Научная статья на тему 'Новая технология проведения профориентационной работы'

Новая технология проведения профориентационной работы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ ТРАЕКТОРИЯ / PERSONALITY-ORIENTED TRAJECTORY / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО СФЕРАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / DIFFERENTIATION TO CATEGORICAL GROUPS / DIFFERENTIATION BY SPHERES OF ECONOMIC ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / PROFESSIONAL DIAGNOSIS / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / SOCIAL STATUS / CAREER-ORIENTED WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бейсембаев Гани Бектаевич, Шерьязданова Хорлан Тохтамысовна

Рассматривается новая технология проведения профориентационной работы в Республике Казахстан, отличительной особенностью которой является учет психологических и ментальных факторов, индивидуальный подход к инструментарию личностной психологической диагностики.The article is devoted to the new technology of career-oriented work in the Republic of Kazakhstan, where distinguishing peculiarity was accounting of the psychological and mental factors, individual approach to personalities’ equipment of psychological diagnosis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бейсембаев Гани Бектаевич, Шерьязданова Хорлан Тохтамысовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая технология проведения профориентационной работы»

УДК 159.9.072

Г.Б. Бейсембаев,

Международный образовательный фонд «EDTECH-KZ» (г. Алматы, Республика Казахстан) Х.Т. Шерьязданова,

Казахский государственный женский педагогический университет

Новая технология проведения профориентационной работы

Казахский государственный женский педагогический университет

В стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года выделяются пять ключевых направлений деятельности государства. Приоритетное направление - ускорение диверсификации экономики в результате реализации программы форсированной индустриализации страны и развития инфраструктуры. Продви-

жение в этом направлении предполагает «повышение конкурентоспособности человеческого капитала для достижения устойчивого экономического роста, процветания и социального благополучия казахстанцев»[1].

Человеческий капитал в современных условиях становится главным источником развития страны,

инвестицией в будущее. Поэтому политика системы образования направлена на подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. В этих условиях роль профориента-ционной работы в Казахстане приобретает особую актуальность.

Важность решения проблемы профориентации связана с рядом обстоятельств. Во-первых, качественно и количественно изменился мир профессий. Можно наблюдать, что за счет усложнения видов деятельности увеличилось число профессий, появилась более тонкая дифференциация специальностей. Поэтому для многих молодых людей сделать профессиональный выбор стало сложнее. Во-вторых, усложнились профессиональные задачи и технологические аспекты профессиональной деятельности, поэтому к специалистам предъявляются более высокие требования. В этой ситуации актуализируется проблема профессиональной пригодности человека к той или иной профессии.

Профессиональная пригодность к профессии - психологическая категория, которая характеризуется двумя критериями: успешностью овладения профессией и степенью удовлетворенности человека своим трудом [2]. Пригодность к профессии - это особое сочетание профессионально важных качеств, знаний, умений и навыков, обеспечивающее успешное функционирование

© Бейсембаев Г Б., Шерьязданова Х.Т, 2015

ГАНИ

БЕКТАЕВИЧ

БЕЙСЕМБАЕВ

кандидат психологических наук, генеральный директор Международного центра образования <^ТЕСН-К£>, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования. Сфера научных интересов: социальная психология, профориентационная работа в социальной сфере, психология межличностных отношений, консультирование сотрудников центров занятости. Автор более 30 публикаций

ХОРЛАН

ТОХТАМЫСОВНА

ШЕРЬЯЗДАНОВА

доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой теоретической и практической психологии Казахского государственного женского педагогического университета. Сфера научных интересов: психология, педагогическая и возрастная психология, психология общения. Автор более 150 публикаций

Рассматривается новая технология проведения профориентационной работы в Республике Казахстан, отличительной особенностью которой является учет психологических и ментальных факторов, индивидуальный подход к инструментарию личностной психологической диагностики.

Ключевые слова: профориентация, личностно-ориентационная траектория, дифференциация в категориальные группы, профессиональная диагностика, социальный статус, дифференциация по сферам экономической деятельности.

The article is devoted to the new technology of career-oriented work in the Republic of Kazakhstan, where distinguishing peculiarity was accounting of the psychological and mental factors, individual approach to personalities' equipment of psychological diagnosis.

Key words: career-oriented work, personality-oriented trajectory, differentiation to categorical groups, professional diagnosis, social status, differentiation by spheres of economic activity.

специалиста и достижение высокого результата.

