Научная статья на тему 'Психологическое образование в Республике Казахстан: реалии и перспективы'

Психологическое образование в Республике Казахстан: реалии и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1217
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБНОВЛЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / SOCIAL INSTITUTE / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGH EDUCATION / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / RENEWAL / SPECIALIST PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерьязданова Хорлан Токтамысовна

Рассматриваются проблемы модернизации высшего психологического образования в современном Казахстане. Проанализированы ход и результаты присоединения высшей школы к Болонскому процессу. Представлены новые подходы к подготовке специалистов в области психологии и социальной работыIn the article are concerned the problems of developments of high psychological education in modern Kazakhstan on modern lines. There are analyzes of the entrance high education system of Kazakhstan to the Bologna Process regarding of the context of globalization, also there are concerns about questions of High education organization as a single integration schemes. There is discussed new perspective of the organization the preparation of high level specialists and there are some recom

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шерьязданова Хорлан Токтамысовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое образование в Республике Казахстан: реалии и перспективы»

УДК 159.9

Х.Т. Шерьязданова,

Казахский государственный женский педагогический университет

Психологическое образование в Республике Казахстан: реалии и перспективы

Высшее образование является сложным многоуровневым социальным явлением, существующим в различных институциональных формах, изменяющихся в процессе модернизации. Его роль в современную эпоху существенно возросла. В условиях глобализации, становления общества знаний обучение, воспитание и профессиональная подготовка кадров определяют не только уровень развития личности, но и всего общества в целом, всех его социальных институтов и подсистем.

Высшее образование представляет собой социальный институт, рассмотрению сущности которого посвящены работы представителей разных гуманитарных наук - философии, социологии, педагогики, культурологии и др. Его развитие в контексте этих наук занимало и занимает важное место в исследованиях зарубежных, российских и казахстанских исследователей.

Происходящие трансформации в жизни общества породили и новые проблемы в образовательной сфере. В их числе - социальная доступность, зависимость от социальной дифференциации и социальной мобильности различных слоев населения, прогнозирование потребностей в специалистах в условиях структурной перестройки и диверсификации экономики, внедрение новых педагогических технологий.

Казахский государственный женский педагогический университет

В Республике Казахстан ученые пытаются осмыслить социальную проблематику образования в условиях реформирования. Так, разрабатываются теоретико-методологические подходы к образованию с философских позиций (А.Н. Нысынбаев, А.Г. Косиченко, З.А. Мукашева, Е.Е. Бурова и др.). Значительный вклад в разработку общих и частных проблем высшей школы как социального института внесли социологи (Г.С. Абдирай-ымова, Р. К. Аралбаева К.У. Биеке-нов, К.Г. Габдуллина, С.Т. Сейду-манов, М.М. Тажин, З.К. Шаукено-

ва и др.). Педагогами предложены свои подходы к изучению и совершенствованию образования как учебно-воспитательного процесса, а также процесса становления и социализации личности (К.К. Кунантаева, Г.М. Храпченков, Н.Д. Хмель, Г.А. Уманов и др.).

Несмотря на разнообразие тематики исследований, проблемы реформирования системы психологического образования еще не стали предметом научного познания. В этой области выполнены и опубликованы лишь немногочисленные работы, где раскрывает-

© Шерьязданова Х.Т, 2014

ХОРЛАН ТОКТАМЫСОВНА ШЕРЬЯЗДАНОВА

доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и практической психологии Казахского государственного женского педагогического университета. Сфера научных интересов: общая психология; развитие психологического образования. Автор более 200 научных трудов

Рассматриваются проблемы модернизации высшего психологического образования в современном Казахстане. Проанализированы ход и результаты присоединения высшей школы к Болонскому процессу. Представлены новые подходы к подготовке специалистов в области психологии и социальной работы.

Ключевые слова: обновление, модернизация, инновация, социальный институт, высшее образование, подготовка специалистов.

In the article are concerned the problems of developments of high psychological education in modern Kazakhstan on modern lines. There are analyzes of the entrance high education system of Kazakhstan to the Bologna Process regarding of the context of globalization, also there are concerns about questions of High education organization as a single integration schemes. There is discussed new perspective of the organization the preparation of high level specialists and there are some recom

Key words: renewal, modernization, innovation, social institute, high education, specialist preparation.

