Научная статья на тему 'Моделирование воспитательного пространства вуза'

Моделирование воспитательного пространства вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
546
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / MODELING / MODEL / UNIVERSITY EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогалева Г. И.

В статье рассматривается моделирование воспитательного пространства вуза как основной системный метод. Анализируются факторы, обусловливающие значимость моделирования воспитательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational space modeling in a higher educational institution

The article deals with modelling the educational space of a university. Modeling stands out as the primary method of research of higher education system. Educational space for higher education will be determined as an object model.

Текст научной работы на тему «Моделирование воспитательного пространства вуза»

УДК 378.018

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА © Рогалева Галина Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Бурятского государственного университета г. Улан-Удэ, Россия

Е-mail: galina.rogaleva@mail.ru

В статье рассматривается моделирование воспитательного пространства вуза как основной системный метод. Анализируются факторы, обусловливающие значимость моделирования воспитательного пространства.

Ключевые слова: моделирование, модель, воспитательное пространство вуза.

EDUCATIONAL SPACE MODELING OF A HIGH SCHOOL Rogaleva Galina I.

candidate of Education, associate professor, Pedagogics Department Buryat State University Ulan-Ude, Russia

E-mail: galina.rogaleva@mail.ru

Тhe article deals with modelling the educational space of a university. Modeling stands out as the primary method of research of higher education system. Educational space for higher education will be determined as an object model.

Keywords: modeling, model, university educational space.

Значимость моделирования воспитательного пространства высшего учебного заведения обоснована многими объективно-субъективными факторами современной педагогической реальности: во-первых, серьезным увеличением объема научного междисциплинарного знания о воспитании и его сущности, многообразием подходов и концепций к его организации; определением воспитания как явления, процесса, результата, ценности и реальности; во-вторых, выделением понятия «воспитательное пространство вуза» как новой категории современной педагогики и определением его как результата конструктивной деятельности для повышения эффективности воспитания; пониманием, что высшее учебное заведение является тем социальным институтом, «территорией», воспитательным комплексом, где определенные закономерности и принципы воспитания объективно оказывают влияние на развитие личности студента; выделением системы воспитания вуза как педагогически очерченного пространства и как механизма интеграции его воспитательного потенциала.

Для обоснования моделирования как системного научного метода исследования воспитательного пространства вуза предлагаем анализ использования моделирования и моделей в педагогических исследованиях.

Метод моделирования как исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя, обоснован в трудах В. Г. Афанасьева, В. А. Веникова, Б. А. Глинского, И. Б. Новик, В. А. Штофф и др. [6, 7, 8]. Понимание модели как системы и как средства для получения информации о другой системе, находит отражение в исследованиях Б. С. Гершунского, В. В. Давыдова, В. В. Краевского, В. А Сластенина. В исследованиях В. И. Михеева рассматривается практическая ценность адекватности модели к объекту педагогического исследования, а также подчеркивается важность учета основных принципов моделирования (наглядность, определенность, объективность) [4]. Определения модели, значимые для осмысления, приводятся в работах Л. В. Мардахаева, в которых модель выделяется в качестве мысленного или условного образа, аналога какого-либо объекта, процесса или явления, которая в символической форме воспроизводит их основные типические черты; а также рассматривается как форма-

лизованная теория, на основе которой может быть сделан ряд предположений; как символическое изображение структуры, типа поведения и образцов взаимодействия в социальных процессах; как стандарт для измерения отклонений реальных процессов от предполагаемых [6]. Искусственно создаваемый образ конкретного предмета, устройства, процесса, явления (и, в конечном счете, любой системы), по мнению А. М. Новикова и Д. А. Новикова, является моделью. Для эффективного функционирования модели и обеспечения ее жизнедеятельности исследователями сформулированы следующие требования: простота модели при оперировании с ней, использование ее как рабочего инструмента, который должен быть прост в обращении, понятен и обозрим; адекватность модели — возможность с ее помощью достичь поставленной цели. Данные требования ориентируют на значимость доступности модели для использования и понимания другими исследователями [5].

Таким образом, выделяемые представления позволяют характеризовать педагогическое моделирование как опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, когда изучается не сам интересующий объект, а созданная искусственная система, которая адекватна познаваемому объекту, замещающая его и дающая при исследовании информацию о нем. Следует отметить, что общим свойством всех моделей является их способность отображать действительность. В зависимости от того, какими средствами, при каких условиях, по отношению к каким объектам познания это их общее свойство реализуется, возникает большое разнообразие моделей

Под моделью можно понимать систему, тождественную моделируемому объекту в отношении некоторых существенных свойств и отличимую по всем остальным свойствам.

