Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты работы психолога с буллингом в казахстанской школе'

Социально-психологические аспекты работы психолога с буллингом в казахстанской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
810
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / BULLYING / ШКОЛЬНАЯ СРЕДА / SCHOOL ENVIRONMENT / ЖЕРТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SACRIFICIAL BEHAVIOR / ПОДРОСТОК / TEEN / СТРАХ / FEAR / БЕЗНАКАЗАННОСТЬ / IMPUNITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / PROFESSIONAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерьязданова Хорлан Токтамысовна, Байздрахманова Алия Камидулловна

Рассматриваются проблемы буллинга (насилия) в школьной среде в Республике Казахстан. Отражены статистические показатели этого социально-психологического феномена, типичные проявления и пути предотвращения. Показана необходимость активизации профессиональной деятельности психолога в школе.The article considers the problems of bullying (violence) in schools in the Republic of Kazakhstan. Reflects the statistics of the socio-psychological phenomenon. The article is aimed at updating the professional work of the psychologist in the school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты работы психолога с буллингом в казахстанской школе»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9.07

Х.Т. Шерьязданова, А.К. Байздрахманова,

Казахский государственный женский педагогический университет

Социально-психологические аспекты работы психолога с буллингом в казахстанской школе

Казахстанское общество в настоящее время переживает непростое время. Изменения деятельности финансовых институтов и девальвация национальной валюты привели к тому, что некоторые моральные нормы общества потеряли свою силу и перестали мотивировать поведение людей, а социально-психологические ценности детей и подростков, посещающих образовательные учреждения, деформировались в силу разных причин. К имеющимся трудностям детей добавилась еще новая проблема, связанная с сохранением здоровья; в большинстве учебных заведений в этом учебном году отказались от школьных обедов и ограничили социальную поддержку малоимущих учащихся.

В казахстанских школах участились случаи буллинга (от англ. «Ьы!!у1пд» - насилие, травля, запугивание, третирование). Эта психолого-педагогическая проблема у нас, а также в других странах, мало изучена. Раньше это было просто житейским понятием, но сейчас стало международным социально-психологическим и педагогическим термином, за которым стоит комплекс социальных, психологических и педагогических проблем.

Школьный психолог в нашей стране еще слабо осведомлен о методах работы с буллингом. В вузовской системе подготовки педагога-психолога и психолога отсутствует не только учебная дисциплина, но и раздел по профилактике и предотвращению

Школьный психолог работает с жертвой буллинга

насилия в школе. Частично этот аспект профессиональной подготовки будущего психолога освещается только в таких спецкурсах, как «Девиантология», «Психологическое сопровождение лиц в закрытых учреждениях», «Психология подростка».

Случаи насилия в школе вызывают тревогу не только у педагогических работников и родителей детей, но и у сотрудников Национального центра по правам человека в Республике Казахстан. Данные мониторинга этого ведомства, представленные его руководителем В.А. Калюжным в июле 2015

года, проведенного в средних образовательных учреждениях страны, показали, что 66,3% детей сталкивались с насилием в школе, становились свидетелями, жертвами либо виновниками насилия. При этом 23% опрошенных детей были жертвами физического насилия, 20% - вымогательства, 27% -телесного наказания со стороны учителей [5].

По его словам, эти проблемы побудили омбудсмена обратиться с открытым письмом к министру образования и науки Республики Казахстан. В нем была отмечена необходимость эффективной

© Шерьязданова Х.Т, Байздрахманова А.К., 2015

0ХОРЛАН

ТОКТАМЫСОВНА

ШЕРЬЯЗДАНОВА

доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой теоретической и практической психологии Казахского государственного женского педагогического университета. Сфера научных интересов: педагогическая психология, детская и возрастная психология, психология общения. Автор более 150 публикаций

и слаженной работы всех государственных органов и реализации существующих правовых механизмов. В определенной степени это стимулировало Министерство образования и науки Республики Казахстан ускорить разработку межведомственного плана действий по профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей на 2015/2016 учебный год.

