Научная статья на тему 'МОДЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕСЯТИБОРЦЕВ 15–16 ЛЕТ'

МОДЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕСЯТИБОРЦЕВ 15–16 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
десятиборье / многоборец / модельные характеристики / контрольное тестирование / росто-весовой показатель / физическая подготовленность / тренировочный процесс / decathlon / all-rounder / model characteristics / control testing / height-weight indicator / physical fitness / training process

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Романов Илья Владимирович

Изучены модельные характеристики десятиборцев, позволяющие выявить объективные специализированные цели этапов их развития и выделить эффективные средства и методы тренировки. Представлены модельные характеристики росто-весовых показателей, физического развития, функциональной подготовленности и психоэмоциональной устойчивости десятиборцев 15–16 лет в процессе годичной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL CHARACTERISTICS OF DECATHLETES AGED 15–16

The model characteristics of decathletes are studied, which make it possible to identify the objective specialized goals of the stages of their development and to identify effective means and methods of training. Model characteristics of height-weight indicators, physical development, functional readiness and psycho-emotional stability of decathletes aged 15–16 in the process of one-year training are presented.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕСЯТИБОРЦЕВ 15–16 ЛЕТ»

УДК 796.093.62 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-6-81-87

МОДЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕСЯТИБОРЦЕВ 15-16 ЛЕТ

И.В. Романов

Изучены модельные характеристики десятиборцев, позволяющие выявить объективные специализированные цели этапов их развития и выделить эффективные средства и методы тренировки. Представлены модельные характеристики росто-весовых показателей, физического развития, функциональной подготовленности и психоэмоциональной устойчивости десятиборцев 15-16 лет в процессе годичной подготовки.

Ключевые слова: десятиборье, многоборец, модельные характеристики, контрольное тестирование, росто-весовой показатель, физическая подготовленность, тренировочный процесс.

MODEL CHARACTERISTICS OF DECATHLETES AGED 15-16

Romanov I.V., senior lecturer, Thlonilya1980 @gmail.com, Republic of Belarus, Vitebsk, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University

Романов Илья Владимирович, старший преподаватель, Thlonilya 1980@gmail.com, Республика Беларусь, Витебск, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет

The model characteristics of decathletes are studied, which make it possible to identify the objective specialized goals of the stages of their development and to identify effective means and methods of training. Model characteristics of height-weight indicators, physical development, functional readiness and psycho-emotional stability of decathletes aged 15-16 in the process of one-year training are presented.

Key words: decathlon, all-rounder, model characteristics, control testing, height-weight indicator, physical fitness, training process.

Десятиборье - это сложная дисциплина легкой атлетики, состоящая из десяти разных по структуре и характеру упражнений. Спортсмены соревнуются на протяжении двух дней: в 1-й день -бег на 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту, бег на 400 м, во 2-й день - бег на 110 м с барьерами, метание диска, прыжок с шестом, метание копья, бег на 1500 м. Разработанная в начале XX столетия программа по десятиборью до настоящего времени не изменилась и осталась в оригинальном виде [1, 2].

По мере роста спортивного мастерства многоборцев степень влия -ния отдельных физических качеств (факторов) на результат изменяется. Те физические качества, от которых вначале спортсмен был в наибольшей зависимости, в дальнейшем могут оказаться наименее зависимыми.

При увеличении результатов в контрольных тестах по определению развития физических качеств и изменении их соотношения следует регулировать ритм, темп, усилие и другие параметры как десятиборья в целом, так и отдельных и, в первую очередь, важнейших его частей. В данных обстоятельствах пользу принесет большое количество повторений, выполненных «по-новому» отдельных звеньев и связок упражнений по отдельному виду многоборья.

При развитии двигательных качеств особое внимание нужно уде -лять специальным упражнениям и упражнениям с отягощениями, по ха -рактеру и структуре схожим с дисциплинами десятиборья. На тренировках, преимущественно в подготовительном периоде, часто предусматривается параллельное развитие специальных качеств и освоение техники видов многоборья. В таком варианте достигается развитие качеств в наиболее необходимом для спортсмена соотношении. Двигательные качества развиваются лучше при высоком эмоциональном состоянии тренирующихся, поэтому на тренировках необходимо использовать игровой метод, создавать условия, требующие высокого физического и психоэмоционального напряжения.

Термин «моделирование» является одним из главных путей позна -ния и предусматривает использование идеализации. В зависимости от принимаемых методов моделирования термин «модель» дает возможность объяснить разного рода явления и способствует предугадыванию интересующих явлений [3].

Метод моделирования использовался с целью наиболее рационального определения подбора тренировочных нагрузок в годичном цикле тре -нировки, выявления росто-весовой модели десятиборца, результатов технической модели десятиборца на разных этапах спортивной подготовки и модели результатов контрольных тестов на различных этапах подготовки в годичном цикле десятиборцев 15-16 лет.

