Научная статья на тему 'Психологические условия развития профессиональной компетенции будущих психологов'

Психологические условия развития профессиональной компетенции будущих психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PSYCHOLOGICAL CONDITIONS / PROFESSIONALISM / COMPETENCE APPROACH / INTEGRATION OF TRAINING / VALUE ORIENTATIONS / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баженова Э.Д., Махметова Д.Т.

В данной статье рассматриваются особенности психологических условий, необходимых для развития профессиональной компетенции будущи педагогов-псиологов. Рассмотрены различные подходы к профессионального обучения, также проанализированны возможности внедрения различны компетентностных технологий обучения направленных для развития широкого педагогического кругозора будущих специалистов. Также представлен перспективный план уровненого развития практически навыков развития психолого-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баженова Э.Д., Махметова Д.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

This article discusses the features of psychological conditions necessary for the development of professional competence of future teachers-psychologists. Various approaches to professional training are considered, as well as the possibilities of implementing various competence-based training technologies aimed at developing a broad pedagogical Outlook of future specialists are analyzed. Also presented is a long-term plan for the level development of practical skills for the development of psychological and pedagogical activities.

Текст научной работы на тему «Психологические условия развития профессиональной компетенции будущих психологов»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Баженова Э.Д.

Доктор PhD, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии,

ЖГУ им. И. Жансугурова Махметова Д. Т. преподаватель кафедры педагогики и психологии, ЖГУ им. И. Жансугурова

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

Bazhenova E.,

PhD, senior lecturer of the Department ofpedagogy and psychology,

ZhSU named after I. Zhansugurov Makhmetova D.

teacher of the Department ofpedagogy and psychology, ZhSU named after I. Zhansugurov

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности психологических условий, необходимых для развития профессиональной компетенции будущи педагогов-псиологов. Рассмотрены различные подходы к профессионального обучения, также проанализированных возможности внедрения различны компетентностных технологий обучения направленных для развития широкого педагогического кругозора будущих специалистов. Также представлен перспективный план уровненого развития практически навыков развития психолого-педагогической деятельности.

Аbstract

This article discusses the features of psychological conditions necessary for the development of professional competence of future teachers-psychologists. Various approaches to professional training are considered, as well as the possibilities of implementing various competence-based training technologies aimed at developing a broad pedagogical Outlook of future specialists are analyzed. Also presented is a long-term plan for the level development of practical skills for the development of psychological and pedagogical activities.

Ключевые слова: психологические условия, профессионализм, компетентностный подход, интегрированность обучения, ценностные ориентиры, профессиональная подготовка.

Keywords: psychological conditions, professionalism, competence approach, integration of training, value orientations, professional training.

Приоритеты современного высшего педагогического образования направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к изменениям, как в личностной сфере, так и в профессиональной деятельности. Отечественный и международный опыт показывает, что выпускники педагогических вузов испытывают множество сложностей в практической работе, поскольку теоретические знания представляют собой идеализированную модель структурированно выстроенных действий специалистов. В том, числе деятельность педагогов-психологов имеет ряд трудностей, в том числе в сфере оказания разноплановой деятельности. Данные проблемы возникают, поскольку в процессе обучения не были сформированы практические коммуникативные и профессиональные навыки работы. Рассматривая аспект работ педагога-психолога, также следует отметить отсутствие практических навыков деятельности. В связи с наличием данных проблем, возникает необходимость модернизации устаревших технологий под-

готовки специалистов осуществляющих деятельность в сфере «человек-человек», также разработка инновационных программ для подготовки будущих педагогов-психологов в области оказания комплексной психолого-педагогической помощи, позволит повысить качество, как в образовательной сфере, так и в сфере поддержания психологического здоровья общества. Это обусловлено переходом к новой философии образования. Приоритетный вектор данной философии всеобщего образования нацелен на потребности общества, то есть степень удовлетворенности общественности, позволит определить качество предоставляемых образовательных услуг.

