Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 14-22 ЛЕТ'

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 14-22 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
221
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Листопад И.В.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся развития скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков 14-22 лет, отражающих уровень развития общефизической и специальной физической подготовленности в динамике.The article represents issues, related to the development of speed and strength qualities of skiers-racers of the age of 14-22, which reflect the level of development of basic and special physical fitness in the dynamics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 14-22 ЛЕТ»

5. Смолов, С.Ю. Тяга как одно из основных упражнений силового троеборья: краткий анализ и методика тренировки /С.Ю. Смолов // Атлетизм.- 1990. - №12. - С.3-13.

6. Дворкин, JI.C. Тяжелая атлетика: учебник для вузов / JI.C. Дворкин. М.: Советский спорт, 2005. - 600 с.

7. Бельский, И. В. Системы эффективной тренировки: Армрестлинг. Бодибилдинг. Бенчпресс. Пауэрлифтинг / И.В. Бельский.- Минск: ООО «Вида-Н», 2003. - 352 с.

8. Кузнецов, В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. В.В. Кузнецов -М.: Физкультура и спорт, 1970. - 208 с.

9. Силовой тренажер: пат. 10607 Респ. Беларусь, МПК A 63B 69/00 / А.Н. Козулько; заявитель Брест. гос. техн. ун-т. - № u 20140262; заявл. 2014.07.11; опубл. 30.04.2015 // Афщыйны бюл. / Нац. цэнтр штэлектуал. уласнасщ. - 2015. - № 2. - С. 114.

08.10.2018

УДК 796.92

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 14-22 ЛЕТ

И. В. Листопад, канд. пед. наук, профессор, заслуженный тренер

Республики Беларусь,

Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся развития скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков 14-22 лет, отражающих уровень развития общефизической и специальной физической подготовленности в динамике.

ANALYSIS OF SPEED AND STRENGTH FITNESS'S INDICATORS OF ATHLETES OF THE AGE OF 14-22

Abstract

The article represents issues, related to the development of speed and strength qualities of skiers-racers of the age of 14-22, which reflect the level of development of basic and special physical fitness in the dynamics.

Актуальность

В настоящее время для достижения высоких спортивных результатов во взрослом спорте необходимо обладать определенными знаниями, чтобы рационально планировать учебно-тренировочный процесс. Для успешного выступления на главных соревнованиях зимнего спортивного сезона требуется обеспечить постепенное увеличение физической, технической, тактической, психологической и интеллектуальной подготовленности спортсмена.

Совершенствование пластиковых лыж, появление новых смазочных материалов, новые технологии подготовки лыжных трасс с помощью специальных машин, позволившие готовить очень жесткие лыжные трассы, - все это вызвало необходимость повышения скоростно-силовой подготовленности лыжников-гонщиков, особенно специализирующихся в гонках на спринтерских дистанциях. В соревнованиях формата «масстарт» победителями и призерами, как правило, становятся гонщики, быстрее преодолевающие финишный отрезок дистанции 200-100 м, то есть обладающие более высоким уровнем развития скоростно-силовых качеств.

В настоящее время тренировки высококвалифицированных гонщиков отличаются выполнением больших объемов тренировочных нагрузок высокой интенсивности и значительным увеличением объема тренировочных нагрузок, направленных на развитие силовых и скоростно-силовых качеств.

На основании вышеизложенного, можно утверждать, что организация тренировочного процесса требует от тренера современных научных знаний,

тщательного изучения опыта ведущих тренеров мира, постоянного поиска новых средств, методов тренировки и определенного педагогического мастерства.

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что в научных исследованиях вопросу совершенствования методики скоростно-силовой подготовки лыжников-гонщиков разной спортивной квалификации и разного возраста в годичном цикле подготовки уделено недостаточно внимания. В частности, не разработаны модели скоростно-силовой подготовленности лыжников-гонщиков разного возраста и разной спортивной квалификации; не изучена динамика уровня развития ско-ростно-силовой подготовленности на разных этапах подготовки и ее связь с характером тренировочных нагрузок; не установлен круг средств, с помощью которых можно управлять процессом подготовки лыжников-гонщиков на всех этапах годичного цикла подготовки; не индивидуализирован процесс совершенствования скоростно-силовой подготовки спортсменов.