Выделяя моделирование как метод исследования воспитательного пространства вуза, мы исходим из того, что моделирование в этом случае в какой-то мере интегрирует современные научные методы исследования и становится комплексным системным методом в педагогических исследованиях. Это научный системный метод теоретического и эмпирического познания объективных и субъективных реальностей и особенностей воспитательного пространства высшего учебного заведения с целью эффективного использования их потенциала в его совершенствовании и развитии.

Моделирование воспитательного пространства вуза необходимо для создания в реальной действительности такого пространства, в котором бы эффективно осуществлялся процесс воспитания студенческой молодежи. Типовая модель воспитательного пространства вуза (теоретическая и эмпирическая) — образец и перспектива его развития. В модели воспроизводятся наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых систем и процессов, что позволяет адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием.

Воспитательное пространство высшего учебного заведения — социально-педагогическая модель, представляющая интегрированное соединение всех его компонентов, внешних и внутренних факторов, объектов и субъектов пространства в открытую, динамичную управляемую и саморегулируемую систему, основой которой является взаимодействие (совместная созидательная деятельность, связи и отношения индивидуальных и коллективных субъектов).

Иными словами мы можем воспитательное пространство высшего учебного заведения определить объектом моделирования, выделяя в качестве модели воспитательного пространства интегральную систему взаимосвязанных компонентов, включающую ценности, традиции и инновации конкретного вуза. Следует отметить, что воспитательное пространство вуза является специфическим объектом моделирования, поскольку, на наш взгляд, является предельно открытой, культурной, социально-педагогической системой и общностью, несущей в себе идею воспитания субъектов пространства.

В современной педагогической реальности воспитание также рассматривается в качестве особого объекта моделирования. Современные исследователи (Н. М. Борытко, И. А. Колесникова, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова, В. А. Сластенин и др.) отмечают, что в воспитательном опыте существует несколько основных моделей воспитания, каждая из которых требует своей стратегии организации воспитательной деятельности, выделяются следующие:

- традиционные модели, в рамках которых осуществляется этническое, религиозное и духовное воспитание;

- социально-адаптирующие модели, ориентированные на то, чтобы с помощью общественно-государственных институтов вписывать воспитанников в социальный контекст;

- педоцентрические модели, выдвигающие на первый план внутренние потребности и интересы ребенка;

- диалоговые модели, обеспечивающие сотрудничество участников воспитательного процесса [2].

Данные модели воспитания широко используются в педагогической практике общеобразовательных школ и позволяют упорядочить многообразие существующих вариантов воспитательной деятельности. Однако при моделировании воспитания в вузе следует учитывать, что существуют значительные отличия в школьном и вузовском воспитании, такие как: цель, содержание, методы и формы организации деятельности, полисубъектность и поликультурность, социальное партнерство, профессиональная направленность личности, связи и отношения, общение и т. д. Охарактеризовать модель воспитания в вузе достаточно сложно, поскольку любая модель воспитания всегда определяется конкретным обществом и будет сохраняться до тех пор пока она востребована, т. е. имеет конкретно-исторический характер. В настоящее время моделирование воспитания в вузе опирается на разнообразие подходов и концепций воспитания, в основе которых выделяются следующие современные определения воспитания:

- объективная закономерность человеческого общества;

- процесс становления и развития человека-индивидуальности, личности во взаимодействии человеческих общностей в реальной деятельности по преобразованию общества и человека (как части природы, развитию его человеческих качеств и способностей, его социализации);

- процесс стихийный и управляемый (целенаправленный), исторически и социально обусловленный временем, пространством, внешними и внутренними факторами, человеческими ресурсами (его основными субъектами — человеком-индивидуальностью и человеческими общностями);

- особая социально-историческая реальность, представленная в различных сферах деятельности человека, человеческих общностей (приоритетные пространства (сферы) воспитания: социальные, культурные, производственные, образовательные и соответствующие им человеческие общности как субъекты воспитания) [1].

Исходя из этих определений и формулировок, моделирование становится методологическим ключом к познанию воспитания как явления-реальности, процесса, системы общественной и государственной. Соответственно содержание модели воспитательного пространства высшего учебного заведения обусловлено его направленностью выступать как условие воспитания и личностного развития каждого субъекта, что определяется их совместным бытием, содержанием которого являются многообразная совместная деятельность и существующие связи и отношения. Итак, модель воспитательного пространства вуза строится на базе фундаментальных научных фактов, исследований, за счет обобщения теоретических основ, путем уточнения концептуальных положений.

