УДК 37.015.3:343.83 ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА ЕРЕМКИНА,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и менеджмента в образовании (Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина),
e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Реферат: формирование профессиональной культуры психолога пенитенциарной системы должно начинаться в вузе, в процессе его профессиональной подготовки. Мы предполагаем, что рассмотрение теоретических предпосылок формирования профессиональной культуры будущего психолога уголовно-исполнительной системы (УИС) поможет выявить наиболее оптимальные пути ее формирования.
Структурно-системный анализ профессиональной культуры психолога УИС, раскрытие сущностных характеристик ее компонентов в динамике дает возможность устанавливать горизонтальные связи между ними. Компоненты профессиональной культуры психолога УИС представляют собой взаимодействующие и взаимопроникающие пространства, находящиеся в иерархических отношениях. Определяющим среди них является ценностно-смысловой компонент. Изменения в одной из подструктур влекут за собой изменения в других подструктурах и в структуре личности психолога, которая является системой координат. Такой подход позволяет отслеживать и фиксировать целостную картину формирования профессиональной культуры будущего психолога УИС. Динамика развития сущностных характеристик профессиональной культуры будущего психолога УИС (по вертикали) дает возможность отследить уровневые характеристики ее формирования.
Вскрытие смысловой сущности профессиональной культуры психолога УИС, характеристика каждого ее компонента и установление связи между ними создают предпосылки для ее успешного формирования в процессе обучения. Среди наиболее эффективных путей мы видим использование специальных смысловых технологий, решение психодиагностических задач, выполнение курсантами самостоятельных творческих работ по созданию программ личностного и профессионального развития на основе самопознания и др. Названные технологии были успешно использованы и доказали свою эффективность при формировании психодиагностической культуры будущих психологов. Для формирования коммуникативной компетентности успешно были использованы коммуникативные тренинги и деловые эвристические задачи, диалоговые технологии, направленные на развитие коммуникативных способностей.
Таким образом, теоретический анализ сущности профессиональной культуры психолога позволил нам выявить предпосылки и наметить пути и технологии ее формирования в процессе профессионального обучения будущих психологов пенитенциарной системы.
Ключевые слова: профессиональная культура психолога уголовно-исполнительной системы, формирование профессиональной культуры, коммуникативная компетентность.
Совершенствование пенитенциарной системы подразумевает реализацию определенных и высоких требований к деятельности психолога уголовно-исполнительной системы (УИС), что диктует необходимость подготовки квалифицированных психологов с высокой профессиональной культурой. Влияние объективных факторов, которые значительно осложняют профессиональную деятельность пенитенциарных психологов (нехватка профессиональных кадров; неблагоприятные условия для повышения профессионализма; специфическая работа психолога с
осужденными и личным составом; наличие кризисных ситуаций; невысокий статус профессии и др.), можно и нужно преодолевать, формируя высокую профессиональную готовность специалистов. Для этого необходимо развивать у будущих психологов соответствующие умения и навыки, чувство долга и ответственность, профессиональное и человеческое достоинство. Все это концентрированно проявится в компетентности и профессиональной культуре психолога УИС.
Научный анализ проблемы формирования профессиональной культуры будущего психолога пе-
© Еремкина О. В., 2015
нитенциарной системы позволил нам рассматривать данную категорию как сложное психологическое образование личности, стержнем которого является ценностно-смысловая характеристика, определяющая направленность его профессиональной деятельности, регламентированной нормами и должностными обязанностями. Детерминантами профессиональной культуры психолога являются долг и моральная ответственность, профессиональное взаимодействие, общение, диагностическая деятельность.
В статье мы представим сущностные характеристики профессиональной культуры психолога УИС, рассмотрим предпосылки формирования профессиональной культуры психолога. Теоретической основой исследования профессиональной культуры психолога УИС послужил системный анализ. Мы рассматриваем профессиональную культуру психолога как систему, имеющую элементы, структурно связанные, где свойство каждого элемента определяется его местом в структуре. Все элементы находятся во взаимосвязи и отношениях, в процессе развития они вносят определенный вклад в развитие всей системы как целого (В. И. За-гвязинский, В. В. Краевский, В. М. Полонский,
A. П. Чернов и др.).
В современной психологии труда профессиональная культура рассматривается как единство праксиологической (профессиональные знания, умения и навыки) и духовной культуры (профессиональная мораль) (Е. А. Климов, И. М. Модель). В силу этого за единицу анализа профессиональной культуры психолога мы принимаем морально-этические нормы, реализуемые в профессиональной деятельности психолога УИС. Действием, приводящим к успеху в деятельности, выступает добросовестное выполнение профессиональных обязанностей на уровне культуры, то есть на основе осознанного принятия ценностей профессиональной деятельности, в которой соблюдаются морально-этические нормы. Значимым для личности становится удовлетворение от профессиональной деятельности на уровне культуры.