Целью исследования явилось определение уровня скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков 14-22 лет с помощью наиболее информативных общефизических и специфических физических тестов.

Методики и организация исследования

Для контроля уровня скоростно-силовой подготовленности лыжников-гонщиков были выбраны наиболее информативные общефизические тесты [1-2]:

- бег 30 м с хода;

- прыжок вверх по В.М. Абалакову без взмаха рук;

- переход из виса на перекладине в вис согнувшись спереди, кол-во раз за 15 с;

- выпад правой ногой, левая сзади на носок, смена положений ног за 15 с, кол-во раз;

- прыжок в длину с места;

- пятикратный прыжок в длину с места;

- сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях за 15 с, кол-во раз.

Тестирование специальных скоростно-силовых качеств осуществлялось при помошд следующих специфических физических тестов [3-4]:

- передвижение на лыжах одновременным одношажным коньковым ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью;

- передвижение на лыжах одновременным одношажным коньковым ходом без палок с одновременным махом рук по равнине 100 м с максимальной интенсивностью;

- передвижение на лыжах одновременным бесшажным ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью;

- передвижение попеременным двухшажным классическим ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью;

- передвижение на лыжах попеременным двухшажным классическим ходом без палок по равнине 100 м с максимальной интенсивностью;

- передвижение на лыжах попеременным бесшажным ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью.

Накануне тестирования тренировочная нагрузка спортсменов снижалась на 50%. Перед тестированием участники проводили 30-минутную разминку. Тестирование проводилось на равнинном отрезке длиной 100 м при хороших условиях скольжения. Перед тестированием подбиралось идентичное качество скольжения, находящееся в пределах от 5,7 до 6,1 единицы [5]. При выполнении теста лыжники разгонялись на отрезке длиной 10 м. Все тестируемые выполняли по 3 теста классическим и коньковым стилями с максимальной интенсивностью.

В течение 2013-2014 годов протестировано 72 лыжника-гонщика 14-22 лет.

В таблице 1 приведены среднегрупповые показатели физической подготовленности лыжников-гонщиков.

Таблица 1 - Среднегрупповые значения результатов тестирования скоростно-силовой подготовленности лыжников-гонщиков 14-22 лет при выполнении общефизических тестов_

Тесты общей физической подготовленности Возраст, лет

14 15 16 17 18 19 20 21 22

Бег 30 м с хода, с 4,17 3,97 3,71 3,68 3,58 3,51 3,50 3,47 3,45

Прыжок вверх по В.М. Абалакову без взмаха рук, см 29,25 30,38 36,75 38,50 39,00 40,14 41,14 41,71 42,29

Переход из виса на перекладине в вис согнувшись спереди, кол-во раз за 15 с 5,50 6,50 6,75 9,50 9,57 10,71 10,86 11,00 11,71

Выпад правой ногой, левая сзади на носок, смена положений ног за 15 с, кол-во раз 37,63 37,50 39,38 42,13 43,86 46,00 47,14 47,29 48,71

Прыжок в длину с места, м 1,88 2,07 2,31 2,40 2,44 2,47 2,51 2,55 2,57

Пятикратный прыжок в длину с места, м 9,84 10,56 11,39 12,21 12,23 12,32 12,50 12,59 12,73

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях за 15 с, кол-во раз 10,63 11,25 13,63 15,50 16,29 18,71 20,00 20,57 20,86

Анализ результатов и их обсуждение

Анализ общей физической подготовленности лыжников-гонщиков 1422 лет по результатам тестовых упражнений, отражающих скоростно-силовые качества, необходимые для лыжников-гонщиков (особенно специализирующихся в гонках на спринтерских дистанциях), позволяет отметить линейную положительную динамику регистрируемых показателей с повышением возраста. Однако темпы прироста показателей скоростно-силовых качеств при выполнении различных тестов от возраста к возрасту изменяются.

