Научная статья на тему 'Психология общенияв медицинской практике'

Психология общенияв медицинской практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / COMMUNICATION SKILLS / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERPERSONAL COMMUNICATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерьязданова Хорлан Токтамысовна, Марданова Шолпан Сапаровна

Рассматривается проблема подготовки психологов для медицинской практики. Обосновывается необходимость создания такой программы обучения, которая отвечала бы запросам современной медицины. Отмечается, что оптимальным средством подготовки психологов является социально-психологический тренинг. Именно тренинг как активный метод социально-психологического обучения позволяет наполнить медицинским содержанием компоненты коммуникации и найти наиболее эффективные способы, отражающие коммуникативную компетентность врача и отвечающие ожиданиям пациентов.The article posed the problem of training of psychologists for the medical practice. The necessity of creation of such a training program that meets the needs of modern medicine. Notes that the best means of training of psychologists is a socio-psychological training. It is an active method of training as socio-psychological training can fill the medical content of the components of communication and find the most effective ways that reflect the communicative competence of the doctor and meet the expectations of patients.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология общенияв медицинской практике»

Х.Т. Шерьязданова, Ш.С. Марданова,

Казахский государственный женский педагогический университет

Психология общения в медицинской практике

УДК 378.159. 9: 316.77

Казахский государственный женский педагогический университет

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы подчеркивается, что высшее образование играет важную роль в обеспечении профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов для всех отраслей экономики. В этом документе также отмечается, что большинство работодателей не всегда удовлетворены качеством подготовки специалистов, выпускаемых вузами, так как образовательные программы нередко не отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики. Поэтому приоритетной задачей развития образования в стране является его тесная интеграция с наукой и производством [1].

Обеспечение интеграции образования, науки и производства, создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий предполагают создание таких учебных программ, которые бы отвечали запросам современной социально-экономической ситуации в стране.

В настоящее время в республике интенсивно развивается медицинская отрасль, она оснащается техническими средствами, оборудованием, активно внедряются новые технологии диагностики и лечения пациентов. Однако, несмотря на радикальные изменения, отношение людей к отечественной медицине остается крайне негативным.

Опрос в форме свободных ассоциаций, проведенный нами среди студентов 1-2-х курсов факультета «Общая медицина» и резидентов медицинского вуза, также показал их отрицательное отношение к медицине.

При опросе, где в качестве стимула была «китайская медицина», наиболее частыми ассоциациями у участников были следующие: традиционная медицина, травы, иглоукалывание, качество, народные средства, успешность.

Сочетание «немецкая медицина» вызывало такие ассоциации, как высокое качество, технологичность, высокая культура обслуживания, успешность, использование передовых техноло-гий,передовая.

Подобное позитивное отношение участники эксперимента выразили на сочетание «израильская медицина»: высокотехнологичная, высокая результативность, точная диагностика, успешность, культура обслуживания, внимание, вежливость.

На стимул «казахстанская медицина» были получены ответы: развивающаяся, становящаяся, грубость, коррупция, плохая организация, недоверие, отсутствие внимания и сочувствия.

Следует отметить, что на вопрос «Есть ли в стране высококвалифицированные врачи?» 65% респондентов ответили утвердительно. На вопрос «Знаете ли вы врача, который бы был для вас образцом для подражания?» 73% опрошенных ответили «да».

© Шерьязданова Х.Т, Марданова Ш.С., 2015

ХОРЛАН

ТОКТАМЫСОВНА

ШЕРЬЯЗДАНОВА

доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и практической психологии Казахского государственного женского педагогического университета. Сфера научных интересов: психология, педагогическая и возрастная психология, психология общения. Автор более 150 публикаций

ШОЛПАН

САПАРОВНА

МАРДАНОВА

магистр социальных наук по направлению «Психология», старший преподаватель кафедры теоретической и практической психологии Казахского государственного женского педагогического университета. Сфера научных интересов: проблемы межличностного общения, профессионального стресса и эмоционального выгорания врачей и педагогов, психология семейных отношений, проблемы семейных конфликтов. Автор более 50 публикаций

Рассматривается проблема подготовки психологов для медицинской практики. Обосновывается необходимость создания такой программы обучения, которая отвечала бы запросам современной медицины. Отмечается, что оптимальным средством подготовки психологов является социально-психологический тренинг. Именно тренинг как активный метод социально-психологического обучения позволяет наполнить медицинским содержанием компоненты коммуникации и найти наиболее эффективные способы, отражающие коммуникативную компетентность врача и отвечающие ожиданиям пациентов.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, коммуникативная компетентность, межличностная коммуникация, компетентностный подход.