Интересен подход к раскрытию сущности профессиональной культуры И. А. Зимней, И. Ф. Исаева,
B. А. Сластенина, который не противоречит точке зрения Е. А. Климова. Все авторы сходятся во мнении, что профессиональная культура представляется как совокупность материальных и духовных ценностей, специфический способ деятельности, процесс творческой самореализации сущностных сил личности. Наше представление о сущности профессиональной культуры пенитенциарного психолога согласуется с мнением Н. И. Исаевой в том, что это явление представляет собой специфический
способ преобразования профессиональных способностей и умений психолога в такую структуру, которая образована субъективно устойчивой иерархией смыслов. Ее развитие проявляется в изменении смысла профессиональной деятельности (личностный смысл), регулировании отношений с людьми на нравственной основе, постоянной рефлексии осуществленной деятельности и общения, самосовершенствовании, строгой регламентации осуществляемых действий на основе морально-этических норм, взаимодействии на основе понимания и сотрудничества, диагностическом сопровождении.
Динамику профессиональной культуры можно представить через развитие и смысловое наполнение компонентов культуры: ценностно-смыслового, когнитивного, коммуникативного и рефлексивного.
Ценностно-смысловой компонент как системообразующий компонент психологической культуры психолога УИС представляет собой единство терминальных и инструментальных ценностей, под влиянием которых возникают (смыслообразование), развиваются (смыслоосознание) и реализуются в практической деятельности (смыслостроительство). Смыслообразование происходит на уровне социальной нормативности в процессе усвоения профессиональных знаний, умений и навыков, нравственно-этических норм, усвоения регламентированных законом способов осуществления деятельности (как должное и необходимое). В определенной мере смыслообразованию способствует освоение психологических знаний, изучение психодиагностических методик, осознание значимости для человека своевременной психологической помощи и поддержки.
Смыслоосознание основано на понимании значимости и принятии на личностном уровне как собственного способа осуществления профессиональной деятельности (долг и ответственность). Смыслообразование происходит за счет рефлексивного расширения смыслозадающего контекста и представляет собой процесс воплощения смысла в значениях и перевод его на уровень функционирования (Д. А. Леонтьев). Этот процесс сопровождается принятием ценности и значимости профессии психолога УИС, а сама профессиональная деятельность психолога принимается на уровне логики жизненной необходимости. Владение методами консультирования, психодиагностики приобретает для будущего психолога смысл и личностную значимость.
Смыслостроительство сопровождается внутренней критической перестройкой смысла, связанной с адекватностью осмысления практической
деятельности, перестройкой прежних смысловых связей. Если предыдущий процесс происходит на уровне жизненной необходимости, то смысло-строительство осуществляется на уровне свободного выбора. Для будущих психологов он связан с процессом включения в профессиональную деятельность во время практики, когда возникает или не возникает внутренняя убежденность в правильности профессионального выбора. На этом уровне перестройки смысловой системы у психолога образуются устойчивые смысловые отношения, смысловые диспозиции, которые свидетельствуют о наличии рабочей мотивации (Э. Деси, Дж. Хакмана, Г. Олдхема).
Рабочая мотивация может обладать значительным мотивирующим потенциалом в том случае, если профессиональная деятельность имеет такие ключевые характеристики: разнообразие умений, благодаря чему она воспринимается гораздо более значимой; идентифицируемость задания, благодаря чему работа от начала до конца осуществляется с видимым результатом; значимость задания, то есть задание имеет существенное влияние на жизнь или работу других людей; автономность -работа предоставляет реальную свободу, независимость и возможность действовать по своему усмотрению в ее планировании и определении способов выполнения; обратная связь - выполнение работы сопровождается получением прямой и ясной информации о ее эффективности.