Для определения профессиональной пригодности обычно используют блок валидных и надежных психодиагностических методик, прошедших апробацию в условиях профориентационной деятельности. Среди таких методик можно выделить:

- дифференцированный диагностический опросник Е.А. Климова;

- «Перекресток» - активизирующий опросник Н.С. Пряжникова;

- «Профориентатор» - мультимедийный опросник А.Г. Шмелева [2].

В настоящее время профориентационная диагностика проводится с использованием компьютерного тестирования в центрах занятости населения. Тестирование включает использование современного диагностического комплекса для определения профессиональных склонностей, разработанного под руководством А.Г. Шмелева (методика «Профка-рьера»). Эта технология внедрена в России в специализированных

кабинетах (профконсультирова-ние + компьютерная диагностика). Такой формат позволяет каждому клиенту получить объективную структурированную картину своих индивидуальных особенностей, что позволяет выявить:

- профессиональные интересы (определение того, чем человеку хочется заниматься в профессиональной деятельности. Позволяет ответить на вопросы: в какой организации человеку лучше работать, какая позиция и должность подойдет ему в большей степени);

- профессиональные способности (определение интеллектуальных способностей и возможностей человека, использование их в одних или других видах деятельности. Позволяет понять, на какие стороны интеллекта человеку лучше положиться, а какие имеет смысл активнее развивать);

- профессиональные мотивации (определение основных профессионально важных мотивов и потребностей, которые определяют пути построения карьеры. Позволяет определить, какой тип профессионального и делового

роста позволяет человеку максимально раскрыть свой потенциал);

- стуктуру личности (выявление личностных особенностей и склонностей (характера), являющихся базой успешного и верного профессионального развития. Помогает выяснить, в какой сфере деятельности специалист со своими личностными особенностями будет наиболее успешен и удовлетворен);

- жизненные установки (определение основных ценностей человека, его подходов к решению жизненных задач, способностей и умений человека самостоятельно находить смысл как в профессиональной деятельности, так и в жизни. Помогает осознать, какими жизненными ценностями человек руководствуется, принимая решение о своем профессиональном будущем, и как они могут сказаться в его дальнейшей жизни).

Профориентационная проблематика широко представлена в теоретических и прикладных исследованиях. Однако отличительной чертой нашего подхода является концентрация внимания на выявлении и описании сложившейся социально-трудовой мен-тальности целевых групп людей как основы профессионального выбора и профессиональной мобильности. В этой связи ключевым моментом нашего исследования, проводимого в рамках проекта «Профориентатор», являлась не информационно-про-пагандисткая работа, а всесторонний учет психологических и ментальных факторов, индивидуальный подход к материалам личностной психологической диагностики. Такой подход позволяет реализовать новую технологию профориентационной работы, состоящую из восьми шагов. Следует отметить, что каждый шаг имеет свою специфику, лич-ностно-ориентированную траекторию с дифференциацией участников, помогает определить профессиональные склон-

Таблица

Этапы профориентационной деятельности

Этапы Наименование этапа Содержание этапа

1 Регистрация Цели, задачи регистрации. Порядок регистрации

2 Актуализация Формирование «Досье соискателя»

3 Профессиональная диагностика Компьютерное тестирование. Выявление типа личности, отнесение ее в категориальные группы: А, В, С, й, Е, Б

4 Психологическое консультирование Беседа. Обсуждение. Интерпретация результатов обследования (диагностики), профессионального профиля, личностных и профессиональных характеристик личности

5 Экспертное заключение Профессиональный отбор на основе диагностики. Оценка соответствия индивидуальных качеств с требованиями профессии

6 Тренинг Личностный рост. Обучение навыкам поиска работы

7 Ярмарка вакансий Для организации трудоустройства (совместно с центром занятости). Определение общенациональной базы данных

8 Экскурсии на предприятия Мероприятие для соискателей группы Б, не определившихся с выбором профессии

ности участников (в зависимости от половой принадлежности, возраста, социального статуса, психологических особенностей) и дифференцировать их по сферам экономической деятельности (табл.). Все материалы профори-ентационной работы включаются в индивидуальную электронную базу данных в виде «портфолио» и распределяются по направлениям «Дорожной карты занятости - 2020». Это позволяет отслеживать профессиональную карьеру участников профориентации, осуществлять мониторинг и прогноз трудоустройства специалистов на территории Республики Казахстан.

