Научная статья на тему 'Особенности проявления эмпатии у студентов - пользователей социальных сетей'

Особенности проявления эмпатии у студентов - пользователей социальных сетей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
650
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / EMPATHY / SOCIAL NETWORKING / INTERPERSONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Л.Г., Хамзина Д.В.

В статье анализируются особенности проявления эмпатии как механизма общения у студентов активных и неактивных пользователей социальных сетей. Выявлено, что эмпатия является значимым для студенческого возраста фактором личностного самоопределения и характеризуется нравственной зрелостью. Также описываются процессы, происходящие в межличностном общении, на которые оказывают влияние интернет-коммуникации. Предпринята попытка выявить, как длительность пребывания в социальных сетях влияет на психологическое содержание эмпатии. Эмпирическими средствами доказывается, что существуют значимые различия в проявлении эмпатии у студентов в зависимости от того, с какой целью и сколько времени они проводят в социальных сетях.this article analyzes the features of empathy as a mechanism of communication among students active and not active users of social networks. it was revealed that empathy is important for college-age factor of personal self-determination and is characterized by spiritual and moral maturity. it also describes the processes taking place in the interpersonal communication influenced by internet communications. an attempt was made to ascertain the psychological content of empathy, depending on how much time students spend in social networks. it has been proved empirically that there are considerable differences in empathy expression depending on the aim and time spent in social nets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления эмпатии у студентов - пользователей социальных сетей»

УДК 159.9

Л. Г. Дмитриева, Д. В. Хамзина

Дмитриева Л. Г., доктор психологических наук; профессор кафедры психологического сопровождения и клинической психологии факультета психологии Башкирского государственного университета; e-mail: dmitrievalg@mail.ru Хамзина Д. В., аспирант кафедры психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы; e-mail: vega_17@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ - ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

В статье анализируются особенности проявления эмпатии как механизма общения у студентов - активных и неактивных пользователей социальных сетей. Выявлено, что эмпатия является значимым для студенческого возраста фактором личностного самоопределения и характеризуется нравственной зрелостью. Также описываются процессы, происходящие в межличностном общении, на которые оказывают влияние интернет-коммуникации. Предпринята попытка выявить, как длительность пребывания в социальных сетях влияет на психологическое содержание эмпатии. Эмпирическими средствами доказывается, что существуют значимые различия в проявлении эмпатии у студентов в зависимости от того, с какой целью и сколько времени они проводят в социальных сетях.

Ключевые слова: эмпатия; социальные сети; межличностное общение.

L. G. Dmitrieva, D. V. Khamzina

Dmitrieva L. G., Doctor of Psychology (Dr. habil),

Professor of Psychological Support and Clinical Psychology Department, Bashkir State University, BSU; e-mail: dmitrievalg@mail.ru Khamzina D. V., PhD student, Department of Psychology, Bashkir State Pedagogical University, BSPU; e-mail: vega_17@mail.ru

FEATURES OF EMPATHY AMONG STUDENTS - USERS OF SOCIAL NETWORKS

This article analyzes the features of empathy as a mechanism of communication among students - active and not active users of social networks. It was revealed that empathy is important for college-age factor of personal self-determination and is characterized by spiritual and moral maturity. It also describes the processes taking place in the interpersonal communication influenced by Internet communications.

An attempt was made to ascertain the psychological content of empathy, depending on how much time students spend in social networks. It has been proved empirically that there are considerable differences in empathy expression depending on the aim and time spent in social nets.

Key words: empathy; social networking; interpersonal communication.

Введение

Стремительное развитие глобальных информационных сетей, увеличение разнообразия электронных форм связи оказывают влияние на межличностное общение между людьми. Общение становится более дистанционным, в нем всё реже проявляются личностная включенность в процесс взаимодействия, понимание проблем других людей, сопереживание и сочувствие. Иными словами, реальное общение и взаимодействие людей меняется, в частности изменяются его механизмы, которые «наполняются» иным психологическим содержанием, так как интернет-коммуникации, и в том числе социальные сети, накладывают на это общение своей отпечаток.

