Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ ПРИ ИНДИВИДУАЛЬНОМ МЕТОДЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ ПРИ ИНДИВИДУАЛЬНОМ МЕТОДЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Листопад И.В.

В статье приводятся некоторые данные исследования скоростно-силовой подготовленности молодых лыжников-гонщиков при индивидуальном методе 16 планирования тренировочных нагрузок, выполняемых круговым методом, а также рассматривается ее влияние на спортивно-технические результаты в спринтерских дисциплинах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article contains research data on power and speed training of young ski racers using individual training loads planning method, which are performed by circular training method. It also analyses its impact on competition results and sports technique in sprint sports.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ ПРИ ИНДИВИДУАЛЬНОМ МЕТОДЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК»

и практическая реализация адекватных спортивно-методических технологий подготовки спортсменов на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки, и особенно в период акклиматизации и временной адаптации к новым условиям соревновательной деятельности. Особое внимание при этом следует обратить также на проблемы восстановления спортсменов, коррекции и оптимизации их физической работоспособности с учетом циркадных ритмов [5, 12].

Список использованных источников

1. Булатова, М. М. Спортсмен в различных климато-географических условиях / М. М. Булатова, В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 1996. - 176 с.

2. Волков, Н. И. Биохимическая адаптация при спортивной тренировке: учебник для институтов физической культуры / Н. И. Волков. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - С. 374-383.

3. Кулиненков, О. С. Фармакологическая помощь спортсмену : коррекция факторов, лимитирующих спортивный результат / О. С. Кулиненков. - М. : Советский спорт, 2006. - 240 с.

4. Колесов, А. И. Соревновательная деятельность и подготовка спортсменов высшей квалификации в различных природно-географических условиях / А. И. Колесов, Н. А. Ленц, Е. А. Разумовский. - М. : Физкультура и спорт, 2003. - 292 с.

5. Ленц, Н. А. Планирование подготовки спортсменов высшей квалификации / Н.А. Ленц // Концепция подготовки спортсменов России к Играм XXVII Олимпиады 2000 года в Сиднее (Австралия). - М. : ОКР, 1995. - С. 25-27.

6. Crewther, B. T. Relationships between salivary free testosterone and the expression of force and power in elite athletes / B. T. Crewther et al. // The Journal of sports medicine and physical fitness. - 2012. - Vol. 52, № 2. - Р. 221-227.

7. Fry, A. C. Acute testosterone and Cortisol responses to high power resistance exercise / A. C. Fry, C. A. Lohnes // Fiziologija Cheloveka. - 2010. - Vol. 36, № 4. - Р. 102-106.

8. Кассиль, Г. Н. Некоторые биохимические и физиологические аспекты гуморально-гор-мональных взаимоотношений в организме спортсмена / Г. Н. Кассиль // Биохимические критерии развития физических качеств : сборник научных трудов. - М., 1986. - С. 15-40.

9. Von Duvillard, S. P. Fluids and hydration in prolonged endurance performance / S. P. Von Duvillard et al. // Nutrition. - 2004. - Vol. 20, № 7, 8. - Р. 651-656.

10. Rehrer, N. J. Fluid and electrolyte balance in ultra-endurance sport / N.J. Rehrer // Sports Medicine. - 2001. - Vol. 31, № 10. - Р. 701-715.

11. Wang, L. Effects of high-intensity training and resumed training on macroelement and microelement of elite basketball athletes / L. Wang et al. // Biological Trace Element Research. -2012. - Vol. 149, № 2. - Р. 148-154.

12. Кручинский, Н. Г. Временная и климатическая адаптация спортсменов на заключительном этапе подготовки и в период проведения XXI Олимпийских игр 2010 года в г. Ванкувере (Канада) : Методические рекомендации олимпийцу / Н. Г. Кручинский, Е. В. Планида. -Минск, 2009. - 36 с.