The article posed the problem of training of psychologists for the medical practice. The necessity of creation of such a training program that meets the needs of modern medicine. Notes that the best means of training of psychologists is a socio-psychological training. It is an active method of training as socio-psychological training can fill the medical content of the components of communication and find the most effective ways that reflect the communicative competence of the doctor and meet the expectations of patients.

Key words: communication skills, communicative competence, interpersonal communication, competence approach.

Таким образом опрос показал противоречие между интенсивным развитием медицинской отрасли, с одной стороны, и качеством медицинского обслуживания, с другой.

Профессия врача относится к числу коммуникативных профессий, поэтому отношение ко всей отрасли зависит не только от эффективной организации медицинского обслуживания, технического оснащения медицинской отрасли, но и качества коммуникаций специалистов этой профессии.

В настоящее время организация обучения в вузах строится на основе компетентностного подхода. Понятие «компетентный» означает, что человек обладает компетенцией, т.е. знающий, сведущий, авторитетный в определенной области.

Компетентностный подход включает интеллектуальные, на-выковые, поведенческие, мотива-ционно-ценностные и этические аспекты процесса обучения. Под

компетентностью подразумевается способность специалиста актуализировать полученные знания, умения и опыт в конкретной профессиональной ситуации для достижения высокого результата. В конечном итоге в понятии «компетентность» заложена идея интерпретации содержания образования, формируемого на результат. Среди пяти ключевых компетенций, которым должен обладать выпускник вуза, важное место занимает коммуникативная компетентность. Она определяется как высокий уровень развития коммуникативных способностей, качеств, свойств, умений и навыков личности, позволяющий эффективно организовывать коммуникативную деятельность.

Для формирования коммуникативной компетентности будущего врача в медицинских вузах страны введена дисциплина «Коммуникативные навыки». Ее основная цель - усвоение системы знаний по основам межличностной ком-

муникации и развитие коммуникативных навыков, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность и отражающих качество оказываемой медицинской помощи населению.

Следует отметить, что для преподавания этой дисциплины в Казахстане не готовят специалистов. Студентов-медиков основам коммуникации обучают и врачи, и психологи. Практика показывает, что и коммуникативный опыт врача, и практические навыки психолога не всегда достаточны для эффективного обучения. Преподавателям-врачам не всегда хватает знаний по теории общения, закономерностям и механизмам коммуникативного процесса, а преподавателям-психологам - представлений о психологии пациента, коммуникативной составляющей диагностического и лечебного процесса. Поэтому в элективный курс «Психология общения» для студентов специальностей «Психология» и «Педагогика и психология» мы включили раздел, который позволяет на теоретическом и практическом уровнях разрешать прикладные аспекты проблемы общения в медицине. В педагогических вузах подготовка студентов по специальности «Педагогика и психология» ориентирует на профессиональную деятельность в системе образования, а студенты специальности «Психология» имеют более широкие сферы применения своих профессиональных усилий. Однако в реальной ситуации студенты обеих специальностей работают в медицине. Освоение этого раздела психологии общения позволяет более профессионально и компетентно разрешать проблемы профессиональной коммуникации в медицине.

Основным средством подготовки психологов является разработка специальной программы формирования коммуникативной компетентности в сфере медицины. Она состоит их трех взаимосвязанных блоков.

1. Информационный блок, который предполагает изучение психологии пациента, типов пациента, реакции пациентов на заболевание.

2. Практический блок направлен на моделирование в учебном процессе ситуаций взаимодействия врача с пациентом, поиск оптимальных средств коммуникации.

3. Тренинговый блок включает активную групповую работу по выполнению комплекса упражнений и психотехник. Он направлен на получение социального и профессионального опыта коммуникации, расширение коммуникативного потенциала, формирование профессионально важных коммуникативных качеств.

Необходимо отметить, что основой профессионально важных качеств врачей являются психологические особенности, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности. Деонтоло-гический характер профессии врача требует от специалистов этой сферы не только высокого уровня профессиональной подготовки, но и особых личностных качеств.

Так как процесс формирования коммуникативной компетентности связан с коммуникативной сферой личности врача мы из профессионально важных качеств выбрали те, которые регулируют коммуникативную деятельность медицинского работника:

- общительность;

- контактность;

- открытость;

- высокий уровень эмпатиче-ских способностей;

- доверительность;

- уверенность;

- эмоциональный контроль.