Для достижения высоких результатов на современном этапе в деся -тиборье спортсмен должен обладать в одинаковой степени хорошо развитой силой, быстротой, ловкостью и специальной выносливостью. Эти качества необходимы для овладения техникой барьерного бега, толкания ядра, прыжков с шестом, в длину и высоту, в метаниях диска и копья. Большие нагрузки предъявляют особые требования к подбору средств тренировки, учитывая при этом период подготовки, специфику вида, квалификацию и индивидуальные особенности спортсменов. Особое место в подготовке многоборца занимает подготовительный период, где одновременно решаются почти все задачи, необходимые для повышения уровня мастерства десятиборца. Принимая во внимание специфику вида, необхо -димо учитывать трудности в построении и содержании тренировочных занятий [4].

Тренировочный процесс представляет собой гибкую и динамическую систему. Необходимо постоянно сопоставлять физические нагрузки спортсмена с реакцией всех систем организма. Это способствует нахождению соответствия между требованиями к спортсмену и его возможно -стями. При помощи визуальных наблюдений не всегда можно выявить, в какой направленности проходят процессы изменения в организме многоборца под влиянием тренировочных воздействий. Следует обладать системой методов оценки и анализа тренированности в различных аспектах:

педагогическом, психологическом, медицинском, социальном. Результаты тестирования с помощью объективных методов исследования позволяют вносить необходимую корректировку в тренировочные планы.

Целью исследования является определение модельной характеристики десятиборцев 15-16 лет в подготовительном и соревновательном периодах подготовки.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи исследования:

- определить наиболее подходящие тесты для определения физической подготовленности десятиборцев 15-16 лет;

- провести анализ росто-весовых показателей десятиборцев 15-16 лет в процессе годичной подготовки;

- выявить систему контроля спортивной формы, исходя из данных анализа стартовой реакции десятиборцев 15-16 лет;

- разработать модельные характеристики физической подготовленности десятиборцев 15-16 лет в годичном цикле тренировки.

Методика и организация исследования. Для достижения цели и поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ специальной научно-методической литературы, анализ и обобщение материалов, метод моделирования, контрольное тестирование, педаго -гический эксперимент, методы математической статистики, корреляционный анализ.

Данные о модельных характеристиках фиксировалась на протяжении 5 лет (с 1 сентября 2017 г. по 31 августа 2022 г. на базе Витебского государственного училища олимпийского резерва).

В эксперименте приняли участие 38 многоборцев 15-16 лет со спортивной квалификацией 1-11 разрядов.

Результаты исследования и их обсуждение. Для определения модельной характеристики физической подготовленности десятиборцев был проведен констатирующий педагогический эксперимент путем обсле -дования десятиборцев. Во время проведения были определены модельные характеристики физической подготовленности (в беге на 30 м с низкого старта, в беге на 30 метров с ходу, в прыжке в длину с места, в тройном прыжке с места, в метании ядра 5 кг двумя руками через голову назад, в метании ядра 5 кг двумя руками снизу вперед, в приседании со штангой, в жиме штанги лежа, в беге на 300 м, в челночном беге 4*9 м, в наклоне вперед и в 5-минутном беге), в показателях стартовой реакции и массы тела в подготовительном и соревновательном периодах учебно-тренировочного процесса [5-7].

При выборе тестов для определения физической подготовленности десятиборцев руководствовались тем, что тесты должны использоваться не только для выполнения контроля, но и органически вписываться в учебно -тренировочный процесс. Тесты для контроля формировались по следую -щим критериям:

- практический опыт и рекомендации по использованию данных тестов в качестве контрольных;

- теоретическое обоснование, что данный тест измеряет именно то качество, которое нам необходимо;

- объективность и информативность данных тестов;

- доступность и простота в исполнении [8].

По результатам данных контрольных тестирований определили модельные характеристики физической подготовки десятиборцев на этапах контроля для управления тренировочным процессом (табл. 1). В подгото -вительном периоде проводили тестирование в середине сентября, в соревновательном - в начале мая.

