Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая компетентность педагогов, занимающихся профессиональной подготовкой учащихся коррекционных групп в учреждениях начального и среднего профессионального образования'

Психолого-педагогическая компетентность педагогов, занимающихся профессиональной подготовкой учащихся коррекционных групп в учреждениях начального и среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ / REMEDIAL STUDENTS GROUPS / MENTAL RETARDATION / VOCATIONAL TRAINING / LEVEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пакалина Елена Николаевна

В статье представлены результаты исследования уровня психолого-педагогической компетентности педагогов профессионального образования и их готовности к решению задач эффективной профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе начального и среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пакалина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая компетентность педагогов, занимающихся профессиональной подготовкой учащихся коррекционных групп в учреждениях начального и среднего профессионального образования»

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 376.1

Е. Н.Пакалина

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Какой должна быть психолого-педагогической компетентность педагогов профессионального образования для эффективной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья?

Аннотация. В статье представлены результаты исследования уровня психолого-педагогической компетентности педагогов профессионального образования и их готовности к решению задач эффективной профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе начального и среднего профессионального образования.

Ключевые слова: обучающиеся коррекционных групп, умственная отсталость, профессиональная подготовка, уровень психолого-педагогической компетентности педагогов.

Abstract. The article presents the results of study of the level of psychological and pedagogical competence of teachers of professional education and their preparedness for the challenges of effective training of students with disabilities in primary and secondary professional education.

Index terms: remedial students groups, mental retardation, vocational training, level of psychological and pedagogical competence of teachers.

Специфика работы с обучающимися, имеющими легкую умственную отсталость, требует от педагогических работников достаточно высокого уровня информированности о психофизиологических особенностях детей данной категории. В 2009-10 гг. в Свердловской области было проведено исследование по проблеме готовности педагогов профессионального образования к осуществлению эффективной профессиональной подготовки выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Всего в исследовании приняли участие 150 педагогов из учреждений начального и среднего профессионального образования Свердловской области. Большинство участников опроса отмечают, что на момент начала работы с обучающимися коррекционных групп они, как правило, в достаточной степени информированы об особенностях детей с легкой умственной отсталостью: 39,4% респондентов имеют информацию обо всех обучающихся; 32,0% опрошенных - о большей их части. В то же время, при оценке текущего уровня своей информированности о психофизиологических особенностях обучающихся с легкой умственной отсталостью, довольно значительная часть опрошенных (44,6%) отмечают, что обладают лишь общей информацией по данному вопросу. Доля педагогов, которые информированы об индивидуальных особенностях каждого ребенка в группе (группах) в целом по области составляет 33,8%.

Таким образом, либо педагоги завышают оценку уровня своей информированности об индивидуальных особенностях обучающихся, либо в процессе работы с детьми, имеющими умственную отсталость, понимают, что обладают пока лишь ограниченным объемом информации. Наиболее популярными источниками, используемыми педагогами для получения информации об обучающихся с отклонениями в умственном развитии, являются личные беседы с детьми (61,6%) и посещение педсоветов, совещаний, посвященных обсуждению проблем детей данной категории (47,8%). Изучением различных документов (рекомендаций ПМПК, сопроводительных документов из С (К) ОУ) занимается примерно треть участников опроса. Сравнительно незначительная часть педагогов проводят дополнительные тесты или общаются с мастерами производственного обучения. В целом при выборе источников информации об индивидуальных особенностях обучающихся педагогические работники отдают предпочтение личным беседам с обучающимися или консультациям с различными специалистами, работающими в ОУ (психологи, педагогические работники, имеющие коррекционное образование, медицинские работники). Возможно, это связано с тем, что таким образом можно получить более полную, достоверную и актуальную информацию.

