2. Специалист-педагог, проводящий интерактивную консультацию, демонстрирует как можно: добивается высоких результатов; какое нужно содержание; как создать эффективные условия для решения образовательных проблем.
3. Формами интерактивных консультаций могут быть: тренинг, мозговой штурм^ ролевая игра, обсуждение, диалог, проектная деятельность, групповая работа, проигрывание ситуаций и др.
В заключение отметим, что в статье представлена авторская позиция, которая, безусловно, будет дорабатываться, корректироваться с учетом реализации данной идеи в педагогическую деятельность. Надеемся на отклик научной и педагогической общественности в формате экспертной оценки.
Литература
1. Образование для инновационных обществ в XXI веке / саммит стран «Группы восьми» в Санкт-Петербурге, документ принят 16 июля 2006 Г. // сайт в интернете: http://civilg8.rii/6853.php.
2. Кройтор С.Н. Инновации в образовании: социологический анализ (на примере системы высшего образования Республики Беларусь): дис. ... канд. социол. наук. - Минск, 2009 / URT: http://vivakadrv/l 5.htm
3. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник. 2011. - 584 с,
4. Костажевич С.В. Инновации: подход современных авторов в контексте российского опыта // Вестник высшей школы. - 2011 -№ 4. - С, 69-78.
Штиарина Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ВСГАО:»,. г. Иркутск, тел.: (83952) 24-10-97. 8 914 870 46 14 (моб.)а E-mail: [email protected].
Shisharina Natalia Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of pedagogical, Irkutsk. Tel.: (83952) 24-10-97, 8 914 870 46 14 (моб.), E-mail: [email protected]
Подлиннее Олег Леонидович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования»-, таен Российского психологического общества. Тел.: (3952) 33-13-55; 8-950-07-156-92, E-mail: [email protected]
Podlinayev Oleg Leonidovich, professor, department of pedagogy, East-Siberian State Academy of Education, fellow of the Russian Psychological Society. Tel,; (3952) 33-13-55; 8-950-07-156-92, E-mail: [email protected]
УДК 378.018
Г.И. Рогялевя
Модель развития воспитательного пространства вуза
В статье рассматривается модель развития воспитательного пространства вуза как интегральная система, взаимосвязанных компонентов. Выделены цель (блоки-задач) - технология - результат как компоненты модели. Представлены диагностический, аналитико-рефлексивный, информационный и организационно-педагогический блок-задач. Показан проектный подход технологии в виде блоков идей. Выделены этапы и уровни развития воспитательного пространства вуза, а также внесены критерии и показатели.
Ключевые слова: модель развития воспитательного пространства вуза; [цель ] - [блоки-задачи ] - [ технологии] - [критерии и показатели] - [результат ]; блоки идей, этапы и уровни развития воспитательного пространства вуза.
G.I. Rogaleva
Model development educational space of University
This article describes a model of development of educational space University as the integral system of interrelated components. In the model are: the purpose, tasks, technology blocks-, result. Provides diagnostic, analytical and reflective, informative and organizational and pedagogical tasks - block. Shows the project approach of technology in the form of blocks. Are stages and levels of development of the educational space, and criteria and indicators.
Keywords: model development educational space high school; target blocks-tasks, technology, result; blocks of ideas; stages and levels of development of the educational space of the University.
