Научная статья на тему 'Системный подход в исследовании воспитательного пространства университета'

Системный подход в исследовании воспитательного пространства университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
844
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО УНИВЕРСИТЕТА / СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / SYSTEMATIC APPROACH / EDUCATIONAL SPACE OF UNIVERSITY / SOCIO-PEDAGOGICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогалева Галина Ивановна

В статье приводится анализ использования системного подхода в педагогических исследованиях, выделяются признаки, свойства и основные компоненты воспитательного пространства университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematic approach in the research of educational space of Universiy

The article analyzes the use of systematic approach in educational researches; features, properties and basic components of educational space of University are revealed.

Текст научной работы на тему «Системный подход в исследовании воспитательного пространства университета»

Пазников Олег Иванович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания гуманитарных дисциплин Бурятского госуниверситета. Тел. (3012)442395. E-mail: [email protected]

Paznikov Oleg Ivanovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of methods of teaching humanitarian disciplines, Buryat State University. Ph. (3012)442395. E-mail: [email protected]

УДК 378.016

© Г.И. Рогалева

Системный подход в исследовании воспитательного пространства университета

В статье приводится анализ использования системного подхода в педагогических исследованиях, выделяются признаки, свойства и основные компоненты воспитательного пространства университета.

Ключевые слова: системный подход, воспитательное пространство университета, социально-

педагогическая система.

© G.I. Rogaleva

Systematic approach in the research of educational space of Universiy

The article analyzes the use of systematic approach in educational researches; features, properties and basic components of educational space of University are revealed.

Keywords: systematic approach, educational space of University, socio-pedagogical system.

Модернизация отечественной системы образования позволяет активно рассматривать различные аспекты новой культуры воспитания и обучения. Развитие личности и педагогическое взаимодействие происходят не только через предметную деятельность, но и через создание определенного пространства взаимодействия, в котором разворачиваются жизненно значимые ситуации и события. Интерес к феномену воспитательного пространства во многом объясняется разработкой проблем личностно-

ориентированного образования с позиций гуманистической философии. Одной из проблем, требующей осмысления, является исследование воспитательного пространства университета на основе системного подхода.

Задача, которая стоит перед нами, - определить системный подход как методологическую основу исследования воспитательного пространства университета и осуществления его моделирования. Системный подход как логикометодологический и методический принцип исследования позволяет видеть воспитательное пространство университета как целостный объект, предполагает выделение его компонентов и рассмотрение их с позиции системообразующих связей, иерархических отношений и структурных характеристик.

В педагогических исследованиях системный подход начали использовать после выделения Людвигом фон Берталанфи общей теории систем. Обоснование принципов системы, струк-

турное сходство законов и общесистемные закономерности позволили использовать ее как общедисциплинарную науку. Выделенные ученым принципы и понятия системы нашли применение в изучении педагогических систем. Под системой автор понимал совокупность (комплекс) элементов, вступающих во взаимодействие [3, с. 20-36].

В современных научно-методологических исследованиях (А.Н. Аверьянов, С.И. Архангельский, И.В Блауберг, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.А. Сластенин и др.) обосновывается целесообразность применения общей теории систем и системного анализа в педагогике. В.В. Краевский отмечает, что система «обладает определенной структурой, допускающей вычленение иерархии элементов; взаимодействуя со средой, она может рассматриваться как элемент высшей, по отношению к ней, более широкой системы; структура данной системы такова, что ее элементы обладают по отношению к ней свойствами подсистем» [4, с. 30].

В педагогических исследованиях существуют различные подходы к изучению педагогических систем. С.И. Архангельский и В.П. Беспалько рассматривают их с точки зрения кибернетического понимания, информационного подхода. Ю.К. Бабанским и Т.А. Ильиной разработан системно-структурный подход в исследовании педагогических систем. Н. В. Кузьмина исследовала эти системы как структурнофункциональные. В данной модели автором вы-

членяются структурные элементы: цель, учебная информация, средства педагогической коммуникации, учащиеся, педагоги, которые являются базовыми элементами и между которыми существует иерархическая подчиненность. Выделяются гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский компонент и связи между ними [5, с. 11-16]. Согласно концепции В.А. Якунина, педагогическую систему необходимо рассматривать с позиций теории управления [8, с. 17-24].

Для учета специфики воспитательного пространства университета как социальнопедагогической системы, функциональной по сути, значение имеет помимо общей теории систем теория функциональных систем. Согласно-ей, системой можно назвать комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия компонентов для получения фокусированного полезного результата. Исследователи отмечают, что в функциональной системе результат является неотъемлемым и решающим ее компонентом, инструментом, создающим упорядоченное взаимодействие между всеми другими ее компонентами [7, с. 46]. Применительно к исследованию воспитательного пространства вуза, на наш взгляд, ценным является определение П.К. Анохина: «Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения приобретают характер взаимодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата» [1, с. 33].