17.11.2015

УДК 796.015.682+796.922

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ ПРИ ИНДИВИДУАЛЬНОМ МЕТОДЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК

И. В. Листопад, канд. пед. наук, профессор, заслуженный тренер Республики Беларусь,

Белорусский государственный университет физической культуры, Республиканский научно-практический центр спорта

Аннотация

В статье приводятся некоторые данные исследования скоростно-силовой подготовленности молодых лыжников-гонщиков при индивидуальном методе

планирования тренировочных нагрузок, выполняемых круговым методом, а также рассматривается ее влияние на спортивно-технические результаты в спринтерских дисциплинах.

SEVERAL ASPECTS OF POWER AND SPEED TRAINING OF SKI RACES IN INDIVIDUAL TRAINING LOADS PLANNING METHOD

Abstract

This article contains research data on power and speed training of young ski racers using individual training loads planning method, which are performed by circular training method. It also analyses its impact on competition results and sports technique in sprint sports.

Введение

Международная лыжная федерация ищет пути дальнейшей популяризации лыжных гонок. В связи с этим в программу лыжных соревнований включаются гонки в индивидуальном и командном спринте, так как они более зрелищны, чем дистанционные соревнования, собирают большое количество зрителей. В связи с коротким форматом этих гонок они проводятся как в населенных пунктах, так и за их пределами [1, 10].

Обострившаяся спортивная конкуренция в лыжных гонках, изменение условий соревнований, появление нового спортивного инвентаря - все это создало предпосылки для совершенствования методики скоростно-силовой подготовки. Добиться высоких спортивно-технических результатов представляется весьма трудной задачей, так как от уровня развития скоростно-сило-вой подготовленности в значительной степени зависит скорость передвижения лыжников-гонщиков [2, 3, 6, 7].

Тренированность организма спортсмена характеризуется значительными функциональными и морфологическими изменениями, обнаруживающимися в состоянии покоя, но более ярко проявляющимися в процессе специальной мышечной деятельности. Однако воздействие тренировки не ограничивается возникновением указанных изменений. Высокие и разнообразные требования, которые предъявляются организму в процессе спортивной тренировки, наряду с обеспечением соответствующего уровня физической подготовленности приводят к решению разнообразных задач технической, тактической и психологической подготовки [4, 8].

Скоростно-силовые способности входят в число важнейших качеств спортсмена, обусловливающих его способность демонстрировать высокие спортивные результаты [7, 9].

Тренировочный процесс молодых лыжников должен быть направлен на всестороннее физическое развитие, независимо от пола и квалификации. ОФП лыжника-гонщика является обязательным условием для достижения высоких спортивных результатов, но это невозможно без углубленной специализации. Однако специализация не должна пониматься как « натаскивание» на спортивный результат с выполнением ограниченного количества специализированных упражнений. Спортивные достижения определяются степенью развития и наилучшего сочетания комплекса необходимых для лыжника-спринтера физических и морально-волевых качеств, степенью овладения им технико-тактическим мастерством [5].

Основываясь на данных научно-методической литературы, можно утверждать, что для достижения высоких результатов в лыжных гонках

лыжники должны обладать высоким уровнем скоростно-силовой подготовленности [1, 5, 6, 7].

Целью исследования явилось изучение влияния применения индивидуального метода планирования тренировочных занятий скоростно-силовой направленности, выполняемых круговым методом, на уровень скоростно-си-ловой подготовленности и спортивные результаты лыжников-гонщиков экспериментальной группы.

Методы и организация исследования:

1) анализ научно-методической литературы;

2) анализ планирующей документации лыжников-гонщиков младших разрядов в годичном цикле подготовки;

3) педагогический эксперимент;

4) математическая обработка полученных данных.

С мая 2014 г. по апрель 2015 г. для обоснования эффективности использования индивидуального метода планирования скоростно-силовых тренировок был проведен педагогический эксперимент. В нем приняли участие 36 спортсменов-лыжников (18 человек 1-го и 18 человек 2-го спортивных разрядов) 14-15 лет, из них 18 юношей и 18 девушек.