Социальные сети - это удобный инструмент коммуникации, обеспечивающий обмен ресурсами, поиск контактов и, что самое главное, позволяющий создать виртуальную личность, обладающую особыми свойствами, влияющими на различные сферы ее жизни (мотивацию, ценности, смысложизненные ориентации и психику в целом) [Битков 2012]. В значительной мере меняется и общение виртуального человека. Общение в Интернете обладает такими особенностями, как возможная анонимность, специфический этикет и язык общения, возможность обдумывания ответов, отсутствие вербального контакта [Шахматова 2011]. Социальные сети помогают поддерживать отношения между людьми, искать новых друзей, получать интересующую респондентов информацию. Также пользователи социальных сетей могут подписываться на новости, вступать в группы по интересам. Благодаря социальным сетям в значительной степени расширяется круг общения, появляется возможность обмениваться мнением, обсуждать проблемы, заявить о себе многомиллионной аудитории. Социальные сети таким образом становятся необходимом инструментом коммуникации, оказывающим воздействие и на развитие личности, и на общество.

Основная часть

Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психологической науки [Бодалев 1996].

Новые информационно-коммуникационные технологии, Интернет и социальные сети оказали воздействие и на механизмы межличностного общения.

В настоящее время интернет-общение всё чаще становится предметом научного интереса. Общение студентов, опосредованное Интернетом, определяется мотивами обмена мнениями и развлечениями, специфическими способами передачи информации, своеобразием в протекании процесса межличностного восприятия, возможностью преодоления коммуникативного дефицита за счет расширения круга общения при сохранении своей анонимности и автономности [Лукина 2013].

Мы считаем, что интернет-коммуникации оказывают влияние и на межличностное общение студентов, которое определяется как активная деятельность, направленная на взаимодействие друг с другом, средство раскрытия личности, освоения социальных ролей, формирования идентичности, становления рефлексии, самовыражения и самопознания [там же].

Без сомнения, возраст студентов накладывает свой отпечаток на общение как межличностное, так и опосредованное Интернетом [Карпова 2013]. Имеют свои особенности ценности, мотивы общения, а также механизмы взаимодействия студентов как непосредственные, происходящие в реальности, так и опосредованные Интернетом [За-бокрицкая 2017].

Мы знаем, что в зависимости от возрастных особенностей, механизмы общения имеют для личности разную ценность и выраженность. Более того, имея общую природу, механизмы общения в зависимости от возрастных особенностей дополняются, кроме инвариантных особенностей, составляющих суть и основу проявления того или иного механизма общения в любой период жизни человека, своим собственным содержанием в зависимости от возрастных задач личности.

Среди широкого спектра общения и взаимодействий студентов особая роль принадлежит механизму эмпатии.

Период 18-25 лет - это время как умственной, так и нравственной зрелости. Ведущая деятельность этого периода - профессиональная учеба и труд. Однако наряду с профессиональным становлением не менее важную роль в этом возрасте играет личностное самоопределение. К этому периоду юности в норме уже должны сформироваться установки, связанные с эмпатией, нравственными критериями в оценке людей, событий, поступков. Трудно говорить о том, какова природа эмпатии. Либо это воспитанное качество, либо в какой-то степени врожденное, связанное с интуицией и умением видеть трудности других людей и понимать их. Эмпатию принято понимать как вчувствование, понимание переживаний другого человека, его эмоционального состояния. Существуют разные подходы к интерпретации понятия «эмпатия» в психологии. Это явление определяется как психическая реакция на действующий стимул, психический процесс, свойство личности. Понятие «эмпатия» вошло в обиход психологической науки в начале XX столетия. Первые исследования эмпатии основаны на философских подходах, в русле которых этот феномен интерпретировался как познавательная интуитивная направленность на объект (Э. Клиффорд, Т. Липпс). Как свойство человеческой души эмпатия рассматривалась в этике (в учении о симпатии). По мнению Г. Спенсера, М. Шелера, А. Шопенгауэра и других ученых, эмпатия позитивно влияет на взаимоотношения и регулирует их в обществе [Зинченко, Юсупов 2015].

Эмпатия является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми, проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям [Шнайдер 2016].

Высокий уровень эмпатии, по нашему мнению, предполагает вчувствование в переживания другого человека, проявление чуткости. Низкий же уровень эмпатии говорит об обратном, о неспособности переживать за другого человека и черствости.