В теории и практике спорта выявлены благоприятные, наиболее чувствительные периоды для интенсивного развития силы, быстроты, скоростно-силовых качеств [6-8].

При этом быстрота наиболее интенсивно развивается с 12-13 лет и ее развитие заканчивается в 16 лет; а частота движений лучше всего развивается в возрасте 11-25 лет.

В лыжных гонках учебно-тренировочный процесс начинается с 9-10 лет и направлен в первые годы, как правило, на развитие физических качеств и общей выносливости [9, 10]. Тренировочные нагрузки, направленные на развитие быстроты, специальной выносливости, скоростно-силовых качеств, постепенно увеличиваются и достигают оптимальных величин к 15-16 годам. Значительное увеличение как объема циклических нагрузок, так и интенсивности планируется с 16-летнего возраста (СПС - 2-го года обучения) [11].

Проведенные исследования позволяют отметить, что по показателям быстроты (бег 30 м с схода) наблюдаются существенные изменения скорости бега от возраста к возрасту до 19 лет (уменьшение времени от 14 до 19 лет составляет 0,66 с), а затем эти изменения хотя и имеют положительную динамику, но улучшение времени составляет всего от 0,01 до 0,03 с. Следует отметить, что наибольшее улучшение времени преодоления 30-метрового отрезка с хода наблюдается в 15-16-летнем возрасте.

В этом возрасте также наблюдался наибольший прирост показателей ско-ростно-силовых качеств по тестам: «Прыжок вверх по В.М. Абалакову», «Прыжок в длину с места», «Сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях».

Примечательно, что в тесте «Сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях» наблюдается два пика существенного прироста результатов (в возрасте 15-16 лет и 18-19 лет).

Данные тестов, отражающих скоростно-силовую выносливость: «Пятикратный прыжок в длину с места», «Переход из виса на перекладине в вис согнувшись спереди», свидетельствуют о том, что силовая выносливость лыжников-гонщиков начинает возрастать с 14-15-летнего возраста. При этом наибольший прирост результатов наблюдается в 16-17-летнем возрасте, а затем наблюдается стагнация приростов.

Анализ показателей общей физической подготовленности, отражающих координационные возможности лыжников-гонщиков в условиях скоростной работы («Выпад правой, левая сзади на носок, смена положения ног»), также свидетельствует о том, что наибольший прирост результата наблюдается у лыжников к 16-17-летнему возрасту. При этом интересен факт, что результат в данном тесте в возрасте 14-15 лет оказался отрицательным.

Сравнение динамики скоростно-силовой подготовленности лыжников-гонщиков 14-22 лет по показателям общефизических тестов позволяет отметить одинаковую тенденцию в темпах их прироста. При этом максимальные величины приходятся на возраст 15-16 и 16-17 лет.

Таким образом, полученные данные о показателях скоростно-силовой подготовленности лыжников-гонщиков 14-22 лет и темпы их прироста в динамике согласуются с данными научно-методической литературы.

Выявление показателей скоростно-силовой подготовленности лыжников-гонщиков от 14 до 22 лет позволит не только эффективно осуществлять отбор перспективных лыжников-спринтеров, но и вносить коррекцию в развитие отдельных сторон скоростно-силовой подготовленности.

В таблице 2 приведены результаты тестирования специальной скоростно-силовой подготовленности лыжников-гонщиков 14-22 лет при передвижении на лыжах различными способами.

Таблица 2 - Среднегрупповые значения результатов тестирования специальной скоростно-силовой подготовленности лыжников-гонщиков 14-22 лет при передвижении на лыжах различными способами_

Передвижение на лыжах по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с Возраст, лет

14 15 16 17 18 19 20 21 22

Одновременным одношажным коньковым ходом 13,59 13,44 13,20 13,05 12,88 12,46 12,40 12,40 12,28

Одновременным одношажным коньковым ходом без палок с одновременным махом рук 16,68 16,36 15,82 15,42 15,16 14,90 14,74 14,74 14,09

Одновременным бесшажным ходом !5,24 15,06 14,43 14,05 13,56 13,45 13,21 13,21 12,82

