УДК: 159.922.6:37.015.3
Лященко К. В.
Студентка 61 -ЕСП группы Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
г. Евпатория
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА
В статье рассматривается понятие «буллинг», «школьный буллинг». Раскрываются особенности работы социального педагога по профилактике школьного буллинга. Акцентируется внимание на правилах составления и эффективности профилактических мероприятий социального педагога по предотвращению и предупреждению школьного буллинга.
Ключевые слова: Буллинг, школьный буллинг, кибербуллинг, профилактика.
В настоящее время исследуется проблема насилия и агрессии. Более актуальной стала проблема насилия среди детей и подростков. На сегодняшний день буллинг происходит не только в кругу семьи, его проявления зафиксированы в большинстве социальных институтах общества, в том числе, и в сфере образования, и все чаще обращает внимание социального педагога.
Впервые данный термин ввел английский журналист Эндрю Адамс в начале девяностых годов XX века. В то же время появилось и понятие «буллинг в школе». Во многих странах для обозначения подобного явления чаще употребляется слово «моббинг» (групповое явление, агрессия одной команды против другой или против одного лица). Сам по себе факт разграничения определений подчеркивает масштабность данного явления, за которым стоит целый комплекс социальных, психологических и педагогических проблем. Отягощает проблему буллинга и тот факт, что нападению, чаще всего, подвергаются и без того наиболее уязвимые категории населения: дети, подростки, женщины, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями. Жертвы буллинга быстро теряют интерес к жизни и перестают общаться, «замыкаются» в себе [1].
Разновидностью насилия является буллинг. Буллинг рассматривается от узкого — видеосъемка драки до масштабного — насилие вообще. Буллинг — это использование преимуществ в силе, чтобы причинить физический, эмоциональный или интеллектуальный вред, это сознательное, продолжительное насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя [7].
Буллинг — это травля и третирование, с последующим запугиванием личности и появлением возможности ее полного подчинения себе и своим интересам. Проявление агрессии испытывают на себе люди более слабые, неспособные за себя постоять и дать вовремя отпор. Жертвой этого явления может стать как ребенок, так и взрослый. Причиной такого поведения является возможность самоутвердиться за счет кого-то и таким образом буллер заслуживает себе всеобщий авторитет. Буллинг как является запугиванием, физическим или психологическим террором, направленным на то, чтобы вызвать страх и тем самым подчинить себе.
Самым распространенным и актуальным на сегодняшний день является кибербуллинг — это термин, относящийся к множеству форм преследования с использованием цифровых технологий, унижение с помощью мобильных телефонов, интернета, иных электронных устройств. Проблема заключается в том, что кибербуллинг практикуется в цифровом пространстве, где нет ни одного взрослого, на которого можно было бы возложить ответственность. Во многих случаях жертва знает обидчика, но кибербуллером может
оказаться и совершенно посторонний человек. Кибербуллинг может появляться везде в режиме online посредством социальных сетей, видео, фото файлообменников, блогов, электронной почты и систем мгновенных сообщений [2].
В современных условиях актуальной и необходимой становится деятельность по профилактике школьного буллинга. Школьный буллинг — это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, школе. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство тем, что школа — это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных эмоций. В школе складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой». Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве школы, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой.
Буллинг в школе проявляется через различные формы физических или психических унижений, переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей — это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших; для других — порча их личных вещей, заталкивание под парту, вымогательство; для третьих — откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства [6].
Типичные булли не страдают пониженным самоуважением, низкой самооценкой и достаточно уверены в себе. Они в большей вероятности, чем другие агрессивны, воруют и портят имущество, имеют плохие отметки, ведут асоциальный образ жизни, создают негативную атмосферу в школе.
Буллеры применяют силу сознательно, оставаясь эмоционально спокойными и равнодушными при этом они часто не встречают сопротивления, поскольку дети, которые чаще других подвергаются буллингу, отличаются социальной отрешенностью, низкой самооценкой, склонностью уклоняться от конфликтов, либо, напротив, повышенной агрессивностью. В будущем они долгое время могут быть подвержены воздействию таких факторов, как депрессия, низкая самооценка и академическая успеваемость, проблемы со здоровьем, мысли о суициде.
Типичные жертвы буллинга также обладают своими особенностями: они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы; часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение; склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве; часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками; если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников.
Школа является важнейшим звеном в системе государственных институтов по предупреждению и профилактике негативных явлений среди учащихся. Особая роль в этой работе принадлежит социальному педагогу [3].
Именно работа по предупреждению негативных явлений среди несовершеннолетних становится приоритетной в деятельности социального педагога.