Различные научные труды отмечают, что наблюдается некоторый разрыв вузовской подготовки и запросов практики. Свидетельством этого является и низкий процент трудоустроившихся по специальности выпускников вузов, и низкий уровень их удовлетворенности полученной профессией, и то, что характеристики выпускников вузов

не удовлетворяют современных требований работодателей. Традиционная система высшего профессионального образования, ориентированная в основном на передачу профессионально важных знаний, а не на развитие личности специалиста, оказывается не полностью отвечающей запросам современных условий и требует обновления.

Вступление Казахстана в Болонский процесс обозначило переход к новой системе оценки качества выпускников вузов, основанной на компетент-ностном подходе. По мнению А.К. Марковой [1], проект государственных стандартов нового образца в качестве более полного, «личностно и социально интегрированного результата подготовки специалиста» выступает понятие «компетенция»: «высшее профессиональное образование должно ориентироваться не на сумму знаний по отдельным дисциплинам, а на формирование общих и профессиональных компетенций выпускников». Таким образом, результатом профессионального образования должен стать компетентный специалист, овладевший в процессе обучения этими общими и профессиональными компетенциями.

Проблема поиска новых методов, технологий развития профессиональной компетентности будущих специалистов, а также проблема разработки компетентностной модели специалиста, основанной на единстве профессиональных знаний, умений, опыта, личностных качеств и ценностных ори-ентаций имеет большую социальную значимость.

Проблеме изучения компетентностного подхода в образовании и профессиональной компетентности специалиста посвящены работы Л.М. Ахмедзяновой [2], Л.М.Митиной [3], А.Г. Бер-муса[4], А.А.Вербицкого[5], Н.В. Кузьминой[6], В.С. Леднева[7], А.И. Субетто[8] и др. Эти исследования значительно обогатили представления о процессе становления профессиональной компетентности и отдельных ее компонентов. Однако целостной теории развития профессиональной компетентности студента в период его профессионального обучения не разработано. Недостаточно изучены и описаны конкретные пути, методы формирования и развития профессиональной компетентности будущих специалистов как целостного явления. Новые тенденции в развитии образования коснулись и психологического образования и обозначили необходимость усовершенствования процесса профессиональной подготовки психологов в соответствии с новыми требованиями современности и принципами компетентностного подхода.

Проблемы профессиональной подготовки студентов-психологов обсуждаются во многих психолого-педагогических исследованиях. В труде Е.Ю.Коржовой[9], были рассмотрены вопросы развития личностного самоопределения, самоидентичности, профессионального самосознания, а также мотивы выбора профессии, динамика успеваемости студентов-психологов. Развитие профессиональной компетентности психолога как интегрального явления в период его профессиональной подготовки, особенности и динамика этого процесса недостаточно изучены.

Рассматривая аспект осуществления профессиональной подготовки кадров, следует отметить, что Министерством образования и науки Республики Казахстан разработаны и рекомендованы квалификационные характеристики будущих специалистов с учетом специализации. Представлены требования, которые основаны на содержании, условиях и процессе профессиональной подготовки. По мнению Л.М. Митиной[10], изначально в процессе организации подготовительной деятельности, должна быть определена система требований к будущему специалисту. Выдвигаются требования к особенностям профессиональной мотивации и способности к адаптации к возникающим трудностям. Также рассматривается вопрос готовности студентов к профессиональной деятельности в целом.

Неэффективность современной психологической подготовки учителей кроется, по мнению Е.И. Исаева[11], в особенностях традиционной педагогической практики. В центре образовательного процесса и в средней, и в высшей школе стоит учебный предмет как особая проекция научного предмета. Предметно-центрированный процесс жестко детерминирован учебными планами, программами, принятыми учебниками, схемой занятий, обеспечивающими относительно успешную трансляцию соответствующих знаний. Поэтому востребованность и возможность использования психологических знаний в таком процессе всегда были минимальными.