Основная цель нашей программы состоит в теоретическом и методическом обеспечении процесса формирования коммуникативной компетентности. Основными ее задачами являются:

- актуализация коммуникативного потенциала студентов-психологов;

- осознание преимуществ субъект-субъектной формы коммуникации в профессиональном взаимодействии;

- развитие навыков субъект-субъектного взаимодействия;

- формирование навыков эффективной коммуникации (убеждения, воздействия);

- формирование навыков оказания психологической помощи и поддержки;

- формирование эмпатических способностей;

- повышение психоэмоциональной устойчивости;

- расширение диапазона вербальных и невербальных средств коммуникации.

Практическая часть программы направлена на выработку умений взаимодействовать в коммуникативных ситуациях с высокой степенью неопределенности, избегать стереотипных, шаблонных форм выражения, быстро находить адекватные средства и гибко менять способы межличностной коммуникации.

Традиционно в коммуникативной компетентности выделяют следующие структурные компоненты: перцептивный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Взаимодействие этих структурных компонентов будет определять уровень развития коммуникативной компетентности.

Для формирования перцептивного компонента коммуникативной компетентности необходимо целенаправленное развитие перцептивных способностей, сенсорной остроты для выявления внешних особенностей другого человека и соотнесения их с его личностными характеристиками. Развитие этих способностей особенно важно психологам для последующего обучения врачей, так как специфика их деятельности такова, что в процессе лечения получить информацию от пациента о его состоянии возможно только на основе перцепции.

Функционирование перцептивного компонента коммуникативной компетентности предполагает наличие следующих психологических умений:

- по невербальным сигналам понимать эмоциональное состояние больного человека;

- понимать и осознавать невербальную информацию;

- осознавать и понимать интонационные особенности речи пациента;

- присоединяться к эмоциональному состоянию пациента;

- определять индивидуальные различия невербальных сигналов людей;

- различать индивидуальные особенности речевого поведения людей.

Когнитивный компонент коммуникативной компетентности связан с получением информации от пациента, ее структурированием, анализом. Основными свойствами мыслительных процессов являются глубина, гибкость и критичность мышления. В когнитивный компонент также может быть включен и личный опыт специалиста, его общечеловеческие и профессиональные знания, умения и навыки. Сюда же можно включить знания о профессиональной этике, представления о нравственности и ценностях.

Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности предполагает большую степень эмоциональной включенности в процесс взаимодействия, чувствование и осознание переживаний больного человека, осознание и оценивание своих переживаний и состояний в ходе работы. И в этом отношении психологи должны уметь показать возможности присоединения к чувствам пациента и конгруэнтного отношения.

Поведенческий компонент коммуникативной компетентности включает осознание, контроль и саморегуляцию вербальных и невербальных действий на основе этических норм и требований профессиональной деятельности.

Каждый из этих компонентов коммуникативной компетентности является предметом осознания, переосмысления и профессионального самосовершенствования личности, т.е. предметом личностного и профессионального роста.

Опыт работы психологов с врачами, а также анализ их деятельности позволяют выделить профессионально важные качества специалиста и структурировать их следующим образом:

- социально-психологические: общительность, организованность, внимательность, вежливость, тактичность, толерантность;

- индивидуально-психологические: добросовестность, настойчивость, открытость, рассудительность, самостоятельность;

- профессиональные: эмпа-тичность, сочувствие, сопереживание, чуткость, самообладание, уравновешенность, ответствен-ность,аккуратность.

В настоящее время в учебный процесс чаще стали включаться активные формы социально-психологического обучения. Такое обучение предполагает активное психологическое и социально-психологическое воздействие для формирования у людей знаний, умений и навыков эффективной коммуникации. Наиболее широкое распространение среди разнообразных методов активного социально-психологического обучения получил социально-психологический тренинг.

По мнению Ю.Н. Емельянова, социально-психологический тренинг - это группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности [2].

Широкий спектр задач, решаемых с помощью социально-психологического тренинга, предполагает и разнообразие форм тренинга. В практической психологии все многообразие форм тренинга разделяется на два класса:

- ориентированные на развитие специальных умений;

- нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения (повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом).

Основной целью социально-психологического тренинга является формирование коммуникативной компетентности. В психологической литературе в составе компетентности выделяют три компонента:

- когнитивный (познавательный) - ориентированность, психологические знания и перцептивные способности;

- поведенческий - умения и навыки;

- эмоциональный - социальные установки, опыт, система отношений личности.