Профилактическая программа социального педагога по предотвращению школьного буллинга в школе должны соответствовать ряду правил: просветительские программы необходимо осуществлять на протяжении всего периода обучения ребенка в учреждении образования; в ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация об агрессивном поведении, его влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие; о насилии и видах насилия, предоставляемая информация должна быть четкой и давать знания о дальнейших последствиях негативных явлений для общества; следует делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и информировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию способствующему появлению негативных явлений в моменты стресса, жизненных неудач, изоляции.
Оформляются рабочие панели холлов, проводятся конкурсы рисунков, плакатов на заданную тематику, тематические мероприятия с участием родителей и самих учащихся, беседы, лекции, опросники, психологический тренинг, ролевые игры, дискуссии, привлекаются сотрудники прокуратуры, психиатры-наркологи, врачи-специалисты, психологи, специально подготовленные к работе с данным возрастным контингентом учащихся.
В практику школьной жизни необходимо вводить новые педагогические технологии, такие, как деловые и ролевые игры, психологические тренинги. Любая совместная деятельность школьников и взрослых (при правильной, разумеется, организации) способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений.
В качестве профилактики буллинга в учреждениях образования необходимо организовывать и проводить: общешкольные мероприятия типа «Минута славы», «Фабрика звезд» и другие, в которых дети могли бы себя проявлять и получать эмоциональное подкрепление; «Доска почета» или «Наши достижения». В каждом классе организуется доска, на которой размещается информация о подростке (фотографии, его творчество, его мечты, его обведенная рука, его пожелания одноклассникам, описание его предпочтений, его достижения и планы на будущее). Информация должна носить эмоционально положительный характер. Там может быть отведено место для отзывов одноклассников и учителей; организация «Наши достижения», когда каждый учащийся включается в какую-то интересную и богатую положительным опытом деятельность, а затем в классе (школе) организуется выставка его достижений. Данные мероприятия позволяют подростку почувствовать себя интересным, значимым, достойным, любимым. Это все способствует укреплению эмоционального ресурса и препятствует появлению такого фактора, как насилия среди детей.
Осуществление социальным педагогом комплекса профилактических мероприятий, которые направлены на предупреждение возникновения буллинга в учреждении образования, патологий в обществе, их последствий (противоправное, адиктивное, дивиантное, суицидальное поведение, безнадзорность детей, насилие) называется превентивной социально-педагогической работой. При этом на превентивном уровне профилактика обеспечит предупреждение возникновения разных отклонений — морального, физического, психологического и социального аспекта.
Целью профилактики буллинга есть не только предупреждение проблем возникновения данного явления, но и создание условий для полноценного функционирования общества и жизнедеятельности отдельных лиц. Профилактика буллинга (деятельность по его предупреждению или удержанию на социально приемлемом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих его причин) поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него «агрессоров» и «жертв» [7].
С целью повышения эффективности работы по предупреждению ситуации буллинга в образовательном учреждении, следует планировать и осуществлять работу, учитывая следующие принципы:
1. Принцип взаимодействия. Для осуществления эффективной помощи работа строится на совместном планировании и взаимодействии специалистов образовательного учреждения.
2. Принцип предупреждения. Работа специалистов строится как предупреждение возникновения ситуации буллинга в образовательном учреждении.
3. Принцип системности. Предполагает последовательную, систематическую работу по сбору информации, разработки индивидуальных программ сопровождения каждого учащегося и отслеживание динамики развития.
4. Принцип лонгитюдности. Необходимым условием является изучение динамики, и оценка эффективности проведенной работы [4].
Буллинг может наблюдаться в любом классе, поэтому важно сохранять бдительность, наблюдать за происходящим и при необходимости уметь действовать. Практически у каждого класса и у каждого учителя есть свой собственный опыт в отношении буллинга и, вероятно, также в отношении того, как выходить из такой ситуации. В отдельных случаях буллинга привлекаются психологи, администрация школы, родители.
Имеются обязательные правила профилактики буллинга для всех взрослых, работающих в школе: не игнорировать, не преуменьшать значение; занять позицию, если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять четкую и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении буллинга, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации; разговор с буллером; разговор с жертвой буллинга, который призван, прежде всего, поддержать его, устранить чувство страха и угрозы; проинформировать педагогический коллектив, пригласить родителей для беседы.
Социальный педагог в учреждении образования может помочь жертве буллинга, если:
1. Жертва буллинга способна сказать «нет». Таким образом, буллер, ищущий в жертве признаки слабости, получает решительный отпор.
2. Помочь учащемуся научиться ходить, держа себя уверенно, вместо того чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь.
3. Рекомендовать по возможности находиться в группе других ребят, но не поодиночке.
4. Уверить, что ребенок, который стал жертвой буллинга, не виноват в нем.
5. Дать понять ребенку, который стал жертвой буллинга, что его любят. Очень часто такие дети не верят, что они способны кому-то нравиться.