Учитывая анализ литературных источников по вопросу подготовки педагога-психологов, следует отметить ученых, которые рассматривали те или иные аспекты целостного процесса. Таким образом, основы коммуникативной компетентности рассматривали О.А. Леонтович[12]. Воспитательные системы формирования личности рассматривали Б.Б.Битинас[13]. Рассматривая аспект подготовки будущих педагогов-психолого, следует отметить три основных блока которые составляют психолого-педагогическую компетентность: во-первых, наличие теоретических знаний в профессиональной сфере; во-вторых, умения, которые дают возможность применять имеющиеся теоретические знания в профессиональной деятельности; в-третьих, профессионально-личностные качества человека, которые отражают направленность личности и характеризуют, как специалиста, а также как личность. Фундаментальным компонентом становления будущих педагогов-психологов, как высококвалифицированных специалистов, является знание методологических основ психологии и педагогики, владение мыслительными операциями, способность адаптироваться к нестандартным ситуациям, а также мотивация к постоянному профессиональному развитию. При этом основным критерием готовности будущего педагога-психолога будет являться умение самостоятельно решать возникающие трудности. Важным аспектом психолого-педагогического процесса выступает взаимодействие с людьми на основе свободного общения.

Именно коммуникативные аспект позволяет характеризовать успешность организации того или иного процесса, так как через общение осуществляется информационный обмен и воздействие на собеседника. Кроме этого, педагог-психолог должен владеть способностью к рефлексии (рефлексия характеризуется, как обращение на самого себя, к своим собственным действиям, то есть анализ своих поступков и т.д.). Из всего следует, что интеллектуальная, коммуникативная и рефлексивные способности являются составляющими готовности педагога-психолога к психолого-педагогической деятельности.

Основываясь на научную работу С.Х. Асадул-лина[14], в процессе формирования психолого-педагогической компетентности важным компонентом являются личностные качества будущего специалиста. К значимым качествам относятся: креативность мышления, коммуникативные способности, гибкость психики, эмоциональная устойчивость и др. Таким образом, личностные свойства являются важным системообразующим компонентом профессионального становления будущего специалиста.

В психолого-педагогическом аспекте развития компетентности у будущих педагогов-психологов, следует отметить основные компоненты профессиональной готовности, которые должны быть сформированы:

- гуманистическая позиция;

- объективное восприятие педагогической действительности;

- системные действия в профессиональной деятельности;

- умение применения и трансформации деятельности в соответствии с педагогическими технологиями;

По мнению М.И.Станкина[15], в процессе развития профессиональной компетенции следует выделить особенности соотношения профессиональных закономерностей педагога-психолога с закономерностями педагогического образования, которое отражается в следующих корреляциях:

- социально-экономический уровень государства и образовательные возможности подготовки будущих педагогов-психологов;

- уровень теоретической подготовки будущих педагогов-психологов и характером направления на формирование практического опыта;

- степень осознанности принятия решений и уровень владения технологиями осуществления профессиональной деятельности;

Необходимо отметить, что готовность будущих педагогов-психологов также характеризуется уровнем сформированности социальной компетентности, которая характеризуется следующими компонентами:

- владение механизмом эмпатии в процессе общения;

- знание этических норм поведения в процессе общения;

- понимание специфических аспектов социокультурного уровня людей, которые обращаются за специализированной помощью к педагогу-психологу;

- владение техникой понимания невербальных (жесты, мимика, пантомимика) проявлений людей;

- знание основных тактик разрешения критических ситуаций;

Учитывая психологическую возрастную периодизацию, нами были учтены все индивидуальные особенности для эффективного профессионального самоопределения учащихся. По мнению И.Н.Але-шиной[16], необходимо делать основной акцент на развитие умений и навыков самоорганизации своей деятельности, также осуществляется мотивация на формирование и усвоение, а также умение использовать профессиональный инструментарий. Формирование этих качеств будет способствовать корректировке поведения, а также способствует развитию личностно-значимых свойств. Сформированность готовности будущих педагогов-психологов к самоконтролю, самоорганизации, самообразованию позволяет прогнозировать успешность осуществления психолого-педагогической деятельности, с учетом закономерностей целостного специфического процесса.

Для более детального рассмотрения особенностей развития профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов, мы представляем перспективный план, в рамках которого раскрывается уровневое развитие специфических профессиональных навыков и умений.

Таблица 1.

