Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ'

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
248
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Листопад И.В., Демко Н.А., Киселев В.М., Воропай М.К.

В статье обсуждается исследование уровня скоростно-силовой подготовленности лыжников и лыжниц-гонщиц 14-27 лет. На основании анализа научно-методической литературы выявлены наиболее информативные тесты, применяемые для контроля уровня общей скоростно-силовой подготовленности, а результаты тестирования используются при составлении планов подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TEST RESULTS IN GENERAL SPEED AND STRENGTH PERFORMANCE OF SKIERS

This article contains the analyses of speed and strength performance of skiers ranging from 14 to 27 years old. The most informative tests have been identified on the grounds of scientific information analyses. These tests can be used to control general speed and strength performance, the results of the tests can be used to affect preparation of the training plans.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ»

УДК 796.92

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

И. В. Листопад, канд. пед. наук, профессор,

Н. А. Демко, канд. пед. наук, доцент,

Республиканский научно-практический центр спорта,

Белорусский государственный университет физической культуры;

В. М. Киселев, канд. пед. наук, профессор,

Белорусский государственный университет;

М. К. Воропай,

Белорусский государственный университет физической культуры

Аннотация

В статье обсуждается исследование уровня скоростно-силовой подготовленности лыжников и лыжниц-гонщиц 14-27 лет. На основании анализа научно-методической литературы выявлены наиболее информативные тесты, применяемые для контроля уровня общей скоростно-силовой подготовленности, а результаты тестирования используются при составлении планов подготовки.

ANALYSIS OF TEST RESULTS IN GENERAL SPEED AND STRENGTH PERFORMANCE OF SKIERS

Abstract

This article contains the analyses of speed and strength performance of skiers ranging from 14 to 27 years old. The most informative tests have been identified on the grounds of scientific information analyses. These tests can be used to control general speed and strength performance, the results of the tests can be used to affect preparation of the training plans.

Введение

Анализ результатов крупнейших международных соревнований по спринту свидетельствует о том, что в большинстве случаев успешно выступают как лыжницы-универсалы, так и лыжницы, специализирующиеся в гонках на спринтерских дистанциях.

У мужчин ситуация другая - мужчины, специализирующиеся в гонках на спринтерских дистанциях, в большинстве случаев выступают лучше лыжников-универсалов.

В классическом спринте при проведении соревнований на среднепересеченной местности подавляющее большинство гонок выигрывают лыжники, специализирующиеся в спринте. Побеждают они во многом благодаря тому, что соревнуются на коньковых лыжах, передвигаясь одновременным бесшажным ходом, обладая более высоким уровнем силовой и скоростно-силовой подготовленности.

При проведении соревнований на сложнопересеченной местности ситуация изменяется. Победителями и призерами становятся лыжники, хорошо владеющие техникой классических лыжных ходов и обладающие высоким уровнем силовой и скоростно-силовой подготовленности. Скорость передвижения, мощность, техника лыжников-гонщиков, бегущих спринтерскую дистанцию, отличается от техники лыжников-дистанционщиков. Успешность выступлений в спринтерских гонках во многом зависит от уровня скоростно-силовой подготовленности. При передвижении классическим стилем во время спринтерской гонки после окончания отталкивания ногой пятка лыжи практически не поднимается вверх. Разогнув ногу на опорной лыже, гонщик сразу посылает ее вперед маховым движением. Частота движений и мощность отталкиваний в спринтерских гонках значительно выше, чем в гонках на других дистанциях. В спринтерских соревнованиях, проводимых классическим стилем, на значительной части дистанции гонщики применяют стартовый вариант одновременного бесшажного хода. Достижение значительной скорости передвижения происходит в основном за счет мощного отталкивания и значительной частоты движений. На равнинных участках и на пологих подъемах дистанции решающее значение имеет мощность отталкивания, а на крутых подъемах - рациональное соотношение мощности и частоты движений. Крутые подъемы и подъемы средней крутизны преодолеваются прыжковыми отталкиваниями для увеличения скорости передвижения.

