Список использованных источников
1. Блеер, А. Н. Особенности личностных характеристик, сопряженных с возможностью возникновения травм у юных спортсменов / А. Н. Блеер, Л. Л. Головина, Ю. А. Копылов // Спортивный психолог. - 2009. - №1 (16). - С. 36-40.
2. Сопов, В. Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте: метод. пособие / В. Ф. Сопов. - М., 2010. - 116 с.
3. Хекалов, Е. М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция: учеб. пособие / Е. М. Хекалов. - 2-е изд. - М.: Советский спорт, 2003. - 64 с.
4. Куликов, Л. В. Психические состояния / Л. В. Куликов. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.
5. Собчик, Л. Н. Метод цветовых выборов - модификация восьмицветового теста Люшера / Л. Н. Собчик. - СПб.: Речь, 2010. - 132 с.
6. Руненко, С. Д. Исследование и оценка функционального состояния спортсменов: учеб. пособие для студентов лечебных и педиатрических факультетов медицинских вузов / С. Д. Руненко, Е. А. Таламбум, Е. Е. Ачкасов. - М.: Профиль-2С, 2010. - 72 с.
7. Карольчик-Бернацка, Б. Влияние переживаний, тревоги и стресса на соревновательную успешность спортсменов / Б. Карольчик-Бернацка // Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия/сост. и общ. ред. И. П. Волкова, Н. С. Цикуновой. - М.: Советский спорт, 2005. - С. 63-70.
8. Сопов, В. Ф. Особенности психических состояний в актуальных отрезках спортивной деятельности: «актуализация и реализация потребности в достижении» / В. Ф. Сопов // Спортивный психолог. - 2009. - №1 (16). - С. 28-35.
20.05.2016
УДК 796.92
МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ 14-20 ЛЕТ
И. В. Листопад, канд. пед. наук, профессор,
Республиканский научно-практический центр спорта,
Белорусский государственный университет физической культуры
Аннотация
Статья посвящена исследованию уровня специальной скоростно-силовой подготовленности лыжниц-гонщиц 14-20 лет. На основании анализа научно-методической литературы выявлены наиболее информативные тесты, которые можно применять для контроля уровня специальной скоростно-силовой подготовленности. После проведенных исследований разработаны оценочные шкалы.
MODEL-BASED CHARACTERISTICS OF SPECIAL VELOCITY AND STRENGTH READINESS OF RACING SKIERS OF THE AGE OF 14-20
Annotation
The article is dedicated to the research study of the level of special velocity and strength readiness of racing skiers of the age of 14-20. On the grounds of the analysis of the scientific-methodical literature were revealed the most informative tests which could be applied to control of the level of special velocity and strength readiness. After the research are evolved the rating scales.
Введение
В современных условиях без высокого уровня специальной скоростно-силовой подготовленности добиться высоких спортивно-технических результатов в лыжном спринте представляется весьма трудной задачей, так как от уровня специальной скоростно-силовой подготовленности в значительной степени зависит скорость передвижения лыжниц-гонщиц.
В ходе многолетней подготовки лыжниц, специализирующихся на спринтерских дистанциях, необходимо иметь информацию об уровне специальной скоростно-силовой подготовленности на всех этапах овладения спортивно-техническим мастерством, от новичка до МСМК.
С целью индивидуализации тренировочного процесса необходимо правильно определять уровень специальной скоростно-силовой подготовленности спортсменов.
Цель исследований заключалась в создании модельных характеристик специальной скоростно-силовой подготовленности, использование которых позволит более эффективно управлять тренировочным процессом в годичном цикле подготовки и достичь необходимого уровня специальной скоростно-силовой подготовленности к ответственным соревнованиям.
Задачи исследования:
1. Выявить на основании анализа научно-методической литературы наиболее информативные тесты для определения уровня специальной скоростно-силовой подготовленности.
2. На основании обработки результатов проведенных исследований разработать модельные характеристики специальной скоростно-силовой подготовленности лыжниц-гонщиц разного возраста.
Организация исследований
В исследованиях приняли участие 85 лыжниц-гонщиц 14-20 лет.