Таким образом, исследователи единодушны в определении сущности понятия «педагогическая система» как целостного единства всех факторов, способствующих достижению поставленных целей обучения, воспитания и развития личности. Под системой понимается упорядоченное множество взаимно связанных элементов, совокупность которых функционирует и развивается как целостное единство. С понятием системы связаны различные стороны сложного целостного объекта: его состав, строение, способы функционирования его элементов, направленность развития системы в целом [1, с. 42]. Авторы едины в понимании того, что педагогические системы являются сложными динамическими системами. На основании анализа, использования системного подхода в педагогических исследованиях выделяются основные признаки и свойства разнообразных систем:

- элементы системы, к которым относятся части и компонент;

- свойства, включающие качество элементов системы;

- взаимосвязь элементов и свойств системы в целое;

- структура системы, которая и отражает наиболее существенные и устойчивые связи между элементами системы, иначе это форма организации системы;

- иерархичность, что характеризует в зависимости от положения системы;

- определенное состояние, позволяющее характеризовать ее устойчивость либо переходы из одного состояния в другое;

- функционирование;

- процессуальность и динамичность, что связано с ее развитием, характеризующим совершенствование структуры и функций системы под влиянием внутренних факторов.

При исследовании процессов, происходящих в образовании, исследователи выделяют понятие «большие системы», которые представлены совокупностью подсистем постоянно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в рамках данной большой системы базовые элементарные функции.

Л.А. Шипилина выделяет специфические свойства (принципы) больших систем, к которым относятся: неаддитивность или интегратив-ность; эмерджентность - разрешение внутренних противоречий подсистем как процесс развития и содержание управления; синергетичность (синергия) - однонаправленность действий на усиление конечного результата; степень упорядоченности, самоорганизации больших подсистем; мультипликативность - умножение положительных и отрицательных эффектов; целостность - общее свойство системы; обособленность как изолированность и автономность; цен-трализованность - соотношение централизации и децентрализации управления в системе; адаптивность - способность приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий [7, с. 3-5]. По мнению автора, эти принципы проявляются комплексно и одновременно, в зависимости от цели исследования они могут меняться.

На основании выделенных исследователями определений педагогических систем и их особенностей мы рассматриваем воспитательное пространство университета как целостную социально-педагогическую систему, структурные элементы которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и транс-

ляции гуманистических ценностей. Подчеркиваем наличие в воспитательном пространстве университета особенностей, присущих воспитательным системам. Системный подход позволяет определить сущность воспитательного пространства университета философским пониманием смысла воспитательной системы, а также в целом смысла социальной системы, выражая ее в соединении системообразующих элементов, и предполагает наличие системных качеств - цели, задач, соответствующих органов управления. Отмечаем, что компоненты воспитательной системы могут характеризовать воспитательное пространство университета как авторское или обладающее авторскими чертами, способствующими его развитию. Опираясь на мнение исследователей, мы можем предполагать, что основным полезным результатом в воспитательном пространстве университета как социальнопедагогической системе является развитие личности студента. Этот результат является и системообразующим фактором и оказывает центральное организующее влияние на все этапы развития воспитательного пространства университета.

Используя системный подход в качестве основного методологического подхода, мы подчеркиваем, что воспитательное пространство университета - это сложная и динамическая система, которая функционирует в условиях изменения различных факторов внешнего окружения и перемен внутреннего состояния и имеет свои специфические особенности. Так, в воспитательном пространстве университета процесс воспитания и развития личности студента протекает в условиях видоизменения педагогических целей, модернизации образования, гуманизации воспитательных систем, перехода от знаниевого к компетентностному подходу, постоянного обновления научной информации, в условиях совершенствования методов воспитания, включения исследовательских и проектных методов, а также постоянного обновления студенческого контингента и научно- педагогических кадров .

Считаем обоснованным рассматривать воспитательное пространство университета как целеустремленную систему с активным творческим поведением, которое предполагает преобразование окружения в соответствии с целями и использованием вариативности, а также как развивающуюся систему. Процесс развития воспитательного пространства университета не осуществляется стихийно, управление изменениями носит упорядоченный характер. В этом смысле

воспитательное пространство университета является самоорганизуемой системой.

Использование преимуществ системного подхода в моделировании воспитательного пространства университета позволяет нам анализировать и оптимизировать его структуру и моделировать функционирование системы.