Уровень развития скоростно-силовых качеств определялся при помощи следующих тестов [5, 6, 7]:

- бег на дистанцию длиной 30 м с хода, с;

- прыжок вверх по В.М. Абалакову без взмаха рук, см;

- переход из виса на перекладине в вис согнувшись спереди за 15 с, кол-во раз;

- выпад правой ногой, левая сзади на носок, смена положений ног за 15 с, кол-во раз;

- прыжок в длину с места, м, см;

- пятикратный прыжок в длину с места с ноги на ногу, м, см;

- сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях за 15 с., кол-во раз.

Уровень развития специальных скоростно-силовых качеств определялся на лыжероллерах «СТАРТ» (для конькового стиля) и «МАРВЕ» (для классического стиля) при помощи следующих тестов [7]:

- передвижение на лыжероллерах одновременным одношажным коньковым ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с;

- передвижение на лыжероллерах одновременным одношажным коньковым ходом без палок с одновременным махом рук по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с;

- передвижение на лыжероллерах одновременным бесшажным ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с;

- передвижение попеременным двухшажным классическим ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с;

- передвижение попеременным двухшажным классическим ходом без палок по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с;

- передвижение попеременным бесшажным ходом по равнине 100 м с максимальной интенсивностью, с.

После тестирования скоростно-силовых качеств с участниками эксперимента на лыжероллерной трассе длиной 1200 м в микрорайоне Веснянка была проведена контрольная тренировка на лыжероллерах «Старт» свободным стилем.

По принципу подбора равноценных пар с учетом результатов тестирования были сформированы две группы (контрольная и экспериментальная), спортсмены которых тренировались по общепринятой методике [5].

Единственным различием между тренировочными программами контрольной и экспериментальной групп было то, что для спортсменов экспериментальной группы были разработаны специальные комплексы упражнений для развития скоростно-силовой подготовленности и тренировочные занятия у них проводились круговым методом. Для спортсменов обеих групп было запланировано одинаковое количество тренировочного времени и объемы тренировочных нагрузок. В недельном микроцикле спортсмены обеих групп выполняли по 6 тренировочных занятий, каждое из которых длилось 3 академических часа.

Лыжники экспериментальной группы 3 раза в неделю по 1 часу круговым методом выполняли специально разработанные комплексы упражнений для развития скоростно-силовых качеств.

Лыжники контрольной группы выполняли силовые и скоростно-силовые тренировки по общепринятой программе.

В ходе педагогического эксперимента решалась задача: изучить влияние применения составленных нами индивидуальных комплексов упражнений скоростно-силового характера, выполняемых круговым методом, на уровень скоростно-силовой подготовленности и спортивно-технические результаты лыжников-гонщиков экспериментальной группы.

Индивидуальные комплексы упражнений были составлены для каждого спортсмена экспериментальной группы с учетом уровня развития скорост-но-силовых качеств.

Результаты тестирования скоростно-силовых качеств до начала проведения педагогического эксперимента представлены в таблицах 1-2.

Таблица 1 - Средние результаты тестирования скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков контрольной и экспериментальной групп в начале педагогического эксперимента

Тесты ± 8х Достоверность различий, р

Контрольная группа Экспериментальная группа

Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

Бег 30 м с хода, с 5,58±0,14 6,21±0,14 5,62±0,16 6,23±0,37 Р>0,05 р>0,05

Прыжок вверх по В. М. Абалакову без взмаха рук, см 29,07±1,76 26±2,71 29,43±1,72 25,86±2,73 Р>0,05 р>0,05

Переход из виса на перекладине в вис согнувшись спереди за 15 с, кол-во раз 6,86±0,69 5,86±0,69 6,57±0,53 5,71±0,76 Р>0,05 р>0,05