Исследования по определению уровня специальной скоростно-силовой подготовленности лыжниц-гонщиц 14-20 лет проводились в соревновательном периоде в феврале 2014 г.
Для определения уровня специальной скоростно-силовой подготовленности использовались следующие тесты:
- передвижение на лыжах одновременным одношажным коньковым ходом по равнине на отрезке дистанции длиной 100 м с максимальной интенсивностью;
- передвижение на лыжах одновременным одношажным коньковым ходом без палок с одновременным махом рук по равнине на отрезке дистанции длиной 100 м с максимальной интенсивностью;
- передвижение на лыжах одновременным бесшажным ходом по равнине на отрезке дистанции длиной 100 м с максимальной интенсивностью;
- передвижение на лыжах попеременным двухшажным классическим ходом по равнине на отрезке дистанции длиной 100 м с максимальной интенсивностью;
- передвижение на лыжах попеременным двухшажным классическим ходом без палок по равнине на отрезке дистанции длиной 100 м с максимальной интенсивностью;
- передвижение попеременным бесшажным ходом по равнине на отрезке дистанции длиной 100 м с максимальной интенсивностью) [1-8].
Результаты исследования и их обсуждение
На основании индивидуальных показателей специальной скоростно-силовой подготовленности спортсменок, полученных в результате проведенных исследований, были разработаны среднегрупповые характеристики этих показателей (таблица 1)
Таблица 1 - Среднегрупповые значения показателей специальной скоростно-силовой подготовленности лыжниц-гонщиц 14-20 лет
Тесты (время измерения в с) Среднегрупповые значения времени выполнения теста лыжницами 14-20 лет
14 15 16 17 18 19 20
Передвижение на лыжах одновременным одношажным коньковым ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью 15,59 15,48 14,95 14,71 14,51 14,40 14,20
Среднегрупповые значения времени выполнения
Тесты (время измерения в с) теста лыжницами 14-20 лет
14 15 16 17 18 19 20
Передвижение на лыжах одновременным
одношажным коньковым ходом без палок с одновременным махом рук по равнине 18,41 17,68 17,60 17,13 17,00 16,82 16,54
100 м с максимальной интенсивностью
Передвижение на лыжах одновременным бесшажным ходом по равнине 100 м 17,56 16,86 16,47 16,34 16,11 15,89 15,59
с максимальной интенсивностью
Передвижение на лыжах попеременным
двухшажным классическим ходом по рав- 20,02 19,38 18,76 18,29 18,12 17,96 17,49
нине 100 м с максимальной интенсивностью
Передвижение на лыжах попеременным
двухшажным классическим ходом без палок по равнине 100 м с максимальной 24,19 23,29 22,37 21,86 21,71 21,51 21,30
интенсивностью
Передвижение на лыжах попеременным бесшажным ходом по равнине 100 м 21,30 20,62 20,43 20,33 20,21 20,14 19,86
с максимальной интенсивностью
По каждому из тестовых упражнений на основании индивидуальных данных, полученных в результате тестирования специальной скоростно-силовой подготовленности лыжниц-гонщиц и среднегрупповых показателей, по пятибалльной шкале рассчитаны нормативы (оценочные шкалы).
Разработанные по каждому из тестовых упражнений оценочные шкалы включают нормативы: высокий (1), выше среднего (2), средний (3), ниже среднего (4) и низкий (5). Использование оценочных шкал позволит осуществлять отбор более перспективных лыжниц-гонщиц, имеющих предрасположенность к работе на спринтерских дистанциях и эффективно управлять процессом при развитии специальных скоростно-силовых качеств.
Оценочные шкалы специальных физических качеств лыжниц-гонщиц представлены в таблицах 2-8.
