Научная статья на тему 'Культура межличностного общения в системе профессиональных качеств практического психолога'

Культура межличностного общения в системе профессиональных качеств практического психолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / INTERPERSONAL COMMUNICATION / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / CULTURE OF COMMUNICATION / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ / CULTURE OF INTERPERSONAL COMMUNICATION / КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / CULTURE OF PROFESSIONAL COMMUNICATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА / PROFESSIONAL TRAINING OF PRACTICAL PSYCHOLOGIST / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА / PROFESSIONAL QUALITIES OF PRACTICAL PSYCHOLOGIST / CULTURE OF PERSONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарёва Елена Юрьевна

Статья посвящена изучению феномена культуры межличностного общения и его роли в системе профессиональных качеств практического психолога. В работе анализируются понятия «общение», «культура общения», «культура общения личности», «культура профессионального общения», «культура общения психолога». В исследовании проанализированы основные особенности профессионального общения психолога и критерии его культуры, обоснована роль формирования культуры общения в процессе профессиональной подготовки психолога в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURE OF INTERPERSONAL COMMUNICATION IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL QUALITIES OF THE PRACTICAL PSYCHOLOGIST

The article is devoted to the phenomenon of culture of interpersonal communication and its role in the system of professional qualities of a practical psychologist. The paper analyzes the concepts of "communication", "culture of communication", "culture of communication", "culture of professional communication", " culture of communication psychologist." The study analyzes the main features of professional communication of a psychologist and the criteria of his culture, the role of the formation of a culture of communication in the process of professional training of a psychologist in high school.

Текст научной работы на тему «Культура межличностного общения в системе профессиональных качеств практического психолога»

Обучение детей с нарушением слуха в обычных общеобразовательных организациях требует создания соответствующей образовательной среды, что предполагает постоянный мониторинг детей, точное определение их особых образовательных потребностей.

Для включения детей с нарушением слуха в процесс инклюзивного образования наиболее значимыми выступают следующие образовательные потребности:

- восприятие устной речи в различных акустических условиях;

- понимание устной и письменной речи и правильное понимание действий собеседников в определенных ситуациях межличностного взаимодействия;

- составление всех речевых высказываний, на соответствие тем или иным темам и текущим ситуациям межличностного общения;

- накопление и также применения собственного жизненного опыта в процессе межличностного общения и обучения;

- формирование устойчивых дружеских связей с нормально слышащими сверстниками.

Выводы. Таким образом, особенность усвоения речи и грамоты детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования состоит в организации гибких условий обучения, способствующих накоплению детьми с нарушениями слуха собственного опыта успешной деятельности, являющихся определенными стимулами их дальнейшего развития, социальной адаптации и успешной самореализации в жизни.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. №53 (ч. 1). Ст. 7598.

2. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Собрание законодательства РФ. 04.06.2012. №23., Ст. 2994.

3. Алижанова Х.А., Атагишиева Г.С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зинченко А.С., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулибеков Н.А., Кулибекова Р.Д., Кулькина И.В., Магин В.А., Мартиросян Р.М., Мурадова П.Р., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Садовой В.П. и др. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ: КОЛЛЕКТИВНАЯ МОНОГРАФИЯ / Москва, 2017.

4. Абдурахманова П.Д., Артеменкова Л.Ф., Асадулаева Ф.Р., Асадулаева У.М., Бачиева Э.Ю., Бережная О.В., Везиров Т.Г., Далгатов М.М., Джалалова Г.П., Идрисова П.Г., Курбанова А.Б., Магомеддибирова З.А., Магомедханова У.Ш., Манафова М.К., Прядко Н.А., Подгребельная Н.И., Раджабова П.Т., Сметанина Н.В., Сорокопуд Ю.В., Тажутдинова Г.Ш. и др. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК Коллективная монография / Москва, 2016.

5. Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Истоки диалога: Книга для воспитателей / Под ред. А.Г. Арушановой. М.: «Мозаика-Синтез», 2005. 216 с.

6. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. 136 с.

7. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. М.: Сов. спорт, 2004. 304 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

КУЛЬТУРА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Аннотация. Статья посвящена изучению феномена культуры межличностного общения и его роли в системе профессиональных качеств практического психолога. В работе анализируются понятия «общение», «культура общения», «культура общения личности», «культура профессионального общения», «культура общения психолога». В исследовании проанализированы основные особенности профессионального общения психолога и критерии его культуры, обоснована роль формирования культуры общения в процессе профессиональной подготовки психолога в высшей школе.

Ключевые слова: общение, межличностное общение, культура общения, культура общения личности, культура межличностного общения, культура профессионального общения, профессиональная подготовка практического психолога, профессиональные качества практического психолога.