Модернизация образования и глобальные идеи времени, такие как обеспечение прав человека, развитие гражданственности личности, создание информационного общества подчеркивают ведущую роль воспитания как приоритета развития отечественного образования. Вместе с тем процесс воспитания и получение нового типа воспитательных результатов в развитии личности осложняется противоречивостью процессов социокультурного, экономического и ценностно-нравственного состояния России. Современная ситуация, с одной стороны, позволила увеличить количество разнообразных теоретических концепций воспитания и способствовала появлению стратегических государственных программ, таких как «Программа развития воспитания в современной России», стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерациии по решению проблем воспитания. С другой - осложнила проблемы практики, связанные с кризисом социальных институтов воспитания, в том числе и в высших учебных заведениях, как носителях воспитательных ценностей и отношений. Также
возникло противоречие между новыми требованиями к личности студента и уровнем и характером ее наличных знаний, навыков, качеств и способностей. Это противоречие затрудняет социальную адаптацию студентов к новым условиям. Разрешение данных противоречий связано с разработкой и реализацией новых концепций воспитательной деятельности в вузах, с приведением ценностных ориентаций молодежи в соответствие с общими гуманистическими идеалами и национальными культурными традициями.
В последние десятилетие педагогическая наука уделяет внимание исследованию воспитательной деятельности со студентами. В работах (М.Г. Резниченко, A.B. Пономарева) рассматриваются вопросы формирования воспитательного пространства и значения социально-педагогической функции вуза в воспитании современного специалиста. Студенческая молодежь становится объектом педагогических исследований (А.В.Меренков, И.Э. Надуткина, Т.Э.Петрова и др.). Анализ воспитания вузовской молодежи осуществлен в ряде исследований (Н.Ф. Головатский, В.Т.Дмитриев, J1.H. Лесохина, В.Т.Лисовский, Т.В.Шадрин).
Несмотря на значительное расширение исследований по проблеме организации воспитательной деятельности студенческой молодежи, все более осознается необходимость обоснования концептуальных подходов развития воспитательного пространства вуза. В этой ситуации именно моделирование системы воспитания через поиск его смыслообразующих параметров может стать приоритетной идеей высшего учебного заведения. Концептуальная модель развития воспитательного пространства вуза как самозначимая будет способствовать созданию условий развития личности студента и является средством преобразования систем воспитательной работы.
Методологические основания развития воспитательного пространства вуза с использованием гуманистического, системного, культурологического и средового подхода, детально рассмотренные нами ранее, позволяют выделить воспитательное пространство как развивающуюся целостность, структурные элементы которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей. Определить сущность воспитательного пространства в соединении системообразующих элементов и наличии системных качеств - цели, задач, соответствующих органов управления. Рассматривать модель развития воспитательного пространства вуза как «пространство связей и отношений» и «пространство взаимодействия», направленного на развитие личности студента и ее социально-значимых качеств, таких как самостоятельность, личностное и творческое саморазвитие, социальная активность, ответственность и направленность на самореализацию в деятельности. В рамках культурной деятельности ставить целью воспитания - личностное саморазвитие студента в культуре и выделять компоненты для создания полноценной среды культурного саморазвития личности. Учитывать многообразие различных сред и их влияние на воспитательное пространство вуза, определяя конечный результат - личностное саморазвитие студента.
Данные подходы являются основой разработки и реализации модели развития воспитательного пространства вуза. Они позволяют определять воспитательное пространство вуза как целостную, сложную, динамичную, интегральную, уникальную социально-педагогическую систему, направленную на личностное саморазвитие каждого участника пространства.
Метод моделирования широко используется в современной педагогической науке. Моделирование помогает воспроизвести целостность изучаемого объекта, его структуру, функционирование, сохранить эту целостность на всех этапах исследования. Моделирование является методом исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте-модели и позволяет объединить теоретическое и эмпирическое в педагогическом исследовании.
В своих исследованиях Л.В. Мардахаев определяет модель как мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты; формализованная теория, на основе которой может быть сделан ряд предположений; символическое изображение структуры, типа поведения и образцов взаимодействия в социальных процессах; стандарт для измерения отклонений реальных процессов от предполагаемых [6]. Используя представленное определение, рассмотрим модель развития воспитательного пространства вуза.
Под моделью мы будем понимать систему, тождественную моделируемому объекту в отношении некоторых существенных свойств и отличимую по всем остальным свойствам. Иными словами, модель развития вузовского воспитательного пространства рассматривается нами как интегральная система взаимосвязанных компонентов. В модель включаем следующие компоненты, которые характе-
ризуют процесс развития воспитательного пространства: цель, блоки-задач, технологии, критерии и показатели, результат.
