Научная статья на тему 'Психология общения в подготовке специалистов в высшей школе'

Психология общения в подготовке специалистов в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERPERSONAL COMMUNICATION / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERPERSONAL INTERACTION / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / COMMUNICATIVE CULTURE / ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ / FUNCTIONS OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шерьязданова Хорлан Токтамысовна, Марданова Шолпан Сапаровна

Рассматривается необходимость включения в подготовку специалистов-психологовспециального элективного курса «Психология общения». Анализируется философское и психологическое осмысление феномена общения во время изучения этого курса, который имеет важное теоретическое и практическое значение, так как расширяет представление о человеческих отношениях, позволяет глубже вникнуть в закономерности процесса общения, намечает пути прямого приложения теоретических выводов к практике взаимоотношений будущих психологов с клиентами.The article necessity of including of training of specialists-psychologists of special elective course «Psychology of communication» is grounded. Philosophical and psychological reasoning of communication phenomenon has important theoretical and practical meaning as it widens the perception of human relationships, allows deeper understanding of educative process regularities, designs the ways of direct application of theoretical conclusions into practice of interaction of future psychologists with their clients

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология общения в подготовке специалистов в высшей школе»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

Х.Т. Шерьязданова, Ш.С. Марданова,

Казахский государственный женский педагогический университет

Психология общения в подготовке специалистов в высшей школе

Общение - одна из сложнейших категорий науки, которая имеет историю своего развития и в философии, и социологии, и лингвистике, и педагогике, и психологии. Однако несмотря на многочисленные фундаментальные разработки феномена общения в научной литературе существует противоречие между теоретическим осмыслением этой проблемы и потребностью общества в коммуникативно грамотных специалистах.

В настоящее время социально-экономическая ситуация в казахстанском обществе сложилась таким образом, что заметно снизилось качество коммуникативной культуры. Особенно это заметно в среде молодых людей. Среди множества факторов, повлиявших на качество общения между людьми, следует отметить следующие.

1. Развитие конкурентных отношений в различных сферах жизнедеятельности человека, расслоение общества на богатых и бедных, жителей города и сельской местности, местных жителей и мигрантов привели к ухудшению межличностных отношений, изменению в сторону прагматичности и запрограммированности.

2. Рост индивидуалистического сознания, ощутимый разрыв поколений и между поколениями снизили число и качество межличностных коммуникаций.

3. Широкое использование технических средств коммуникации, социальных сетей, интернет-ресурсов способствовало переводу непосредственного личного

Казахский государственный женский педагогический университет

общения в виртуальную плоскость как к более комфортному способу взаимодействия с людьми.

4. Активное применение в системе образования тестовых форм обучения и контроля знаний привело к тому, что затормозилось развитие коммуникативных способностей учащихся, замедлилась их возможность легко и свободно излагать свои мысли и чувства, передавать информацию.

5. Отсутствие эталонов коммуникативной культуры в средствах массовой информации, ошибки и ляпы, которые присутствуют в печатных изданиях, кино и на телевидении, воспринимаются молодыми людьми как норма.

Наши наблюдения показывают, что популяризация социально-психологических тренингов в образовательном процессе не всегда решает проблемы меж-

© Шерьязданова Х.Т, Марданова Ш.С., 2015

ХОРЛАН

ТОКТАМЫСОВНА

ШЕРЬЯЗДАНОВА

доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и практической психологии Казахского государственного женского педагогического университета. Сфера научных интересов: психология, педагогическая и возрастная психология, психология общения. Автор 150 публикаций

ШОЛПАН

САПАРОВНА

МАРДАНОВА

магистр социальных наук по направлению «Психология», старший преподаватель кафедры теоретической и практической психологии Казахского государственного женского педагогического университета. Сфера научных интересов: проблемы межличностного общения, проблемы профессионального стресса и эмоционального выгорания врачей и педагогов, психология семейных отношений, проблемы семейных конфликтов. Автор 50 публикаций

Рассматривается необходимость включения в подготовку специалистов-психологов специального элективного курса «Психология общения». Анализируется философское и психологическое осмысление феномена общения во время изучения этого курса, который имеет важное теоретическое и практическое значение, так как расширяет представление о человеческих отношениях, позволяет глубже вникнуть в закономерности процесса общения, намечает пути прямого приложения теоретических выводов к практике взаимоотношений будущих психологов с клиентами. Ключевые слова: общение, межличностная коммуникация, межличностное взаимодействие, межличностные отношения, коммуникативная культура, функции общения.