Когнитивный компонент коммуникативной компетентности -это способность максимально точно и адекватно понимать психологическое состояние, свойства и качества самого себя и другого человека, предвидеть свои воздействия на этого человека. Развитие познавательного компонента в ходе тренинга можно рассматривать как углубленное самопознание и познание партнеров при взаимодействии, а также получение знаний, касающихся психологии общения во всем многообразии его форм и ситуаций.

Поведенческий компонент предполагает применение вербальных и невербальных средств социального поведения и умение эффективно использовать эти средства в разнообразных коммуникативных ситуациях.

В эмоциональный компонент коммуникативной компетентности входит эмоциональный опыт общения, благодаря чему у человека формируются внутренние установки, психологические позиции. Чем более богат и разнообразен такой опыт человека, тем более он дифференцирован в зависимости от различных форм общения. Эмоциональный компонент включает также позитив-

ное самоотношение и самопринятие. Самопринятие заключается в принятии себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств. Самопринятие себя является основой для понимания и принятия другого человека.

Таким образом в социально-психологическом тренинге, основополагающей целью которого является формирование коммуникативной компетентности, ставятся задачи развития каждой из трех ее составляющих, т.е. когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов.

Л.А. Петровская рассматривает социально-психологический тренинг интенсивного обучения в групповом контексте. Целевое назначение тренинга состоит в комплексном оптимизирующем воздействии на когнитивную, аффективную и конативную сферы личности. Такое интенсивное обучение способствует развитию аффилиативных, эмпатических, альтруистических тенденций, которые являются основой эффективного, диалогического общения [6].

По мнению Ю.И. Жукова, Л.А. Петровской, П.В. Растянни-кова, социально-психологический тренинг - это «область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью повышения компетентности в общении. Компетентность в общении - это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми» [3]. В понятие «компетентность» включается совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание общения. Разработанная исследователями программа формирования и развития коммуникативного потенциала личности направлена на оказание помощи в самоорганизации более эффективных способов освоения богатства коммуникативной культуры. Процесс совершенствования ком-

муникативной компетентности авторы связывают с общим развитием личности.

Л.Д. Столяренко рассматривает социально-психологический тренинг как способ выработки умений, связанных с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений и взаимовлияний [7]. Исследователь выделяет следующие виды умений:

- психологически верно и ситуативно обусловлено вступить в общение;

- поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнера;

- психологически точно определять «точку» завершения общения;

- максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии;

- прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий;

- психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению;

- овладеть инициативой и удерживать ее в общении;

- спровоцировать желаемую реакцию партнера по общению;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формировать и управлять социально-психологическим настроением партнера в общении.

Анализ исследований, связанных с разработкой и реализацией программ социально-психологического тренинга, показывает, что в ряде работ центральным моментом является изучение динамики различных образований социально-перцептивной сферы. Так, Т.В. Иванова рассматривает социально-перцептивные способности как умения, проявляющиеся в межличностном восприятии. Автор акцентирует внимание на развитии следующих умений: воспринимать себя через другого, другого через соотнесение с собой, себя через результаты собственной деятельности, непосредственное восприятие внешнего облика другого.

Такая социально-перцептивная компетентность характеризует определенный уровень развития личности [4].

Анализ литературы показал, что большинство программ социально-психологического тренинга направлено на изменение поведенческой сферы общения, т.е. на приобретение и развитие определенных коммуникативных уме-

ний и навыков. Однако ряд авторов активного социально-психологического обучения фиксируют моменты комплексных личностных изменений участников групп. Групповые процессы независимо от целей тренинга оказывают влияние на развитие личности, способствуют личностному росту.

Тренинг - это комплекс активных групповых методов, применяющихся в процессе преобразующего воздействия на личность. В этом случае главным системообразующим компонентом тренинга является именно психологическое воздействие группы на личность. Под психологическим воздействием Г.А. Ковалев понимает воздействие одного индивида на психику другого индивида (другой группы), которое в своей произвольной форме исходит из определенного мотива и преследует цель изменения и укрепления взглядов, мнений, отношений, установок и других психологических явлений. Воздействие может осуществляться в двух системах отношений: «субъект-объектной» и «субъект-субъектной». В первой системе отношений субъекту отводится роль манипулятора, а объекту - роль манипулируемого (тренинги поведения). В субъект-

субъектной системе устанавливается равенство психологических позиций (личностно-ориентиро-ванные тренинги) [5].

