2. Ховард, М. Как написать безопасный код на С++, Java, Perl, PHP, ASP.NET / М. Ховард, Д. Лебланк, Д. Виега. - М. : ДМК Пресс, 2014. - 288 c.
3. SEO. Искусство раскрутки сайтов / Э. Энж [и др.]. - СПб. : БХВ-Петербург, 2014. - 668 c.
4. Janet, V. PHP & MySQL® For Dummies® / Valade Janet. - СПб. [и др.] : Питер, 2006. - 456 c.
REFERENCES
1. Zhadaev A. PHP dlya nachinayushchih [PHP for beginners]. Sankt-Peterburg: Piter, 2014. 288 p.
2. Hovard M., Leblank D., Viega D. Kak napisat' bezopasnyj kod na S++, Java, Perl, PHP, ASP.NET [How to write secure code in С++, Java, Perl, PHP, ASP.NET]. Moscow : DMK Press, 2014. 288 p.
3. Enzh E., et al. SEO. Iskusstvo raskrutki sajtov [SEO. Art of site promotion]. Sankt-Peterburg: BHV-Peterburg, 2014. 668 p.
4. Janet V. PHP & MySQL® For Dummies®. Sankt-Peterburg: Piter, 2006. 456 p.
УДК 304.44
Е.Л. Позднякова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и
специальной психологии
Коммунальное высшее учебное заведение «Хортицкая национальная учебно-реабилитационная академия» Запорожского областного совета
г. Запорожье, Украина ORGID: 0000-0002-4151-437Х
Моделирование воспитательной системы образовательно -реабилитационных учреждений как педагогическая проблема
Статья посвящена новым подходам к организации воспитательного процесса в условиях современного учебного заведения, которые требуют переосмысления воспитательной концепции, обновления содержания, технологий становления личности ученика как субъекта и проектировщика жизни, создания продуктивной воспитательной системы, направленной на формирование компетентной, конкурентоспособной личности.
Ведущим методом создания воспитательной системы образовательно-реабилитационного заведения выступает моделирование, которое позволяет прогнозировать развитие педагогического процесса, ориентирует всех участников образовательного процесса на достижение конечных результатов воспитательной работы. Основными преимуществами метода моделирования является то, что появляется возможность исследовать явления и системы, которые в объективной реальности слишком сложными, а моделирования предоставляет дополнительные возможности познания
Результаты. Исходной позицией для моделирования воспитательной системы образовательно-реабилитационного учреждения выступает ее целевая и организационная специфика, которая представлена специфическими признаками: обеспечение интегративной деятельности педагогов, психологов, коррекционных педагогов, узких медицинских специалистов и родителей на разных этапах функционирования воспитательной системы.
Ключевые слова: образовательно-реабилитационное заведение, современное учебное заведение, моделирование.
E.L. Pozdnyakova,
candidate of pedagogical sciences, docent of the department of special pedagogy and
special psychology
Khortytska National Rehabilitation Academy Zaporizhzhya Regional Council
Zaporozhye, Ukraine Modeling the educational system of educational and rehabilitation institutions as a pedagogical problem
The article is devoted to the new approaches to the organization of the educational process in the conditions of a modern educational institution that require rethinking of the educational concept, updating the content, technologies of the student's personality development as a subject and designer of life, creating a productive educational system aimed at forming a competent, competitive personality.
The leading method of creating an educational system of an educational and rehabilitation institution is modeling, which allows you to predict the development of the pedagogical process, orients all participants in the educational process towards achieving the final results of educational work. The main advantages of the modeling method are that it is possible to investigate phenomena and systems that are too complex in objective reality, and modeling provides additional cognitive possibilities.
Results. The basic position for modeling the educational system of an educational and rehabilitation institution is its principal and organizational specificity, which is represented by specific features: providing the integrative activity of teachers, psychologists, correctional teachers, narrow medical specialists and parents at different stages of the educational system.
Keywords: educational and rehabilitation institution, modern educational institution,
modeling.
Введение. Сегодня актуализируется потребность в создании уникальных воспитательных систем учебных заведений, в частности образовательно-реабилитационных, где учебно-воспитательный процесс предусматривает создание специальной образовательной среды, насыщенной элементами коррекционного содержания средств, методов и форм организации деятельности.