Практически у каждого класса и учителя есть свой какой-то собственный опыт предотвращения буллинга и, вероятно, в отношении того, как выходить из ситуации, когда он получает распространение. В отдельных случаях к разбирательству буллинга привлекаются психологи, администрация школы, родители. Так, наиболее яркие события, связанные с буллингом, были зафиксированы в Южно-Казахстанской области: там педагог с многолетним стажем на глазах всего класса ударила ученика девятого класса. А весной 2015 года парный суицид совершили девочки-подростки в г. Астане. Это отражает жертвенное поведение школьниц в образовательной среде.

АЛИЯ

КАМИДУЛЛОВНА

БАЙЗДРАХМАНОВА

старший преподаватель кафедры теоретической и практической психологии Казахского государственного женского педагогического университета. Сфера научных интересов: психология подростка, насилие в школе, психологическое консультирование, психодиагностика, конфликтология. Автор 34 публикаций

Буллинг как социально-психологическое явление имеет свою «природу», поэтому разница проявления насилия в школах мегаполисов и небольших сельских общеобразовательных учреждениях незначительная.

Существуют следующие определенные признаки, по которым можно распознать буллинг. Это, например, когда:

- кого-то зажимают в углу помещения;

- взрослый подходит к группе детей, они замолкают, разбегаются, резко меняют свое занятие (могут обнять «жертву», чтобы показать, что с ними все в порядке);

- один из учеников не признается другими (находится в изоляции);

- весь класс смеется над одним и тем же учеником;

- прозвища у детей очень обидные;

- один из учеников очень бледный, красный (в пятнах, слезах), напуган, трясется, с признаками насилия на теле/лице;

- младшие школьники боятся зайти в туалет;

- школьники после уроков не расходятся, а кого-то ждут около школы [1].

В современных казахстанских школах чаще всего работает классическая модель буллинга, состоящая из восьми позиций. Например, известный исследователь в области школьного насилия Д. Ол-веус так описывает учащихся, участвующих в буллинге либо наблюдающих за ним в качестве исполнителей ролей [3].

1. Учащийся, над которым издеваются, - это жертва.

2. Издевающиеся учащиеся (буллеры) начинают и лидируют в издевательствах.

3. Последователи или приспешники положительно относятся к издевательствам и принимают активное участие в них, но обычно не являются их инициаторами и не играют при этом лидирующую роль.

4. Наблюдатели-сторонники. Они активно и открыто поддерживают издевательства, например, смехом или привлечением внимания к ситуации, но участие в них не принимают.

5. Наблюдатели - пассивные сторонники. Этим учащимся нравится издеваться, но они в ситуацию не вмешиваются.

6. Безразличные наблюдатели. Они не вовлекаются в процесс издевательства и не занимают определенную позицию. Эти дети, например, думают, что «это не мое дело», «посмотрим, что будет дальше».

7. Пассивные защитники. Эти учащиеся не любят издевательства и считают, что должны помочь ребенку, над которым издеваются, но ничего для этого не делают.

8. Активные защитники. Они не любят издевательства, помогают или стараются помочь учащемуся, над которым издеваются.

Большинство буллеров ничем особенным не выделяются, но при этом все равно убеждены в своей исключительности, дающей им

Рассматриваются проблемы буллинга (насилия) в школьной среде в Республике Казахстан. Отражены статистические показатели этого социально-психологического феномена, типичные проявления и пути предотвращения. Показана необходимость активизации профессиональной деятельности психолога в школе. Ключевые слова: буллинг, школьная среда, жертвенное поведение, подросток, страх, безнаказанность, профессиональная ответственность.

The article considers the problems of bullying (violence) in schools in the Republic of

Kazakhstan. Reflects the statistics of the socio-psychological phenomenon. The article is

aimed at updating the professional work of the psychologist in the school.