Как видно из таблицы,первый и второй шаг имеют организационный характер: производится регистрация и формируется портфо-лио (досье) участника профори-ентационной работы. Следующие шаги (3, 4, 5, 6) имеют психологическую направленность. Так, на третьем шаге с помощью профессиональной диагностики определяются личностные характеристики человека.

Этап профессиональной диагностики личности состоит из системы комплексных мероприятий, направленных на выявление основных интересов, способностей и личностных особенностей человека и соотнесение их с определенной профессией, специальностью или группой профессий, что предполагает профессиональное самоопределение (шаг 3).

Цель диагностики заключается в определении профессиональной направленности, выявлении профессионально важных качеств личности. Основные задачи диагностики:

- выявление типа личности;

- определение умения, отношения и желаний человека по отношению к различным предметам;

- определение влияния субъективных факторов на выбор профессии личностью;

- предоставление списка специальностей, к которым личность имеет предрасположенность.

Подобранная нами профессиональная диагностика включает в себя комплексное психологическое тестирование, состоящее из специально разработанных методик, позволяющих выявить два важных феномена:

- психологический тип личности посредством определения профессиональной направленности личности (методика Дж. Гол-ланда), согласно которой в типологии личности различают шесть психологических типов людей: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический;

- дифференциацию (определение) личности по группам А, В, С, D, Е, Б, каждая из которых имеет свою специфическую характеристику:

А - группа определившихся соискателей (прямое трудоустройство);

В - группа соискателей, желающих повысить квалификацию;

С - группа соискателей, желающих переобучиться, получить новую профессию;

й - группа соискателей, которые хотят открыть свое дело, но не знают, как это сделать;

Е - группа соискателей, имеющих возможность и желающих переехать в другой регион Казахстана, если там будет работа по их специальности;

Б - группа риска (люди, страдающие алкоголизмом, психическими заболеваниями; в эту группу также включены лица, не желающие работать, не знающие, чего они хотят на самом деле в жизни).

В рамках проекта на этапе психологического консультирования нами был проведен анализ состава безработных в контексте потребностей рынка труда (шаг 4). Опрос безработных людей в центрах занятости позволил определить их статус, социальное положение, продолжительность нерабочего периода и причины поиска работы. Этот опрос высветил также проблемы социальной адаптации и создания условий для профессиональной мобильности. Анализ показал, что для большинства безработных их специальность, образование, квалификация перестали быть определяющим фактором в выборе

профессии и сферы деятельности. В целом для всех опрошенных безработных наибольший интерес представляет участие в психологических тренингах, нежели диагностика личностных качеств. Больше 76% безработных в двух регионах Казахстана готовы пройти тренинги по вопросам трудоустройства, эффективности поиска работы. Свои неудачи в поиске работы респонденты в большей мере связывают с неумением преподнести себя, чем со своей профессиональной пригодностью (шаг 5). Участники профо-риентационной работы недооценивают эффективность профессиональной диагностики, считают проведение тестирования ненужной тратой времени, так как хорошо знают свои интересы и способности.

В процессе проведения профо-риентационной работы нами были разработаны два тренинга «Обучение навыкам поиска работы» и «Тренинг личностного роста». Эти тренинги, рекомендуемые психологами в центрах занятости, направлены на формирование навыков поиска работы в условиях существующего рынка труда, а также профессиональной мотивации в процессе поиска работы.

Тренинг «Обучение навыкам поиска работы» состоит из трех модулей. Первый модуль направлен на развитие навыков составления резюме, второй модуль - на формирование навыков эффективной самопрезентации, а третий - на подготовку к собеседованию у потенциального работодателя.

Тренинг «Личностного роста», как и тренинг «Обучение навыкам поиска работы», состоит из теоретической (лекционной) и практической части (интерактивные методы, упражнения, деловые и ролевые игры, работа в микрогруппах). Обе части (теоретическая и практическая) направлены на раскрытие внутрених ресурсов, развитие креативности, навыков работы в команде, конструктив-

ных навыков общения, повышение уверенности в себе, принятие себя и других, овладение искусством самопрезентации. В подготовке диагностического инструментария, в проведении диагностики и консультирования, в разработке тренингов принимал участие коллектив преподавателей кафедры теоретической и практической психологии Казахского государственного женского педагогического университета (г. Алматы).

В целом такая форма профо-риентационной работы показала свою эффективность и необходимость ее введения в центрах занятости населения одновременно с введением должности психолога для работы с безработными людьми.