Объектом педагогического моделирования выступает учебно-воспитательный процесс, который осуществляется в определенном социокультурном пространстве. Предметом педагогического моделирования, как правило, выступают конкретные элементы учебно-воспитательного процесса. Объект и предмет моделирование представляет собой более абстрактные категории.
Практической значимостью данной работы является процесс разработки уникальных воспитательных систем учебных заведений для обеспечения эффективного функционирования воспитательного пространства.
Одним из ведущих методов создания воспитательной системы образовательно-реабилитационного заведения выступает моделирование, которое позволяет прогнозировать развитие педагогического процесса, ориентирует всех участников образовательного процесса на достижение конечных результатов воспитательной работы, обеспечивает усвоение и эффективное использование новых технологий, развивает системное видение решения проблем, служит действенным фактором улучшения качества работы учебного заведения.
Данная проблема уже затрагивалась современными авторами, которыми были освещены отдельные аспекты содержания и организации процесса моделирования, условия реализации моделей в работах таких ученых, как Ю. Бабанский, Л. Коваль, В. Опачко, В. Маслов, Е. Степанов, С. Касярум, В. Штофф, Н. Софронова, Г. Горохова, В. Монахов, А. Беспалько, Е. Юдин, Н. Островерхова, Н. Селиванова и др.
Прикладной характер прослеживается в определении понятия «моделирование» М. Опачко, которая рассматривает его как процесс компоновки, построения, схематизации, идеального представления процесса, явления, объекта; как идеализацию и представление существенных черт, характеристик, особенностей процессов, явлений, объектов, которое вбирает в себя существенные признаки реальных объектов.
В. Маслов доказывает, что моделирование является не только методом, но и подсистемой (самостоятельной стадией) управления, имеет специфические функции и формы проявления. Основным назначением моделирования исследователь определяет предсказания цели, содержания и технологии будущего объекта моделирования, а также его отражение в определенной форме - модели, наиболее адекватной системы, объекта, процесса и т.п., подлежащих управлению [1, с.4-6].
Наряду с понятием «моделирование» в педагогических исследованиях для решения многих задач, связанных с управлением познавательным, учебно-воспитательным процессом и его совершенствованием, широко используется дефиниция «педагогическое моделирование».
Исследовательская часть. В украинском педагогическом словаре моделирование рассматривается как научно обоснованное конструирование, которое отвечает заданным требованиям и намеченной построении будущей модели изучаемого педагогического процесса, учитывая свойства, которые изучаются в ходе педагогического эксперимента.
Целью педагогического моделирования является выявление возможностей совершенствования учебно-воспитательного процесса, поиска резервов повышения его эффективности и качества на основе анализа модели [2, с. 213]
В основе моделирования лежит полный отказ от изучения второстепенных факторов и изучения только главных, которые имеют существенное влияние на осуществление определенного процесса.
Рассматривая трактовки понятий «моделирование» и «педагогическое моделирование» различными исследователями, мы можем констатировать, что они употребляются в широком и узком смысле в соответствии с предметом исследования.
Основными преимуществами метода моделирования является то, что появляется возможность исследовать явления и системы, которые в объективной реальности слишком сложными, а моделирования предоставляет дополнительные возможности познания в условиях, когда отсутствует возможность непосредственно изучать исследуемый объект или явление и рост роли теории в определенных областях науки, которые невозможно осуществить без использования абстрактных понятий и терминов.
Условиями применения моделирования определены: во-первых, когда объект познания существовал в прошлом, а на момент исследования его не существует; во-вторых, когда объект познания, возможно, существовать в будущем в-третьих, когда объект существует реально на момент исследования, однако он или чрезвычайно сложный, или вообще недоступен для познания; в-четвертых, когда исследуемый процесс протекает или слишком быстро, или слишком медленно.
В научной литературе существует большое количество классификаций видов моделирования.
Важно определить основные функции моделирования: описательную (помогает выделить в объекте, который изучается, наиболее существенные признаки) конструктивную (позволяет использовать полученные результаты в новых условиях) и эвристическую (способствует прогнозированию результатов исследования) [3, с. 83].
Моделирование, как и любой процесс, предусматривает последовательную реализацию этапов, которые по-разному определяются исследователями.