The article necessity of including of training of specialists-psychologists of special elective course «Psychology of communication» is grounded. Philosophical and psychological reasoning of communication phenomenon has important theoretical and practical meaning as it widens the perception of human relationships, allows deeper understanding of educative process regularities, designs the ways of direct application of theoretical conclusions into practice of interaction of future psychologists with their clients.

Key words: communication, interpersonal communication, interpersonal interaction, interpersonal relationships, communicative culture, functions of communication.

личностного общения. Тренинг как активная форма социально-психологического обучения, направленная на расширение и актуализацию коммуникативных ресурсов, часто затрагивает лишь процессуальную, инструментальную сторону общения и не касается проблем межличностного отношения и ценностей личности.

Ввиду этого в настоящее время достаточно остро стоит проблема формирования коммуникативной культуры молодых специалистов.

Известно, что профессия психолога относится к числу коммуникативных специальностей, так как успешность профессионала во многом определяется уровнем развития его коммуникативных способностей. Профессиональное общение практического психолога - это и отношение к клиенту как уникальной и самоценной личности, и эффективное воздействие, и чуткость перцепции, и продуктивное информиро-

вание. А это невозможно без всестороннего осмысления проблемы общения.

Следует отметить, что согласно государственным общеобязательным стандартам образования Республики Казахстан студенты специальностей «Психология» и «Педагогика и психология» при изучении дисциплины «Социальная психология» получают общее представление о феномене общения: о видах и уровнях общения, функциях общения, трех сторонах общения. Однако этот небольшой раздел социальной психологии не дает целостного понимания процесса общения. Поэтому в подготовку кадров по этим специальностям мы включили элективный курс «Психология общения», который позволяет на теоретическом и практическом уровнях разрешать проблемы общения.

Курс «Психология общения» начинается с изучения этой категории с позиции философского зна-

ния. В проблематику философии исследование общения вошло достаточно давно и прочно заняло свое место. Психологические основы общения были заложены уже философами античности. Так, Платон считал, что общение между людьми должно строиться на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм. Философ выделил способы ведения беседы, показав многие тонкости диалогов разных собеседников [17]. Аристотель указывал на то, что человек - общественное существо и ему присуще жить в обществе, «ибо никто не избрал бы обладание благом для себя одного; действительно, человек - общественное [существо], и жизнь сообща прирождена ему» [3, с. 259]. Итак, мыслители античности рассматривали общение как специфическое социально-обусловленное отношение между людьми.

Представители немецкой классической философии разрабатывали проблему самосознания человека и осмысления его отношения к себе подобным. И. Кант, анализируя общественную природу человека, отмечал: «Человек имеет склонность общаться с себе подобными, ибо в таком состоянии он больше чувствует себя человеком, т. е. чувствует развитие своих природных задатков» [10, с. 11]. Такое понимание нашло отражение в появлении и разработке категориального аппарата, в частности категорий «субъекта» и «объекта», со всем спектром их отношений. В учениях классиков немецкой философии под понятием «субъект» понималось человеческое сознание, проявляющее активность в духовной, познавательной деятельности.

В философии XVIII—XIX веков общение рассматривалось как необходимое условие существования общества и личности, формирования индивидуальной сущно-

сти человека, где особую важность имеет индивидуальное, свободное и осознанное осмысление индивидом проблем человечества, а также проблем собственного саморазвития.

Однако более значительное место проблема общения занимает в трудах философов экзистенциального направления. Поэтому понять сущность процесса общения, его значение в жизни человека невозможно без обращения к трудам К. Ясперса, М. Бубера, М. Бахтина.

В философии коммуникации К. Ясперса экзистенция - это характеристика человеческого бытия, и общение позволяет обнаружить эту экзистенцию [21]. Через общение и взаимное сознательное понимание осуществляется человеческое бытие. Человеческое бытие конечно, поэтому для экзистенции характерна историчность. Познать эту историчность человеку не дано, он может только пребывать в ней, находясь во взаимодействии с другими людьми, миром. И осуществляется она в конкретном акте коммуникации.