Учет мнения исследователей позволяет утверждать, что воспитательное пространство университета как каждая система образовано по определенным правилам, подчиняется своим законам, живет своей жизнью и обладает всеми присущими такой системе признаками и особенностями. Среди особенностей выделяются целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость пространства и среды и множественность описания.

Выделенные в исследованиях Л.И. Новиковой компоненты воспитательной системы являются, на наш взгляд, компонентами, характеризующими воспитательное пространство вуза. Выделяем следующие структурные компоненты: концепция воспитательной деятельности университета; субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие; отношения, интегрирующие субъекты в некую общность; среда, освоенная субъектами; управление, способствующее интеграции всех компонентов в целостность; инновационный режим развития.

Изучение педагогической практики и анализ опыта работы высших учебных заведений позволили выделить и учитывать в воспитательном пространстве университета следующие компоненты:

- пространственно-семантический компонент: архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства студентов (архитектура, дизайн интерьера и т.д.), символическое пространство университета (различные символы, атрибуты, настенная информация и т.д.), символы организационной культуры;

- содержательно-методический компонент -концепция воспитания, учебно- и научноисследовательская, проектная деятельность студентов, самоуправление;

- коммуникативно-организационный компонент (особенности субъектов пространства -статусы, роли, национальные особенности, половозрастные особенности и т.д.), ценности, установки, творческие группы и т.д.

Отмечаем, что целостность воспитательного пространства университета обеспечивается разнообразием его элементов и связей между ними при единой воспитательной концепции. Также целостность и стабильность воспитательного

пространства обеспечиваются гибкостью его структуры. В то же время оно не может развиваться поступательно и линейно, нестабильность и неравномерность являются демонстрацией живого и способного к развитию воспитательного пространства. Кроме того воспитательное пространство университета можно рассматривать как «пространство связей и отношений» и «пространство взаимодействия», направленное на развитие личности студента.

Это означает, что университет перестает быть неким монолитом, а начинает восприниматься как сложная общность. Возникает необходимость выделять воспитательное пространство университета не как однородную среду, а как поле действия разных групп и интересов, отношений и позиций студентов и преподавателей. Кроме того, здесь действует и влияние по-ликультурной среды региона и культурной составляющей в содержании воспитания. Отмечаем, что важными элементами воспитательного пространства университета являются: деятельность, общение, познание, педагогический микроклимат. Это положение не является новым; в каждом учебном заведении существуют перечисленные элементы.

Воспитательное пространство каждого учебного заведения является уникальным, при его создании и развитии используются педагогический опыт, традиции и инновации, соединяются прошлое и будущее учебного заведения, его история и перспективы.

Системный подход является основой разработки и реализации модели воспитательного пространства вуза. Он позволяет определять воспитательное пространство университета как целостную, сложную, динамичную, интегральную, уникальную социально-педагогическую систему, направленную на личностное развитие каждого участника пространства.

С антропологических и гуманистических позиций основным результатом в воспитательном пространстве университета является развитие личности студента и ее социально значимых качеств, таких как самостоятельность, творческое саморазвитие, социальная активность, ответст-

венность и направленность на самореализацию в деятельности. Современный выпускник университета становится творческим, социально активным, инициативным, умеющим делать выбор, определять оптимальную жизненную стратегию. Все участники воспитательного пространства университета получают новый импульс для развития.

Таким образом, рассмотренный в статье системный подход является основным для того, чтобы определить теоретический контур исследования и моделирования воспитательного пространства университета. Он позволяет рассматривать воспитательное пространство университета как социально-педагогическую систему, направленную на личностное развитие каждого участника пространства. Моделирование воспитательного пространства вуза как предмет педагогического исследования требует дальнейшего теоретического осмысления.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Кн. 1. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996. - 565 с.

2. Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. - 1970. - №1. - С. 19-54.

3. Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования. Ежегодник. -М., 1973. - С. 20-36.

4. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. -Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. - 165 с.

5. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие / под ред. Н.В. Кузьминой. - М.: Народное образование, 2002. - 152 с.

6. Резниченко М.Г. Проектирование воспитательного пространства в теории и практике высшего образования // Высшее образование в России. - 2009. -№8. - С. 83-89.

7. Шипилина Л.А. Методология психологопедагогических исследований: учеб. пособие. - 4-е изд. - М.: Финита; Наука, 2012. - 208 с.

8. Якунин В.А. Актуальные проблемы современной психологии и педагогики высшей школы // Вестник ЛГУ. - 1983. - №3. - С. 17-24.

Рогалева Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского госуни-верситета. E-mail: [email protected]

Rogaleva Galina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of pedagogy, Buryat State University. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.