ся «психологическое измерение» взаимосвязей изменений в обществе и в сфере высшего образования (С.М. Джакупов, Д.И. Намаз-баева, Х.Т. Шерьязданова и др.).

В настоящее время в Республике Казахстан ведется поиск эффективных форм и методов подготовки психологов. С одной стороны, это обусловлено объективными реалиями современной жизни и теми многочисленными сферами, где психология востребована. С другой стороны, в рамках сложившихся форм подготовки психологов появились существенные противоречия.

Главное из них - расщепление теории и практики. В последние десятилетия устоялась и воспринимается как бесспорное положение о том, что существуют две независимые друг от друга психологии - теоретическая, фундаментальная и практическая, прикладная. В этой логике одни учебные заведения готовят так называемых «теоретиков», а другие - «практиков». Поскольку они имеют разные сферы применения, то в программы обучения и базовый профессиональный компонент государственных образо-

вательных стандартов вкладывается различное содержание.

В рассматриваемой связи вспомним, что подготовка психологов в Республике Казахстан начата тридцать лет назад, но в последние годы она модифицирована в силу изменений в классификаторе специальностей по направлениям «Образование» и «Гуманитарные науки». В рамках направления «Образование» ведется подготовка кадров по специальности 5В010300 «Педагогика и психология», а в рамках гуманитарного направления - по специальности 5В050300 «Психология».

В государственном стандарте образования, принятом в 2013 году, подготовка психологов включена в раздел «Бизнес, экономика, сервис». Тем самым создана почва для определения психологии как сервисной науки, а выпускнику по этой специальности присваивается академическая степень бакалавр социальных знаний по специальности 5В050300 «Психология», а не как это было прежде «Психолог, преподаватель психологии». Таким образом, существенные различия в подготовке психологов заложены уже в го-

сударственные стандарты образования.

Согласно квалификационным характеристикам по специальности 5В010300 «Педагогика и психология» осуществляется выпуск кадров только для сферы образования. Квалификационные характеристики специальности 5В050300 «Психология» предусматривают подготовку специалистов для образования, здравоохранения, социальной сферы и правоохранительных органов.

По специальности 5В010300 «Педагогика и психология» учебный процесс обеспечивается кафедрой психологии совместно с кафедрой педагогики, каждой из которых осуществляется преподавание примерно по 30 дисциплин. По специальности 5В050300 «Психология» все 60 дисциплин имеют психолого-ориентированный характер. В связи с этим учебные и производственные практики по двум этим специальностям различаются. Так, по специальности 5В010300 «Педагогика и психология» студенты проходят учебную и производственную практику в учреждениях образования (детских садах, школах, лицеях, колледжах), а по специальности 5В050300 «Психология» практика проводится как в учреждениях образования, так и в учреждениях здравоохранения (поликлиниках, центрах психического здоровья, больницах), специальной сферы (реабилитационные центры, дома ветеранов, центры коррек-ционной педагогики), правоохранительных органах (пенитенциарные учреждения, центры временной изоляции).

Вместе с тем существует общее ядро, которое объединяет две образовательные программы по двум психологичсеким специальностям. Это относится к циклу профилирующих дисциплин, включая общую психология, психофизиологию, возрастную психологию, историю психологии, социальную

психологию, методику преподавания психологии, экспериментальную психологию, дифференциальную психологию, этнопсихологию, основы психодиагностики, основы тренинговой службы, юридическую психологию.

Существуют дисциплины, которые изучаются только по программе специальности 5В050300 «Психология». Это педагогическая психология, практическая психология, медицинская психология, психологические основы работы с семьей, специальная служба в специальных учреждениях.

Ряд дисциплин программы обучения студентов специальности 5В050300 «Психология» имеют более развернутый характер, например на возрастную психологию отводится 4 кредита. Помимо этого введены элективные курсы: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология молодежи. На специальности 5В010300 «Педагогика и психология» преподается дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика личности», которая на специальности 5В050300 «Психология» изучется более обстоятельно и осваивается студентами как на теоретическом, так и на практическом уровне.