Уровень общей скоростно-силовой подготовленности существенно влияет на спортивно-технические результаты в лыжных гонках и, особенно в спринтерских дисциплинах.

В ходе многолетней подготовки лыжника от новичка до МСМК необходимо иметь информацию об уровне развития общей скоростно-силовой подготовленности на разных этапах годичного цикла подготовки.

Тренировочный процесс следует индивидуализировать с учетом уровня развития общей скоростно-силовой подготовленности.

Цель исследований: определить уровень общей скоростно-силовой подготовленности на летне-осеннем этапе годичного цикла подготовки и выявить наиболее благоприятные периоды ее развития.

Задачи исследования

1. Выявить на основании анализа научно-методической литературы наиболее информативные тесты для определения уровня общей скоростно-силовой подготовленности.

2. Определить уровень общей скоростно-силовой подготовленности лыжников и лыжниц-гонщиц разного возраста.

Организация исследований

В исследованиях приняли участие 186 лыжников и лыжниц-гонщиц 14-27 лет.

Исследования по определению уровня скоростно-силовой подготовленности лыжников и лыж-ниц-гонщиц 14-27 лет проводились на летне-осеннем этапе подготовительного периода 2014 года.

Для определения уровня скоростно-силовой подготовленности использовались следующие наиболее информативные тесты:

- для определения уровня развития быстроты - бег на отрезке длиной 30 м с хода (с);

- для определения уровня скоростно-силовой подготовленности рекомендуется использовать тесты с регистрацией количества движений за 15 с - прыжки в длину с места (м, см), количество переходов из виса на перекладине в вис согнувшись спереди (количество раз за 15с), 5-кратный прыжок в длину с места с ноги на ногу (м, см), прыжок вверх по В. М. Абалакову без взмаха рук (см), выпад правой ногой, левая сзади на носок, смена положений ног (количество раз за 15с); сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях у юношей и сгибание и разгибание рук в упоре лежа у девушек (количество раз за 15 с) [1-8].

Результаты исследования и их обсуждение.

В результате проведенных исследований определены индивидуальные показатели общей скоростно-силовой подготовленности спортсменов.

На основании индивидуальных показателей общей скоростно-силовой подготовленности лыжников и лыжниц-гонщиц 14-27 лет были разработаны среднегрупповые характеристики этих показателей (таблицы 1,2).

Таблица 1 - Среднегрупповые значения результатов тестирования общей скоростно-силовой подготовленности лыжниц-гонщиц 14-27 лет

Тесты Возраст, лет

14 15 16 17 18 19 20 21 22-27

1. Бег 30 м с хода, с 4,53 4,50 4,46 4,43 4,41 4,39 4,39 4,36 4,33

2. Прыжок вверх по В. М. Абалакову без взмаха рук, см 25,00 26,57 27,29 29,22 34,43 35,57 36,75 36,42 37,71

3. Переход из виса на перекладине в вис согнувшись спереди, кол-во раз за 15 с 4,00 4,29 4,43 5,00 5,43 5,71 6,25 7,00 7,57

4. Выпад правой ногой, левая сзади на носок, смена положений ног за 15 с, кол-во раз 35,00 36,71 39,00 41,78 43,14 44,86 46,88 47,13 48,29

5. Прыжок в длину с места, м, см 1,78 1,81 1,83 1,91 1,95 2,09 2,10 2,13 2,14

6. Пятикратный прыжок в длину с места, м 8,62 9,19 9,41 9,54 9,86 10,08 10,29 10,49 10,65

7. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 15 с, кол-во раз 9,88 11,57 16,86 22,67 22,86 27,14 28,75 29,88 31,29

Таблица 2 - Среднегрупповые значения результатов тестирования общей скоростно-силовой подготовленности лыжников-гонщиков 14-27 лет