Таблица 2 - Оценочные шкалы специальной скоростно-силовой подготовленности лыжниц-гонщиц 14 лет
Тест Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
Передвижение на лыжах одно-
временным одношажным коньковым ходом по равнине 100 м <14,73 14,73-15,24 15,25-15,94 15,95-16,45 >16,45
с максимальной интенсивностью, с
Передвижение на лыжах одно-
временным одношажным конь-
ковым ходом без палок с одновременным махом рук по <17,02 17,02-17,84 17,85-18,97 18,98-19,79 >19,79
равнине 100 м с максимальной
интенсивностью, с
Передвижение на лыжах одно-
временным бесшажным ходом по равнине 100 м с максималь- <16,39 16,39-17,15 17,16-18,2 18,21-18,96 >18,96
ной интенсивностью, с
Передвижение на лыжах попе-
ременным двухшажным классическим ходом по равнине <18,34 18,34-19,33 19,34-20,69 20,7-21,69 >21,69
100 м с максимальной интен-
сивностью, с
Тест Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
Передвижение на лыжах попеременным двухшажным классическим ходом без палок по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <20,29 20,29-23,19 23,2-27,17 27,18-30,08 >30,08
Передвижение на лыжах попеременным бесшажным ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <19,64 19,64-20,62 20,63-21,97 21,98-22,95 >22,95
Таблица 3 - Оценочные шкалы специальной скоростно-силовой подготовленности лыжниц-гонщиц 15 лет
Тест Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
Передвижение на лыжах одновременным одношажным коньковым ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <14,35 14,35-15,02 15,03-15,94 15,95-16,61 >16,61
Передвижение на лыжах одновременным одношажным коньковым ходом без палок с одновременным махом рук по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <16,34 16,34-17,13 17,14-18,22 18,23-19 >19
Передвижение на лыжах одновременным бесшажным ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <15,34 15,34-16,24 16,25-17,48 17,49-18,38 >18,38
Передвижение на лыжах попеременным двухшажным классическим ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <18,22 18,22-18,9 18,91-19,83 19,84-20,5 >20,5
Передвижение на лыжах попеременным двухшажным классическим ходом без палок по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <21,12 21,12-22,4 22,41-24,15 24,16-25,43 >25,43
Передвижение на лыжах попеременным бесшажным ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <18,82 18,82-19,88 19,89-21,34 21,35-22,4 >22,4
Таблица 4 - Оценочные шкалы специальной скоростно-силовой подготовленности лыжниц-гонщиц 16 лет
Тест Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
Передвижение на лыжах одновременным одношажным коньковым ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <13,96 13,96-14,54 14,55-15,35 15,36-15,93 >15,93
Передвижение на лыжах одновременным одношажным конь-ковым ходом без палок с одновременным махом рук по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <16,28 16,28-17,06 17,07-18,13 18,14-18,91 >18,91
Тест Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
Передвижение на лыжах одновременным бесшажным ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <15,78 15,78-16,18 16,19-16,75 16,76-17,15 >17,15
Передвижение на лыжах попеременным двухшажным классическим ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <17,23 17,23-18,13 18,14-19,38 19,39-20,28 >20,28
Передвижение на лыжах попеременным двухшажным классическим ходом без палок по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <21,25 21,25-21,91 21,92-22,82 22,83-23,48 >23,48
Передвижение на лыжах попеременным бесшажным ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <19,68 19,68-20,12 20,13-20,73 20,74-21,17 >21,17
Таблица 5 - Оценочные шкалы специальной скоростно-силовой подготовленности лыжниц-гонщиц 17 лет
Тест Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
1 2 3 4 5 6
Передвижение на лыжах одновременным одношажным коньковым ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <13,62 13,62-14,26 14,27-15,15 15,16-15,79 >15,79
Передвижение на лыжах одновременным одношажным коньковым ходом без палок с одновременным махом рук по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <16,49 16,49-16,86 16,87-17,38 17,39-17,76 >17,76
Передвижение на лыжах одновременным бесшажным ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <15,65 15,65-16,06 16,07-16,62 16,63-17,02 >17,02
Передвижение на лыжах попеременным двухшажным классическим ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <16,85 16,85-17,7 17,71-18,86 18,87-19,71 >19,71