Так, М. Буслова предлагает осуществлять процесс моделирования по следующим этапам: 1) постановка задачи; 2) теоретическая и экспериментальная подготовка; 3) создание модели; 4) исследование модели; 5) перенос полученной информации на исследуемых объект; 6) выдвижение научной гипотезы на основе полученных знаний и ее проверка; 7) включение полученных знаний в научную теорию [5, с. 156-157].
В. Штофф, в свою очередь, рассматривает процесс моделирования более обобщенно, выделяя три стадии:
1) переход от реального объекта к модели - построение модели; 2) экспериментальное исследование модели; 3) переход от модели к реальному объекту, который осуществляется за переноса результатов, полученных в исследовании этого объекта [4].
Построение педагогической модели очень похожа на управленческого цикла и проходит через: определение целей, закономерностей, принципов, определение содержания, форм, методов, системы контроля и оценки результата.
К основным этапам построения педагогической модели относят:
- первый этап: постановка задачи. Этот этап считается самым важным из всех этапов построения модели. Правильное определение задачи обеспечивает решение управленческой проблемы. Задача должна быть сформулирована таким образом, чтобы проблема была достаточно диагностированной;
- второй этап: построение модели. Предусматривает сбор необходимой информации, которая будет способствовать реализации определенной цели, определение информационных потоков, установление их зависимости и взаимовлияния и процесс их структурирования.
- третий этап: проверка модели на достоверность. После построения модели необходимо проверить степень соответствия модели реальному объекту. Это происходит при анализе всех компонентов, влияющих на решение поставленной задачи. Еще один аспект проверки - установление степени достоверности и возможности решения с помощью данной модели проблемы.
- четвертый этап: реализация модели, который предусматривает определение степени успешности построенной модели.
- пятый этап: обновление модели. После апробации модели некоторые ее компоненты могут потребовать модификации.
Процесс создания педагогической модели должно осуществляться по принципу:
- принцип многогранности описания объектов образовательной системы;
- принцип последовательности в определении структуры объекта моделирования;
- принцип целеустремленности и открытости;
- принцип причинности и единства сущности объекта моделирования;
- принцип структурного разделения объекта на составляющие его элементы;
- принцип непрерывности развития объекта моделирования;
- принцип прогнозируемости;
- принцип достоверности описания объекта, который моделируется;
- принцип вариативности;
- принцип информационной достаточности;
- принцип научности и системности;
- принцип конкретности отображения;
- принцип реальности условий выполнения.
В педагогических исследованиях используются различные виды моделей согласно поставленных исследовательских задач: структурные, функциональные, теоретические, эмпирические, нормативные, модели подобия подобное. В контексте нашего исследования моделирования будет выступать ведущим методом создания воспитательной системы образовательно-реабилитационного учреждения. При разработке модели мы будем руководствоваться вышеизложенными основными методологическими и концептуальными положениями, учитывая требования стандартов образования и социальный заказ общества [5].
Стоит отметить, что в процессе разработки модели воспитательной системы приоритетная роль принадлежит системному подходу, применение которого в педагогической деятельности предполагает использование специальных понятий и методов, соблюдение специальных принципов, норм и правил. Важной составляющей системного подхода, как отмечает Столяренко А.В., выступают идеи и принципы деятельности, направленной на познание и преобразование социально-педагогической действительности.
Системный подход позволяет рассматривать моделируемый педагогический объект как некую целостность, выступает сложной и многоаспектной педагогической системой.
Моделирование имеет значительные преимущества перед другими методами исследования воспитательных систем, поскольку оно позволяет прогнозировать развитие педагогического процесса, ориентирует педагогов на достижение конечных результатов воспитания, обеспечивает усвоение и эффективное использование новых технологий, развивает системное видение решения проблем, позволяет адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты воспитательной системы, получить информацию о ее прошлое, настоящее и будущее состояние, возможности и условия построения, функционирования и развития.
Итак, в контексте нашего исследования моделирования воспитательной системы образовательно-реабилитационного учреждения будем рассматривать как процесс создания модели воспитательной системы образовательно-реабилитационного учреждения, осуществляется на основе единства целей, задач, различных видов деятельности, организационных форм, критериев функционирования и представляет собой сложную целостную систему взаимосвязанных компонентов.
