Бурый медведь в Оренбургской области: состояние популяционной группы, охрана и рациональное использование
А.А. Латыпов, и.о. зам. начальника отдела в области объектов животного мира, Управление объектами животного мира и водными биологическими ресурсами Оренбургской области
Проблема сохранения биоразнообразия и охраны объектов животного мира, особенно охотничьих видов, в условиях усиливающегося влияния антропогенного фактора на природные экологические системы становится особенно острой.
В Оренбургской области бурый медведь (итзш атоШ Ь., 1758) имеет важное хозяйственное значение, так как он отнесён к объектам охоты. Ежегодный объём легального изъятия в области невелик. Однако это свидетельствует не только о его статусе особо ценного вида, но и о потребности в особой охране.
Бурый медведь является крупнейшим хищником в природных условиях Оренбургской области, что обусловливает его особенное значение, как компонента экологических систем. Данный вид можно считать биоиндикатором, так как состояние его популяции определённым образом отражает состояние горнолесных экосистем. При усилении антропогенного влияния на горнолесные ландшафты, возникает угроза разрушения типичных мест обитания бурого медведя, особенно берложных и защитных стаций, и, как следствие, его полного истребления человеком.
Во многих странах Европы этот хищник к настоящему времени либо исчез, либо представлен небольшими разрозненными группами. Сравнительно устойчивые популяции бурого медведя обитают в Швеции, Норвегии, на северо-западе Финляндии, в Болгарии, Чехии, Словакии и Румынии. Основной причиной снижения численности и исчезновения этого вида является прямое преследование человеком. Существенное значение имеет также изменение среды обитания бурого медведя: использование земель под различное строительство, сведение лесов, прокладка дорог, разработка недр и др. Однако, как показывают новейшие исследования, вид этот оказался чрезвычайно пластичным и способным обитать в различных по своим экологическим условиям угодьях [1].
Популяции бурого медведя подлежат ежегодному государственному учёту. В Российской Федерации, в том числе в Оренбургской области, учёт численности бурого медведя проводится по утвержденной методике [2], но ряд иссле-
дователей считают данную методику несовершенной [3].
В настоящее время южная граница ареала медведя на Южном Урале проходит по южноуральской дубравной лесостепи. С учётом относительно малой пригодной площади обитания медведя в Оренбуржье, освоение человеком горнолесных ландшафтов, развитие туризма и охоты сокращают область распространения вида. Это требует разработки особых мер охраны, включая организацию особо охраняемых природных территорий, где рекреационная и иная хозяйственная деятельность будет ограничена. В связи с этим актуальным становится рассмотрение сохранения бурого медведя и его среды обитания в виде региональной научнохозяйственной проблемы. Ключом к решению этой задачи является глубокое комплексное изучение биоэкологических особенностей бурого медведя и среды его обитания.
Недостаточная изученность медведя Южного Урала и необходимость решения проблем его охраны определили направление наших исследований.
Цель наших исследований — изучить важнейшие эколого-биологические характеристики популяционной группировки бурого медведя в Оренбургской области для разработки научных основ его сохранения и рационального использования на территории Южного Урала.
Материалы и методы. Представленные в статье данные накоплены нами за период 2000—2009 гг. Основной объём полевых исследований был собран в двух приграничных с республикой Башкортостан районах Оренбургской области: Кувандыкском (площадь участка — 56080 га) и Тюльганском (площадь участка — 30300 га). Дополнительные сведения собирали в Сарак-ташском районе.
Трудности учёта бурого медведя связаны с тем, что этот зверь достаточно скрытный, имеющий большие индивидуальные участки, зимоспящий, поэтому его учитывают обычно по специально разработанным методикам.
Полевые работы проводили сразу по нескольким методикам учёта бурого медведя. Едиными были лишь стратегия учёта численности этого вида, принципы организации учёта, обработки и оформления материалов. Разработанные в ЦНИЛ Главохоты РСФСР «Методические указания по определению численности бурого медведя» утверждены Главохотой как «унифицированная
методика для определения численности бурого медведя в системе Государственной службы учёта охотничьих ресурсов...», хотя региональные методики зачастую более адаптированы к местным условиям и полученные результаты учётных работ могут быть более точны.
Регистрация с картированием следов жизнедеятельности. Суть метода заключалась в измерении отпечатков лап и регистрации других признаков обитания медведей в данной местности в течение всего бесснежного периода. Полученную информацию наносили на карту масштаба 1:200000, после чего проводили идентификацию отдельных особей по размерам следов. При проведении работ фиксировали и другие признаки присутствия медведей в данной местности: заломы кустарников, закусы и задиры на деревьях, поеди, кучи помёта и т.п., — собирались опросные сведения.