Выпад правой ногой, левая сзади на носок, смена положений ног за 15 с, кол-во раз 43,86±2,34 43,86±2,34 44,29±2,14 43,71±2,69 Р>0,05 р>0,05

Прыжок в длину с мес-та, м, см 2,07±0,07 1,97±0,07 2,14±0,21 1,95±0,1 Р>0,05 р>0,05

Пятикратный прыжок в длину с места, м, см 11,06±0,16 9,96±0,46 11,14±0,92 9,94±0,56 Р>0,05 р>0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях за 15 с, кол-во раз 8,07±0,07 6,13±0,09 8,03±0,09 6,43±1,1 Р>0,05 Р>0,05

Таблица 2 - Средние результаты тестирования специальных скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков контрольной и экспериментальной групп в начале педагогического эксперимента

Тесты ± 8х Достоверность различий, р

Контрольная группа Экспериментальная группа

Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

Передвижение на лыжероллерах одновременным одношажным коньковым ходом по равнине 100 м с макс. интенс., с 13,48 15,64 13,43 15,59 р>0,05 Р>0,05

Передвижение на лыжероллерах одновременным одношажным коньковым ходом без палок с одновременным махом рук по равнине 100 м с макс. интенс., с 16,61 18,51 16,65 18,48 р>0,05 р>0,05

Передвижение на лыжероллерах одновременным бесшажным ходом по равнине 100 м, с макс. интенс., с 15,12 17,76 15,08 17,75 р>0,05 р>0,05

Передвижение попеременным двухшажным классическим ходом по равнине 100 м, с макс. интенс., с 17,62 20,14 17,64 20,16 р>0,05 Р>0,05

Передвижение попеременным двухшажным классическим ходом без палок по равнине 100 м, с макс. интенс., с 22,89 24,94 21,94 24,89 р>0,05 Р>0,05

Передвижение попеременным бесшажным ходом по равнине 100 м, с макс. интенс., с 18,49 21,37 18,42 21,36 р>0,05 Р>0,05

После проведения соревнований на коньковых лыжероллерах на дистанции длиной 1200 м достоверных различий между показателями участников контрольной и экспериментальной групп не выявлено. Средние результаты, показанные девушками контрольной группы (мин, с), - 3,21±0,46, экспериментальной -3,22 ± 0,38, (Р>0,05), а юношами - 3,14±0,42 и 3,15 ± 0,29 (Р>0,05) соответственно.

Через 12 месяцев после педагогического эксперимента (апрель 2015 г.) было проведено повторное тестирование исследуемых качеств.

Результаты тестирования скоростно-силовых качеств после проведения педагогического эксперимента представлены в таблицах 3-4.

Таблица 3 - Средние результаты тестирования скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента

Тесты ± 8х Достоверность различий, р

Контрольная группа Экспериментальная группа

Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

Бег 30 м с хода, с 4,95±0,18 5,8±0,15 3,58±0,07 4,72±0,37 р<0,05 р<0,05

Прыжок вверх по В. М. Абалакову без взмаха рук, см 44,67±2,78 30,33±2 51,22±2,44 37,89±3,86 р<0,05 р<0,05

Переход из виса на перекладине в вис согнувшись спереди за 15 с, кол-во раз 7±0,71 6,06±1,01 10,67±1 7,56±0,88 р<0,05 р<0,05

Выпад правой ногой, левая сзади на носок, смена положений ног за 15 с, кол-во раз 45,44±1,42 44,89±1,36 50,11±2,26 48,44±2,4 р<0,05 р<0,05

Прыжок в длину с мес-та, м, см 2,20±0,12 2,01±0,07 2,76±0,14 2,42±0,06 р<0,05 р<0,05

Пятикратный прыжок в длину с места, м, см 11,4±0,71 10,13±0,16 12,99±0,82 11,86±0,37 р<0,05 р<0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях за 15 с, кол-во раз 10,05±0,06 8,07±1,11 16,09±0,9 14,09±1,15 р<0,05 р<0,05