Тесты Возраст, лет

14 15 16 17 18 19 20 21 22-27

1. Бег 30 м с хода, с 4,17 3,97 3,71 3,68 3,58 3,51 3,50 3,47 3,45

2. Прыжок вверх по В. М. Абалакову без взмаха рук, см 29,25 30,38 36,75 38,50 39,00 40,14 41,14 41,71 42,29

3. Переход из виса на перекладине в вис согнувшись спереди, кол-во раз за 15 с 5,50 6,50 6,75 9,50 9,57 10,71 10,86 11,00 11,71

4. Выпад правой ногой, левая сзади на носок, смена положений ног за 15 с, кол-во раз 37,63 37,50 39,38 42,13 43,86 46,00 47,14 47,29 48,71

5. Прыжок в длину с места, м 1,88 2,07 2,31 2,40 2,44 2,47 2,51 2,55 2,57

6. Пятикратный прыжок в длину с места, м 9,84 10,56 11,39 12,21 12,23 12,32 12,50 12,59 12,73

7. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях за 15 с, кол-во раз 10,63 11,25 13,63 15,50 16,29 18,71 20,00 20,57 20,86

Анализ показателей общей скоростно-силовой подготовленности лыжниц 14-27 лет выявил их однонаправленную положительную динамику с повышением возраста. Темпы роста показателей скоростно-силовых качеств в различных тестах от возраста к возрасту имеют свои особенности у лыжников и лыжниц.

В частности, наибольший прирост показателей в тесте «бег 30 м с хода» у лыжниц-гонщиц наблюдается к 16-летнему возрасту. При этом следует отметить, что улучшение скорости у лыжниц от 14 до 27 лет составляет всего 0,2 с. Данный факт говорит о том, что в тренировочном процессе развитию быстроты у лыжниц-гонщиц не уделялось должного внимания, в результате чего и наблюдаются низкие результаты.

В возрасте 15-17 лет отмечается наибольшее увеличение прироста показателей общей скоростно-силовой подготовленности в следующих тестах: «переход из виса на перекладине в вис согнувшись спереди за 15 с» (при этом повторный пик увеличения результата происходит в возрасте 20-21 года); «пятикратный прыжок в длину с места»; «выпад правой ноги, левая сзади на носок, смена положения ног за 15 с».

В тесте «прыжок в длину с места» выявлено два пика существенного увеличения показателей в возрасте 1617 и 18-19 лет. Значительный прирост показателей в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 15 с» приходится также на возраст 16-17 лет.

Только в одном тестовом упражнении «прыжок вверх по В. М. Абалакову без взмаха рук» наибольший прирост результата наблюдается в возрасте 17-18 лет.

Анализ динамики показателей общей скоростно-силовой подготовленности лыжниц-гонщиц 14-27 лет показывает, что наибольшие приросты наблюдаются в 16-17 лет.

Исследования, проведенные у лыжников-гонщиков, позволяют отметить, что по показателям быстроты (бег 30 м с схода) наблюдаются существенные изменения скорости от возраста к возрасту до 19 лет (уменьшение времени от 14 до 19 лет составляет 0,66 с), а затем эти изменения хотя и имеют положительную динамику, но улучшение времени составляет всего от 0,01 до 0,03 с.

Следует также отметить, что наибольшее улучшение времени преодоления 30-метрового отрезка с хода наблюдается в 15-16-летнем возрасте.

Возраст 15-16 лет также оказался самым результативным по скоростно-силовым качествам при выполнении следующих тестов: «прыжок вверх по В. М. Абалакову»; «прыжок в длину с места»; «сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях».

Примечательно, что в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях» наблюдается два пика существенного прироста результатов (в возрасте 15-16 лет и 18-19 лет).

Данные тестов «пятикратный прыжок в длину с места» и «переход из виса на перекладине в вис согнувшись спереди» свидетельствуют о том, что увеличение скоростно-силовой подготовленности лыжников-гонщиков начинается с 14-15-летнего возраста, при этом наибольший прирост результатов наблюдается в 16-17-летнем возрасте, а затем проявляется стагнация приростов.