Annotation. The article is devoted to the phenomenon of culture of interpersonal communication and its role in the system of professional qualities of a practical psychologist. The paper analyzes the concepts of "communication", "culture of communication", "culture of communication", "culture of professional communication", " culture of communication psychologist." The study analyzes the main features of professional communication of a psychologist and the criteria of his culture, the role of the formation of a culture of communication in the process of professional training of a psychologist in high school.

Keywords: communication, interpersonal communication, culture of communication, culture of personal communication, culture of interpersonal communication, culture of professional communication, professional training of practical psychologist, professional qualities of practical psychologist.

Введение. Проблемы, связанные с культурой общения, разрабатываются в отечественной и зарубежной науке еще с античных времен. Однако и на современном этапе развития науки они не утратили своей актуальности, так как речь и особенности построения коммуникативной деятельности являются основными показателями уровня компетентности в системе многих профессий.

Речь и общение является предметом научного исследования философии, психологии, педагогики, филологии, социологии и других наук.

В системе проблематики категории общения важным понятием является «культура межличностного общения».

Проблема культуры межличностного общения как психологического феномена сегодня является актуальной и своевременной. Для многих профессий культура межличностного общения выступает важным условием профессионализма, в частности это касается сферы деятельности практических психологов.

Потребность исследования роли культуры межличностного общения в системе профессиональных качеств практического психолога и уровня ее формирования у будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе вызвана наличием ряда проблем методологического, психологического и педагогического характера:

- преимущественным продолжением в высшей школе традиции предоставления знаний, навыков и умений будущим педагогам без опоры на их индивидуально-психологические особенности, что требует модернизации и усовершенствования;

- осознанием превалирующего большинства монологического общения преподавателей в системе обучения практических психологов, что вызывает необходимость разработки подходов обучения на основе диалогических приемов, форм и методов работы, способствующих формированию культуры общения будущих практических психологов;

- осознанием недостаточности доли непринужденного общения и духовного взаимообмена в учебно-воспитательном процессе вуза, что также требует поиска путей построения образовательной среды учреждения высшего образования.

Указанные выше проблемы требуют осмысления, исследования аспектов развития культуры общения будущих психологов, их теоретического и практического решения.

Так, сегодня в условиях смены приоритетов в системе профессиональной деятельности психологов актуализируются потребности разработки новых подходов применения инновационной психологической работы с людьми, что требует реализации специальной деятельности, направленной на формирование культуры межличностного общения практических психологов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе и переподготовки в учреждениях постдипломного образования.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение роли культуры общения в системе профессиональных качеств практического психолога и обоснование необходимости реализации целенаправленной педагогической деятельности по ее формированию в процессе профессиональной подготовки и переподготовки психологов.

Изложение основного материала статьи. Анализ психолого-педагогических источников, посвященных проблемам формирования коммуникативных навыков и культуры общения, позволяет говорить о признании современной наукой необходимости формирования культуры межличностного общения будущих психологов в контексте реализации их профессиональной подготовки в высшей школе.

О.А. Жиляева подчеркивает, что «востребованность современного специалиста в значительной степени зависит от наличия грамотной устной и письменной речи, знания приемов речевого воздействия, убеждения и умения эффективно общаться, т. е. от уровня его языковой компетенции. Современному обществу нужен не просто профессионал, а человек культуры, интегрирующий культуру знаний, чувств, общения и творческого действия» [3, с. 245].

По мнению Л. К. Гейхман, «обучение общению является актуальной задачей современного образования. Результатом обучения является культура общения личности. Одной из важнейших компонент культуры общения является способность к межкультурному взаимодействию» [2, с. 195].

Решение проблемы обоснования роли культуры межличностного общения в системе профессиональных качеств практического психолога требует изучения концептуальных основ категорий «общение», «культура общения», «культура общения личности», «культура профессионального общения».

С точки зрения социологической науки, общение - это особая форма социальной культуры, которая охватывает все стороны взаимоотношений людей, «способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества» [4, с. 70].

Философская концепция общения трактует его в значении актуализации реально существующих общественных отношений; способа реализации актуальных отношений в социальном взаимодействии [4].

В психологии общение - это «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера» [1, с. 345].

В современной науке наблюдается некое смешение терминов «общение», «коммуникация», «коммуникативная деятельность». Однако в контексте данного исследования его предметом является культура речевого общения, коммуникация же в нашем понимании представляет собой более широкое понятие, включающее вербальные, невербальные и другие компоненты.

По мнению Л. К. Гейхман, «культура общения формируется в ходе социализации и целенаправленного обучения, которое учитывает, что обязательным моментом культуры общения выступает этика» [2, с. 195].

Анализ теоретических источников позволил определить, что в отечественной науке существует несколько подходов к определению сущности термина «культура общения личности». Так, данное понятие определяется как:

- следование установленным в обществе нормам взаимоотношений;

- способность владеть эмоциями по отношению к окружающим;

- совокупность знаний, умений и навыков личности в области средств общения и законов межличностного взаимодействия;

- морально-нравственная направленность отношений личности;

- качественный уровень форм, средств и способов общения [6].