Таблица 4 - Средние результаты тестирования специальных скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента

Тесты ± 8х Достоверность различий, р

Контрольная группа Экспериментальная группа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

Передвижение на лыжероллерах одновременным одношажным коньковым ходом по равнине 100 м с макс. интенс., с 13,39 15,58 13,01 15,28 Р<0,05 Р<0,05

Передвижение на лыжероллерах одновременным одношажным коньковым ходом без палок с одновременным махом рук по равнине 100 м с макс. интенс., с 16,38 18,45 15,74 18,02 Р<0,05 Р<0,05

Передвижение на лыжероллерах одновременным бесшажным ходом по равнине 100 м, с макс. интенс., с 14,98 17,79 14,11 17,19 Р<0,05 Р<0,05

Передвижение попеременным двухшажным классическим ходом по равнине 100 м, с макс. интенс., с 17,15 20,05 16,23 19,17 Р<0,05 Р<0,05

Передвижение попеременным двухшажным классическим ходом без палок по равнине 100 м, с макс. интенс., с 21,87 24,88 20,23 24,09 Р<0,05 Р<0,05

В конце педагогического эксперимента (апрель 2015 г.) была проведена повторная контрольная тренировка на лыжероллерах «Старт» свободным стилем на дистанции длиной 1200 м на лыжероллерной трассе в микрорайоне Веснянка.

Между результатами, показанными участниками контрольной и экспериментальной групп, выявлены достоверные различия. Средние результаты, показанные девушками контрольной группы (мин, с), - 3,16±0,37, экспериментальной - 3,05 ± 0,26, а юношами - 3,02±0,18 и 2,39 ± 0,20 (Р<0,05) соответственно.

После педагогического эксперимента был выявлен значительный прирост показателей, характеризующих уровень быстроты и скоростно-силовой подготовленности лыжников и лыжниц экспериментальной группы.

Наиболее значительный прирост результатов отмечен по следующим тестам: прыжок вверх по В.М. Абалакову без взмаха рук, см; выпад правой ногой, левая

сзади на носок, смена положений ног за 15 с, кол-во раз; прыжок в длину с места, м, см; сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях, кол-во раз.

Несколько меньший прирост результатов отмечен по следующим тестам: бег 30 м с хода, с; переход из виса на перекладине в вис согнувшись спереди за 15 с, кол-во раз; пятикратный прыжок в длину с места, м, см.

Однако следует отметить, что по всем исследуемым показателям выявлены достоверные различия (р<0,05).

Значительный прирост результатов специальной скоростно-силовой подготовленности выявлен у лыжников экспериментальной группы по всем исследуемым тестам.

При этом также необходимо отметить, что лыжники экспериментальной группы техническое мастерство совершенствовали более быстрыми темпами, чем лыжники контрольной группы.

При передвижении на лыжероллерах и лыжах лыжники экспериментальной группы отталкивались руками и ногами быстрее и мощнее, у них отмечался более энергичный и быстрый наклон туловища при одновременном отталкивании руками, более активный вынос маховой ноги вперед, более высокая посадка, а подседание стало более эффективным, с активным переносом центра тяжести тела вперед.

Следовательно, результаты педагогического эксперимента убедительно свидетельствуют об эффективности использования предложенной методики развития скоростно-силовой подготовленности при индивидуальном планировании тренировочных нагрузок у лыжников-гонщиков 1-го и 2-го спортивных разрядов.

Заключение

1. Общая скоростно-силовая подготовленность является базой для значительного увеличения специальной скоростно-силовой подготовленности.

2. Определение уровня скоростно-силовой подготовленности лыжников-спринтеров является весьма актуальным при отборе перспективных спортсменов.