Попеременным двухшажным классическим ходом 17,78 17,3 16,85 16,22 16,03 15,29 15,22 15,22 14,43

Попеременным двухшажным классическим ходом без палок 22,70 22,00 20,61 19,23 18,18 17,20 17,13 17,13 16,41

Попеременным бесшажным ходом 18,56 18,26 17,81 17,42 17,24 16,92 16,78 16,78 15,99

Значительное развитие специальных скоростно-силовых качеств происходит в период с 14 до 22 лет. Наиболее интенсивно специальные скоростно-силовые качества развиваются с 14 до 15 лет. Развитие специальных скоростно-силовых качеств происходит неравномерно. С 11 до 14 лет они развиваются плавно, а в период с 15 до 21 года отмечается их бурный рост.

При передвижении на лыжах лыжнику необходимо очень быстро отталкиваться ногами и руками. Сильнейшие лыжники отталкиваются за меньший период времени, чем гонщики более низкой квалификации. Это наблюдается при передвижении лыжников, выполняющих различные специальные скоростно-силовые тесты как в полной координации движений, так и при передвижении на лыжах за счет работы рук или ног.

Интенсивное развитие специальных скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков происходит в возрасте 13-15, 17-19 и в 21-22 года. При этом следует отметить, что наибольший прирост скоростно-силовых качеств наблюдается в 17-18 лет.

Таким образом, возрастная динамика показателей специальной физической подготовленности лыжников, а также различия показателей спортсменов

ближайших возрастных групп соответствуют современным данным научно-методической литературы [12-13]. При передвижении на лыжах на отрезке длиной 100 м только за счет работы рук как классическим, так и коньковым ходами наблюдается тенденция уменьшения показателей времени от возраста к возрасту.

Индивидуальные данные и среднегрупповые характеристики тестирования общей и специальной скоростно-силовой подготовленности лыжников-гонщиков также позволяют разработать оценочные шкалы.

Выводы

1. Результаты проведенных исследований позволяют отметить, что по показателям быстроты («Бег 30 м с ходу») наблюдаются существенные изменения скорости бега от возраста к возрасту до 19 лет (уменьшение времени от 14 до 19 лет составляет 0,66 с), а затем эти изменения хотя и имеют положительную динамику, но улучшение времени составляет всего от 0,01 до 0,03 с. Следует отметить, что наибольшее улучшение времени преодоления 30-метрового отрезка с ходу наблюдается в 15-16-летнем возрасте.

Возраст 15-16 лет оказался самым результативным при исследовании ско-ростно-силовых качеств в тестах: «Прыжок вверх по В.М. Абалакову», «Прыжок в длину с места», «Сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях».

При выполнении теста «Сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях» наблюдается два пика существенного прироста результата (в возрасте 15-16 лет и 18-19 лет).

2. Данные тестов, отражающих скоростно-силовую подготовленность («Пятикратный прыжок в длину с места», «Переход из виса на перекладине в вис согнувшись спереди»), свидетельствуют о том, что скоростно-силовая подготовленность лыжников-гонщиков начинает возрастать с 14-15 лет. При этом наибольший прирост результатов наблюдается в 16-17 лет, а затем проявляется стагнация приростов.

3. Показатели общей скоростно-силовой подготовленности, отражающие координационные возможности лыжников-гонщиков в условиях скоростной работы («Выпад правой, левая сзади на носок, смена положения ног»), также свидетельствуют о том, что наибольший прирост результатов достигается у лыжников к 16-17-летнему возрасту. При этом интересен факт, что результаты в данном тесте в возрасте 14-15 лет оказались отрицательными.

Список использованных источников

1. Годик, М.А. Проблема тестирования состояния спортсмена в лыжном спорте / М.А. Годик, Б.Ф. Романов // Физическое воспитание учащейся молодежи: сб. науч.-метод. работ. - М., 1974. - С. 85-91.

2. Дунаев, К.С. Об адекватности средств специальной силовой тренировки биатлонистов / К.С. Дунаев, А.Н. Тиманов // Лыжный спорт, - М., 1978. - Вып. 1. - С. 41-43.