Создание типовой модели воспитательного пространства вуза для дальнейшего ее использования в воспитательной деятельности в зависимости от конкретного вуза, его истории, традиций, современного состояния, инноваций, местонахождения в конкретном регионе, специфики направленности позволит реализовывать в практической деятельности цели воспитания, определяемые государством, обществом, потребностью времени, а также ориентироваться на конкретную личность студента с ее индивидуальными особенностями. В типовой модели, на наш взгляд, уместно применить подходы, используемые в моделировании динамических процессов. Новые подходы ориентированы на преобразование ресурсов, если рассматривать цепочку: абитуриент — студент — специалист, то центральную позицию в ней занимает студент как главный ресурс любого вуза (наличие студента обеспечивает существование вуза), но очевидно, что позиция абитуриент и специалист абсолютно разная. Основным отличием этих позиций является качественное состояние, другими словами при поступлении в вуз личность имеет определенные качества, основы знаний, социального опыта и т. д., а на выходе совершенно иное качественное состояние благодаря конкретному воспитательному и образовательному пространству, в котором идет личностное, профессиональное, гражданское самоопределение личности студента.

Методологически значимыми в воспитательном пространстве являются принципы моделирования «систем», выделяемые исследователями: принцип целостного подхода к объекту (целостность как характеристика объекта-системы); принцип коммуникативности (внутренние и внешние связи системы); принцип структурирования как способ установления устойчивых связей, придания системе опоры; принцип управления и самоорганизации; принцип ступенчатости, развития.

Воспитательное пространство вуза в условиях моделирования может рассматриваться как единое ценностное смысловое пространство, имеющее определенную структуру. Соответственно, типовая

модель воспитательного пространства должна быть направлена на индивидуальную личность, а не на усредненного специалиста в будущем, (что-то знает, что-то умеет), т. е. завтра компетентнее, чем вчера для личности продолжает оставаться фундаментальной смысловой категорией развития, иными словами направленность на будущее. Выделение профессионального самоопределения студента несет в себе такую смысловую категорию, как специалист — профессионал в определенной отрасли духовного и материального производства. Смысловая категория гражданин — человек культуры является одной из важнейших, поскольку исторически определилось так, что цель высших учебных заведений состоит не только в подготовке специалистов, но и граждан конкретной исторической эпохи, духовно и нравственно воспитанных.

Об эффективности использования типовой модели воспитательного пространства вуза можно судить на основе изменений в самом воспитательном пространстве (содержание, методы, формы, внешние атрибуты); изменений в соотношении вуза и взаимосвязях с воспитательным пространством региона, страны и международных связей (расширение контактов, интеграция с социокультурной средой, общественными и другими организациями); самочувствия каждого субъекта пространства (включенность, степень одобрения, соуправление, самоуправление). Однако основным показателем эффективности будет являться выпускник вуза — специалист, профессионал, гражданин, человек культуры, личность с адекватной самооценкой и гуманистической жизненной позицией.

Таким образом, нам представляется важным осуществлять педагогическое моделирование воспитательного пространства вуза и использовать его в качестве научного системного метода исследования, поскольку сущностное определение моделирования и модели является основой концепции моделирования воспитания в вузе.

Литература

1. Воспитательная деятельность современного вуза: науч. докл. / под науч. ред. Л. В. Алиевой, Н. А. Нефедовой. — М.: Академия, 2012. — 48 с.

2. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Н. Б. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова; под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М.: Академия, 2006. — 336 с.

3. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование. — М., 2001. — С. 10.

4. Михеев В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. — М.: Высш. школа, 1987.

5. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. — М.: СИНТЕГ, 2007. — 325 с.

6. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие / сост. Л. В. Мардахаев. — М.: Академия, 2002. — 265 с.

7. Фролов И. Т. Гносеологические проблемы моделирования. — М.: Наука, 1961.

8. Штофф В. А. Моделирование и философия. — М.: Наука, 1966.

Literatura

1. Vospitatelnaya deyatelnost sovremennogo vuza: nauch. dokl. / pod nauch. red. L. V. Alievoy, N. A. Nefedo-voy. — M.: Akademiya MNEPU, 2012. — 48 s.

2. Vospitatelnaya deyatelnost pedagoga: ucheb. posobie dlya stud. vyissh. ucheb. zavedeniy / I. A. Kolesnikova, N. B. Boryitko, S. D. Polyakov, N. L. Selivanova; pod obsch. red. V. A. Slastenina, I. A. Kolesnikovoy. — M.: Akademiya, 2006. — 336 s.

3. Dahin A. N. Pedagogicheskoe modelirovanie. — M., 2001. — S. 10.

4. Miheev V.I. Modelirovanie i metodyi teorii izmereniy v pedagogike. — M.: Vyissh.shkola, 1987.

5. Novikov A. M., Novikov D. A. Metodologiya. — M.: SINTEG, 2007. — 325 s.

6. Slovar po sotsialnoy pedagogike: ucheb. posob. / sost. L. V. Mardahaev. — M.: Akademiya, 2002. — 265 s.

7. Frolov I. T. Gnoseologicheskie problemyi modelirovaniya. — M.: Nauka, 1961.

8. Shtoff V. A. Modelirovanie i filosofiya. — M.: Nauka, 1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.