Структурно-функциональная модель развития профессиональной компетенции будущих педаго-

гов-психологов

Уровни развития профессиональной компетенции педагога-психолога Структура профессиональной компетенции будущего педагога-психолога

Мотивационно-лич-ностный компонент Деятельностный компонент Рефлексивно-оценочный компонент

Высокий Преобладание профессиональной направленности личности; наличие профессионально-личностного целепола-гания. Наличие профессионально значимых ценностных ори-ентаций. Развитая система учебно-познавательных и учебно-профессиональных действий, основанных на системе интегративных профессиональных знаний. Глубокое осознание профессионально-личностной концепции профессиональной деятельности («Я - в профессии»). Развитая потребность в профессиональном самопознании и самосовершенствовании.

Средний Фрагментарное (ситуативное) проявление профессиональной мотивации; преобладание стремления проявить себя и утвердиться в профессии. Преобладание учебно-познавательных действий; ситуативное проявление учебно-профессиональных действий; хорошее владение предметными знаниями, но трудности в осознании актуальных профессионально значимых ин-тегративных знаний и действий. Наличие ситуативных компонентов профессиональной «Я-концепции» -шаблонизация собственного «портрета» профессиональной деятельности.

Низкий Преобладание социальной профессиональной мотивации, отсутствие осознания значимости педагогического труда. Ситуативные проявления учебно-познавательных действий. Низкий уровень учебной деятельности студентов по всем ее компонентам. Отсутствие осознания необходимости наличия собственной концепции профессиональной деятельности.

Реализация вышеперечисленных требований способствует успешному овладению учащимися базовыми знаниями, умениями, навыками, формированию у них соответствующих социальных, познавательных, профессиональных мотивов, являющихся стержнем профессиональной направленности личности, личностного опыта, что может явиться важным условием успешной профессиональной деятельности

Значимость изучения специфики и сущности психологической составляющей профессиональной компетенции современного учителя очевидна, однако такое исследование не может осуществляться в отрыве от других составляющих профессиональной деятельности педагога. На наш взгляд, важнейшим психологическим условием развития профессиональной компетенции будущего педагога в период обучения в вузе является профессионализация его психологической подготовки, вследствие чего изменяются направленность и содержание учебной деятельности студентов: приоритетными становятся цели профессионального развития и саморазвития, а средством достижения этой цели - предметная подготовка. Однако

в реальной практике психолого-педагогическая и предметная вузовская подготовка будущего учителя не согласованы. Поиск возможных путей и средств изменения содержания вузовского обучения с целью продуктивного развития профессиональной компетенции будущего учителя представляет проблему нашего исследования.

Список литературы

1. Маркова А.К. Психология профессионализма/ А.К. Маркова. - М., 1996. - 308с.

2. Ахмедзянова Л.М. Педагогическое призвание и динамика его развития у студентов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1972. -19 с.

3. Митина Л.М. Личностно-профессиональ-ное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. — М.; СПб.: Нестор-История, 2018. — 456 с.

4. Бермус А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник - Москва: Директ-Медиа, 2013

5. А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. Логос, 2017 г.

6. Кузьмина, Н.В. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста: монография / Н.В. Кузьмина, С.Д. Пожарский, Л.Е. Пау-това. - Санкт-Петербург: Евразийский открытый институт, 2008. - 376 с.

7. Леднев В.С. Л394 Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. Издание второе, исправленное - М.: МГАУ, 2002. -120 с.

8. А.И. Субетто Теория фундаментализации образования и универсальные компетенции. Изд.: Астерион, 1995

9. Коржова Е.Ю. Психология адаптации педагогов к профессиональной деятельности: Монография. СПб., 1996.

10. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя.- М., 1998.

11. Е.И. Исаев. Основы психологической антропологии. Логос, 2013 г.

12. О. Леонтович «Введение в межкультурную коммуникацию». Изд.: Гнозис, 2007

13. Б. Битинас.Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии / Б. Битинас. -Вильнюс: НИИ школ МП Литовской ССР, 1971. -348 с.

14. Асадуллина С.Х. Влияние самооценки на формирование профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя: Канд. дисс. психол. наук. М., 1986. -169 с.

15. Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения/ М.И. Станкин. - М.: МПСИ, Флинта, 1998. -368 с.

16. Алешина И.Н. Психологические особенности влияния социальных ожиданий на формирование профессиональной направленности студента педагогического института: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1988. - 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.