Метод весеннего тропления. Применяли в период выхода медведей из берлог. Найденные путём тропления «в пяту» берлоги описывали, наносили на карту-схему. Широкого распространения метод не получил, так как период его проведения ограничен наличием снежного покрова. Способ очень трудоёмок, поскольку в первое время после выхода из берлог участок обитания зверей сравнительно мал, и найти их следы нелегко.
Визуальный учёт на посевах заключался в регистрации зверей, посещающих сельскохозяйственные поля. Результаты были более достоверные, если учёт проводился одновременно с максимально большим числом учётчиков на всех полях охотничьего хозяйства или района.
Метод опроса. Основан на устных или анкетных сообщениях охотников и работников охотничьего и лесного хозяйства с последующим картированием полученных сведений, что суще-
ственно облегчает расчёт численности. Основной недостаток — опредёленный субъективизм оценок плотности вида.
Результаты и обсуждение. Из таблицы 1 видно, что численность медведей в Тюльганском и Ку-вандыкском районах отличается незначительно, соответственно, можно сделать первоначальный вывод о том, что бонитет угодий в обоих районах сходен либо мало отличается. Незначительный рост численности предположительно объясняется повышением естественных и искусственных кормовых и ремизных условий, а также снижением фактора беспокойства.
Снижение пресса фактора беспокойства обусловлено демографической ситуацией (оттоком местного населения в крупные посёлки и города). Следует отметить, что охота на медведя в Оренбургской области не является традиционной либо популярной и не носит массового характера. Все эти факторы благоприятно сказываются на численности зверей. Средняя численность медведей в Оренбургской области за период с 2000 по 2009 гг. составляет 46 особей (рис. 1).
Для оценки плотности населения бурых медведей нами были использованы два значения площади (табл. 2): 1 — площадь, охваченная непосредственным учётом (индекс А — зона сплошного учёта, Б — зона достаточного учёта); 2 — площадь, потенциально пригодная для обитания (индекс В1 — зона недостаточного учёта, В2 — зона, не охваченная учётом, Г — зона отсутствия медведей).
Сведения о плотности бурого медведя за последние 10 лет характеризуют существенную разницу показателей между районами в начале периода исследований, с последующим выравниванием значений показателей (табл. 3). Средняя плотность животных на территории Оренбургской области в целом с 2000 г. растёт (рис. 2, 3), но не значительно, причём
1. Динамика численности бурого медведя за 2000—2009 гг. в Оренбургской области, особей
Год Район 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Кувандыкский 18 18 19 21 24 23 25 26 30 32
Тюльганский 23 19 21 24 23 27 24 25 19 23
ВСЕГО 41 37 40 45 47 50 49 51 49 55
Тюльганский
Рис. 1 - Динамика численности бурого медведя за последние 10 лет
ос
2. Структура площади учёта бурого медведя в Оренбургской области
Название зоны Индекс Кувандыкский р-он Тюльганский р-он ВСЕГО
зоны га % га % га %
Площадь, охваченная А, Б 18450 33 13500 45 31950 37
непосредственным учётом
Площадь, потенциально 2? Г 37630 67 16800 55 54430 63
пригодная для обитания Общая площадь 56080 100 30300 100 86380 100
3. Динамика плотности бурого медведя за последние 10 лет, особей на 1000 га
Районы Годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Ср.
Кувандыкский Тюльганский 0,3 0,8 0,3 0,6 0,3 0,7 0,4 0,8 0,4 0,8 0,4 0,9 0,5 0,8 0,5 0,8 0,5 0,6 0,6 0,8 26 О, 00
ос./1000 га
Рис. 2 - Динамика плотности населения бурого медведя за последние 10 лет
в основном за счет роста численности медведей в Кувандыкском районе.
В 2009 г. в отличие от 2006—2008 гг. в связи с аномально засушливым периодом повсеместно наблюдался низкий урожай основного нажиро-вочного корма — желудя. С выспеванием посевов подсолнечника, как наиболее предпочтительного корма для бурого медведя, удавалось наблюдать по несколько особей одновременно. Несмотря на высокий урожай черемухи в пойме реки Сак-мары, а также вишни и малины, в 2009 г. были зафиксированы два факта нападения медведей на домашний скот (КРС).
Ареал бурого медведя в Кувандыкском районе Оренбургской области ежегодно расширялся в связи с внутривидовыми взаимоотношениями в популяции — молодым животным и самкам приходилось подыскивать для себя новые территории. Так, в пойме реки Урал Ильинского охотхозяйства Кувандыкского района при сборе грибов, недалеко от поля подсолнечника, очевидцы видели некрупную медведицу. Этот факт говорит о том, что медведи все чаще появляются в тех зонах, где ранее отсутствовали. В целом следует отметить рост поголовья бурого медведя в районе за последние 5—7 лет.
