Научная статья на тему 'Социокультурная среда вуза как объект педагогического моделирования'

Социокультурная среда вуза как объект педагогического моделирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
925
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТА / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ / СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ / SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT OF THE HIGH SCHOOL / PEDAGOGICAL MODELING / EDUCATIONAL SPACE / EDUCATIONAL SYSTEM / PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENT / CONTENT COMPONENT OF MODEL / STRUCTURAL COMPONENT OF MODEL / PROCEDURAL COMPONENT OF MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурдуковская Елена Анатольевна

В статье анализируются теоретико-методологические предпосылки, теоретические основы педагогического моделирования социокультурной среды вуза как пространства личностного становления студента. Модель социокультурной среды вуза представлена как целостное единство содержательного, структурного и процессуального компонентов на микро-, мезо-, макрои мегауровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурдуковская Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL AS AN OBJECT OF PEDAGOGICAL MODELING

The article is devoted to the analysis of theoretical and methodological preconditions, theoretical basis of pedagogical modeling of the social and cultural environment of high school as the space for personal development of a student. The model of the social and cultural environment of the high school is presented as the integral unity of content, structural and procedural components on the micro-, meso-, macroand megalevels.

Текст научной работы на тему «Социокультурная среда вуза как объект педагогического моделирования»

УДК 37.013.8

Бурдуковская Елена Анатольевна

Burdukovskaya Elena Anatolievna

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Амурского государственного университета тел.: (4162) 39-46-21

Candidate of Pedagogics, associate professor of the chair of psychology and pedagogy, Amur State University tel.: (4162) 39-46-21

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL AS AN OBJECT OF PEDAGOGICAL MODELING

Аннотация:

The summary:

В статье анализируются теоретико-методологические предпосылки, теоретические основы педагогического моделирования социокультурной среды вуза как пространства личностного становления студента. Модель социокультурной среды вуза представлена как целостное единство содержательного, структурного и процессуального компонентов на микро-, мезо-, макро- и мегауровнях.

The article is devoted to the analysis of theoretical and methodological preconditions, theoretical basis of pedagogical modeling of the social and cultural environment of high school as the space for personal development of a student. The model of the social and cultural environment of the high school is presented as the integral unity of content, structural and procedural components on the micro-, meso-, macro- and megalevels.

Ключевые слова:

Keywords:

социокультурная среда вуза, педагогическое моделирование, воспитательное пространство, воспитательная система, личностное становление студента, содержательный компонент модели, структурный компонент модели, процессуальный компонент модели.

social and cultural environment of the high school, pedagogical modeling, educational space, educational system, personal development of student, content component of model, structural component of model, procedural component of model.

Поиски новых путей и способов формирования социокультурной среды высших образовательных учреждений сегодня активизировались и связаны с преобразованием их социокультурной инфраструктуры и создаваемого на ее основе социокультурного пространства, обеспечивающего свободное творческое развитие студентов, их социальную охрану и защиту; разработку программ, направленных на социальную адаптацию студентов к изменяющимся условиям жизни; формирование у них необходимых социальных навыков; координацию всех структур вуза, а также общественных формирований в области социальновоспитательной работы. Одним из путей повышения эффективности и целенаправленности воспитательных влияний социокультурной среды вуза является педагогическое моделирование этой среды как пространства личностного и профессионального становления студента, суть которого видится в целенаправленной и эффективной организации взаимодействий, трансляции и воспроизводстве социального и культурного опыта, а также в создании условий личностного становления студента в процессе активной деятельности и общения.

Педагогическое моделирование социокультурной среды вуза позволяет решить следующие исследовательские задачи:

а) систематизация, осмысление, формирование консолидирующих идей, отражающих содержание моделируемого пространства, а также содержания и необходимых и достаточных направлений деятельности;

б) создание и оптимизация инфраструктуры вузовской среды;

в) осмысление, разработка технологического обеспечения личностного становления студента в социокультурной среде вуза, позволяющего учесть потребности как университета в целом, так и каждого студента, отразить особенности факультета и приобретаемой специальности в возможностях профессионального становления будущего специалиста.