Анализ показателей общей скоростно-силовой подготовленности, отражающих координационные способности лыжников-гонщиков в условиях скоростной работы (в тесте «выпад правой, левая сзади на носок, смена положения ног») также показал, что наибольший прирост результата достигается у лыжников к 16-17-летнему возрасту. При этом интересен тот факт, что результат в данном тесте в возрасте 14-15 лет оказался отрицательным.

Анализ видеозаписи тренировочных занятий и соревнований, проводимых на лыжероллерах и лыжах, позволил выявить улучшение техники передвижения с увеличением возраста. При передвижении на лыжероллерах и лыжах отмечалось быстрое и мощное отталкивание руками и ногами, энергичный и быстрый наклон туловища при одновременном отталкивании руками, активный вынос маховой ноги вперед, высокая посадка. Подседание стало более эффективным, с активным переносом центра тяжести тела вперед, что не наблюдалось у более молодых лыжников. Улучшение техники передвижения стало возможным лишь благодаря повышению уровня скоростно-силовой подготовленности.

Исследованиями установлено, что при повышении уровня скоростно-силовой подготовленности создаются наилучшие условия для совершенствования техники передвижения на лыжероллерах, лыжах. Совершенствование техники происходит путем увеличения мощности отталкивания ногами и руками, повышения скорости выноса маховой ноги, быстрого начала движения при отталкивании в попеременных и одновременных ходах.

Для достижения высоких спортивно-технических результатов в лыжных гонках многие спортсмены значительно увеличивают объемы тренировочных нагрузок, что нередко не только не приводит к росту спортивных результатов, а наоборот снижает их. Увеличение объема тренировочных нагрузок должно планироваться одновременно с повышением уровня скоростно-силовой подготовленности. Планирование нагрузок скоростно-силового характера должно осуществляться исходя из достигнутого уровня развития данного качества, что будет способствовать улучшению спортивно-технического мастерства.

Для достижения высоких спортивно-технических результатов в лыжных гонках необходим постоянный контроль уровня развития скоростно-силовых качеств лыжников, что позволит своевременно вносить коррективы в планы учебно-тренировочных занятий.

При планировании тренировочного процесса необходимо использовать данные таблиц 1 и 2, отражающие уровень общей скоростно-силовой подготовленности лыжников и лыжниц-гонщиц разного возраста. Приведенные данные являются нормативной основой для осуществления контроля уровня развития данного качества. Без их наличия практически невозможна объективная ориентация в процессе повышения скоростно-силовой подготовленности. Сравнение индивидуальных показателей спортсмена с приведенными данными позволит выявить соответствующий уровень скоростно-силовой подготовленности. При высоком уровне развития скоростно-силовых качеств тренеру прежде всего необходимо совершенствовать другие стороны подготовленности - выносливость, технико-тактическое мастерство, психологическую подготовку, поддерживая высокий уровень скоростно-силовой подготовленности.

Для значительного увеличения уровня скоростно-силовой подготовленности необходимо использовать индивидуальное планирование тренировочных нагрузок скоростно-силового характера.

Большое внимание скоростно-силовой подготовке лыжников и лыжниц-гонщиц необходимо уделять с 14-летнего возраста на всех этапах годичного цикла подготовки.

Значительное повышение скоростно-силовой нагрузки необходимо планировать у девушек в следующие возрастные периоды: 16-17, 18-19 и 20-21 год, у юношей: в 15-16, 16-17, 18-19 лет, так как наибольший прирост показателей скоростно-силовой подготовленности выявлен именно в этих возрастных периодах.

Полученные данные динамики общей скоростно-силовой подготовленности лыжников-гонщиков 14-27 лет согласуются с данными научно-методической литературы по этому вопросу.