Ученый вывел в существовании индивида два вида коммуникации: коммуникацию наличного бытия и экзистенциальную коммуникацию. По мнению К. Ясперса, экзистенциальная коммуникация - это отношение, возникающее между двумя индивидами, которые связаны друг с другом, но сохраняют свои различия, которые идут друг другу навстречу из уединенности, но осознают уединенность, когда вступают в общение. Динамизм и диалектическая природа экзистенциальной коммуникации проявляются в том, что человек не может быть самим собой, не вступая в общение, и не может вступать в общение, не познав уединенности.

Для будущих психологов очень важна мысль К. Ясперса о том, что в общении как экзистенциальной коммуникации реализуется про-

цесс самореализации личности, так как участники общения, встречаясь, противостоят друг другу как уникальные и независимые Я. Общение раскрывает индивидуальность каждого, а это предполагает большую степень доверия, поэтому любовь является единственным условием для осуществления экзистенциальной коммуникации. Процесс общения происходит между двумя индивидами, которые не подавляют друг друга, а остаются самими собой. В процессе общения происходит взаимная самореализация и самоутверждение личности, поэтому для К. Ясперса общение - это любящая борьба.

С позиции отношения к другому человеку проблема общения представлена в работах М. Бу-бера [8]. В книге «Я и Ты» философ выделил два типа отношения к другому человеку: «Я и Ты» и «Я и Оно». Местоименные формы «Ты» и «Оно» отражают различные отношения к человеку как к субъекту и объекту. Отношение «Я и Ты» - это отношение естественной связанности, близкого контакта, где принимается ценность и уникальность другого человека. Отношение «Я и Оно» выражает отношение к другому человеку как к объекту. М. Бубер считал, что оба отношения внутренне присуще и необходимы человеку. Через систему «Я и Оно» человек реализует познавательный интерес и приобретает опыт, а в системе «Я и Ты» возникают сами отношения. Каждое из них существует постольку, поскольку существует другое. Отношения «Я и Ты» и «Я и Оно» - это отношения диалектического единства, которые взаимно дополняют друг друга.

По М. Буберу в системе «Я и Ты» первичным является не Я и не Ты, а межличностное пространство, т.е. это самое «между». Только в живом общении человека с человеком можно познать истинную сущность человека, а «между» и есть

непосредственная встреча. Встреча одного с другим, с точки зрения М. Бубера, образует «диалогику», которая определяется местоимением «Мы». Мы, отмечал философ, потенциально включает Ты, только люди, способные правдиво говорить друг другу «Ты», могут правдиво говорить о себе «Мы». В групповом образовании Мы реализуется характер истинной общности, рожденный из живого, взаимного соотношения «Я и Ты».

В межличностном пространстве «Я и Ты» происходит исключительная встреча, событие для двух людей, так как каждый выступает как уникальная и неповторимая личность. Чтобы диалог был истинным, его участники должны открыться наличию другого, и тогда имеет место социальная плодотворность. В истинном диалоге говорящему недостаточно только воспринимать другого человека, он должен воспринимать его как своего партнера, безоговорочно утверждая его бытие, говорить ему как личности «да».

Решающим моментом диалога, по мнению М. Бубера, является необходимость ответа или ответственности в глубинном общении. Философ выделяет несколько уровней восприятия другого человека: наблюдение, созерцание, проникновение, общение с проникновением. Проникновение -это обращенность к другому человеку и способность к ответу. Развивая это положение, ученый считает, что пусть даже незначительный ответ отражает способность человека взглянуть и прислушаться к другому. Ответ означает обязательную ответственность.

Помимо истинного диалогического общения М. Бубер выделяет еще две формы коммуникации: технический диалог и замаскированный под диалог монолог. Эти формы выступают как диалог, но не обладают его сущностью. Технический диалог вызван необхо-

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

димостью объективного взаимодействия для достижения определенной цели. Замаскированный под диалог монолог представляет собой общение двух индивидов, говорящих по существу сами с собой. Сутью такого разговора является не желание что-то сообщить или узнать, а потребность самоутвердиться. Общим признаком этих двух форм коммуникаций являются эгоцентризм, неспособность выйти за пределы собственного ограниченного Я. При использовании таких уровней общения, связи между людьми остаются чисто внешними, не затрагивающими глубин личностного бытия человека. Следуя социальным стереотипам, шаблонам, используя безличные маски и социальные роли,человек теряет индивидуально-личностные особенности и становиться Оно.

