Научная статья на тему 'Моделирование возможного уровня изъятия ресурсов бурого медведя (Ursus arctos L. , 1758)'

Моделирование возможного уровня изъятия ресурсов бурого медведя (Ursus arctos L. , 1758) Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
154
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF POSSIBLE HARVESTING LEVEL OF THE RESOURCES OF BROWN BEAR (URSUS

We examined the effect of permissible exemptions levels of the brown bear resources on the example of a simulation model of population dynamics of brown bear. The best large predator removal rates were offered, which may lead to an increase or stabilization of their numbers and hunting seasons.

Текст научной работы на тему «Моделирование возможного уровня изъятия ресурсов бурого медведя (Ursus arctos L. , 1758)»

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОГО УРОВНЯ ИЗЪЯТИЯ РЕСУРСОВ БУРОГО МЕДВЕДЯ (URSUS ARCTOS 1758)

Е.А. Тюляндин

Кострома, [email protected]

Среди российских охотоведов и зоологов не нашло широкого применения моделирование процессов динамики численности охотничьих животных, необходимое для принятия обоснованных управленческих решений при определении уровней возможного изъятия охотничьих животных. Одни недооценивают его значения, а другие отрицают целесообразность использования современных технологий в научных исследованиях, ссылаясь на сложность биологических процессов или подменяя их задачи.

Известно, что там, где не применяется математика, нет науки, а в основе принципов моделирования заложены математические решения на основании результатов биологических исследований. Решение задач управления популяциями с использованием методов моделирования - один из частных случаев применения этого метода. Наша задача на основе полученных прежде знаний, биологических исследований разработать правильные алгоритмы изучаемых процессов. Это требует в любом случае предварительного применения логического анализа.

Цель имитационного моделирования может быть различной, а от постановки цели меняются задачи. К ним относятся:

1) анализ возможных вариантов динамики численности при изменении параметров популяции, определяющих темпы воспроизводства и различных вариантов уровней изъятия, в т. ч. по полу и возрасту;

2) определение теоретических границ допустимого изъятия различных видов, в т. ч. в условиях конкретного региона или хозяйства, т.е. стратегии разумного их использования;

3) определение размера (относительных границ) компенсации охотой естественной смертности;

4) краткосрочный прогноз численности (на предстоящий сезон охоты) и обоснование размеров добычи вида в хозяйстве, в регионе и т.д.

Применение такого инструментария позволяет отказаться от необоснованных, волевых решений органов управления, утверждаю-

щих лимиты добывания, делает возможным объективную проверку их и облегчает расчетную работу специалистов. Это не значит, что все проблемы рационализации изъятия охотничьих животных решаются автоматически, их много.

В России по Приказу МПР РФ №138 предел изъятия бурого медведя обозначен от 3% до 15% от численности на 1 апреля текущего года.

Для примера проведём модельный расчёт динамики численности бурого медведя при утверждённых в Приказе МПР РФ № 138 уровнях изъятия от 3% до 15% (рис. 1).

Из рисунка 1 видно, что при нормах изъятия 3%, 4%, 5%, 6% и 7% за пять лет наблюдается теоретический рост численности и её стабилизация. При норме изъятия 3% численность повышается на 23,8%, при 4% -соответственно на 18%, при 5% - на 12,1%, при 6% - на 7%, при 7% - на 2%. Превысив 7% уровень изъятия наблюдается снижение численности, изымая 8% от численности мы получаем снижение ресурсов бурого медведя на 3,3%, при 9% - на 8,2%, 10% - на 13,1%, 11% - на 17,2%, 12% - на 21,7%, 13% - на 25,7%, 14% - на 29,8% и при использовании 15% происходит снижение численности на 33,1%.