Выводы

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

Определение уровня скоростно-силовой подготовленности лыжников-гонщиков будет способствовать правильному, научно обоснованному отбору в учебно-тренировочные группы спортсменов, специализирующихся в гонках на спринтерских дистанциях.

При составлении планов тренировочных нагрузок необходимо учитывать уровень развития общей скоростно-силовой подготовленности на разных этапах годичного цикла подготовки, используя данные, приведенные в таблицах 1 и 2.

Определение уровня развития общей скоростно-силовой подготовленности на разных этапах годичного цикла подготовки позволит отслеживать изменение показателей скоростно-силовой подготовленности с целью своевременного внесения корректив в планы подготовки.

Список использованных источников

1. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. - 3-е изд. - М.: Советский спорт, 2009. - 200 с.

2. Киселев, В. М. Исследования взаимосвязи показателей силы, быстроты и выносливости у юных лыжников-гонщиков: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В. М. Киселев; ВНИИФК. - М., 1971. - 23 с.

3. Листопад, И. В. Скоростно-силовая подготовленность лыжников-гонщиков разной квалификации и методика ее совершенствования: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 04 / И .В. Листопад. - Минск, 1983. - 223 с.

4. Мартынов, В. С. Совершенствование системы комплексного контроля за уровнем функциональной подготовленности лыжников-гонщиков / В. С. Мартынов, А. И. Головачев // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 11. - 130 с.

5. Манжосов, В. Н. Лыжный спорт: учеб. пособие для вузов / В. Н. Манжосов, И. Г. Огольцов, Г. А. Смирнов. - М.: Высшая школа, 1979. - 151 с.

6. Листопад, И. В. Лыжные гонки. Методика преподавания: учеб. пособие / И. В. Листопад. - Минск: БГУФК, 2012. -504 с.

7. Семейкин, А.И. Подготовка квалифицированных лыжников-гонщиков: пути оптимизации тренировочного процесса: учебное пособие: / А. И. Семейкин, А. Н. Степанов, Н. А. Старшинина; Сибирский государственный университет физической культуры. - Омск: СибГУФК, 2007. - 133 с.

8. Киселев, В. М. Подготовка спортивного резерва в лыжных гонках: метод, рекомендации / В. М. Киселев, П. М. Прилуцкий, А. П. Слонский. - Минск, 2002. - 42 с.

01.09.2015

УДК 796.011.3

РАЗВИТИЕ СПОРТИВНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Л. В. Марищук, д-р психол. наук, профессор,

Российский государственный социальный университет;

Е. В. Микуло,

Республиканский научно-практический центр спорта

Аннотация

В статье изложены результаты апробации методики развития спортивно важных качеств (СВК) личности спортсменов на этапе начальной спортивной подготовки, представлена ее структура и содержание. На основе экспериментальных материалов выявлен психологический механизм развития СВК на начальном этапе спортивной подготовки - развитие внимательности через активизацию интереса спортсменов к решению двигательных задач. Выделены детерминанты развития СВК спортсменов при создании развивающей среды в процессе обучения в специализированном учебно-спортивном учреждении.

DEVELOPMENT OF PERSONAL QUALITIES OF ATHLETES, IMPORTANT IN SPORTS AT THE INITIAL STAGE OF SPORT TRAINING

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract:

This article contains results of approbation method of the development ofpersonal qualities of athletes, important in sports (QIS) at the stage of initial sport training, its structure and content. On the basis of experimental materials a psychological mechanism of the development ofpersonal qualities of athletes, important in sports (QIS) at the initial stage of sport training, has been discovered. This mechanism includes the development of attentiveness through activation of athlete's interest to master motional tasks. Outer determinants of the development of personal qualities of athletes, important in sports, have been identified. These determinants include creating developmental environment and subject-subjective pedagogical interaction in a specialized educational and sports institution.

Введение

На основе результатов экспериментальной работы по выполнению задания 46 Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2011-2015 годы «Разработать и внедрить методики развития спортивно важных качеств личности в педагогический

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.