С точки зрения М. Бахтина, быть для человека — значит общаться. И истина находится не во внеположном субъекте и объекте, не во мне, не в тебе, не в нас, она — между нами и рождается от нашего диалогического общения. По-

этому жить — это значит участвовать в диалоге [4].

Человеческая индивидуальность, по его мнению, не познается как объективная реальность, а раскрывается в процессе свободного диалога как Ты для Я. Я не может существовать без другого. Быть — это значит быть для другого и через него для себя. Человек не может обойтись без другого, он должен найти себя в другом и другого в самом себе. Заглядывая внутрь себя, человек смотрит глазами другого. Другой субъект — это чужое полноправное сознание, с которым мое полноправное сознание вступает в контакт. Мысль человека напряженно соотносится с чужой мыслью, чужим сознанием. Таким образом, мир бытия, по мнению мыслителя, представляет собой общность взаимодействующих, взаимопересекающихся, взаимо-освященных сознаний, объединенных в высшее органическое полифоническое единство. Создание целостного образа человека возможно только в широком диалогическом пространстве: от

внутреннего микродиалога до обширного поля диалога культуры.

Главным компонентом коммуникации является слово, которое диалогично по своей сути и имплицитно содержит в себе ориентацию на другого человека. Слово имеет общественный характер, оно направлено кому-то, поэтому создает общее пространство.

М. Бахтин подчеркивает, что в основе отношения к другому должно лежать стремление утвердить его не как объект, а как другое Ты, превращая его в истинную реальность. Такой уровень общения дает свободу самораскрытия чужих точек зрения без самооценки и позволяет сохранитьуникаль-ность всех участников диалога. Ученый также выделил несколько форм коммуникации. Диалог противопоставляется им монологу, предполагающему воздействие одной стороны на другую. Монолог не знает чужой мысли и идеи, подчеркивал исследователь, поэтому человек, живущий монологически, никогда не сможет увидеть другого как нечто, кем он сам не является. Хотя такая монологическая установка говорящего может проявляться и во внешне активном процессе коммуникации. Подлинной формой диалога является глубинное межличностное общение в сотворчестве участвующих сторон, с их отнологической обращенностью друг к другу.

Философское осмысление феномена общения в курсе «Психология общения» имеет важное теоретическое и практическое значение, так как расширяет представление о человеческих отношениях, позволяет глубже вникнуть в закономерности процесса общения, намечает пути прямого приложения теоретических выводов к практике взаимоотношений будущих психологов с клиентами.

В психологии разработка проблемы общения начинается в 1920-1930-х годах XX века. В трудах В.М. Бехтерева, В.Н. Мясище-

ва освещаются основные положения теории общения. Поэтому собственно психологическое изучение проблем общения целесообразно начинать с работ этих выдающихся ученых.

Проблема общения была поднята В.М. Бехтеревым в связи с разрабатываемой им социальной рефлексологией. Общение, писал он, служит в качестве механизма объединения людей в группы и условия социализации личности. Он отмечал, что чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие личности. В.М. Бехтерев выделял два специфических вида общения: подражание и внушение. Он отмечал, что «подражание черпает свой главный материал из общения с себе подобными, между которыми благодаря сотрудничеству развивается род взаимной индукции и взаимовнушения» [5, с. 68].

В.М. Бехтерев отметил важную роль воздействия одного человека на другого в процессе общения, которое основано на бессознательном внушении идей, чувствований и ощущений, без опоры на логические формы убеждения и доказательства. Ученый обозначил условия, при которых такое внушение оказывается возможным. Это единство настроения, переживаний людей, однородность собрания, его направленность на общую цель, наличие единой идеи.

В.М. Бехтерев выделяет два вида общения: непосредственное и посредственное. Последнее связано с наличием какого-либо посредника в процессе общения -людей или письма, телеграммы, телефона, осязательных посредников: азбуки слепых, прикосновения, поцелуя, ласки, побоев, температурных и электрических раздражителей.

В трактовке В.М. Бехтерева общение имеет расширенное

значение, так как посредственное общение объединяет и связывает людей - не только находящихся на огромном расстоянии друг от друга, но и живущих в разные эпохи. Он отмечал: «Папирусы, памятники древности, археологические находки разве не объединяют нас с людьми, жившими в древние века и даже в доисторическое время? Точно так же памятники искусства... могут быть посредниками взаимодействия и общения между людьми, принадлежащими разным народам и эпохам» [5, с. 48].