Таблица 1

Модельные характеристики физической подготовленности, стартовой реакции и массы тела десятиборцев 15-16 лет

Тесты Периоды подготовки десятиборцев

Подготовительный Соревновательный

Результат G Результат G

Бег на 30 м с низкого старта, с 4,40 0,15 4,25 0,15

Бег на 30 м с ходу, с 3,55 0,21 3,40 0,22

Прыжок в длину с места, м 2,50 0,11 2,65 0,12

Тройной прыжок с места, м 8,00 0,22 8,30 0,19

Метание ядра 5 кг двумя руками через голову назад, м 12,10 0,38 12,60 0,42

Метание ядра 5 кг двумя руками снизу вперед, м 11,90 0,31 12,30 0,29

Жим штанги лежа, кг 72 9 70 10

Приседание со штангой, кг 82 9 80 10

5-минутный бег, м 1270 68 1350 73

Бег на 300 м, с 41,50 1,52 40,70 1,48

Челночный бег 4*9 м, с 9,20 0,28 8,90 0,29

Прыжок в длину с 10 беговых шагов, м 5,88 0,11 6,07 0,07

Толкание ядра с места, м 10,12 0,65 10,60 0,77

Метание диска с места, м 28,77 2,86 29,35 3,40

Метание копья с места, м 31,03 2,44 33,88 2,57

Стартовая реакция, с 0,225 0,02 0,180 0,02

Рост, см 181,4 6,4 181,4 6,4

Масса тела, кг 70,0 5,6 67,3 4,5

Для определения спортивной формы десятиборцев также разработали систему контроля, исходя из данных стартовой реакции. Во время тренировочного процесса снижение уровня стартовой реакции свидетельствует об эмоционально-психологическом и физическом перенапряжении спортсмена. Считается нормальным, если показатель стартовой реакции

будет несколько снижаться в подготовительном периоде и улучшаться в соревновательном. В начале тренировки стартовая реакция также будет лучше, чем к концу занятия. Если стартовая реакция в подготовительном периоде не ухудшается, это может означать, что десятиборец не выполняет достаточных тренировочных нагрузок. Важно учитывать изменение стар -товой реакции во время тренировки. Если у спортсмена при первых двух выходах со старта стартовая реакция находится на высоком уровне, а на последующих реакция начинает резко падать, то это будет свидетельст -вовать, что многоборец находится в психоэмоциональном или физическом напряжении и тренеру следует уменьшить нагрузку. Также следует обра -тить внимание и на то, что если в соревновательном периоде показатель стартовой реакции находится на низком уровне, то это свидетельствует не только о недостаточном восстановлении после подготовительного периода, но и может означать, что спортсмен недостаточно хорошо размялся перед тренировкой или соревнованиями. Таким образом, показатель стартовой реакции на протяжении годичного цикла позволяет более каче -ственно управлять тренировочным процессом [9].

Для фиксации результатов стартовой реакции у многоборцев применялась система определения фальстартов «ReacTimeFalseStartDetection System».

В исследовании были проанализированы следующие антропометрические показатели спортсмена: рост и масса тела. В данном исследовании учитывались росто-весовые показатели 100 лучших десятиборцев мира за последнее 50 лет [10] и 38 многоборцев 15-16 лет, участвующих в нашем эксперименте. На основании полученных данных определили сред -ний показатель роста и массы тела многоборцев и рассчитали индекс массы тела (табл. 2).

Таблица 2

Показатели роста и массы тела десятиборцев

Десятиборцы Средний рост, см G Средняя масса тела, кг G Индекс массы тела (ИМТ), кг/м2 G

100 лучших 189,12 4,63 86,26 5,24 24,11 1,00

15-16 лет 181,43 6,42 70,00 5,64 21,26 1,18

Если сравнить антропометрические данные 100 лучших десятиборцев с аналогичными показателями многоборцев 15-16 лет, видно, что у юных спортсменов значения роста и массы тела еще не достигают показателей взрослых десятиборцев. Промежуточные данные могут служить точ -кой опоры для оптимального определения росто-весовой модели десятиборца 15-16 лет (см. табл. 1).

Заключение. Данные, полученные во время тестирования десятиборцев 15-16 лет, позволили установить определенные модельные нормативы в годичном цикле тренировки.

Для определения показателей физической или эмоциональной усталости многоборца во время подготовки в десятиборье рекомендуется учи -тывать время быстроты стартовой реакции: если результат стартовой реакции снижается в подготовительном периоде, а на протяжении соревновательного периода и выступлений в соревнованиях приходит в прежнее значение или увеличивается, то это является показателем эффективности спортивной подготовки.

Относительно росто-весовых показателей рекомендуется придерживаться следующего: в подготовительном периоде масса тела спортсмена может увеличиться в пределах 2-3 кг, в соревновательном - уменьшиться от начального значения на 2-3 кг.

Таким образом, результаты в контрольно-педагогических испытаниях не должны сильно отличаться от рекомендуемых. Если спортсмен не укладывается в нормативы по развитию одних качеств, то ему сложно соревноваться в тех видах, где требуется развитие данного качества, если нормативы многоборцем выполняются значительно выше рекомендуемых, то ему трудно выступать в тех видах десятиборья, где развитие этих качеств не требуется. Поэтому многоборцу важно придерживаться опти -мального развития физических качеств.