Т. П. Гаврилова дает определение эмпатии как специфической способности человека отзываться на переживания другого, будь то человек, животное или антропоморфизированный предмет. Эмпатия, как правило, возникает при непосредственном восприятии переживания другого [Гаврилова1981].

Л. П. Выговская выделяет в эмпатии три компонента, которые взаимодействуют между собой. Когнитивный компонент она рассматривает как мыслительные операции, знание о другом человеке. Аффективный компонент в интерпретации автора - это переживания, эмоциональные реакции на объект, эмоции, чувства. В конативном (поведенческом) компоненте акцент делается на намерениях человека по отношению к другому, в частности, на его действия и поступки [Выговская 1991]. По мнению М. А. Пономарёвой, эмпатия представляет собой системное образование и включает в себя (как и у предыдущего автора) когнитивный, конативный и эмоциональный компоненты, вкладывая в них несколько иное содержание. В частности, когнитивный компонент предполагает понимание эмоционального состояния другого человека; конативный - активную помощь объекту эмпатии; эмоциональный, по мнению исследователя, включает в сопереживание и сочувствие [Пономарёва 2006].

Существуют две точки зрения на проблему эмпатии. Т. Шибутани, А. Валлон, В. П. Кузьмина,Т. П. Гаврилова и некоторые другие ученые рассматривают эмпатию, определяя ее как основу помогающего поведения, вчувствование в объекты социальной действительности [Гаврилова 1975].

Исследователи А. В. Орлов, М. А. Хазанова, которые придерживаются когнитивного подхода, интерпретируют эмпатию как понимание, в процессе которого происходит реконструкция внутреннего мира другого человека, что дает возможность представить мотивы его поведения. Зарубежные психологи, которые придерживаются когнитивного направления, представляют эмпатию как перцептивный акт, как способность анализировать мысли и чувства другого человека, или коммуникацию во внутреннем плане [Лукина 2013].

Имеют место и другие подходы к пониманию эмпатии, которые основываются на взаимосвязи когнитивных и эмоциональных процессов. Например, так понимал эмпатию З. Фрейд. Отечественный психолог И. М. Юсупов, поддерживая точку зрения З. Фрейда, уточняет, что эмпатия также способствует сбалансированности межличностных отношений и определяет социальную обусловленность поведения человека. Человек, обладающий ярко выраженной эмпа-тийностью, как правило успешен в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир другого человека [Юсупов 1995].

В современных научных источниках активно исследуется проблема влияния интернет-среды, в том числе и социальные сетей, на межличностное общение. Полагаем, что социальные сети могут повлиять и на эмпатию. В частности, нас заинтересовал вопрос о том, каковы различия в проявлении механизма эмпатии у студентов - активных и неактивных пользователей социальных сетей. Анализируя воздействие интернет-коммуникаций на межличностное общение, мы предположили, что психологическое содержание его механизмов может быть различным, в зависимости от того, как часто студенты находятся в социальных сетях. С этой целью мы разработали анкету, по результатам которой выявили подгруппы испытуемых по следующим критериям:

1) количество времени, проведенного в социальных сетях;

2) с какой целью студенты находятся в данной интернет-среде.

В эмпирическом исследовании принимали участие студенты Ба-

ширского государственного педагогического университета им. М. Ак-муллы и Башкирского экономико-юридического колледжа в количестве 137 человек. Возраст испытуемых от 17 до 23 лет. Выборка была разделена на две подгруппы: активных и неактивных пользователей социальных сетей, в количестве 61 и 76 человек. Выборки были сформированы по итогам анкетирования студентов. Нас интересовало: как часто они заходят в социальные сети, сколько времени в них проводят и с какой целью.

Исследование проводилось с привлечением методики Л. И. Уман-ского «Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности» [Фетискин, Козлов, Мануйлов 2002]. Мы обратили внимание на шкалу «Чуткость или черствость», которая находится в блоке «Черты характера, выражающие отношение к другим людям». Эмпатия также изучалась с применением «Методики диагностики уровня эмпатических способностей» [Бойко 1996].

Проанализируем средние значения по результатам вышеназванных методик (см. табл. 1).