В.М. Бехтерев писал, что способы общения членов группы зависят от конкретных характеристик коллектива: его размера, содержания совместной деятельности, ситуации, в которой осуществляется взаимодействие.

Таким образом В.М. Бехтерев по праву считается основоположником разработки проблемы общения в социальной психологии.

Большой вклад в разработку психологии общения внес В.Н. Мясищев. Ученый неоднократно обращался к проблеме общения и рассматривал формирование личности и ее отношений под влиянием опыта общения с ближайшим и значимым социальным окружением. В отличие от других исследователей он рассматривал общение целостно, «как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга» [15, с. 78]. В связи с этим В.Н. Мясищев говорил о единстве взаимодействия между людьми и взаимоотношений между ними, обусловленных накапливаемыми в ходе взаимодействия впечатлениями и переживаниями. Эти проблемы стали для него основополагающими в рассмотрении проблемы общения. Ученый обратил внимание на особенности отражения других людей, отношения к ним и обращения с ними, раскрыл

зависимости, которые существуют между тем, как человек ведет себя по отношению к другим людям, вступая в контакты с ними, и тем, какой опыт общения у него имеется. Понимание этой стороны общения очень важно в практике психологов, занимающихся психотерапией и психологическим консультированием.

Большое внимание проблеме общения уделял и Б.Г. Ананьев. Он рассматривал общение как специфический вид деятельности и специфичность его отмечал в том, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Общение определяет характер социальной детерминации индивидуального развития личности и участвует в формировании всей психической организации человека. При этом Б.Г Ананьев считал, что общение как деятельность общественного индивида не всегда принимается во внимание. Исследователь одним из первых указал на многоуровневую, иерархическую и многомерную организацию общения как явления, настаивая на выделении в общении макро-, мезо- и микроуровней [2, с. 142].

Особо ценно для психологов то направление исследований, определенных им, которое связано с познанием участниками друг друга в процессе общения.

Б.Г Ананьев рассматривал проблему количественного и качественного оптимума общения, необходимого для нормального развития человека как личности, а также последствия дефицита в общении для этого развития.

В 1967 году проблема общения была выделена Б.Д. Парыги-ным как один из предметов изучения социальной психологии. Причем под общением понималось психическое взаимодействие людей во всех его формах, включая информативно-коммуникативные, рецептивные и суггестивные. Вместе с тем исходя из того, что

существует и материальное, практическое общение людей, исследователь выделил еще один вид и назвал его социально-психологическим [16]. С этого момента общение становится предметом интенсивного научного изучения в психологической науке.

Общение имеет огромное значение для формирования человеческой психики, ее развития и становления культурного поведения. Через общение, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Посредством активного общения с другими людьми человек превращается в личность. Поэтому для формирования целостного представления об общении студентам предлагается изучение особенностей общения на разных стадиях онтогенеза, начиная с рождения и до пожилого возраста.

Еще Л.С. Выготский в своей концепции высших психических функций отмечал значение общения как фактора психического развития человека, условия его саморегуляции. Проблемы онтогенеза общения, поставленные в трудах М.И. Лисиной, X.Т. Ше-рьяздановой, являются важными для психологов для понимания личности [14, 20]. Ученые подчеркивали, что большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза, так как все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение. X.Т. Ше-рьяздановой экспериментально доказано, что для полноценного развития детей дошкольного возраста важно взаимоотношение не только со взрослыми, но и сверстниками.

В подростковом и юношеском возрасте общение занимает особое место, так как становится средством социализации лич-

ности. Через общение молодые люди приобретают тот жизненный опыт, который не могут дать ни семья, ни образовательные учреждения.

Одна из особенностей сферы межличностных отношений этого периода — это переориентация общения со старшими на общение с ровесниками. Исследователи подросткового и юношеского возраста Л.И. Божович, И.В. Дубровина и И.С. Кон выделяют две противоположные тенденции развития этого периода [6, 19, 12]. С одной стороны, у молодых возникает потребность в интенсивном общении и взаимодействии со сверстниками, принадлежности, включенности в какую-то группу, а с другой стороны, желание уединиться, обособиться от других. Так, И.В. Дубровина считает, что в юношеском общении происходит расширение его сферы, с одной стороны, и растущая индивидуализация — с другой [19]. Первая тенденция проявляется в увеличении времени, которое расходуется на общение, существенном расширении его социального пространства, увеличении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, постоянной готовности к контактам. О второй тенденции — индивидуализации отношений — свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде. Усиливается потребность в автономии, неприкосновенности своего личного пространства.