Список литературы

1. Романов И.В. Анализ стартовой реакции многоборцев: совершен -ствование тренировки в десятиборье // Весшк Вщебскага дзяржаунага ушверсггэта. 2018. № 2 (99). С. 99-103.

2. Куду Ф.О. Легкоатлетические многоборья. М.: Физкультура и спорт, 1970. 56 с.

3. Купчинов Р.И. Управление многолетней подготовкой легкоатлетов-многоборцев. Минск: Изд-во МГЛУ, 1996. 89 с.

4. Романов И.В. Прыжок в длину в тренировке десятиборцев 15-16 лет // Известия Тульского государственного университета. Физиче -ская культура. Спорт. 2022. Вып. 9. С. 112-120.

5. Никонов В.И., Никонов И.И. Чернов С.С. Физическая подготовка многоборцев 17-20 лет // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 9-5 (40). С. 59-63.

6. Оганджанов А.Л., Мошкин И.И., Косихин В.П. Контроль технической подготовленности в прыжковых видах десятиборья // Вестник спортивной науки. 2019. № 5. С. 21-26.

7. Симонова Е.А., Аксенов Н.Е. Специальная подготовка многобор -цев на этапе спортивного совершенствования // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. Вып. 2. С. 79-86.

8. Новиков А.Л., Баранаев Ю.А. Легкая атлетика (многоборье): программа для специализированных учебно-спортивных учреждений и училищ олимпийского резерва. Минск: ГУ «РУМЦ ФВН», 2009. 92 с.

9. Трофимович И.И., Нарскин А.Г., Трофимович И.Г. Изменение латентного периода стартовой реакции у спринтеров разной квалификации // Прикладная спортивная наука. 2019. № 2(10). С. 44-51.

10. Юшкевич Т.П., Романов И.В. Пути совершенствования процесса подготовки десятиборцев высокой квалификации // Мир спорта. 2012. № 3. С. 3-9.

References

1. Romanov I.V. Analiz startovoj reakcii mnogoborcev: sovershenstvovanie trenirovki v desyatibor'e [Analysis of the starting reaction of the all-around athletes: improving training in the decathlon] // Vesnik Vicebskaga dzyarzhaynaga yniversiteta [Bulletin of Vitebsk State University].. 2018. No. 2 (99). P. 99-103.

2. Kudu F.O. Legkoatleticheskie mnogobor'ya [Athletics all-around]. M.: Fizkultura i sport, 1970. 56 p.

3. Kupchinov R.I. Upravlenie mnogoletnej podgotovkoj legkoatletov-mnogoborcev [Management of long-term training of track and field athletes-all-rounders]. Minsk: MGLU, 1996. 89 p.

4. Romanov I.V. Pryzhok v dlinu v trenirovke desyatiborcev 15-16 let [Long jump in the training of decathletes aged 15-16] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2022. Iss. 9. P. 112-120.

5. Nikonov V.I., Nikonov I.I. Chernov S.S. Fizicheskaya podgotovka mnogoborcev 17-20 let [Physical training of all-around athletes aged 17-20] // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Scientific Research Journal]. 2015. No. 9-5 (40). P. 59-63.

6. Ogandzhanov A.L., Moshkin I.I., Kosihin V.P. Kontrol' tekhnicheskoj podgotovlennosti v pryzhkovyh vidah desyatibor'ya [Control of technical readiness in jumping decathlon] // Vestnik sportivnoj nauki [Bulletin of sports science]. 2019. No. 5. P. 21-26.

7. Simonova E.A., Aksenov N.E. Special'naya podgotovka mnogoborcev na etape sportivnogo sovershenstvovaniya [Special training of all-around athletes at the stage of sports improvement] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2015. Iss. 2. P. 79-86.

8. Novikov A.L., Baranaev Yu.A. Legkaya atletika (mnogobor'e): programma dlya specializirovannyh uchebno-sportivnyh uchrezhdenij i uchilishch olimpijskogo rezerva [Athletics (all-around): a program for specialized educational and sports institutions and schools of the Olympic reserve. Minsk: GU "RUMC FVN", 2009. 92 p.

9. Trofimovich I.I., Narskin A.G., Trofimovich I.G. Izmenenie latentnogo perioda startovoj reakcii u sprinterov raznoj kvalifikacii [Changes in the latent period of the starting reaction in sprinters of different qualifications] // Prikladnaya sportivnaya nauka [Applied Sports Science]. 2019. No. 2(10). P. 44-51.

10. Yushkevich T.P., Romanov I.V. Puti sovershenstvovaniya processa podgotovki desyatiborcev vysokoj kvalifikacii [Ways to improve the process of training highly qualified decathletes] // Mir sporta [World of Sport]. 2012. No. 3. P. 3-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.