Перечисленные характеристики деятельности вызывают следующие психологические состояния: 1) переживаемая значимость работы; 2) переживание ответственности за результаты; 3) знание результатов.
Формирование рабочей мотивации может происходить и в процессе получения профессионального образования психологов УИС.
1. Наличие разнообразных знаний и умений определяется характером осваиваемой профессиональной деятельности (владение диагностическими методиками, умение видеть психологическую проблему, формулировать психодиагностическую задачу, подбирать релевантные психологические диагностики, анализировать и интерпретировать результаты и т. д.). Приобретение знаний и умений требует от курсантов определенных способностей, проявления активности, и если таковые проявляются, то деятельность будущего психолога УИС видится осознанной и ценной, что придает смысл всей работе, делает ее значимой.
2. В ходе освоения профессиональных знаний, решения учебных психологических и психодиагностических задач курсант в каждом отдельном случае четко идентифицирует задание, в этом смысл психологического и диагностического сопровождения, это особенность деятельности пси-
холога. В силу этого сама профессия способствует формированию этой характеристики рабочей мотивации.
3. Значимость деятельности психолога, решающего профессиональные задачи на уровне культуры, квалифицированная психологическая помощь заключенным и сотрудникам УИС, несомненно, признается и высоко оценивается всеми, так как целесообразна, обоснованна, соответствует высокому уровню профессионализма, способствует пониманию, личностному взаимодействию, саморазвитию и самосовершенствованию субъектов.
4. В значительной степени от отношения преподавателей к своей деятельности, применения ими смысловых технологий будет зависеть понимание будущими психологами того факта, что возможность и способность действовать по своему усмотрению, автономность и независимость для психолога УИС обеспечивается глубокими знаниями психологии и психодиагностики, владение ими на уровне профессионализма. К такому психологу командиры, сотрудники и заключенные относятся с большим доверием и уважением.
5. В процессе обучения становится совершенно очевидно, насколько своевременная диагностика особенностей личности, профессиональных способностей сотрудника, своевременная и квалифицированная психологическая консультация, осуществленные на уровне профессиональной культуры, создают возможность обратной связи, взаимодействия, общения и, как следствие, повышения их эффективности.
В динамике когнитивного компонента отражается постепенная профессионализация деятельности будущего психолога УИС, знания становятся достоянием личности профессионала. Как утверждал Д. Б. Эльконин, основной характеристикой учебной деятельности является изменение в самом ее субъекте, а, по мнению чешского теоретика процесса и структуры учения Й. Лингарта, в процессе и в результате учебной деятельности происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих действий». Психологическое знание и «смыслозаряженная» диагностическая деятельность определяет динамику когнитивной составляющей профессиональной культуры будущего психолога УИС от действий по образцу до исследовательской деятельности в рамках выполнения выпускной работы.
Учитывая интеллектуальный, исследовательский характер психологического исследования и диагностической деятельности, в формировании профессиональной культуры следует опираться на на структуру мыслительной деятельности: мотив,
план (замысел, программа), исполнение (реализация) и контроль (Ю. Галантер, Дж. Миллер, А. Н. Леонтьев, К. Прибрам и др.). Интеллектуальная деятельность может быть существенно стимулирована в процессе выполнения курсантами исследовательской деятельности на диагностической основе.
В процесс обучения будущих психологов УИС рационально включать создание индивидуальных программ личностного и профессионального самопознания и саморазвития, использование специальных технологий, предусматривающих включение профессиональной культуры в личностный контекст и в профессиональный образ будущих психологов. Этому способствуют смысловые технологии, описанию которых мы посвятим отдельную статью.
Коммуникативный компонент профессиональной культуры можно представить через коммуникативную компетентность, которая формируется в процессе обучения будущих психологов УИС. Большинство психологов характеризуют коммуникативную компетентность как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) (А. А. Бодалев, В. И. Жуков, В. Н. Куницина и др.). По мнению А. А. Бодалева, психолог должен быть способен в общении с клиентом проявлять эм-патию, доброжелательность, аутентичность (умение быть естественным в отношениях), конкретность, инициативность, непосредственность, открытость, принятие чувства, конфронтацию, самопознание. Все эти характеристики как нельзя лучше соответствуют осуществлению взаимодействия на уровне профессиональной культуры. Однако для характеристик коммуникативной составляющей профессиональной культуры психолога УИС к ним необходимо добавить адекватность и строгое соблюдение инструкций, а также способность противостоять чужому волевому воздействию. В коммуникативных умениях психолога должны присутствовать долг и моральная ответственность.