И.С. Кон говорит о переплетении двух потребностей молодых людей: обособлении (приватизации) и аффиляции, т. е. желании быть с людьми, находиться в обществе других. При этом исследователь выделяет спокойное, умиротворенное уединение и му-

чительное, напряженное одиночество молодых людей, где возникают «тоска, субъективное состояние духовной и душевной изоляции, непонятости, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости» [12, с. 130].

Следует отметить, что и подростковый, и юношеский возраст считается сенситивным для восприятия социального опыта. Социальная гибкость, творческий характер мышления и деятельности, открытость к восприятию новых знаний, новых компьютерных технологий сказываются на характере взаимодействия и общения подростка, определяют его специфику. Молодые люди находятся в активном творческом поиске собственного внешнего облика, модели собственного поведения, стиля взаимодействия и общения с другими людьми. В общении это отчетливо проявляется в своеобразном словотворчестве подростков и юношей, поиске новых средств выражения, активном употреблении иноязычной и жаргонной лексики. Для молодых людей общение приобретает самостоятельную ценность. Слово становится и средством самоутверждения в молодежной среде, и знаком принадлежности к определенной группе, и отличия «своих» от «чужих».

Знание закономерностей общения в подростковом и юношеском возрасте особенно необходимо студентам специальности «Педагогика и психология» — будущим психологам образования. Школьная практика показы вает, что недооценка специфики общения молодых людей, неэффективные способы коммуникации вызывают проблемы во взаимоотношениях школьных учителей и учащихся.

В психологии наиболее детально разработаны проблемы общения подросткового и юношеского возраста. Это и понятно, так как

эти периоды являются наиболее важными в жизненном цикле человека, это время становления и психических функций, и личностных образований. В этом отношении исследование специфики общения зрелой личности затруднено. В этом возрасте уже не так заметны качественные изменения в развитии психологических процессов, характерных и легко наблюдаемых в детском периоде.

Исследователи зрелого периода А.А. Реан и В.Г. Зазыкин отмечают некоторое сужение круга общения на этом этапе жизни человека [18]. И если наибольший «пик» общительности наблюдается в период юности, где через общение молодые люди удовлетворяют и познавательную потребность, и социальный интерес,то с возрастом человек более избирательно относится к установлению контактов с другими людьми.

В период зрелости много времени и энергии тратится на семью и профессиональную деятельность. Специфика общения тесно связна с особенностями взаимоотношения в семье и профессиональной сфере. Структурные компоненты коммуникации человека зрелого возраста стабилизируются, приобретают стиль, отражающие личностные особенности общающегося. Однако общение остается необходимым аспектом развития. По мнению Д.Б. Бром-лея, в период ранней зрелости вербальные функции интенсивно прогрессируют и достигают высокого уровня к 40-45 годам [18].

Период поздней зрелости характеризуется тем, что сфера общения ограничивается до предела. В связи с уходом на пенсию исчезает деловое общение. Снижение мотивации к познавательной деятельности, а также сенсорных и когнитивных функций приводит к уменьшению количества межличностных контактов. Коммуникация людей этого возраста отличается многоречиво-

стью, многословием, речевыми повторами.

Изучение особенностей общения на разных стадиях развития человека, начиная с рождения и до пожилого возраста, является необходимой информацией будущим психологам для построения конструктивных взаимоотношений с клиентами разного возраста.

В курсе «Психология общения» освещаются также прикладные аспекты общения, т.е. специфика общения в медицине, педагогике, семье.

Исследователи общения в медицине Б.Д. Карвасарский, Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц подчеркивают сложность профессионального взаимодействия и общения, обусловленную чрезвычайной ответственностью самой профессии врача [11, 1]. Личность пациента претерпевает особые изменения, которые вызваны болезненным состоянием, болью. Психологическая реакция личности больного человека на заболевание и его возможные последствия осложняют профессиональную коммуникацию врача с

пациентами. Она усугубляется из-за отсутствия четких правил выстраивания отношений врача и пациента. Принципы отношения врача с пациентом в какой-то степени уже намечены (клятва врача, должностные инструкции, этические модели и др.), но правила, нормы коммуникации еще не определены. Поэтому медицинский работник вынужден строить свои отношения с пациентом в условиях информационной неопределенности, интуитивно, полагаясь на свой профессиональный опыт. Необходимыми условиями успешной коммуникации врача с пациентами являются эмпатия и доверительность для создания атмосферы защищенности и безопасности.

