеспечению психологического сопровождения обучающихся в образовательных учреждениях, которые могут быть представлены следующим образом:

1) проблемы организационного уровня: недостаточное понимание со стороны принимающих общеобразовательных организаций целевой направленности и значимости практик в формировании компетенций студентов; ограниченные возможности общеобразовательных учреждений в демонстрации студентам всего многообразия ситуаций, требующих психологического сопровождения;

2) проблемы методического уровня: недостаточная методическая готовность студентов профилей, не связанных с психологией, к реализации психологического сопровождения обучающихся; их ограниченность во владении методами и приемами сопровождения, понимании специфики работы с детьми с определенными особенностями поведения или развития; недостаточная мотивационная готовность практикующих специалистов к наставнической деятельности в отношении студентов-практикантов;

3) проблемы личностного уровня: личностная неготовность к работе с проблемными категориями детей в общеобразовательных учреждениях (внутренний страх, тревожность, непринятие ребенка и ситуации его развития и др.); недостаточная мотивация к работе в общеобразовательном учреждении.

Выводы. Таким образом, наличие в вузе накопленного позитивного опыта подготовки выпускников к реализации компетенций, направленных на обеспечение психологического сопровождения обучающихся в образовательных учреждениях, и системы оценивания их сформированности на фоне обозначенных проблем на профилях, связанных, так и не связанных с психологической подготовкой, позволяет, с одной стороны, учесть и транслировать накопленный опыт. С другой стороны, требуются дополнительные мероприятия по активизации усилий образовательными учреждениями как базами практик и вузом по подготовке студентов к работе с нетипичными случаями и ситуациями, распространяющимися в школах. Наличие в учебном плане направлений, не связанных с психологической подготовкой, совокупности дисциплин, формирующих представление о сущности сопровождения различных категорий детей, не решает в полном объеме задачи формирования методической готовности выпускников педагогического вуза к реализации соответствующей технологии в образовательных учреждениях.

Литература:

1. Аралбаева, Р.К., Сапаргалиева, А.Ж. Современные проблемы подготовки педагога-психолога как специалиста помогающих профессий / Р.К.Аралбаева, А.Ж.Сапаргалиева // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения. Материалы международных научно-практических конференций / Под общей редакцией Ю. П. Платонова. - 2016. - С. 225-228.

2. Березина, В.А. Актуальные проблемы профессиональной подготовки педагогов-психологов / В.А.Березина // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. - 2013. - № 1 (47). - С. 110-113.

3. Милькевич, О.А. Формирование ценностного отношения к семье и детству в процессе профессиональной подготовки будущих работников образования / О.А.Милькевич // Вестник ПГГПУ. - Сер. 1 - Вып. 2. - С. 121-126.

4. Течиева, В.З., Сабанова, К.С. Проблема подготовки будущих педагогов-психологов к сопровождению образовательного процесса современной школы / В.З.Течиева, К.С.Сабанова // Современные технологии в образовании. - 2015. - № IV. - С. 232-236.

Педагогика

УДК: Г378.037.1:378.171.11:378.147

кандидат педагогических наук, профессор Миронова Светлана Петровна

Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург); кандидат педагогических наук, доцент Ольховская Елена Борисовна

Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Аннотация. Актуальность исследования технологии педагогического мониторинга в сфере физической культуры и спорта вытекает из особенностей современных тенденций развития высшего профессионального образования, обуславливающих необходимость подготовки конкурентоспособного, профессионально компетентного специалиста, соответствующего требованиям современной социокультурной, образовательной и информационной ситуации. Решение этих задач детерминировано не просто с модернизацией процесса обучения, но, в первую очередь, с инновационными преобразованиями, связанными с использованием образовательных технологий.

Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, педагогический мониторинг, физическое здоровье, физическая подготовленность.

Annotation. The relevance of a research of technology of pedagogical monitoring in the sphere of physical culture and sport follows from features of the current trends of development of higher education causing need of training of the competitive, professionally competent expert conforming to requirements of a modern sociocultural, educational and information situation.

The solution of these tasks is determined not just with training process modernization, but, first of all, with the innovative transformations connected with use of educational technologies.

Keywords: innovative educational technologies, pedagogical monitoring, physical health, physical fitness.

Введение. Для современного общества характерно преобладание инновационного способа развития, в основе которого лежит способность к нововведениям. Инновационные технологии в образовании дают возможность регулировать процесс обучения, повышая его эффективность. Инновационная педагогическая деятельность включает технологизацию процесса обучения, использование информационных технологий, учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении, освоение и внедрение внешнего инновационного опыта, проектирование авторского инновационного опыта. Целью инновационной деятельности преподавателя по сравнению с традиционной системой образования является изменение личности обучающегося [1, 4].

Сегодня образование ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность обучающегося, которые гарантируют баланс между социальными и индивидуальными потребностями и, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности, к участию в инновационных процессах, приводящих к изменению общества.

Актуальность исследования технологии педагогического мониторинга в сфере физкультурно-спортивной деятельности вытекает из особенностей современных тенденций развития высшего профессионального образования, обуславливающих необходимость подготовки здорового, конкурентоспособного, профессионально компетентного специалиста, соответствующего требованиям современной социокультурной, образовательной и информационной ситуации. Решение этих задач детерминировано не просто с модернизацией процесса обучения, но, в первую очередь, с инновационными преобразованиями, связанными с использованием образовательных технологий.

Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий требует от каждого преподавателя вуза высокого уровня профессиональной компетентности, включающей когнитивную, коммуникативную, социальную, технологическую, информационную компетентности [3]. Необходимо, чтобы и физическое воспитание студентов было направлено на достижение обозначенных целей, а физическая культура решала не только здоровьесберегающие, но и профессионально образовательные задачи [4].

Формулировка цели статьи - описание технологии педагогического мониторинга уровня физического здоровья и физической подготовленности студентов в образовательном процессе профессионально-педагогического вуза как механизма оптимизации профессиональной подготовки бакалавров через рассмотрение конкретных аспектов этой проблемы: формирования понятия об инновационных образовательных технологиях, в том числе в сфере физической культуры и спорта; ознакомления с достижениями инновационной деятельности в плане оптимизации образовательного процесса физического воспитания студентов как для сохранения и укрепления здоровья, уровня физической подготовленности, так и для личностного профессионального развития.

Изложение основного материала статьи. Качество жизнедеятельности человека зависит от состояния здоровья и масштабов использования его психофизического потенциала. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития экономики здоровье приобретает роль неотъемлемого фактора профессионального роста. Здоровьесбережение студентов в процессе профессиональной подготовки сегодня становится актуальной социально-педагогической задачей. Одним из важнейших параметров национальных проектов является изменение отношения россиян к своему здоровью, основанное на осознании индивидуальной ответственности человека за свое физическое и психическое здоровье, социальную и профессиональную жизнедеятельность. В трактовке Всемирной организации здравоохранения здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

В работах отечественных ученых (Ж. К. Холодова, В. И. Ильинича и др.) выделяются три основных компонента здоровья: физический, психический и социальный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.