На основе обобщения вышеуказанных подходов культура общении личности представляется нам основой взаимодействия между динамичными и сравнительно устойчивыми компонентами структуры культуры личности.

В контексте рассуждения о содержании профессиональной подготовки практических психологов целесообразно определить сущность понятия культура профессионального общения, под которой будем понимать систему знаний, норм, ценностей, принятых в обществе моделей поведения т умения органично и естественно реализовывать их в профессиональном и личном общении.

Так, с точки зрения анализа понятия культура общения практического психолога родовыми выступают категории и культуры общения личности, и культуры профессионального общения.

В данном контексте под культурой межличностного общения практического психолога будем понимать комплексное системное образование личности, выступающее составляющей поведенческого компонента культуры его общения и проявляющееся на этапе реализации специалистом речевых действий во внешнем плане посредством речевых средств, адекватных целям профессионального общения.

Культуру межличностного общения практического психолога составляют такие компоненты как:

- профессиональные коммуникативные знания о средствах речевого общения;

- умение формулировать профессиональные высказывания посредством применения речевых средств в соответствии с целями профессиональной деятельности;

- коммуникативно-речевые навыки общения, владение которыми обеспечивает умение формулировать профессиональные высказывания.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, можем отметить, что процесс формирования культуры межличностного общения психолога является комплексным, включающим и формирование профессионально значимых качеств и умений, и формирование компонентов общей культуры личности.

По мнению большинства исследователей, учитывая специфику профессиональной деятельности психолога и сущность его подготовки в высшей школе, личностные детерминанты являются ведущими в системе формирования культуры межличностного общения.

В этой связи формирование такого профессионально значимого качества практического психолога, как культура межличностного общения возможно при условии активизации личностной детерминации в указанном процессе, так как она базируется на основе личностных качеств, составляющих умение устанавливать межличностный контакт с клиентом на основе доверительных отношений.

Так, культура межличностного общения психолога формируется в процессе получения им необходимого уровня профессиональных коммуникативных знаний, овладения умением формулировать профессиональные высказывания и коммуникативно-речевыми навыками, а также путем самоактуализации психолога (направленности к постоянному профессиональному самосовершенствованию) и эмпатийности (направленности на помощь клиенту).

В лингвистике определены основные критерии культуры общения, включающие правильность высказывания, соблюдение языковых норм, коммуникативную целесообразность высказывания, точность, логичность, лаконичность, ясность и доступность высказывания и т.д. Однако в системе работы практического психолога относительно проблемы культуры межличностного общения, наряду с вышеуказанными, показательными являются следующие критерии, определенные с учетом профессиональных особенностей деятельности психолога:

- коммуникативная целесообразность высказывания;

- широта лексического запаса и соответствие речи языковым нормам;

- соответствие тона и стиля подачи информации ее содержанию;

- создание психологического климата беседы;

- диалогичность речи [5].

Коммуникативная целесообразность высказывания должна быть продиктована психологической ситуацией клиента, соответствовать целям и условиям общения.

При выражении информации важным условием является соблюдение языковых норм, широта сравнений, ясность изложения. Информация должна быть понятной клиенту, в этой связи не рекомендуется пресыщать речь использованием профессиональной терминологии.

В рамках беседы уровень ее эффективности будет зависеть от того, насколько благоприятным станет психологический климат общения, которое практический психолог строит также на основе применения речевых средств. Такой климат должен способствовать свободному протеканию общения, позволять работать не с ситуацией или ее трансформацией, а с переживаниями, с системой ценностей, отношений и состояний клиента.

Основной особенностью общения практического психолога с клиентом является диалогичность. В этой связи от психолога требуется не только умение вести диалог с клиентом, но и позиционировать его как равноправного партнера общения.

Основной целью речевого воздействия психолога на личность клиента является установление эффективного контакта, базирующегося на уважении, взаимопонимании, желании и способности оказать квалифицированную помощь.

Выводы. На основе вышеизложенного можем прийти к выводу, что успешность профессиональной деятельности психолога зависит от уровня сформированности его культуры межличностного общения. В этой связи актуализируется потребность разработок специальных путей формирования культуры межличностного общении практического психолога.

Культура общения практического психолога имеет ряд характерных отличительных особенностей, вызванных спецификой профессиональной деятельности.

Данные особенности должны учитываться при формировании культуры общения в системе компетенций и профессионально значимых качеств будущего специалиста в области психологии.

Литература:

1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. - 2003. - 672 с.

2. Гейхман Л.К. Культура общения как общение культур // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2003. - № 5. - С. 195-199.