Исследование уровня профессиональной компетентности педагогических работников, занимающихся про-

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4

45

Инновации в образовательных учреждениях

фессиональной подготовкой учащихся коррекционных групп в учреждениях НПО показало, что значительная часть педагогов на момент начала работы с данной категорией учащихся, как правило, в достаточной степени не информированы об их особенностях. При этом важно отметить, что немало руководящих и педагогических работников НПО и СПО считают, что программно-методическое обеспечение не адаптировано для работы с обучающимися, имеющими легкую умственную отсталость и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Большинство педагогических работников используют при работе с обучающимися, имеющими умственную отсталость, либо специально разработанные рабочие программы, либо программы, в которых специальные разделы адаптированы к особенностям обучающихся данной категории. Необходимо отметить, что эти программы комплексно не учитывают особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью. В большинстве ОУ не выработано единого подхода к обучению детей, имеющих умственную отсталость. Доля педагогических работников, использующих специальные коррекционные разработки, в системе профессионального образования минимальна.

Специфика работы с обучающимися, имеющими легкую умственную отсталость, требует от педагогических работников достаточно высокого уровня информированности о психофизиологических особенностях детей данной категории. Проведенное в 2009 г. социологическое исследование в системе учреждений начального профессионального образования среди педагогической общественности позволило выявить ряд тенденций, сформировавшихся в процессе профессиональной подготовки учащихся с легкой умственной отсталостью (выпускников специальных коррекционных образовательных учреждений).

Значительная часть педагогических работников на момент начала работы с коррекционными группами учащихся, как правило, в достаточной степени не информированы об особенностях детей с легкой умственной отсталостью: только 39,4% респондентов имеют информацию обо всех обучающихся; 32,0% опрошенных - имеют частичные сведения.

В то же время, при оценке текущего уровня своей информированности о психофизиологических особенностях обучающихся с легкой умственной отсталостью, довольно значительная часть опрошенных (44,6%) отмечают, что обладают лишь общей информацией по данному вопросу. Доля педагогов, которые информированы об индивидуальных особенностях каждого ребенка в группе (группах) в целом по области составляет 33,8%.

Изучением различных документов (рекомендаций ПМПК, сопроводительных документов из С (К)ОУ) занимается примерно треть участников опроса. Сравнительно незначительная часть педагогов проводят дополнительные тесты или общаются с мастерами производственного обучения по проблемам связанным с трудностями профессиональной подготовки.

Подавляющее число руководящих (95,5%) и педагогических работников (83,8%) отмечают, что в их образовательных учреждениях созданы специальные группы для обучения детей, имеющих легкую умствен-

ную отсталость. В остальных случаях учащиеся данной категории проходят обучение в смешанных группах, которые в некоторых ОУ создаются целенаправленно.

Психофизиологические особенности обучающихся учитываются в 36,4% учреждений начального и среднего профессионального образования. Необходимо отметить, что рекомендации С (К)ОУ, где обучался ребенок до поступления в УНПО или УСПО, принимают во внимание лишь 22,7% опрошенных в целом по области. Возможно это связано с недостаточно отлаженной и эффективной процедурой взаимодействия С (К) ОУ и УНПО.

По мнению большинства как руководящих (86,4%), так и педагогических работников (70,7%), принявших участие в исследовании, в их ОУ программно-методическое обеспечение, адаптированное для работы с обучающимися, имеющими легкую умственную отсталость, нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Наиболее критичны в данном случае педагогические и руководящие работники сельских УНПО. Порядка 40% респондентов данных образовательных учреждений считают, что в их ОУ отсутствует специальное программно-методическое обеспечение, рассчитанное на детей, имеющих легкую умственную отсталость. Большинство педагогических работников используют при работе с обучающимися, имеющими умственную отсталость, либо специально разработанные рабочие программы (33,7%), либо программы, в которых специальные разделы адаптированы к особенностям обучающихся данной категории (34,3%). Довольно значительное число опрошенных (29,0%) отметили, что применяемые ими рабочие программы не учитывают особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью.