Динамика коммуникативной компетентности в процессе обучения будущих психологов УИС отражается в постепенном приобретении коммуникативных знаний и умений, в развитии коммуникативных способностей. Остановимся на опыте формирования коммуникативной компетентности у будущих психологов.
По результатам изучения коммуникативных умений (тест Л. Михельсона) немного меньше трети курсантов младших курсов демонстрируют компетентность в социальном взаимодействии (31,2 %); столько же - проявляют зависимость в общении; 37,6 % -агрессивны в общении (результаты обследования будущих психологов 2013 г.). Эти курсанты продемон-
стрировали средний уровень развития коммуникативной социальной компетентности (тест КСК) практически по всем факторам, кроме фактора Д - у 60 % курсантов наблюдается преобладающая выраженность фактора «жизнерадостность, беспечность, веселость»; у 53,4 % - преобладающая выраженность фактора Н - «контролирующий себя, умеющий подчинять себя правилам». Общая картина неутешительна. Большинство курсантов на младших курсах испытывают трудности в общении, недостаточно эмоционально устойчивы, изменчивы и часто поддаются чувствам, зависимы от мнения группы. Положительным является то, что они в большинстве своем реалистичны и рациональны, что предпочтительно для будущей профессии, однако невнимательность и слабо развитое логическое мышление, которое продемонстрировали более половины курсантов младших курсов, является недостатком.
Однако ситуация небезнадежна. После специального коммуникативного тренинга картина поменялась в положительную сторону: в процентном соотношении по 25 % курсантов составили группы зависимых и агрессивных, тогда как 50 % - группу компетентных в социальном взаимодействии. Таким образом, в процессе обучения можно и нужно формировать коммуникативную компетентность будущих психологов УИС.
Рефлексивный компонент профессиональной культуры психолога УИС сопровождает процессы смыслообразования и смыслостроительства, то есть на основе рефлексии будущий психолог самостоятельно принимает решение по поводу уровня и качества своей профессиональной деятельности. Развитие рефлексивного компонента в значительной степени определяет динамику, прогресс в формировании профессиональной культуры психолога УИС, а осваиваемая профессиональная деятельность способствует развитию этого компонента, так как психологическая консультационная деятельность, психодиагностическая деятельность имеют рефлексивную природу.
В психологии и педагогике рассматривается категория рефлексивной культуры при характеристике «помогающих профессий» (И. В. Зимняя, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, П. Е. Щедро-вицкий и др.). Рефлексивная культура представляет собой совокупность способов и стратегий, обеспечивающих осознание и преодоление стереотипов личност-ного опыта путем их переосмысления и выдвижения благодаря этому новых путей осуществления профессиональных задач. С. Л. Рубинштейн описывает процесс формирования рефлексии как движение от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопо-
знанию и самооценке. Этот процесс может быть в значительной степени стимулирован специальными технологиями, предполагающими создание программ личностного и профессионального саморазвития на основе самопознания.
Компоненты профессиональной культуры психолога УИС можно представить как взаимодействующие и взаимопроникающие пространства, находящиеся в иерархических отношениях, среди них определяющим, «ядерным» является ценностно-смысловой компонент. Структура личности психолога является «несущей конструкцией», системой координат, где подпространства профессиональной культуры естественным образом соединяются и переплетаются.
Процесс формирования профессиональной культуры начинается с развития познавательной активности, самопознания, самооценки своих способностей, готовности устанавливать личностные и профессиональные контакты, приобретать профессиональные знания, чему способствуют интеллектуально-нравственная позиция, долг и ответственность, а также эмпатия и способность к рефлексивному самоанализу. Это первый горизонтальный (нижний в таблице) ряд характеристик, который может рассматриваться как стартовый уровень профессиональной культуры будущего психолога УИС. Так происходит смыслообразование, принятие ценностей профессиональной культуры.