Теоретико-методологическими предпосылками модели социокультурной среды вуза определяется следующая совокупность положений:

- становление личности студента в социально позитивном ключе представляет собой непрерывный поступательный процесс качественного самоизменения, в рамках которого под воздействием внутренних и внешних факторов формируются субъектная позиция студента в деятельности и общении, потребность в саморазвитии, самосовершенствовании с учетом реализации жизненных ориентаций как поиска своего места в жизни, гармонизации образа жизни;

- социокультурная среда вуза является интегративным фактором личностного становления студента, влияние которого опосредуется через включение студента в различные ее сферы. Она представляет собой пространство совместной жизнедеятельности студентов, преподавателей, сотрудников, структура которого детерминирована особенностями образовательного учреждения в обеспечении выбора ценностей, освоения культуры, жизненных смыслов, способов культурной самореализации, раскрытия индивидуальных ресурсов личности;

- социокультурная среда вуза - это системное образование, включающее ряд структурнофункциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с внешней средой и обладающее интегральным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей. Сферы социокультурной среды вуза имеют синкретический характер, т. е. функционирование среды как системы зависит от переплетения всех ее составляющих;

- социокультурная среда вуза - система саморазвивающаяся, динамичная, в ее структурных элементах идет внутреннее развитие, осуществляется процесс накопления культурного опыта;

- социокультурная среда вуза - открытая система;

данная среда зависит от «возраста» учебного заведения, каждому этапу ее развития присуща своя оригинальная идея;

- социокультурная среда вуза - явление сложное и развивающееся.

В педагогической теории и практике накоплен достаточный опыт в отношении моделирования педагогических явлений. Теоретической основой нашего моделирования социокультурной среды как пространства личностного становления студента послужили следующие концептуальные идеи.

Прежде всего мы опирались на теорию и практику моделирования воспитательных систем и воспитательных пространств. Согласно этой теории, воспитательное пространство представляет собой территорию, на которой осуществляется процесс воспитания [1]. Оно имеет динамичную структуру и обладает характеризующими ее разнообразными параметрами. Под воспитательным пространством понимается среда, «механизмом» организации которой является сеть педагогических событий (Д.В. Григорьев, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова). Применение данной теории дает возможность говорить о наличии особого воспитательного пространства вуза (в нашем случае пространства личностного становления студента), а также исследовать его основные параметры.

Теория и практика моделирования воспитательных систем обязывает отразить в модели социокультурной среды вуза цели ее формирования и развития, субъекты социокультурной среды вуза (индивидуальные: студенты, преподаватели; групповые: студенческие учебные группы, объединения, сообщества и др.), виды деятельности, в которые включены субъекты; отношения, которые их объединяют; описание средств и методов продуцирования среды вуза, управления ее развитием; а также присвоенную вузом внешнюю среду.

Кроме того, выстраивая модель социокультурной среды вуза, мы использовали подход В.А. Ясвина [2], что позволило нам рассматривать педагогическую организацию социокультурной среды вуза как пространства личностного становления студента, характеризующегося оптимальной организацией системы связей между всеми элементами среды такого характера, которые бы обеспечивали комплекс возможностей для личностного саморазвития всех субъектов образовательного процесса. «Современное пространство вуза ценным и значимым признает культурную самобытность каждого, в нем открывается доступ ко всем цивилизациям мира, включая собственную, в нем происходит снятие внешних ограничений доступности к другим образовательным системам» [3]. Иначе говоря, проектируемое нами пространство - это прежде всего пространство возможностей для самоопределения, саморазвития и самореализации. Оно задает степени свободы, векторы развития, веер возможностей. Однако, представляя социокультурную среду в виде пространства саморазвития и самореализации студента, необходимо осознавать, что, с одной стороны, оно создает возможности, с другой - их ограничивает, задает определенные рамки.