Педагогические работники, как правило, не информированы о специфике методического обеспечения, которое используют их коллеги, преподающие предметы других циклов. Это опосредованно свидетельствует о том, что в большинстве ОУ не выработано единого подхода к обучению детей, имеющих умственную отсталость.

Какие-либо специальные коррекционные разработки в работе с обучающимися, имеющими легкую умственную отсталость, используют 13,8% педагогов. Анализ названий указанных разработок позволил сократить их число до 3,7%. Таким образом, доля педагогических работников, действительно использующих специальные коррекционные разработки, ничтожно мала.

Более половины педагогов УНПО и УСПО (72,7%) испытывают затруднения в процессе работы с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии. Особенно это характерно для педагогических работников сельских территорий (83,1%) и г. Екатеринбурга (75,9%).

81,8% руководителей ОУ также фиксируют наличие серьезных затруднений у педагогических работников, возникающих в процессе работы с детьми, имеющими умственную отсталость.

Наибольшие затруднения у педагогов в процессе работы с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, вызывают:

- низкая мотивация обучения детей с умственной отсталостью (55,1%);

- отсутствие специальных учебников (51,4%);

- различные диагнозы обучающихся (40,7%);

46

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4

Инновации в образовательных учреждениях

- необходимо затрачивать гораздо больше усилий и времени для достижения результата (35,0%).

Более половины педагогических работников УНПО и УСПО, работающих с детьми, имеющими легкую умственную отсталость, считают, что используемое ими программно-методическое обеспечение нуждается в доработке. В наибольшей степени, по мнению участников исследования (73,2%), корректировки требуют рабочие программы педагогов, которые представляют собой определенный алгоритм освоения учащимися учебного материала по конкретному направлению в соответствии с требованиями ГОС. Вследствие недостаточного уровня подготовки педагогов трудность для них составляет необходимость отбора учебного материала, применения специфических для данной категории методов обучения, определения оптимального темпа обучения.

Также, по мнению педагогов, в модернизации нуждаются существующие методические разработки (66,1%) и пособия (69,4%). Наибольшее число тех, кто считает, что программно-методическое обеспечение образовательного процесса требует доработки, выявлено в числе респондентов г. Екатеринбурга и сельских территорий.

В большей степени педагогам нужна помощь в:

- овладении способами и методами разработки нового программно-методического обеспечения (39,7%);

- адаптации существующего методического обеспечения к особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (32,4%).

Все руководители ОУ, принявшие участие в исследовании (100%), что педагогическим работникам их учреждений следует повысить уровень своей квалификации для работы с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии. В наибольшей степени, по мнению директоров УНПО и УСПО, в повышении квалификации нуждаются мастера производственного обучения (90,9%), преподаватели специальных дисциплин (72,7%), педагоги общеобразовательных дисциплин (54,5%) и воспитатели (36,4%).

По мнению педагогов, основными направлениями повышения профессионального уровня должны стать:

- технология коррекционного образования (41,8%);

- выстраивание взаимоотношений с детьми, имеющими легкую умственную отсталость (32,9%);

- оценка и мониторинг образовательных достижений обучающихся с легкой умственной отсталостью (29,3%).

Руководители УНПО и УСПО при определении направлений повышения квалификации педагогических работников сделали акцент не только на необходимости овладения ими технологией коррекционного образования (63,6%) и подходами к оценке образовательных достижений учащихся (54,5%), но и на методике разработки рабочих программ по дисциплинам теоретического и производственного обучения (59,1%), формировании содержания образования для профессионального обучения детей с умственной отсталостью (45,5%).

Половина педагогов (49,0%) считают, что после обучения в УПНО или УСПО учащиеся могут работать только под присмотром наставника. В наибольшей степени этой точки зрения придерживаются участники исследования сельских территорий (61,5%).