Key words: bullying, school environment, sacrificial behavior, teen, fear, impunity, professional

responsibility.

право наказывать других детей, быть агрессивными, систематически травить слабого, устанавливать свои законы. Когда учитель перепоручает наведение порядка в классе активным очаровательным «лидерам», то он может легко попасться на удочку ловких мани-пуляторов-буллеров.

Согласно наблюдениям норвежского ученого и педагога Д. Олвеуса, юноши чаще выступают в роли агрессоров, чем девушки. Хотя девочки демонстрируют значительно меньше агрессии и насилия, но это не означает, что они вообще не замешаны в конфликтных ситуациях. В. Хайтмайер считает, что современные девочки ликвидируют отставание и не всегда ведут себя только корректно и примерно. Девочки иначе втянуты в насильственные действия, чем мальчики: например, как «закулисные силы» или как зрители, выражающие одобрение аплодисментами. Наблюдая за поведением учащихся, можно установить, что преимущественно девочки могут быть подлыми, коварными, хитрыми и вероломными. Они тайно высмеивают одноклассников и отрицательно высказываются о них учителям, издеваются над нелюбимыми мальчиками, называя их слабаками и маменькиными сынками, высказывают пренебрежительные замечания по поводу их внешнего вида и поведения. Если у мальчиков преимущественно доминирует физическая агрессия, то у девочек на первый план выступают косвенная агрессия и негативизм, проявляющиеся в сплетнях, язвительных замечаниях, интригах, пустых разговорах, перешептываниях за спиной, манипулировании кругом друзей и подруг и подстрекательстве, которые иногда провоцируют физическую агрессию со стороны мальчиков. Таким образом, девушки проецируют на юношей неосуществленные потребности во власти. Они заставляют юношей принимать

решительные меры, бороться, испытывая при этом чувство защищенности и безопасности. Ответные действия с их стороны выражаются в поощрении победителя или выражении жалости к побежденному.

Законы буллинга - это законы уголовного мира: власть принадлежит сильным, удел слабых -быть использованными для нужд сильных. Бывает так, что буллер как-то связан с этим миром, считает его приемлемым для жизни школы. Научные данные говорят, что среди буллеров 50% тех, кто в других местах сам является жертвой насилия/буллинга, но 50% -это дети, которых никто не бьет и не притесняет[3].

Потребность в самоутверждении за счет унижения других людей говорит о «сломанной» системе самоценности, нарушении развития эмоциональности, а значит, и личности, т.е. о личностной патологии. Чем раньше буллер столкнется с конфронтацией, тем скорее он опомнится. Конфронтация - это твердая, не агрессивная позиция. Например, «так нельзя, и я не допущу подобного поведения!» - лучший способ остановить развитие неприемлемого поведения.

Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерны следующие признаки:

- они притворяются больными, чтобы не ходить в школу;

- они боятся одни идти в школу, а также домой, просят проводить их на уроки, опаздывают;

- у них меняются поведение и темперамент;

- у них проявляются явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;

- они часто просят денег, воруют;

- у них снижается качество учебы, пропадает интерес к любимым занятиям;

- у них постоянные ссадины, синяки и другие травмы;

- они молчаливы, не хотят разговаривать;

- у них явные суицидальные намерения и, как следствие, - попытка суицида/суицид [4].

Педагоги школ также могут способствовать возникновению буллинга,если они:

- игнорируют происходящие процессы в школе;

- делегируют власть буллинго-вым структурам;

- не оказывают прямую помощь жертве;

- не умеют разглядеть происходящее (у них неразвитое восприятие);

- халатно относятся к учащимся, инертны;

- задают пример для подражания, позволяя себе грубые выражения, выделяют одного из учеников и начинают придираться к нему;

- вольно или невольно создают неблагоприятную атмосферу в классе;

- допускают плохие отношения между учителем и учениками;

- дают слишком большую учебную нагрузку учащимся (завышенные требования к учебным достижениям).