В программе специальности 5В050300 «Психология» усилены такие психологические дисциплины, как основы терапевтических практик, основы тренинговой службы, а в виде спецкурсов -игровая терапия, арт-терапия, сказкотерапия, куклотерапия, песочная терапия, навыки общения, основы психологического консультирования.

Учитывая изменения в подготовке специалистов высшего звена, кафедра теоретической и практической психологии внесла коррективы в каталог элективных курсов обеих специальностей. Поскольку ряд преподавателей кафедры работали в научных гран-

тах Министерства образовани-фя и науки Республики Казахстан, ЮНИСЕФ и др., ими были подготовлены учебно-методические материалы для преподавания де-виантологии, основ конфликтологии, организации психологической службы в закрытых учреждениях, психологической службы в школе, психологии неуспеваемости, психокоррекционной работы в школе, психокоррекцион-ной работы в дошкольном образовательном учреждении (в рамках нормы и патологии).

При выработке принципов подготовки специалистов-психологов для разных областей общественной жизни необходимо иметь в виду, что независимо от предметного содержания в центре процесса обучения должна стоять практика образования. Задачи обновления учебного процесса в Республике Казахстан в последние десятилетия решались на основе модернизации государственных стандартов образования. Последовательное продвижение по этому пути потребовало внесения изменений в эти стандарты и внедрения новых специализаций. Так, в образовательный стандарт спе-

циальности 5В010100 «Дошкольное обучение и воспитание» введена новая специализация -«Педагог-психолог дошкольного образования». В связи с этим были приняты меры по усилению педагогического и психологического образования. Одновременно были обновлены базовые профессиональные дисциплины и включены новые элективные курсы.

В результате заложены основы для построения психологической службы, призванной обеспечивать сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушения психического здоровья обучающихся. Работа службы включает в себя психологическую помощь детям, их семьям, всем участникам и субъектам воспитательно-образовательного процесса. Новая специализация возникла в связи с инновационными технологиями во всех сферах образования, она вошла составной частью в Государственную программу образования в Республике Казахстан 2011-2020 гг.[4].

Отметим, что введение данной специализации для Республики Казахстан - явление новое. Оно продиктовано не только новыми

веяниями в сфере образования в целом, но и универсализацией психологических специальностей в частности.

Модернизация системы образования не будет успешной без кардинального изменения в ее низшем звене - дошкольном. Это обстоятельство важно потому, что, признавая детство началом формирования личности человека и относя его к дошкольному возрасту, мы можем постулировать, что складывающиеся в дошкольном возрасте приоритеты развития, их содержательное наполнение и технологическое обеспечение напрямую определяют качество всей системы образования в целом и уровень развития ребенка в частности.

Отдельно выделим новые формы организации учебного процесса в высшей школе в Республике Казахстан, где психология стала «помогающей профессией». Мы имеем ввиду социальную работу как новую профессию в классификаторе образовательных услуг

Социальная работа как профессия обрела свой статус в Республике Казахстан сравнительно недавно - в 90-е годы ХХ века. В настоящее время социальная работа переживает период активного становления и развития, анализа и обобщения как зарубежного, так и российского опыта. Широкое распространение получает и профессиональная, и непрофессиональная социальная работа, где функции социальных работников выполняют педагоги, психологи, работники культуры и спорта, здравоохранения. Размытость поля деятельности социального работника в классическом понимании привела к тому, что появилось новое направление - социальная педагогика, призванная решать проблемы в сфере образования. В любом случае социальный работник и социальный педагог требуют соблюдения субъек-тно-субъектных ролевых границ,

так как специфика запроса и особенности работы направлены на постоянный процесс активного приспособления к социальной среде[1].

Основной задачей практической социальной педагогики является оказание содействия в социальной адаптации отдельной личности, семей и групп населения к социальной среде. Поэтому в методологии и практике социальной педагогики заложена идея синтеза психологического и социального, которая прослеживается в постановке целей и задач помощи, в квалификационных требованиях и должностных обязанностях, в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов по социальной педагогике. Интегративный подход заложен фактически и в нормативных документах о деятельности социальных служб и должностных обязанностях социальных педагогов. С психологической стороны социальный педагог в сфере образования оказывает квалифицированную социально-психологическую помощь в виде консультирования; помощь в конфликтных и психо-травмирующих ситуациях; всяческую помощь в решении возникающих проблем, в преодолении различного рода трудностей, выходе из кризисных состояний; стимулировании самоуважения и уверенности личности в себе.