3. Сеченко, В.М. Методика развития силы мышц лыжников-гонщиков младших разрядов / В.М. Сеченко, В.П. Маркин // Лыжный спорт, - М., 1978. Вып. 2, - С. 11-15.

4. Жилин, Л.Н. Применение искусственной лыжни для развития специально-силовой подготовленности лыжников-гонщиков / Л.Н. Жилин // Лыжный спорт: сб. науч. тр. - М., 1978. - С. 34-37.

5. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников / А.А. Гужаловский. - Минск: Нар. асвета, 1978. - 88 с.

6. Баринов, И.И. Некоторые вопросы планирования учебного процесса в группах спортивного совершенствования по лыжному спорту в педагогическом вузе./ И.И. Баринов, Е.Н. Гребеньков // Научные основы физического воспитания студентов педагогических институтов. - Л., 1977. - С. 6-7.

7. Ермаков, В. В. Исследование эффективности применения специально-подготовительных упражнений лыжника-гонщика / В.В. Ермаков // Материалы VI конф. молодых ученых 28-29 мая 1969 г. - М. 1968. - С. 105-107.

8. Ермаков, В.В. Становление технического мастерства лыжника-гонщика: сб. науч. тр. / В.В. Ермаков. - Смоленск, 1979. - 64 с.

9. Богачев, С.А. Некоторые вопросы воспитания быстроты у лыжника-гонщика./ С. А. Богачев // Теория и практика физической культуры. - 1952 - №1. - С. 23-25.

10. Influence of high-carbohydrate mixed meals with different glycemic indexes on substrate utilization during subsequent exercise in women / E.J. Stevenson [et al.] // Am J Clin Nutr. - 2006. - 84(2). - Р. 354-60.

11. Информативность тестов специальной силовой направленности гребцов на байдарках и каноэ / В.Б. Иссурин [и др.] // Теория и практика физической культуры - 1983. -№1. - С.7-9.

12. Иссурин, В.Б. Сравнительный анализ телосложения представителей мировой элиты гребцов на байдарках и каноэ / В.Б. Иссурин, Ю.В. Давыдов // Теория и практика физической культуры . - 1994. - №10. - С. 16-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Дубковский, А.С. Силовая подготовленность как один из факторов, определяющих результативность высококвалифицированных байдарочниц в соревнованиях / А. С. Дубковский, С.Е. Жуков // Научные труды НИИ физической культуры и спорта Республики Беларусь: сб. науч. трудов. - Вып. 6. - Минск, 2006. - С. 46-49.

17.10.2018

УДК 373. 016.: 796+001.895

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МАЛЬЧИКОВ V-VI КЛАССОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ТРЕНИРОВКИ

Д. В. Миронович, аспирант,

Е. М. Якуш, канд. пед. наук, доцент,

Белорусский государственный университет физической культуры

Аннотация

В статье представлен анализ степени воздействия функциональных, упражнений, используемых при проведении уроков по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» с учащимися V-VI классов в ГУО ««СШ№ 161 г. Минска», на повышение показателей, характеризующих уровень физической подготовленности учащихся. На основе полученных данных выявлено, что применение средств функционального тренинга имеет положительный эффект

CHANGES IN INDEXES OF PHYSICAL FITNESS OF V-VI FORMS BOYS DURING PE LESSONS BASED ON THE FUNCTIONAL TRAINING MEANS' USAGE

Abstract

The article represents the analysis of impact of functional exercises, that used during school subject «PE and health» among pupils of V-VI forms in municipal educational institution «School №161, Minsk» to increasing of indexes, that characterizing the level of pupils' physical fitness. Based on he revealed data it was revealed that the usage of functional training has positive effect.

Введение

В современном обществе сложились условия, которые предъявляют достаточно серьезные требования к здоровью, работоспособности и непосредственно уровню физического развития человека. Физическому воспитанию в этом отводится большая роль. Ведь только средства физического воспитания являются основой для освоения необходимого запаса двигательных навыков, которые прямо или косвенно будут влиять на оздоровление и дальнейшую социализацию каждого учащегося [1,3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.