Педагогическое общение выступает основным средством, при помощи которого осуществляется реализация задач обучения и воспитания. Согласно определению А.А. Леонтьева, педагогическое общение является профессиональным общением преподавателя с учащимися, имеющим определенные педагогические функ-

Без многого может обходиться человек, но только не без человека.

Карл Людовик Берне

ции, направленным на создание благоприятного психологического климата и психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися [13, с. 3].

По мнению И.А. Зимней, специфика этой формы взаимодействия заключается в ее полиобъектной направленности и полисубъектной ориентированности [9, с. 333]. Полиобъектная направленность педагогического общения состоит в том, что оно направлено не только на само взаимодействие с обучающимися, но и на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений. Исследователь выделяет тройную направленность процесса общения: на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние и перспективные линии развития) и на предмет освоения.

Как форма учебного сотрудничества педагогическое общение характеризуется и тройной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной и предметной. Поэтому своеобразие педагогического общения выражается в органичном сочетании элементов личностно-ориентиро-ванного, социально-ориентированного и предметно-ориентированного общения.

Своеобразие педагогического общения заключается и в реализации его функций, которые обусловлены целями профессиональной деятельности педагога. А.А. Брудный выделяет четыре основные функции педагогического общения: инструментальную (координация деятельности путем общения), синдикативную (создание общности, группы), самовыражения (презентация личности), трансляционную [7].

Семейные психологи отмечают, что одной из проблем семейных отношений являются нарушения внутрисемейных коммуника-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ций. Основным признаком семьи является совместное проживание и ведение общего хозяйства. Это предполагает большое число межличностных контактов, высокую интенсивность и даже эмоциональную перенасыщенность отношений. В такой системе интенсивного взаимодействия и общения могут возникать споры и конфликты, а отношения любви, принятия и привязанности часто могут переходить в противоположные отношения: ненависти, отвержения, зависимости. Низкий культурный уровень общения в семье обнаруживается при использовании неэффективных форм высказывания. Это могут быть императивные формы: приказания, прямое инструктирование, предостережение, угрозы, нотации, морализаторство; манипулятивные формы коммуникации: негативная оценка, высмеивание, навешивание ярлыков, интерпретация поведения, постановка диагноза, допрос.

Итак, основную тематику теоретической части курса «Психология общения» для будущих психологов можно разделить на три следующие взаимосвязанных блока.

1. Философские и психологические основы феномена общения.

2. Особенности общения на разных стадиях онтогенеза.

3. Прикладные аспекты общения.

Изучение элективного курса «Психология общения» позволяет будущим психологам ощутить глубину, многогранность феномена общения, понять и переосмыслить основные положения теории общения, акцентировать внимание на важных прикладных аспектах. Изучение этого курса завершается циклом социально-психологического тренинга, где теоретические знания по общению находят реальное воплощение в практических умениях и навыках.

Литература

1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: учеб. пособие. М., 1998.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980.

3. Аристотель. Никомахова этика // Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984.

4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

5. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994. 400 с.

6. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.

7. Брудный А.А. Понимание и общение. М., 1989.

8. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. М., 2000.

10. Кант И. Соч.: в 6 т. Т. 5. М., 1964.

11. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учеб. для студ. мед. вузов. СПб., 2000.

12. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

13. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

14. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. М., 1997.

15. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. М., 1995.

16. Парыгин Б.Д. Социальная психология: учеб. пособие. СПб., 2003.

17. Платон. Диалоги «Алкивиад 1», «Протагор» // Собр. соч: в 4 т. Т. 1. М., 1990.

18. Психология развития личности: средний возраст, старение, смерть / под ред. А.А. Реана. М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. 384 с.

19. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

20. Шерьязданова Х.Т. Психологические основы профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1999.

21. Ясперс К. Экзистенция и коммуникация. URL: http://existentialism. traktaty.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.