Социальная работа, как и социальная педагогика, относится к «помогающим профессиям». В Республике Казахстан она приобрела значение культурно санкционированного метода адаптации к социальным институтам. Существующие «помогающие профессии» должны помогать справляться со стрессовыми состояниями и жизненными проблемами, поэтому в настоящее время необходимо различать социальную работу и социальную педагогику. В Республике Казахстан подготовка

кадров в области социальной работы осуществляется в рамках направления «Гуманитарные науки», поэтому в государственные стандарты образования в большей мере включены дисциплины социального профиля, нежели педагогического. В подготовке кадров по специальности 5В0190500 «Социальная работа» предусмотрено изучение дисциплин, направленных на становление и развитие сервисной службы, поэтому в большей степени учебный процесс направлен на освоение студентами практических навыков помощи страдающим людям. Это касается и тех стран, где существуют сложившиеся формы социальной работы (имеются в виду Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Великобритания, Германия, Франция).

Поиск и формирование адекватной социальной парадигмы становления и развития в Казахстане системы высшего образования позволили определить пути ее реформирования в модернизации [5]. Сегодня высшая школа Казахстана претерпевает значительные изменения высокой степени сложности, вызванные освоением экономических, организационных, социокультурных принципов деятельности, вытекающих из Болонской декларации, поддержанной большинством участников образовательного процесса в Казахстане.

Социальная педагогика относится к группе направлений «Образование». Ее концепция и учебно-методическая база были разработаны коллективом педагогов Казахского государственного женского педагогического университета в 2009 году, а выпуск кадров по данному направлению впервые состоялся в 2013 году.

Государственный стандарт образования по социальной педагогике претерпел существенные изменения в 2013 году. Это было связано с развитием в Казахста-

не социальной работы, тогда как социальная педагогика как профессиональная деятельность направлена только на сферу образования. Общим для обеих специальностей является их тесная связь с нарастанием в обществе социального неблагополучия и необходимость создания института социальной защиты и поддержки человека, ибо рост бедности, безработицы, преступности, дестабилизация общественной жизни ставят перед государством задачи социальной поддержки наиболее уязвимых социальных групп.

В Республике Казахстан проблемы социального неблагополучия решаются как на государственном уровне, так и неправительственными организациями. Но в условиях проведения рыночных реформ качество жизни большинства граждан страны в значительной степени зависит от системы социальной работы, от уровня подготовки специалистов, работающих в этой сфере. В настоящее время в Республике Казахстан как социальная работа, так и социальная педагогика востребованы на рынке труда. Это связано с изменением приоритетов в государственной политике, динамичным развитием социальной сферы, реализацией национальных проектов, предусмотренных в Государственной программе образования и ежегодных Посланиях Президента страны Н.А. Назарбаева^].

В содержательной части обновления психологического образования, нашедшие отражение в стандартах, не коснулись его теоретико-методологической основы, в качестве которой выступает культурно-историческая концепция Л.С. Выготского[3].

Как известно, в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского ключевой является проблема соотношения обучения и развития, где основополагающи-

ми моментами выступают «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития». Учитывая это, проблемы развития психики становятся преимущественными, и это закономерно.

Мысль Л.С. Выготского, что «обучение лишь хорошо тогда, когда оно ведет за собой развитие», является базисом, на котором строится вся идея образования, приобретая реальное и конкретное наполнение, так как обеспечивает процесс психического и личностного развития на всех этапах онтогенеза. В рамках такого подхода самообучение становится средством психического развития. Идея Л.С. Выготского нашла воплощение в преемственности разных ступеней образования на разных возрастных этапах. Попытка решения данной проблемы оформилась в связи с психологической готовностью к обучению на том или ином этапе онтогенеза, а идея развивающей образовательной среды как раз направлена на решение поднятой Л.С. Выготским в 20-е годы ХХ века

проблемы социализации субъекта. Именно культурно-историческая концепция Л.С. Выготского позволяет понять общие закономерности развития психики в соответствии с логикой и спецификой социокультурного пространства. Опираясь на эту концепцию, мы можем сегодня утверждать, что главным источником психического развития в онтогенезе становится общение.