Каждый третий из числа педагогических работников (30,4%) полагает, что после обучения в УНПО,

УСПО учащиеся полностью готовы ксамостоятельной профессиональной деятельности. Лишь отдельные респонденты (4,4%) весьма низко оценивают степень готовности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.

Следует отметить, что педагоги довольно неоднозначно оценили наличие изменений в степени самостоятельности и в профессиональных планах обучающихся, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии. Одни считают (40,5%), что учащиеся стали намного самостоятельнее, другие (42,6%) - что степень их самостоятельности недостаточно выражена. Одни полагают (26,6%), что выпускники исследуемой группы серьезно изменили свои профессиональные планы, другие - что их планы почти не изменились (22,4%).

Наиболее популярным каналом получения информации о дальнейшей судьбе выпускников как для педагогов, так и для руководителей УНПО и УСПО, являются личные контакты с выпускниками (64,6% и 94,7% соответственно). Так же респонденты получают информацию при личных встречах с родителями или родственниками выпускников (33,0% и 68,4% соответственно). Часть педагогических работников отмечали такой источник информации, как контакты с мастерами производственного обучения.

По мнению педагогических работников, в большей степени заинтересованы во взаимодействии с УНПО и УСПО родители обучающихся (68,4%) и специалисты С (К)ОУ (63,6%). Сотрудники службы занятости и представители малых и крупных предприятий муниципального образования в гораздо меньшей степени проявляют интерес к организации совместной деятельности в рамках работы с обучающимися, имеющими легкую умственную отсталость (28,3% и 16,5% соответственно).

Направления взаимодействия со службой занятости населения территории:

- мониторинг специалистами ОУ вакансий, подходящих обучающимся с умственной отсталостью (45,5%);

- организация совместных мероприятий (в т ч. ярмарки вакансий для детей с умственной отсталостью) (40,9);

- заключение договоров о сотрудничестве для устройства на работу выпускников ОУ, имеющих умственную отсталость (22,7%).

Направления взаимодействия с предприятиями, учреждениями, организациями населенного пункта:

предоставление рабочих мест, оборудования для проведения производственной практики обучающихся с умственной отсталостью (81,8%);

- прием на работу выпускников ОУ, имеющих умственную отсталость (77,3%);

- назначение наставников из числа работников предприятия для обучающихся, проходящих практику (68,2%).

Анализ запросов педагогов на повышение уровня профессиональной подготовки связывается со следующими направлениями:

- технология коррекционного образования;

- выстраивание взаимоотношений с учащимися, имеющими легкую умственную отсталость;

- оценка и мониторинг образовательных достижений обучающихся с легкой умственной отсталостью.

Анализ особенностей кадрового обеспечения системы начального профессионального образования

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4

47

Инновации в образовательных учреждениях

и условий организации коррекционно-педагогического процесса позволяет констатировать, что в системе образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья обозначился ряд серьезных противоречий, требующих разрешения:

- между необходимостью реализации требований современной федеральной и региональной образовательной политики в области обеспечения гарантий доступности качественного образования для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и недостаточным пониманием педагогами изменений, происходящих в системе общего и специального образования, а также неготовностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с современными тенденциями развития начального профессионального образования;

- между ростом численности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, получающих начальное профессиональное образование и ограниченностью знаний и реальных возможностей специалистов начального профессионального образования для организации качественной помощи детям. Такая ситуация приводит к тому, что большинство выпускников коррекционных групп начального профессионального образования, если и трудоустраиваются по полученной специальности, то не удерживаются на ней.

Проведенное исследование выявило актуальность повышения уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и руководящих работников, занимающихся профессиональной подготовкой учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В рамках научно-исследовательской работы «Научно-методическое и учебно-технологическое обеспечение профессиональной подготовки и педагогической поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе НПО» в 2008 г. была разработана образовательная программа»Психолого-педагогические основы профессионального образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе НПО».