Передвижение на лыжах попеременным двухшажным классическим ходом без палок по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <19,53 19,53-20,91 20,92-22,8 22,81-24,17 >24,17
Передвижение на лыжах попеременным бесшажным ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <19,13 19,13-19,84 19,85-20,82 20,83-21,53 >21,53
Таблица 6 - Оценочные шкалы специальной скоростно-силовой подготовленности лыжниц-гонщиц 18 лет
Тест Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
1 2 3 4 5 6
Передвижение на лыжах одно-
временным одношажным коньковым ходом по равнине 100 м <13,89 13,89-14,25 14,26-14,76 14,77-15,13 >15,13
с максимальной интенсивностью, с
Передвижение на лыжах одно-
временным одношажным
коньковым ходом без палок с одновременным махом рук по <16,58 16,58-16,82 16,83-17,16 17,17-17,41 >17,41
равнине 100 м с максимальной
интенсивностью, с
Передвижение на лыжах одно-
временным бесшажным ходом по равнине 100 м с максималь- <15,47 15,47-15,84 15,85-16,36 16,37-16,74 >16,74
ной интенсивностью, с
Передвижение на лыжах попе-
ременным двухшажным классическим ходом по равнине <16,98 16,98-17,65 17,66-18,58 18,59-19,25 >19,25
100 м с максимальной интен-
сивностью, с
Передвижение на лыжах попе-
ременным двухшажным классическим ходом без палок по <20,31 20,31-21,13 21,14-22,27 22,28-23,09 >23,09
равнине 100 м с максимальной
интенсивностью, с
Передвижение на лыжах попе-
ременным бесшажным ходом по равнине 100 м с максималь- <19 19-19,71 19,72-20,7 20,71-21,42 >21,42
ной интенсивностью, с
Таблица 7 - Оценочные шкалы специальной скоростно-силовой подготовленности лыжниц-гонщиц 19 лет
Тест Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
1 2 3 4 5 6
Передвижение на лыжах одно-
временным одношажным коньковым ходом по равнине 100 м <13,84 13,84-14,17 14,18-14,62 14,63-14,94 >14,94
с максимальной интенсивностью, с
Передвижение на лыжах одно-
временным одношажным
коньковым ходом без палок с одновременным махом рук <16,2 16,2-16,56 16,57-17,06 17,07-17,42 >17,42
по равнине 100 м с макси-
мальной интенсивностью, с
Передвижение на лыжах одно-
временным бесшажным ходом по равнине 100 м с макси- <15,41 15,41-15,69 15,7-16,08 16,09-16,36 >16,36
мальной интенсивностью, с
Передвижение на лыжах попе-
ременным двухшажным классическим ходом по равнине <17,57 17,57-17,79 17,8-18,11 18,12-18,34 >18,34
100 м с максимальной интен-
сивностью, с
Тест Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
1 2 3 4 5 6
Передвижение на лыжах попеременным двухшажным классическим ходом без палок по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <20,18 20,18-20,96 20,97-22,04 22,05-22,83 >22,83
Передвижение на лыжах попеременным бесшажным ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <18,34 18,34-19,4 19,41-20,86 20,87-21,93 >21,93
Таблица 8 - Оценочные шкалы специальной скоростно-силовой подготовленности лыжниц-гонщиц 20 лет
Тест Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
1 2 3 4 5 6
Передвижение на лыжах одновременным одношажным коньковым ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <13,86 13,86-14,05 14,06-14,33 14,34-14,52 >14,52
Передвижение на лыжах одновременным одношажным коньковым ходом без палок с одновременным махом рук по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <16 16-16,31 16,32-16,76 16,77-17,07 >17,07
Передвижение на лыжах одновременным бесшажным ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <15,06 15,06-15,37 15,38-15,81 15,82-16,12 >16,12
Передвижение на лыжах попеременным двухшажным классическим ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <16,68 16,68-17,16 17,17-17,82 17,83-18,3 >18,3
Передвижение на лыжах попеременным двухшажным классическим ходом без палок по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <20,1 20,1-20,81 20,82-21,78 21,79-22,48 >22,48
Передвижение на лыжах попеременным бесшажным ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с <18,68 18,68-19,37 19,38-20,33 20,34-21,03 >21,03
В результате проведенных исследований выявлено, что для достижения высоких спортивно-технических результатов необходимо увеличивать не только объем тренировочных нагрузок, но и повышать уровень развития специальной скоростно-силовой подготовленности. При планировании тренировочных нагрузок скоростно-силового характера следует учитывать исходный уровень развития специальных скоростно-силовых качеств. При этом следует использовать данные, приведенные в таблицах 1-8, представляющие модельные характеристики специальной скоростно-силовой подготовленности лыжниц.