В процессе реализации специальных смысловых технологий, организации коммуникативных тренингов, использования других современных технологий (например, технология решения психодиагностических задач) происходит смысло-
Сущностные характеристики профессиональной культуры психолога УИС можно описать в динамике как по горизонтали, так и по вертикали. В таблице представлены результаты связей и отношений этих характеристик.
Таблица
осознание, в процессе которого развиваются психологическое мышление, коммуникативные и рефлексивные способности, растет психологическая и психодиагностическая компетентность и рефлексивная культура будущих психологов, приобретаются коммуникативные знания, формируются коммуникативные умения. Будущий психолог принимает как свои этические нормы профессиональной деятельности психолога. Это вторая горизонтальная связка сущностных характеристик профессиональной культуры психолога. В вертикальных характеристиках компонентов профессиональной культуры психолога отражается ее уровневая динамика.
Последняя, верхняя горизонтальная связка и высший уровень развития профессиональной культуры отражает ситуацию свободного выбора, смыслостроительства, выбор профессионального пути на основе ценностей профессиональной культуры. Такая профессиональная деятельность характеризуется наличием в ней исследовательского компонента на психодиагностической основе, компетентного ценностно-смыслового отношения к себе, окружающим, развитых коммуникативных умений, эффективного взаимодействия в профессиональной деятельности, ценностно-смыслового гуманного и морально-ответственного отношения к людям, развитой рефлексивной культуры.
Основные сущностные характеристики структурных компонентов профессиональной культуры психолога УИС
Когнитивный Коммуникативный Ценностно-смысловой Рефлексивный
Исследовательская психологическая деятельность на психодиагностической основе Компетентное ценностно-смысловое отношение к себе, окружающим, направленное на эффективное взаимодействие в профессиональной деятельности Ценностно-смысловые конструкты гуманного и морально-ответственного отношения к людям Развитая рефлексивная культура, направленная на себя, на общение с людьми и на деятельность
Развитое психологическое мышление. Психологическая и психодиагностическая компетентность Коммуникативные знания, коммуникативные умения, коммуникативные способности Рефлексивные способности. Принятие этических норм профессиональной деятельности психолога Рефлексивная культура учителя
Познавательная активность, самопознание, самооценка Общительность, готовность устанавливать личностные и профессиональные контакты Интеллектуально-нравственная позиция, долг и ответственность Эмпатия, способность к рефлексивному самоанализу
OLGA VASILYEVNA EREMKINA,
dsc in pedagogy, associate professor, professor, pedagogics and management in education department (Ryazan state university of S. A. Yesenin), e-mail: [email protected]
THE FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF THE FUTURE PSYCHOLOGISTS OF THE PENAL SYSTEM: THEORETICAL BACKGROUND
Annotation: formation of professional culture of the psychologist of the penitentiary system should start in high school, in the course of his training. We believe that consideration of the theoretical assumptions of formation of professional culture of the future psychologist of the penal system will help to identify the best ways of its formation.
Structural and systemic analysis of the professional culture of the penal psychologist, the disclosure of the essential characteristics of its components makes it possible to establish horizontal links between them. The components of professional culture of the penal psychologist are interacting and interpenetrating spaces in a hierarchical relationship. The decisive among them is the value-semantic component. Changes in one of the substructures entail changes in other substructures in the personality of the psychologist, which is a system of coordinates.
This approach allows you to track and record a complete picture of formation of professional culture of the future penal psychologist. The dynamics of the essential characteristics of the professional culture of the future penal psychologist allows you to track the formation of its leveled characteristics.
Opening the semantic nature of the professional culture of the penal psychologist, characteristic of each of its components and the establishment of links between them create the preconditions for its succesful formation in the learning process. Among the most effective ways we see the use of special semantic technologies, the decision of psychodiagnostic problems by cadets, performing by cadets independent creative work on the creation of programs for personal and professional development. The above mentioned techniques were used successfully and proved effective in the formation of future psychologist's psychodiagnostic culture. For the formation of communicative competence we successfully used in business communication training and heuristic task dialog technology, aimed at the development of communication skills.
Thus, the theoretical analysis of the nature of the professional culture of the psychologist allowed us to identify the preconditions and technological ways of its formation in the course of professional training of future penal psychologists.
Key words: professional culture of the penal system psychologist, formation of professional culture, communicative competence.
© Eremkina O. V., 2015