Модель воспитательной системы должен обязательно воспроизводить взаимозависимость воспитательной среды и личности, предусматривает их функциональное взаимодействие и взаимовлияние во время пребывания личности в этой среде.
Стоит отметить, что доминирующей чертой воспитательной среды учебного заведения выступает его субъект-объектная амбивалентность: с одной стороны, среда влияет на человека, коллектив; с другой - сама среда подлежит преобразованию и управлению под влиянием активной и целенаправленной деятельности субъектов воспитательной деятельности.
В процессе моделирования воспитательной системы, которую мы в контексте нашего исследования рассматриваем как упорядоченную совокупность компонентов (цель, субъекты воспитания, их деятельность, общение, отношения, кадровый потенциал, материальная база), слаженное функционирование которых обеспечивает развитие и самореализацию всех участников педагогического процесса.
Модель воспитательной системы образовательно-реабилитационного учреждения должна соответствует следующим требованиям: модель должна быть удобной для использования; содержание модели должно быть согласованным со средой, в которой она функционирует и является его составляющей; модель должна быть адекватной, то есть, определена цель должна способствовать получению прогнозируемого результата внедрения указанной модели; модель должна быть полной и точной [7, с. 23].
Исходной позицией для моделирования воспитательной системы образовательно-реабилитационного учреждения выступает ее целевая и организационная специфика, которая представлена специфическими признаками: обеспечение интегративной деятельности педагогов, психологов, коррекционных педагогов, узких медицинских специалистов и родителей на разных этапах функционирования воспитательной системы; включение реабилитационного компонента в учебно-воспитательную деятельность; реализация комплексной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями; развитие личностного потенциала каждого ученика образовательно-реабилитационного учреждения; внедрение системостворювально'1 деятельности; обеспечение реализации ключевых направлений воспитания; индивидуализация воспитательного среды образовательно-реабилитационного учреждения; развитие системы сотрудничества образовательных учреждений с представителями других социальных институтов [8].
Модель воспитательной системы образовательно-реабилитационного учреждения должна воспроизводить выходной и прогнозируемое состояние воспитательной системы, которые соответственно состоят из следующих элементов:
1. Исходное состояние воспитательной системы основные параметры образовательного учреждения; воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей среды; достижения, традиции, недостатки и проблемы в воспитании учащихся.
2. Прогнозируемое состояние воспитательной системы: теоретико-методологические основы системы; ценностные ориентиры системы (ценности, цели, задачи, принципы разработки воспитательной системы).
Выводы.
1. К моделированию обращаются тогда, когда необходимо спроектировать исследуемый объект, внести соответствующие коррективы после апробации. В процессе создания воспитательной системы образовательно-реабилитационного учреждения моделирование выступает одним из самых оптимальных методов, который позволяет выделить актуальные и перспективные задачи учебно-воспитательного процесса, выявить, изучить и научно обосновать условия возможного сближения между вероятными, ожидаемыми и желаемыми изменениями объекта, что изучается. Составными частями моделирования, как процессуальной системы, выступают: объект и субъект моделирования; процесс формирования и реализации модельных представлений; модель и результаты.
2. Составными частями модели воспитательной системы образовательно-реабилитационного учреждения выступают: цель, задачи, компоненты и взаимосвязи между ними, связь системы с внешней средой, виды и формы деятельности, критерии и показатели функционирования системы.
3. Особенностью модели воспитательной системы образовательно-реабилитационного учреждения выступает четко отражен системный взаимосвязь ее структурных компонентов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гордеева, А.В. Концепция педагогической реабилитации в условиях общеобразовательной школы [Текст] : науч.-метод. пособие / А.В. Гордеева. - М. : Академия, 2001. - 34 с.
2. Гордеева, А.В. Реабилитационная педагогика: от теории к практике [Текст] / А.В. Гордеева. - М. : Академия, 2001. - 212 с.
3. Кошман, С.Н. Организационно-педагогические условия эффективного функционирования системы реабилитации социальных сирот (регионально-муниципальный аспект) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Кошман. - М., 2003. - 25 с.
4. Иващенко, К.В. Определение сущности понятия «педагогическая система» [Электронный ресурс] / К.В. Иващенко. - Режим доступа: http://dspace.udpu.org.ua:8080/jspui/handle/6789/3628.