Выявлены различия по шкале «Чуткость / чёрствость» (3,4 и 3,9). Однако у неактивных студентов в большей степени проявляется чуткость по отношению к другим людям, тогда как активные студенты в общении с другими чаще проявляют черствость и холодность. Это может свидетельствовать о том, что межличностное общение

студентов - неактивных пользователей социальных сетей, в большей степени обращено на понимание других людей. Они способны поставить себя на место другого, проявить чуткость, быть эмоционально вовлеченными в их проблемы. Эти студенты могут оказать поддержку, они, как правило, не отстраняются от других, если у последних есть какие-либо трудности. Активные же пользователи социальных сетей, скорее всего, вряд ли смогут оказать поддержку, им проще будет дистанцироваться. Им более свойственна эмоциональная холодность, они эгоцентричны, так как их интересует только то, что связано с ними. Другого человека они могут воспринимать как объект, с которым они общаются по необходимости с целью получить какую-либо информацию или же соблюдая нормы и правила, которых следует придерживаться.

Таблица 1

Шкалы идентификации по методике Л. И. Уманского (средние значения)

Средние значения Чуткость или черствость

Активные 3,4

Неактивные 3,9

Таблица 2

Шкалы идентификации по методике В. В. Бойко (средние значения)

Средние значения Коэффициент эмпатии

Активные 17,0

Неактивные 18,9

Мы обнаружили различия между активными и неактивными студентами - пользователями социальных сетей в проявлении эмпатии (17 и 18,9). У неактивных студентов уровень эмпатии выше, они более способны к сопереживанию, пониманию других людей, могут поставить себя на их место.

Значимость различий в проявлении эмпатии студентами, активными и неактивными пользователями социальных сетей мы проверили с помощью и-критерия Манна-Уитни и ^критерия Стьюдента. Обработка данных проводилась с помощью Программы Statistiсa 6.0.

Таблица 3

Результаты математической обработки данных

(различия в проявлении эмпатии у студентов -активных и неактивных пользователей социальных сетей)

Сум.ранг Сум.ранг и Ъ p-уров. Ъ p-уров. Nнабл. Nнабл. 2-х стор

чу/чр 4326,000 5127,000 1400,000 -3,97578 0,000070 -4,67233 0,000003 76 61 0,000055

эмп 4778,500 4674,500 1852,500 -2,01604 0,043797 -2,02173 0,043205 76 61 0,043542

*Отмеченные критерии значимы на уровне р < ,05000.

По результатам статистики получены значимые различия по шкале «чуткость / черствость», причем у неактивных пользователей социальных сетей чуткость преобладает в 1,19 раза (при р<0,05), чем у активных. Это свидетельствует о том, что неактивные пользователи социальных сетей чаще проявляют участие, отзывчивость, внимание, чем активные. Активные пользователи социальных сетей склонны к равнодушию и не способны к сопереживанию.

Мы видим из таблицы, что уровень эмпатических способностей у студентов - активных пользователей социальных сетей в 1,02 раза выше, чем у неактивных пользователей социальных сетей (р<0,05). Здесь присутствует некоторое противоречие, однако его можно объяснить. Вероятнее всего, суть заключается в том, что психологические характеристики эмпатии у активных пользователей социальных сетей отличаются от характеристик неактивных пользователей сетей. Мы соотнесли результаты, полученные по методикам Л. И. Уманского и В. В. Бойко, и пришли к следующему выводу: несмотря на то, что уровень эмпатических способностей у активных пользователей сетей выше, эмпатия характеризуется более формальным отношением к другим, так как активные пользователи социальных сетей более склонны к проявлению черствости в межличностном общении. Эмпатия у активных пользователей социальных сетей в большей степени регламентирована нормативно, в ней нет подлинности и искреннего эмоционального отклика.

Таблица 4

Результаты сравнения показателей активных (1) и неактивных (2) пользователей социальных сетей по ^критерию Стьюдента

Сравниваемые показатели П1 П2 м2 ^2 Т Р

Чуткость (А) га. Чуткость (П) 76 61 3,42 3,92 0,75 0,42 -4,60896 0,000009

Эмпат (А) га. Эмпат (П) 76 61 16,99 18,85 5,16 4,14 -2,29278 0,023407

В таблице 4 приведены сравнительные результаты показателей активных (1) и неактивных (2) пользователей социальных сетей по ^критерию Стьюдента.