Приведенные данные являются нормативной основой для осуществления контроля уровня специальной скоростно-силовой подготовленности.
Сравнение индивидуальных показателей с данными, приведенными в таблицах 1-8, позволит определять соответствие уровня специальной скоростно-силовой подготовленности модельным характеристикам.
При планировании учебно-тренировочных занятий следует учитывать уровень специальной скоростно-силовой подготовленности спортсменок на каждом из этапов подготовки.
При высоком уровне развития специальных скоростно-силовых качеств необходимо совершенствовать и другие физические качества - выносливость, технико-тактическую и психологическую подготовленность, поддерживая при этом высокий уровень специальной скоростно-силовой подготовленности.
Для повышения уровня развития специальной скоростно-силовой подготовленности лыжницам-спринтерам низших спортивных разрядов следует проводить по 2-3 учебно-тренировочных занятия в неделю длительностью 25-35 мин каждое, направленные на развитие скоростно-силовых качеств, а высококвалифицированным спринтерам - по 3 учебно-тренировочных занятия каждое длительностью 50-60 мин.
В соревновательном периоде лыжницам-спринтерам низших спортивных разрядов следует планировать 18-20 % тренировочного времени на развитие специальной скоростно-силовой подготовленности, а высококвалифицированным - 28-30 %.
Использование вышеприведенных оценочных шкал специальной скоростно-силовой подготовленности позволит эффективно осуществлять не только отбор перспективных лыжниц-гонщиц, способных быстро и мощно пробегать спринтерские дистанции, но и эффективно контролировать и управлять развитием специальных скоростно-силовых качеств в процессе тренировок.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Определение уровня специальной скоростно-силовой подготовленности лыжниц-гонщиц будет способствовать правильному, научно-обоснованному отбору в учебно-тренировочные группы спортсменов, специализирующихся в гонках на спринтерских дистанциях.
2. Использование разработанных оценочных шкал оценки уровня специальной скоростно-силовой подготовленности позволит отслеживать изменение показателей специальной скоростно-силовой подготовленности с целью внесения корректив в учебно-тренировочный процесс.
Список использованных источников
1. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. 3-е изд. - М.: Советский спорт, 2009. - 200 с.
2. Киселев, В. М. Исследования взаимосвязи показателей силы, быстроты и выносливости у юных лыжников-гонщиков: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В. М. Киселев; ВНИИФК. - М., 1971. - 23 с.
3. Листопад, И. В. Скоростно-силовая подготовленность лыжников-гонщиков разной квалификации и методика ее совершенствования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00. 04 / И. В. Листопад. - Минск, 1983. - 223 с.
4. Мартынов, В. С. Совершенствование системы комплексного контроля за уровнем функциональной подготовленности лыжников-гонщиков / В. С. Мартынов, А. И. Головачев // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 11. - 130 с.
5. Манжосов, В. Н. Лыжный спорт: учеб. пособие для вузов / В. Н. Манжосов, И. Г. Огольцов, Г. А. Смирнов. - М.: Высшая школа, 1979. - 151 с.
6. Листопад, И. В. Лыжные гонки. Методика преподавания: учеб. пособие / И. В. Листопад. -Минск: БГУФК, 2012. - 504 с.
7. Семейкин, А. И. Подготовка квалифицированных лыжников-гонщиков: пути оптимизации тренировочного процесса: учебное пособие: / А. И. Семейкин, А. Н. Степанов, Н. А. Старшинина; Сибирский государственный университет физической культуры. - Омск: СибГУФК, 2007. - 133 с.
8. Киселев, В. М. Подготовка спортивного резерва в лыжных гонках: метод. рекомендации / В. М. Киселев, П. М. Прилуцкий, А. П. Слонский. - Минск, 2002. - 42 с.
26.05.2016