Актуальность данной образовательной программы заключалась в том, что она направлена на обеспечение теоретической, методической и практической подготовки специалистов УНПО и СКОУ, необходимой для достижения современного качества образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Целью программы являлось развитие профессиональной компетентности руководителей, педагогов, мастеров производственного обучения начальных и средних профессиональных образовательных учреждений, обеспечивающих освоение и внедрение современных технологий психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и образовательный процесс.

Задачи программы:

1. Повышение уровня компетенции преподавателей, мастеров производственного обучения, социальных педагогов, педагогов-психологов и воспитателей в проблемах особенностей личностного развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Создание и реализация специалистами УНПО модели организации профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом конкретных условий в учебного учреждения.

3. Овладение новыми педагогическими технологиями и формами обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей.

4. Обучение технологиям психолого-педагогической поддержки процессов социализации и адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

5. Раскрытие теоретико-методологических основ специальной педагогики и психологии.

6. Освоение технологий изучения, оценки, прогнозирования развития детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, технологий обучения и воспитания данной категории детей в условиях УНПО.

7. Формирование профессиональных установок педагогических работников и мастеров ПО, способствующих развитию инициативы и самостоятельности в их практической деятельности с учетом региональной политики в области специального и начального профессионального образования.

Данная образовательная программа направлена на решение названных проблем. Включенные в ее содержание темы раскрывают особенности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья различной этиологии; направления оказания психологопедагогической помощи и поддержки учащихся с учетом имеющихся нарушений; проблемы профессиональной ориентации и сопровождения процесса перехода из специальной (коррекционной) школы в систему учреждений НПО и профессионального обучения на всех ступенях. Особое внимание уделяется вопросам социальной адаптации и интеграции выпускников с особыми образовательными потребностями на производство и в общество.

В процессе обучения по образовательной программе планируется большой объем самостоятельной работы: разработка слушателями индивидуальных образовательных программ на конкретных учащихся; рабочих программ для коррекционных групп; проведение работы по профессиональной ориентации выпускников.

Обучение учащихся с ОВЗ в учреждениях НПО предполагает:

1) Внесение изменений в образовательную среду ОУ НПО, в которой будут обучаться учащиеся с ОВЗ. Готовность педагогического коллектива и конкретного педагога оказывать педагогическую поддержку, основанную на компетентности в области дефектологии, специальной педагогики и социальной психологии.

2) Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, связанной со спецификой взаимодействием с учащимися с ОВЗ, в основе которого лежит целенаправленное гуманное изменение образовательной среды, основанное на результатах педагогического проектирования.

Категория слушателей - руководители специальных (коррекционных) и начальных профессиональных учреждений, учителя-дефектологи, воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, мастера ПО, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Планируемый результат - повышение профессиональной компетентности слушателей образовательной программы в области организации специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях СКОУ и УНПО; готовность педагогических работ-

48

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4

Инновации в образовательных учреждениях

ников к проектированию и реализации в педагогической практике адекватных моделей адаптации, социализации и профессионального становления учащихся с ОВЗ.

Формы организации обучения определяются целями и задачами образовательной программы и представлены лекциями, лекциями- консультациями, практическими и семинарскими занятиями, проблемными семинарами, индивидуальными и групповыми консультациями, проектированием, самостоятельной работой слушателей, самопрезентацией и др.

Виды и формы контроля: степень освоения слушателями материала в процессе обучения по образовательной программе и по итогам обучения определяется с учетом требований к профессиональному уровню подготовки в ходе промежуточного (тестирование, анкетирование) и итогового контроля, проводимого в форме защиты педагогического (управленческого) проекта или сообщения на итоговой конференции.