5. Национальная стратегия развития образования в Украине на период до 2021 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/344/2013.
6. Остапенко, Н.М. Место моделирования как метода обучения в педагогическом проектировании (на материале лингвометодики высшей школы) [Электронный ресурс] / Н.М. Остапенко. - Режим доступа: http://journlib.univ.kiev.ua/index.php?act=article&article=1046.
7. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. - М., 2014. -176 с.
8. Рыжакова, Л.А. Социальная поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию [Электронный ресурс] / Л.А. Рыжакова. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnayapedagogika/library/2013/07/05/sotsialnayapodderzhka. - 21.09.2018.
REFERENCES
1. Gordeeva A.V. Koncepciya pedagogicheskoj reabilitacii v usloviyah obshcheobrazovatel'noj shkoly: nauch.-metod. posobie [The concept of educational rehabilitation in secondary schools]. - Moscow: Akademiya, 2001. 34 p.
2. Gordeeva A.V. Reabilitacionnaya pedagogika: ot teorii k praktike [Rehabilitation pedagogy: from theory to practice]. Moscow: Akademiya, 2001. 212 p.
3. Koshman S.N. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya effektivnogo funkcionirovaniya sistemy reabilitacii social'nyh sirot (regional'no-municipal'nyj aspekt). Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Organizational and pedagogical conditions for the effective functioning of the system of rehabilitation of social orphans (regional-municipal aspect). Ph. D. (Pedagogics) Thesis]. Moscow, 2003. 25 p.
4. Ivashchenko K.V. Opredelenie sushchnosti ponyatiya «pedagogicheskaya sistema» [Elektronnyj resurs] [Definition of the essence of the notion "pedagogical system"]. URL: http://dspace.udpu.org.ua:8080/jspui/handle/6789/3628.
5. Nacional'naya strategiya razvitiya obrazovaniya v Ukraine na period do 2021 goda [Elektronnyj resurs] [National strategy for the development of education in Ukraine for the period up to 2021]. URL: https://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/344/2013.
6. Ostapenko N.M. Mesto modelirovaniya kak metoda obucheniya v pedagogicheskom proektirovanii (na materiale lingvometodiki vysshej shkoly) [Elektronnyj resurs] [Place of modeling as a teaching method in pedagogical design (on the material of higher school linguistic methods)]. URL: http://journlib.univ.kiev.ua/index.php?act=article&article=1046.
7. Yakimanskaya I.S. Tekhnologiya lichnostno-orientirovannogo obucheniya v sovremennoj shkole [Technology student-centered learning in modern school]. Moscow, 2014. 176 p.
8. Ryzhakova L.A. Social'naya podderzhka detej, popavshih v trudnuyu zhiznennuyu situaciyu [Elektronnyj resurs] [Social support for children in difficult life situations]. URL: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnayapedagogika/library/2013/07/05/sotsialnayapodderzhka (Accessed 21.09.2018).
УДК 784
Н.А. Порошина,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального
образования
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected] ORCID: 0000-0003-0890-4939 Н.В. Галушкина, учитель музыки НОУ Специализированная гимназия «Аврора»
г. Тюмень, Россия [email protected]
Вокально-хоровые упражнения как средство развития певческого
голоса младших школьников
В статье рассматриваются проблемы развития певческого голоса детей как наиболее доступной формы музицирования и самовыражения в младшем школьном возрасте. Даны понятия певческого голоса, развитие певческого голоса, основных вокально-хоровых навыков, определено значение вокально-хоровых упражнений в работе над певческим голосом младших школьников.
Автором рассмотрены методические приемы и последовательность работы по развитию певческого дыхания, звукообразования и дикции на начальном этапе вокально-хоровой работы с младшими школьниками. В статье представлены примеры вокально-хоровых упражнений для развития певческих навыков младших школьников на начальном этапе обучения хоровому пению. Предложенный цикл вокально-хоровых упражнений дает возможность последовательно расположить учебные задачи и позволяет на простом музыкальном материале развивать певческий голос младших школьников.
Ключевые слова: певческий голос, развитие певческого голоса, вокально-хоровые навыки, вокально-хоровые упражнения.