3. Жиляева О.А. Языковая культура как фактор успешности профессиональной деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 93. -С. 245-249.

4. Курилович Н.В. Культура профессионального общения: анализ понятий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - № 9. - С. 67-72.

5. Филатова Л.Э. Компетентность в общении психологов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2010. - № 3.

6. Шиляева И.Ф. Культура общения современной личности: детерминанты и факторы развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 3. - С. 337-340.

Педагогика

УДК:378.2

заместитель начальника кафедры огневой подготовки Попов Антон Александрович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ПРИМЕНЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы психологической составляющей подготовки сотрудника правоохранительных органов, а в частности курсанта и слушателя образовательной организации МВД России, к ситуационным моментам, связанным с применением огнестрельного оружия. Обращено внимание на необходимость формирования навыков владения оружием в экстремальных ситуациях, связанных с осуществлением профессионально-служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел. Даны практические рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в целях развития необходимых профессиональных компетенций.

Ключевые слова: огневая подготовка, психологическая готовность, экстремальная ситуация, педагогический процесс.

Annotation. The article concerns topical issues of psychological training component of a law enforcement officer, and in particular, cadets and listeners of educational organizations of the Ministry of interior of Russia, to the situational aspects related to the use of firearms. Attention is drawn to the need for the skills of possession of a weapon in extreme situations related to the implementation of vocational service activities of the bodies of internal Affairs. Practical recommendations for the improvement of educational process in order to develop the necessary professional competencies.

Keywords: fire preparation, psychological readiness, extreme situation, educational process.

Введение. Подготовка сотрудника правоохранительных органов к сложным психологическим условиям осуществления службы, связанным с применением огнестрельного оружия, является одним из основных средств повышения эффективности правоохранительной деятельности. В органы внутренних дел принимаются различные категории специалистов, однако кадровое ядро ведущих служб органов внутренних дел составляют выпускники образовательных организаций МВД России. Наряду с достаточно высокой профессиональной подготовленностью данной части личного состава имеется и ряд проблемных аспектов. Один из них - психологическая готовность сотрудника ОВД к действиям в экстремальных условиях. В этой связи актуальной является задача повышения качества профессионального образования, формирование требуемых компетенций сотрудников органов внутренних дел.

Изложение основного материала статьи. Поскольку в настоящее время умение грамотно применить табельное огнестрельное оружие является фактором соблюдения личной безопасности сотрудника полиции, поэтому практически востребованным становится обеспечение психологической готовности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия при выполнении служебных обязанностей.

Выполнение сотрудником органов внутренних дел служебных обязанностей связано с определенным риском для его жизни и здоровья, что влечет большую психологическую нагрузку. К сожалению, многие, и в особенности молодые сотрудники ОВД, часто недооценивают данный фактор, не знают и не учитывают качества человеческой психики, специфику ее функционирования в нестандартных ситуациях.

С возникновением экстремальной ситуации действия сотрудника и его поведение определяются уровнем профессиональной подготовки и готовностью управлять своим психическим состоянием. Последнее выступает в совокупности многих составляющих: знание общей законодательной базы, отношение к службе и желание выполнить свои обязанности, овладение приемами и действиями с оружием и спецсредствами, владение приемами рукопашного боя, техническая оснащенность и вооружение, опыт и инстинкт самосохранения. Исходя из этого, сотрудником принимается решение на последующие действия - активные или пассивные. В одних случаях он будет активно воздействовать на ситуацию, в других занимать выжидательную позицию, что часто является результатом доминирования отрицательных качеств, пассивной жизненной позицией и слабостью характера.

Исследования, проводимые в рамках психологической науки, позволяют утверждать, что невозможно изменить темперамент человека, т. е. не получится холерика превратить в меланхолика, и заниматься этим, следовательно, нет никакого смысла. Характер же определяется множеством качеств (иногда противоположных), его можно изменять, усиливая или ослабляя те или иные качества. Развивая положительные и необходимые для службы в ОВД качества, возможно формирование характера в нужном направлении, причем иногда незаметно для обучаемого, и задача преподавателя заключается в первую очередь в грамотном выборе путей его формирования. В силу индивидуальности каждой личности пути, приемы, методы и время воздействия будут также индивидуальны, хотя основная часть психологического воздействия на человека является однотипной. При формировании характера самое пристальное внимание необходимо уделять развитию таких качеств, как выдержка, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, активность, внимательность, самокритичность. Именно они имеют определяющее значение для формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению задач, связанных с применением огнестрельного оружия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обучение стрельбе из пистолета связано как с физическими, так и с психическими процессами: мышечной и двигательной памятью, вниманием, мышлением, волей. Их развитие, происходящее в ходе тренировочных стрельб, благоприятным образом сказывается на всех сторонах подготовленности сотрудников, способствуя выполнению ими служебных обязанностей. Процесс формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.