УДК 378
Говердовская Елена Валентиновна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики Пятигорского медико-фармацевтического института -филиала Волгоградского государственного медицинского университета Минздрава России [email protected]
Мкртычева Наталья Мартыновна
кандидат педагогических наук, доцент. Северо-Осетинский государственный университет им К.Л. Хетагурова [email protected]
Организация
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Elena V. Goverdovskaya
doctor of pedagogical Sciences, professor, Head of the Department of humanitarian disciplines and bioethics, Pyatigorsk Medico-pharmaceutical Institute, branch of Volgograd State Medical University of the Ministry of Health of Russia [email protected]
Natal’ya M. Mkrtycheva
candidate of pedagogical Sciences, docent. North Ossetian State University of K.L. Khetagurov [email protected]
Organization of
EDUCATIONAL
SPACE OF THE MODERN
UNIVERSITY
Аннотация. В статье показаны некоторые подходы к организации воспитательного пространства вуза. Реализация целей и задач воспитательной системы всеми ее субъектами, психологопедагогическая подготовка профессорскопреподавательского состава - одно из условий формирования воспитательного пространства вуза. Вот почему в университете на базе факультета повышения квалификации дважды в год профессорско-преподавательский состав университета повышает свою квалификацию по направлению «Педагогика и психология высшей школы».
Ключевые слова: воспитательное пространство вуза, подходы к его формированию.
Annotation. The article shows some approaches to the organization of educational space at the University. Realization of the purposes and problems of educational system by all its subjects, psychology and pedagogical preparation of the faculty is one of the conditions of formation of educational space of higher education institution. That is why the faculty of University improves the skills in the "Pedagogics and Psychology of the Higher School" direction at University on the basis of faculty of professional development twice a year.
Keywords: educational space of the University, approaches to its formation
Сегодня в России активно идет процесс реформирования системы высшего профессионального образования, предполагающий изменения как в педагогической теории, так и в практике учебно-воспитательного процесса: меняется образовательная парадигма, акценты смещаются в сторону саморазвития личности, многие категории и понятия нуждаются в переосмыслении, одним из них является понятие «образовательное пространство вуза».
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить ряд случаев использования данного понятия как синонима понятия «образовательная среда». В поле теории поликультурного образовательного пространства [4] оно определяется как особая реальность, в которой концептуальное значение приобретает место человека. Исследование смыслового поля образовательного пространства, анализ существующей психолого-педагогической литературы пока-
зали [2], что его можно понимать как некий феном, который в своей протяженности равен выражению события и способен определяться категориями и смыслами его жизни, проявляющихся там, где образование становится системообразующим и ресурсосберегающим фактором жизнедеятельности.
Актуализация гуманитарной парадигмы педагогического знания приблизила нас к разрешению сложившихся социально-педагогических противоречий между потребностями общества в обеспечении направленного развития образования и недостаточной разработанностью в педагогической науке его научного обоснования; подтолкнула к формированию гуманистической позиции у будущего учителя в процессе его обучения в вузе.
Используя компетентностный подход в учебновоспитательном процессе, нам удалось сориентировать преподавателей и студентов вуза на
230
организацию межличностного и профессионально-ориентированного взаимодействий (изменили ролевые позиции преподавателя и студента на семинарских, практических и лабораторных занятиях; ввели тьютерское сопровождение студентов при выполнении научно-исследовательской работы, курсовых и дипломных работ; привлекли к организации внеаудиторных занятий, как студентов, так и преподавателей). Это позволило, отчасти, сформировать основные профессиональные компетенции студентов -будущих специалистов: способность выражать собственные чувства, давать критическую оценку; быть самокритичным; иметь навыки поддержания и развития межличностных отношений, чувство коллективизма; уметь общаться со специалистами из других профессиональных сфер; быть толерантным по отношению к людям различных национальностей и вероисповеданий; руководствоваться этическими нормами при принятии личностных и профессиональных решений; обладать способностью адаптироваться к новым социокультурным и профессиональным ситуациям; быть креативным; отдавать предпочтение творческому подходу при решении задач; самостоятельно разрабатывать проекты и управлять их реализацией; проявлять инициативу; заботиться о качестве выполняемых работ; стремиться к личному и профессиональному успеху. Однако все вышеназванные компетенции могут сформироваться только при наличии воспитательного пространства в вузе - динамической, многоуровневой, социально-педагогической системы, функционирующей на основе принципов целостности, вариативности и активности субъектов воспитания. Данное пространство, как известно, возникает как некая социальнодетерминированная структура, приобретает значимые системообразующие качества, достигает определенного состояния стабилизации, испытывает структурные и функциональные изменения; ее изменения происходят на основе закономерностей и принципов, предопределенных генезисом явления. Субъектами этого пространства являются студенты, профессорскопреподавательский состав вуза и его администрация. Кроме того, воспитательное пространство вуза представляет собой динамическую, сложноорганизованную, социально-психологи-
ческую и психолого-педагогическую системы, функционально объединяющие в себе три подсистемы: личностно-профессионального развития (профессорско-преподавательский состав способствовал при чтении лекций, в ходе проведения лабораторных, семинарских и практических занятий реализации творческого потенциала студентов, развивал в них способность к созданию оригинального образовательного и научного продукта - при выполнении лабораторных, написании курсовых и дипломных работ, формировал социальную активность и ответственность за принимаемые решения на семинарских и практических занятиях, во внеаудиторной деятельности); институциональную (в процессе внеаудиторных мероприятий преподаватели и студенты старались сохранить преемственность национальных традиций, использовать культурные, национальные и региональные особенности, придавали воспитательно-образователь-
ному процессу опережающий характер); событийно-временную (планирование взаимосвязанных учебно-воспитательных мероприятий на семестр или учебный год, развитие мотивации к творчеству и т.д).