По эмпатии: чуткость была выше в 1,15 раза (на 15 %); черты характера, выражающие отношение к себе - в 1,13 раза (на 13 %); эмпа-тийность - в 1,11 раза (на 11 %). По результатам статистического анализа по ^критерию Стьюдента нами были выявлены существенные различия по шкалам: «чуткость / черствость», «эмпатийность».

По итогам математической обработки наша гипотеза о том, что существуют значимые различия в проявлении чуткости / черствости, эмпатийности у студентов - активных и неактивных пользователей социальных сетей подтвердилась. Те качественные характеристики проявления эмпатии, которые были описаны ранее, статистически проверены.

Заключение

Целью нашего исследования было выявление различий в психологическом содержании эмпатии у студентов - активных и неактивных пользователей социальных сетей. Теоретический анализ по проблеме эмпатии позволил выявить ее особенности, связанные со студенческим возрастом. Мы знаем о том, что в этот период продолжается становление не только профессионального, но и личностного самоопределения, в том числе и эмпатии как фактора, характеризующего личностную, нравственную зрелость. В этой связи нам было интересно выявить, существуют ли значимые различия в проявлении эмпатии в межличностном (реальном) общении у студентов в зависимости от

того, насколько часто они находятся в социальных сетях. Мы полагаем, что пребывание в интернет-среде накладывает отпечаток на межличностное общение, в том числе и на эмпатию.

Результаты эмпирического исследования подтвердили гипотезу, что у студентов, которые являются активными пользователями социальных сетей, проявление черствости более выражено, чем у студентов, которые реже пользуются социальными сетями. Студенты - неактивные пользователи социальных сетей характеризуются большей чуткостью и более глубоким пониманием других людей.

Отметим, что эмпатия характерна и для активных, и для неактивных пользователей социальных сетей. Психологическое содержание проявления эмпатии может зависеть от того, насколько долго студенты «пребывают» в социальных сетях. Активные студенты характеризуются более формальным проявлением эмпатии, в соответствии с требуемыми нравственными нормами. Неактивные студенты понимают другого человека более глубоко, их проявление эмпатии более традиционно, неформально, как правило, они личностно включены и эмоционально вовлечены в процесс межличностного общения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Битков Л. А. Социальные сети: между массовой коммуникацией и межличностным общением // Вестник Челябинского государственного университета. № 28 (282). Филология. Искусствоведение. 2012. Вып. 70. С. 36-38. Бодалев А. А. Психология общения. М. : Институт практической психологии.

Воронеж, 1996. 256 с. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М. : Фи-линъ, 1996. 472 с.

Буянова В. В., Жуина А. И., Жуина Д. В. Характеристика межличностной коммуникации подростков, активных пользователей интернет-сети // Пензенский психологический вестник. 2017. № 2. С. 16-25. Войскунский А. Е. Социальные сети: между массовой коммуникацией и межличностным общением // Вестник Московского университет. Серия 14. Психология. 2014. № 2. С. 90-104. Выговская Л. П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Киев, 1991. 20 с. Гаврилова Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания / под ред. А. А. Бодалева ; Акад. пед. наук СССР. М. : Педагогика, 1981. С. 122-139.

Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-156.

Забокрицкая Л. Д. Информационная культура современной молодежи: угрозы и вызовы виртуального социального пространства // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 4. С. 114-123.

Зинченко Е. В., Юсупов И. М. Эмпатия // Психология общения : энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. М. : Когито-Центр, 2015. С. 166-168.

Карпова Д. Н. Интернет-коммуникации: новые вызовы для молодежи // Социология. 2013. № 5. С. 208-212.

Кузьмина В. П. Теоретический аспект исследования эмпатии как актуальная проблема современной психологии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2007. № 17. С. 107-112.

Лукина Н. А. Психологические особенности опосредованного Интернетом межличностного общения студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2013. 26 с.

Пономарева М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие : монография. Минск : Бестпринт, 2006. 76 с.

Пашукова Т. И. Эмпатия: механизмы // Психология общения : энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. М. : Когито-Центр, 2015. С. 168-169.

Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Институт психотерапии, 2002.