Состав модели зависит от цели исследования. Содержание модели развития воспитательного пространства высшего учебного заведения обусловлено его направленностью выступать как условие личностного саморазвития каждого участника. Это определяется совместным бытием субъектов воспитательного процесса, содержанием которого является их совместная деятельность.
Алгоритм процесса развития воспитательного пространства вуза считаем возможным изобразить схемой: [цель ] - [блоки-задачи ] - [ технологии] - [критерии и показатели] - [результат ].
Таким образом, модель развития воспитательного пространства объединяет представленные в алгоритме компоненты, как интегральная система. В представленном алгоритме определяем целью организацию процесса развития воспитательного пространства вуза для активизации личностного саморазвития студентов. Рассматриваем в целом учебно-воспитательный процесс вуза и выделяем четыре уровня активизации личностного саморазвития студентов: групповой, кафедральный, факультетский и университетский. Считаем возможным выделить блоки-модели развития воспитательного пространства вуза в виде задач. Данные блоки-задачи в модели развития воспитательного пространства вуза являются важными, так как позволяют продумывать организационную деятельность внут-риуниверситетских социальных институтов, выделенных нами: институт управления воспитательным процессом; институт заместителей деканов (директоров) по воспитательной работе; институт заместителей деканов (директоров) по спортивной работе; институт кураторства; институт студенческого самоуправления; институт студенческого профсоюза; студенческий клуб; спортивный клуб.
Представляем четыре блока-задач, которые, на наш взгляд, определяют направления технологического обеспечения достижения результата. Рассмотрим диагностический, аналитико-рефлексивный, информационный и организационно-педагогический блок-задач. Каждый блок-задач наполняем содержанием. Содержание диагностического блока-задач включает пакет диагностических методик и анализ результатов диагностики. В аналитико-рефлексивный блок-задач включаем технологическое обеспечение активизации личностного саморазвития студентов, процедурную деятельность субъектов воспитательного пространства как систему действий. Построение логической последовательности действий и операций, обеспечивающих продуктивность процесса. Информационный блок-задач включает трансляцию, адаптацию и широкое распространение информации, подразумевает обеспечение широкого доступа в Интернет, организации сайтов, поддерживающих общественно-значимую деятельность студентов, во взаимодействии с молодежными СМИ, организации внутри университетских СМИ, издательскую деятельности по вопросам воспитания, создание условий для воспитательной деятельности: введении системы грантовой поддержки для студентов и преподавателей, стимулировании общественной активности.
Создание педагогических условий и ориентацию на конечный результат развития воспитательного пространства вуза и активизации личностного саморазвития студентов является содержанием ор-ганизационно-педагогического блока-задач. Он предполагает регулярное изучение, обобщение, распространение положительного опыта работы, а также оптимальное планирование воспитательной работы на кафедрах, факультетах, подразделениях, создание научно-методических разработок, проведении конференций, круглых столов и других мероприятий.
Понятие технология используем в прикладном значении как систему приемов, направленную на решение отдельных выделенных в модели блоков-задач; устойчивую последовательность действий, ведущую к развитию воспитательного пространства вуза; способ реализации обоснованной модели развития воспитательного пространства вуза, а также проектный подход для активизации личностного саморазвития студентов в виде блоков идей.
Предлагаем блоки идей: I - проекты, связанные с учебной деятельностью (осуществление воспитания и личностного саморазвития студентов в контексте целей и задач профессионального образования, опора на основную образовательную программу и научно-исследовательскую деятельность студентов); II - проекты, связанные со студенческим самоуправлением и административным управлением (активизация личностного саморазвития студентов во всех сферах деятельности университета, создание системы межфакультетских институтских связей, вариативность студенческих объединений); III - проекты, связанные со студенческой жизнью (ориентация на нравственные идеалы и ценности гражданского общества, развитие сети разнообразных студенческих объединений: творческих, клубных, общественных, научных, профсоюзных.