К сожалению, в Республике Казахстан в центрах занятости населения нет должностей психолога-консультанта и психолога-тренера, которые бы оказывали психологическую помощь при трудоустройстве безработным людям. Между тем в настоя-

щее время проблема социального благополучия граждан страны является приоритетной задачей. В этом отношении проект «Проф-ориентатор» высветил новые подходы к подготовке психологов не только для сферы образования, здравоохранения, но и социальной деятельности человека.

Психолого-социологический подход к этой теме позволил получить объективный взгляд на проблему профориентационной работы, высветил психологический портрет безработного человека, его отношение к профессиональной деятельности и ценностные установки, а также представления о способах трудоустройства и видение будущей профессии. Правильно выстроенная проф-ориентационная работа способствует рациональной расстановке кадров, осознанному выбору профессии, повышению активности и профессиональной мобильности на рынке труда. Все это означает необходимость введения программы по системати-

Профориентационная работа в Центре занятости населения

зации профориентационной работы с учетом активного межведомственного взаимодействия.

В заключение статьи суммируем положительные моменты, которые характерны для психологической части проекта по профориентации.

Информирование населения. Обеспечение людей разнообразной достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда, планировании своей карьеры (шаг 1, 2).

Прохождение профориента-ционной диагностики и психологического консультирования. Они помогают выявить профессиональные и личностные качества человека, способности и ориентиры, соотносимые с тем или иным видом деятельности. С помощью инновационных технологий (компьютерной диагностики) максимальная результативность достигается благодаря индивидуальной консультации психолога по результатам тестирования (шаг 3).

Личностное развитие и раскрытие внутренних ресурсов творчества и активности в поиске работы. Посредством тренингов личностного роста, психологически направленных на раскрытие внутренного потенциала, человек получает необходимые психологические знания о себе, самопознании, окружающих людях и явлениях, у него формируются различные знания, умения и навыки, необходимые для овладения той или иной профессией (шаг 5, 6).

Повышение мотивации. В процессе такого научно-практического психологического подхода повышаются внутренние учебные, трудовые и профессиональные мотивации, которые являются побуждающей силой в построении жизненного пути. Посредством тренингов и консультаций, формирующих навыки эффективного поиска работы, составления резюме, самопрезентации и адаптивного поведения на современном рынке труда растет мотивация, являющаяся важной со-

ставляющей в поддержании жизненного тонуса, интереса к жизни и созидательного начала в человеке (шаг 6).

Формирование способности к принятию решения. Посредством интерактивных методов и технологий, применяемых специалистами в психологических тренингах, формируется, раскрывается и повышается способность к принятию решения. Активизация ресурсов поможет сформировать в человеке внутреннюю готовность к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути (шаг 6).

Развитие самоуправления и повышение ответственности. Принятие ответственности за свою жизнь и общество, в котором живет человек, как фактор высокой осознанности и социальной зрелости. Развитие качеств личности, продвигающих человека в профессиональной карьере, умение управлять своим временем, ресурсами и личностным ростом.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы (утв. Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 г № 1118).

2. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология». № 2. М.: Знание, 1983.

3. Климов Е.А. Образмиравразнотипныхпрофессиях. М.: МГУ, 1995.

4. ЛукинаА.К. Методы психодиагностики: метод. пособие. Сер. «Библиотечка профконсультанта». Красноярск, 2005. С. 8-10.

5. Манухина С.Ю. Особенности профессиональных ошибок психолога-профконсультанта // Психологические исследования проблем профессиональной деятельности. М.: ЕАОИ, 2008. С. 74-105.

LITERATURA

1. Gosudarstvennaja programma razvitija obrazovanija Respubliki Kazahstan na 2011-2020 gody (utv. Ukazom Prezidenta Respubliki Kazahstan ot 7 dekabrja 2010 g. №1118).

2. Klimov E.A. Psihologo-pedagogicheskie problemy professional'noi konsul'tacii // Novoe v zhizni, nauke, tehnike. Ser. «Pedagogika i psihologija». № 2. M.: Znanie, 1983.

3. Klimov E.A. Obraz mira v raznotipnyh professijah. M.: MGU, 1995.

4. Lukina A.K. Metody psihodiagnostiki: metod. posobie. Ser «Bibliotechka profkonsul'tanta». Krasnojarsk, 2005. S. 8-10.

5. Manuhina S.Yu. Osobennosti professional'nyh oshibok psihologa-profkonsul'tanta // Psihologicheskie issledovanija problem professional'noi dejatel'nosti. M.: EAOI, 2008. S. 74-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.