Шахматов О. М., Болтага Е. Ю. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Общественные науки. 2011. № 24. С. 1002-1008.

Шнайдер М. И. Эмпатия как форма отражения другого // Гуманизация образования. 2016. № 2. С. 60-65.

Юсупов И. М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты) : автореф. дис. ... д-ра. психол. наук. СПб., 1995. 34 с.

REFERENCES

Bitkov L. A. Social'nye seti: mezhdu massovoj kommunikaciej i mezhlichnostnym obshheniem // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. № 28 (282). Filologija. Iskusstvovedenie. 2012. Vyp. 70. S. 36-38.

Bodalev A. A. Psihologija obshhenija. M. : Institut prakticheskoj psihologii. Voronezh, 1996. 256 s.

Bojko V. V. Jenergija jemocij v obshhenii: vzgljad na sebja i na drugih. M. : Filin#, 1996. 472 s.

Bujanova V. V., Zhuina A. I., Zhuina D. V. Harakteristika mezhlichnostnoj kom-munikacii podrostkov, aktivnyh pol'zovatelej internet-seti // Penzenskij psi-hologicheskij vestnik. 2017. № 2. C. 16-25.

VojskunskijA. E. Social'nye seti: mezhdu massovoj kommunikaciej i mezhlichnos-tnym obshheniem // Vestnik Moskovskogo universitet. Serija 14. Psihologija. 2014. № 2. S. 90-104.

Vygovskaja L. P. Jempatijnye otnoshenija mladshih shkol'nikov, vospityvajush-hihsja vne sem'i : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Kiev, 1991. 20 s.

Gavrilova T. P. Analiz jempatijnyh perezhivanij mladshih shkol'nikov

i mladshih podrostkov // Psihologija mezhlichnostnogo poznanija / pod red. A. A. Bodaleva ; Akad. ped. nauk SSSR. M. : Pedagogika, 1981. S. 122-139.

Gavrilova T. P. Ponjatie jempatii v zarubezhnoj psihologii. Istoricheskij obzor i sovre-mennoe sostojanie problemy // Voprosy psihologii. 1975. № 2. S. 147-156.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zabokrickaja L. D. Informacionnaja kul'tura sovremennoj molodezhi: ugro-zy i vyzovy virtual'nogo social'nogo prostranstva // Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta. Social'no-jekonomicheskie nauki. 2017. № 4. S. 114-123.

Zinchenko E. V., Jusupov I. M. Jempatija // Psihologija obshhenija : jenciklope-dicheskij slovar' / pod obshh. red. A. A. Bodaleva. M. : Kogito-Centr, 2015. S. 166-168.

Karpova D. N. Internet-kommunikacii: novye vyzovy dlja molodezhi // Sociolog-ija. 2013. № 5. S. 208-212.

Kuz'mina V. P. Teoreticheskij aspekt issledovanija jempatii kak aktual'naja problema sovremennoj psihologii // Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo gumani-tarnogo universiteta. 2007. № 17. S. 107-112.

Lukina N. A. Psihologicheskie osobennosti oposredovannogo Internetom mezh-lichnostnogo obshhenija studentov : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Samara, 2013. 26 s.

Ponomareva M. A. Jempatija: teorija, diagnostika, razvitie : monografija. Minsk : Bestprint, 2006. 76 s.

Pashukova T. I. Jempatija: mehanizmy // Psihologija obshhenija : jenciklope-dicheskij slovar' / pod obshh. red. A. A. Bodaleva. M. : Kogito-Centr, 2015. S. 168-169.

Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manujlov G. M. Social'no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh grupp. M. : Institut psihoterapii, 2002.

Shahmatov O. M., BoltagaE. Ju. Psihologicheskie aspekty obshhenija v social'nyh setjah virtual'noj real'nosti // Izvestija Penzenskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo. Obshhestvennye nauki. 2011. № 24. S. 1002-1008.

Shnajder M. I. Jempatija kak forma otrazhenija drugogo // Gumanizacija obra-

zovanija. 201б. № 2. S. б0-б5. Jusupov I. M. Psihologija jempatii (teoreticheskie i prikladnye aspekty) : avtoref. dis. ... d-ra. psihol. nauk. SPb., 1995. 34 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.