Программа дополнительного профессионального образования имеет блочно-модульную структуру и может быть реализована в различном объеме с учетом индивидуальных потребностей, особенностей и возможностей различных категорий специалистов системы начального профессионального и специального образования. Подобное построение программы позволяет в большей степени включить в процесс повышения квалификации различные категории специалистов специальных (коррекционных) учреждений и учреждений начального профессионального образования. Программа позволяет каждому педагогическому работнику совершенствовать профессионально-личностной компетентности в силу адресности модулей образовательной программы для конкретной категории специалистов. Минимальное количество часов обучения по программе, необходимое для получения удостоверения, составляет 130 часов. После освоения образовательной программы в полном объеме (180 часов) слушатели получают свидетельство о повышении квалификации.

В процессе обучения по образовательной программе планируется большой объем самостоятельной работы: разработка слушателями индивидуальных образовательных программ на конкретных учащихся; рабочих программ для коррекционных групп; проведение работы по профессиональной ориентации выпускников. Общий объем учебного времени - 180 часов (17 дней), 50 часов - самостоятельная межсессионная работа слушателей. Инвариантный модуль: 50 часов, из них 10 часов - самостоятельная работа слушателей. Вариативный модуль: 130 часов, из них 40 часов - самостоятельная работа слушателей.

Модуль 1. Психолого-педагогические основы профессионального образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе УНПО (130 часов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модуль 2. Психолого-педагогические основы трудового обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе С (К)ОУ (130 часов).

По результатам реализации образовательной программы были проанализированы следующие показатели:

1. Профессиональный уровень слушателей образовательной программы;

2. Тематика выпускных работ слушателей образовательных модулей;

3. Оценка слушателями эффективности содержания.

Уровень готовности слушателей к обучению был оценен по результатам входной диагностики: выявленные проблемы, коррективы, внесенные в расписание учебных занятий, в содержание. Результаты входной диагностики показали низкий уровень психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах педагогической поддержки учащихся с проблемами адаптации в образовательной среде. Программа обеспечена комплектом программно-методического материала по проблемам психолого-педагогической поддержки и сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной подготовки.

В реализации программы были использованы инновационные технологии, активные формы обучения с использованием практикоориентированных материалов. Проводились исследования проблем адатации, социализации и эффективности процессов сопровождения учащихся с проблемами в развитии и детей сирот детей оставшихся без попечения родителей в условиях учреждений начального профессионального образования Среди методов и форм управления самостоятельной научно-исследовательской работой слушателей, подготовкой к зачетным занятиям были использованы индивидуальные и групповые консультации, круглые столы, самостоятельная работа.

Осуществление мониторинга качества образования включало проведение промежуточного контроля - срезов, индивидуальных собеседований, тестирования, посещение практических занятий; приращения в знаниях и умениях слушателей.

Достигнутый уровень подготовки слушателей в ходе реализации программы слушатели освоили технологии оказания психолого-педагогической поддержки, моделирования адаптивного пространства для учащихся с проблемами в развитии и детей сирот детей оставшихся без попечения родителей в условиях учреждений начального профессионального образования.

Анализ выходных анкет слушателей показал удовлетворенность результатами повышения квалификации в ходе, которой слушатели были обеспечены комплектом методических пособий. Результаты тестирования уровня психолого-педагогической компетентности показал, что слушатели овладели основными понятиями, связанными с созданием адаптивной среды и использование технологий поддержки учащихся в образовательном процессе.

Литература

1. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.

2. Материалы сайта http://www.disabilityworld.org/

3. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, под редакцией А. М. Щербаковой, М. «ЭНАС», 2005.

4. Об обучении и воспитании подростков с отклонениями в развитии и подростков-сирот: Сборник нормативных документов уровня субъекта федерации (Санкт-Петербург). - СПб., 2000.

5. Панина Л. П., Сафонова Е. Г., Сыманюк Э. Э. Ключевые компетенции субъекта учебно-профессиональной деятельности. Екатеринбург. 2002.

6. Перечень профессий и специальностей, рекомендуемых для профессиональной подготовки инвалидов в учебных заведениях профессионального образования / Сост.

Е. М. Старобина, М. В. Агрба и др. - СПб., 2000.

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.