3. Уровень развития различных физических качеств и их изменение под влиянием направленного воздействия следует определять при помощи тестов, что позволит анализировать ход тренировочного процесса, своевременно вносить коррективы и руководить развитием двигательных качеств.

4. Одним из факторов улучшения спортивных результатов лыжников-спринтеров является повышение уровня специальной скоростно-силовой подготовленности в процессе тренировок, направленных на увеличение силы и быстроты отталкивания.

5. От уровня скоростно-силовой и специальной скоростно-силовой подготовленности во многом зависят спортивно-технические результаты в соревнованиях на спринтерских дистанциях.

Список использованных источников

1. Авдеев, А. А. Построение тренировочного процесса лыжников-спринтеров массовых разрядов в подготовительном периоде годичного цикла: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / А. А. Авдеев. - СПб., 2007. - 178 с.

2. Артемьев В. П. Общие основы развития физических качеств и сопряженных с ними способностей / В. П. Артемьев. - Брест : БГТУ, 2001. - 71 с.

3. Волков, Н. И. Биохимия мышечной деятельности / Н. И. Волков [и др.]. - Киев : Олимпийская литература, 2000. - 505 с.

4. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. - 3-е изд. - М. : Советский спорт, 2009. - 200 с.

5. Киселев, В. М. Исследования взаимосвязи показателей силы, быстроты и выносливости у юных лыжников-гонщиков : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. М. Киселев; ВНИИФК. - М., 1971. - 23 с.

6. Листопад, И. В. Скоростно-силовая подготовленность лыжников-гонщиков разной квалификации и методика ее совершенствования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / И. В. Листопад. - Минск, 1983. - 223 с.

7. Листопад, И. В. Лыжные гонки. Методика преподавания : учеб. пособие / И. В. Листопад. - Минск : БГУФК, 2012. - 504 с.

8. Манжосов, В. Н. Лыжный спорт : учеб. пособие для вузов / В. Н. Манжосов, И. Г. Огольцов, Г. А. Смирнов. - М. : Высшая школа, 1979. - 151 с.

9. Мартынов, В. С. Совершенствование системы комплексного контроля за уровнем функциональной подготовленности лыжников-гонщиков / В. С. Мартынов, А. И. Головачев // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 11. - 130 с.

10. Семейкин, А.И. Подготовка квалифицированных лыжников-гонщиков: пути оптимизации тренировочного процесса: учеб. пособие / А.И. Семейкин, А.Н. Степанов, Н.А. Старшинина; Сибирский государственный университет физической культуры. - Омск: СибГУФК, 2007. - 133 с.

23.11.2015

УДК 612.821.3+159.944+79-053.2

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

Е. А. Огурцова,

А. В. Алехнович, д-р мед. наук,

Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения

Центральная детская клиническая больница Федерального медико-биологического агентства, Москва, Россия

Аннотация

С целью практического внедрения методического комплекса для оценки психологического статуса спортсменов детско-юношеских команд в спорте высших достижений обследовано 473 спортсмена индивидуальных, индивидуально-групповых и командных видов спорта. Определены показатели соревновательной тревожности, мотивационной направленности, стилей саморегуляции и особенностей поведения в стрессовой ситуации. Проведен сравнительный анализ показателей в группах по видам спорта в зависимости от количества участников и характера взаимодействия. Показано, что юные атлеты, соревнующиеся в индивидуальных видах спорта, ориентированы на разрешение проблемы, а командные игроки используют копинг-стра-тегии с опорой на социальную поддержку.

RESULTS OF PSYCHOLOGICAL RESEARCHES IN THE ELITE SPORT FOR CHILDREN AND YOUNG PEOPLE

Abstract

With the aim of practical introduction of methodological complex for the assessment of psychological status of the members of elite children and youth teams, 473 athletes of individual, individual - group and team sports were examined. Indicators of anxiety originating from competitions, motivational orientation, self-regulation styles and behavioral peculiarities under stress were

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.