В модель внесены критерии и показатели. На наш взгляд, это положительное отношение субъектов университета к целям и содержанию воспитательной деятельности в вузе; направленность воспитательного пространства вуза на активизацию личностного саморазвития студентов; личностная значимость для субъектов воспитательного пространства событий, происходящих на всех четырех уровнях (групповом, кафедральном, факультетском, университетском). Результатом модели мы определили осуществление процесса развития воспитательного пространства вуза. Определяя воспитательное пространство вуза как пространство личностного саморазвития студентов.
Анализ работ по изучению воспитательного пространства вуза показывает, что пока в исследованиях нет представления о этапах развития воспитательного пространства вуза. Встречаются уровни сформированное™ воспитательного пространства вуза. Так, в работах М.Г. Резниченко выделены три уровня сформированности воспитательного пространства вуза: адаптации (А), интеграции (И), саморегуляции (С). Каждый из представленных уровней характеризует воспитательное пространство вуза как: уровень (А) - познавательно-информационное приспособление субъектов воспитательного пространства к новому окружению, структуре высшей школы, содержанию обучения и работы в ней, ее требованиям, своим обязанностям, усвоение новых форм и методов учебной работы; уровень (И) -процесс внутренней интеграции субъектов воспитательного пространства и интеграцию с окружением в целом, принятия ценностей-целей воспитательной системы вуза; уровень (С) - создание новых ценностей, адекватных потребностям субъектов воспитательного пространства вуза [4].
Определяя результат как осуществление процесса развития воспитательного пространства вуза, важно понять, что характерно для развития. В философском энциклопедическом словаре развитие определяется как «необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений» [7]. Если применить это определение процесса и результата развития к воспитательному пространству как целостной, сложной, динамичной, интегральной, уникальной социально-педагогической системе, то возникает вопрос: какова наиболее общая закономерность, характеризующая необратимость позитивных изменений в системе? Нам близка позиция В.И. Андреева, который отмечает, что понятие развитие для педагогических систем можно определить следующим образом: развитие педагогической системы - это процесс и результат целенаправленного изменения системы, наиболее общей закономерностью которой является ее переход из состояния развития в саморазвитие [1]. Опираясь на данное утверждение полагаем, что процесс развития воспитательного пространства вуза осуществляется как целенаправленное изменение целостной, сложной, динамичной, интегральной, уникальной социально-педагогической системы.
На наш взгляд, можно выделить три этапа развития воспитательного пространства вуза. Определяем их условные названия: 1 этап - создание воспитательного пространства; 2 этап - развитие воспитательного пространства; 3 этап - саморазвитие воспитательного пространства вуза. Нас интересует второй этап, в нем выделяем два уровня для того чтобы определить, насколько реализуема поставленная нами цель - развитие воспитательного пространства высшего учебного заведения.
Условно назовем их: 1 уровень - аналитический; 2 уровень - стратегический.
В модели развития воспитательного пространства вуза интерес представляют именно эти два уровня второго этапа.
В содержание аналитического уровня развития воспитательного пространства вуза, на наш взгляд, входит анализ ценностей, субъектов, объектов, факторов, закономерностей, традиций, условий. Вспомним определение анализа или декомпозиции: это разделение целого на части или представление сложного объекта в виде простых составляющих. Анализ причинно-следственных связей между выделенными частями сводится к нахождению необходимых и достаточных условий для поддержания требуемого взаимодействия между частями целого.