Еще одна идея, которую мы учитывали при моделировании социокультурной среды как пространства личностного становления студента, связана с положением личности в пространстве, для и ради которой оно создается, чьи интересы и проблемы призвано решать. Причем это пространство должно восприниматься личностью как собственное, в котором можно себя реализовать, научиться сотрудничать с другими людьми. В модели также заложены все необходимые условия для овладения видами деятельности, которые дают студенту широкую ориентацию в такой системе отношений, где он выступает как активный их творец.

Системообразующим фактором теоретических основ моделирования выступает их целостность, в основе которой - процесс интеграции элементов образовательного процесса, внеучебной и воспитательной работы, программно-содержательного и научно-методического обеспечения развития социально-значимых качеств и профессионального становления студентов [4]. Социокультурная модель внеучебной и воспитательной работы со студентами способствует развитию социально-одобряемых качеств и профессионального становления студентов вуза; обеспечивает их позитивную динамику, основанную на ценностях самостоятельности, ответственности, субъектности, креативности, социальной защищенности студентов.

В контексте изложенного с учетом методологических и теоретических оснований в качестве социокультурного пространства личностного становления студента нами понимается специально построенная среда, способная обеспечить комплекс возможностей для вариативного выбора студентом собственной траектории личностного развития, способная активно действовать, реализовываться и совершенствоваться в различных способах культуротворческой деятельности и общения. Организованное таким образом социокультурное пространство не только открывает новые возможности для личностного становления студента, позволяя понимать, ориентироваться в общей социокультурной ситуации, но и предъявляет повышенные требования к его личности, к его способности самоорганизации, самообразования, саморазвития. При этом социокультурная среда как пространство саморазвития и самореализации личности студента - это пространство, в котором каждый студент осуществляет собственный выбор и выстраивает глубоко индивидуальную траекторию своего культурного развития; соответственно личностное становление происходит у каждого в индивидуальном темпе, по индивидуальной траектории.

Важен момент, касающийся структурного представления социокультурного пространства, радиус которого может колебаться от радиуса социокультурной инфраструктуры самого университета до радиуса всего города, региона и т. д. Чем он больше, тем сложнее работа по созданию пространства, но и больше возможностей для самореализации личности. Социокультурное пространство способно интенсивно побуждать человека к самосовершенствованию, самовоспитанию, поскольку для успешного решения конкретных задач активного взаимодействия оно востребует от него широкий спектр возможностей. Чем больше обеспечена свобода выбора видов деятельности, целей, средств, возможностей индивидуального самоопределения, тем интенсивнее и целенаправленнее осуществляется личностное становление студента.

Особенность и сложность моделирования социокультурной среды как пространства личностного становления студента связаны с тем, что это пространство должно быть и субъектным (личностный уровень), и учитывающим специфику и целостность образовательного учреждения. Последнее обязывает нас рассматривать его и как своеобразную организационную структуру, и как развивающийся механизм. Моделирование затрудняется еще и тем, что социокультурная среда вуза неоднородна, а в модели требуется в единстве показать многообразие целей, содержания, взаимодействия субъектов, форм и технологий деятельности, их разнообразие.

В контексте такого понимания с учетом поставленных исследовательских задач моделирование в нашем исследовании выступает как способ упорядочения социокультурной среды. Модельное представление позволяет выделить три основных блока взаимосвязанных компонентов проектирования пространства: содержательный, структурный, процессуальный компоненты.

Содержательный компонент отражает совокупность основополагающих идей и приоритетных ценностей, требований, определяющих мировоззренческие основы, идеологию, т. е. совокупность тех общих положений, которые раскрывают содержание социокультурной ситуации в вузе. Как правило, они находят отражение в концепциях, принципах и целеполагании, в нормативных документах и целевых программах, в модели личности студента, в социально одобряемом образе жизни, в содержании ведущих видов деятельности.