Вторая основная цель тренин-говых групп - это развитие личности или личностный рост. Эта цель, основанная на вере в конструктивное начало человеческой природы, связана с именем основателя гуманистического направления в психологии К. Роджерса. Ученый выдвинул идею «модели роста», по его мнению, человекобладает собственной активностью, идущей изнутри, стремлением к росту, прогрессу, реализации собственного потенциала.

Именно этот подход перекликается со второй целью тренинго-вых групп, которая подразумевает работу с личностью участников и включает изменение ее в плане личностного роста.

Следует отметить, что основным механизмом личностных изменений в процессе социально-психологического тренинга является механизм осознания и переживания собственного опыта затрудненного общения. Так, Ю.Н. Емельянов считает, что совершенствование коммуникативного опыта индивида должно фокусироваться на осознании своего поведения в различных ситуациях

и оптимальном использовании существующих личностных ресурсов [2].

Анализ литературы показывает, что социально-психологический тренинг - это активная форма обучения, которая способствует решению широкого круга задач, направленных на формирование коммуникативной компетентности. Во многих научных исследованиях отмечается, что в результате такого обучения развивается ряд способностей, приводящих к эффективной коммуникации. В социально-перцептивной сфере наблюдается повышение ряда социально-перцептивных способностей: способности понять другого человека, вникнуть в его эмоциональное состояние, воспринимать мир глазами другого человека, к эм-патии, идентификации, сензитив-ности и наблюдательности, психологической проницательности, которая позволяет осознать проблему, возникшую в процессе межличностного общения.

В рамках интерактивной стороны общения отмечается изменение отношений партнеров друг к другу: это принятие другого человека, уважительное отношение к нему, доброжелательность, отсутствие высокомерия и по-

дозрительности, включенность в процесс взаимодействия, стремление поддерживать контакт и согласовывать действия.

В коммуникативной сфере - это способность выбирать адекватную ситуации форму сообщения с использованием богатого арсенала вербальных и невербальных средств, умение аргументировать свои замечания, давать конструктивную обратную связь, активно слушать, а также тенденция к диалогу и сотрудничеству.

Именно тренинг как активный метод социально-психологического обучения позволяет наполнить медицинским содержанием компоненты коммуникации и найти наиболее эффективные способы, отражающие коммуникативную компетентность врача и отвечающие ожиданиям пациентов.

Участие в социально-психологическом тренинге способствует развитию таких личностных качеств, как общительность, контактность, уверенность, эмпатийность, инициативность, открытость, заботливость, терпимость, гибкость.

Анализ исследований, связанных с разработкой и реализацией программ социально-психологического тренинга, позволяет нам использовать эту форму подготовки психологов для медицины.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы // Казахстанская правда. 2010. 14 дек. № 338 (26399).

2. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.

3. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: практическое пособие. Киров, 1991.

4. Иванова Т.В. Социально-перцептивная компетентность

иТЕЯАТиЯА

1. Gosudarstvennaja ргодгатта гагу^уа оЬгагоуапуа РвэриЬИк! КагаЬ^ап па 2011-2020 gody // Kazahstanskaja Pravda. 2010. 14 dek. № 338 (26399).

2. Emejanov Ju.N. Акгопое social'no-psihologicheskoe оЬисЬюте. 1_., 1985.

3. Zhukov Ju.M., Petrovskaja L.A., Rastjannikov P.V. Diagnostika i гагуШе kompetentnosti V obshhenii: prakticheskoe posobie. Югоч 1991.

4. Ivanova ^. Social'no-peгceptivnaja kompetentnost' i ee

и ее развитие средствами рисованного юмора: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 1999.

5. Ковалев Г.А., Радзиховский Л.А. Проблема общения и детерминация психического в работах советских психологов // Общение и развитие психики. М., 1986.

6. Петровская Л.А. Компетентностьвобщении^оциально-психологический тренинг. М., 1989.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 1996.

razvitie sredstvami гisovannogo ¡итога: ауШге^ dis. ... kand. psihol. nauk. Samara, 1999.

5. Kovalev G.A., Radzihovskij L.A. Problema obshhenija i determinacija psihicheskogo v rabotah sovetskih psihologov // Obshhenie i razvitie psihiki. М., 1986.

6. Petrovskaja L.A. Kompetentnost' v obshhenii: social'no-psihologicheskij tгening. М., 1989.

7. Stoljarenko L.D. Osnovy psihologii. Rostov n/D., 1996

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.