1300 1200

£ 1100

0

X

1 1000

0

1 900

ё 800

700

1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год

Период вычислений

—•—3% —■—4% 5% 6со -ж-7% —•— 8% —1—9%

10% — 11% —♦— 12% -*-13% —а— 14% —15%

Рисунок 1. Изменение численности бурого медведя при уровне изъятия от 3% до 15 % включительно с применением теоретической модели динамики численности бурого медведя.

Теоретическая модель динамики численности бурого медведя показала, что при превышении семипроцентного барьера должно происходить ее снижение. Однако этого не отмечено в реальности, так как фактический уровень изъятия по РФ не превышает пяти, шести процентов (Губарь, 2007, 2011), что и обеспечивает стабильный рост его численности.

В среднем коэффициент использования выданных разрешений в России составляет 45%, что и приводит к недоиспользованию ресурсов бурого медведя.

Для того, чтобы повысить численность, допустимо использовать 5 -6% ресурсов медведя, для стабилизации и небольшого роста следует рекомендовать норму изъятия 7% от численности (Тюляндин, 2007, 2009; Мельников и др., 2008,2009).

По нашему мнению, необходимо применять коэффициент использования выданных разрешений (успешность охоты), но расчёт квоты по субъектам РФ не должен превышать 7% от численности, а утверждение

рассчитанной квоты вернуть на федеральный уровень, как это делается по лосю и т.д.

Ещё одним рычагом в регулировании численности медведя должны быть сроки охоты. В настоящее время период отстрела хищника растянут по 28 (29) февраля. Как известно, медведица приносит медвежат в январе -феврале. Стрелять на берлогах медведиц в январе - феврале, вместе с родившимися полукилограммовыми медвежатами - занятие не гуманное. Редкий охотник может определить, кто лежит в берлоге. В большинстве случаев медвежата погибают, будучи брошенными или незамеченными охотниками. Самки выбирают менее укромные места для берлог и сравнительно недалеко от населённых пунктов, нежели самцы (Тюляндин, 2009). В связи с этим целесообразно пересмотреть сроки осенней охоты на бурого медведя, сократив их до 30 ноября.

Из вышеизложенного можно предложить следующее:

1. Для увеличения численности использовать ресурсы бурого медведя в пределах 5 - 6%, а для стабилизации и небольшо-

го роста использовать 7% от численности;

2. Вернуть на федеральный уровень утверждение рассчитанных квот из субъектов РФ;

3. Сократить сроки охоты на бурого медведя до 30 ноября.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Губарь Ю. П. Бурый медведь // Состояние ресурсов охотничьих животных в Российской Федерации в 2003-2007 гг. : информационноаналитические материалы. М. : Изд-во ФГУ Центрохотконтроль, 2007. Вып. 8. С. 73-81. (Серия «Охотничьи животные России (биология, охрана, ресурсоведение, рациональное использование»).

Губарь Ю. П. Бурый медведь // Состояние ресурсов охотничьих животных в Российской Федерации в 2008-2010 гг. : информационноаналитические материалы. М. : Физическая культура, 2011. Вып. 9. С. 153-161. (Серия «Охотничьи животные России (биология, охрана, ресурсоведение, рациональное использование»).

Мельников В. К., Мельников В. В. Управление ресурсами охотничьих животных // Вестник охотоведения. 2008. Т. 5, № 1 (янв.-апр.). С. 32-45.

Моделирование управления уровня возможного изъятия охотничьих животных / В. В. Мельников [и др.] // XXIX Международный конгресс биологов охотоведов : сборник материалов. Москва, 17-22 авг. 2009 г. М., 2009. Ч. 1. С. 333.

Тюляндин Е. А. Особенности экологии бурого медведя агск^) и

оптимизация использования его ресурсов // Естественные и технические науки / Москва, «Компания Спутник +». 2007. № 6 (32). С. 110-112.

Тюляндин Е. А. Бурый медведь агск^) Верхневолжья и оптимиза-

ция использования его ресурсов : автореф. дис. ... канд. биол. наук. Киров, 2009. 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.