6. Помогая избавляться от плохих привычек ребенку, способствовавших буллингу (привычке ябедничать, скидывать с парты вещи других детей).
7. Поддерживать их сильные стороны, опираясь на положительное. Можно дать такому ученику какое-то поручение в классе, с которым бы он хорошо справлялся, чтобы повысить его уважение к себе и признание со стороны других ребят.
Можно выделить рекомендации учителям, администрациям школ:
1. Необходимо начать с приемлемого для образовательного учреждения определения буллинга. Понятие буллинг не аналогично таким понятиям, как агрессия или насилие. Это не ссоры и драки, в которых участвуют школьники, обладающие одинаковым авторитетом. Буллинг не бывает справедливым, так как «сильный» получает «удовольствие» от нанесенного ущерба (материального и морального) «слабому».
2. Установить формы буллинга, которые имеют место в школе. Можно вести дневник наблюдений за поведением членов школьного сообщества, которые, склонны к проявлению физического или психологического насилия. Включить в него можно также учителей и родителей. Прежде всего, необходимо понять, где находится «силовой» дисбаланс.
3. Узнать, какими способами поддерживают свой авторитет учителя, административные работники, ученики школы. Многое можно почерпнуть из ежедневных наблюдений за отношениями учеников (не только в классе, но и на школьной спортивной площадке), школьного персонала, учителями и родителями [3].
Можно выделить рекомендации родителям:
1. Родителям нужно учить ребенка правильно реагировать на агрессию. Необходимо формировать разные полезные для «выживания» в конфликте навыки (умение игнорировать мелкие провокации, умение правильно реагировать на критику).
2. Повышать самооценку подростка, уверенность в себе.
3. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
Полезно также составить и использовать короткие анкеты, на вопросы которых смогли бы анонимно ответить все члены школьного коллектива, включая родителей. Это
поможет оценить ситуацию и определить, какие меры необходимо предпринять. Они также дают возможность оценить масштаб буллинга и проанализировать его причины. Можно определить, какие меры нужно предпринять, чтобы дети чувствовали себя защищенными в школе. Анализ анкет поможет понять, где, в каких местах школьники сталкиваются с буллингом и как они реагируют на него, кто из них заинтересован, нуждается в помощи, кто заинтересован, а кто нет в борьбе с этим явлением, можно узнать реакцию школьного персонала и родителей на буллинг, и, более того, какие дополнительные внешние силы, на их взгляд, следует привлечь для решения проблемы.
Буллинг — явление не «криминальное», но, тем не менее, его проявления, если не будут своевременно пресечены, становятся все более опасными. Реакция школьного коллектива на случаи буллинга — важный аспект в решении этой проблемы. Работа с виновными может быть разнообразной. Иногда с ними устанавливают контакты и беседуют индивидуально — без угроз. Но зачастую используется такой подход: социальный педагог, взаимодействуя с жертвами, приглашают виновных принять участие в решение ситуации. Этот подход достаточно эффективен — особенно если ребенок проявляет постоянную склонность к насилию [8].
Таким образом буллинг является особым видом насилия, который в результате приводит к разочарованию, деморализации, демотивации, недовольству и отчуждению, это агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива или его части. Буллинг может осуществляться и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. Издевательства, побои, оскорбления совмещаются с системой образования, что приводит к возникновению школьного буллинга, где у детей падает самооценка, возникает низкий статус в группе, появляются проблемы в учебе и поведении. У таких детей высок риск возникновения и развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Школьный буллинг способствует отчуждению и полной изоляции, дети получают психологическую травму, что приводит к тяжелым последствиям, которые иногда продолжаются всю жизнь у пострадавшего.
Литература
1. Богачева О. В. Поговорим о психическом насилии / О. В. Богачева — 2007: Сборник статей. — М. : 2007. — 22 с.
2. Блайа К. Н. Кибербуллинг и школа / К. Н. Блайа — М. : Логос, 2004. — 384 с.
3. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? / И. С. Кон // Семья и школа М.: Политиздат — № 2 — 2006. — 15-18 с.
4. Мухаркина А. К. Психологические закономерности и проявление буллинга в детском возрасте — Томск. : Изд-во Том.ун-та, 2004. — 147 с.
5. Максимова Н. Ю. Школьный буллинг. Рекомендации учителям, психологам, администрациям школ. Н. Ю. Максимова // Педагогика. — 2014. — № 4. — 34-39 с.
6. Мещенина Т. А. Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними. Т. А. Мещенина — Москва. : Норма, 2014 — 94 с.
7. Ожиева Е. Н. Буллинг как разновидность насилия / Е. Н. Ожиева — К.: Рута, 2001. — 320 с.
8. Шевцов З. С. Буллинг и современность / З. С. Шевцов — К.: Рута, 2001. — 320 с.