Стратегический уровень определяет последовательность действия целостной, сложной, динамичной, интегральной, уникальной социально-педагогической системы, т.е. воспитательного пространства вуза на личностное саморазвитие каждого участника пространства. Исследователи отмечают, что полноценность развития личности в воспитательном пространстве - следствие его субъектной позиции в нем. Студент, находясь в внутри пространства, сам его структурирует, тем самым обустраивая «для себя и под себя». В этой связи развивая воспитательное пространство вуза, необходимо предложить студенту широкое поле его освоения. Вероятность реализации субъектной позиции студента тем выше, чем разнообразнее и богаче структура воспитательного пространства вуза.
Предложенная авторская модель развития воспитательного пространства вуза позволяет проводить в настоящее время опытно-экспериментальную работу в Бурятском государственном университете. Она позволяет определить закономерности и условия эффективного развития воспитательного пространства вуза. Исследовать воспитательное пространство вуза и обосновать значимость критериев его развития для активизации личностного саморазвития студентов.
Литература
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Кн. 1. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. -565 с.
2. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Бо-рытко, С. Д. Поляков, H.JL Селиванова; под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А.Колесниковой. - М.: Академия, 2006. - 336 с. -(Профессионализм педагога).
3. Воспитание: научные дискуссии и исследования: сб. науч. тр. (по материалам научной конференции-дискуссии) / под. ред. Е.Е. Титовой. - СПб. Изд-во РГПУ им. А.И Герцена, 2005. - 196 с.
4. Резниченко, М.Г. Формирование воспитательного пространства вуза: критерии эффективности [Текст] // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 8. - С. 32-42.
5. Рогалева Г.И. Педагогическая поддержка детских общностей в мультикультурной среде. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999.- 130 с.
6. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений /авт.- сост. JI.B. Мардаха-ев. - М.: Академия , 2002. - 265 с.
7. Философский энциклопедический словарь. - М. Советская энциклопедия, 1983.
Рогалева Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского государственного университета. 670000 г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 89146371197, E-mail: [email protected]
Rogaleva Galina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of pedagogy, Buryat State University, Ulan-Ude, Smolin, str. 24a. Тел. 89146371197, E-mail: galina.rogaleva@mail,ru
УДК 37.01 (571.54)
И.А. Мял я нов
Влияние кочевого образа жизни бурят-монголов на становление образовательного пространства
В статье раскрываются особенности хозяйственно-экономической, социально-культурной жизни архаичного бурят-монгольского общества, раскрывается специфика образа жизни кочевников, дается характеристика социально-культурной среды и образовательного пространства.
Ключевые слова: цивилизация, кочевая цивилизация, образ жизни, номадизм, мифологическое сознание, образовательное пространство.
I.A. Malanov
The influence of the Buryats-Mongolian nomadic life style on the educational space formation
In the article the author reveals the features of economic, social and cultural life of the archaic Buryat-Mongolian society, the specificity of nomads life style is revealed, the characteristic of social and cultural environment of the educational space is given.
Keywords: civilization, nomadic civilization, life style, nomadism, mythological consciousness, educational space.
Кочевничество становится основным направлением хозяйственно-культурного развития евразийских племен, как минимум, с середины I тыс. до н.э. Выделение этой цивилизации вполне можно назвать степной революцией, которая имела не меньшее значение для человечества, чем городская или земледельческая. Кочевая цивилизация - это особый мир, отличающийся как от западной, так и от восточной цивилизации, а степной образ жизни такой же исторический феномен, как и городской и сельский.
Становление кочевой цивилизации, по данным исторической науки, происходило 3 этапа: гуннский (III в. до н.э. - V в. н.э.), тюрский (VI-XII вв. н.э.), монгольский (XII-XIV вв.). Именно монгольская кочевая цивилизация оказала решающее влияние на становление бурятской этнической общности, ее основной хозяйственной деятельности и культуры. Однако цивилизационные процессы при формировании и развитии бурятского этноса имели свои социально-экономические и культурноисторические особенности.
Для осмысления глубины цивилизационных процессов и их влияния на образование необходимо обратиться к изучению природно-климатических, этнографических, культурно-исторических факто-