На сегодняшний день не существует единой общепринятой стратегии по профилактике такой жестокости, но тем не менее существуют определенные методики, дающие положительные результаты.

Наиболее эффективная программа такого рода была создана еще более двадцати лет назад. Она основывается на четырех основных положениях, которые должны учитываться в школьной и домашней среде. Приведем их.

Во-первых, взрослые должны относиться к подросткам тепло, проявлять к ним положительный интерес и показывают настоящую увлеченность ими.

Во-вторых, в школе и дома должны соблюдаться твердые

рамки и ограничения неприемлемого поведения.

В-третьих, важную роль играет последовательное применение нефизических акций некарательного типа, которые являются ответом на неприемлемое поведение или нарушение правил.

В-четвертых, у ребенка в близком окружении должны быть люди, которые обладают авторитетом и представляют собой пример для подражания [2].

Как же должны реагировать родители детей, подвергающихся буллингу?

Они должны замечать возможные тревожные сигналы: ребенок расстроен после школы (или даже готов заплакать), у него отмечаются проблемы с желудком, головные боли по утрам, он плохо спит. Эти симптомы могут свидетельствовать не только о наличии у него школьных страхов (перед плохими отметками и другими неудачами), но и о том, что ребенок стал объектом буллинга.

Если родители заметили тревожные сигналы, они должны дать

Буллинг в школе

понять ребенку, что у них всегда есть время, чтобы поговорить с ним. В разговоре необходимо уделить ребенку все свое внимание, быть открытым, но в тоже время никогда не принуждать ребенка к разговору.

Если ребенок изъявил желание поговорить с родителями, то им необходимо вести себя спокойно, сосредоточенно, не проявлять никакого раздражения или возбуждения (родитель должен быть сильным, а раздражение и нервозность - это признаки слабости). Нужно показать ребенку, что вы его понимаете, утешить его, но не надо стараться выглядеть всезнайкой и поучать ребенка, так как это еще больше подорвет его пошатнувшиеся самооценку и доверие к себе.

Если родитель узнал о бул-линге от ребенка, то необходимо действовать незамедлительно: в присутствии ребенка позвонить учителю (поговорить с ним или договориться о встрече).

В разговоре с учителем нужно вести себя спокойно и благо-

разумно (воздерживаться от бурных эмоций), но необходимо дать ему недвусмысленно понять, что как родитель вы чувствуете ответственность за то, чтобы с подобного рода насилием над вашим ребенком было покончено.

Разговор с руководством школы также обязателен и должен быть проведен в таком же духе. Затем необходимо принять решение о том, следует ли ребенку на следующий день посещать школу.

Задача родителей состоит в том, чтобы дать понять ребенку, что такого рода насилие не имеет шансов на продолжение. Чувствуя родительскую защиту, дети с удовольствием снова переключают внимание на другие темы. Снова пробуждаются самоисцеляющие силы, которые есть в каждом ребенке.

Н аси ли ю в школе необходи мо противопоставить комплекс специальных мероприятий. Помешать волне насилия захлестнуть школу можно только совокупными усилиями всего преподавательского коллектива [4].

Заявленная позиция преподавателей имеет важнейшее значение в психологическом отношении. Педагогические установки становятся противовесом установкам самих детей. Они помогают им мобилизовать собственные силы. Не желая рабски копировать представления педагогов, дети обретают свою позицию в стремлении отстоять независимость в борьбе с авторитетом взрослых. Помощь в этом случае сводится к мерам, способствующим разработке детьми собственных ритуалов по преодолению и ограничению агрессии [4].

Как психолог в школе может помочь жертве буллинга?