Структурный компонент модели представлен социокультурной структурой вуза, включающей клубы, секции, научно-практические студенческие лаборатории, библиотеки и др. Поскольку социокультурная среда вуза представляет собой открытую систему, элементами этой модели становятся внешние по отношению к университету сообщества, объединения, учреждения социокультурного характера, влияющие на личностное становление студента. Структурный компонент модели предполагает оптимальное взаимодействие элементов социокультурной среды вуза для реализации деятельности и общения студентов.

Процессуальный компонент - то, что позволяет социокультурной среде вуза функционировать, продуцировать, развиваться. Этот компонент связан с разработкой социально-педагогических технологий, форм и методов педагогической организации личностного становления студента в социокультурной среде вуза. Здесь мы выделяем субъектные, деятельностные и собственно средовые технологии.

При моделировании социокультурной среды вуза в качестве пространства личностного становления студента нами выделена следующая система концентрических структур:

- микросреда (микроуровень) - субъектное пространство личности, пространство всех социальных ролей включенных в него субъектов;

- мезосреда (мезоуровень) - пространство отношений, возникающих между субъектами, и деятельностей, в которые они вовлечены;

- макросреда (макроуровень) - пространство элементов, создающих условия для рациональной организации основных видов деятельности субъектов во всех сферах социокультурной среды;

- мегасреда (мегауровень) - пространство, внешнее по отношению к вузу, но присвоенное им и субъектами социокультурной среды.

Таким образом, модель социокультурной среды вуза в качестве пространства личностного становления студента выглядит как целостное единство содержательного, структурного и процессуального компонентов на микро-, мезо-, макро- и мегауровнях.

В завершение укажем на критерии оценки успешного развития социокультурной среды вуза:

- открытость системы для всего спектра социокультурных влияний внешних факторов (перманентность модернизации, трансформация взаимодействия с социумом и т. п.);

- степень жесткости социокультурной среды вуза как системы (ценности, нормы, традиции, обычаи, устои);

- степень автономности основных подсистем (образовательной, коммуникативной, информационной и т. д.);

- вариативность технологий, форм и методов организации и самоорганизации деятельности и личностного развития.

Педагогическое моделирование социокультурной среды университета как пространства личностного становления студента позволяет проектировать пути решения основных целей и задач педагогической деятельности. Реализация элементов, связей в предлагаемой модели и критериев эффективности ее работы в процессе внутренней и внешней деятельности человека позволяет находить новые, более эффективные методы, способы, приемы воспитания и обучения в условиях конкретного вуза.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Венд-ровской, В.А. Караковского. М., 1996. 240 с. ; Воспитательное пространство как объект педагогического исследования / под ред. Н.Л. Селивановой ; отв. ред. Л.И. Новикова, Е.И. Соколова. Калуга, 2000. 248 с.

2. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997. 365 с.

3. Пчелинцева И.Г. Построение толерантной среды в образовательном пространстве высшего учебного заведения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006. 46 с.

4. Вострокнутов С.И. Педагогические основы формирования гуманитарной среды высшего учебного заведения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2009. 39 с.

1. Metodologiya, teoriya i praktika vospitatel'nykh sistem: poisk

prodolzhaetsya / ed. by L.I. Novikova, R.B. Vendrovskaya, V.A. Karakovskiy. M., 1996. 240 p. ; Vospitatel'noe pros-

transtvo kak ob"ekt pedagogicheskogo issledovaniya / ed. by N.L. Selivanova ; executive ed. L.I. Novikova, E.I. Sokolova. Kaluga, 2000. 248 p.

2. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. M., 1997. 365 p.

3. Pchelintseva I.G. Postroenie tolerantnoy sredy v obra-

zovatel'nom prostranstve vysshego uchebnogo zavedeniya : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2006. 46 p.

4. Vostroknutov S.I. Pedagogicheskie osnovy formirovaniya

gumanitarnoy sredy vysshego uchebnogo zavedeniya : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Yaroslavl', 2009. 39 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.