Единство субъектов воспитательного пространства обеспечивалось выработкой педагогической концепции организации воспитательной работы в вузе, ориентированной на приоритеты гуманистического воспитания. Последний факт потребовал согласования нормативных документов, представляющих инвариантную часть воспитательного пространства вуза составной частью образовательной системы государства; реализации всей воспитательной деятельности на основе современной редакции Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона «О высшем и послевузовском образовании», Устава вуза и др.
Известно, что принятие, реализация целей и задач воспитательной системы всеми ее субъектами, психолого-педагогическая подготовка
профессорско-преподавательского состава -одно из условий формирования воспитательного пространства вуза. Вот почему в университете, на базе факультета повышения квалификации, дважды в год профессорско-преподавательский состав университета повышает свою квалификацию по направлению «Педагогика и психология высшей школы». Благодаря этим занятиям, преподаватели научили студентов оценивать воспитательные мероприятия, в которых они принимали участие и процессы вузовского обучения; осознавать свое пребывание в вузе как важное событие в жизни, необходимое условие для дальнейшей успешной карьеры.
В процессе формирования воспитательного пространства мы столкнулись со следующими трудностями: ряд преподавателей, занижая свою роль в процессе обучения, считали, что его эффективность зависит только от студентов; ожидания преподавателей относительно усилий студента в образовательном процессе часто не совпадали с реальной действительностью; преподаватели акцентировали свое внимание на том, как надо учить, а не на внутренних ожиданиях, существующих в студенческой аудитории; в процессе общения студента с преподавателями иногда возникали и конфликтные ситуации; наблюдался низкий уровень взаимодействия студентов с преподавателями. Подобные трудности помогла устранить введенная в учебно-воспитательный процесс вуза адаптированная к его условиям модель формирования воспитательного пространства М.Г. Резниченко, связывающая воедино три компонента - внутренний, учебый и внеучебный [3]. Внутренний компонент позволил сформировать каждому студенту воспитательное пространство в процессе осуществления процессов самовоспитания, самоанализа и самоконтроля (самостоятельное добывание информации; умение оценить и проанализировать полученные результаты; умение самостоятельно оценить степень владения информацией);
внеучебный - формирование осуществлялось в процессе внеаудиторной совместной и индивидуальной деятельности преподавателей и студентов;
231
учебный компонент - его формирование происходило в процессе лекционных занятий, на практических и семинарских занятиях, в ходе выполнения
Литература:
1. Борисенко В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В.П. Борисенко, ОБ. Гукаленко, А.Я. Данилюк М.; Ростов -н/Д , 2004. 267 с
2. Мкртычееа НМ. Некоторые подходы к организации воспитательного пространства вуза. Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия: материалы VII международной научно-практической конференции, 12-13 декабря Новосибирск. 2014. С. 7б-77.
3. Резниченко М.Г. Воспитательное пространство в высшем учебном заведении : монография. Самара : СГПУ, 2008. 192 с.
4. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М., 2000. 341 с.
лабораторных работ, при написании курсовых и дипломных работ, в процессе научно-исследовательской деятельности.
Literature:
1. Borisenko V.P. Multicultural educational space of Russia: history, theory, design bases / V.P. Borisenko,
O.V. Gukalenko, A.Ya. Danilyuk M.; Rostov-on-Don, 2004. 267p.
2. Mkrtycheva N.M. Some approaches to the organization of educational space of higher education institution. Scientific prospects of the XXI century. Achievements and prospects of new century : materials of the VII International Scientific and practical Conference, on December 12-13, 2014. Novosibirsk. P. 76-77.
3. Reznichenko M.G. Educational space in a higher educational institution : monograph. Samara: SSPU, 2008. 192 p.
4. Sen’ko Yu.V. Humanitarian bases of pedagogical education. M., 2000. 341 p.
232