Жертве буллинга можно помочь, если:

- научить ее, глядя в зеркало, спокойно и уверенно говорить «нет» или «оставь меня в покое». Таким образом, буллер, ищущий в

жертве признаки слабости, получает решительный отпор;

- помочь ей научиться ходить держа себя прямо, излучая уверенность, вместо того чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь;

- использовать юмор: очень трудно притеснять человека, который не хочет принимать эти издевательства всерьез;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- рекомендовать по возможности находиться в группе других ребят;

- уверить, что ребенок как жертва буллинга не виноват в нем;

- дать понять ребенку, ставшему жертвой буллинга, что его любят. Очень часто такие дети не верят, что они способны кому-то нравиться;

- помочь ребенку избавиться от плохих привычек, способствовавших буллингу (например, привычке ковыряться в носу, ябедничать, скидывать с парты вещи других детей и др.).

Следующая мера, положительно зарекомендовавшая себя

в случаях возникновения актов насилия в школе, заключается в предании этих инцидентов гласности. О случившемся должны быть проинформированы как учителя, так и ученики. Школа должна знать все подробности инцидента и сопутствующие обстоятельства, а также имена участников. Насильники тоже понимают, что в результате своих поступков они могут быть изолированы от коллектива, что определенные акты насилия нетерпимы. Предание гласности имен виновников и всестороннее освещение инцидентов помогают детям почувствовать, где по понятиям педагогов и родителей пролегает граница дозволенного [1].

В казахстанских учебных заведениях не хватает школьных психологов. Таков был главный итог республиканской научно-практической конференции на тему «Актуальные вопросы модернизации психологических служб в организации образования в Республике Казахстан» [5].

Для того чтобы современный психолог мог работать с явлениями буллинга, необходима качественная подготовка в стенах вуза. Так как одним из критериев эффективности обучения в вузе является общая и профессиональная компетентность. В связи с этим мы предлагаем ввести в вузе для будущих психологов такие спецкурсы, как «Диагностика буллинга», «Виктимиология», «Психологическое сопровождение подростков "группы риска", «Психопрофилактика стресса у подростков» и др. [6].

Расширение профессионального самосознания психолога, формирование его способности смотреть на любой процесс со стороны и готовности к изменениям и инновациям, направленным на преодоление проблем образовательного процесса, может быть обеспечено тренингами социальных умений и практикумами педагогических действий, ориентированных на профилактику насилия в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Н.C. Насилие и психическое здоровье детей // Семья в России. 2006. № 2. С. 73-80.

2. Баева И.А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2002. Т 2. № 3. С. 16-23.

3. БыковскаяЕ.Ф. Педагогическое насилие: теория и практика // Философия образования. 2006. № 1. С. 221-229.

4. Волкова E.H. Система защиты детей и подростков от на-

силия и жестокого обращения // Социальная педагогика. 2007. № 4. С. 77-79.

5. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020-е годы. URL: http://www. akorda.kz/en/category/gos_programmi_razvitiya (дата обращения: 20.04.2014).

6. Дусманбетов Г.А., Шерьязданова Х.Т. Психология деструктивных факторов процесса социализации старших подростков. Алматы, 2003.

LITERATURA_

1. Alekseeva N.C. Nasilie i psihicheskoe zdorov'e detej // Sem'ja v Rossii. 2006. № 2. S. 73-80.

2. Baeva I.A. Psihologicheskaja harakteristika obrazovatel'noj sredy: diagnostika i ocenka // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.I. Gercena. 2002. T. 2. № 3. S. 16-23.

3. BykovskajаE.F. Pedagogicheskoe nasilie: teorija i praktika // Filosofija obrazovanija. 2006. № 1. S. 221-229.

4. Volkova E.H. Sistema zashhity detej i podrostkov ot nasilija i

zhestokogo obrashhenija // Social'naja pedagogika. 2007. № 4. S. 77-79.

5. Gosudarstvennaja programma razvitija obrazovanija Respubliki Kazahstan na 2011-2020-e gody. URL: http:// www.akorda.kz/en/category/gos_programmi_razvitiya (data obrashhenija: 20.04.2014).

6. Dusmanbetov G.A., Sher^zdanova H.T. Psihologija destruktivnyh faktorov processa socializacii starshih podrostkov. Almaty, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.