Обобщая актуальные проблемы высшего психологического образования, мы должны отметить, что его модернизация сосредоточена на поиске новых эффективных технологий. И их поиск далеко не закончен. Определение ключевых аспектов инновационных процессов в высшем психологическом образовании обозначило направления соответствия технологий обучения принципам Бо-лонского процесса. В связи с этим в основе казахстанской стратегии модернизации высшего образования в условиях кредитной технологии обучения лежит компе-тентностный подход [6].

Компетентностный подход реализуется в Дублинских дескрипторах, которые основаны на пяти главных результатах обучения: знание и понимание, использование на практике знания и способности понимания, способность к вынесению суждений, оценке идей и формулирования выводов, умения в области обучения. Компетентностный подход предполагает привитие и развитие у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина «квалификация», компетенции включают помимо сугубо про-фессиональныхзнаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициативность, умение сотрудничать, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

В соответствие с этим в высшем образовании в рамках Болон-ского процесса различают предметные (относящиеся к предметной области) и общие (для всех курсов, модулей данного цикла) компетенции. Общие компетенции включают в себя инструментальные компетенции, предполагающие способность понимать и использовать знания и идеи; методические компетенции, понимаемые как способность организовывать и эффективно управлять факторами внешней среды (временем, обучением), принимать решения и решать проблемы; межличностные и системные компетенции.

Наряду с компетентностным подходом, важным элементом образовательных программ, построенных с учетом Болонских принципов, является их модульная структура и исчисление объема учебной нагрузки в кредитах ECTS (зачетных единицах) [7].

Таким образом, в психологическом образовании на сегодняшний день произошла масштабная модернизация, которая полностью соответствует модели подготовки специалистов на различных уровнях:

- теоретико-методологическом (знание о человеке, взаимосвязь теории и практики, управление во взаимосвязи структурными содержаниями образования);

- общенаучном (системный подход в менеджменте образования, в разрезе мотивационной, рефлексивной, компетентност-ной, личностно-ориентированной деятельности);

- специальном (основа инновационных технологий, теории педагогического творчества, управления качеством образовательного процесса);

- аксиологическом (культивирование системы ценностей);

- кластерном (обьединение ресурсов, создание информационной сферы).

Миссия модернизационных процессов в Республике Казахстан в целом и психологического образования в частности заключается в развитии интеллектуального потенциала и формирования человеческого капитала в условиях многообразия. В связи с этим были произведены следующие значимые шаги:

- изменение отношения с внешней средой (открытость образовательной организации и программ);

- качественное изменение внутренней сферы (современные образовательные технологии, уровень профессионализма и становление организационной культуры);

- формирование и развитие компетенций (профессиональные компетенции);

- формирование модели управления качеством (контингент обучающихся, педагогиче-

ский труд, целостные образовательные отношения как ресурсы).

Таким образом, на основе модернизации подготовки специалистов в высшей школе усовершенствована трехступенчатая модель «бакалавриат - магистратура - докторантура» согласно требованиям Болонских реформ. Благодаря унификации учебного процесса повышается привлекательность отечественных образовательных программ в мировом образовательном пространстве. Основные результаты внедрения такого подхода обеспечат не просто соответствие образовательной программы запросам рынка труда и работодателей, но и повысят эффективность и профессионализм будущих педагогов-психологов, психологов.

Литература

1. Аралбаева Р.К. Социальная педагогика как новая форма организации учебного процесса в высшей школе // Качественное образование и развитие науки - требование времени: материалы Междунар. науч-но-практич. форума. Алматы, 2014. С. 395-398.

2. Болонская декларация. Совместная декларация министров образования стран Европы.

3. ВыготскийЛ.С. Психология развития ребенка. М: Смысл, 2004. 512 с.

4. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020гг

5. Закон Республики Казахстан «Об образовании».

6. Послание Президента Н.А. Назарбаева - Лидера нации народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана.

7. Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения // Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.