На наш взгляд, увеличение поголовья бурого медведя до оптимальной численности возможно благодаря проведению дополнительных биотехнических, в том числе охранных мероприятий.
В соответствии с «Правилами добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» [4], на территории Оренбургской области добыча бурого медведя разрешается с 15 августа по 31 декабря. Ранее приказами Облохот-управления и постановлениями Правительства области крайний срок определялся периодом залегания медведей в берлогу, то есть зимняя охота, практикуемая во многих регионах России, в Оренбургской области исключалась. Последний факт, несомненно, положительно сказывался на состоянии популяции медведя, залегающего в ноябре — декабре. Согласно новым Правилам, добыча медвежат и медведиц с медвежатами текущего года рождения до залегания в берлогу запрещена, однако в случае залегания нескольких медведей в одной берлоге разрешено добывание всех особей. Таким образом, в настоящее время в Оренбургской области возникает опасность допущения добычи медведей в берложный период, в том числе медведиц с медвежатами текущего года.
Лимит добычи животных рассчитывается на основании учетных работ, согласовывается и утверждается федеральными органами власти, проходит экологическую экспертизу. Из данных о добыче бурого медведя, представленных ГУ «Оренбургохотводбиоресурс», видно, что ежегодно к изъятию планируется не более 10% от общей численности животных — в среднем
4. Данные о добыче медведя в Оренбургской области за 2001—2009 гг., голов
Район Год Кувандыкский р-он Тюльганский р-он Всего по области
план факт план факт план факт
2001 2 1 2 1 4 2
2002 2 2 1 1 3 3
2003 2 2 1 0 3 2
2004 3 2 1 1 4 3
2005 2 2 2 2 4 4
2006 2 2 3 3 5 5
2007 2 2 2 2 4 4
2008 3 3 2 2 5 4
2009 2 2 1 1 3 3
четыре особи (табл. 4). Эффективность добычи в разные годы различна и зависит в большей степени от сложности ее организации. Официальные данные о нелегальной добыче медведей в Оренбургской области отсутствуют, но, по экспертным оценкам, до 15 особей этого вида ежегодно гибнет от рук браконьеров [5].
Исследования проводились нами одновременно на территориях с различным природоохранным статусом. Так, в Тюльганском районе зона учета находится в границах государственного комплексного охотничьего заказника «Троицкий». При этом данная территория включает более 60% от общей пригодной стации в районе. В Кувандыкском районе в настоящее время большая часть зоны учета располагается на территории охотничьих хозяйств, где ежегодно планируется и осуществляется комплекс биотехнических мероприятий (подкормка, охрана и т.д.). Добыча бурого медведя здесь ведется согласно выделенным лимитам. Кроме того, имеются туристические базы и базы отдыха. Увеличение численности медведя в последние годы свидетельствует об относительно благоприятном состоянии угодий. Сохранение объектов животного мира и среды их обитания возможно лишь при проведении соответствующих охранных мер. Отметим, что уже на протяжении нескольких лет здесь планируется организовать государственный природный заповедник «Шайтан-Тау». Считаем целесообразным рекомендовать:
— придание этой территории статуса ООПТ федерального значения;
— предоставлять для ведения охотничьего хозяйства общедоступные охотугодья (пригодные
для обитания бурого медведя), с обязательным условием проведения биотехнических мероприятий, направленных на повышение бонитета угодий;
— при планировании добычи бурого медведя в Оренбургской области ограничить крайний срок добывания периодом их залегания в берлогу.
Выводы. 1. Полученные нами в ходе исследований значения основных показателей популяционной группировки бурого медведя в Оренбургской области свидетельствуют о ее стабильности.
2. Наличие особо охраняемых природных территорий играет существенную роль в сохранении бурого медведя. Развитие системы ООПТ в Кувандыкском районе целесообразно лишь в случае придания высокого статуса охранного режима и организации эффективной охраны.
3. Сохранение бурого медведя на хозяйственно используемых территориях Южного Урала возможно при условии организации рационального хозяйствования (повышения бонитета угодий и режима охраны) и эффективного государственного управления биологическими ресурсами.
Литература
1. Пажетнов В., Пажетнов С., Пажитнова С. Бурый медведь — зверь охотничий // Охота и охотничье хозяйство. 1998. № 1. С. 10-13.
2. Методические указания по определению численности бурого медведя / сост. Ю.П. Губарь. М., 1990. 32 с.
3. Пажетнов В., Пажетнов С. Учет бурого медведя // Охота и охотничье хозяйство. 2002. № 3. С. 6-8.
4. О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты: постановление Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 года № 18 (с изменениями от 25 февраля 2009 г.).
5. Жданов С.И. Охотничьи ресурсы Оренбургской области. Екатеринбург: УрО РАН, 2008. С. 33.